Реферат по предмету "Социология"


Смысл жизни как проблема социологии личности

СМЫСЛ ЖИЗНИ КАКПРОБЛЕМА СОЦИОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

Введение
За многиевека своего развития науки отвечали на разные вопросы от сотворения мира довычисления скорости света, но ни одна наука не смогла ответить на вопросы:существует ли смысл жизни и если да, то в чем он заключается. И все же термин«смысл жизни» используется гораздо чаще чем число точной скорости света илипериод полураспада урана. Само определение смысла жизни имеет множествоформулировок, и все они отличаются друг от друга, не имея в себе никакой точностиили конкретизации.
И все же, какбы не был сложен этот вопрос, каждый человек рано или поздно задумывается обэтом, и ищет в своей жизни тот самый смысл, который не может даже четкоопределить.
С возрастомбольшинство людей все чаще обращаются к вопросу смысла жизни, все больше хотятего найти и основывать свою жизнь на нем, видеть в ней какой-то определенный «каркас»,скрепляющий все цели, мечты, поступки и идеи. Возможно, это происходит потому,что поиск смысла во всем происходящем в мире, во всех словах и действияхпроисходит на подсознательном «автоматическом» уровне. Мы привыкли искатьсмысл, потому как с раннего детства нас учат, что все не имеющее смысла неможет бороться за право существовать и не имеет никакой пользы, словно пустойящик, который непременно должен быть чем-нибудь наполнен.
Гипотеза: Исходяиз вышесказанного, можно полагать что в разном возрасте и достигнув различногосоциального развития люди по разному относятся к смыслу жизни и его ценностидля себя.
Целью даннойработы является изучение выдвинутой гипотезы, ее подтверждение илиопровержение.
Задачи:изучить теоретические данные и анализировать данные социального опроса, на ихоснове сделать выводы.
Объектисследования: различные возрастные категории граждан.
Предметисследования: отношение к смыслу жизни людей различной возрастной категории,пола, и социального уровня.
Структураработы представлена двумя главами. Первая – теоретическая, описывающая проблемусмысла жизни, его изучение и теоретические аспекты. И вторая – практическая, вкоторой приводятся данные социологического опроса и их анализ.

1. Проблемасмысла жизни в социологии личности
Проблемасмысла жизни имеет ряд аспектов: философский, социологический, этический,религиозный, социально-психологический. Основным является социологический, ибоон раскрывает зависимость смысла жизни от общественных отношений, в которыевключён социальный объект, и показывает, что именно общественные отношения даютпростор или, наоборот, тормозят осуществление жизненных целей.
Категория«смысл жизни» – это одно из основных мировоззренческих понятий, имеющееогромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. Оттого, какую жизненную стратегию выберет человек, зачастую зависит жизнь нетолько его самого, но и его окружения, а иногда и всего человечества. Вопрос осмысле своей жизни в определенный период посещает каждое мыслящее существо,желающее понять и познать себя, свое предназначение и место в этом мире. Жизньобязательно принуждает человека дать ответ на вопросы: «Для чего я живу?», «Вчем смысл моей жизни?» Каждый ответственный за свою судьбу и судьбы другихчеловек не может и не хочет жить без цели, определенной задачи или же мечты, авсегда ищет то «достойное», чем можно было бы занять свою жизнь, сделать ееболее значительной. Четкое представление о смысле и назначении своей жизниявляется основной движущей силой бытия человека, стратегическим орудием,позволяющим не покориться, а, наоборот, преодолеть все трудности и испытания нажизненном пути. Но для этого нужно, чтобы человек сам определил, сам сообщилтот или иной смысл своему существованию, нашел свое назначение согласно своимспособностям, сделал свою жизнь максимально плодотворной, полезной, нужной. Подсмыслом жизни мы понимаем осознание индивидом основного содержания своейжизнедеятельности, как прошлой и настоящей, так и будущей, которое определяетего место и значение в жизни общества и придает человеку уверенность в том, чтоего индивидуальная жизнь нужна и ему самому, и окружающим, и обществу. [9]
Смысл человеческойжизни нельзя понять и объяснить, если замыкаться в узкой сфере этическихкатегорий, ибо смысл и назначение человека выявляются только в практическойдеятельности по изменению окружающего мира, лишь в общественной практикереализуются цель и знание человека.
Смысл и цельчеловека заключается в изменении окружающего мира ради удовлетворения егопотребностей, это неоспоримо. Но, изменяя внешнюю природу, человек изменяет исвою собственную природу, то есть изменяет и развивает самого себя. [1, с 23]
Смысл – этообъективная наполненность, содержательный критерий жизни; осмысленность – этосубъективное отношение к жизни, осознание ее смысла. Жизнь индивида может иметьсмысл, независимо от осмысления. Объективно смысл жизни человека реализуется впроцессе его жизнедеятельности, протекающей в разных сферах. Поэтому он можетвыступать как спектр смыслов и целей. Но в любом случае человек долженсостояться, иметь возможность представить себя миру, выразить свою сущность.Жизнь наполняется смыслом, когда она полезна другим, когда человек судовлетворением и полной самоотдачей занимается своим делом, когдасуществование его проникнуто нравственным добром и справедливостью. Тогдаобъективная значимость, смысл его жизни совпадают с его личными, субъективнымистремлениями и целями. Наилучший вариант – ситуация, когда смысл иосмысленность образуют гармоничное единство. Ведь осознать смысл своей жизни – значит,найти свое «место под солнцем». [2, с 74]
С осознаниемсмысла жизни тесно связано понятие цели. В сознании человека цель выступаетобразом того будущего состояния действительности, которое отвечает егопредставлениям, потребностям и идеалам. Цель не тождественна смыслу жизни. Цель– это определенный рубеж, а смысл жизни – генеральная линия, определяющая цели,та общая направленность, которая сказывается на всем поведении человека, навсей его жизни. Цель жизни – впереди, это субъективное представление о будущем.Смысл жизни – это объективное содержание самой жизни и одновременно – стремлениек высшей цели. [5]
Смысл жизни –тема вечная и столь же важная, как и сама жизнь. Предчувствие скрытой тайнымиров, существ, событий и явлений в Природе и Вселенной, этого загадочного«нечто», дающего обоснование нашим побуждениям и поступкам, пронизывает всюнашу жизнь.
Стремление ксмыслу свойственно всем людям – это врожденное и естественное качество,заложенное в каждом из нас. Часто оно так и остается глубоко запрятанным внашем подсознании, и нам бывает трудно объяснить и четко сформулировать, кчему, собственно, мы стремимся и что хотим понять.
Когда впоступках и действиях человека отсутствует смысл, это автоматически сказываетсяна качестве самой его жизни. Жизнь без смысла означает, что человек лишенглубокой внутренней мотивации, внутреннего стержня и мощного «мотора», которыепозволили бы ему взять собственную судьбу в свои руки. В результате онстановится слабым, теряет опору, любая неблагоприятная жизненная ситуация,любая проблема выводит его из равновесия.
Он такжестановится легко управляемым – отсутствие смысла лишает прочных жизненныхкритериев и устремлений. В результате страдают его индивидуальность, егоспособности, таланты и потенциалы. Человек становится легкой добычей тех, комуподобная слабохарактерность нужна для достижения собственных корыстных целей иинтересов. Его можно убедить в чем угодно, а любое чужое мнение, представлениеили мировоззрение он тут же воспринимает как свое собственное. Вместо того,чтобы самому распоряжаться своей судьбой, человек позволяет управлять собойдругим людям и даже внешним обстоятельствам.
Жизнь безсмысла часто является тревожным признаком того, что человек устраняется отответственности за других людей. Появляется своего рода «слепота» и «глухота»по отношению к чужой боли, к чужим потребностям.
Раз невидится другого смысла, все силы сосредоточиваются на единственном объекте,который становится центром жизни, – на себе самом. Это хорошая диагностика:видимо, человеку все еще не удалось ответить на вопрос, кому он нужен, какоеприменение могли бы иметь его силы и способности. А именно это всегда являетсяосновным источником растерянности, внутренних проблем и нестабильности. [3, с11]
2. Изучениесмысла жизни
Подлинныйпрорыв в понимании смысла жизни произошел в 40–50 годы XX столетия.
Виктор ЭмильФранкл (1905–1997), психиатр, автор книг и Логотерапии – новойпсихотерапевтической стратегии основанной на предположении, что развитиеличности обусловлено стремлением к поиску и реализации смысла жизни. [7]
Методика ивыводы Франкла базируются на личном опыте и наблюдениях полученных вгестаповских концлагерях. Там, в Освенциме, вопрос о смысле жизни становилсякак никогда актуальным. Кажется, превратив людей в узников, в них должны былираздавить и уничтожить все человеческое. У них отняли, одежду, вещи, имена, ихзаставляли выполнять тяжелую работу и держали впроголодь, их расстреливали,вешали, убивали в газовых камерах и сжигали в печах. Ради чего жить и терпетьвсе это? Прежние ценности: деньги, положение в обществе, карьера, потеряливажность. Не находя ответа на вопрос «зачем?», заключенные умирали (бросалисьна электрические ограждения, отказывались выполнять приказы и их расстреливали,переставали есть и погибали от болезней).
«Заключенный, который потерял веру в будущее – свое будущее – обречен. Спотерей веры он теряет также и духовную стойкость; он позволяет себе опуститьсяи стать объектом душевного и физического разложения» – пишет Франкл. Вот лишьнесколько фрагментов из книги «Человек в поисках смысла жизни» Виктора Франкла,которые акцентированы на том, что поиск смысла это отнюдь не предмет праздноголюбопытства и пафосных речей, это вопрос жизни и смерти…«Горе тому, кто большене видел ни смысла своей жизни, ни цели, ни стремлений, и поэтому ему незачембыло переносить ее тяжесть. Он скоро погибал. Типичный ответ, которым такойчеловек отклонял все ободряющие доводы, был: «Мне уже нечего ждать от жизни».Что можно на это ответить?» «Не я задаю вопрос в чем смысл моей жизни. Смертьзадает вопрос: эй парнишка у тебя есть смысл жизни, у тебя есть основания того чтобызадерживаться здесь? Те, кто не знал смысла умирали». [4, с 75]
СогласноФранклу, человеком движет в первую очередь стремление найти смысл своегосуществования. Утрата смысла, нежелание или невозможность его найти лежит воснове многих психических расстройств и болезней, многих самоубийств и являетсяодной из причин преступности, насилия, алкоголизма, наркомании.
Для Франкластремление к поиску смысла и стремление осуществить его в жизни – этопотребность, от рождения присущая каждому человеку. Она является основнымдвигателем развития личности, души, сердца и ума человека и направляет все егомечты, решения и поступки. Отсутствие смысла жизни ввергает человека всостояние, названное Франклом «экзистенциальным вакуумом». Именноэкзистенциальный вакуум – причина, порождающая в широких масштабахспецифические неврозы и расстройства, которые выражаются в пассивности, апатии,равнодушии, мыслях о самоубийстве.
Франклпредлагает особый подход к поиску смысла, основанный на философии человеческойответственности: если ты знаешь, ради кого и ради чего живешь и сражаешься,тогда ты находишь силу преодолевать любые препятствия. Когда ищешь смысл иособенно когда его находишь, нужно пробудить и поддерживать в себе особоевнутренне состояние. Психолог назвал его «трагическим оптимизмом». Оптимизмом –поскольку это вера в возможности человека, вера в лучшее в нем. Трагическим – посколькунадо отдавать себе отчет в том, что часто зло оказывается сильнее или дажепредпочтительнее для человека.
Смысл нужноне просто искать, за него приходится бороться, и борьба эта нелегка. Смыслжизни человек не изобретает, а находит его в мире и в той реальности, в которойживет, и часто сама судьба указывает путь. Обрести его способен каждый,независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды ирелигиозных убеждений.
Хотя смыслжизни каждого уникален, существуют универсальные ценности, которые всегдаделают жизнь осмысленной. Это могут быть любимые и близкие существа, сильныепереживания и осознания, пробуждение способностей и добродетелей, творчество влюбой форме, осмысленный и вдохновенный труд, любимое дело и многое-многоедругое.
Но каким быни был наш смысл жизни, самое главное – это позиция, которую мы занимаем поотношению к судьбе, особенно когда находимся во власти обстоятельств, которыемы не в силах изменить. Человек не всегда может изменить обстоятельства, но онволен занять осмысленную и достойную позицию по отношению к самой тяжелойситуации и открыть во всем, что проживает, глубокий жизненный смысл, великуюпользу для собственной души. Страдания, если они выпадают на нашу долю инеотвратимы, лучше принять и использовать во благо, поскольку, как учит Франкл,«мы мужаем и растем в страданиях. Они делают нас богаче и сильнее». Интуитивноотыскивать глубокий смысл, кроющийся в важной или трудной ситуации, по Франклу,способна совесть. Совесть – это «смысловой орган», «высший судья», она помогаетчеловеку найти смысл, даже противоречащий сложившимся ценностям, когда этотребуется для сохранения своего достоинства и своих жизненных принципов.Человек свободен, если в своей жизни и в своих поступках руководствуется темсмыслом и теми ценностями, которые не поддаются давлению ни жизненныхобстоятельств, ни окружения. Найти смысл – полдела; необходимо жить в соответствиис уникальным смыслом своей жизни. Человек несет за это ответственность. [4, с182]

Практическаячасть
В этой частиработы приводятся данные с сайта www.zpsy.ru.
Варианттипологии был предложен Д.А. Леонтьевым и Е.Е. Осиным («Эмпирическаятипология смыслов жизни в США и России» в сборнике «Смысл жизни и акме».Москва. «Смысл» 2004).
Таблица 1 –Смысл жизни (возраст)
cмысл жизни/
возраст (%) 45 Саморазвитие 20.6 25.0 21.3 23.7 19.8 22.8 20.7 Польза 9.1 9.2 9.1 11.0 11.4 11.4 11.1 Семья 6.0 5.0 6.8 8.6 7.1 7.8 4.6 Движение к Богу 3.5 4.9 8.3 10.1 12.9 14.1 12.8 Понимание 16.8 18.3 19.6 16.8 16.6 14.3 20.7 Достижение 7.1 5.4 3.7 2.0 1.5 2.2 0.4 Любимая работа 0.7 0.7 0.8 0.7 1.2 1.2 2.1 Процесс жизни 19.5 18.4 19.0 17.5 20.2 18.9 20.0 Нет никакого смысла 12.2 11.1 10.2 8.4 8.6 6.3 7.0 Разное 4.4 1.9 1.2 1.3 0.7 1.0 0.5 Всего человек 8096 7013 2358 1110 590 412 569
Исходя изданных таблицы 1 можно заметить, что в разном возрасте смысл жизни видится поразному, и с возрастом его определенность и четкое понятие возрастает, чтодоказывает как пример строка с данными варианта «разное», чем старше человек,тем меньше он выбирает этот вариант, который можно считать самым неопределенными имеющим свободную вариацию. И также с возрастом большинство людей обладаетуверенностью что смысл жизни существует, так как все меньше отвечают что смыслажизни нет, что отражено в данных строки «нет никакого смысла». С возрастомсмысл жизни в приношении пользы как вариант, встречается чаще, а вот ее смысл всемье встречается чаще в возрасте 30–35 лет, а к 45 снижается до минимума. Чемстарше становится человек, тем больше для него имеет смысл его работа (см.«любимая работа») и понимание (см. «понимание»). Но изменение этих приоритетовпроисходит плавно, чего нельзя сказать о видении смысла жизни в религии (см.«движение к Богу»), именно этот вариант смысла жизни с возрастом возрастаетсильнее всего, если до двадцати лет он очень незначителен, то после 45увеличивается в четыре раза. А вот смысл жизни в достижениях больше видится ввозрасте до 20 лет, когда человек стремится осознать и занят определенное местов обществе, к 45 годам этот вариант почти исключается.
И все же,самыми распространенными вариантами понимания смысла жизни в любом возрастеостаются: саморазвитие, процесс жизни и понимание.
Таблица 2 –Смысл жизни (социальное подложение)
смысл жизни/
соц. положение(%) учащ. не работ. домохоз. рабоч. фриланс. спец. менедж. руковод. бизнес. Саморазвитие 22.3 20.5 18.5 17.6 31.8 22.6 25.3 22.9 21.5 Польза 9.4 8.7 7.7 8.5 8.0 9.9 9.6 10.2 12.3 Семья 5.5 3.9 20.8 9.6 2.0 6.0 5.6 6.9 6.5 Движение к Богу 3.9 5.1 8.5 6.5 9.7 7.8 5.8 8.7 8.3 Понимание 16.8 22.9 15.4 20.8 15.3 17.9 17.1 17.1 18.0 Достижение 6.9 3.7 0.8 5.5 0.9 3.6 4.5 4.4 4.6 Любимая работа 0.6 1.0 0.4 0.9 0.6 1.2 0.3 1.4 1.0 Процесс жизни 19.0 16.7 15.8 15.5 21.3 20.1 23.3 18.3 19.0 Нет смысла 11.3 15.4 10.0 13.3 9.9 9.9 7.8 9.1 8.1 Всего человек 10051 790 260 1055 352 3485 1453 767 521
В таблице 2рассмотрено представление о смысле жизни людей занимающих различное социальноеположение.
Учащиеся чащевсего видят смысл жизни в саморазвитии, понимании и самом процессе жизни. Неработающие – также в саморазвитии, и понимании. Домохозяйки по большей части всемье, что по видимому основано на постоянном окружении. Рабочие – в семье ипонимании. Фрилансеры в саморазвитии, что скорее всего является следствием ихработы и ее особенностей. Специалисты – в саморазвитии и процессе жизни.Руководители – также в саморазвитии, бизнесмены примерно равно – всаморазвитии, понимании и процессе жизни.
Эти данныесвидетельствуют о том, что чаще всего люди видят смысл жизни в том, чего им нехватает, либо в том что окружает их постоянно. Но и то и другое занимает ихмысли настолько часто, что становится для них смыслом жизни. В связи с этимстоить заметить, что при анализе группировки данных по социальным группамстановится видно, что смысл жизни в работе почти не рассматривается.
Но так же каки в первой таблице, здесь доминируют саморазвитие, процесс жизни и понимание.

Заключение
Изучивтеоретические данные, а также проанализировав данные социального опроса, можнопридти к выводу что гипотеза о том, что в разном возрасте и достигнувразличного социального развития люди по разному относятся к смыслу жизни и егоценности для себя, подтверждена. Но вместе с тем, что с изменением возрастаменяется и отношение к смыслу жизни, нужно отметить что некоторые вариантысмысла жизни доминируют в любом возрасте и при любом социальном положении.
Самыми часто встречающимисясмыслами жизни являются:
Саморазвитие– это способность людей к преодолению противоречий своего развития усилиямисамих участников образовательных процессов, способность к самоуправлению:постановке целей, проектированию нового состояния образования и этапов егодостижения, корректировке образовательно-воспитательных процессов, объективномуанализу их хода и результатов, выдвижению новых перспектив. [2, с 76]
Процесс жизни– жить максимально насыщенной, полной жизнью. Получая все ее блага, используяее так как хочется на данный момент, не затрачивая усилий ради будущихрезультатов, а наслаждаясь результатами состоявшегося.
Понимание – психологическоесостояние, выражающее собой правильность принятого решения и сопровождаемоечувством уверенности в точности восприятия или интерпретации какого-либособытия, явления, факта. Способность видеть причинно-следственные связи. [8]
Независимо отвозраста человек всегда видит смысл жизни в том, чего ему не хватает, в цели,добившись которой, как он считает, он сможет жить счастливо и на основедостижения которой он построит всю свою жизнь, все поступки, слова, мысли имечты. Систематизирование жизни на основе ее смысла является важнейшим ипродолжительнейшим этапом в социологии личности.

Списокиспользуемой литературы
1. Коган Л.«Цель и смысл жизничеловека»; М.: Мысль 1984 – С. 23
2. Лавриененко В. «Социальная философия»;М.: ЮРИСТЪ 1995 – С. 74–76
3. Сикирич. Е. «Смысл жизни» // Человекбез границ: №7/2007 – С. 11
4. Франкл. В. «Человек в поисках смысла»; СПб.: Питер 2002– С. 75, 182.
5. http:/www.abccba.ru
6. www.zpsy.ru
7. www.frankl.hpsy.ru
8. www.biogenx.ru
9. www.nauka-shop.com
 
 

Приложение
 
ОПРОС
В чем заключается Ваш личный смысл жизни?
a) Саморазвитие(«Реализовать максимально свои возможности, способности…»)
b) Польза(»… принести максимум полезного себе, близким и обществу»)
c) Семья(«Я живу ради своей семьи»)
d) Движениек Богу («Обрести полноту общения с Богом»)
e) Понимание(«Уяснить для себя, в чем смысл жизни»)
f) Достижение(«Занять определенное место в обществе…»)
g) Любимаяработа («Моя работа – мой смысл жизни»)
h) Процессжизни («Жить максимально полной, насыщенной жизнью»)
i) Нетникакого смысла («И думать о смысле жизни вредно»)
j) Разное(«Сдать экзамены и курсовые вовремя и без проблем»)
Краткая анкета:
 
ВозрастДо 20 20–25 26–30 31–35 36–40 41–45 Старше 45
 
 
 
 
 
 
 
СоциальныйстатусУчащийся Временно не работающий Домохозяйка Рабочий Фрилансер Специалист Менеджер Руководитель Владелец бизнеса Другое


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.