Реферат по предмету "История"


Эллинистический Египет

Эллинистический Египет

В
период ожесточенной борьбы полководцев за раздел державы Александра в Восточном
Средиземноморье складывались элементы новых экономических и политических
отношений. Массы греков и македонян - купцов, ремесленников, наемников -
оседали в Азии и Египте; они приносили свои обычаи и, в свою очередь,
воспринимали местные традиции; вырабатывались формы и методы эксплуатации
непосредственных производителей, соответствующие уровню развития товарного
хозяйства, складывался новый государственный аппарат. По мнению большинства
отечественных исследователей, время от распада державы Александра до римских
завоеваний государств Восточного Средиземноморья (III-I вв. до х.э.) было
временем взаимодействия местных и греческих обычаев, установления правовых
норм, результаты которого зависели от уровня и потребностей общественного
развития населения данного региона. При этом нужно иметь в виду, что
взаимодействовали не только греки и жители восточных областей, но и различные
местные народности друг с другом.

Одним
из первых эллинистических государств, образовавшихся из владений Александра,
был Египет. С 323 г. до х.э. сатрапом Египта стал один из ближайших соратников
Александра - Птолемей, сын Лага. В 305 г. он провозгласил себя царем. Владения
Птолемея I не ограничивались Египтом: он присоединил Киренаику на западе и
начал борьбу с другими полководцами за Южную Сирию. Его сын Птолемей II
присоединил Ликию и ряд городов в Карий (Малая Азия), захватил Милет.

В
правление первых царей из династии Птолемеев сложилась система хозяйства и
управления, характерная в целом для всей истории эллинистического Египта. Новые
правители использовали как греческие институты, так и ряд местных установлений
для укрепления своей власти. Птолемей I украсил и расширил Александрию, один из
немногих полисов в Египте, стремясь превратить ее в крупнейший порт
Средиземноморья. Он основал полис Птолемаиду, примерно в 200 км ниже Фив.

Большое
количество греко-македонских колонистов получили участки от царя на условиях
несения военной службы. Птолемей сохранил традиционное деление Египта на номы,
но во главе номов поставил стратегов. Греки - знатоки права и финансов -
занимали высшие посты в государстве. Одновременно тот же Птолемей I стремился
показать себя наследником фараонов, привлечь к себе знатных египтян (одним из
его военачальников был правнук фараона Нектанеба) и опереться на местное
жречество. В одной из надписей ("Стелла сатрапа") говорится, что
Птолемей возвратил египетскому храму земли, отнятые персами. При Птолемеях в
Египте продолжали существовать храмы, сохранявшие свои привилегии.

Птолемеи
как завоеватели, с одной стороны, и наследники фараонов - с другой, считали
себя вправе распоряжаться всей землей Египта. На землях Александрии и
Птолемаиды, которые считались переданными полисам, находились владения их
граждан. Все остальные земли делились на собственно царские и уступленные. К
последним относились владения храмов, участки воинов, дарственные земли,
которыми царь награждал высших чиновников, и так называемые частные земли,
находившиеся в наследственном владении отдельных лиц. Несмотря на известную
дробность категорий землевладения, в птолемеевском Египте существовала
централизация в организации сельского хозяйства. Все земли, за исключением
полисных и дарственных, облагались налогами. Цари вмешивались в обработку
земли, кому бы она ни принадлежала, предписывая каждому ному определенные планы
посевов. Даже первый министр Птолемея II - диойкет Алоллоний, ведавший всеми
хозяйственными делами страны, владевший колоссальными дарственными землями, -
получал предписания от своего повелителя, что именно он должен сеять.

Вмешательство
центральной власти в хозяйственную жизнь и тщательный контроль за ней нарушали
традиционные нормы эксплуатации непосредственных производителей. Крестьяне,
обрабатывавшие царскую землю, назывались "царскими земледельцами".
Юридически они выступали как арендаторы царской земли и заключали особые
договоры с представителями царской администрации. В этих договорах детальнейшим
образом оговаривались обязательства крестьян по обработке данного участка.
Земля по урожайности делилась на разряды, и с каждого разряда следовало платить
определенное количество сельскохозяйственных продуктов. Взимание твердой платы
натурой приводило к тому, что все убытки падали только на земледельцев. Они не
имели права оставлять себе хлеб, прежде чем расплатятся с казной; не могли они
оставлять даже семенной фонд. Семена сдавались в государственные хранилища, а
затем перед посевом те семена, которые должны были высеваться согласно
посевному расписанию, выдавались "царским земледельцам" в качестве
ссуды. В ряде случаев им давали также скот для обработки земли, за пользование
которым они также должны были платить. Земледельцы жили в деревнях; деревня
(кома) в целом отвечала за выплату податей земледельцами. Основную массу
"царских земледельцев" составляли египтяне, но ими могли стать и
переселенцы из других стран (даже бедняки-греки), если им не удавалось найти
другого - более прибыльного - занятия. "Царские земледельцы" обладали
некоторой правоспособностью: могли совершать сделки друг с другом, сдавать свои
участки в аренду (точнее - в субаренду) и арендовать землю у частных лиц. Но по
отношению к царской власти они выступали как зависимое население. За неуплату
податей их могли продать с аукциона частным лицам или казне в рабство.
Земледельцы не были юридически прикреплены к своему наделу: при условии выплаты
подати они могли менять место жительства, но уход из деревни без такой уплаты
расценивался как бегство (анахоресис). У нас нет сведений, что бежавших
земледельцев специально разыскивали; но деревня, если местопребывание беглеца
становилось известным, могла обратиться к царским чиновникам с просьбой о
возвращении налогоплательщика (иначе за него пришлось бы платить).

Должностные
лица деревень: старосты (комархи), писцы - назначались царской администрацией.
Существовали специальные контролеры - инспекторы урожая в каждом селении и
экономы - в масштабах нома. До нас дошла "Инструкция эконому",
относящаяся, по всей вероятности, ко II в. до х.э., где подробно перечисляются
его функции. Например, там сказано: "Когда сев закончен, неплохо было бы,
если бы ты внимательно его (поле) обследовал; таким образом ты ясно
удостоверишься, что выросло, узнаешь точно, что плохо посеяно и что вовсе не
засеяно. Отсюда ты узнаешь, кто небрежно относится к делу, и тебе будет
известно, не употребил ли кто семена для других целей, не по назначению.
Особенное внимание удели тому, чтобы ном засевался согласно посевному
расписанию".

В
11 в. до н.э. трон занял военачальник Херихор, бывший одновременно верховным
жрецом Амона. При нем Египет превратился в теократическое государство, важные
общественные и частные дела стали решаться путем прямых обращений к оракулу
Амона в Карнаке. Нижний Египет отделился, а его правитель по имени Смендес,
пребывавший в Танисе, в области Дельты, провозгласил себя царем Верхнего и
Нижнего Египта. Приходящая в упадок держава утратила Нубию. Ключевые позиции в
аппарате управления постепенно перешли к жившим в Дельте ливийцам - вождям
призванных властями наемных воинских отрядов и потомками семей, поселившихся
здесь в правление XIX и XX династий. Около 950 до н.э. один из таких ливийцев,
чей род гордился тем, что уже семь его поколений проживали в Гераклеополе,
захватил трон в Бубастисе (совр. развалины Телль-Баста) в области Дельты и
принял имя Шешонк I. Впервые после изгнания гиксосов египетский престол
достался чужеземцу. Шешонк (Шишак) знаменит тем, что совершил поход в Палестину
и захватил Иерусалим, где в то время правил Иеровоам, упоминаемый в Ветхом
Завете. Правление основанной Шешонком XXII (Ливийской) династии продолжалось
около двух столетий, но это было время упадка. Представители царской власти
пытались укрепить свое влияние союзом с религиозными институтами. Наследник
престола назначался верховным жрецом Амона в Карнаке, а царевны становились
верховными жрицами этого бога.

Тем
временем крепло молодое Нубийское царство Куш, и ок. 730 до н.э. его доблестный
правитель Пи (Пианхи), следивший за раздиравшими Египет гражданскими смутами,
вторгся в расположенную ниже по течению Нила долину, осадил и взял штурмом
Гермополь Великий и Мемфис и захватил трон. Представители XXV (Эфиопской)
династии пытались править страной из столицы Куша Напата, но позже фараон этой
династии Тахарка (ок. 689-663 до н.э.) был вынужден в течение нескольких лет
руководить военными действиями в Дельте из Таниса, отражая сильный натиск со
стороны не только своих египетских противников, но и Ассирии. В 671 до н.э. войско
Тахарка было разбито ассирийским царем Асархаддоном, и представители эфиопской
династии были вынуждены бежать в Напату. Восемью годами позже ассирийский царь
Ашшурбанипал в ходе нового вторжения разгромил египетские и эфиопские силы
племянника Тахарки, царя Танутамона, и разорил столицу Египта - Фивы. Эфиопы
были изгнаны из Египта, а на трон взошли фараоны расположенного в Дельте Саиса.
Они получили короткую передышку, когда Ашшурбанипал был вынужден из-за
возникших у него на родине волнений вернуться в Ниневию. При Псамметихе I (ок.
663-610 до н.э.), основателе и первом фараоне XXVI (Саисской) династии, многие
разоренные ассирийцами города были отстроены заново. Предпринимались попытки
восстановить достопримечательности былых времен, в первую очередь сооружения
эпохи пирамид.

Теперь
иноземных купцов поощряли основывать в области Дельты торговые поселения, и во
время царствования Псамметиха II там был построен знаменитый греческий город
Навкратис. Яхмос II, или Амасис (ок. 569-525 до н.э.), вслед за отцом проводил
прогреческую политику, возможно, надеясь на поддержку Греции в противостоянии
нарастающей угрозе с востока. После его смерти кризис достиг апогея, и на
Египет двинулись персы. Его преемник Псамметих III (ок. 526-525 до н.э.) был
разбит в 525 до н.э. при Пелусии персидским царем Камбисом II, захватившим
Египет вплоть до Нубии и провозгласившим себя фараоном, а завоеванную
территорию сатрапией (провинцией) Персии. Таким образом к власти пришли фараоны
XXVII (Персидской) династии, и это означало конец существования независимого
Египта. Несмотря на ряд восстаний, в результате которых египтянам удавалось
изгнать персов (ок. 404 до н.э. страна получила независимость на целых 60 лет),
Египет оставался персидской провинцией вплоть до его завоевания в 332 до н.э.
Александром Великим.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://subscribe.ru/archive/history.alltheuniverse


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.