Семья: быти проблема образа жизни
Содержание
Введение. 2
1. Семья и функции семьи в современном обществе. 5
2. Быт семьи. 6
2.1 Дом как взаимоотношениепротивоположных полов, поиск компромиссов. 6
2.2 Воспитательная роль семьи в становлении личности ребенка. 7
3. Проблемы в семье. 9
3.1 Насилие в семье. 9
3.2 Пьянство и алкоголизм. 13
3.3 Бесплодие в браке. 15
4. Решение проблем семейного неблагополучия. 18
Вывод. 20
Список литературы… 22
Введение
Семья во все временапереживала кризис и неблагополучие, счастье и процветание. По своей природесемья наиболее инертный из всех социальных институтов, менее всего склонный крадикальными изменениям и переменам, поэтому дестабилизация обстановки заметнеевсего на его функционировании.
Объектом изучения вданном реферате является семья с ее проблемами и устройством семейного быта.
Актуальность: Каждаясемья имеет свои, свойственные только ей порядки и моральные устои. Ценностисемьи во многом зависят от бытовых условий проживания. Ведение семейного бытасупругами это очень хлопотное и тяжелое дело, но в жизни любой семьи настают исветлые полосы.
Традиционноглавным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годыприобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важностьсемьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится втечение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия наличность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываютсяосновы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более, чем наполовинусформировался как личность.
Современнаясемья конца второго, начала третьего тысячелетия характеризуется процессами ипроблемами, сущность которых, а следовательно, и судьба самой семьи оцениваютсяспециалистами далеко не однозначно. Одни из них констатируют «кризис иразрушение» семьи, другие обнаруживают в ней признаки «плавной трансформации имодернизма».
Цельюданного реферата является показ и анализ семейных ценностей и проблемсупружеского образа жизни.
Принаписание этого реферата я хотел бы подчеркнуть некоторые моменты жизни людейсостоявших в браке и постараться объяснить следующее:
— что такое семья и как отношения в браке влияют на людей.
— значение ведения семейного быта для общества и государства.
— с какими проблемами сталкивается среднестатистическая семья нашего времени:насилие, алкоголизм и бесплодие семейных пар.
— решение проблем связанных с семейной жизнью на примере социальной обстановкиотдельного района Российской Федерации.
1. Семья и функции семьи в современном обществе
Понятие семьи в разныхисточниках сформулировано по разному, но суть у этого понятия одна. Такнапример словарь Ожегова дает такое понятие слову «семья»: семья – это группаживущих вместе близких родственников.[11 c 711]
Еще одно болееразвернутое понятие дает современный Интернет источник – Wikipedia:
Семья – ячейка (малаясоциальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основаннаяна супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой,родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущимивместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизньсемьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семьюсменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род.Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, атакже от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культураобщества, следовательно, тем выше культура семьи.[12]
Выполнениевсех функций сохраняет семью как целостную систему. У семьи, кромерепродуктивной функции, решающей проблему воспроизводства нового поколения,удовлетворения сексуально эротических потребностей, существуют многие другие.Одной из важнейших является функция социализации личности. Она включает многиеаспекты:
· Воспитание (сохранение, развитие и передача следующимпоколениям ценностей, традиций общества, аккумулирование и реализациясоциально-воспитательного потенциала).
· Создание психологического комфорта и эмоциональной поддержки,чувства любви, безопасности, ощущения ценности и значимости своего «Я».
· Создание условий для развития личности всех членов семьи.
· Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.
· Хозяйственные функции (организация совместного владениядомашним хозяйством, разделение труда, взаимопомощь).
· Коммуникативные функции (необходимость научить общаться счленами семьи и окружающим социумом).
· Удовлетворение индивидуальных потребностей в отцовстве илиматеринстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.
· Социальный контроль за поведением отдельных членов семьи.
· Рекреативная функция — охрана здоровья членов семьи,
организацияих отдыха, снятие стрессов. [2 c 15]
2.Быт семьи
Быт — сферавнепроизводственной социальной жизни, включающая как удовлетворениематериальных потребностей людей в пище, одежде, жилище, лечении и поддержанииздоровья, так и освоение человеком духовных благ, культуры, человеческоеобщение, отдых, развлечения. В широком смысле Быт — уклад повседневной жизни.
Быт оказывает огромноевлияние на др. области социальной жизни и, прежде всего, на труд, настроение иповедение людей. [13]2.1 Дом, каквзаимоотношение противоположных полов, поиск компромиссов
Дом— это, прежде всего, населяющие его люди, семья. Семья является важной частьюобщественного бытия и развития.
Семьяобразуется по признаку пола. Половой диморфизм женщины и мужчины составляетоснову гентильного воспроизводства человеческой жизни. Именно в семье человекполучает реальную возможность обрести былую целостность. [2 c 12]
Совершенноочевидно, что продуктивная социальная диагностика состояния семьи, а тем болееобозначение и оценка ее перспектив возможны лишь при всестороннем анализеисторических этапов, типологизации становления и развития института семьи вобщемировом, глобальном и региональном контекстах человеческой цивилизации, атакже при выявлении характера и вектора эволюции статуса семьи, соотнесении егос тенденциями укрепления государства, с одновременным процессом возрастанияправ и свобод личности (особенно женщин).
Историческийопыт свидетельствует: человечество еще не выработало универсального механизма,обеспечивающего оптимальное соотношение прав личности и статуса семьи.
Обозначеннаядилемма «или свобода личности, или семья» со всей остротой встала и передроссийским обществом, взявшим курс на модернизацию, демократизацию илиберализацию всех сфер общественной и личной жизни. Но решение этой проблемы вроссийских условиях сопровождается несравнимо большими потерями.
Если вразвитых западных странах поиск компромиссной модели достижения социальногогомеостаза (равновесия) интересов государства и личности (а значит — семьи)имел «разбег» в сто— двести лет и в конечном итоге с середины XX векавоплотился в концепции социально ориентированной экономики и государствасоциального благоденствия то в России дело обстоит иначе. [10 c 6]
Однойиз предпосылок нормального существования семьи является экономическая общность.Чтобы жить, нужно удовлетворить витальные потребности. Психологи установили,что для нормальной, спокойной семейной жизни важно сбалансированное умелоеведение домашнего хозяйства, совпадение взглядов супругов на то, как вестихозяйство, тратить деньги, как экономить. Каждая семья осуществляетхозяйственную функцию, это: Покупка продуктов, приготовление пищи, уход задетьми, престарелыми, больными членами семьи, уборка помещений, ремонт,содержание в порядке одежды и т.п.
Семейнаяэкономика требует планирования, учёта, бережливости, экономии, контроля. Каждаясемья создаёт свой самостоятельный семейный бюджет, в котором сбалансированыдоходы и расходы, потребности и возможности их удовлетворения. Бюджет лежит воснове ведения домашнего хозяйства, он диктует стиль жизни, содержаниехозяйственной деятельности. [2 c 14]2.2Воспитательная роль семьи в становлении личности ребенка
Традиционноглавным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годыприобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важностьсемьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится втечение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия наличность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В нейзакладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более,чем наполовину сформировался как личность. [9 c 9]
Еслиобратиться к рассмотрению проблем нетипичных семей, а также проанализироватьопыт их становления, то можно обнаружить, что у них много общего с семьями,имеющими приемных детей. В неполных и смешанных семьях, как и в семьях,воспитывающих приемных детей, дети изолированы от родных матери или отца, а всмешанных семьях им, кроме того, приходится еще и приспосабливаться к новойсемье и ее членам. Зачастую новые воспитатели ребенка вынуждены делить своиобязанности с его родителями. Очень часто родителям и детям из нетипичных семейнелегко преодолеть стереотипы, сложившиеся в той или иной общине, С которой онисвязаны по месту жительства. [7 c 146 – 147]
Главное в воспитании маленького человека —достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Хотяродителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и вболее старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценкии ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностямребенка, его представление о себе кажутся искаженными.
От условий воспитания в семье зависит адекватное инеадекватное поведение ребенка дети, у которых занижена самооценка, недовольнысобой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, илиставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствуеттребованиям родителей. Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой.
Родители задают и исходный уровень притязанийребенка — то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети свысоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивациейрассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.[9 c 11]
3.Проблемы в семье
На уровне обыденного сознания происходящие в семьеперемены вызывают в умах одних граждан шок и отчаяние, других -терпимое иснисходительное отношение к «неизбежной плате» за обновление семейно-брачнойсферы жизнедеятельности людей в условиях техногенной, информационнойцивилизации.
В самом деле, в большинстве стран мира (особенно встранах с развитой рыночной экономикой) регистрируемый брак заметно потеснен«фактическим» — без юридического его оформления; с традиционной моногамнойсемьей смело соперничают немоногамные, альтернативные формы частной жизни;возрастает число бездетных браков при одновременно увеличивающемся количестверодителей, отказавшихся от своих детей. Семью захлестнула волна насилия,преступности, конфликтов на этнокультурной, расово-религиозной ипсихологической почве.
Российский социум также характеризуетсянарастанием нестабильности семьи и брака: наблюдается рост числа разводов присокращении численности регистрируемых браков; доля семей с нерегистрируемымбраком составляет 14%; 22,5% детей рождаются вне брака; свыше 50% детей какую-точасть детства проводят в неполных семьях; уровень добровольного безбрачиясоставляет среди мужчин 17% и 18,7% среди женщин; каждая восьмая молодая семьяне планирует детей или откладывает решение вопроса о родительстве нанеопределенный срок, увязывая его с достижением желаемого уровня материальногоблагополучия профессиональной самореализацией. [10 c5]3.1 Насилие в семье
Семейное (домашнее) насилие —это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, сексуального,психологического, экономического и другого оскорбления с целью контроля,запугивания, внушения чувства страха и зависимости. [5 c132 – 133]
Понятие «семья» обычно ассоциируется сбеспечной заводью, защищающей от давления внешнего мира. Между тем последниеисследования наводят на мысль о том, что эта «колыбель воспитания» может такжебыть и «колыбелью насилия». Насилие в домашней сфере может иметь множествоформ. Мальчики становятся жертвами сексуальной и физической агрессии. Немощныеи пожилые члены семьи одинаково уязвимы в отношении домашнего насилия.Случается, что мужья страдают от насильнических действий своих жен. Однакопреобладающее большинство потерпевших от насилия, происходящего в контекстесемейных или интимных отношений, — это женщины и девочки. Такой выраженныйгендерный характер насилия в семье напоминает нам, что во всем мире женщиныстрадают от насилия именно из-за того, что они — женщины. [4 c 8]
Типологиясемейного насилия по видам в рамках внутрисемейного пространства ивзаимодействия: / физическое насилие:
· побои, укусы, удары, выкручивание рук, переломы конечностей,тычки, толчки, пинки, шлепки, пощёчины, таскание за волосы, уши, лишение пищи,изгнание из дома;
· применение различных предметов, в том числе предметов мебели,холодного оружия и угрозы применения огнестрельного;
· повреждение мебели, кухонной утвари, посуды, домашней бытовойи ТУ техники, автомобиля, битьё окон; уничтожение книг, поломка детскихигрушек, личных вещей;
эмоционально-психологическоенасилие:
· унижение,
· запугивание, а оскорбления,
· придирки,
· высмеивание привычек, внешности,
· убеждение в ненормальности, неадекватности, глупости,дебильности, распутстве, о лишениеинформации или её искажение,
· угрозы забрать детей, развода, самоубийства, убийства,обращения в органы правопорядка и социальной защиты,
· провоцирование комплекса неполноценности,
· слежка,
· подозрение, крайние проявления ревности,
· изоляция, запреты на общение вне дома, ограничение на встречис детьми или внуками,
· принуждение к нежелаемому общению,
· обвинение в невыполнении родительских обязанностей, болезняхдетей,
· запреты на работу или учёбу, угрозы сдать в инвалидный дом,
· гиперконтроль поведения, контактов, разговоров, в том числетелефонных, принуждающие действия и бездействие в трудных ситуациях, лишениезаботы, ласки, ухода,
· шантаж беременностью,
· уничтожение семейных фотографий,
· необоснованная, оскорбляющая критика, подрывающая чувствособственного достоинства. [8 c 128 – 129] 3.2 Пьянство и алкоголизм
Алкоголизм —это болезнь не одного человека, а семейная, поскольку все члены семьи так илииначе чувствуют на себе последствия алкогольной зависимости. Такая семья невыполняет свои основные функции, в ней не реализуются потребности личности:нарушаются семейные планы; члены семьи не уделяют должного внимания друг другу,большую часть времени испытывая тревогу, беспокойство, равнодушие или вину;жизнь семьи характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, а отношения —деспотичностью, жестокостью и равнодушием.[5 c 75]
В нашем обществе происходит ослабление умственных,волевых, нравственных, духовных качеств людей, формируется социальное «дно»(бомжи, бичи, люмпены и т.п.). Все это — социальная цена реформ. Больныерождают больных, а бедные воспроизводят бедных.
Трагизм сегодняшней ситуации в том, что большинствоиз нас не хочет смотреть правде в глаза. Когда заходит об этом речь,отделываемся шутками, ссылаемся на дедов и отцов, которые-де всегда пили, и мыпроявляем какое-то смирение, фатальное подчинение злому року, которыйпреследует нас с древних времен. Да, опасность велика, сила пьянства кажетсянепреодолимой, у многих опускаются руки. Мы не только подошли, но уже и перешличерту, за которой происходят неизбежное вырождение и гибель народа. Если ничегоне менять, то на нас уже не надо напускать врагов, идти с бомбами и ракетами. [1 c 4-5]
Поофициальным данным, в России на душу населения в 2001 году потреблялось 10,7 литров чистого алкоголя в год, однако на самом деле этот показатель выше, поскольку помимолегально продающихся напитков на алкогольном рынке существует и теневой секторвесьма значительных объемов. По мнению экспертов, реальное потребление алкоголяв России достигает 15 литров спирта на душу населения. Потребление алкоголя вРоссии одно из самых высоких в мире, а по потреблению крепких напитков Россия,по всей видимости, является мировым лидером.
Алкогольявляется важнейшим деструктивным фактором демографического, социального иэкономического развития России. Как показывают исследования, тяжелыеалкогольные проблемы являются главной причиной того, что уровень смертностироссиян катастрофически высок для страны такого уровня экономического развития,как Россия, не втянутой в широкомасштабные военные действия. Существуют десяткиболее бедных стран со значительно более высокими показателями продолжительностижизни населения. Алкогольная смертность в России не исчерпывается алкогольнымиотравлениями и включает значительный процент убийств, самоубийств, смертей отцирроза, сердечно-сосудистых заболеваний, инсультов, панкреатита, болезнейорганов дыхания, рака органов системы пищеварения.[13]
Женыалкоголиков так поглощены ответственностью за своего супруга, что утрачиваютсобственное «я», подавляют свои потребности и чувства, как бы «замораживают»их, это помогает им переносить эмоциональную боль. Несмотря на постоянныеконфликты, ссоры, скандалы, негативные переживания, созависимые супруги тесносвязаны эмоционально, и, несмотря на то что отношения между ними дисгармоничны,разрушительны для обоих, супруги не могут их прекратить.
Таким образом,если в семье один из супругов болен алкоголизмом, то второй — боленсозависимостью. Сходство алкоголизма и созависимости проявляется в том, что ито, и другое, являясь болезненным состоянием, приводит к деградации моральногооблика человека, к возникновению нарушений в эмоциональной, психической исоматической сферах. [5 c 76]3.3 Бесплодие в браке
Бесплодие вмедицине — неспособность лица детородного возраста к воспроизводству потомства.
Супружескуюпару считают бесплодной, если беременность у женщины не наступает в течениегода регулярной половой жизни (половые контакты не реже 1 раза в неделю) безиспользования средств и методов контрацепции. Согласно данным ВсемирнойОрганизации Здравоохранения «…около 8 % супружеских пар в течениерепродуктивного периода жизни сталкиваются с проблемой бесплодия» У человекаразличают абсолютное бесплодие, предопределённое неизлечимыми изменениями вполовом аппарате мужчины или женщины (дефекты развития, оперативное, удалениеполовых желёз, травмы и ин), и относительное, причины которого могут бытьустранены. Бесплодие называют первичным, если беременности никогда не было, ивторичным, если раньше женщина была беременной. [12]
Обследование бесплодной супружеской пары с цельюпостановки диагноза с учетом многообразия причин представляет порой весьматрудную задачу. Важным принципом при этом является обязательное обследованиеобоих супругов. В повседневной работе довольно часто приходится сталкиваться стакими ситуациями, когда жена объясняет нежелание мужа сдать анализы дляисследования тем, что он здоров и, что у мужа есть ребенок от первого брака ит. п. В таких случаях следует разъяснить, что нарушения могли наступитьвторично, вследствие перенесенных заболеваний. При этом может вырисовыватьсяеще один аспект – нежелание мужа обследоваться может быть обусловлено тем, чтоон уже знает о том, что у него нарушен на здоровья, поскольку он раньшепроизводил обследования и из определенных соображений пытается скрыть это. [6 c 178 — 179]
За текущеедесятилетие показатель основных репродуктивных патологий, рассчитанный пообращаемости в медицинские учреждения, среди девочек до 14 лет вырос почти на25%, среди 15-17-летних — на 55%; реальные же показатели, дополнительноучитывающие данные профилактических осмотров, свидетельствуют о почтидвукратном росте. По данным отделения гинекологии детского и подростковоговозраста Научного центра акушерства, гинекологии и перинаталогии РАМН (НЦАГиПРАМН) и Института социально-экономических проблем народонаселения РАН (ИСЭПНРАН), существенно увеличился удельный вес заболеваний репродуктивной сферы,чаще всего приводящих к бесплодию, причем четко обозначилась тенденция кпереходу острых состояний в хронические. Также определились группы риска побесплодию у девочек, обусловленные наследственным нарушением репродуктивнойфункции или соматической патологией, т.е. непосредственно связанные с общимуровнем здоровья населения. У 67-85% девочек-подростков, страдающих в периодполового созревания гинекологическими расстройствами, эти нарушения не толькосохранятся в возрасте активного деторождения, но и приведут к нарушениюрепродуктивной функции. [13]
4. Решение проблемсемейного неблагополучия
Материал взят извыступления З.Е. Лебедевой – заведующей отделом социальной защиты администрацииАнтроповского района.
Данные приведены кконкретному району РФ, но отражаются на всю территорию страны.
Семейноенеблагополучие, на мой взгляд, сегодня бывает двух видов:
— экономическое;
— нравственное,моральное.
Причем второе— не менее важное, потому что поражает сами семейные устои, разрушаетвнутрисемейные отношения, отдаляет на непреодолимое расстояние детей отродителей и наоборот.
Приведунекоторые статистические данные по семьям по нашему району.
Всего врайоне проживает более 1400 семей, в которых воспитывается 2293 ребенка. Изних:
— многодетныесемьи — 131 (441 ребенок)
— н/семьи— 258(341 ребенок)
— семьи сбезработными родителями— 160 (244 ребенка)
—семьи сопекаемыми детьми— 15 (24 ребенка)
—семьи, гдеродители инвалиды— 63 (98 детей)
[13]
С целью болеедетального изучения проблем, существующих сегодня в семьях, и последующейразработки подходов к их решению мы через отдел социальной защиты населенияучаствуем в проведении социологических исследований департамента социальнойзащиты, да к администрация района это направление в работе с семьями считаетнемаловажным.
Ведь именнорезультаты подобных исследований и создание на этой основе банка данных посемьям с детьми позволяют нам корректировать наши планы, высвечивать наиболееострые проблемы.
Именно сучетом этого ежегодно составляется районная программа «Дети Антропова», котораявключает в себя следующие направления:
— дети-инвалиды;
— безопасноематеринство;
— развитиесоциального обслуживания семьи и детей;
— дети-сироты;
— профилактика безнадзорностии правонарушения несовершеннолетних.
Этинаправления и являются у нас основными в решении вопросов социальной поддержкисемьи и детства.
Хотя сразу жедолжна оговориться, что в решении проблем семейного неблагополучия мы не смоглипока достигнуть тех результатов, каких бы хотелось. [3 c 44 – 45]
Вывод
Проделанная мнойработа рассказывает о семейно-бытовых проблемах семьи и о взаимоотношениях вцелом. В большей степени аспект был сделан на стандартную семью современногообщества.
Социальные проблемыпроявляются в семье достаточно многосторонне. В значительной степени основныетрудности и потребность в профессиональной помощи семьи зависят от ее типа.
Всоциально-философском плане семья может рассматриваться как малая социальнаягруппа и как социальный институт. Как малая социальная группа семья объединяетцелый спектр различных отношений: сексуальных, эмоциональных, духовных и др.Как социальный институт она включает в себя системы норм, ценностей, образцовповедения и деятельности в рамках социокультурного процесса. Они реализуются всоциальных ролях и статусах. Семья — это исторически изменяющаяся формаорганизации совместной жизни людей обоего пола, группа из двух или несколькихлиц, связанных браком, кровным родством и живущих вместе. Если брак — институт,регулирующий отношения между полами, то семья — институт, регулирующийотношения между супругами, родителями и детьми. Благодаря выполнению комплексасоциальных функций, которые, в свою очередь, менялись на протяжениичеловеческой истории, семья обеспечивала относительную устойчивость социальныхсвязей и отношений в рамках всей социальной организации общества. Семья каксоциальный институт является основой для формирования других социальныхинститутов. Многие из них образуются на базе выполнения отдельных функцийсемьи, выделившихся из нее в ходе развития общества. Прежде это былиэкономические связи, а позднее — политические институты.
Исторические тенденции, присущие процессу модернизацииобщества, привели к отмиранию в современном обществе расширенной стабильноймногодетной семьи, ее ритуалов и традиций. Рыночный капитализм и коммерческаяцивилизация, ориентированные на благополучие и комфорт, на извлечениемаксимально возможных благ в жизни, оказались в противостоянии и противоборствес институтом семьи. Однако в последние десятилетия в развитии социальногоинститута семьи вновь появились тревожные признаки, свидетельствующие о том,что и современная нуклеарная семья находится в кризисном состоянии.
Семьи уменьшаются в размере, лишаются стабильности,срок их существования сокращается. Растущий процент разводов, падение числабраков, увеличение количества одиноко живущих людей и подобных бракусожительств сигнализируют о тенденции, которая в предварительном порядке, состорожностью, может быть оценена как утрата законным браком его значения.
С увеличением числа женщин на рынке рабочей силыэкономическое единство супругов ослабло. Это приводит в целом к ослаблению,если не сказать ненужности, супружеских союзов, измеряемому ростом разводов ичислом одиноко живущих людей.
Разрушаются узы не только между супругами, но и междуродителями и детьми. В XX в. происходило снижение возможностей матерей и отцоввоспитания своих детей, упадок родительского влияния и авторитета. Ежедневноепребывание всех членов семьи вне дома крайне сужает совместное бытовоесамообслуживание, оставляет мало времени на воспитание детей, воздействиеродителей на них. Внесе-мейная работа родителей вынуждает их передоверять уходза детьми и их воспитание общественным учреждениям (детским садам, школам). Всвязи с этим воспитательный процесс в нуклеарной семье нарушается: родители всебольше отстраняются от своего потомства.
Список литературы
1) ВолеевИ.И.- Алкоголь в России: История и современность.- Уфа, 2006-196с.
2) ДеркачЛ.А.- Проблемы семьи в прошлом и настояшем: учеб.пособие/Л.А.Деркач, Т.И.Сидоровская – Иркутск: Изд-во Иркутск.ГОСУ-Н-та,2007-185с.
3) Забота осемье и детях-забота о будушем [Текст]: материал обл. науч-практ. конд.,21 сент.2000г-2000-108с.
4) Насилие всемье.-Как бороться с ним государству. Нынешний статис и необходимостиулучшения Москва. Гласс 1999.
5)ПавленокП.Д., Гуднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения:Учеб.пособие/отв.ред. П.Д.Павленок.-М.: Инфра-М,2010-184с.-(Высшее пособие)
6) ПаращукЮ.С.- Бесплодие в браке.-К.: Здоровье 1994-208с.
7) Помощьродителям в воспитание детей: Пер.с англ/Общ. ред. и предисл. Пмлиповского В.Я.М., Прогресс, 1992-256с.
8) СаралиеваЗ.Х.- Семья-клиент социальной работы: Учебное пособие-Нижний Новгород,2003-287с.
9) Семья вАрхангельской области: Настояшее и будующее- Архангельск 2008, С556, С309
10) СвадьбинаТ.В., Любимова А.Б.- Современная семья: Методология, проблемы, перспективы:Монография: Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 2005-212с.
11) Толковыйсловарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российскаяакадемия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. — 4-е изд.,дополненное.- М.: Азбуковник, 1999.-944с
12)www. wikipedia.org
13)www.ecsocman.edu.ru