Министерствообразования РФ
Калужскийгосударственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского
Курсовая работа
Тема: Семья ибрак: историко-социологический анализ
Калуга 2007
Содержание
Введение
1.История семьи и брака: историко-социологический анализ. Формы организации бракаи семьи, их истоки и эволюция
1.1 Л. Морган
1.2 Ф. Энгельс
1.3 М. Ковалевский
1.4 Ф. Ле Пле
1.5 Б. Малиновский
1.6 П. Сорокин
2.Современный аспект брака. Брак разных культур
2.1 Бракв России
2.2 Бракв США
2.3Брак в Европе
2.4Христианская модель
Заключение
Списоклитературы
Введение
Функционирование человека как живого существапредполагает реализацию различных потребностей. Какие-то из них могут бытьудовлетворены самостоятельно взрослым человеком, какие-то – только совместно скем-либо. Если с момента существования брака (объединения мужчины и женщины)значимы были хозяйственная, экономическая, детородная, воспитательная функции,то к настоящему моменту усиливаются психотерапевтическая функция, функцияэмоциональной поддержки.
Супружество в его современном виде выступает какпсихологическое отношение между супругами. При заключении брака востребованнымистановятся чувства. Именно любовь ведёт к созданию семьи.
Человек жаждет любить и быть любимым. Найти это онпредполагает в браке, семье.
Начиная с конца 1960-х и начала 1970-х гг. брак и семьястали предметом специального исследования многих дисциплин, в том числе –психологии.
В нашей стране проблемы семьи изначально привлекаливнимание специалистов, в первую очередь в связи с задачами профилактики нервныхи психических заболеваний или в связи с проблемами семейного воспитания.Последние годы в практической психологии развивается семейное консультированиепо проблемам супружеской жизни и коррекции детско-родительских отношений.
В условиях, когда прогрессивная динамика современнойсемьи связана с множеством объективных и субъективных трудностей, возниклачрезвычайно актуальная потребность в личностном и социально-психологическомизучении брака и семьи, в поиске закономерностей, на которые можно было быопереться как в помощи существующей семье, так и в подготовке молодёжи ксемейной жизни.
Российское общество постепенно осознаёт, что одна изпричин негативных демографических тенденций заключается в снижении в массовомсознании ценности института семьи. Всё больше государственных, политических иобщественных деятелей, учёных и специалистов предлагают для преодолениядемографического кризиса предметно заняться вопросами семейной политики (созданНациональный Общественный Комитет «Российская семья» — направлен на возрождениетрадиционных семейных ценностей, на повышение института семьи и брака в глазахнаших соотечественников).
Монографии отечественных и зарубежных авторов (Э.Г.Эйдемиллер, В.В. Юстицкий, Б.Н. Кочубей, В. Сатир, Д. Скиннер, Г. Навайтис, идр.), посвященные проблемам семьи и брака, перестали быть редким явлением. Вбольшинстве исследований нашли отражение мотивы вступления в брак, функциисемьи, причины семейных конфликтов и разводов, методы семейной терапии. Кругпсихологических работ, в которых предметом изучения становилась бы эволюциясемьи, ее структуры, специфики отношений, как супружеских, так идетско-родительских, существенно ограничен. Причина, по-видимому, кроется втом, что углубленные исследования семейных отношений и процесса воспитаниядетей в семье начались лишь в XX в. В этом случае количественная и качественнаяэволюция семьи изучалась, с одной стороны, на основе данных этнографии,сведений о жизни народов и племен, сохранившихся на первобытном уровнеразвития, а с другой стороны, с помощью анализа древних письменных источников —от русского «Домостроя» до исландских саг. Предпринимаются интересные попыткипроследить развитие типов, моделей семьи, на основе сравнения мировых религий(В.Н. Дружинин), библейских текстов (Дж. Ларю).
Можно согласиться с утверждением, что каждая культурапорождает определенную нормативную модель семьи, точнее, группу моделей.Структура нормативной модели включает в себя элементы — членов семьи, каждый изкоторых характеризуется определенным статусом, т.е. позицией с определеннымиправами и обязанностями, с которыми связано соответствующее поведение.
Семье и браку посвящено множество исследований сдревности до наших дней.
Наука располагает обширной и достоверной информацией охарактере семейных отношений в истории развития общества. Изменение семьиэволюционировало от промискуитета, группового супружества, матриархата ипатриархата до моногамии. Семья переходила от низшей формы к высшей по меретого, как общество поднималось по ступеням развития.
Опираясь на этнографические исследования, в историичеловечества можно выделить 3 эпохи: дикость, варварство и цивилизацию. Каждаяиз них имела свои общественные институты, доминирующие формы отношений междумужчиной и женщиной, свою семью.
В исследованиях, посвящённых проблемам семьи,прослеживаются основные этапы её эволюции:
Почти у всех народов счёт родства по матери предшествовалсчёту родства по отцу; на первичной ступени половых отношений наряду свременными моногамическими связями господствовала широкая свобода брачныхсношений; постепенно свобода половой жизни ограничивалась, уменьшалось числолиц, имеющих брачное право на ту или иную женщину (или мужчину); динамикабрачных отношений в истории развития общества заключалась в переходе отгруппового брака к индивидуальному.
Семья – это важнейшая форма организации личной жизни,основанная на супружеском союзе и родственных связях.
Семья – древнейший социальный институт; она изменяется помере развития общества – возникают новые формы, ценности и образцы поведения вобласти семейно-брачных отношений.
Исследования тенденций развития брака и семьи дают ключ кболее глубокому пониманию многих насущных проблем современности и служатосновой для предвидения развития демографического процесса. Брачно-семейныеотношения отражают как положительные, так и отрицательные моменты состоянияобщества. Социальные условия усугубляют или смягчают историческое наследствосемьи как социального института.
По мере развития общества меняются требования,предъявляемые к семье как социальному институту. В последние годы произошлатрансформация как содержания, так и социальных функций семьи.
Для семьи в современном обществе характерна ориентация наличностные, эмоциональные, а не экономические или статусные характеристикииндивидов в ситуации брачного выбора.
Исходя из всего вышеперечисленного, можно утвердить, чтоотношения в семье, прочность брака – это отражение процессов, происходящих вобществе, оценка его здоровья. И целью моего исследования является изучение ианализ источников, посвящённых развитию семьи и брака, а также рассмотрениетенденций развития современной семьи.
Задачи исследования:
— изучить источники, рассматривающие историю развитиясемьи и брака
— проанализировать источники, рассматривающие брак вРоссии, США, Европе, христианскую семью
— изучить источники, рассматривающие современный аспектбрака и будущее семьи
1. История брака и семьи: историко-социологическийанализ. Формы организации брака и семьи, их истоки и эволюция
История возникновения моногамной семьи насчитывает многиетысячелетия.
Считается, что в первобытном человеческом обществесуществовал промискуитет, т.е. имели место неупорядоченные половые отношения,когда самцы, спаривались поочередно с разными самками. Идея об общности жен ибеспорядочном половом общении, господствовавших в первобытном состояниичеловечества, не нова, однако абсолютно нерегулируемые половые отношения врядли существовали когда-либо.
Прямохождение и переход к мясной пище, которой всегда нехватало, должны были осложнить взаимоотношения в человеческом обществе, чтонеизбежно вело к дракам и убийствам. Об этом свидетельствуют находки череповпредлюдей, на которых имеются следы многочисленных переломов.
Фактором, препятствующим полному уничтожению раннегочеловеческого сообщества, могло служить создание устойчивых парных связей. Всеболее индивидуальными становились призывные сигналы, направленные избирательнона одну особь мужского пола. Это были уже зачатки той высокой избирательностиполового влечения, которое является признаком, отличающим человека от всехдругих представителей животного мира.
С появлением родов половые сношения были упорядочены, носчитать это время наступлением брачных отношений было бы неверно. Половыеотношения существуют и до брака и вне его; брак же несет в себе определенныеправа и обязанности, признанные обществом. Впервые такие обязанности возникли споявлением группового брака, представляющего собой союз двух родов, которыйобеспечивал половые отношения между ними. В условиях группового брака, преждевсего, возникали права и обязанности по обеспечению питанием и воспитанию детейи подростков. Все дети находились в женской группе, и лишь повзрослев, мальчикипереходили в группу мужчин; ведущая роль стала принадлежать женщине, т. е.наступил век матриархата.
Уже давно было замечено, что у многих народов в основувсех семейных прав кладется происхождение от матери, а не от отца. Сюда следуетотнести право наследования племянника, т.е. право наследования брату матери,помимо его собственных детей. На основании этого и подобных фактов пришли ктому заключению, что сначала существовал так называемый матриархат, которыйпроявлялся, по существу, в многофункциональности женщины, а не в ее главенстве.
Группы женщин и мужчин жили рядом, ведя совместноехозяйство. Первоначально не существовало брака как такового, следовательно, небыло и семьи, существовали лишь родовые союзы, в которых господствовал«коммунальный брак». Каждый мужчина, принадлежавший небольшой группе, считалсебя мужем всех женщин той же группы. Такие половые отношения у первобытныхнародов называют гетеризмом.
В первобытном периоде человечества типичными былиследующие виды брачно-семейных отношений:
1.Неделимая семъя, состоящая из группы родственников;женщины и дети не имеют определенного мужа и отца, они принадлежат всеммужчинам группы.
2.Сегментарная семья: глава семьи имеет отдельных жен, убратьев — общие жены, а все сестры имеют несколько общих мужей.
3.Индивидуальная семья: общность жен уничтожена, каждыймужчина имеет одну или несколько жен (моногиния, полигиния), или женщина имеетнесколько мужей (полиандрия).
Полигамия закрепилась в тех странах, где господствующейрелигией является ислам, девочек там рождалось больше, чем мальчиков, к тому жеиз-за постоянных войн этот перекос становился еще резче. По законам шариатамусульманин может иметь не более 4 жен, количество наложниц не ограничивалось.Полигамные отношения вовсе не отрицают любовь, но любовь не всегда бывает и вмоногамных браках.
Полиандрия возникла, во-первых, вследствие пережитковматриархата, когда женщина выбирала себе мужа (или мужей) по своему вкусу;во-вторых, у некоторых народов были приняты огромные выкупы за невесту, вот иприходилось родителям нескольких братьев «покупать» им одну жену на всех; в-третьих,значительное превышение числа женщин над количеством мужчин в брачном возрасте.
Следующим этапом развития брачных отношений являетсямоногамный брак в его современном виде. С возникновением частной собственностии расширением меновой торговли постепенно на первый план выдвигается мужчина.Если в парной семье и мужчина, и женщина участвовали по мере своих возможностейв создании материальных и бытовых благ, то теперь женщина постепенно утрачиваетсвое положение, и муж захватывает бразды правления в свои руки. Задача женщинысводится к рождению детей, которые будут наследовать имущество отца. На первыйплан выносится соблюдение супружеской верности. Материнство всегда достоверноизвестно, а отцовство — нет. Единственный «надежный» способ для мужчины получитьв наследники своего собственного ребенка — жестко контролировать и ограничиватьженщину.
Патриархат по своей психологической сути выражает невласть мужа, а власть отца, поскольку связан с наследственным правом. В этомсмысле, моногамный союз следовало бы понимать как односторонне-парную связь:женщина к моногамии перешла (перевели), а мужчина — нет.
За несколько тысячелетий до новой эры в кодексевавилонского царя Хаммурапи было закреплено неравенство супругов — кодекспризнает моногамию, но разрешает мужу брать наложниц, а за неверность особострого карает жену. Подобные законы издавались в древности и Средние века вовсех странах. Не избежала их и Россия, где женщина была в полной зависимости отмужа, и эта зависимость закреплялась законодательством.
Однако все чаще встречи мужчин и женщин стали носитьизбирательный характер, что постепенно укрепилось как супружество по выбору.Вероятно, большую роль здесь сыграла женщина. Если уж ее ограничивают,«привязывают» к домашнему очагу, по существу передают в собственность мужа, закоторым закрепляются роли кормильца, добытчика и наследователя, то пусть этобудет «любый» мужчина. Постепенно моногамия из доминирующего поведениястановится доминирующей ценностью. В моногамных парах большое значение имеет выбор,семьи строятся на основе симпатии и любви, ценится супружеская верность.
Впервые в истории равенство мужчин и женщин перед закономпровозгласила Французская революция 1793 г., когда были введены брак по взаимному согласию, система разводов, отменено различие детей на законных инезаконных.
Таким образом, путь к моногамной семье был долгим исложным. Отношения между полами постоянно претерпевали изменения. Происходятони и ныне: меняются взгляды на поло-ролевое поведение мужчин и женщин,трансформируются семейные функции.
Во всех странах уровень урбанизации влияет на структурусемьи. Реже встречаются пространные семьи. Уменьшается численность детей всемье. В современных городах резко возрастает свободный выбор партнера. Увеличиваетсявозраст молодых людей, вступающих в брак. Снижается власть родителей над детьмии власть мужчин над женщинами. Усиливаются миграционные процессы, в которыепопадает современная семья.
Основные концепции социологии семьи второй половины 19нач.20 веков.
1.1 Л. Морган
Разработал идею прогрессивного развития человечества иего исторического пути.
Он говорил, что первобытное общество в своей основе былородовым, и противопоставил его обществу политическому (классовому).
Учение о первобытной истории:
Род, являясь древнейшей социальной организацией,основанной на родстве, вобрал в себя всю совокупность потомков одного общегопредка. Родственные узы определялись материнским происхождением (первичноесообщество объединяло всех без исключения лиц, ведших своё происхождение отодной потенциальной праматери, по женской линии). В пределах собственного родабрак был запрещён. Далее брак заключался в соответствии с правилами экзогамии(с развитием идеи рода брак принял форму пар родов). Т.е. брачные союзы возникликак отношения между коллективами, родами. Формой существования этих отношенийбыла дуально-родовая организация.
«Идея семьи» эволюционировала, проходя рядпоследовательных стадий, причём моногамия была последней формой в этом ряду.Ей, следовательно, предшествовали более древние формы, господствующие в течениевсего периода дикости и среднем периоде варварства.
Этнолог различает пять последовательных форм семьи,каждой из которых соответствовал свой порядок брака:
кровнородственная семья (основывалась на групповом бракемежду братьями и сёстрами).
пуналуальная семья (группа мужчин (братьев или нет)совместно состояла в браке с группой женщин (сестры или нет)). Эта группастановится родом.
синдиасмическая, или, парная семья (базируется на бракеотдельных пар, но без исключительного сожительства).
патриархальная семья (брак одного мужчины с несколькимиженщинами, сопровождавшийся как правило, затворничеством женщин) – такая семьяпринадлежала к позднейшему периоду варварства и сохранялась некоторое время прицивилизации.
моногамная семья (в брак вступает отдельная пара раз и навсю жизнь).
Морган утверждал, что семье этого типа сужденопрогрессивно эволюционировать и дальше, пока не будут признаны равенство полови равноправие брачных отношений.
Представленный ряд семейных отношений не отделён друг отдруга чётко очерченными границами, а каждая форма плавно переходит впоследующую.
1.2 Ф. Энгельс
Труд: «Происхождение семьи, частной собственности игосударства».
«Определяющим моментом в истории является в конечномсчёте производство и воспроизводство непосредственно жизни».
Общественные предки, при которых живут люди определённойисторической эпохи и страны, обуславливаются обоими видами производства –ступенью развития труда и семьи.
Моногамия, по мысли Энгельса, первый тип семьи, в основекоторого лежали экономические предпосылки – именно победа частной собственностинад первоначальной, стихийно сложившейся общей собственностью. Она появиласькак порабощение одного пола другим, как провозглашение противоречия междуполами.
По его словам, брак буржуазии обуславливается классовымположением сторон, а посему всегда основывается на расчёте. Брак пролетариата вбольшинстве своём базируется на половой любви.
Перспективы семьи, по Энгельсу: «Мы идём навстречу общественномуперевороту, когда существовавшие до сих пор экономические основы моногамиистоль же неминуемо исчезнут, как и основы её дополнения – проституции».
Моногамия возникла вследствие сосредоточения богатств вруках мужчин и из потребности передать эти богатства по наследству роднымдетям. Далее, с превращением средств производства в общественную собственностьисчезнут также и наёмный труд – пролетариат – проституция исчезнет. Равноправиеженщин будет способствовать действительной моногамии мужчин.
1.3 М. Ковалевский
Генетическая концепция.
Все новейшие этнографические исследования указывают, помнению социолога, на то, что материнство не находится в причинной связи сгинекократией.
У меланезийцев в имущественном наследовании сын ужезависит от отца, в то время как связь матери продолжает оставаться основойродственных отношений и брачных табу. Именно это, поясняет Ковалевский,«утверждает нас в мысли, что отечество – явление более позднего характера, чемматеринство».
Семья «дикарей – охотников» в большинстве своём строитсяна принципах единобрачия; лишь в редких случаях встречается многобрачие. А гдебраки не оформляются на основе «купли – продажи» невесты, господствуетестественное равенство полов.
Богатая гамма этнографических наблюдений, сопоставленнаяс памятниками древней письменности и права, утвердили М.Ковалевского всправедливости его гипотезы, суть которой такова:
Подобно племенам Океании и индейцев Северной Америки,семиты, арийцы, славяне, германцы и прочие народы начали свой исторический путьс материнского родоисчисления, но не матриархата, обозначенные следысохранились в народном эпосе. Поэтому «должно оставить всякую мысль о коренномразличии в развитии семьи у наиболее цивилизованных представителей человечестваи у дикарей или варваров».
1.4 Ф. Ле Пле
Труд: «Европейские рабочие» — описание 36 монографийрабочих семей.
Учёный составил мнение о том, что базис общественногостроя находится в идеях, нравах и учреждениях частной жизни в большей мере, чемв описанных законах, отсюда приватная сфера характеризует общественную, а семья– основа государства.
Статистик 19века так отозвался о монографии: «Я думаю,что этот метод, заключавшийся в описании типа семейства во всех проявлениях еговнешней деятельности и целой жизни, самый плодотворный, самый верный и почтиединственный, который может достигнуть цели. С его помощью мы составляеминвентарь имущества рабочих семейств … мы наблюдаем наиболее закоренелыепривычки, хорошие или дурные; мы анализируем, так сказать, «клеточку»социального организма, представляемую семейством, в её отношениях кполитическому, экономическому, нравственному и умственному состоянию страны».
Он сконструировал базовые типы семьи:
— патриархальный (башкиры, русские и южные славяне) – духтрадиций, авторитет отца, отсутствие индивидуальной инициативы.
— неустойчивый (Западная Европа – Франция) – все женатыесыновья обосновывались вне родительского дома, при этом каждый из них получалравную долю отцовского имущества.
— коренной (устойчивый) (англичане, американцы, скандинавы)– наследство переходит к одному из сыновей, продолжающему профессию отца.
В основе классификации – принцип передачи имущества понаследству молодому поколению.
Трём формам соответствуют: 1)определённые типыхозяйствования; 2)способы достижения морального императива (подавлениестремления к злу), цементирующие те или иные общества.
Коротко, благосостояние семейств и тем самым народовдетерминировано главным образом уровнем технологии и географией.
1.5 Б. Малиновский
Этносоциолог был непримиримым оппонентом эволюционизма.Опираясь на сведения, полученные в результате продолжительного «включённого»наблюдения примитивных народов, он отрицал существование на заре человеческойистории промискуитета и любых форм группового брака. Он отстаивалпатриархальную семью как колыбель культуры, базовую единицу простого общества.
Семья – это единственная социальная группа, воспринятаячеловеком от животных. В процессе «перехода» эта ячейка фундаментальноизменяется по своей природе и составу. Устойчива лишь форма – родители и дети –постоянство материнской связи и отношения отца к своим отпрыскам. Межпоколенныеотношения характеризуются «вечным конфликтом» — нетерпимость и инициативностьмолодых, и консерватизм и авторитарность старших.
Если влияние семьи огромно в современном мире, то онобыло несравненно большим на первоначальных ступенях, являясь единственнойшколой человека.
У всех примитивных народов община, клан и племяорганизованы путём постепенного расширения семьи.
Культура, настаивает Б.Малиновский, сформировала новыйтип человеческих связей – семью, институт, которому нет аналога у животных.
1.6 П. Сорокин
На протяжении творческого пути он радикально менял своипристрастия, установки и методы.
Опираясь на идею эволюционизма, Сорокин прослеживаетразвитие семьи за большой временной отрезок. И приходит к выводу: «… формысемьи и брака не избежали общей участи всего, т.е. они непрерывно изменялись,как не перестают изменяться и теперь».
Эволюция брака просматривается как постепенное накоплениенормативных ограничений широкой сексуальной свободы. Ужесточение контролясексуальности и вследствие этого изменение института брака расцениваютсяаналитиком как движение человечества от грубых отношений к «наиболеесовершенным и нравственно-лучшим».
Трансформация форм семейных отношений, согласно видениюавтора, происходила постепенно и не однолинейно. Эволюция при её в целомпоследовательном, логичном характере перехода от многобрачия к единобрачиюполностью не преодолела ряд пережитков прошлых времён (к примеру, снохачество,нийога, левират), тем самым давая изумительную возможность исследователюреконструировать и представить, каков был брак в старину.
Критическое осмысление института семьи как союзасупругов, родителей и детей, родственников и свойственников, как хозяйственногоцелого приводит социолога к мысли об углубляющемся её кризисе. Доказательства:быстро растущий удельный вес разводов, уменьшение числа заключаемых браков ичисла детей в браке, эмансипация женщин и т.п.
Принципы отношения поколений, основанные на безграничнойвласти родителей, их опёке, семейной ответственности за воспитание детей,существенно трансформировались. Государству передаются воспитательные,образовательные и опекунские функции.
С развитием капитализма семья, полагает исследователь,перестанет существовать как целостная хозяйственная единица.
Аналитик, тем не менее, не считал, что кризис семьиозначает полный её «крах»; «…Семья как союз супругов и как союз родителей идетей, вероятно, останется, но формы их будут иными».
Семейные отношения им анализировались во взаимосвязи сдругими явлениями общественной жизни.
Выход из кризиса обозначенного института он увидит теперьв возвращении к его традиционным формам, но, разумеется, на другом виткеистории. Средством выхода должны послужить «моральная реконструкция»человечества, как будто бы наполняющая старые формы относительно «новым»содержанием.
«Семья – это малая церковь».
Именно такой союз, согласно много размышлявшемуисследователю, поможет человечеству спастись от всеобщего кризиса.
2. Современный аспект брака. Брак разных культур
2.1 Брак в России
Семья практически перестала выполнять свои основныефункции, прежде всего репродуктивную.
Процессы изменения института семьи, будучи всеобщими иглобальными по своему характеру, в нашей стране приобрели специфическуюокраску.
1. «Естественный» процесс трансформации семьи, процесс«перехвата» ее социальных функций другими институтами, процесс вытягивания изсемьи на арену государственной экономики практически всех ее членов одного задругим был насильственно ускорен и стимулирован всей мощью тоталитарногогосударства (индустриализация народного хозяйства и коллективизация) иискусственно сжат до исторически ничтожных сроков. Благодаря чему егопоследствия оказались более разрушительными и трагичными, чем в других странах,шедших «нормальным» путем.
2. Ускорение и «подталкивание» процессов семейныхизменений, выразившиеся в том, что семейные функции «перехватывались» именногосударством или его органами, а не какими-то иными социальными институтами.Сверхогосударствление всей социальной жизни ускорило наступление семейногокризиса, разрушительно сказалось на семье и семейных ценностях.
3. В настоящее время продолжается ускоренная,лавинообразная деформация жизненных ценностей, которая может привести нашеобщество к еще более серьезным последствиям. Становление демократическогогосударства с рыночной экономикой вызвало крушение прежнего мировоззрения иобнажило несформированность нового, отсутствие знаний и умений жить и работатьв условиях конкурентного и высоко производительного производства — все этопривело к тому, что правовой нигилизм разъедает общество. Мы столкнулись с тем,что, формируя новую социальную и экономическую реальность, люди с большимудовольствием создавали будущее, чем хранили прошлое, и при этом значительноподрастеряли ценное и положительное. Спонтанный процесс семейных изменений,процесс девальвации семейных ценностей продолжается, притом в ускоренном темпе.
4. Забвение интересов семьи в процессе российскихпреобразований. Эти интересы, напротив, скорее игнорируются. Практически любыепринимаемые в ходе преобразований решения исходят из предпосылки — объект этихрешений и этих мер видится в отдельном («изолированном») индивиде, лишенномпризнаков пола и принадлежности к семье, прежде всего.
Однако, соглашаясь, что современная семья, безусловно,имеет свои особенности, характеризующие основные тенденции общественного,социального, культурного развития, следует иметь в виду, что в нынешнейроссийской ситуации семья не является однородной, унифицированной ни поструктуре, ни по форме, ни по функциям. Спектр видов, форм и категорийсовременной семьи достаточно многообразен, ее образ многолик. Различные типы(категории) семей по-разному функционируют в тех или иных сферах жизнедеятельности.По-разному реагируют они на воздействие многообразных факторов современногобытия.
Кроме того, следует заметить, что вариациибрачно-семейных изменений, вызванные историческим процессом, резонируют сособенностями российской ментальности. Но, дело в том, что тотальноепроникновение государства в регуляцию процессов семейных изменений сопрягаетсяс декларацией необходимости «хорошего брака» и наивной идеализациейроссиянина-семьянина. В семейной жизни это ведет к преувеличению эмоциональныхслагаемых брака в противовес рациональным.
Итог: очевидно, что современная российская семья уже нета, что была десять, двадцать, пятьдесят лет назад. Как система совместногопроживания и продолжения рода она изменилась неузнаваемо. Отчий дом пересталбыть крепостью. Брачные узы не удерживают. Семейные нравы и устои трещат повсем швам. Семья стала мала для человека, для многих просто неинтересна. Потомучто диапазон интересов современного человека очень велик. Семья не можетудержать его только в рамках внутрисемейных житейских контактов. Человек сталдругой, взгляд его стал многосторонним, общественным.
И все же следует признать, что не все так пессимистично,«за последние годы наметился явный, безусловно положительный сдвиг в пользувыбора семьи как оптимальной формы партнерского союза с целью обеспечениянеобходимых условий личностного роста и саморазвития. Ценность семьивозрастает… ».
Голод С.И. ближайшие перспективы развития российскойсемьи, как семьи общегородского типа, представляет так: «Типичная городская семьяв самом общем виде представляется как нуклеарная, с профессионально занятымисупругами, с небольшим и, в принципе, регулируемым числом детей, воспитаниекоторых осуществляется как семьей, так и обществом, по преимуществу сэгалитарной системой власти, достаточно систематическими, но в большой меределовыми контактами с родственниками, при непременной ориентации всех ее членовна другие социальные институты и на интенсивное общение с друзьями».
Таким образом, говорить о массовом «закате» семьипреждевременно.
В современной российской семье женщина хочет (и вынужденасилой обстоятельств) править безраздельно и полностью. Мужчина не в состоянииобеспечить семью, нести за нее ответственность, и, соответственно, бытьобразцом для подражания. По данным эмпирических исследований, большинствомальчиков и половина девочек обращают внимание на профессиональные успехи отца,заработки, обеспечение семьи. Между тем у матери эти сферы деятельности невыделяет никто из детей — семью должен обеспечивать отец. Занятие домашнимхозяйством — это главное дело матери, по мнению детей.
И, вместе с тем, мальчики проявляют большую привязанностьк матери, очень боятся ее холодности, невнимания, отчуждения от матери.Мальчики предъявляют больше требования к матери (не терпят ее негативныхпривычек), а девочки — к отцу, у них формируется идеальный образ отца.Характерно, что эмоциональная связь с матерью у детей сильнее, они лучше знаютее личные особенности; высказываний-характеристик о матери больше, чем об отце,она воспринимается более значимым членом семьи.
Реальная модель современной российской семьи:
ответственность за семью несет мать, она же доминирует в«семье, и она же более близка с детьми эмоционально. Мужчина «выброшен» запределы семейных отношений, не оправдывает ожиданий жены и детей.
У отца нет реальной власти. Он уважаем детьми, хотя с нимони имеют меньший эмоциональный контакт: большинство детей утверждают, что мамаих любит больше, чем папа, и при конфликтах в семье дети принимают сторонуматери. Во-вторых, папы чаще играют с детьми, участвуют в семейныхразвлечениях, учат их постоять за себя, заступаются за детей.
Таким образом, с преодолением наследия коммунизма модельсемьи в постсоветской России имеет шанс принять такой вид: доминирует мать,следующий идет — отец, дети — подчинены. Отвечает за семью (благополучие,социальную защиту) отец. Дети эмоционально ближе к матери, чем к отцу.
Противоречие отношений доминирования и ответственностибудет являться главным источником конфликтов в семье.
Психологические особенности российских семей:
— высокая степень материальной, психологической,эмоциональной зависимости членов семьи друг от друга;
— спутанность семейных ролей, их недостаточнаядифференцированность и согласованность;
— дистанцированность и низкая эмоциональная включённостьмужа в жизнь семьи;
— борьба за власть между поколениями вследствиесовместного проживания и неясности границ семейной системы.
2.2 Брак в США
Семьей называется основанное на кровном родстве, бракеили усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимнойответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме. ВСША это определение включает множество укладов. Исследования крестьянских семейв западной Ирландии, особенностей семейной жизни на Тробриандских островах и визраильских кибутцах свидетельствуют о том, что традиции, презираемые в одномобществе, могут считаться нормой носителями другой культуры.
Для большинства супружеских пар в Америке процессобразования новой семьи начинается с романтической любви, которая становитсяосновой брака. В Америке наблюдайся самый высокий уровень браков средипромышленных стран, но средний возраст людей, впервые вступающих в брак, обычноколеблется в зависимости от социальных и экономических факторов. Правилаэндогамии и экзогамии ограничивают возможности выбора партнера для каждогочлена общества. Такие факторы, как вероисповедание, расовая принадлежность,социальный класс и уровень образования определяют группу, внутри которойиндивид предпочитает искать спутника жизни.
В США — самый высокий уровень разводов в мире. Онпостепенно возрастал с середины XIX в. и особенно резко повысился после второймировой войны и с 1965 по 1970 г. Особенно глубокое влияние на уровень разводовоказали экономические факторы. Укрепление независимости женщин, вероятно, такжеспособствовало увеличению числа пар, считающих развод способом решения проблем,возникающих в супружеской жизни.
Среди социальных перемен, влияющих на американскую семью,следует отметить увеличение численности семей, где работают оба супруга.Стрессовые ситуации, возникающие, когда люди пытаются одновременно справиться спротивоборствующими обязанностями дома и на работе, называются дилеммойперегруженности и дилеммой идентичности. Хотя занятость обоих супругов вне доманаходит все более широкое распространение, разделение труда (включая домашнююработу) по половому принципу твердо укоренилось в жизни американцев.
В результате развода и родители, и дети переживаютглубокое потрясение и чувствуют тревогу, раздражение и одиночество. В связи сростом числа разводов образовалось множество семей с одним родителем, вбольшинстве случаев возглавляемых женщинами. И для разведенных женщин, и дляматерей, никогда не вступавших в брак, наиболее острыми, по-видимому, являютсяэкономические проблемы. Другая проблема состоит в том, что одинокие люди часточувствуют себя униженными в обществе, где высоко ценится брак.
Две другие альтернативы традиционной семье — совместнаяжизнь без вступления в брачные отношения и жизнь в коммуне. Большинство пар, нерегистрирующих брак, не имеют детей. Такие партнеры имеют меньше законных правв случае разрыва, чем супружеские пары. Тенденция к созданию коммун впервыевозникла в 60-е годы как форма протеста против существующего социальногоустройства. В дальнейшем коммуны создавались скорее из практическихсоображений, например с целью экономического сотрудничества. Некоторыеисследователи находят большое сходство между коммунами и расширенными семьямииз низшего и рабочего классов.
Новая область науки, получившая название «семейнаяполитика», вызвана к жизни главным образом изменениями института семьи, которыерассматриваются как социальные проблемы. В отличие от многих других стран в СШАнет четко определенной семейной политики. Среди политических мер, влияющих наположение семьи, следует отметить введение подоходного налога на помощь детям,оказание помощи семьям с детьми, находящимися на иждивении родителей, меры пообеспечению семей с детьми квартирами низкой стоимости и предоставление имспециальных услуг.
Рассмотрим изменения американской семьи за последние тридесятилетия.
Число детей. Сегодня семья имеет меньше детей, чемпрежде, из-за того, что она ценит детей и хочет сделать больше для каждогоребенка. Но на определенном этапе снижения рождаемости число детей становитсяпроблемой.
Это изменение связано с драматическим и, возможно,исторически беспрецедентным снижением положительных чувств относительноотцовства и материнства. Вместе с тем продолжающееся сокращение числа детей всемье и в структуре населения в значительной мере обусловлено недостаточнымвниманием нашего общества к детям и социокультурным обесцениванием детей вобщей картине жизни.
Супружеские роли. Во-первых, изменились роли мужа и жены,присущие традиционной нуклеарной семье. Культурный идеал — разделение сфер, прикотором женщины являются домохозяйками-женами-матерями, а мужья — кормильцамисемьи, — сегодня фактически завершился. Согласно недавнему исследованию, 79%взрослых американцев считают, что «нужны две зарплаты, чтобы содержать сегоднясемью». И только 27% предпочли бы вернуться к семье с «одним родителем,постоянно занимающимся с детьми».
Структура семьи и распад брака.Сегодня дети — это толькомалозначащий сдерживающий фактор при разводе.
Доля людей, не согласных с тем, что, «когда в семье естьдети, родители должны оставаться вместе, даже если они не ладят», возросла с 51в 1962 г. до 82% в 1985 г.
Другая причина роста числа семей родителей-одиночек —рост числа внебрачных рождений. В 1960 г. только 5% всех мнений приходилось на незамужних матерей. В 1990 г. цифра достигала 24%. Поскольку у детей израспавшихся семей по сравнению с детьми из крепких семей гораздо больше шансовсоздать нестабильный брак, будущее в этой связи не очень обнадеживает.
Брак. Широко распространенное «откладывание на потом»брака — является еще одним существенным изменением современной семьи. Присреднем возрасте вступления в первый брак в 24,1 молодые женщины в 1991 г. выходили замуж, будучи на четыре года старше своих матерей (средний возраст первого брака в 1960 г. был 20,3). Ожидается дальнейшее снижение количества браков. Одна из причин тому — значительноизменившееся в последние десятилетия отношение к не состоящим в браке. В 1957 г. 80% населения согласились с утверждением: «Если женщина не выходит замуж, значит она больная,невротичка или безнравственна». К 1978 г. так думали 25% населения. Тем не менее часть населения, которая собирается вступать в брак остается значительной— 90%. Но при этом следует учесть изменение характера брака.
Сегодня брак понимается как путь к самореализации.Самореализация одного человека требует присутствия другого, и партнер в бракевыбирается, в основном, чтобы быть личным компаньоном.
Жизнь вне семьи. Наряду с высоким уровнем разводов иотдельным проживанием пожилых ранний уход из дома является важным фактором,лежащим в основе стремительного роста внесемейных домохозяйств и жизни не всемье.
Возросло число внебрачных сожительств (или неженатых парпротивоположного пола, проживающих вместе). В частности, снижающийся уровеньбраков возмещается возрастающим уровнем внебрачного сожительства.
Сожительство не очень хорошо выполняет функции пробногобрака или системы, которая готовит к крепкому браку через «отсеивание» тех, ктов процессе совместного проживания обнаружил, что они не подходят друг к другу.Вероятнее всего, отсутствие обязательств в несемейном домохозяйстве ведет котсутствию обязательств в браке.
Данные свидетельствуют о том, что семья как институтослабла.
Во-первых, отдельные члены семьи стали более независимымии менее связанными группой, следовательно, группа в целом стала менеесплоченной. В сильной группе члены тесно связаны с ней и а основном следуют еенормам и ценностям. Семьи стали слабее, менее институциализированными в этомотношении. С увеличением числа женщин на рынке рабочей силы, к примеру,экономическая взаимозависимость мужей и жен весьма ослабла. Это приводит вцелом к ослаблению супружеских союзов, измеряемому ростом разводов иразъединений.
Слабеют узы не только между супругами, но и междуродителями и детьми. В двадцатом веке упадок родительского влияния и авторитетасвязан с ростом значимости группы ровесников и средств массовой информации.
Об институциональном упадке семьи свидетельствует тотфакт, что она не способна выполнять свои основные социальные функции повоспроизводству и социализации детей, сексуальной регуляции и экономическомусотрудничеству, данные по ослаблению репродуктивной функции широко известны.Количественным выражением неэффективности социализации детей служат: уровеньабсентеизма (отсутствия) отцов, уменьшение количества времени, которое родителипроводят со своими детьми, увеличение продолжительности одиночества ребенка ивремени, проводимого в школе или с ровесниками «на улице».
Упадок семейного регулирования сексуального поведенияявляется отличительным признаком последних 30 лет. Против желания многихродителей молодые люди все чаще вступают в добрачные половые отношения, причемво все более раннем возрасте. Сексуальная неверность среди женатых пар, помнению большинства американцев, растет.
Претерпела значительные изменения такая функция семьи какэкономическое сотрудничество. Семья все чаще напоминает деловое партнерствомежду двумя взрослыми людьми (число совместных банковских счетов уменьшается,число брачных контрактов растет). Доходы в основном большинстве домохозяйств нераспределяются на детей, как это было прежде в семейном домохозяйстве, когдадети получали определенное содержание.
Третьим измерением институционального упадка семьиявляется потеря ею значения в обществе, влияния на другие институты. В связи супадком земледелия и ростом промышленности семья утратила значение рабочегоместа и с ростом общего образования утратила значение школы. Государствополучило наибольшую прибыль от передачи функций семьи. В последние годыгосударственные службы все больше берут семью под свои контроль, используяжесткие государственные законы. Декларации о том, что многие из этих законовразработаны для поощрения равноправного обращения с членами семьи, для защитыдетей и т. д., не должны факта утраты семьей своей власти как института.
Свидетельством упадка семьи является то, что каккультурная ценность уступает место другим фамилизм — отождествление себя ссемьей, преданность ей взаимопомощь, забота о сохранении целостности семьи,подчинение интересов членов семьи интересам и благосостоянию семейной группы.
И хотя большинство американцев все еще приверженысемейному идеалу, просемейное влияние как социальная норма исчезает.
Конечным результатом действия каждой из вышеназванныхтенденций является не только то, что семья деинституциализируется, но и то, чтолюди перестают отдавать ей должное. Совершенно ясно, что в век «Я-поколения» напервое место выходит индивидуальная личность, а не семья.
Будущее американской семьи.
Некоторые исследователи считают, что семья достигласостояния глубокого распада, и этот процесс необратим. На жизни взрослых людейзавтрашнего дня отразится пагубное воздейтвие среды, которая окружала их вдетстве.
Однако оптимисты придерживаются противоположной точкизрения. Они позитивно относятся к разрушению нуклеарной семьи. Они с радостьюожидают, что возникнут новые формы семьи, способствующие созданию болееблагоприятной окружающей среды и самовыражению всех членов семьи.
Существует множество различных предсказаний о будущемсемьи. Например, Эдвард Корниш (1979) предположил воэможность семи тенденций вразвитии будущей семьи. Среди них сохранение современной семьи; возврат ктрадиционной семье; уничтожение семьи; возрождение семьи (путем усовершенствованияслужбы знакомств с применением компьютеров, предоставления консультаций и т.д.)и создание «ненастоящих» семей, основанных на общих интересах и потребностях.
То, что произойдет в действительности, вероятно, не будетточно соответствовать этим предсказаниям. С другой стороны, семья отличаетсягибкостью и устойчивостью. Предсказания «мрака и гибели» отражают скореетревогу исследователей, а не реальную ситуацию. В конце концов признаковполного уничтожения семьи не наблюдается.
Вместе с тем можно уверенно сказать, что традиционнаясемья отошла в прошлое. На американскую семью оказывают влияние такие мощные иустойчивые силы, что возрождения традиционной семьи не предвидится. Историяамериканской семьи сопровождается постепенной утратой ее функций. Современныетенденции указывают, что монополия американской семьи на регулирование интимныхотношений взрослых, деторождение и уход за маленькими детьми сохранится и вбудущем. Однако произойдет частичный распад даже этих сравнительно устойчивыхфункций. Функция воспроизведения, присущая семье, будет осуществляться инезамужними женщинами. Функция социализации выполняемая семьей, будет в большеймере разделена между семьей и посторонними людьми (воспитателями игровых групп,центрами по уходу за детьми). Дружеское расположение и эмоциональную поддержкуможно будет обрести не только в семье. Таким образом, семья займет свое местосреди нескольких других социальных структур, управляющих воспроизводством,социализацией и регулированием интимных отношений. Поскольку разрушение функцийсемьи будет продолжаться, она утратит когда-то присущую ей святость, но,безусловно, не исчезнет из американского общества.
2.3 Брак в Европе
Современный аспект.
Новейшие данные подтверждают, что всё больше детей вЕвропе вырастает только с одним из физиологических родителей.
Сокращение рождаемости с середины 60-х гг.сопровождалосьпостоянным ростом числа разводов.
В настоящее время в ФРГ, Австрии и Швейцарии почти каждыйтретий брак распадается. В больших городах это уже почти каждый второй.
Открытому проявлению супружеского кризиса предшествует,как правило, скрытый подготовительный период, который частью не осознаётсяучастниками. В большинстве случаев это медленный, затрагивающий обоих супруговпроцесс деградации брака. «Одно французское исследование также показало, чторазводу зачастую предшествуют неоднократные попытки разойтись. Прежде всегоиз-за детей или по финансовым соображениям супруги всё время откладываютрешение о разводе. Наконец, когда вырастут дети, улучшится финансовое положениеили усилится процесс деградации брак, они приводят его в исполнение.» При этомготовность принять во внимание развод существенно зависит от социальногостатуса супругов: в браках, где женщины работают, разговоры о разводе заводятчаще; самую низкую готовность к разводу проявляют жители аграрных районов,неработающие женщины (для них развод означает жизнь за пределами прожиточногоминимума),
Разводы не являются «патологическим» явлением современныхобществ: они в положительном смысле функциональны, если удаётся остановитьразрушительные кризисные тенденции в отношениях двух людей путём изменения ихжизненного положения и вернуть им после довольно длительных коллизий, связанныхс разводом, как личную способность радоваться жизни, так и готовность по мересвоих сил и умений участвовать в жизни общества.
Некоторые специалисты в области социологии семьи считают,что тенденция к увеличению числа разводов, взята сама по себе, не внушаетопасения до тех пор, пока большая часть разведённых заключает новые браки.Развод представляет собой в принципе, только косвенный комплимент идеалусовременного брака и в равной степени свидетельство его «трудностей».
Цифры разводов и без того показывают только вершинуайсберга. Вместе с разведёнными по закону следует предположить наличие,во-первых, значительного количества пар, разошедшихся фактически, во-вторых,неизвестного количества несчастных, но из-за детей или по экономическимсоображениям или общественным мотивам не распавшихся браков.
Число вновь вступающих в брак в большинстве стран нерастёт и не снижается, тогда как число разводов увеличивается.
Как представляется, социокультурное давление, которомураньше подвергались разведённые и которое часто вело к скорым повторным бракам,сегодня ослабло.
Альтернативы браку и семье.Параллельно сокращению числазаключаемых браков распространилось, прежде всего на севере Европы, в Швеции иДании, а в 70-е гг.и в государствах центральной и западной Европы, формысовместного сожительства, аналогичные браку. Всё больше людей предпочитают невступать в брак в самом начале своих отношений или вообще не вступать в брак.Эта изменившаяся позиция имеет в значительной мере отношение к изменениюсоциокультурного характера феномена « молодёжи ». Классическая фаза молодостимежду наступлением половой зрелости и полной социально-экономической зрелости(часто связанной с браком), теперь изменилась. Молодые люди, прежде всегосредних и высших социальных слоёв, достигают социокультурной зрелости задолгодо того, как обретают экономическую независимость от родителей. С однойстороны, вступление в трудовую жизнь у молодых отодвинулось из-за удлинениясрока школьного и университетского образования. С другой сторны, в более раннемвозрасте «предпочтение» отдаётся возможности дейсивовать и потреблять.«Постиндустриальное» общество благоприятствует раннему наступлениюсовершеннолетия – прежде всего в области потребления, а также социальных исексуальных отношениях, и отсрочивает наступление экономическойсамостоятельности (как у работающих взрослых). Молодые, ещё не ставпроизводителями, уже являются потребителями. Компетентное участие молодых впотреблении делает их более зрелыми с социокультурной точки зрения, чем этобыло у предыдущих поколений. Молодые остаются экономически полностью или частичнозависимы от родителей, но ведут себя, по видимому, независимее от нормативныхпредставлений последних, особенно в социосексуальной сфере.
Отсюда следуют конфликты между поколениями, даже при том,что большая часть родителей становится терпимее.Перед молодым человеком стоитвопрос, как он будет жить за стенами родительского дома. «Браки безсвидетельства о браке», «жилые сообщества» и самостоятельная одинокая жизньявляются развившимися к настоящему времени альтернативами. По-видимому, онипредлагают лучшие возможности для познания жизни и облегчают разрыв сложившихсяотношений.
В Швеции и Дании добрачное совместное сожительствоявляется уже признанным социальным институтом. В Дании совместному проживаниюспустя некоторое время придаётся законный характер. Во Франции аналогичныебраку формы сожительства чаще встречаются в более высоких социальных слоях, чемв низших. Опросы в Австрии показали, что совместная жизнь без свидетельства обраке как «пробный брак» признаётся в широких кругах населения.
Увеличивается доля одиноких людей в ФРГ. Что повышаетличную независимость и освобождает отношения от последствий неравномерногораспределения работ по хозяйству между мужчиной и женщиной.
Жилые сообщества и коммуны – это несколько малых семей,несколько пар, студенческие коммуны, сельские группы, религиозные и лечебныегруппы, производственные и жилые коллективы.
2.4 Христианская модель семьи
В период раннего христианства были радикально измененымногие законы о браке. Например, под запретом оказались полигамные браки илевират — обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове.
Во времена первых христиан мужчина оставался главнойфигурой, наделенной властью. Жена должна была ему подчиняться. Патриарх — главарода, отец семейства, выполняет и функции вождя.
Вообще, как точно подмечено Б.Н. Дружининым3, ни однамировая религия не отводит столь важное место семье в системе вероучения, какхристианство. Поэтому особенно интересно рассмотреть модель или, точнее, моделихристианской семьи. Как отмечает В.Н. Дружинин, христианское вероучениепредписывает миру две модели семьи: идеальную «божественную» и реальную,земную.
«Идеальная» христианская семья включает: Отца, Сына иМать (Богородицу). Она строится на основе принципа власти — совмещенияответственности и доминирования. Иерархия по шкале «доминирования-подчинения»такова: отец — сын — мать. По шкале ответственности иерархия иная: отец — мать— сын. Жена находится в подчиненном положении, вместе с тем это подчиненноеположение предполагает включение жены в сферу психологической близости.
Кроме «идеальной)» божественной семьи христианствопредлагает вариант «земной» реальной семьи. Слова «Святое семейство»характеризуют земную семью Иисуса Христа: его самого, приемного отца — Иосифа,Деву Марию.
Христианство разделяет отца-воспитателя, несущегоответственность за жизнь, здоровье, благосостояние семьи (в первую очередь —ребенка) и отца генетического, духовного, функцию которого реализует Бог-Отец.Земная модель христианской семьи является классическим вариантомдетоцентрической семьи. На шкале ответственности за семью члены еерасполагаются в следующем порядке: отец — мать — сын. На шкале доминирования(причастность Божественной сущности) последовательность противоположна: сын —мать — отец. Психологически Мария ближе к сыну, а сын к матери, чем оба к oтцу.Структура идеальной православной семьи является производной от общехристианскоймодели. Но выбор православие делает в пользу «божественной» семьи, а не«Святого семейства». Доминирует в триаде Бог-отец. Он как бы правит миром семьииздали, не присутствуя в нем. Мать и дитя предоставлены сами себе, нопериодически ощущают незримую и грозную власть отца. А в целом божественнуютриаду можно представить так: отец — сын — мать.
Менее выражена ответственность Бога-Отца. Отвечает задела семьи Мать. Сын психологически ближе к матери, чем к отцу, и мать такжеближе к сыну, чем к отцу. Большая психологическая близость матери к сынувоплощается в доминировании одной из двух ипостасей Марии — роли Матери. Вправославном вероисповедании роль Богородицы превалирует над ролью жены и,соответственно, материнское отношение — над отношением любовным (отношениемполов).
Взаимоотношения супругов в христианском браке. Брак вхристианском смысле, — просвещение и одновременно тайна. В нем происходитпреображение человека, расширение его личности. В браке человек может видетьмир по-особому, через другую личность. Эта полнота еще углубляется свозникновением из двоих, слитых вместе, третьего — их ребенка. Совершеннаясупружеская пара породит и совершенного ребенка, она и дальше будет развиватьсяпо законам совершенства.
В воспитании детей самое важное, чтобы они видели своихродителей живущими истинной духовной жизнью и светящимися любовью.
Оба должны ежедневно созидать брак, борясь с суетнымиежедневными страстями, подтачивающими его духовное основание — любовь.Единственный путь к этому, согласно христианскому вероучению, — углублениедуховной жизни каждого, работа над собой. Самое страшное в браке — потерялюбви, поэтому все мысли и усилия надо направить на сохранение любви идуховности.
Взаимоотношения супругов в христианском бракепредполагают четкое осознание каждым своего места: жене следует смиренно статьна второе место, мужу — взять на себя тяжесть и ответственность быть главой.При этом подчеркивается трудность, мученичество и блаженство этого пути,
Проблема распределения власти супругов вовзаимоотношениях исключается: ни тот ни другой из супругов не должны иметь вбраке друг над другом абсолютной власти.
Величайшая мудрость христианского брака — дать полнуюсвободу тому, кого любишь, ибо земной брак — подобие Брака небесного — Христа иЦеркви, в основе своей имеющего полную свободу.
Тайна счастья христианских супругов заключается всовместном исполнении воли Божией. Христианский брачный союз имеет глубочайшеедуховное основание, которым не обладают ни телесная близость, ни жизнь чувств,переменчивая по своей природе, ни общие мирские интересы и деятельность.
Растущий процент разводов, падение числа браков,увеличение количества одиноко живущих и подобных браку сожительствсигнализируют о тенденции, которая в предварительном порядке с осторожностьюможет быть оценена как утрата законным браком его значения. В то время какмонополия брака на сексуальные отношения взрослых людей в «постиндустриальном»обществе значительно ограничилась, сильнейшим аргументом в пользу брака ещеостаются интересы детей. Обрисованные альтернативы семье и браку ограничиваютсяменьшинствами и молодыми людьми. Большинство людей живет традиционными формами семьии брака. Тем не менее увеличение возможности расторжения брака и появившиеся кнастоящему времени альтернативы влияют и на тех, кто живет в традиционномсупружестве. Модель их жизни представляется менее прочной, менеебезальтернативной и менее само собой разумеющейся, чем прежде. Толерантность вотношении меньшинства, которое не живет в браке и семье, значительновозрастает. Вместе с нею повышаются требования к качеству собственнойсупружеской и семейной жизни у большинства. Не в последнюю очередь следуеттакже помнить о том, что традиционные и новые формы жизни не являются полностьюнезависимыми друг от друга. Они в значительной степени интеграционнопереплетены: в то время как родители живут «в законном браке», их выросшие детиопробывают неузаконенные формы совместной жизни и т.п. Исторически новаяконкуренция жизненных моделей и повысившаяся благодаря ей чувствительность ккачеству отношений вызвали, как можно предположить, необходимость более высокойстепени самоанализа и критической проверки собственной практики жизни.
Ввиду снижения готовности к заключению брака, роста числаразводов и сокращения количества детей правомерен вопрос: есть ли у семьибудущее? Статистический прогноз демографическими средствами невозможен. Ивсе-таки, при всей осторожности, можно ожидать по меньшей мере трех изменений вэволюции брака и семьи в ближайшие годы.
Первое. Для все большего числа людей будет возможно, приусловии, что не последует никакого стихийного и продолжительного паденияконъюнктуры, жить, выбирая, в законном браке с детьми или без, в не узаконенномсожительстве, обособленно (что, конечно, не исключает длительных отношений), вжилой группе, носящей «семейный» или несемейный характер или, чаще всего послеразвода, в «остаточной семье». Семья при этом должна утрачивать монопольное ибезальтернативное особое положение как нормальная форма совместной жизни.
Второе. Между социализацией в родительском доме ирождением и воспитанием своих детей в своей семье все чаще вместо «оберегаемойжизни» молодых в родном доме будет утверждаться промежуточная фаза относительносвободных форм отношений (сменяющие друг друга любовные связи, совместная жизньбез свидетельства о браке, жизнь в группе). Прямой, путь от родительского домак своему собственному станет все более редким. Человек «постиндустриального»общества в процессе своей жизни, вероятно, чаще и в большем количестве, чемпрежде, будет менять различные жизненные модели. Без учета немногочисленногоменьшинства, нет никаких признаков того, что концепция верности может бытьпоставлена под вопрос в длительных (все же не обязательно продолжающихся всюжизнь) отношениях. Сексуальная верность по-прежнему является идеалом. Во всякомслучае, по-видимому, и дальше будет увеличиваться терпимость в отношении к«прыжку в сторону» партнера, если это не влияет на основополагающее согласие вбраке. Вопреки возросшим требованиям к любви и счастью в супружестве растеттолерантность к свободе партнеров. С другой стороны, тем самым множатся, какпредставляется, опасные моменты для дальнейшего существования брака: если«побочная связь» не будет преодолена или связанные с нею ожидания начнутпреобладать над степенью внутреннего удовлетворения, то возрастет готовность кразводу. Это указывает на то, что брак продолжает терять свою исключительностьу, все более приобретает характер свободных и могущих быть расторгнутымиотношений.
Третье. Число детей, воспитываемых свободно живущимисовместно парами или одинокими матерями, вероятно, будет увеличиваться и далее.Если исходить из того, что и в последующие годы продолжится определеннаядемографами тенденция к разводам, то в будущем каждый третий житель ЦентральнойЕвропы к концу жизни останется один; из тex, кто женится, примерно каждыйтретий разведется вновь; из разведенных только каждый второй снова вступит вбрак. Основанные не на кровном родстве формы солидарности и опеки,предположительно приобретут большее значение. Об общественных и человеческихследствиях таких тенденций развития имеются противоречивые суждения. Похоже,как показывают расчеты, традиционные формы семейной солидарности в отношениидетей, подростков и пожилых людей в дальнейшем будут разлагаться и должны бытьнайдены новые формы взаимопомощи как внутри, так и вне брака и семьи. С другойстороны, не является неизменным то, что солидарный тип поведения, сознаниеответственности в отношении детей и готовность помочь пожилым людям и т.п.будут относиться только к тем людям, которые живут в традиционных семьях.Общество, в котором квалифицированное меньшинство живет не в браке и семье, аобособленно, не узаконенными парами, остаточными семьями или жилыми группами,не должно поэтому быть обществом пренебрежительного отношения к людям.«Семейная» любовь, забота, нежность и солидарность должны распространятьсятакже и на первичные отношения людей, которые не обязательно живут общимхозяйством или связаны кровными узами ( на разошедшихся родителей, их детей иновых партнеров, ближайших друзей), достигнутое расширение автономии личностине должно быть сведено на нет потерей эмоциональной и социальной уверенности.
Решающим аспектом этого развития, без сомнения, являетсяповышение возможностей отдельного человека принимать важные жизненные решения всоответствии с личным мнением, а не универсально действующими нормами илигрупповым принуждением.
Заключение
Семья – древнейший социальный институт; она изменяется помере развития общества – возникают новые формы, ценности и образцы поведения вобласти семейно-брачных отношений.
Исследования тенденций развития брака и семьи дают ключ кболее глубокому пониманию многих насущных проблем современности и служатосновой для предвидения развития демографического процесса. Брачно-семейныеотношения отражают как положительные, так и отрицательные моменты состоянияобщества. Здесь можно говорить о подтверждении моей гипотезы. Социальныеусловия усугубляют или смягчают историческое наследство семьи как социальногоинститута.
Специфика современной семьи определяется в основномчетырьмя особенностями:
Особая роль родительства. В детско-родительских отношенияхприсутствует эмоциональность, духовная близость и эмпатия. Период детстваудлиняется в современном обществе и именно на родителей возлагаетсяответственность за воспитание и обучение детей.
Основой супружеского союза являются любовь, эмоциональноепринятие и поддержка.
Семейная система на данный момент является достаточнооткрытой – вступить в брак легко, но так же легко и развестись.
Современная семья изменилась и по составу – произошёлпереход от расширенной семьи к нуклеарной.
Можно выделить ряд тенденций в развитии семьи, отчётливопроявившихся в последние десятилетия:
— переход от традиционных семей к нуклеарным
— снижение рождаемости
— диспропорция в продолжительности жизни мужчин и женщин
— увеличение числа разводов
— возрастание числа детей, воспитывающихся без семьи илив условиях депривации общения с родителями и близкими взрослыми (сироты,беспризорники)
— демократизация и эгалитаризация отношений в семье (переход от жёсткой фиксации ролей к взаимозаменяемости супругов, партнёрству,помощи и взаимной поддержке)
— возрастание числа несовершеннолетних родителей
— рост числа преступлений на семейно-бытовой почве
— увеличение числа бездетных семей, в которых статус«семья без детей» — сознательный выбор супругов
— появление так называемых «двухкарьерных» семей ( вкоторых оба супруга ставят перед собой задачи профессиональной карьеры, роста исамореализации.
По мнению специалистов, динамика демографическихпроцессов в России, особенно сочетание показателей рождаемости и смертности,массовое распространение однодетной семьи, спад числа регистрируемых браков ирост сожительств, непрерывное увеличение числа разводов и неполных семей,депривация родителей и детей, псевдосупружество пар, является уникальнымявлением, не имеющим аналогов в современном мире. Совокупность данных факторовприводит к углублению кризиса института семьи и брака в нашей стране.Высказывается предположение, что происходящие социально-демографическиепроцессы в российском обществе имеют глобальный и необратимый характер.
В силу недостатка времени моё исследование проведенонедостаточно полно и в будущем мне бы хотелось глубже рассмотреть данныеаспекты, провести исследование по данной теме.
Список литературы
1. Вестермарк Э. История брака. М.,2001.
2. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологическийанализ. Санкт-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1998.- 272с. 3. Де-Турвиль А.Социальная наука представляет ли науку? СПб., 1895.
4. Домострой // Памятники литературы Древней Руси.Середина 16 века. М., 1985.
5. Дружинин В.Н. Психология семьи.- Екатерининбург:Деловая книга, 2000. – 3-е изд., испр.и доп. – 208с. – ( Серия «Библиотекапсихологии, психоанализа, психотерапии»)
6. Ковалевский М. Социология. СПб.: типогр. М.М.Стасюлевича. 1910, т.2.
7. Ле-Пле Ф. Основная конституция человеческого рода. М.,1897.
8. Морган Л.Г. Дома и домашняя жизнь американскихтуземцев. Л.: Ин-т народов Севера, 1934.
9. Морган Л.Г. Древнее общество или исследование линийчеловеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Л.: Ин-тнародов Севера,1934.
10. Николаев М. Семейная политика и гражданское общество.//Ежемесячный журнал для родителей «Семья и школа», 2006, №2, с.2-4.
11. Психология семьи. Хрестоматия. Составитель: Д.Я.Райгородский. Самара 2002, 356с.
12. Психология семейных отношений с основами семейногоконсультирования: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений /Е.И. Артамонова,Е.В. Екжанова, Е.В.Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Издательскийцентр «Академия», 2002. – 192с.
13. Психология семейных отношений и основы семейногоконсультирования: Учеб.пособие /О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2006. – 320с.
14. Семейная психология: Учеб.пособие для вузов. – М.:Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 768с.
15. Сорокин П. Брак в старину (многожёнство и многомужество).Рига, 1913.
16. Сорокин П. Кризис современной семьи // Ежемесячныйжурнал литературы, науки и общественной жизни, 1916, № 1,2.
17. Сорокин П. К вопросу об эволюции семьи и брака узырян // Известия Архангельского общества изучения русского Севера, 1911, №1,2.
18. Швец А.М., Могилёвкин Е.А., Кагаполова Е.Ю. Мотивациявступления в брак и её влияние на кризис будущей семьи. // Вопросы психологии,2006, №2.
19. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственностии государства. – М.: Политиздат, 1978, 496с.