Реферат по предмету "Социология"


Расы расовая классификация и научная нестостоятельность расистских доктрин

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ
Р Е Ф Е Р А Т
по дисциплине: «Антропология»
на тему:
«Расы, расовая классификация и
научная несостоятельность расистских доктрин»
Житкевич И.Н., студентки
1 курса заочного обучения ФФСН




Проверил:
доктор мед. наук – Тегако Л.И.




Минск, 2001
ВВЕДЕНИЕ
Современный расовый облик челове­чества образовался в результате сложного исторического разви­тия расовых групп, живших обособленно и смешивавшихся, эво­люционировавших, исчезавших.
Раздел антропологии — расоведение обобщает данные по изу­чению антропологического состава народов земного шара в на­стоящем и прошлом, т. е. по образованию и распространению рас на Земле. Термином «раса» (ар. ras—голова, начало и нтал. razza — племя) обозначают сообщество или группу люден, кото­рые связаны общностью происхождения и вследствие этого ха­рактеризуются сходством многих морфофизиологическнх приз­наков. Основными проблемами этого раздела являются история формирования рас и этносов, взаимоотношения между ними на разных этапах исторического развития, раскрытие причин и меха­низмов расовой дифференциации.
Антропологический расовый материал имеет большое значе­ние для решения ряда проблем происхождения человека совре­менного вида, а также этногенеза. Так как сходство различных групп населения по антропологическим признакам свидетельству­ет о генетической близости этих групп, то антропологические дан­ные являются более веским аргументом для подтверждения той или иной концепции этногенеза, чем близость языка и культуры, которая может появиться в результате заимствований при массо­вом перемещении и культурных контактах. Сходство по антропологическим типам есть результат тесных контактов, сопровождающихся смешением разнородных групп. Этому смешению обязательно сопутствуют языковые и культурные взаимодействия. Антропологические данные необходимы при определении этни­ческих слоев, из которых сложился данный народ, особенно когда народности формируются в зонах соприкосновения больших рас (Северная Африка, Южная и Средняя Азия, Западная Сибирь).
Данные расоведения используются для опровержения лжена­учных расистских концепций и формирования правильного пред­ставления о различиях в морфологическом облике людей. Специ­фичность расы человека заключается в том, что она характери­зуется сочетанием признаков не у индивидуумов, а у групп людей, живущих на определенной территории, и поэтому один из важнейших приемов расового анализа — выявление географичес­кого распределения расовых признаков.
§ 1. КЛАССИФИКАЦИЯ РАС --PAGE_BREAK--
Среднеевропейская раса. По сравнению с атланто-балтийской менее светлые волосы и глаза; менее длинноголова.
Индо-средиземноморская раса. Темные волосы и глаза, смуг­лая кожа, волнистые волосы, удлиненный нос, очень узкое лицо.
Беломорско-балтийская раса. Кожа светлая, однако более пигментирована, чем предыдущая. Средний рост бороды, короткое лицо, короткий нос с прямой или вогнутой спинкой, средний рост.
Балкано-кавказская раса. Темные волосы, темные или сме­шанные глаза, выпуклый нос, более обильное развитие третич­ного волосяного покрова, сравнительно низкое и очень широкое лицо, брахикефалия, высокий рост.
Южносибирская, или туранская раса. Промежуточное поло­жение между европеоидной и монголоидной расами. Значитель­ный процент смешанных глаз. Большая скуловая ширина.
Уральская раса.Среднее положение между беломорско-балтийской и североазиатской расами. Вогнутая спинка носа, осо­бенности монголоидного типа смягчены.
Североазиатская раса монголоидного расового ствола. По сравнению с другими расами меньший процент тугих волос; бо­лее светлая кожа, менее темные волосы и глаза, большие разме­ры и сильная уплощенность лица, очень слабый рост бороды и тонкие губы, большая ширина гру­шевидного отверстия, высокий вертикальный черепно-мозговой указатель.
Байкальский вариант североазиатской расы. Ослабление пигментации, роста бороды, более уплощенное лицо, низкое пе­реносье, тонкие губы. Центральноазиатский вариант близок к арктической расе или байкальскому варианту.
Арктическая, илиэскимосская, раса. По сравнению с севе­роазиатской более жесткие волосы, более темные кожа и глаза, меньшая частота эпикантуса, меньшая скуловая ширина, более узкое грушевидное отверстие и низкий носовой указатель на че­репе, менее ортогнатное лицо, более высокое переносье с высту­пающим носом, толстыми губами.
Дальневосточная раса. По сравнению с североазиатской бо­лее тугие волосы, более темная пигментация, более толстые гу­бы, мезогнатность; более узкое лицо, большая высота черепа, чем у североазиатской и арктической рас.
Южноазиатская раса. Смуглый цвет кожи, более утолщен­ные губы, высокий носовой указатель, короткое и уплощенное лицо.
Американская раса. Сильно варьирует по многим призна­кам, что указывает на сравнительно более позднее ее образова­ние. Ближе всего к арктической расе, но отличается почти пол­ным отсутствием эпикантуса, более смуглой кожей, сильно вы­ступающим носом.
Курильская, или айнская, раса. Нейтральна: по развитию волосяного покрова занимает одно из первых мест среди рас, во­лосы жесткие и волнистые, уплощенное лицо, большой процент эпикантуса, рост ниже, чем у полинезийцев.
Полинезийская раса. Нейтрально волнистые волосы, светло-коричневая или желтая кожа, курчавые волосы, среднеразвитый третичный волосяной покров, умеренно выступающий нос, губы более толстые чем у европейцев, высокий рост.
Данные о степени сходства между расами, их ареалах и древ­ности помогают выявить родство рас. Однако и в этой классифи­кационной схеме не всегда четко отражен генезис рас (проис­хождение бушменской, айнской, полинезийской и некоторых других рас не раскрывается исходя из схемы).
Изученные наследственные признаки человека (группы и дру­гие факторы крови, дерматоглифические и одонтологические данные) показывают четкую дифференциацию между двумя ра­совыми стволами: европеоидным и монголоидным. При первоначальном разделении че­ловечества на 2 группы и заселении ими восточной и западной территорий в этих популяциях случайно оказалась сравнительно высокая концентрация некоторых генов. Позднее в условиях дли­тельной изоляции малых по численности групп населения отли­чия эти вследствие дрейфа генов значительно усилились. Генетико-автоматические процессы с наибольшей силой сказались на распределении признаков, зависящих от одной или немногих пар аллелей. К таким признакам относятся группы крови, ареальные особенности зубной системы, кожные узоры, цветовая слепота. Полигенные признаки — пропорции и длина тела, пигментация и др.— влиянию дрейфа подверглись в меньшей степени.
В более поздних работах Н. Н. Чебоксаров склонялся к мыс­ли о первоначальных двух очагах расообразования и деления на две расы соответственно— западный (в Северо-Восточной Афри­ке и на юго-западе Азии) и более поздний восточный очаг в Юго-Восточной Азии.


§ 3. НАУЧНАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РАСИСТСКИХ ДОКТРИН


РАСИЗМ — совокупность антинаучных концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас, решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, исконном разделении людей на высшие и низшие расы.
Можно сказать, что первые попытки доказать превосходство одних людей над другими начали предприниматься со времен Великих Географических открытий.
Поиски новых рынков сбыта, погоня за наживой привели к за­хвату колоний, разделу и переделу мира. Открытие Америки Ко­лумбом в 1492 г. повлияло на дальнейшую историю не только народов Америки. На­чалась активная колонизация Американского. Азиатского и Аф­риканского континентов.
В результате жестокой колониальной политики были истреб­лены целые народы. Во время открытия Америки этот материк заселяло около 20 млн индейцев. Ныне коренных жителей на­считывается всего 800 тыс. Колонизация Америки обернулась трагедией и для народов Африканского континента. Уменьшение численности американ­ских индейцев уже на первых этапах колонизации привело к не­хватке рабочей силы, которая стала пополняться за счет приво­зимых рабов. Первая партия рабов из Африки была доставлена примерно в 1510 г. С 1521 г. торговля неграми велась системати­чески. В XVII—XVIII вв. их численность возрастает, и они становятся одной из основных этнических групп и важнейшей производительной силой Америки.
Христиан­ская религия признавала всех людей равными перед богом. Но в эпоху Великих географических открытий утверждалось, что со­временные люди являются потомками библейского Ноя, у кото­рого, по преданию, было три сына—Сим, Хам и Яфет. Они яко­бы и были родоначальниками трех больших рас человека. Люди белой расы признавались потомками любимого богом Яфета, отсюда их право господствовать над другими расами. Предста­вители монголоидной, желтой, расы провозглашались потомка­ми Сима, а чернокожие народы — проклятого богом Хама.
С 1844 г. расизм становится государственной политикой США. Невозможность признания равноправия негров американские политики обосновали с помощью своего антрополога С. Мортона. на том основании, что негры якобы пред­ставляют собой низшую породу людей.
Развитию расистских доктрин способствовало отсутствие стройной теории расоведения.
На рубеже XVIII—XIX вв. в трактовке происхождения рас мнения разделились. Одни ученые, моногенисты, считали, что существует видовое единство человечества, а расы в силу их близости по главным признакам есть лишь подвиды. Полигенисты утверж­дали, что между расами существуют значительные биологи­ческие различия, и считали каждую расу отдельным видом человека. Моногенизм того времени был построен на цер­ковной традиции, выводившей корни рода человеческого от Ада­ма и Евы. Ученые, выступавшие против библейских догматов, становились на позиции полигенизма. Французский ученый XIX в. Вирей делил человеческий род на 2 вида и считал библейского Яфета родоначальником первого из них, т. е. светлокожих, а библей­ского Хама — чернокожих народов. Бори де сен Венсан в пре­делах человеческого рода выделил 15 видов, т. е. рас.
Некоторые ученые, отрицая видовое единство человечества искали истоки различий в ранних предковых формах вплоть до исходных линий млекопитающих и связывали происхождение человеческих рас с разными ископаемыми видами древних чело­векообразных обезьян. Из этого учения следовал вывод, что ра­сы, находясь на разном уровне эволюции, неравноценны биоло­гически. Это направление получило название полифилии (гр. phylon— племя, род). В 60-х гг. XIX в. немецкий ученый К. Фогт утверждал, что американские индей­цы происходят от американских обезьян, а негры от африканских.
Противоположной точки зрения придерживались монофилисты, доказывавшие видовое единство человечества вследствие происхождения его рас от единой предковой формы. Ч. Дарвин привел множество фактов в пользу монофилетического проис­хождения рас.
Во второй половине XIX в. возникла антропологическая шко­ла. Её представитель английский социолог Г. Спенсер считал, что в человеческом обществе борьба за существование и гибель слабых предохраняет расу от вырождения.
На рубеже XIX—XX вв. зародилось евгеническое (евгеника (гр. Еugenes – породистый) учение о наследственном здоровье человека и о путях его улучшения) направле­ние в генетике. Некоторые положения этого учения использовались для оправдания расовой дискриминации и геноцида. Например, предлагалось ввести закон об ограниче­нии рождаемости у отдельных людей и даже целых народов, при­знанных «генетически неполноценными». Предпосылкой послужило сочинение, вышедшее во Франции графа А. Гобино под названием «Трактат о неравенстве чело­веческих рас». В нём автор доказывает, что высшей расой является «нордический», или «арийский», тип, представ­ленный белокурыми людьми. Смешение арийцев с «низшими» расами приводит к вырождению, упадку куль­туры. Это произведение послужило основой для разра­ботки различных форм и вариантов расизма XIX—XX вв. Миф о превосходстве «арийской», или «тевтонской», расы получил дальнейшее развитие в фашистской Германии, где практика ра­сизма достигла наиболее бесчеловечных форм.
Применяя на практике расистские теории, фашистская Герма­ния приняла законы, по которым даже немцы, не говоря уже о других народах, делились на касты «чистой крови», «нечистой крови» и «неарийцев». Первые наделялись всеми правами и при­вилегиями, представители двух других каст ограничивались в правах вплоть до возможности оставить после себя потомство.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Женские характеры в литературе
Реферат 1. Укажите пример с ошибкой в форме слова
Реферат Арматурная сталь и металлоконструкции
Реферат Экологические проблемы современности с философской точки зрения
Реферат Захист від ультразвукових випромінювань
Реферат Динамика двигательной подготовленности и физического здоровья у легкоатлетов
Реферат Организация и внедрение системы контроллинга на предприятии
Реферат Time And The Tempest Essay Research Paper
Реферат Мифология Древнего Востока и античного мира
Реферат Информационно-аналитическая система Казанского вокзала
Реферат Роль эпизода «дуэль Долохова с Пьером Безуховым» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Реферат Влияние света и цвета на организм человека
Реферат The Three Little Pigs Essay Research Paper
Реферат Информатика как единство науки и технологии
Реферат Биохимические особенности и взаимодействие нейронов и нейроглии