Реферат по предмету "Социология"


Рабочий класс России в начале XXI века: концепции, исследования. Связь с теорией Маркса

Новосибирский государственныйтехнический университет.
Факультет гуманитарного образования
Кафедра социологии.
Реферат по истории социологии
Рабочий класс России в начале 21века: концепции, исследования. Связь с теорией Маркса
 
Выполнила: Замашная А.А.
Проверил: Мельников М.В.

Введение
«Положение рабочегокласса является действительной основой и исходным пунктом всех социальныхдвижений современности, потому что оно представляет собой наиболее острое иобнажённое проявление наших современных социальных бедствий» Так писал ФридрихЭнгельс. Я считаю, что с тех пор ничего не изменилось. Эти слова являютсяистиной для всех времен.
Огромное количество рабочихв России, а их насчитывается до тридцати миллионов, находятся вэкономическо-социальном положении, которое существенно отличается от положения другихгрупп людей. В последние годы наблюдается сокращение численности доли рабочих средизанятого населения, рост безработицы, а также сокращение численности квалифицированныхрабочих и рост численности неквалифицированных рабочих.
Также наблюдается то, чторусские рабочие и крестьяне стремительно вымирают. Только в 2005 году русскоенаселение России уменьшилось почти на два миллиона. Связано это в большинствеслучаев с алкоголизмом.
Все эти проблемы и многиедругие делают актуальным изучение рабочего класса в России.
Изучение современногорабочего класса поможет сделать выводы о их положении в обществе, определитьпроблемы, которые имеют место быть и которые необходимо решать… Выводы можетбыть помогут найти эти решения, принять необходимые реформы, внести какие-токоррективы и изменения в общество, оказывающие положительное влияние на него.
Целью этого реферата являетсяопределить положение рабочего класса XXI века. Я буду сравнивать положение рабочих у классиков марксизма и то,какими они видятся современными российскими социологами. Для сравнения я будуиспользовать такие исторические материалы, как «Манифест Коммунистическойпартии», «Положение рабочего класса в Англии» и статьи о современных рабочих вжурнале «Социс». Свои выводы я изложу в этом реферате.

Положение пролетариата в России
Карл Маркс является однимиз самых знаменитых и влиятельный социальных мыслителей XIX века. Его идеииспользовались и продолжают использоваться в программах самых разнообразныхсоциальных движений в различных районах всего земного шара. РассматриватьМаркса, как ученого чрезвычайно трудно, так как даже сам он не разделял в своейдеятельности научную и практическую стороны. Тем не менее, он занимает важноеместо в истории социальной науки, поэтому изучать его вклад в эту наукунеобходимо.
Родился Карл Маркс 5 мая 1818 г. в немецком городе Трире (Рейнская провинция Пруссии) в семье адвоката, потомка раввинов,принявшего в 1816 г. протестантство. Отец Карла был человеком либеральныхвзглядов, приверженцем идей французских просветителей. На формирование личностиМаркса значительное влияние оказал его будущий тесть, Людвиг фон Вестфале,также сторонник идей Просвещения. После окончания в 1835 г. гимназии в Трире Маркс учился вначале на юридическом факультете Боннского университета, затемна юридическом факультете Берлинского университета, где занимался изучениемправа, истории и философии. В 1841 г. Маркс оканчивает университет и затемполучает диплом доктора философских наук Иенского университета; тема егодокторской диссертации.
Изначально Маркс хотелзаниматься научной деятельностью, для этого он намеревался вступить в должностьдоцента в Боннском университете, но быстро понял, что его намерениенеосуществимо, так как его взгляды находились в явном конфликте сфеодально-репрессивным режимом тогдашней Пруссии. К тому же его темпераментполитического борца и романтика, стремящегося практически преобразоватьдействительность, не мог удовлетвориться рамками сугубо академических занятий.
Маркс становитсяжурналистом, а точнее, политическим публицистом. На протяжении многих лет онсотрудничает в качестве автора и редактора в различных газетах и журналах Европыи США, сочетая работу публициста с научной и политико-практическойдеятельностью. В 1843 г. Маркс женится на подруге своего детства Женни фонВест-фален, которая всю жизнь вместе с ним стойко переносила огромные трудностии лишения. Многодетная семья Маркса постоянно бедствовала; его журналистскиегонорары и материальная помощь его друга и соратника Энгельса не моглиобеспечить его семье нормального существования. В конце своей жизни в одном изписем Маркс признавался, что если бы появилась возможность начать жизньсначала, то он снова бы выбрал свой жизненный путь, связанный с невзгодами илишениями, но никогда бы не женился, чтобы не обрекать свою семью на страдания.Ему с женой пришлось пережить смерть трех малолетних детей. Он все времяскитался по миру, меняя жилища и страны. С молодых лет Маркс жил в эмиграции ипостоянно подвергался высылке, так как он был этническим евреем. Его высылали изПруссии, Франции, Бельгии. В конце концов, его второй родиной стала Англия, гдеон жил с 1849 г. до самой смерти, наступившей 14 марта 1883 г.
Одним из трудов КарлаМаркса является «Манифест коммунистической партии». Это также одна из егосовместных работ с Фридрихом Энгельсом, речь о котором пойдет немного позже. Вэтом программном документе они определили историческое место капитализма,раскрыли роль пролетариата и коммунистической партии, как нового рабочегокласса, выдвинули идею диктатуры пролетариата, объяснили цели коммунистов, ихотношение к собственности, отечеству, морали, изложили тактику коммунистов поотношению к другим оппозиционным партиям. Изложили в десяти пунктах мероприятия,которые должны быть проведены в рамках коммунистической революции:
1.Экспроприация земельнойсобственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.
2. Высокий прогрессивныйналог.
3.Отмена праванаследования.
4. Конфискация имуществавсех эмигрантов и мятежников.
5. Централизация кредитав руках государства посредством национального банка с государственным капиталоми с исключительной монополией.
6. Централизация всеготранспорта в руках государства.
7. Увеличение числагосударственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшениеземель по общему плану
8. Одинаковаяобязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности дляземледелия.
9. Соединение земледелияс промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом идеревней.
10. Общественное ибесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей всовременной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т.д.
Эти меры по мнению Марксаи Энгельса должны ликвидировать капиталистические отношения и привести кобразованию ассоциации индивидов, в чьих руках и сосредоточится всепроизводство. Тогда публичная власть потеряет свой политический характер, а следовательнопрекратится насилие одного класса для подавления другого. Буржуазия придет вупадок, и на место старого буржуазного общества с его классами и классовымипротивоположностями придет ассоциация индивидов, в которой будет происходитьсвободное развитие каждого.
В манифесте довольночетко характеризуется положение пролетариата в обществе и его отношение кбуржуазии, история которой начинается с развитием промышленности в мире.
Прежняя феодальная, илицеховая, организация промышленности более не могла удовлетворить спроса, которыйвозрастал вместе с новыми рынками. Её место заняла мануфактура. Промышленноесреднее сословие вытеснило цеховых мастеров; Теперь разделение труда быловнутри отдельной мастерской, а не между различными корпорациями, как ранее. Норынки продолжали расти. Вместе с их ростом увеличивался также спрос.Удовлетворить его не могла уже и мануфактура. И тогда произошла революция впромышленности — была создана паровая машина. Место мануфактуры заняласовременная крупная промышленность, место промышленного среднего сословиязаняли миллионеры-промышленники, предводители целых промышленных армий,современные буржуа.
Крупная промышленностьсоздала всемирный рынок, подготовленный открытием Америки. Всемирный рыноквызвал колоссальное развитие торговли, мореплавания и средств сухопутногосообщения. Это в свою очередь оказало воздействие на расширение промышленности,и в той же мере, в какой росли промышленность, торговля, мореплавание, железныедороги, развивалась буржуазия, она увеличивала свои капиталы и оттесняла назадний план все классы, унаследованные от средневековья.
Таким образом,получается, что современная буржуазия сама является продуктом длительногопроцесса развития, ряда переворотов в способе производства и обмена.
Каждая из этих ступенейразвития буржуазии сопровождалась соответствующим политическим успехом.Современная государственная власть – это только комитет, управляющий общимиделами всего класса буржуазии.
Вместе с развитиембуржуазии развивался и пролетариат, класс современных рабочих, которые толькотогда и могут существовать, когда находят работу, а находят ее только до техпор, пока их труд увеличивает капитал. Вследствие возрастающего применениямашин и разделения труда, труд пролетариев утратил всякий самостоятельныйхарактер, а вместе с тем и всякую привлекательность для рабочего. Рукирабочего, производящие ранее огромное количество товаров производства,перестают цениться. От рабочего теперь требуются только самые простые, самыеоднообразные, легче всего усваиваемые приемы. Издержки на рабочего сводятся,поэтому почти исключительно к жизненным средствам, необходимым для егосодержания и продолжения его рода. Но цена всякого товара, а, следовательно, итруда/>, равна издержкам его производства. Поэтому в той же самоймере, в какой растет непривлекательность труда, уменьшается заработная плата.Больше того: в той же мере, в какой возрастает применение машин и разделениетруда, возрастает и количество труда, за счет ли увеличения числа рабочихчасов, или же вследствие увеличения количества труда, требуемого в каждыйданный промежуток времени, ускорения хода машин и т. д.
Низшие слои среднего сословия:мелкие промышленники, мелкие торговцы и рантье, ремесленники и крестьяне – всеэти классы опускаются в ряды пролетариата, частью оттого, что имея лишьмаленький капитал, они не могут создавать своё собственное производство, или жесоздавая его, они не выдерживаю конкуренции с крупными богатымипромышленниками, которые сосредотачивают в своих руках весь капитал.
У пролетария нетсобственности; его отношение к жене и детям не имеет более ничего общего сбуржуазными семейными отношениями; современный промышленный труд, современноеиго капитала, одинаковое как в Англии, так и во Франции, как в Америке, так и вГермании, стерли с него всякий национальный характер. Законы, мораль, религия –все это для него не более как буржуазные предрассудки, за которыми скрываютсябуржуазные интересы
Пролетарии могутзавоевать общественные производительные силы, лишь уничтожив свой собственныйнынешний способ присвоения, а тем самым и весь существовавший до сих пор способприсвоения в целом. У пролетариев нет ничего своего, что надо было бы имохранять, они должны разрушить все, что до сих пор охраняло и обеспечивалочастную собственность. Это привело к образованию коммунистов и, которые неявляются особой партией, противостоящей другим рабочим партиям. Они выражаютособые интересы всего пролетариата в целом: свергнуть буржуазию и завоеватьполитическую власть. Меры, которые собирались предпринять коммунисты, изложенывыше в десяти пунктах.
Из этого всего можносделать вывод о том, что рабочий в это время был низведен до положения товара, причемсамого жалкого. Рабочий становился тем беднее, чем больше он товара производил,и чем больше росли его мощь и размеры продукции.
Положение рабочего класса в Англии
Положение рабочего классав Англии описал Фридрих Энгельс. Он родился в вестфальском городе Бармен 28ноября 1820 года в семье преуспевающего текстильного фабриканта. В БарменеЭнгельс посещал городскую школу (до 14 лет) и гимназию Эльберфельда (с 1834). Всентябре 1837 он по настоянию отца преждевременно оставил гимназию,чтобы работать продавцом в принадлежащей отцу торговой фирме в Бармене. Онпродолжил обучение на торгового работника с августа 1838 по апрель 1841 г. в Бремене. Там он наряду с обучением подрабатывал бременским корреспондентом «Штутгартскойутренней газеты» и «Аугсбургской Общей Газеты» Молодой Энгельснаписал свою первую статью в марте 1839, в возрасте 18 лет. Начиная ссентября 1841 Энгельс проходил годичную военную службу в Берлине.В 1842 году состоялось его знакомство с Карлом Марксом, впоследствии с которымони вместе писали многие работы. Сотрудничать вместе они начали с 1844 г. вплоть до самой смерти Маркса. После смерти Маркса на Энгельса ложится вся ответственность задоработку и подготовку к публикации неизданных частей «Капитала» чем онзанимается на протяжении всей оставшейся жизни. В 1894 наступило резкоеухудшение здоровья Энгельса. 5 августа 1895 г. Энгельс умер.
Одной из крупнейших егоработ было «Положение рабочего класса в Англии». В этой работе Энгельс подробноописал трудности, в которых приходилось жить беднякам Англии. Описание условий ихжизненного существования повергнет в шок любого читателя. Начиная с мизернойзаработной платы, заканчивая голодом, неимением нормальной одежды, спальногоместа и даже крова, и тем как их хоронят. С мёртвыми обращаются не лучше, чем сживыми людьми. Бедняка закапывают самым небрежным и безобразным образом, какиздохшую скотину.
«Дома, от подвала досамой крыши битком набитые жильцами, настолько грязны снаружи и внутри, что ниодин человек, казалось бы, не согласится в них жить. Но всё это ничто всравнении с жилищами, расположенными в тесных дворах и переулках между улицами,куда можно попасть через крытые проходы между домами и где грязь и ветхость неподдаются описанию; здесь почти не увидишь окна с целыми стёклами, стеныобваливаются, дверные косяки и оконные рамы сломаны и еле держатся, дверисколочены из старых досок или совершенно отсутствуют, ибо в этом воровскомквартале они собственно не нужны, так как нечего красть. Повсюду кучи мусора изолы, а выливаемые у дверей помои застаиваются в зловонных лужах. Здесь живутбеднейшие из бедных, наиболее низко оплачиваемые рабочие, вперемешку с ворами,мошенниками и жертвами проституции».
Также Энгельс пишет нетолько о их жизненных условиях. Он также описывает их моральные качества. Онделает акцент на том, что происходит деморализация рабочего класса. Одними изважнейших причин этого является централизация населения и принудительность ктруду.
Получается, что рабочие былиотвергнуты господствующим классом, не только в физическом плане, но также винтеллектуальном и моральном. Их жизнь не волновала никого. Они оказалисьвыброшены на произвол судьбы.
Единственный аргумент, ккоторому буржуазия прибегает против рабочих, когда они слишком подступают к ней,это закон; как будто они неразумные животные, к ним применяют только одновоспитательное средство — кнут, грубую, не убеждающую, а устрашающую силу.Неудивительно поэтому, что рабочие, с которыми обращаются, как с животными,либо на самом деле уподобляются животным, либо черпают сознание и чувствосвоего человеческого достоинства только в самой пламенной ненависти, внеугасимом внутреннем возмущении против власть имущей буржуазии. Они остаютсялюдьми, лишь пока они исполнены гнева против господствующего класса; онистановятся животными, когда безропотно подставляют шею под ярмо и пытаютсятолько сделать более сносной свою подъяремную жизнь, не думая о том, чтобы отэтого ярма избавиться.
Именно такие условия ихсуществования, нежелание оставаться под гнетом господствующего класса заставилоих подняться с низов и показать, кто есть они на самом деле.
Рабочие не получалиабсолютно никакого нравственного воспитания. Даже того, которое элементарноприсваивается в школе. Всё положение рабочего, вся окружающая его обстановкаспособствуют развитию в нём безнравственности. Он беден, жизнь не имеет длянего никакой прелести, почти все наслаждения ему недоступны, кары закона емубольше не страшны; почему же он должен стеснять себя в своих желаниях, почемуон должен давать богачу наслаждаться своим богатством, вместо того чтобыприсвоить себе часть его? Какие могут быть основания у пролетария, чтобы некрасть? Очень красиво звучит и очень приятно для слуха буржуазии, когда говорято «святости частной собственности». Но для того, кто не имеет никакойсобственности, святость частной собственности исчезает сама собой. Деньги — вотбог на земле. Буржуа отнимает у пролетария деньги и тем самым превращает его наделе в безбожника. Что же удивительного, если пролетарий остаётся безбожником,не питает никакого почтения к святости и могуществу земного бога!
Но также Энгельс пишет ио том, что пролетариат гуманнее буржуазии, ибо он не имеет столько богатств исоблазнов. Рабочие умеют сочувствовать тем, кому плохо живется, так как самасудьба их самих не баловала. Для них каждый человек — человек, между тем какдля буржуа рабочий не вполне человек. Вот почему рабочие обходительнее,приветливее и, хотя они больше нуждаются в деньгах, чем имущий класс, всё жеони менее до них падки; для них деньги имеют ценность только ради того, что наних можно купить, между тем как для буржуа они имеют особую присущую имценность, ценность божества, и превращают буржуа в низкого, грязного «человеканаживы». Рабочий, которому это чувство благоговения перед деньгами совершенночуждо, не так жаден, как буржуа, который готов на всё, чтобы побольше нажить, ивидит цель своей жизни в наполнении своего денежного мешка. Вот почему рабочийгораздо более независим в своих суждениях, более восприимчив к действительности,чем буржуа, и не смотрит на всё сквозь призму личных интересов.
Рабочий класс в началеXXIвека
 
В настоящеевремя в массовом сознании, среди политиков и также исследователейраспространено мнение, что рабочего класса в России не существует. Но на самомделе абсурдно не замечать рабочего класса, т. к. он составляет больше половинызанятого населения. Численность — это один из признаков, характеризующийрабочий класс, как самостоятельную единицу. По данным на 2004 г. Из 67, 1 млн. россиян, занятых в экономике, 36,8 млн. составляют наемные работникифизического труда. Эти цифры говорят о том, что к началу 2005 г. В России рабочих было даже больше чем во время Всесоюзной переписи населения в РСФСР в 1959 г. Думаю, после знакомства с этимиофициальными данными неудобно будет рассуждать, будто в России, вступившей вXXI век, рабочего класса не осталось.
Такимобразом, важнейшей тенденцией становления социальной структуры постсоветскогороссийского общества, следует признать сохранения за индустриальными рабочимиположения самой многочисленной социальной группы среди экономически активногонаселения РФ.
Но, несмотряна столь значительные цифры, численность рабочих все же сокращается. Происходитдеградация рабочей силы. И, прежде всего тех, кто занят в промышленной сфере.Связано это, конечно, же, с сокращением производства в стране. Закрываютсяпредприятия, нет государственной поддержки. Помимо этого происходит переходрабочих из физической отрасли в интеллектуальную. И таким образом, соотношение междунаемными работниками умственного и физического труда 1:5. Происходит также ростчисленности рабочих в отраслях, связанных с экспортом продукции. Прежде всего,это газовая, нефтедобывающая и угольная промышленность. Легкая промышленность всвою очередь же сокращается, следовательно, и сокращается количество работающихв этой сфере. Снижение производительности труда не означает то, что рабочий в шРоссиистал ленивее и ему менее хочется выходить на работу. Хотя такие моменты тожеесть, т.к. не каждый человек захочет трудиться в поте лица на фабрике илизаводе, получая мизерную заработную плату. Снижение производительности трудасвязано с тем, что в современной России происходит упадок энерго итехновооруженности промышленного производства.
К деградациирабочего класса приводят также и другие факторы. Например, заработная плата,которая оставляет желать лучшего. Из постановления правительства РФ от 16 марта2000 г. Следует, что трудоспособный мужчина в среднем потребляет в день до 2730килокалорий, но в тех же документах признано, что минимальная потребность угорнорабочих, шахтеров и т.д. составляет 3400-3700 килокалорий. Получается, чтоэтот рабочий тратит в день на свое пропитание гораздо больше денег, чем кто-тодругой. Но правительство это не заложило в прожиточный минимум. Также в нем неучитываются расходы на транспорт, на связь, оплату коммунальных платежей. Такжене учитывается и состав семьи. Получается, что месячная зарплата не можетобеспечить всю семью, а только самого рабочего. Диктатура голода вытесняет изсознания рабочего все остальное, появляется мысль о том, как бы выжить. Этоодна из важнейших причин, почему в рабочем классе до сих пор не сложилась никлассовая солидарность, ни осознание своих особых интересов.
Лицомрабочего класса всегда являлись не люди без профессиональной подготовки, аквалифицированные рабочие. Однако, у этой группы индустриальных рабочих нарынке труда сегодня свои проблемы и перекосы.
В 1999 г. труженики физического труда, имеющие высокую и среднююквалификацию, составляли 84,5%, а низкую – 15,5%. Через пять лет соотношениестало иным: 72,2% и 27,8%. Опубликованные Росстатом данные за 2005 и 2006 гг.свидетельствуют, что эта тенденция сохраняется. Выходит, рост численности рабочего классаРоссии идет рука об руку с его деградацией. Численность квалифицированных рабочих, покинувших армию безработных,составила 7,5 млн. человек, однако численность занятых в отечественнойиндустрии квалифицированных рабочих увеличилась только на 1,5 млн. человек. Акуда подевались остальные 6 миллионов? Переход в категорию гастарбайтеров,покинувших Россию, столь невелик, что этой величиной, можно пренебречь.Получается, что за 5 лет около 6 млн. квалифицированных рабочих достиглипенсионного возраста, и рассчитывать на них российская экономика практически неможет. Несмотря на существенную безработицу в течение почти всего 2006 г. предприятия и организации страны ежемесячно испытывали потребность в 1,0–1,15 млн.работников. Дело в том, что среди пяти с лишним миллионов безработных ужетрудно найти высококвалифицированных работников физического труда, так какбольшинство из них теряют навык, профессионализм, ибо им приходится каким –тообразом осваивать новые профессии. Таков горький результат разрушения отечественнойэкономики. Также заметен процесс старения квалифицированной рабочей силы.Нынешний средний трудовой стаж как квалифицированных рабочих, так и операторов,аппаратчиков, машинистов установок и машин, слесарей-сборщиков достиг почти 23лет. В сравнении с данными советских социологов, этот показатель вырос почти навосемь лет.
Мы подошли к проблемебезработицы в нашей стране. Статистический справочник сообщает профессиональнуюпринадлежность нынешних безработных. Больше всего среди них «квалифицированныхрабочих»,( тех, кто сейчас в связи с закрытием многих предприятий и такжев связи с тем, что с развитием новых технологий, руки человека отходят навторой план.) крупных и мелких промышленных предприятий, художественныхпромыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр – 1 млн.791 тыс. человек. Если к ним прибавить безработных операторов, аппаратчиков,машинистов машин и слесарей-сборщиков, то проводимый курс делает «лишнимилюдьми» примерно 3 млн. квалифицированных рабочих. Эта цифра малоизменилась по сравнению и с катастрофическим 1997-м и дефолтовским 1998 годами.За ними не только экономический упадок, но и деградация рабочей силы, чтоособенно опасно, так как в последующем может быть их дефицит.
Теперь речь пойдет ореакции рабочих на условия труда и на их действия. Опять же, обращаясь кистории начала XX века, мы помнимпостоянные стачки и забастовки. В современной же России подобные действияпотеряли свою актуальность. Забастовки — классическая форма социальнойактивности рабочих, но они составляют лишь часть протестных действий и неисчерпывают всего спектра коллективной деятельности. Защита своих интересов — это одна из особенностей характеристики класса.
90-егоды убеждают, что забастовка осталась в числе важных средств протестатрудящихся против эксплуатации. За десять лет они прошли на 61653 предприятияхи организациях, общее количество их участников составило 4 млн. 444 тыс. Если в1990 году забастовки проходили на 260 предприятиях и вовлечено в них было около100 тысяч человек, то в 1991 году под протестными лозунгами работа прекращаласьна 1755 предприятиях и организациях, в акциях участвовало 237,7 тысячи человек,количество потерянного времени в среднем на одно бастовавшее предприятие — 1319человеко-дней.Резкий рост числа забастовок в 91-92 годах можно объяснить протестами протившокотерапии. Их спад в 1993 г. связан скорее со страхом, посеянным прежде всегорасстрелом Дома Советов России. Однако стачки 93-94 годов были особенными своеймассовостью. В среднем в каждом протестовавшем коллективе в них участвовало до450 работников. Никогда позже такой показатель уже не повторялся. В 1995-1999годах забастовки вошли в повседневность, почти ежегодно в них участвовалополмиллиона человек, а их пик пришелся на 1997 год. В 2000 году бастовало, поданным Госкомстата (профсоюзы дают более высокие цифры), только 48 предприятийи организаций, из них 47 — учительских коллективов. Все аналитики сходятся натом, что вновь воскресла вера в «хорошего царя», одно из самых ярковыраженных проявлений мелкобуржуазности, которая и у советского-то рабочегокласса напоминала скрытую форму тяжелой болезни. Рабочие в третьем поколении в80-е годы составляли абсолютное меньшинство рабочего класса. Среди всегогородского населения России к 1990 году горожане в первом поколении составлялипочти пятую часть городского населения, примерно еще такая же доля — горожанево втором поколении. Эти цифры можно распространить и на рабочий класс. Иначеговоря, мелкобуржуазные корни в нем дремали, но не высохли.
Эта особенность рабочегокласса ярко проявилась в ходе перестройки. Положение мелкого буржуа (например,продавца в частной лавке, спекулянта на рынке, челнока и т.п.) многие нашлиболее предпочтительным, чем положение труженика госпредприятия. С одной сторонырабочий сам активно переходил в кооперативы, привлекаемый легким рублем, сдругой — массовая безработица 90-х с неизбежностью толкала его в ряды мелкойбуржуазии.
Итак, в XXI векпромышленные рабочие России вступают не слишком радивыми учениками своихучителей, давших пролетариату уроки стачечной борьбы. Откликом на стольненормальное положение стали утверждения об исчезновении с социального поляотечественного рабочего класса.Сравнительная характеристика рабочегокласса по Марксу и Энгельсу и рабочего класса в современной России
Несомненно, между XX и XXI веками есть огромнейшая разница. Изменилась наша жизнь, городастали больше, наука стала развиваться гораздо быстрее, появились новыетехнологии и много чего другого. Естественно также и то, что изменился образжизни людей. Сравним положение рабочего класса в начале XX века и положение рабочего класса всовременной России.
1) В периодреволюционных событий 1905 г. и 1917 г. рабочий класс нашей страны всё ещёоставался не очень многочисленным. Историки, экономисты, социологи ипредставители других гуманитарных наук до сих пор ведут дискуссии о численностиотдельных его слоёв и даже общей численности. Наиболее убедительно выглядятследующие расчёты: удельный вес рабочих вместе с семьями в. возрос с14,6 % в 1913 г., до 33,5 % в 1939 г. и 59,8 % в 1972 г.Сейчас же рабочее население страны составляет более 40 % от общей численности.
2) Неизменнымосталось то, что рабочий класс был и остается самым многочисленным среди всегонаселения.
3) Рабочий класс,само рождение которого было связано с развитием современного индустриальногообщества, был одним из наиболее грамотных классов страны, но в то же самоевремя в царской России примерно около половины рабочих не умели ни читать, ниписать. Сейчас любой ребенок обязан получить образование! Следовательнонеграмотных людей в России ничтожно малое количество.
4) Маркс писал отом, что пролетариат не имел никакой собственности. В современной России, большинстволюдей имеют какую — либо собственность.
5) Материальноеположение рабочих было очень разным и зависело не только от профессии, но дажеместа жительства. Особенно высоко оплачивались рабочие-металлисты и некоторыегорнозаводские рабочие. Некоторые из них имели свои дома, коров, лошадей,землю. Но подавляющее число рабочих влачило жалкое существование, труд ихоплачивался крайне низко, не было никаких социальных гарантий. Сегодня в Россиипрактически все, уважающие себя, организации, имеют социальный пакет, которыйпозволяет работнику чувствовать себя в какой-то мере социально защищенным.
6) Многие проблемырабочих были в те годы связаны со степенью развитости рабочегозаконодательства: его становление в России явно отставало от потребностейбыстро растущего рабочего класса, хотя оно вовсе не было таким отсталым иущербным, как о том писали советские и некоторые современные авторы. Наоборот,в России зачатки трудового законодательства и элементы рабочего самоуправленияначали развиваться раньше, чем на Западе. Низкие заработки, проблемы сполучением образования и неразвитостью политических свобод — всё это превращалорабочий класс в оппозиционную самодержавию силу. Рабочий был низведен доположения товара и не имел никаких прав. Сегодня ситуация изменилась, ноосталось то, что бедный человек в обществе как не являлся приоритетным так иостается в большинстве случаев в таком положении, но законы равны для всех,хотя те, кто имеет деньги в наше время находит лазейки в законах дляосуществления свои

Заключение
Положение рабочего классастраны серьёзно меняется после начала перестройки и особенно после началарадикальных рыночных реформ. Процессы переустройства экономики и политическойсистемы, распад СССР привели к резкому сокращению производства. С середины 80-хгг. объёмы промышленности сократились больше, чем за годы Великой Отечественнойвойны. Изменение материального положения и социальных установок привели кбегству рабочего класса из промышленности. Рабочие становились челноками,мелкими торговцами, прислугой, пополняли преступные сообщества, — словом всовременной России нарастает процесс деклассирования рабочих, распада ивырождения рабочего класса. Непрестижность рабочего труда, отсутствиеперспектив роста и стабильного заработка отпугивает от рабочих профессиймолодёжь. Резко понизился социальный статус рабочего человека. Фактически,рабочие устранены не только из центральных, но и местных органов власти. Так, ввысшем законодательном органе Государственной Думе третьего созыва представлентолько один рабочий, тогда как даже до свержения монархии в ГосударственнойДуме Российской империи представительство рабочих было существенно болеезначительным. Положения нового КЗОТа (Кодекс законов о труде РоссийскойФедерации, регулирующий трудовые отношения), предложенного правительством иподдержанного президентом, отнимают у рабочих их последние социальные права изавоевания, которых они добивались на протяжении полутора столетий. Результатомэтого становится периодические подъёмы стачечной борьбы рабочих. Конец 1980-хгг. запомнится массовым забастовочным движением шахтёров. Конец 1990-хзапомнится «рельсовой войной» новыми выступлениями шахтёров, а так жепредставителей других рабочих профессий, которые будут поддержаны учителями,врачами, чернобыльцами и другими обездоленными социальные слоями современногороссийского общества. По некоторым оценкам, в этих выступлениях в 1997 г. числоучастников акций протеста превысило 3 млн. человек. В дальнейшем размахпротестных выступлений идёт на спад, но до полного решения рабочего вопроса всегодняшней России ещё далеко.
В заключение, можносказать, что положение рабочих оставляет желать лучшего.
Со времен положениярабочего класса в начале XXвека изменилась лишь внешняя оболочка, а суть так и осталась таковой, чторабочий класс был и остается непривилегированным классом общества. Да, ежегодногосударственная дума придумывает и пытается воплотить законы, которые помоглибы улучшить положение простых людей, но миллионы таких людей продолжают ежедневновстречаться с беззаконием и чиновниками, которые предпочитают набивать свойкарман нежели помогать людям.
Российский рабочий класс сегодня– в клубке противоречий. Здесь имеют место быть совершенно различныепротиворечия: межотраслевые и межрегиональные, а также связанные ссобственником предприятия (государство или частник) или отечественнымпредпринимателем. Каждый из этих факторов влияет на непосредственную жизньтруженика и его семьи, так как при одинаковых трудозатратах и квалификацииполучаемая зарплата поройразличается в разы. Издесь личный, частный интерес работника весом и серьезен. Он порой становится рассадником социального эгоизма и ложится поперекпролетарской солидарности. Но все это происходит только до тех пор, покачеловек не осознает, что за каждым его интересом кроется борьба труда икапитала.
Наметившеесявосстановление и модернизация экономики России неизбежно повышает спрос нарабочую силу, особенно на работников квалифицированного труда. Такие измененияс неотвратимостью ведут к подъему рабочего самосознания, а значит – к ростуклассового сознания.

Список литературы1. Карл Маркс Фридрих Энгельс «Манифест Коммунистическойпартии.» (работа, в которой они озвучивают цели, задачи и методызарождавшихся коммунистических партий и организаций. Авторы провозглашаютнеотвратимость гибели капитализма и рук пролетариата. Манифест начинаетсясловами: «Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма», а заканчиваетсязнаменитым историческим лозунгом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»)
2. Фридрих Энгельс«Положение рабочих в Англии» (Автор подробнейшим образом описывает жизнь английских рабочих, ужасныеусловия их существования, все их трудности, связанные с их низким положением вобществе. Энгельс описывает переулки Лондона, трущобы, в которых вынуждены житьбедняки. Вместе с этим он описывает и моральные качества этих людей,отличающиеся от буржуазии)
3. http://www.isras.ru/files/File/Socis/2008-03/trushkov.pdfТрушков В.В.«Современное состояние рабочего класса в постсоветской России и некоторыетенденции изменения» (Трушков анализирует статистические материалы о занятостирабочих в России, их численности и делает различные выводы о состоянии рабочегокласса)
4. http://www.isras.ru/files/File/Socis/2008-12/Maksimov_6.pdfМаксимов Б.И. «Состояние и динамика социального положения рабочих в условияхтрансформации» (Рассматривается кардинальное изменение социального положениярабочих в условиях наступления реформ)
5. http://www.isras.ru/files/File/Socis/2002-02/Trushkov.pdfТрушков В.В. «Современный рабочий класс России в зеркале официальнойстатистики»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.