Содержание
Введение
Глава 1. Психологическая поддержка безработных
1.1 Понятие психологической поддержки безработных
1.2 Порядок осуществления психологической поддержки как государственной услуги
Глава 2. Социальная поддержка безработных
Глава 3. Предоставление государственной услуги по социальной и психологической поддержке безработных в Белгородской области
Заключение
Список использованных источников
Введение
С переходом страны к новым формам экономической жизни и появлением нового для нашего общества социально-экономического явления безработицы со всей остротой встала проблема ее влияния на психическое состояние человека и необходимость поиска адекватных мер коррекции ее негативных последствий.
В отечественной и зарубежной литературе отмечались негативные последствия безработицы, проявляющиеся в росте уровня заболеваемости и смертности, числа самоубийств, алкоголизма и разводов. В целом, у многих безработных снижаются способности адаптироваться к новым и сложным для них жизненным условиям.
Оказание эффективной помощи таким клиентам службы занятости осложняется из-за отсутствия целостного, достаточно проработанного методологического подхода к определению содержания, форм и методов психологической поддержки.
Государственная услуга по психологической и социальной поддержке безработных граждан направлена на повышение конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности безработных граждан к существующим условиям реализации профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния, полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации.
Актуальность выбранной темы обусловлена значимостью такой государственной услуги как социальная и психологическая поддержка безработных для решения проблемы занятости.
Цель работы — раскрыть сущность психологической и социальной поддержки безработных.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть сущность осуществления психологической поддержки безработных; проанализировать порядок осуществления психологической поддержки безработных как государственной услуги; выявить сущность социальной поддержки безработных; рассмотреть порядок предоставления психологической и социальной поддержки безработных в Белгородской области.
При выполнении работы был изучен ряд учебной и научной литературы, такой как: «Технология поиска работы» под редакцией Рыковой Е.А., «Рынок труда. Занятость. Безработица» под редакцией Павленкова В.А., «Рынок труда и доходы населения» — учебное пособие под редакцией Волгина Н.А. и др.
Глава 1. Психологическая поддержка безработных
1.1 Понятие психологической поддержки безработных
В литературе, посвященной вопросам профориентации и психологического консультирования, несмотря на широкое распространение термина «психологическая поддержка», не имеется четкого содержательного его определения. В данной работе психологическая поддержка рассматривается как заданное воздействие на клиента в целях коррекции его психического состояния для облегчения процесса трудоустройства и закрепления на новом рабочем месте.
Как отмечают специалисты службы занятости, после увольнения трудовая активность людей в целом снижается. Для безработных характерны пассивность и иждивенческая позиция. По данным социологических исследований, более половины безработных не участвуют ни в одной из форм занятости. Молодые безработные относятся к своему положению как временному явлению, выход из которого произойдет без дополнительных усилий с их стороны, при помощи родителей, знакомых, государственных служб. Подобная позиция характерна и для части безработных женщин. В решении своих жизненных проблем они проявляют недостаточную активность и редко берут на себя ответственность за изменение существующей ситуации.
Хроническая безработица приводит к тому, что люди, оставшиеся на длительное время без работы, испытывают чувство неполноценности, депрессию, стресс, утрачивают основные жизненные ориентиры, становятся безразличными ко всему. Находясь в постоянной ситуации неопределенности и будучи крайне неуверенными в себе, хронические безработные испытывают моральное и духовное уничижение, ощущают отстраненность от полноценной жизни. Наблюдается отчетливая тенденция увеличения среди безработных доли тех, кто в поисках средств решения жизненных проблем готов заниматься незаконной деятельностью (рэкет, проституция, торговля наркотиками, воровство мошенничество, браконьерство и т.п.).
У длительно безработных граждан резко ограничивается возможность отстаивать свои права и интересы, снижается уровень референтности по отношению к прежним коллегам и повышается по отношению к родственникам, товарищам по поиску работы и т.д.
В течение многих десятилетий для большинства людей была характерна высокая референтность по отношению к коллегам (неформальные отношения, совместное времяпрепровождение и отдых, помощь коллектива и предприятия в решении возникающих жизненных проблем). Материальное и моральное стимулирование сотрудников к длительной работе на одном предприятии также укрепляло эти связи. Проявляемое ранее государством поощрение привязанности работника к одному рабочему месту укоренило в сознании многих людей отрицательное отношение к смене места работы, тем более сферы профессиональной деятельности. Усвоенное человеком за многие годы превратилось в образ жизни, потеря которого воспринимается как жизненная катастрофа1.
В то же время в ситуации длительной безработицы происходит снижение субъективной значимости профессиональной деятельности. Поэтому в качестве компенсирующего фактора у безработных женщин усиливается ориентация на психологическое самоутверждение в деятельности по воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства.
Долгое отсутствие работы неизбежно сопровождается изменениями в поведении человека. Наиболее простыми являются изменения, носящие внешний характер и относящиеся, например, к организации дня. Когда у безработного появляется много свободного времени, режим дня теряет для него актуальность: человек поздно ложится и поздно встает. Он может опоздать на назначенную встречу, неоправданно затягивать беседу с работником службы занятости и т.д. Подобные действия безработного являются следствием естественной утраты временных ориентиров.
Меняется также пространственная организация поведения. Для безработного становится несущественным разделение пространства на домашнее и рабочее.
Оказавшись в состоянии безработицы (тем более хронической), люди теряют ощущение принадлежности к какой-либо социальной группе, то есть происходит маргинализация. Новые (связанные с изменениями социально-экономической структуры и безработицей) маргинальные группы определяет как социально — профессиональные группы в современной социальной структуре, переживающие наиболее значительные, интенсивные, масштабные изменения своего положения по отношению к прежней системе социальных отношений, обусловленные внешними, кардинально и необратимо изменившимися социально-экономическими и политическими условиями.
Степень маргинальности определяют прежде всего характеристики и значимость ситуации, в которой находится индивид (является ли эта ситуация постоянной и центральной частью его жизни), и степень его адаптации. Объективные показатели степени маргинальности — продолжительность, неизменность ситуации, обусловленность внешними обстоятельствами, фатальность (отсутствие возможностей изменить ее или ее составляющие в положительном направлении); субъективные показатели — возможности и мера адаптации, самооценка вынужденности или добровольности изменения социального положения, повышения или понижения своего социально-профессионального статуса, преобладание пессимизма или оптимизма в оценке перспектив1.
На степень маргинальности влияет психологическая неготовность к смене занятий, изменению положения, а также способность переучиваться, способность к перемене работы, подработкам, занятию малым бизнесом, открытию своего дела, самозанятости, к смене места жительства и другим видам мобильности; возраст, семья, наличие работников, дополнительных источников дохода (приусадебное хозяйство и т.п.), знакомства, связи исследования показывают, что адекватно оценить ситуацию на рынке труда и свои шансы труднее работникам, имеющим большой производственный стаж и высокий уровень образования, квалификации. Кроме того, высокий уровень образования часто является психологическим фактором, затрудняющим переобучение. Конъюнктура российского рынка труда сейчас такова, что подавляющее большинство вакансий — это рабочие профессии, поэтому возможность трудоустройства чаще всего связана с понижением профессионального статуса.
Среди безработных женщин больше всего специалистов с высшим образованием в основном в возрасте 35-45 лет. Особенности этой группы определяются высоким образовательным и профессиональным уровнем, а также стремлением поддержать свой социально-психологический статус. Поэтому стрессовое состояние женщин, потерявших работу, усугубляется невостребованностью обществом их знаний и имеющегося профессионального опыта. Таким образом, получается, что именно женщины с высшим образованием имеют сегодня наибольшие шансы потерять работу и, напротив, наименьшую вероятность повторного трудоустройства в соответствии с полученной профессией.
Многие женщины более подвержены действию стереотипов, более инертны, проявляют меньшую активность при поиске работы, уровень их профессиональной и социальной мобильности снижен.
Кроме того, их приверженность к прежней профессии часто носит не содержательный, а, скорее, инерционный характер. Для поведения большинства безработных на рынке труда характерны социальный и профессиональный консерватизм, неуверенность в собственных силах и возможностях, низкая социально-профессиональная мобильность, тревога о сохранении семьи в связи с профессиональным успехом (у женщин).
Типичен для многих безработных синдром «выученной беспомощности» — делегирование ответственности за решение проблем своей профессиональной занятости различным социальным институтам.
Длительная безработица приводит к увеличению маргинальной прослойки, формированию личности, очень быстро деградирующей. Безработный, который активно не ищет свое место на рынке труда, не борется за достойное существование, а рассчитывает лишь на пособие, деградирует как работник, как человек. Привычка жить на пособие сродни наркомании: появляется легко, отвыкнуть от нее сложно. Чем дольше человек является безработным, тем тяжелее ему восстановить себя как активную самостоятельно действующую личность.
Вместе с тем нынешняя социальная ситуация диктует необходимость мобильной перестройки поведения и установок личности, изменения иерархии ценностей и критериев жизненного успеха. Таким образом, сложность проблемы заключается в том, что внутренний мир человека с его ценностями и установками имеет свойство инерционности, стремление к устойчивости и сохранению своего внутреннего состояния.
Реализация данного воздействия может быть осуществлена на нескольких уровнях:
мотивационном как повышение активности человека, актуализация потребности в работе, в самопознании и саморазвитии;
когнитивном как повышение самооценки, коррекция представлений человека о самом себе;
эмоциональном как коррекция текущего состояния клиента и формирование умений саморегуляции;
поведенческом как формирование эффективных умений и навыков.
В соответствии с таким подходом основными задачами психологической поддержки в службе занятости являются:
коррекция психического состояния безработных снятие эмоционального
напряжения для обеспечения эффективности профконсультации;
социально-психологическая адаптация граждан (переоценка жизненной ситуации и формирование у клиентов позитивной жизненной перспективы);
обучение умениям и навыкам эффективного поведения на рынке труда.
Практическая необходимость решения указанных задач обусловлена психическим состоянием и особой жизненной позицией, характерной для российских безработных.
Поэтому в работе с безработными необходимы мероприятия, направленные на коррекцию их состояния, повышение активности и ответственности1.
1.2 Порядок осуществления психологической поддержки как государственной услуги
Государственную услугу предоставляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, и государственные учреждения службы занятости населения.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, организуют, осуществляют, обеспечивают и контролируют на территории соответствующих субъектов Российской Федерации деятельность государственных учреждений службы занятости населения по предоставлению государственной услуги.
Центры занятости населения предоставляют безработным гражданам государственную услугу на территории соответствующих муниципальных образований.
Государственная услуга предоставляется при наличии одного из следующих оснований:
личного обращения безработного гражданина с заявлением-анкетой о предоставлении государственной услуги по психологической поддержке;
предложения работника центра занятости населения о предоставлении безработному гражданину государственной услуги по психологической поддержке, согласованного с безработным гражданином.
Государственная услуга предоставляется бесплатно. Получатели государственной услуги имеют право на неоднократное обращение за государственной услугой.
Оказание психологической поддержки безработным гражданам может осуществляться работниками органов и учреждений, участвующих в предоставлении государственной услуги, обладающими навыками и знаниями по вопросам практической психологии, психологии труда, социальной психологии, владеющими методами изучения психологических особенностей трудовой деятельности граждан, или другими специалистами, обладающими необходимыми знаниями и опытом работы, привлекаемыми в соответствии с договорами.--PAGE_BREAK--
Работники органов и учреждений, участвующих в предоставлении государственной услуги, несут персональную ответственность за исполнение административных процедур и соблюдение сроков, установленных законодательством.
Информация о процедуре предоставления государственной услуги сообщается при личном или письменном обращении получателей государственной услуги, включая обращение по электронной почте, по номерам телефонов для справок, размещается на Интернет-сайтах, в средствах массовой информации, на информационных стендах органов и учреждений, участвующих в предоставлении государственной услуги, и в раздаточных информационных материалах (например, брошюрах, буклетах и т.п.).
Результатом предоставления государственной услуги является получение безработным гражданином рекомендаций по повышению конкурентоспособности на рынке труда, адаптированности к существующим условиям реализации профессиональной карьеры, оптимизации и коррекции психологического состояния, полному разрешению или снижению актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации, повышению мотивации к труду.
Основанием для начала предоставления государственной услуги является личное обращение безработного гражданина, заполнившего форму бланка заявления-анкеты или выразившего письменное согласие на предложение работника центра занятости населения, осуществляющего функцию по предоставлению государственной услуги, о предоставлении государственной услуги.
Работник центра занятости населения, осуществляющий функцию по предоставлению государственной услуги, определяет состоит ли гражданин на учете в качестве безработного в центре занятости населения, относится ли безработный гражданин к категории инвалидов. На основании установления соответствия сведений перечню получателей государственной услуги работник центра занятости населения, осуществляющий функцию по предоставлению государственной услуги, принимает решение о предоставлении или отказе в предоставлении государственной услуги.
Работник центра занятости населения, осуществляющий функцию по предоставлению государственной услуги, информирует гражданина о принятом решении.
В случае отказа в предоставлении государственной услуги работник центра занятости населения, осуществляющий функцию по предоставлению государственной услуги, разъясняет причины, основания отказа, порядок предоставления государственной услуги, оформляет решение в письменной форме и выдает его гражданину.
В случае несогласия гражданина с принятым решением он вправе обжаловать действия работника центра занятости населения, осуществляющего функцию по предоставлению государственной услуги, в установленном порядке.
Работник центра занятости населения, осуществляющий функцию по предоставлению государственной услуги, информирует безработного гражданина о порядке предоставления государственной услуги, о направлениях психологической поддержки, методах, методиках, формах тренингов и технологий, используемых при психологической поддержке безработных граждан.
Важным моментом является выяснение причины, по которым безработный гражданин испытывает трудности в поиске подходящей работы и трудоустройстве, а также имеющиеся психологические, личностные и профессиональные проблемы, препятствующие профессиональной самореализации и карьерному росту.
При выяснении причин, по которым безработный гражданин испытывает трудности в поиске подходящей работы и трудоустройстве, работник центра занятости населения, осуществляющий функцию по предоставлению государственной услуги, проводит беседу с безработным гражданином. Для уточнения направлений психологической поддержки безработному гражданину предлагается в соответствии с данными апробации и анализа методов, методик, форм тренингов и технологий, используемых при психологической поддержке безработных граждан пройти тестирование по определенной методике психологической поддержки.
Работник центра занятости населения, осуществляющий функцию по предоставлению государственной услуги, проводит обработку материалов тестирования безработного гражданина в соответствии с используемыми методиками. Далее анализируются результаты тестирования (анкетирования).
На основании результатов беседы с безработным гражданином и тестирования (анкетирования) проводится психологическая диагностика, выявляются основные проблемы, препятствующие трудоустройству безработного гражданина.
Работник центра занятости населения, осуществляющий функцию по предоставлению государственной услуги, определяет направления психологической поддержки безработного гражданина, включая психологическое консультирование, психологический тренинг и психологическую коррекцию.
Работник центра занятости населения, осуществляющий функцию по предоставлению государственной услуги, проводит с безработным гражданином психологическое консультирование, знакомит безработного гражданина с методами и методиками психологической коррекции, направленными на решение выявленных основных проблем, препятствующих трудоустройству безработного гражданина, включая эмоциональные, когнитивные, мотивационные, поведенческие и другие проблемы.
Работник центра занятости населения, осуществляющий функцию по предоставлению государственной услуги, рекомендует безработному гражданину систематически проводить саморегуляцию и проявлять активность при поиске работы, трудоустройстве.
Работник центра занятости населения, осуществляющий функцию по предоставлению государственной услуги, предлагает безработному гражданину обсудить рекомендации по повышению конкурентоспособности на рынке труда, адаптированности к существующим условиям реализации профессиональной карьеры, оптимизации и коррекции психологического состояния, полному разрешению или снижению актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации, повышению мотивации к труду, саморегуляции и определить направления действий безработного гражданина по их реализации.
В случае согласия безработного гражданина на обсуждение рекомендаций по повышению конкурентоспособности на рынке труда, адаптированности к существующим условиям реализации профессиональной карьеры, оптимизации и коррекции психологического состояния, полному разрешению или снижению актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации, повышению мотивации к труду, саморегуляции проводится беседа соответствующего содержания.
Личное дело безработного переходить в архив центра занятости населения1.
Глава 2. Социальная поддержка безработных
Социальная поддержка — это система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентации и самосознания, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры.
Рассматривая этот вопрос, необходимо остановиться на определении статусных ролей безработного и вытекающих отсюда типов поведения на рынке труда. Здесь можно выделить два варианта.
Первый состоит в том, что статусно-ролевое поведение безработного обусловлено не только и даже не столько экономическими (материальными) мотивами, сколько нормативно-ценностной сферой социального действия. А, как известно, именно социокультурные аспекты общественных отношений являются наименее динамичной (наиболее консервативной) составляющей социальной структуры. Отсюда становится более понятным поведение некоторых безработных, предпочитающих сохранять статусные позиции своей профессии и отказывающихся от переобучения или от «неподходящей», хотя и более высокооплачиваемой работы. Безусловно, в социальных действиях нормативно-ценностный аспект определяется психологией безработного.
Второй заключается в том, что поведение индивида строится с ориентацией на реакцию социальной среды. В этом плане социальная роль безработного включает в себя, с одной стороны (со стороны прав), ожидания по поводу действий по отношению к нему со стороны службы занятости, а значит, и социума, а с другой стороны (со стороны обязанностей), ожидания других, т.е. общества и службы занятости, по поводу поведения безработного, соответствующего его статусу. Ожидания безработного, обусловленные его социальным статусом, связаны с получением социальной и психологической поддержки, т.е. с содействием в получении работы, материальной помощи и т.д. Вместе с тем ожидания непосредственного окружения безработного, службы занятости и общества в целом связаны с целеустремленностью и активностью безработного при поиске работы, а также с его возможной социальной мобильностью.
В решении совокупности проблем, с которыми сталкивается специалист службы занятости, вступая во взаимодействие с безработным, выделяются несколько разных подходов.
Первый подход — гуманитарный. Его характерную особенность можно кратко сформулировать, используя известную фразу «Клиент всегда прав». В данном случае речь идет о посетителе службы занятости. Для организации практической работы специалиста службы занятости это означает не установленный временной интервал приема посетителя и психологическое обслуживание (снятие стрессового состояния, в котором находится подавляющее большинство безработных). Приоритет в данном случае отдается правам безработных1.
Второй подход — формальный. В данном случае имеется в виду строгое и формализованное отношение к посетителям службы занятости. Такой подход базируется на предположении, что все безработные, не устроившиеся на работу при наличии любых вакансий, просто не хотят работать. Как известно, многие социальные нормативы, предусмотренные действующим законодательством, не имеют строго фиксированных значений, а действуют в определенных пределах, и поэтому решение проблем возможно в соответствии с жестким соблюдением действующего законодательства. Здесь речь идет и о начислении пособия, и о проверке правильности заполнения необходимых документов, и о строгости контроля посещения безработным службы занятости, и об активности самостоятельного поиска работы, и о «транспортной доступности» предлагаемого рабочего места, и о многом другом.
Третий подход — функциональный. Он основывается на оптимальном сочетании гуманистических и формализованных моментов в рамках действующего законодательства. Применительно к взаимоотношениям безработного и службы занятости это означает, что фиксированное время на прием специалистом посетителя (ищущего работу или безработного) не исключает их психологического взаимодействия. Здесь прослеживаются два варианта.
Во-первых, инициатива специалиста в плане снятия у посетителя стрессового состояния и психологического напряжения может не уложиться в отведенное для приема время. Здесь организуется проведение семинаров для безработных по проблемам межличностных коммуникаций, по правовым и психологическим аспектам трудоустройства, действуют клубы поиска работы, проводится индивидуальное психологическое консультирование и др.
Во-вторых, с учетом разнообразных форм специальной социально-психологической поддержки безработных применение специалистами психологических знаний и навыков должно быть направлено главным образом на установление рабочего контакта с посетителем.
Помощь, оказываемая службой занятости, не может быть одинаковой для всех безработных. Разные стратегии разрешения кризисной ситуации потери работы, выбираемые индивидами, определяют меру участия службы занятости в психологической адаптации безработных. Степень адаптивности (приспособленности) социального поведения безработного можно оценить по тому, чувствует ли он себя жертвой или хозяином положения, в котором находится. Характер процесса принятия решения о смене профессии обусловлен интегральным личностным свойством, отражающим степень ее социализации, сформированными нормами и принципами социального поведения. Индикатором тут выступает локус контроля, введенный в науку Дж. Роттером. Под локусом контроля понимают свойство личности, ее склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам либо собственным усилиям. Исследования о влиянии локуса контроля на поведение людей показывают, что чем сильнее человек возлагает ответственность за свою занятость на государство (в лице СЗН), тем дольше он остается без работы и, следовательно, больше мера участия службы занятости в психологической адаптации безработных. Задача службы занятости состоит в переориентировании безработных (насколько это возможно) с неадаптивными стратегиями поведения на компенсаторную линию поведения1.
Глава 3. Предоставление государственной услуги по социальной и психологической поддержке безработных в Белгородской области
Одной из государственный услуг, оказываемых управлением по труду и занятости населения Белгородской области является психологическая и социальная поддержка безработных.
В центрах занятости в качестве одной из основных форм психологической поддержки безработных используются групповые тренинговые занятия, которые реализуются в рамках программ социальной адаптации безработных граждан, проводимых в клубной форме (Клуб молодого специалиста; Скажи безработице — нет!; Методы и способы поиска работы и др.).
Главными задачами клубов являются обеспечение безработных информацией о рынке труда, обучение навыкам поиска работы и оказание помощи в практическом применении полученных навыков в целях минимизации сроков поиска подходящей работы.
Клубная форма позволяет осуществлять комплексную психологическую поддержку безработных, основанную на:
коррекции нервнопсихического состояния клиентов;
развитии и формировании у безработных качеств, способствующих успешному преодолению ситуации безработицы и обеспечению занятости.
В основу созданных клубов была положена канадская модель, получившая в настоящее время широкое распространение во многих европейских странах.
Психологическая поддержка безработных, обучающихся в клубах, проводится, главным образом, с помощью приемов и методов социально-психологического тренинга, направленных на снятие тревоги и напряженности, осознание своих потенциальных возможностей, овладение умениями и навыками, необходимыми для обеспечения трудоустройства.
Опыт исследовательской и практической работы позволяет предположить, что в результате подобных занятий оптимизируется психическое состояние клиента, повышается его самооценка и самопринятие. Этот комплекс личностных изменений, влияющий в итоге на решение проблемы занятости можно считать подтверждением результативности групповых занятий как формы психологической поддержки человека в ситуации безработицы.
Клубная работа предполагает проведение, как групповых занятий, так, и индивидуальных, в соответствии с Административным регламентом. Работа в группе предоставляет участникам программ возможность смоделировать ситуации, связанные с трудоустройством и определить варианты эффективного поведения в них.
При формировании групп по программам социальной адаптации учитываются категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы, возрастные критерии участников, образовательный уровень и период безработицы1. продолжение
--PAGE_BREAK--
Официальный статус безработного в 2008 году получили 21328 человек, что на 841 человека больше, чем в 2007 году. Численность зарегистрированных безработных на 1 января 2009 года составила 10231человек, в сравнении с 1 январем 2008 года она выросла на 1990 безработных. Коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда области на конец 2008 года вырос до 1,9 человек/место, против 0,9 человек/место в 2007 году.
Доминирующее положение среди зарегистрированных безработных сохраняется за женщинами — 66,7%, молодежь в возрасте 16 — 29 лет составляет 43,0%, инвалиды — 10,4%, жители сельской местности — 32,8%, высшее и среднее профессиональное образование имели 54,4% безработных; выпускники профессиональных учебных заведений всех уровней составили 7,1%; родители, воспитывающие несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, — 26,0%.
Таким образом, психологическая социальная поддержка в первую очередь должная быть оказана наиболее незащищенным слоям населения среди безработных: инвалидам, женщинам, родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей или детей-инвалидов.
Заключение
Психологическая поддержка рассматривается как заданное воздействие на клиента в целях коррекции его психического состояния для облегчения процесса трудоустройства и закрепления на новом рабочем месте.
Государственную услугу предоставляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, и государственные учреждения службы занятости населения.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, организуют, осуществляют, обеспечивают и контролируют на территории соответствующих субъектов Российской Федерации деятельность государственных учреждений службы занятости населения по предоставлению государственной услуги.
Основными задачамипсихологической поддержки в службе занятости являются:
коррекция психического состояния безработных снятие эмоционального
напряжения для обеспечения эффективности профконсультации;
социально-психологическая адаптация граждан (переоценка жизненной ситуации и формирование у клиентов позитивной жизненной перспективы);
обучение умениям и навыкам эффективного поведения на рынке труда.
Практическая необходимость решения указанных задач обусловлена психическим состоянием и особой жизненной позицией, характерной для российских безработных.
Поэтому в работе с безработными необходимы мероприятия, направленные на коррекцию их состояния, повышение активности и ответственности.
Список использованных источников
1. Нормативно-правовые акты
1.1 Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ.
1.2 Постановление Правительства Белгородской области от 16 ноября 2009 г. № 357-пп «Об утверждении программы стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской области в 2010 году».
1.3 Административный регламент предоставления государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан от 27.11.2007г.
2. Книги
2.1 Агабекян Р.Л., Авагян Г.Л. Современные теории занятости: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям. — М.: ЮНИТИ, 2009. — 189 с.
2.2 Адамчук В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2008. — 407 с.
2.3 Бреев Б.Д. Безработица в современной России. — М.: Наука, 2008 — 269 с.
2.4 Занятость и безработица: 100 вопросов и ответов / Под ред. С.В. Дудникова. — М.: Изд-во «Ж. — д. дело», 2009. — 46 с.
2.5 Кашепов А.В. Экономика и занятость: Монография. — М.: ИМЭИ, 1999. — 233 с.
2.6 Киселева Е.А. Макроэкономика. Конспект лекций: Учебное пособие / Е.А. Киселева. — М.: Эксмо, 2009. — 352 с.
2.7 Кязимов К.Г. Рынок труда и занятости населения. Служба занятости (правовой аспект). — М.: Перспектива, 2008. — 368с.
2.8 Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица. — М.: Междунар. отношения, 2008. — 180 с.
2.9 Обзор занятости в России / Фонд «Бюро экон. анализа. — М.: ТЕИС, 2002.
Общая и регистрируемая безработица: в чем причины разрыва / Р.И. Капелюшников. — М.: ГУ ВШЭ, 2008. — 446 с.
2.10 Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. — М.: Норма, 2005. — 346 с.
2.11 Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица. — М.: Изд-во Московского университета. 2009. — 368с.
2.12. Пашин В.П., Богданов С.В. Государство и безработица в России: 1900-2000 гг. — Курск: Кур. гос. техн. ун-т, 2009. — 299 с.
2.13. Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика. — М.: Изд-во РАГС, 2008. — 381 с.
2.14. Региональная экономика. Основной курс: Учебник / Под ред.В.И. Видяпина, М.В. Степанова. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 686 с.
2.15. Рыкова Е.А. и др. Технология поиска работы. — М.: Профобр Издат, 2001. — 452 с.
2.16. Рынок труда и доходы населения: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по экон. специальностям / Под общ. ред. Н.А. Волгина. — М.: Филинъ, 2009. — 277 с.
2.17. Четвертакова Е.Г. Справочник для предприятий и социальных работников. Занятость и безработица. — М.: Книга сервис, Приор. 2008. — 380с.
2.18. Шульгина Л.В., Тамошина Г.И., Щевелева Т.А. Занятость населения и человеческий капитал (монография). — Белгород: Тип. БГУ. 2009. — 346 с.
2.19. Яковлева Е.Б. Структурная перестройка экономики и рынок труда России. — СПб.: Поиск, 2009. — 457 с.
3. Статьи
3.1 Дановский С.Л. Социальная и психологическая характеристика безработных // Социологические исследования. — 2007. — № 5.