Реферат по предмету "Социология"


Психологическая школа в социологии

Федеральное агентство по образованию РФ ГОУ ВПО
Сибирский государственный технологический университет
Факультет: Химико-технологический заочно-дистанционного обучения (ХТФ ЗДО)Кафедра: Кафедра социальной работы и социологии
 
Контрольнаяработа
подисциплине: Социология
Психологическаяшкола в социологии
Красноярск2011 г.

Содержание
 
Введение
1.Психологическая школа:основные идеи
2.Школа субъективнойсоциологии. Психологическая школа
Используемая литература
психологическийшкола социология

Введение
 
Термин«Психологическая школа в социологии» — это субъективно-идеалистические концепцииобщества, возникшие в конце 19 века. Представители психологических школ искали ключк пониманию общественных явлений в психике индивидов или коллективной психике (психическомвзаимодействии индивидов).

1.Психологическаяшкола: основные идеи
Психологическаяшкола в социологии — субъективно-идеалистические концепции общества, возникшие в конце19в. Представители школы искали ключ к пониманию общественных явлений в психикеиндивидов или коллективной психике (психическом взаимодействии индивидов.). Основоположникомпсихологической школы был американский социолог Л. Уорд. Качественную спецификуобщества Уорд видел в психологичности социальных явлений. Он всемерно подчеркивал,что в основу социологии должны быть положены принципы психологии. В своих трудахон проводит грань между «естественным» прогрессом (слепое действие всеобщих законовэволюции) и прогрессом «искусственным» (активная деятельность людей). Л. Уорда главнымобразом интересовала именно активная, субъективная сторона общественного развития,анализ мотивов, которые приводят в движение общество. Главный фактор общественнойжизни Л. Уорд считал желания людей (голод, жажда, сексуальные стремления), на базекоторых формируются более сложные потребности: интеллектуальные, моральные, эстетические.Доминирующую роль в общественной жизни, в том числе политической, играет не разум,а эмоции. Именно поэтому, подчеркивал Л. Уорд, те люди, чувства которых были наиболеесильными, оказали величайшее влияние на ход истории.
Другимкрупным представителем школы был фр. социолог Г. Тард, считавший основнымзаконом социологии подражание людей друг другу (мода, традиция). Рассматривая подражаниекак универсальное социальное явление, он пытался объяснить при помощи подражаниявсю общественную жизнь, в том числе и политическую. Подражание выполняет функциивоспроизведения, распространения и унификации изобретений и открытий, обеспечиваятем самым как прогресс, так и одновременно стабильность социальных отношений. Процессподражания подчинен ряду законов: во-первых,подражание идет от внутреннего к внешнему, во-вторых, низшие всегда подражаютвысшим. Подражание лежит в основе практически всех социальных феноменов: общественноемнение, обычаи традиции, мода, религия и т.п. Не обошел вниманием Г. Тард и такоеявление как толпа, он назвал ее самой «старинной» социальной группой послесемьи. Он определяет ее как множество лиц, собравшихся в одно и то же время вопределенном месте и объединяемых чувством, верой и действием. Анализируя психологиютолпы, Г. Тард проводил различие между бессознательной толпой, движимой силой темныхи разрушительных импульсов, и сознательной публикой, создающей общественное мнение.Таким образом, по Тарду, стихийное настроение — это особенность народныхнизов, а сознательное мнение — это свойство «публики» или интеллектуальныхпривилегированных социальных групп.
ГуставЛебон — французскийсоциолог. Центральная тема его работ — социально-психологические факторы коллективногоповедения. Он пытался найти универсальный социально-психологический закон, объединяющийтенденцию возрастания иррациональности поведения индивида в массе. Этот закон «духовногоединства толпы» Г. Лебон усматривал в заразительности коллективных форм поведения,внушаемости масс и в утрате личностью своей индивидуальности в толпе. Г. Лебонвыделяет отличительные признаки поведения человека в массе: обезличенность;резкое преобладание чувств; утрата интеллекта; утрата личной ответственности.
Знаниепсихологии масс — важнейшее средство в руках политиков, подчеркивает Г. Лебон.
Г.Лебон решающим фактором всех социальных процессов считал не разум, а эмоции. Общественнаяжизнь, по его мнению, во многом детерминирована поведением толпы, которая всегдапредставляет разрушительную силу.
ВильгельмВундт — немецкийсоциопсихолог. Один из первых поставил вопрос о структуре больших социально-психологическихобразований. В центре его исследований — психология народов. Он подробноизучал продукты духовной деятельности, которые в совокупности составляют лицо нации:мифы, традиции, язык, обычаи, художественное творчество, религиозные верования,нравственные ценности и жизненные установки. В. Вундт предпринял попытку объединитьразнообразные положения психологии народов в психологическую теорию, центральнымпунктом которой являлась идея о «сверхиндивидуальной психике», «народном или групповомдухе», «душе народа». Суть его теории может быть сведена к утверждению: «коллективистское»больше чем «индивидуальное» (целое больше, чем сумма его частей).
Итак,главный вклад В. Вундта в социальную психологию — постановка и разработка проблемнациональной психологии.
2.Школасубъективной социологии. Психологическая школа
 
1.Субъективистское направление социологии акцентировало внимание на доминирующей ролисознания в общественном развитии. Это направление представляли П.Л. Лавров (1828– 1900 г.) и А. К.Михайловский (1842 – 1904 г.).
Основныенаправления социологических исследований П.Л. Лаврова:
•определение предмета и метода социологии как науки.
Социология — наука которая исследует формы проявления, усиления и ослаблениясолидарности между сознательными органическими особями. Преобладающий методсоциологии — исторический, поскольку познание общества возможно в той мере,в какой осмыслена его история;
· созданиетеории социального прогресса, в которой выделяется два аспекта:
а)теоретический (рассмотрение целей и средств общественного развития);
б)практический (обоснование долга личности активно участвовать в преобразовании общества).Поэтому развитие общества возможно через единство солидарности и роста сознанияличности. Личность — первичная клеточка общества, носитель справедливости и истины.Главная цель прогресса — достижение солидарности во всех сферах общественной жизни.
2.Н.К.Михайловский исходил из того, что прогресс есть постепенное приближение к целостностиобщества, к возможно полному и всестороннему разделению труда между его органамии возможно меньшему разделению труда между людьми: разделение труда выступает предпосылкойсолидарности, кооперации людей, одним из законов социального прогресса. Деятельностьлюдей строится на основе идеала. Поэтому прогресс определяется как объективным фактором(кооперацией), так и субъективным (сознательной деятельностью человека);
· кооперацияобуславливает все стороны социальной жизни; бывает простой и сложной в зависимостиот того, с какими видами разделения труда она связана.
Простаякооперация наиболее полно отвечает естественному разделению труда. Она дает людямобщую цель, порождает солидарность интересов и взаимопонимание. Члены сложной кооперацииутрачивают свою индивидуальность приспосабливаются к выполнению одной функции. Общаяцель постепенно исчезает, разбиваясь на ряд частных; возникают взаимное непонимание,враждебность. Вместо солидаризированного общества появляются разнородные социальныегруппы.
3.Психологическое направление разрабатывали Л.И. Петражицкий (1867 – 1931 г.) и А.И.Кареев(1850 – 1931 г.). Л.И. Петражицкий в качестве предмета социологии выделяетформы и мотивы участия индивида в общественной жизни:
· исходнымпонятием социологии является «социальное поведение», где основной акцентдолжен быть сделан на анализ мотивации поведения индивида;
· психологическаятипология мотивов включает две их разновидности: чувства и волю. Чувства носят пассивныйхарактер, а воля — активный. Связующим звеном между чувством и волей выступают эмоции,которые являются истинной причиной, побуждающей человека действию; право — совокупностьэмоций, переживаний. Непосредственным регулятором социального поведения выступаютсоциальные нормы. Будучи продуктом «народной психики», нормы-законы изменяются,развиваются вместе с ней;
· любаясоциальная система является переходной ступенью социального поведения. По мере выполнениясвоих функций она неизбежно заменяется новой, более соответствующей достигнутомууровню в эволюции народной психики. С этой позиции история человечества есть постоянныйрост разумных норм и учреждений, что приводит к ускорению социальных действий.
4.Согласно представлениям Н.И. Кареева, общество есть сложная система психическихи практических взаимодействий личностей. Общество делится на две части: культурныегруппы и социальную организацию:
§ культурныегруппы — предмет индивидуальной психологии. Отличительными признаками культурных групп являютсяприобретенные свойства: привычки, обычаи, традиции, которые возникают в результатевоспитания;
§ социальнаяорганизация — результат коллективной психологии. Это совокупность экономической,юридической и политической сред. Именно социальная организация составляет непосредственныйпредмет социологии. Характер социальной организации определяет положение личностив обществе.

Используемая литература
1.Философский словарь /Под ред. И.Т. Фролова. — 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. — 445 с.
2.Социология. Основыобщей теории: Учеб. пособие/Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев, А. В. Кабыща и др./Подред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. М.: Аспект Пресс, 2005
3.Тощенко Ж.Т.Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и пере-раб. — М.: Прометей, Юрайт, 1999.
4.www.herzenfsn.narod.ru
5.www.veselchak.ru/artic/18/07/h-0086-03555


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.