Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет и анализ товарных ресурсов организаций розничной торговли

--PAGE_BREAK--
    продолжение
--PAGE_BREAK--    -  магазин № 1 «Хозяйственные мелочи»: 220071, г. Минск, ул. Платонова, 34, тел. 232-50-53;
   — магазин № 2 «Хозяйственные товары»: г. Вилейка, ул. Волынца, 26, тел. 55-411;
   — магазин № 4 «Хозяйственные товары»: г. Осиповичи, ул. Рабоче-Крестьянская, 7, тел. 20-683.
Общество осуществляет следующие виды деятельности:
1. Оптовая и розничная торговля:                     
  — электробытовой техникой;
  — изделиями из фарфора и стекла, обоями;                                                                 
  — парфюмерно-косметическими товарами, мылом и моющими                                        средствами;
  — прочими бытовыми товарами, не включёнными не включёнными в группировку;                                  
  — стеклом, строительным цементом, изделиями из бетона, цемента, гипса;
  — красками и лаками;
  — древесиной и продукцией обработки древесины, мебелью;
  — санитарным оснащением;
  — осветительными приборами, бытовыми изделиями, не включёнными в другие группы;
  — скобяными изделиями, водопроводным и отопительным оборудованием и  вспомогательными материалами;
  — радиотехническими изделиями;
  — удобрениями, пестицидами и прочим агрохимическими продуктами;
  — сельскохозяйственными машинами, включая тракторы, принадлежностями и оборудованием;
  — коврами и ковровыми изделиями;
  — эксплуатация и сдача в наём собственного имущества;
  — хранение и складирование;
  — услуги терминалов.
2. Строительство:
   — общее строительство зданий;
   — изоляционные работы;
   — штукатурные работы;
   — покрытие полов и стен;
   — установка столярных элементов;
   — покраска и застекление;
   — прочие завершительные работы.
3. Техническое обслуживание и ремонт  автомобилей.
Организационная структура управления Общества представляет собой организационную форму разделения труда по принятию и реализации управленческих решений (приложение Б).
Бухгалтерский учёт в ОАО «Белхозторг» осуществляется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером. Обязанности, права и персональная ответственность каждого работника бухгалтерии определяется должностными инструкциями (приложение В).
Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерскую службу документов и сведений обязательны для всех работников общества.
Учётная информация обрабатывается как автоматизировано, с использованием программных средств, так и вручную. Форма бухгалтерского учёта журнально-ордерная, частично автоматизированная, с выходными формами учётных регистров и первичных документов, рекомендованных Министерством финансов Республики Беларусь. С 1.01.04 г. сформирован рабочий план счетов путём отбора синтетических счетов, предусмотренных Типовым планом счетов.  Рабочий план счетов аналитического учёта определён организацией самостоятельно (приложение Г).
Источниками формирования имущества Общества являются:
   — имущество и денежные взносы, переданные Обществу его участниками;
   — продукция, произведённая Обществом в результате хозяйственной деятельности;
   — полученные доходы и иное имущество, приобретённое Обществом по другим основаниям, допускаемым законодательством.
Управление в Обществе осуществляют общее собрание акционеров, наблюдательный совет, дирекция, генеральный директор. Контроль над деятельностью Общества осуществляет ревизионная комиссия. Для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчётности  Общество ежегодно привлекает аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками, а в случаях, предусмотренных законодательством – ведомственную контрольно-ревизионную службу.   
Общее собрание акционеров является высшим органом управления в обществе.
Очередное собрание проводится не ранее чем через 2 месяца и нее позднее 4 месяца после окончания финансового года для рассмотрения вопросов. Дата проведения определяется наблюдательным советом.
Контрольный пакет акций в уставном фонде ОАО «Белхозторг» принадлежит государству. В наблюдательном совете Общества представляют интересы государства 2 представителя Министерства торговли Республики Беларусь.
Уставный фонд определён в размере 3936850000 рублей (три миллиарда девятьсот тридцать шесть миллионов восемьсот пятьдесят тысяч рублей). Уставный фонд разделён на 78737 простых (голосующих) акций номинальной стоимостью 50000 рублей каждая.
Органом, осуществляющим руководство деятельностью Общества в период между собраниями акционеров, является наблюдательный совет.
Члены наблюдательного совета избираются ежегодно очередным собранием акционеров и их представителей. Количественный состав наблюдательного совета не может превышать 7 человек. Председатель и секретарь наблюдательного совета избираются наблюдательным советом из числа его членов. Заседания наблюдательного совета проводятся по мере необходимости не реже чем раз в 3 месяца. Наблюдательный совет заслушивает отчёт генерального директора и дирекции о их деятельности. Наблюдательный совет принимает решение простым большинством голосов общего числа его членов. Решение оформляется протоколом, который подписывается всеми членами, присутствующими на заседании.
Ежегодно очередным собранием акционеров избирается ревизионная комиссия в составе не менее 3 человек. Ревизионная комиссия осуществляет контроль за хозяйственной деятельностью общества, его предприятий, филиалов, представительств, а также генерального директора и должностных лиц общества. Ревизионная комиссия (ревизор) осуществляет проверку по итогам за год, а также во всякое время по поручению собрания акционеров, наблюдательного совета, по собственной инициативе или по требованию акционеров, владеющих в совокупности 20% акций. Решение ревизионной комиссии принимают простым большинством голосов всех членов, присутствующих на заседании (решение оформляется протоколом). Ревизионная комиссия (ревизор) представляет результаты проверки наблюдательному совету и собранию акционеров. Без заключения ревизионной комиссии (ревизора) собрание акционеров не вправе утверждатьгодовой баланс Общества.
Чистая прибыль Общества поступает в его распоряжение и по решению собрания акционеров направляется на формирование фондов Общества. Дивиденды выплачиваются за счёт чистой прибыли Общества только по размещённым акциям. Дивиденды могут выплачиваться как по итогам года, так и промежуточные. Размер дивидендов объявляется в рублях на одну акцию. Дивиденды на акции, принадлежащие государству, перечисляются в государственный бюджет. 
Динамика основных финансово экономических показателей ОАО «Белхозторг» представлена в приложении Д с выводом машинограммы «Лучший год» (приложение Е).
Анализируя итоги финансово-экономического развития акционерного общества за прошедший год, следует отметить, что в целом достигнуты положительные результаты работы Общества. Объём валового товарооборота по сравнению с предыдущим годом вырос на 27,9% и составил 17910,7 млн. р., в том числе: оптовый товарооборот составил 13269,5 млн. р. (рост 132,2% в действующих ценах), розничный товарооборот- 4641,3 млн. р. (рост 117,1% в действующих ценах).
В результате всей хозяйственной деятельности в прошлом году Общество получило валовых доходов на сумму 4937,2 млн. р., рост 117,6% по сравнению с предыдущим годом.
Издержки обращения за 2004 г. составили 4076,6 млн. р. (в 2003 г.- 3384,0 млн. р.), увеличились на 120,5%. Анализ издержек обращения по статьям показывает, что выросли транспортные расходы по сравнению с предыдущим годом на 143,1%, увеличены расходы: износ основных фондов — на 128,6%; расходы на оплату труда на 132,6%. С увеличением расходов на заработную плату увеличились налоги на заработную плату: чрезвычайный налог вырос на 130,5%, отчисления на социальное страхование — 130,9% (приложение Ж, И).
Необходимо отметить, что с ростом одних статей расходов наблюдается снижение других статей издержек обращения. Так, уменьшилась в издержках обращения по сравнению с 2003 годом доля расходов по уплате процента за банковский кредит (9,0% в издержках обращения в 2003 г.; 6,4% в издержках обращения в 2004 г.); износ спецодежды составил 62,1%; уменьшились расходы на рекламу в 2004 г. и составили по сравнению с 2003 г. 83,4%.
Балансовая прибыль в 2004 г. составила 894,5 млн. р., уровень рентабельности составил 5,0%, что значительно выше задания, установленного планом мероприятий на 2004 год.
После уплаты налогов на прибыль, в распоряжении Общества осталась чистая прибыль в сумме 438,3 млн. р. (в 2003 г. — 459,9 млн. р.) и составила 95,3%.
Среднесписочная численность за 2004 год составила 309 человек, это на 6 человек меньше чем в 2003 году (из-за экономической нецелесообразности была закрыта секция «У Гаспадара» на комаровском рынке).
Среднемесячная заработная плата на одного работника составила в 2004 году 482191 рубль, в 2003 году 363750 рублей и выросла на 32,6%.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что ОАО «Белхозторг» является коммерческой организацией – юридическим лицом, действует на принципах хозяйственного расчета, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс. Целью деятельности Общества является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли для удовлетворения экономических, социальных и культурных интересов участников Общества при наилучшем удовлетворении потребностей покупателей.
Учетно-хозяйственная политика, организация работы всех служб организации позволяют поддерживать экономическую стабильность, обеспечивать рентабельную работу Общества, правильно распределять чистую прибыль.
Бухгалтерский учёт в ОАО «Белхозторг» осуществляется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерскую службу документов и сведений обязательны для всех работников общества.
Форма бухгалтерского учёта журнально-ордерная, частично автоматизированная. С 1.01.04 г. сформирован рабочий план счетов путём отбора синтетических счетов, предусмотренных Типовым планом счетов.  Рабочий план счетов аналитического учёта определён организацией самостоятельно.
 Анализируя итоги финансово-экономического развития ОАО «Белхозторг», следует отметить, что в целом достигнуты положительные результаты работы Общества. В результате всей хозяйственной деятельности в 2004 году было получено валовых доходов на сумму 4937,2 млн. р., рост 117,6 % по сравнению с предыдущим годом.
Балансовая прибыль в 2004 году составила 894,5 млн. р., уровень рентабельности составил 5,0 %, что значительно выше задания, установленного планом мероприятий на 2004 год.
С целью достижения устойчивого финансового состояния ОАО «Белхозторг» в 2005 году намечено обеспечить рост валового товарооборота на 114 % в сопоставимых ценах, уровень рентабельности не менее
2,5 %.
Имеющиеся в наличии производственные мощности, удобное расположение административных и складских площадей, хорошее техническое оснащение, большой опыт работы с поставщиками и покупателями способствуют реализации намеченной программы на 2005 год.
           2.2  Документальное оформление товарных операций  по        поступлению и выбытию товаров в торговле
 Порядок и сроки приема товаров по количеству,  качеству и комплектности регулируются действующими техническими условиями, условиями поставки, договорами купли-продажи и Положением о приемке товаров по количеству и качеству.
Документальное оформление поступления товаров осуществляется в соответствии с требованиями Положения о поставках товаров в Республике Беларусь, утвержденным Постановлением Кабинета министров Республики Беларусь от 8 июля 1996 г. № 444 и Положением о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденным Приказом министерства торговли Республики Беларусь от 26 апреля 1996 г. № 285.
Основанием для отражения операций по поступлению товаров является унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 19 апреля 2001 г. № 43.
Первичными документами на оприходование товаров является счет-фактура, товарно-транспортная накладная (приложение  К), товарная накладная (приложение  Л).
К товарно-транспортной накладной поставщик прикладывает документы, удостоверяющие их качество и безопасность для здоровья потребителей: сертификат качества (приложение М), удостоверение о государственной гигиенической регистрации (приложение Н), сертификат соответствия (приложение П), декларацию о соответствии (приложение Р) и др.
Счет-фактура, как правило, составляется в двух экземплярах: первый пересылается покупателю вместе с товаром, второй остается у поставщика.
Внутренний отпуск товаров из одной розничной торговой организации в другую производится по письменному распоряжению руководителя организации, а передача из отдела в отдел – по распоряжению директора магазина. Передача товаров осуществляется на основании накладной на внутреннее  перемещение. В товарной накладной обязательно указывают номер и дату доверенности, по которой получен товар (приложение С, Т).
Бланки первичных документов заполняются на ОАО «Белхозторг» вручную, а также машинописным, в т.ч. компьютерным способом.
При поставке продукции импортного производства в товарно-транспортной накладной субъекты хозяйствования, осуществляющие их ввоз в республику, указывают название страны откуда ввезен товар, сформированную отпускную цену без выделения размера оптовой надбавки, в т.ч. обоснование цены (приложение У).
При отсутствии расхождений с данными сопроводительных документов по количеству, качеству и стоимости поступивших товаров они принимаются путем проставления на товаросопроводительных документах специального штампа и расписки материально ответственного лица.
Все товары поступают под полную материальную ответственность бригады торговых работников (заведующего  магазином и продавцов).
Первичные приходные и расходные документы являются основанием составления  товарного отчета, который материально ответственное лицо предоставляет в бухгалтерию  ОАО «Белхозторг» один раз в семь дней. В них приводятся сведения об остатках, поступлении и расходе товаров (приложение Ф). К отчетам прикладываются первичные документы на поступление и расход товаров.
Проверенные товаросопроводительные и прочие товарные докумен-
ты передаются в машинописное бюро, где данные из них заносятся в АРМ «Учет товаров». На основании внесенных данных формируется накопительная ведомость прихода товаров, в которой находят отражение фактически все те же данные, что и в товарном отчете, составляемом в магазинах (приложение Х). С одной стороны получается дублирование данных  в ручном и автоматизированном отчетах, но на основании введенных данных АРМ «Учет товаров» формирует ряд сводных отчетов. Затем на основании товарных отчетов  вручную составляется журнал-ордер по счету 41/2 «Товары в рознице» по магазину (приложение Ц).
С целью определения суммы  уплаченного входного НДС, подлежащего зачету (возмещению) в организации ведут книгу покупок. В ней указывают дату оплаты и номер платежного и товарного документов, наименование поставщика, стоимость покупок по отпускным ценам поставщика с НДС, в т.ч. стоимость покупок без НДС и сумму налога по установленным ставкам. Книгу покупок ведут на предприятии вручную и автоматизированным способом и на основании ее итогов определяют сумму уплаченного НДС за отчетный месяц.
Реализация товаров в магазинах ОАО «Белхозторг» производится за наличный расчет и по чекам банка. Продажа товаров населению за наличный расчет производится традиционным методом, т.е. с помощью продавцов через прилавки. Прием денежных средств производится  с использованием кассовых суммирующих аппаратов, предварительно зарегистрированных  в государственной налоговой инспекции.
Работники магазинов на кассовом суммирующем аппарате регистрируют все суммы, полученные за товары. При возврате покупателями чеков в случае отказа от товара с участием кассира и продавца составляется акт на возврат денежных средств покупателям по неиспользованным кассовым чекам. Как правило, такой акт составляется при отсутствии возможности погашения возвратных чеков при обслуживании покупателей до конца рабочего дня. Все возвращенные чеки прилагают к акту.
 Показания  денежных суммирующих счетчиков на конец рабочего дня записывают в книгу кассира-операциониста. Сумму выручки определяют как разность показаний счетчиков кассового аппарата на конец и начало рабочего дня.
Подсчитанная выручка формируется справкой кассира-операциониста. На основании этой справки  приходуют выручку по кассе (приложение Ш).
    продолжение
--PAGE_BREAK--Прием денег осуществляется продавцами в соответствии с Положением  о порядке оформления документа, подтверждающего факт покупки товара, утвержденным Постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от  мая 2002 г. № 23.
Документальное оформление сдачи выручки магазина производится на основании приходного кассового ордера (приложение Щ).
Сдача выручки в учреждение банка осуществляется путем сбора ее инкассаторами. На сдачу выручки в банк составляются первичные документы. Так, при сдаче выручки через инкассаторов к каждой инкассаторской  сумке составляется препроводительная ведомость в трех экземплярах под копирку. Первый экземпляр вкладывается в инкассаторскую сумку, второй вручается  инкассатору при получении им сумки, третий остается в кассе организации вместе с распиской инкассатора и штампом банка, подтверждающим сдачу денег в его кассу.
 Функции инкассации чеков возложены на торговые структуры, в связи с этим работники, принимающие чеки от покупателей, должны контролировать правильность их оформления, действие чеков по времени и на территории.
Срок  действия чековой книжки – один год. Чеки для оплаты товаров могут быть выписаны на любую сумму в пределах остатка средств на чековой книжке. Принимаются только чековые книжки с отметкой «кредит». На обороте чека и его корешка делается отметка об оплате, проставляется оттиск штампа организации, указывается дата и ставится подпись руководителя организации.
 Принятые чеки представляются в обслуживающий банк ОАО «Белхозторг» для дальнейшей пересылки банку плательщика при поручении-реестре. Поручение-реестр составляется отдельно на каждый счет в банке плательщика (приложение Э).
Предельный срок расчетов чеками сберегательного банка установлен в пределах трех рабочих дней. Обмен чека на наличные деньги не производится. При расчете за товар расчетными чеками допускается выплата сдачи только до 5% в стоимости покупки или доплата наличными деньгами в этих же пределах.
Поступившие в банк расчетные чеки должны иметь на обороте штамп магазина и подписи заведующего магазином. И только после подтверждения магазина о принятии чека он принимается к оплате и служит основанием для зачисления денег на счет магазина.
При изучении организации на ОАО «Белхозторг» учета товарных операций нарушений действующего законодательства установлено не было. Однако, на наш взгляд, составление двух идентичных документов (товарный отчет, книга покупок) в виде электронного документа и на его основании заполненного вручную  является нецелесообразным и бессмысленным. В качестве учетного регистра должны выступать электронные документы  по этим счетам, составляемые АРМ «Учет товарных операций». 
В тоже время положительным моментом, на наш взгляд, является формирование АРМом «Учет товарных операций» разнообразных отчетных форм по движению товарных запасов: товарные отчеты по  пятидневкам,  товарные отчеты в разрезе структурных подразделений. Это дает возможность предприятию получать оперативную информацию по движению товарных запасов, необходимую для анализа и разработки мероприятий по оптимизации товарных запасов на складах и в торговых залах.
         2.3  Методика и организация учета поступления и выбытия      товаров
На ОАО «Белхозторг» в соответствии с учетной политикой учет товаров на складе ведется по покупным ценам, а  учет товаров в рознице ведется по продажным ценам.
Поступившие в розничную торговлю товары отражаются на активном счете 41/2 с НДС, а на некоторые товары  в соответствии с действующим законодательством – с налогом на продажу. К счету 41/2 «Товары в рознице» в ОАО «Белхозторг» открыты следующие субсчета:
— 41/2.1 «Минск»
— 41/2.2 «Вилейка»
— 41/2.4 «Осиповичи»
Покупные цены на товары зависят от источников поступления товаров. При поступлении товаров от изготовителей покупными ценами являются свободно-отпускные цены товаропроизводителя; товаров отечественного производства со складов оптовых специализированных баз торговли – свободно-отпускная цена плюс оптовая  надбавка и НДС; товаров от магазинов своей системы в порядке внутренней переброски – розничная цена, а на некоторые товары с налогом на продажу.
На ОАО «Белхозторг» имеется перечень товаров с установленным налогом на продажу по магазинам (приложение Ю), также перечень социально значимых товаров и перечень товаров детского ассортимента, на который не вводят налог с продаж в 2004 г. (приложения Я, D). Существует также перечень предприятий, товары которых освобождены от НДС (приложение F). В зависимости от товара и формы расчетов применяются различные размеры розничных и оптовых наценок (приложение G).
Поскольку свободно-розничная цена с НДС и налогом  на продажу   (или без него) отличаются от покупных цен, то возникает необходимость в учете разницы между продажными и покупными ценами, которые включают НДС в розничной цене товара, торговую надбавку и налог на продажу. Эта разница отражается на трех регулирующих контрактивных субсчетах 42/1 « Торговая надбавка», 42/3 «НДС», 42/4 «Налог на продажу».
В соответствии с Положением о порядке формирования цен и тарифов, утвержденным Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 29 апреля 1999 г. № 43 розничные цены на товары формируются субъектами хозяйствования, осуществляющих розничную торговлю исходя из:
 -  отпускной цены;
 -  торговой надбавки, но не выше 30%, с учетом оптовой надбавки.
Торговые надбавки к отпускным ценам применяются:
— на социально-значимые товары, в пределах, установленных  областными исполнительными комитетами и Минским городским исполнительным комитетом в соответствии с законодательством;
— на социально-значимые товары и иные отдельные группы товаров в пределах, установленных Министерством экономики Республики Беларусь в соответствии с законодательством;
— на группы товаров, указанные в приложении к указанному положению с учетом конъюнктуры рынка (приложение I).
В соответствии с положением о порядке формирования цен и тарифов отпускные цены на продукцию иностранного производства формируются на внутреннем рынке субъектами хозяйствования импортерами исходя из контрактных цен, расходов по импорту, иных расходов по осуществлению оптовой  деятельности, установленных налоговых и неналоговых платежей, прибыли, с учетом конъюнктуры рынка (приложение J).
Прейскурант цен на импортную продукцию утверждается руководителем организации (приложение L).
Процесс формирования  продажной цены товара отечественного производства осуществляется в  ТТН (приложение N), где указывается:
Отпускная цена за штуку -  1405 руб. Торговая надбавка:
     — в процентах   — 30;
     — в рублях  -       421,5 [1405*30/100].
НДС:
     -  в процентах – 18;
     — в рублях  -      328,3 [1826,5*18/100].
 Розничная цена с НДС – 2155,3 руб. [1826,5 + 328,8].  
 Налог на продажу:
     — в процентах    — 15;
     — в рублях   -  323,3 [2155,3 *15/100].
Розничная цена с налогом на продажу  — 2478,6 руб. [2155,3 + 323,3].
С учетом округления 2480 руб. (в соответствии с порядком округления отпускных  и розничных цен на продовольственные и непродовольственные товары и тарифов на услуги).
На основании товарных отчетов и приложенных к ним  первичных документов по учету поступления товаров на ОАО «Белхозторг» формируется журнал-ордер № 2 по счету 41/2 «Товары в рознице» (приложение Ц). Итоговые суммы журнала-ордера переносятся в конце месяца в главную книгу по счету 41/2 «Товары в рознице» (приложение Q).
Корреспонденция счетов по учету поступления товаров в магазин за декабрь 2004 г. приведена в таблице 1.
Таблица 1. Корреспонденция счетов по учету поступления товаров в магазин за декабрь 2004 года.
Содержание хозяйственной
 операции
Корреспондирующие
 счета
Сумма
№ приложения
дебет
кредит
1
2
3
4
5
Отпущены товары со склада в магазин по СОЦ без НДС
41/2
41/1
78909943
Прил. Ц
Отражается торговая надбавка без учета НДС
41/2
42/1
23672983
— // -
Начисляется НДС
41/2
42/3
18464927
— // -
Начисляется налог на продажу
41/2
42/4
18157178
— // -
 
Источник: собственная разработка.
Согласно Инструкции по учету розничного товарооборота и товарных запасов, моментом реализации считается момент отпуска товаров покупателю независимо от времени уплаты денег. Следовательно, моментом реализации товаров за наличный расчет является момент поступления денег в операционную кассу магазина или продавцу. Отражение момента реализации товаров в бухгалтерском учете осуществляется при сдаче выручки в банк.
Синтетический учет реализации товаров ведется на счете 90 «Реализация». Для учета выручки в ОАО «Белхозторг» используют счет 90/1 «Выручка», общая сумма которой за декабрь 2004 г. составила 100684260 руб. (приложение  R). Данная сумма определяется исходя из выручки за наличный расчет, сформированной  на основании отчетов кассира, и выручки за безналичный расчет. Итоговая сумма выручки за наличный расчет обобщена в ведомости № 5 по счету 50 «Касса» (приложение S) и в главной книге по этому счету (приложение U).  Сумма  выручки за безналичный расчет отражается в справке бухгалтера (приложение V).
 Товары в магазинах учитываются по розничным ценам с НДС и налогом на продажу. Для соблюдения принципа единства оценки товаров, при поступлении и выбытии выручку и стоимость реализованных товаров на счете 90 «Выручка от реализации» отражают по продажным ценам. Для того, чтобы получить покупную стоимость реализованных товаров в конце месяца производится расчет реализованных торговых надбавок, НДС и налога на продажу (табл. 2, 3, 4).  
Упущением в организации учета реализации товаров на ОАО «Белхозторг» является то, что при расчете  реализованных торговых надбавок, НДС и налога на продажу в расчете используется уже недействующий  план счетов (счет 46 «Реализация»). Нами рекомендуется устранить этот недостаток и использовать только шифры счетов, утвержденных Типовым планом счетов.
Налог на продажу на реализованные товары рассчитывается методом среднего процента, т.к. им облагается большинство товаров.
Сумма исчисленных налогов и  реализованной торговой надбавки вычитается из дебета счета 90 «Реализация» методом «красного сторно». После этой записи по  дебету счета 90 «Реализация» указывается покупная стоимость реализованных товаров:
          100684260 – 15891679 – 14096226  – 5794445 = 64901910 руб. ( приложение R).
 В конце месяца после списания в дебет этого счета издержек обращения на реализованные товары определяется сумма прибыли от реализации и счет закрывается счетом 99 «Прибыли и убытки» (приложение ).
Аналитический учет товаров ведется по каждому материально ответственному лицу – заведующим магазином. Движение товаров учитывается только в стоимостном  выражении по розничным ценам, что обусловлено большой номенклатурой товаров. Проверенные бухгалтерией товарные отчеты служат основанием для синтетического учета операций по оприходованию, отгрузке и реализации товаров (приложение Ц).
Реализация товаров отражается в учете не только на основании товарных  отчетов, но и по кассовым отчетам.
Корреспонденция счетов по учету реализации товаров на ОАО «Белхозторг» за декабрь 2004 г. приведена в таблице 5.
Таблица 5. Корреспонденция счетов по учету реализации товаров в ОАО «Белхозторг» за декабрь 2004 года.
Содержание хозяйственной операции
Корреспондирующие счета Сумма № приложения дебет
кредит
1
2
3
4
5
Поступила в кассу магазина выручка за реализованный товар
50
90/1
100684260
Прил. S, V
Списаны с подотчета заведующего магазином реализованные товары
90/2
41/2
100684260
Прил. R
В конце месяца на основании расчетов бухгалтера методом красное сторно списывается:
     а) реализованная торговая надбавка;
      б) НДС;
      в) налог на продажу.
90/2
90/2
90/2
42/1
42/3
42/4
15891679
14096226
5794445
— // -
1
2
3
  4
5
Производится начисление бюджету:
      а)  НДС;
      б) налога с продажи.
90/3
90/3
68/2
68/2
14096226
5794445
— // -
В конце месяца производятся отчисления налогов и фондов за счет суммы валового дохода от реализации:
    а) 3,0%;
    б) 1,15%;
    в) 6%
90/5
90/5
90/5
68/2
68/2
83/4
476750
177272
914259
— // -
В конце месяца сумма прибыли от реализации списывается на финансовый результат
90/9
99
14323398
— // -
Источник: собственная разработка.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что учет поступления и выбытия товаров в ОАО «Белхозторг» ведется в соответствии с законодательством и соответствующими нормативно-правовыми положениями, регламентирующими учет товарных операций в торговле. Однако, на наш взгляд,  внедрение автоматизированных систем потоварного учета в магазинах  организации обеспечит получение достоверной, детализированной, полной и оперативной информации о поступлении и реализации товаров, тем самым, препятствуя образованию залежалых и неходовых товаров. ЭВМ автоматически контролирует выполнение поставщиками договоров поставки товаров в развернутом ассортименте и  помогает изучать удовлетворение покупательского спроса.
При изучении методики расчета реализованных торговой надбавки, НДС и налога на продажу было установлено, что в расчете используется уже недействующий план счетов. Нами рекомендуется устранить этот недостаток и использовать  только шифры счетов, утвержденных Типовым планом счетов, как показано нами в таблицах 2, 3, 4.
 2.4  Инвентаризация товаров и методика определения ее             результатов
Инвентаризация товаров проводится в целях проверки наличия и состояния товарно-материальных ценностей. Помимо обеспечения сохранности ценностей и проверки и проверки правильности организации материальной ответственности инвентаризация решает задачи контроля учетных данных по товарам, их реального отражения в балансе. Посредством инвентаризации выявляются также неиспользованные, залежалые товары и т.п.
Порядок проведения инвентаризации регулируется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Министерством финансов Республики Беларусь 5 декабря 1995 г. № 54.
На ОАО «Белхозторг» инвентаризация товаров в магазинах проводится один раз в год  в сентябре, октябре и ноябре месяце. Для проведения инвентаризации приказом руководителя организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия (приложение 2). В состав комиссии входит не менее  трех человек. Председателем инвентаризационной комиссии, как правило, назначают представителя администрации магазина.
Распоряжение о назначении инвентаризационной комиссии, в котором указывают объекты, порядок и продолжительность инвентаризации, подписывают руководитель и главный бухгалтер ОАО «Белхозторг».
Материально ответственные лица до начала инвентаризации дают расписку в том, что все документы по приходу и расходу ценностей к отчету приложены и сданы в бухгалтерию.
Инвентаризацию проводят одновременно две комиссии – на складе и в торговом зале. Начинают инвентаризацию со снятия остатка денег в операционных кассах. Сведения о фактическом наличии товаров и тары записывают в инвентаризационную опись товаров, материалов и тары в торговле (приложение 3, 4). Результат инвентаризации товаров в сличительной ведомости выводят по общему итогу, что связано с учетом в стоимостном выражении (приложение 5).
За ноябрь месяц по магазину ОАО «Белхозторг» недостача составила 3520 руб. При этом в бухгалтерии была составлена справка, в которой недостача была отражена следующими бухгалтерскими записями:
Д-т 73/2    К-т 94    3520 (отражается задолженность материально ответственного лица за недостачу товаров по розничным ценам);
    продолжение
--PAGE_BREAK--Д-т 42/1    К-т 98/4    688 (отражается включение торговой надбавки в состав доходов будущих периодов);
Д-т 42/3     К-т 98/4   124 (отражается включение НДС в состав доходов будущих периодов);
Д-т  50     К-т 73/2   3520 (отражается погашение задолженности материально ответственного лица за недостачу товаров);
Д-т 98/4     К-т 92/1    812 (отражается включение торговой надбавки и НДС в состав вне реализационных доходов ).
На ОАО «Белхозторг» не проводятся контрольные проверки качества проведения инвентаризации, а также документы о составе комиссии не регистрируются в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации, что является отрицательным моментом.
Высокая трудоемкость проверки рабочими инвентаризационными комиссиями фактического наличия товаров, отражения его в инвентаризационных описях и определение предварительных результатов инвентаризации неизбежно ведет к прекращению работы магазинов на два, а то и больше дней, а следовательно, и к недобору товарооборота. Поэтому, чтобы сократить время на проведение указанных трех этапов, необходимо совершенствовать инвентаризационную работу.
Для  заполнения инвентаризационных описей вручную требуется много времени, поэтому их целесообразнее составлять на персональных  компьютерах. Совершенствование инвентаризационной работы с помощью вычислительной техники связано также с использованием ее для выявления результатов инвентаризации. Применение ЭВМ для составления сличительных ведомостей позволяет освободить от технической работы бухгалтеров, что дает им возможность больше отводить времени осуществлению контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей и денежных средств.

3 АНАЛИЗ ТОВАРНЫХ РЕСУРСОВ
           3.1 Общая оценка обеспеченности товарными ресурсами
Выполнение плана и динамика розничного товарооборота зависят от трёх основных групп факторов:  
        -  обеспеченности товарными ресурсами, правильности их использования;
        — обеспеченности трудовыми ресурсами и эффективности труда торговых работников;
        — состояния, развития и эффективности использования материально-технической базы торговли.
Главный фактор успешного развития товарооборота – обеспеченность товарными ресурсами и рациональность их использования.
Используя методику Кравченко Л.И. [23], в ходе анализа необходимо, прежде всего, проверить, насколько товарные ресурсы обеспечивают успешное выполнение плана и развитие розничного товарооборота в динамике. Объём товарооборота зависит от выполнения плана и динамики поступления товаров и состояния товарных запасов. На него влияет и прочее выбытие товаров. Эта зависимость может быть выражена формулой товарного баланса:
                                    ТЗн + П = Р + В + ТЗк ,                                         (1)              
где  ТЗн – запасы товаров на начало отчётного периода;
        П – поступление товаров;
        Р – розничный товарооборот;
        В – прочее выбытие товаров;
         ТЗк  — запасы товаров на конец отчётного периода.
Влияние показателей товарного баланса на объём розничного товарооборот можно определить, применив следующую формулу:
                                        Р = ТЗн+ П – В — ТЗк                                              (2)
Следовательно, на выполнение плана и динамику розничного товарооборота положительное влияние оказывают завышенные товарные запасы на начало отчётного года (если товары пользуются спросом) и рост поступления товаров, отрицательное – увеличение прочего выбытия товаров и завышенные товарные ресурсы на конец отчётного года.
У ОАО «Белхозторг» имеются следующие данные о движении товаров по магазину №1 «Хозяйственные мелочи» (Таблица 6).
                                                                                                                          
Таблица 6.  Товарный баланс магазина № 1 «Хозяйственные мелочи» ОАО «Белхозторг» за 2004 г., млн. р.
Показатели Фактически за
Отклонение
Влияние на динамику товарооборота
прошлый год
отчётный год
 1. Запасы товаров на начало         года
327
390
+63
+63
 2. Поступление товаров
2092,7
2718
+625
+625
 3. Прочее выбытие товаров
0,096
0,0036
-0,092
+0,092
 4.  Запасы товаров на конец года
390
516,7
+126,7
-126,7
 5. Розничная реализация товаров
2029,6
2591
+561,4
+561,4
Примечание. Источник: [13, с. 56, таблица 5], данные синтетического и аналитического  учета  ОАО «Белхозторг» за 2004 г. по счетам 41/2 «Товары в рознице», 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей » (приложение 6,7).
По сравнению с прошлым годом по магазину №1 «Хозяйственные мелочи» возможности роста товарооборота увеличились в связи с уменьшением прочего выбытия товаров (+0,092 млн. р.). В ОАО «Белхозторг» прочее выбытие включает бой, лом, уценку товаров, их недостачи. В связи с этим уменьшение по сравнению с прошлым годом прочего выбытия товаров с положительной стороны характеризует его торговую деятельность.
По сравнению с прошлым годом объём товарооборота увеличился за счёт завышенных товарных запасов на начало года (+63 млн. р.), роста поступления товаров (+625 млн. р.). Возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (- 126,7 млн. р.).
Важным направлением анализа является определение степени обеспеченности розничного товарооборота товарными ресурсами в целом и товарными запасами, в частности. Обеспеченность организации товарными ресурсами можно установить, рассчитав сумму товарных ресурсов, приходящуюся на 1 рубль розничного товарооборота:
                                 Кобесп= ( ТЗн+ П — ТЗк )/Р,                                             (3)
где  Кобесп  — коэффициент обеспеченности организации товарными ресурсами.
                         Кобесп 0 = (327 + 2092,7 — 390)/ 2029,6 = 1,
                         Кобесп 1  = (390 + 2718 – 516,7)/ 2591 = 1
Таким образом, обеспеченность ОАО « Белхозторг»  товарными ресурсами по сравнению с прошлым годом не изменилась.
Итак, в данном пункте мы изучили обеспеченность ОАО «Белхозторг»  товарными ресурсами. По сравнению с прошлым годом объём товарооборота увеличился за счёт завышенных товарных запасов на начало года, роста поступления товаров. Также увеличились возможности роста товарооборота в связи с уменьшением  прочего выбытия товаров.
           3.2 Анализ поступления товаров
Предприятием  должен быть организован чёткий учёт выполнения договоров на поставку товаров с точки зрения полноты их выполнения как по объёму, так и по срокам. Соблюдение сроков поставки товаров и равномерность поставки имеют весьма важное значение для торговых предприятий, поскольку это обеспечивает бесперебойную продажу товаров, не требует дополнительных товарных запасов в виде страховых запасов для обеспечения бесперебойной продажи в случае несоблюдения сроков поставки и её неравномерности.
Для характеристики равномерности поставки товаров целесообразно определять коэффициент равномерности поступления товаров, который рассчитывается на определённый период (год, квартал, месяц, декада, неделя). При этом предварительно исчисляют среднеквадратическое отклонение (d) по формуле:
                              d =  ,                                                               (4)     
               
где  Х – фактические данные о поставке товаров за месяц, руб.;
        - среднее значение объема поставки товаров за месяц, руб.;
       – количество месяцев.
Среднее значение объёма поставки будет определяться по следующей формуле:
                           ,                              (5)
                          


.
Следующим этапом является расчёт коэффициента вариации поставки (g):
                                                                                                         (6)
Затем производится вычисление коэффициента равномерности поступления товаров ( Кравн ):
                                         ( Кравн )=100 — g ,                                                             (7)
                                          Кравн = 100 – 5,4 = 94,6%.
Следовательно, поступление товаров в отчётном году было равномерным  на 94,6%. Чем ближе значение коэффициента равномерности к 100%, тем более равномерно организовано поступление товаров, тем меньше размер упущенной выгоды от возможных перебоев в продаже отдельных товаров.
Анализ поступления товаров проводят по торговому предприятию в целом, по отдельным товарным группам и товарам, а также в разрезе магазинов – получателей товаров.
ОАО «Белхозторг» имеет следующие данные о динамике поступления товаров (Таблица 7).
Структурное подразделение
Фактически за
Отклонение в динамике по поступлению товаров
Темпы роста поступления товаров в динамике, %
прошлый год
отчётный год
Магазин №1
2092,7
2718
+625
129,9
Магазин №2
1270
1542
+272
121,4
Магазин №3
749
822
+73
109,7
Таблица 7. Поступление товаров по ОАО «Белхозторг» за 2004 г. в действующих ценах, млн. р.
Примечание. Источник:   по данным аналитического учета ОАО « Белхозторг» по счету 41/2 «Товары в рознице» (приложение 6, 8).
ОАО «Белхозторг» обеспечило высокие темпы роста поступления товаров. Особенно высокие темпы роста достигнуты по магазину №1.
При анализе особое внимание уделяется также источникам поступления товаров. В условиях формирования рыночных отношений торговые организации получили большие права и возможности вовлечения в товарооборот дополнительных товарных ресурсов путём закупки товаров непосредственно у производителей и по импорту. В связи с этим возрастает значимость инициативы и предприимчивости торговых работников в изыскании дополнительных товарных ресурсов.
Для полного удовлетворения спроса населения ОАО «Белхозторг» необходимо проводить работу по наполнению магазинов товарами достаточного ассортимента. На 2005 г. Обществом  заключено 680 договоров с организациями разных форм собственности.
В соответствии с планом мероприятий ОАО «Белхозторг» по обеспечению выполнения показателей социально-экономического развития на 2005 г. предполагается обеспечить закуп товаров в объёме не менее 105% к ресурсам товаров 2004 г. и согласно заключенным договорам.
В 2004 г. получено товаров на сумму 13358 млн. р. от 449 поставщиков разных форм собственности. От 338 республиканских производителей получено товаров на сумму 10414 млн. р., что составляет 78% к общей сумме ресурсов, от 111 посредников, завезших товары из-за пределов республики, поступило товаров на сумму 2945 млн. р. или 22% от общей суммы.
По сравнению с прошлым годом поступление товаров отечественного производства снизилось на 2,7%.
Таким образом, в 2004 г. ОАО «Белхозторг» обеспечило высокие темпы роста поступления товаров. Однако поступление товаров было равномерным только на 94,6%. Это свидетельствует об имеющихся перебоях в продаже отдельных товаров. С целью недопущения таких перебоев организации необходимо организовать более строгий контроль над тем, как выполняются заявки и заказы магазинов (в соответствии с указанным объемом, ассортиментом), как соблюдается график завоза товаров, своевременно ли предоставляются заявки на склад.
Велика роль оперативного анализа в обеспечении постоянного наличия товаров достаточного ассортимента и бесперебойной торговли ими, в реализации товаров, что непосредственно влияет на эффективность использования товарных ресурсов. Оперативный анализ использования товарных ресурсов в магазине должен осуществляться  повседневно. В результате такого анализа, на основании данных оперативного учёта продажи товаров также можно получить сводную оперативную информацию о динамике товарооборота по торговой организации.
В настоящее время проведение такого анализа является трудоемким процессом в связи с нехваткой специалистов и отсутствием современных технических средств. В розничной торговле начинают применяться кассовые аппараты с автоматическим считыванием информации о товаре с ярлыков или упаковок  со штриховым кодом. Обработка экономической информации на ЭВМ  с использованием терминалов, микропроцессоров и других технических средств позволит получить информацию об остатках, поступлении, реализации и прочем выбытии товаров в самом подробном ассортименте, что значительно улучшит управление торговым процессом, и будет способствовать предупреждению завоза в розничную торговую сеть товаров, не пользующихся спросом покупателей.
             3.3 Анализ использования товарных ресурсов
Важным вопросом анализа является изучение эффективности использования товарных ресурсов. Основным показателем эффективности выступает объём товарооборота на рубль товарных ресурсов (Этов), который определяется по формуле:
                     
                                                                                       (8)
Этот показатель показывает, сколько рублей товарооборота приходится на каждый рубль товарных ресурсов. По магазину №1 ОАО «Белхозторг» данный показатель составил:
                             ,
                              .
Таким образом, эффективность использования товарных ресурсов в отчётном году оказалась выше прошлого года.
При анализе определяется также обратный показатель эффективности использования  товарных ресурсов, т.е. объём товарных ресурсов на 1 рубль товарооборота, а также частные показатели. К ним относится доля прочего выбытия товаров в товарных ресурсах или в объёме товарооборота.
Для анализа и оценки эффективности использования товарных ресурсов составляется таблица 8.
Таблица 8. Показатели эффективности использования товарных  ресурсов по магазину № 1 ОАО  «Белхозторг» за 2004 г., тыс. р.
Показатели
Фактически за
Отклонение в динамике
В % к прошлому году
Прошлый год
Отчётный год
1
2
3
4
5
1.Розничный товарооборот, тыс р.
2029609
2591243
+561634
127,67
2. Объём товарных ресурсов, тыс р.
2029705,2
2591246,6
+561541
127,66
3.Прочее выбытие товаров, тыс р.
96,21
3,61
-92,6
3,75
4. Объём товарооборота на 1 рубль товарных ресурсов, р.
0,99995
0,99999
0,00004
100
5. Объём товарных ресурсов на 1 рубль товарооборота, р.
1
1
-
-
6. Прочее выбытие товаров к объёму товарооборота, %
0,0047
0,0001
-0,0046
2,13
7. Прочее выбытие товаров к объёму товарных ресурсов, %
0,0047
0,0001
-0,0046
2,13
 Примечание. Источник: [14, с. 64, таблица 4], данные   синтетического учета ОАО «Белхозторг» по счетам 41/2 «Товары в рознице», 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» (приложение 6, 7).
Как видно из таблицы 8 эффективность использования товарных ресурсов по магазину №1 по сравнению с прошлым годом не изменилась. Доля прочего выбытия товаров в общем объёме  товарных ресурсов по сравнению с прошлым годом несколько снизилась, что с положительной стороны характеризует работу магазина №1 ОАО «Белхозторг».
Показатели оценки обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов, к сожалению, не находят отражения в практике  планирования, в учете и отчетности ОАО «Белхозторг», что отрицательно сказывается на результатах  его работы. Чтобы судить об эффективности деятельности организации, недостаточно использовать только один какой-то показатель. Для этого требуется система показателей, а для сопоставления их результатов – система критериев, способных достаточно полно и достоверно описать все стороны торговой и другой деятельности организации, соблюдая при этом принципы целенаправленности, достоверности, доступности, комплексности, которые обеспечивают определенный качественный уровень управления организацией.
    продолжение
--PAGE_BREAK--     3.4  Обобщение неиспользованных возможностей и                 экономическое обоснование прогнозных резервов  оптимизации       товарных ресурсов
После анализа товарных ресурсов в организации производится обобщение неиспользованных возможностей и обоснование прогнозных резервов оптимизации товарных ресурсов. Такими возможностями являются: предупреждение недостатков в торговой деятельности организации, более эффективного использования товарных ресурсов. По сравнению с прошлым годом объём товарооборота увеличился за счёт завышенных товарных запасов на начало года (+63 млн. р.), роста поступления товаров (+625 млн. р.). Увеличились возможности роста товарооборота в связи с уменьшением прочего выбытия товаров (+0,092 млн. р.). Если бы не было прочего выбытия товаров, то поступление в прошлом году возросло бы на 0,0046% (0,096/2092,7*100), а в отчётном году на 0,0001% (0,0036/2718*100). Розничный товарооборот в прошлом году увеличился бы на 0,0047% (0,096/2029,6*100), а в отчётном на 0,0001% (0,0036/2591*100).
Одновременно подсчитываются возможные резервы роста товарооборота, товарных ресурсов, имеющие реальный характер, и которые могут быть использованы в будущей торговой деятельности организации. На 2005 г. ОАО «Белхозторг» предполагается обеспечить закуп товаров в объёме не менее 105% к ресурсам 2004 г. Также организация  планирует в 2005 г. расширить деловые контакты с партнерами из стран ближнего зарубежья  с целью наполнения рынка товарами номенклатуры хозяйственного обихода, не производимыми в Республике Беларусь, изыскать невырабатываемых в республике и недостающих на внутреннем  рынке товаров на сумму 3 млрд.руб., принимать участие в ярмарках, проводимых в странах СНГ, поставить на экспорт товаров на сумму 300 млн. руб.
В целях привлечения покупателей ОАО «Белхозторг» целесообразно  обеспечить рекламу о наличии товаров и оказываемых услугах через собственный сайт в интернете, через средства массовой информации, выпуск собственных каталогов, проспектов, календарей, фирменных упаковочных материалов.
Для наиболее полного и глубокого изучения влияния факторов на результатный показатель используются приёмы множественной корреляции и регрессии. Множественный корреляционно-регрессионный анализ позволяет установить влияние многих факторов, действующих во взаимной связи друг с другом. При проведении такого анализа решаются две задачи:
1)  изучается теснота связи между анализируемыми показателями. Для этого рассчитываются коэффициент парной и частной корреляции, коэффициент множественной корреляции, Фишера, Стьюдента, множественной детерминации;
2)    количественно измеряется действие каждого фактора на результатный показатель, т.е. исследуется характер связи.
Для корреляционного анализа приняты к расчету следующие показатели по магазину №1 «Хозяйственные мелочи» ОАО «Белхозторг» за последние два года в разрезе отдельных месяцев:
           У – товарооборачиваемость (в днях оборота);
           Х1 – фактический розничный товарооборот (тыс. руб.);
           Х2 – удельный вес основной товарной группы в товарообороте (%);
           Х3 – выработка на 1 работника (тыс. руб.);
           Х4 – товарооборот на 1 м торговой площади (тыс. руб.).
При обработке на ПВЭМ (приложение 9), коэффициент детерминации получился равным 0,688. Это показывает, что связь между показателями высокая, т.е. на товарооборачиваемость повлияло 68,8 % от всех факторов.
           Основная задача корреляционно-регрессионного анализа – построение регрессионной модели. Это позволяет количественно измерить влияние всех основных факторов на результатный показатель, подсказать значение функции, что в конечном итоге способствует оптимальному управлению.  Уравнение многофакторной регрессионной модели имеет вид:
             
      У = 97,567 – 2,246х1 + 0,4004х2 + 14,593х3 + 1545,894х4
Таким образом, если объём розничного товарооборота возрастал на 1 тыс. р., то товарооборачиваемость снижалась на 2,246. При увеличении удельного веса основной товарной группы в товарообороте на 1% товарооборачиваемость увеличивалась на 0,4004. При росте выработки на 1 торгового работника на 1 тыс. р. товарооборачиваемость увеличивалась на 14,593. Увеличение выработки на 1 м2 торговой площади способствовало увеличению товарооборачиваемости на 1545,894.
Сравнение рассчитанных на основе регрессионного анализа значений результатного показателя  с факторами позволяет выявить резервы повышения эффективности хозяйствования. Результаты корреляционно-регрессионного анализа могут быть использованы как в повседневной работе, так и при разработке прогнозов тактического и стратегического характера.       
         3.5 Разработка рекомендаций  по компьютеризации  учёта и
анализа товарных ресурсов
         В настоящее время быстрыми темпами развивается внедрение современных технологий во все отрасли народного хозяйства Республики Беларусь. Расширяется использование персональных компьютеров, создаются специальные пакеты программ для уменьшения затрат времени и труда при обработке информации. Отрасль торговли не является исключением. В частности растет процент механизации работы бухгалтеров и экономистов, появляется новое программное обеспечение. Сегодня практически на всех торговых предприятиях установлены персональные компьютеры. Их применение значительно упрощает работу бухгалтера, сокращает затраты времени на обработку первичной  документации и сводных данных, ускоряет расчеты.
           Ускоренное продвижение товаров в торговую сеть способствует росту товарооборота и снижению текущих  расходов. Автоматизация учета товаров будет способствовать более точному учету движения товаров, оптимизировать товарные запасы, росту товарооборота.
В розничной торговле начинают применяться кассовые аппараты с автоматическим считыванием  информации о товаре с ярлыков или упаковок со штриховым кодом.
Обработка экономической информации на ЭВМ  с использованием терминалов, микропроцессоров и других технических средств позволяет получить информацию об остатках, поступлении, реализации и прочем выбытии товаров в самом подробном ассортименте, что улучшает управление торговым процессом и предупреждает завоз в розничную торговую сеть товаров, не пользующихся спросом покупателей. ЭВМ автоматически контролирует выполнение поставщиками договоров поставки товаров в развёрнутом ассортименте, помогает изучать удовлетворение покупательского спроса и проводит другой анализ, который невозможно вести вручную или с использованием простейшей вычислительной техники.
Что касается товарного учета, то внедрение автоматизированной технологии требует 100%- ной маркировки товара. Главная цепочка движения товара может быть представлена так:  закупка у поставщика – оприходование на склад – передача в торговый зал – продажа покупателю. С внедрением автоматизированной системы управления сама цепочка не изменится, просто технология процесса и управления будет другой.
При компьютеризации учета товаров на экране дисплея можно получить экспресс-граммы запасов ходовых и неходовых товаров и др. Экспресс-граммы позволят четко контролировать остатки товаров на торговых предприятиях, помогают определять и изучать причины выявленных отклонений, а главное – принимать меры по улучшению товароснабжения, оптимизации товарных запасов.
Применение комплексной автоматизации дает возможность повысить аналитичность учета, вести его в масштабе реального времени, дифференцировать отчетные показатели в зависимости от вида и уровня принимаемых решений, оперативно и гибко реагировать на изменяющиеся условия хозяйственной и другой деятельности предприятия, открывает новые пути для разработки и внедрения более эффективной технологии обработки данных.
В современных условиях руководству ОАО «Белхозторг» приходится постепенно принимать важные управленческие решения, направленные на повышение прибыльности и укрепления финансовой стабильности своего предприятия.  На этапе подготовки таких решений необходимо располагать всесторонней информацией о финансово-хозяйственной деятельности организации.
            На отечественном рынке программ имеется достаточно большое количество предложений по автоматизации финансово-экономической деятельности. Лидерами среди разработчиков комплексных систем автоматизации бухгалтерского учета, эксплуатируемых на предприятиях Республики Беларусь, являются такие фирмы, как: «1С» (Москва), «TopSoft» (Минск), «Интеллект-Сервис» (Москва), «Золотые программы» (Минск). Ситуация на рынке финансово-экономического программного обеспечения отличается динамичностью. Ежегодно разрабатываются принципиально новые версии программ, пересматривается классификация программного обеспечения. Ускорение развития автоматизации всех сфер человеческой деятельности объясняется как возрастающими потребностями общества, так и высокими темпами эволюции вычислительной техники.
В ОАО «Белхозторг» учет товарных ресурсов  ведется с помощью программы, разработанной индивидуальным разработчиком из отдела АСУ ОАО «Белхозторг».
Проверенные товаросопроводительные и прочие товарные документы передаются в машинописное бюро, где данные из них заносятся в АРМ «Учет товаров» (приложение N).  На основании внесенных данных  формируется накопительная ведомость прихода, в которой находят отражение фактически все те же данные, что и в товарном отчете, составляемом в магазинах (приложение Х).
Также положительным моментом, на наш взгляд, является формирование АРМом «Учет товарных операций» разнообразных отчетных форм по движению товарных запасов: товарные отчеты по  пятидневкам,  товарные отчеты в разрезе структурных подразделений (приложение 10). Это дает возможность организации получать оперативную информацию по движению товарных запасов, необходимую для анализа и разработки мероприятий по оптимизации товарных запасов на складах и в торговых залах.
Однако данная программа имеет ряд недостатков: вводимая информация за истекшие периоды закрывается в базы архивов программистом без предварительного уведомления бухгалтера. Многие данные зарезервированы и не выдаются без ведома программиста.  Так, например, невозможно обобщить компьютерную информацию по движению товарных ресурсов по магазинам за год. Данные можно получить только лишь за текущий месяц. За получением указанных сведений необходимо обращаться к программисту для открытия архивных баз данных. Кроме того, в программе не предусмотрен вывод данных для составления журналов-ордеров. Создается впечатление, что основным пользователем программы по учету товаров является не бухгалтер, а программист.
           Исходя из вышесказанного, чтобы полностью автоматизировать учет товарных операций на ОАО «Белхозторг» можно рекомендовать установить  в бухгалтерии специализированную бухгалтерскую программу «1С: Предприятие, версия 7.7». Это универсальная программа нового поколения, которая может использоваться на предприятиях и в организациях различных видов деятельности. Эта программа рекомендована по нескольким причинам:
         — продукты «1С» весьма распространены, хорошо методически проработаны;
         — системы эксплуатируются на многих предприятиях, лучше отлажены, значит, в них меньше ошибок;
  — белорусские программисты оперативно отслеживают изменения законодательства и вносят соответствующие изменения в программу, рассылают обновления.
            «1С: Предприятие 7.7» — это инструментальная система, представляющая собой совокупность механизмов, предназначенных для манипуляции различными типами объектов предметной области. Набор всех возможных функций, алгоритмы расчетов определяет конфигурация. Она является открытой и доступной для внесения в нее любых изменений. Благодаря конфигурируемости системы решаются основные задачи, связанные с настройкой каждого модуля на выполнение определяющих функций учета. В системе имеется возможность многократной работы с одним и тем же документов нескольких учетных работников, каждый из которых отвечает за определенную часть работы.
            Программа «1С: Предприятие 7.7» имеет гибкие возможности учета:
-  ведение многоуровневого  синтетического и аналитического учета применительно к особенностям  предприятия;
           -  ведение количественного и валютного учета;
— изменение и дополнение плана счетов, форм первичных документов;
— формирование и печать учетных регистров по синтетическому и аналитическому учету, первичных документов и всей необходимой отчетности:
  — формирование отчетов с отбором по нескольким выбранным значениям справочников, документов, счетов и т.д.;
-       вывод отрицательных значений красным цветом; экспорт печатных форм в формат MS Exsel и HTML;
Основой технологии ведения учета в программе « 1С: Предприятие 7.7» выступает автоматизированное формирование первичных учетных документов с одновременной автоматической регистрацией операций и составлением проводок. Это заметно сокращает время на выполнение, регистрацию операций и составление бухгалтерских записей.
            После расчета итогов программа формирует различные ведомости:
            — сводные проводки;
            — оборотно-сальдовую ведомость (приложение 11);
            — карточка счета (приложение 12);
            — карточка счета по одному объекту аналитического учета;
            — анализ счета (аналог главной книги) (приложение 13);
            — анализ счета по датам;
            — анализ счета по объектам аналитического учета;
            — анализ объекта аналитического учета по всем счетам;
            - карточка объекта аналитического учета по всем счетам;
            — журнал-ордер;
            — обороты счета.
           Среди специализированных, формирующихся для отражения товарооборота, можно выделить «Отчет о движении документа» (отгрузка товаров, продукции; счет на оплату; поступление товаров за плату). Сюда же относятся: «Регистр информации о движении приобретенных товаров», «Регистр учета стоимости товаров, списанных в отчетном году», «Анализ состояния налогового учета», «Движение товаров по складам» и др.
           Рассмотрим автоматизацию учета по счету 41-2 «Товары в розничной торговле». В целом к счету привязан один вид субконто «Номенклатура», которому соответствует многоуровневый справочник «Номенклатура», предназначенный для хранения информации о товарной номенклатуре предприятия. Поскольку данный вид субконто установлен для счета в целом, то соответственно по данному аналитическому разрезу ведется на субсчетах счета 41 «Товары».
          На субсчете 41-2 «Товары в розничной торговле» добавляется еще один вид субконто – «Места хранения» для ведения аналитического учета запасов на складах предприятия. Этому виду субконто соответствует справочник «Места хранения МПЗ», содержащий сведения о складах предприятия.
           На субсчете 41-2 «Товары в розничной торговле» по второму субконто («Места хранения») учет ведется только в натуральном выражении, в то время как по субконто вида «Номенклатура» учет ведется как в стоимостном, так и натуральном выражении. То есть, при такой настройке из бухгалтерского учета можно получить информацию о стоимости и количестве материальных запасов в целом по предприятию, а по каждому отдельному складу — только в количественном выражении.
           Для обеспечения ведения на счете аналитического учета в разрезе номенклатуры необходимо занести в справочник «Номенклатура» сведения о товарах.
           Для ввода (редактирования) элементов справочника в типовой конфигурации предусмотрена специальная диалоговая форма (меню: «Справочники – Номенклатура»).
            Реквизит «Тип» определяет тип номенклатурной единицы. Значением этого реквизита может быть одно из значений, задаваемых в перечислении «Типы номенклатуры»: товар; продукция; услуга; работы.
            В реквизите «Наименование» указывается наименование товара согласно документам поставщика, или используя принятые в организации наименования товаров. Указанное здесь наименование будет в последствии выводиться во всех первичных документах, оформляемых в программе при движении товара (продаже, передаче, возврате).
           В реквизите «Тип товара» указывается тип товара, путем выбора значения перечисления: собственный; на комиссии; тара.
           В реквизите «Учетная (покупная) цена» указывается покупная цена товара, сформированная по правилам бухгалтерского учета. Для организации розничной торговли – сумма фактических расходов по приобретению с учетом всех налогов.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.