Реферат по предмету "Социология"


Призрение сирот на Руси

Содержание
 
Введение
1. История развитиясоциальной помощи в России
2. Идея призрениядетей-сирот на Руси
Заключение
Список литературы
 

Введение
 
Актуальность нашего исследованияобъясняется тем, что проблема сиротства и беспризорности детей особенно острообозначилась в России в последнее десятилетие. Экономический кризис, развалпрежде существовавших систем социального обеспечения, несовершенствозаконодательства привели к росту количества детей, нуждающихся в особомвнимании общества и государства. Формирующая система социальной профилактикисегодня остро нуждается в средствах, позволяющих накоплять и распространятьуспешный опыт в этой сфере. Данная работа освещает такую проблему, как историяпризрения детского сиротства.
Необходимость социально-психологического сопровождениядетей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, очевиднакаждому, кто заинтересован в судьбе ребенка, так как за последние годы в Россиипостоянно увеличивается число несовершеннолетних разного возраста, оставшихсябез попечения родителей и автоматически переходящих в разряд бродяг-попрошаек ипреступников. Поиск путей решения этой проблемы – злободневная задача многихгосударственных учреждений. Ежегодно ведется поиск новых эффективных форм итехнологий в работе с данной категорией детей. В общей системе профилактикисоциального сиротства и детской безнадзорности все большее место занимаетдеятельность специализированных детских реабилитационных учреждений, таких, каксоциальные приюты, центры социальной помощи детям. Причины попадания детей вразличные реабилитационные учреждения разнообразные, но все они имеют широкийспектр социально-психологических деформаций.
Для того чтобы решить проблемы детскогосиротства на современном этапе, необходимо вернуться к истории призрениядетей-сирот на Руси, ознакомиться с опытом социальной работы в истории развитияданной проблемы. Это и является основной целью данной работы.

1. История развития социальной помощи в России
 
Милосердие, способность ксостраданию, сопереживанию присущи нашему народу. Социальная помощь нуждающимсяв России имеет давние традиции. Первые попытки призрения бедных предпринималисьеще в XIV-XV вв., нуждающихся поддерживали прежде всего церкви и монастыри. ВXVII в. начали формироваться основы государственной социальной политики: всоответствии с царскими указами за счет казны создавались дома призрения ибогадельни для детей бедняков, где они могли получить знания и обучитьсяремеслам; ассигновывались средства на выдачу пособий, пенсий, земельных наделовнуждающимся. В 1682 г. был принят «Приговор», или решение церковногоСобора о призрении больных и нищих. (8, С.123)
Важное значения для становлениягосударственной системы социальной защиты имели указы Петра I «Обопределении в домовыя Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных ипрестарелых» (1701 г.) и «Об учреждении во всех Губернияхгошпиталей» (1712 г.), в котором, в частности, предписывалось «повсем губерниям учинить гошпитали для самых увечных, таких, которые ничемработать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелым; также прием незазрительнойи прокормление младенцам, которые не от законных жен рождены».
Благотворительностьюактивно занималась Лютеранская Церковь в России. Помимо чисто богослужебнойпрактики, в ее ведении находились первоклассные учебные заведения, больницы,дома престарелых, культурные и образовательные общества. Следует подчеркнуть,что плодами деятельности этих учреждений пользовались люди различных конфессий.
Особую роль в укреплениисистемы социальной поддержки сыграла Екатерина II. При ней были созданы домапризрения для бедных в Гатчине, богадельни для питомцев Воспитательного дома,повивальный институт с родильным отделением для неимущих женщин с присвоениемим статуса государственных. В 1764 г. было создано одно из первыхблаготворительных обществ в России — Общество воспитания благородных девиц. В 1775 г. впервые в истории России законодательным путем устанавливалась система общественногопризрения «для всех гражданских сословий». На губернские органыуправления возлагалась обязанность организовывать и содержать народные школы,сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимых больных,дома для умалишенных, работные смирительные дома. Поначалу эти учрежденияфинансировались из государственной казны. Позднее было принято решение оботчислении на их содержание части средств из доходов городов. Города, селения,общества и частные лица наделялись правом устраивать по своей инициативе домапризрения на общее благо.
В 1797 г. Павел I подписал Указ о назначении своей супруги, Марии Федоровны, руководителем всех социальныхучреждений. С ее именем связан важный этап в развитии отечественногоблаготворения. (8, с.141)
Середина XIX в. отмеченапоисками нетрадиционных для нашей страны подходов к организации социальнойпомощи. Так, общество посещения бедных в Санкт-Петербурге, созданное в 1846 г. по инициативе князя В.Ф.Одоевского, привлекало людей к помощи нуждающимся, с одной стороны,на трудовых началах, с другой — обращаясь к чувству общественного долга. Втораяполовина 60-х годов связана с расширением меценатства и благотворительности.Возникающие благотворительные общества и фонды пытались объединить вокруг себялюдей, не согласных с существующим распределением материальных ценностей и социальнымрасслоением. Стали появляться организации, объединявшие людей по местужительства, уровню образования, виду трудовой деятельности (Общество женскоготруда, Общество дешевых квартир и др.). Особое развитие получили воскресныенародные школы, где обучение было бесплатным, а труд учителей — безвозмездным.Основной причиной бедности их организаторы считали невежество, неграмотностьмасс, поэтому социальную помощь ограничивали рамками просвещения. Однако ихусилия не могли радикально изменить социальное самочувствие широких масс.
До 1912 г. государственное пенсионное обеспечение в России охватывало только военнослужащих ичиновников. С принятием же страхового закона оно распространилось и на 2,5 млн.рабочих и служащих, занятых в фабрично-заводской и горной промышленности. (6,с.215)
Упомянем и о заботе обинвалидах. Уже при царе Федоре Алексеевиче (старшем брате будущего ПетраПервого) в 1682 г. в Москве возникли две богадельни, к концу века их сталооколо десяти, а к 1718 г. при Петре уже 90 с 400 «призреваемыми». Вих числе знаменитая Матросская Тишина на Яузе.
Екатерина Великая в 1775 г. учредила приказы общественного призрения (прообразы комитетов соцзащиты), но и частые лицапри этом поощрялись за устройство благотворительных заведений. Затем возниклоВедомство учреждений императрицы Марии, а ее сын Александр 1 основалИмператорское человеколюбивое общество. Тогда же графом Шереметевым был построенСтранноприимный дом с больницей для сирых и убогих (ныне знаменитый Институтскорой помощи им. Склифосовского).
Также при Александре 1,не получив ожидаемой поддержки на родине у Наполеона, в Петербург приехалдоктор Гаюи, радениями которого здесь был основан первый в России институт дляслепых. Это было до Отечественной войны 1812 года, а годом позже после ее завершенияв столице благодаря издателю П. Пезаровиусу появилась газета «Русскийинвалид», уделявшая внимание прежде всего ветеранам и издававшаяся вплотьдо Октябрьской революции. В Крымской, Русско-Турецкой и Русско-Японской войнахстали возникать общины сестер милосердия.
У истоков первой из нихКрестовоздвиженской стояли великая княгиня Елена Павловна и знаменитый хирургПирогов. Впоследствие многие из них перешли к Обществу Красного Креста.
В 80-ых годах помещицаАнна Адлер устроила типографию для слепых, в которой в 1885 г. была напечатана шрифтом Брайля первая книга на русском языке. К началу ХХ века в России ужесуществовало несколько десятков школ для слепых, тогда же родился журнал«Слепец».

2. Идея призрения детей-сирот на Руси
Социальное сиротство представляет собой сложную проблему,включающую как вопросы материального обеспечения условий жизнедеятельностидетей-сирот, так и социально-психологические вопросы формирования их личности.
Идея призрения детей-сирот возникла и развивалась на Русивместе с торжеством христианского учения в период оформления феодального строя(с 988 г.). Забота о сиротах в те времена возлагалась на князей и церковь. Онасводилась, в основном, к подаче милостыни и кормлению сирот и рассматриваласькак «богоугодная акция». Так, князь Владимир I возложил призрение за детьми-сиротами на духовенство (996 г.), в то же время и сам заботился о них, раздавая великую милостыню.(1, с.54)
Во времена «Русской правды» (1072 г.), основного закона древнерусского государства, заботу о сиротах проявляли князь ЯрославМудрый и его сыновья (Ярославичи). Великий князь Ярослав даже учредил училищедля сирот, где призревались и обучались на его средства 300 юношей.
Особенно заботился о сиротах внук Ярослава Мудрого — князь ВладимирМономах, который оставил для наших потомков замечательныйлитературно-педагогический памятник XII в. «Поучение Владимира Мономаха детям». Детям он завещал защищать сиротуи учил: «Всего же паче убогих не забивайте, но… по силе кормите, снабдите сироту».Большое внимание он уделял религиозному воспитанию детей-сирот, любви кближнему, страждущему, формированию других нравственных качеств,соответствующих христианской морали и канонам русской православной церкви.(1, с.13)
В царствование Ивана Грозного призрение детей-сирот ужевходило в круг задач государственных органов управления, так называемыхприказов. В частности сиротскими домами ведал церковный патриарший приказ.
Оказывалась помощь бедным и сиротам во времена правленияБориса Годунова (1598—1605), Василия Шуйского (1606—1610), Алексея Михайловича(1646—1676), особенно в периоды народных бедствий и в неурожайные годы.
При Алексее Михайловиче дальнейшее развитие получила идеяпостепенного сосредоточения призрения в руках гражданской власти.
В середине XVIIвека были созданы приказы общественного призрения, ведавшие делами «сирых иубогих», а также сирот. А патриарх Никон получил от царя право принимать от нихпрошения и делать по ним представления царю.(5, с.76)
В 1682 г. был подготовлен проект указа, который впервые ставил вопрос оботкрытии специальных домов для нищих детей (безродных сирот), где их обучалиграмоте и ремеслам, наукам, которые «во всяких случаях нужны и потребны».Именно этот проект (о безродных нищих детях) завершил эпоху зарождения идеигосударственного призрения, в основе которой лежали «нужды государства и заботао пользе населения».(1, с.69)
Нехватка рабочих рук объясняла отношение к ребенку-сироте икак к будущему работнику. Поэтому государство отдавало беспризорных детей какчастным лицам, так и церковным учреждениям, позволяя им пользоваться бесплатнымтрудом своих воспитанников. Подобного рода закабаление было наиболеепримитивной формой заботы общества и государства о малолетних. А оставшийся безродителей ребенок «бил челом во двор к лицу, согласившемуся взять его к себе»,чем обеспечивал себе пропитание. Такая система устройства существовала долго —до конца XVIII века. Так, городские наказы 1767 г. позволяли удовлетворять ходатайство купцов закреплять за ними сирот и «нищенских» детей.
Первые специальные государственные учреждения для детей-сиротбыли открыты в XVIII веке. Так, в1706 году Новгородский митрополит Иов построил за собственный счет приХолмоно-Успенском монастыре воспитательныйдом для незаконнорожденных ивсяких подкидных младенцев». Один из первых в истории крупных воспитательныхдомов для подкидышей был открыт в Италии Миланским архиепископом в 787 г. Поэтому митрополит Иов в практике воспитания беспризорных детей опирался на международныйопыт. В дальнейшем воспитательные дома возникали и при других монастырях ицерквах. Строились тогда и богадельни, где наряду со взрослыми содержалисьбезродные, бездомные дети.
Дальнейшее развитие сиротские детские учреждения получили приПетре I, который 4 ноября 1715 г. издал указ, предписывавший устраивать в Москве и других городах России госпитали длянезаконнорожденных детей. Причем практиковался «тайный принос» младенцев черезокно, «дабы приносимых лиц не было видно». Такой способ подкидывания детей, при котором женщина-мать оставаласьнеизвестной, практиковался и в Европе. Устраивались «сиропитательницы» или«гошпитали» возле церковных оград. В Москве они делались каменными, в другихгородах деревянными.(11, с.12)
Содержались госпитали частично за счет городских доходов, атакже пожертвований частных лиц и церкви. Последняя, согласно Указу СвятогоСинода от 29 июня 1723 г., особо охраняла часть «церковного кошельковогосбора», а также всю прибыль от продажи свечей для устройства госпиталей. Каждыйтакой госпиталь вверялся надзирательнице, в обязанность которой входили уход инадзор за воспитанием призреваемых детей, когда же они подрастали, их отдавалив учение мастерству (мальчики) или в услужение в семьи (в основном, девочки).
Не оставлял без внимания Петр I и незаконнорожденных детей, некоторая часть из которых имелавозможность получить материальную поддержку от своего отца, что уменьшалоколичество подкидываний «со стороны матерей».(11, с.20)
Детей из воспитательных домов, помимо передачи в учение кмастеру или услужение в семьи, раздавали также по деревням в крестьянскиесемьи. Причем практиковалась эта форма воспитания детей-сирот все шире,особенно в конце XVIII — начале XIX вв. В случае заболевания воспитанников(получения увечий, помешательства), последние могли возвратиться в приюты, какв родительские дома.
Петр Iначал борьбу и с нищенством как массовым общественным явлением, которое такжепорождало рост числа бездомных детей. В числе нищенствующих находились ипросящие подаяние дети. В 1712 г. он повелевает «нищим по миру по Москве мужскаи женска полу и ребятам и старцам и старицам милостыни не просить и по мостамне сидеть». Мало того, по Указу от 20 июня 1718 г. велено было «малолетних нищих и ребят, бив батоги, посылать на суконный двор и к прочиммануфактурам». Процесс роста суконного производства и мануфактур требовалрабочих рук, потому их владельцам было выгодно использовать дешевый трудмалолетних детей из числа беспризорных и детей-сирот. В то же время это былоосновным их средством выживания и пропитания, получения профессии.(12, с.34)
Еще в царствование Петра I существующие госпитали и богадельни, где также находилисьдети-сироты, были переполнены. Отсюда по отношению к безродным детям состоялосьраспоряжение, чтобы их раздавать на воспитание с вечным за воспитателямизакреплением, а достигших 10 лет определять в матросы.
Таким образом, Петр I предпринял некоторые шаги пореформированию дела призрения детей-сирот и бездомных детей. Он стремился и вэту область ввести определенную систему сочетания государственной заботы одетях-сиротах с общественной, а также проявление личного милосердия. Вместе стем, реформаторская деятельность Петра I в области призрения не изменила характер общественногопризрения на местах. Оно по-прежнему возлагалось на сельские общины, помещиков,монастыри, а не на приходы, хотя и последние не оставались в стороне.

Заключение
благотворительностьпризрение сирота социальная помощь
Даная работа посвященаистории развития призрения детского сиротства в России. На протяжении всейистории развития идеи призрения детей-сирот остается одна наиважнейшая проблема– потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненнымзатруднением ребенка. Как было изучено, проблема сиротства существовала напротяжении все истории, идее призрения детей-сирот всегда уделялось должноевнимание со стороны государства.
Раннее социальноесиротство — это сложное социальное явление, ставшее чрезвычайно актуальным вРоссии в наши дни, в период вступления страны в период глобального и резкогосоциального сдвига. Старая система государственной социальной защиты исодержания сирот, направленная на «лечение» последствий не только не приводит куменьшению их числа, но и порождает крайне негативные последствия.
Так же сформулируем предложения по реформированию системысоциальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Намипредлагается структура Федеральной службы усыновления и опекунства детей-сирот,которая финансируется государством через местные, региональные и федеральныеструктуры власти, а также из других привлекаемые источников. По нашему мнениютакая служба должна иметь большие перспективы.

Список литературы
1. Ерошкин Н.П.История государственных учреждений дореволюционной России. – М: 1983. – 150с.
2. Ляшенко А.И.Организация и управление социальной работы в России. – М: 1999. – 85 с.
3. Настольная книгаспециалиста. Социальная работа с детьми и подростками. М: — 2000. – 110 с.
4. Панов А.М.Социальная работа в России: состояние и перспективы. // Социальная работа. – М:2002. – Вып. 6.
5. Рыбинский Е.М.Управление системной социальной защиты детства. М.: 2004. С.20.
6. Словарь –справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой – М: Изд. Юрист,2001 – 472с.
7. Сосин М.Я.,Дыскин А.А. Ребенок в семье и обществе. – М: 2000.-130 с.
8. Социальнаяработа: Учебное пособие. — 2-е изд. -Ростов — на Дону: Феникс, 2003. с.219.
9. Ткач. Н. Детская безнадзорностьи беспризорность, как один фактор национальной безопасности России. Социальное обеспечение.№1,М.: 2002, с.18.
10.  Энциклопедия социальной работы. В 3т. Т. 3.: Пер. с англ. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. – 368 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.