Реферат по предмету "Социология"


Предмет и объект социально-экономической статистики

Предмет и объектсоциально-экономической статистики

 
Введение
 
По мере развития общества учетно-статистическиеработы становились глубже по содержанию, шире по кругу обследуемых объектов исовершеннее по применяемым правилам.
В период становления капитализма значительновозросла потребность в статистической информации о размерах и размещениипромышленных и сельскохозяйственных предприятий, объемах производства и рынкахсбыта товаров, рынках труда, сырьевых ресурсов и т.д.
Расширение и усложнение учетно-статистических работ,охватывавших массовые явления на обширных территориях, требовало установленияобщих правил обработки и анализа массовых числовых данных. Созреваланеобходимость в теоретическом осмыслении и обобщении статистической практики.Накопленные фактические материалы служили хорошей исходной базой для созданиястатистической теории. Все это в комплексе привело к зарождению во второйполовине XVII в. научной статистики,которая стала развиваться по двум направлениям.
Первое направлениевозникло в Германии и известно какгосударствоведение, или описательнаяшкола статистики.Второе направлениеразвития статистической науки возникло в Англии и известно как школа политическойарифметики. В школе политической арифметики выделялись два основныхнаправления:
· демографическое(основанноеД. Граунтом, Э. Галлеем), в рамках которого изучалисьзакономерности воспроизводства населения, были составлены для страхового делатаблицы смертности с определением вероятности дожития до определенноговозраста;
· статистико-экономическое(основанное У. Петти), уделявшее главное внимание методамколичественного анализа хозяйственных процессов.

1. Социально-экономическая статистика
 
Термин «статистика» (происходит от латинскогослова status — состояние, положение вещей) употреблялся в значении«политическое состояние», отсюда итальянское stato — государство и statista —знаток государств. В научную литературу это слово вошло в XVIII в. и вначалепонималось как «государствоведение». Но статистическая наука возникла ещераньше, в середине XVII в., в ответ на потребность государства иметь сводные,обобщенные по странам данные о наличии ресурсов для ведения производства,торговли, организации межгосударственных отношений и др. В этот периодстатистика называлась политической арифметикой. Это была наука, в которойсочетались начала политической экономии и статистики. Ее родоначальником быланглийский ученый У. Петти. В первой половине XIX в. в работах А. Кетле и егопоследователей была сделана попытка представить статистику как науку озакономерностях общественных явлений. Однако эти закономерности рассматривалисьметафизически. Законы общества отождествлялись с законами природы («социальнаяфизика» А. Кетле). Затем в статистике получила распространение формалистическаятрактовка предмета статистической науки, сводящая его к количественнымотношениям в отрыве от качественного содержания явлений.
Большой вклад в статистическую практику и наукувнесли русские ученые и общественные деятели. В трудах М.В. Ломоносова, И.К.Кирилова, В.Н. Татищева, а позднее и К.И. Арсеньева получили развитие идеикомплексного экономико-статистического описания страны. А.Н. Радищевсформулировал ценные предложения в области судебной статистики. В работах Д.П.Журавского показана роль группировок в статистике, предложена системастатистических показателей для изучения общественной жизни. История статистикиизложена в работах Ю.Э. Янсона. П.Л. Чебышев и его ученики сформулировалиматематическую базу для научно обоснованного применения выборочного метода.А.А. Чупров занимался методами установления зависимости между явлениями, разрабатывалтеоретические основы математической статистики.
В настоящее время статистика(социально-экономическая статистика) — это общественная наука, которая изучаетзакономерности формирования и изменения количественных отношений общественныхявлений, рассматриваемых в непосредственной связи с их качественнымсодержанием.
Социально-экономическая статистика, или статистика,— это: 1) отрасль знаний — наука, представляющая собой сложную и разветвленнуюсистему научных дисциплин (разделов), обладающих определенной спецификой иизучающих количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывнойсвязи с их качественной стороной; 2) отрасль практической деятельности — сбор,обработка, анализ и публикация массовых данных о явлениях и процессахобщественной жизни; 3) совокупность цифровых сведений, характеризующихсостояние массовых явлений и процессов общественной жизни или их совокупность;
4) отрасль статистики, использующая методыматематической статистики для изучения социально-экономических процессов иявлений.
 
1.1 Показатели СЭС
 
Социально-экономическаястатистика представляет собой научную дисциплину, которая занимается изучениемколичественных характеристик массовых явлений и процессов в экономике исоциальной сфере. Данные социально-экономической статистики обеспечиваютсистематическое количественное описание различных экономических и социальныхпроцессов, происходящих в обществе. Эта дисциплина включает в себя такиеразделы, как социально-демографическая статистика, статистика уровня жизнинаселения, статистика труда и занятости, статистика цен, статистика инвестиций,статистика национального богатства, статистика различных отраслей (транспорта,строительства, населения, сельского хозяйства и т. д.).
Всоциально-экономической статистике используются следующие показатели:
• показатели динамики цен;
• показатели объема и себестоимостипроизведенной продукции;
• показатели численности и составанаселения;
• показатели уровня жизни населения;
• показатели доходов и расходовнаселения;
• показатели трудовых, материальных ифинансовых ресурсов;
• показатели производительности иоплаты труда;
• показатели наличия основных иоборотных фондов;
• макроэкономические показатели.
Вышеперечисленныепоказатели рассчитываются различными методами с помощью инструментов общейтеории статистики. Важным условием в статистической методологии выступаетобеспечение сравнимости данных во времени и пространстве и в международномплане.
 
1.2 ЗадачиСЭС
 
Основнымизадачами социально-экономической статистики являются:
• предоставлениесведений, необходимых государственным органам управления для принятиясоответствующих решений в области формирования социально-экономической политикии государственных программ;
• информированиевсех заинтересованных лиц и учреждений о состоянии экономики и социальной сферыгосударства и групп населения;
• предоставлениеданных о результатах социально-экономического развития странынаучно-исследовательским учреждениям, общественно-политическим организациям.
Перечисленныезадачи социально-экономической статистики находятся в тесном взаимодействии среализацией программы социально-экономического развития страны. В современнойсоциально-экономической статистике важное значение придают показателямэкономической конъюнктуры, отражающим изменения объема производства валовоговнутреннего продукта (ВВП) в зависимости от увеличения или уменьшения уровняиспользования мощностей и, как следствие, изменение потребительского спроса.Показатели экономического роста свидетельствуют об изменении объемапроизводства ВВП в результате повышения производственных мощностей, привлеченияинвестиций, повышение производительности труда.
Помимовышеперечисленных важной задачей социально-экономической статистики являютсяанализ государственного бюджета, исследование его структуры, динамики,источников формирования и направлений расходования. В связи с этим используютсяразличные абсолютные и относительные показатели, в том числе показательотношения дефицита государственного бюджета к ВВП для оценки эффективностифискальной и денежной политики. Другая не менее важная задача – этоисследование факторов, влияющих на норму сбережений. В качестве таких фактороввыступают размер ставки банковского процента, размер располагаемого дохода,доходность депозитов и т. п.
В настоящеевремя в России активно развиваются внешнеэкономические связи, поэтому возникаетповышенная заинтересованность в надежных статистических данных о внешнейторговле, в проведении статистического наблюдения за валютными курсами, ванализе факторов, влияющих на динамику курса валют.
Следующейважной задачей социально-экономической статистики является анализ деятельностиденежного и фондового рынков и их воздействия на становление различныхмакроэкономических показателей.
В связи сэтим статистические органы обязаны, опираясь на взаимосвязанную системустатистических показателей, всесторонне и в полной мере характеризующуюотношения между социально-экономическими явлениями, собирать, обрабатывать ипредоставлять для дальнейшего анализа всю необходимую информацию для формированияполитики и принятия управленческих решений в сфере экономики и социальной жизниобщества. Изучение трудовых, материальных и финансовых ресурсов страны – ещеодна важная задача социально-экономической статистики, которая решается спомощью системы национальных счетов методом составления баланса активов ипассивов.
Наблюдениеза состоянием окружающей среды и проведение ее мониторинга также входит вобязанности статистических органов, которые должны осуществлять контроль заистощением запасов природных ископаемых и предоставлять необходимую информациюо состоянии природных ресурсов и условиях их потребления.

2. Объект СЭС
 
Каждая наука имеет свой объект, предмет иметодологию познания реального мира. Объект науки – это явленияреального мира, на которые наука распространяет свое познание. Предмет наукисоставляет тот специфический для данной науки круг вопросов, которые подлежатисследованию при изучении наукой своего объекта познания. Принципы, методы иприемы изучения предмета науки образуют методологию этой науки.
Объектом изучения социально-экономической статистикиявляется общество во всем многообразии его форм и проявлений. Это связываетсоциально-экономическую статистику со всеми другими науками, изучающимиобщество, протекающие в нем процессы закономерности его развития, — сполитической экономией, экономикой промышленности, сельского хозяйства,социологией и др. В этом общем для всех общественных наук объекте каждая из нихнаходит свой специфический аспект изучения — какие-либо характерные существенныесвойства, стороны, отношения явлений общественной жизни, определенные сферыдеятельности людей и т.п.
Но имеют ли общественные явления такие свойства,такую сторону, которая могла бы изучаться только социально-экономическойстатистикой и, следовательно, составить предмет познания статистической науки?Ответ на этот вопрос очень не прост. На протяжении всей истории развитиясоциально-экономической статистики по этому вопросу возникали и поныневозникают споры. Как отмечалось в гл. 1, одни утверждают, чтосоциально-экономическая статистика имеет специфический предмет познания ипотому является наукой, другие отрицают наличие у нее только ей присущегопредмета познания и считают ее учением о методе (статистическом методеисследования). Последние утверждают, что все то, что изучаетсоциально-экономическая статистика, является предметом других наук. Однаконужно различать объект и предмет познания. Уже из того, что сказано выше обобщественных науках, ясно, что один и тот же объект, в зависимости от сложностии многообразия его свойств, отношений и т.п., может изучаться и во многихслучаях изучается рядом наук.

3. Предмет социально-экономическойстатистики
 
Имеет предмет познания и социально-экономическаястатистика. Естественно, возникает вопрос: какие же объективные свойстваявлений общественной жизни составляют предмет познания статистической науки?
Явлениям общественной жизни наряду с качественнойопределенностью присуща и количественная определенность. Обе эти сторонынеразрывно связаны между собой. В каждый данный исторический момент социальныеи экономические явления имеют определенные размеры, уровни, между нимисуществуют определенные количественные соотношения.
Таковы, например, численность населения страны наопределенную дату, соотношение между численностью мужчин и женщин, темпы роставалового внутреннего продукта, темпы его прироста и многое другое. Вот этиобъективно существующие размеры, уровни, количественные отношения, находящиесяв состоянии непрерывного движения и изменения, представляющие собой в общемколичественную сторону экономических и социальных явлений, закономерности ихизменения, и составляют предмет познания социально-экономической статистики.
Таким образом, социально-экономическая статистикаизучает количественную сторону массовых социальных и экономических явлений внеразрывной связи с их качественной стороной, т.е. качественно определенныеколичества и проявляющиеся в них закономерности. Она изучает производство вединстве производительных сил и производственных отношений, влияние природных итехнических факторов на количественные изменения в общественной жизни, влияниеразвития общества, производства на окружающую среду.
Социально-экономическая статистика изучаетпроизводство, потребление материальных и духовных благ в обществе,закономерности их изменения, экономические и социальные условия жизни людей.
При помощи системы количественных показателейсоциально-экономическая статистика дает характеристику качественных сторонявлений общественных отношений, структуры общества и т.п.
Предметом изучения социально-экономическойстатистики являются и процессы, протекающие в народонаселении, — рождаемость,браки, продолжительность жизни и т.п.
В статистических данных проявляются характерныеособенности, тенденции, закономерности развития социальных и экономическихявлений и процессов, связи и взаимозависимости между ними.
Социально-экономическая статистика выработаласистему научных понятий, категорий и методов, посредством которых она познаетсвой предмет. Важнейшую часть этой системы составляет система основныхпоказателей состояния и развития экономической и социальной жизни общества.
Многие явления становятся точно определенными,значимыми, лишь будучи статистически выраженными, т.е. представленными в формеколичественных статистических показателей. Нельзя, например, составить ясногопредставления об урожайности какой-нибудь культуры в стране без обобщенногостатистического выражения ее в виде средней урожайности или представить себеразмеры производства автомобилей без статистических данных о выпускеавтомобилей промышленностью страны и т.п.
Нельзя без количественных характеристик представитьсебе с достаточной ясностью и многие экономические категории общего характера,категории политической экономии. Что такое, например, строение общественногокапитала? Это средняя величина из строений его в отраслях хозяйства страны. К.Маркс следующим образом разъясняет понятие строения отрасли и хозяйства вцелом: «Многочисленные индивидуальные капиталы, вложенные в определеннуюотрасль производства, более или менее отличаются по своему строению друг одруга. Средняя из их индивидуальных строений дает нам строение всего капиталаданной отрасли производства. Наконец, общая средняя из этих средних строенийвсех отраслей производства дает нам строение общественного капитала даннойстраны...»

 
Заключение
 
На современном этапе в России статистические органыдолжны использовать новые современные технологии сбора, обработки, передачи ираспространения статистической информации.
Расширяется применение методов выборочногонаблюдения при изучении деятельности разных хозяйственных субъектов и различныхсоциальных процессов.
Основу информационных систем должны составлятьсистемы управления базами данных, мощные пакеты для проведения анализа,современные средства предоставления информации для конечного использования.Дальнейшее развитие электронного обмена информацией связано с переходом наболее совершенные телекоммуникационные системы с использованием возможностейсети интернет.
Переход к международной методологии вносит измененияв представления о производственной экономической деятельности, пересматриваетсяотношение к сфере услуг, уточняется классификация отраслей экономики по сферамдеятельности, вводится новое деление экономики на секторы, вводятся новые понятиярезидентов, трансфертов, экономической территории, анклавов и т.д.

Использованная литература
 
1.Статистика. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2007.-288с.: ил.- (Серия «Учебное пособие»).Рудакова Р.П., Букин Л.Л., Гаврилов В.И.
2.Л.А. Голуб. Социально-экономическая статистика. Учебное пособие. — М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
3.В.Н. Салин, Е. П. Шпаковская. Социально-экономическая статистика. Учебник. — М.: ЮРИСТЪ, 2002.
4.Социально-экономическая статистика: практикум / Под ред. В.Н. Салина, Е.П.Шпаковской. — М.: Финансы и статистика, 2004.
5.И.И. Елисеева, М.М. Юзбашев. Общая теория статистики. Учебник / Под ред. И.И.Елисеевой. — М.: Финансы и статистика, 2004.
6.Государственная программа перехода ПМР на международную систему бухгалтерскогоучета и статистики. Постановление правительства ПМР №56 от 25 февраля 2000г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.