Реферат по предмету "Социология"


Проблемы разграничения полномочий РФ и ее субъектов

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ФЕДЕРАЦИЯ КАК ФОРМАГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Принципыфедеративного устройства Российской Федерации
1.2 Виды федерации. Федеративноеустройство России
2. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ ИКОНСТИТУЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ИХ РАЗГРАНИЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Предметы ведения РФ
2.2 Предметы совместного ведения РФ исубъектов Федерации
3. ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЕЕ СУБЪЕКТАМИ
3.1 Правовые формы разграничения предметов ведения иполномочий. Договоры и соглашения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКНОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
ПредусмотренныеКонституцией РФ основополагающие начала, определяют характер взаимоотношениймежду федеральной властью (РФ) и субъектами РФ, а также между самимисубъектами.
По предметам веденияРоссийской Федерации принимаются федеральные конституционные законы ифедеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории страны. Попредметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаютсяфедеральные законы.
Согласно Конституции РФ(ст. 78) федеральные органы исполнительной власти для осуществления своихполномочий могут создавать свои территориальные органы и назначатьсоответствующих должностных лиц. Федеральные органы исполнительной власти посоглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации могут передаватьим осуществление части своих полномочий, если это не противоречит КонституцииРФ и федеральным законам. В свою очередь, органы исполнительной властисубъектов Федерации по соглашению с фе­деральными органами исполнительнойвласти могут передавать им осуществление части своих полномочий. Общие принципыразграничения полномочий между федеральными органами государственной власти иорганами государственной власти субъектов Федерации установлены Федеральнымзаконом от 4 июля 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральныйзакон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) иисполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[1].Цель работы – рассмотреть механизм разграничения полномочий между «центром и субъектами»,а также определить возможные проблемы этого разграничения.

1. ФЕДЕРАЦИЯ КАК ФОРМАГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
1.1 Принципы федеративного устройстваРоссийской Федерации
Федеративное устройствоРоссии основывается на следующих принципах, закрепленных в ст. 4, 5 КонституцииРоссии[2]:
·         государственнаяцелостность России,
·         равноправие исамоопределение народов в РФ,
·         верховенствоКонституции РФ и федеральных законов,
·         равноправиесубъектов РФ, единство системы государственной власти,
·         разграничениепредметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ иорганами государственной власти ее субъектов.
Государственнаяцелостность Российской Федерации означает, что Российская Федерацияпредставляет собой не сумму отдельных составных частей, а целостное неделимоегосударство и его целостность обеспечивается единством системы власти, единымэкономическим пространством, территориальным верховенством, верховенствомфедерального права.
Принцип равноправия исамоопределения народов Российской Федерации проявляется в равных правах нанациональное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользованиеим.
Государство гарантируетвсем народам РФ право на сохранение родного языка, создание условий для егоизучения и развития. Конституция РФ гарантирует права коренных малочисленныхнародов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международногоправа (ст. 69). Российская Федерация представляет государственную формусамоопределения как многонационального народа России в целом, так и всехвходящих в него народов. Поэтому реализация права народов РФ на самоопределениене должна вести к нарушению территориальной целостности государства. Правонаций на самоопределение, как это вытекает из международных документов, непредполагает во всех случаях образования самостоятельного государства. В миренасчитывается свыше 2 тыс. наций и народностей и только около 200 государств.Ныне общепризнанным становится право всех народов, этнических групп насамоопределение в области культуры, образования, развитие национальнойкультуры, языка и т.п.
Принцип единства системыгосударственной власти выражается в наличии федеральных органов государственнойвласти, олицетворяющих высшую государственную власть и объединяющих всюсовокупность органов государственной власти субъектов РФ.
Единство системы властиобусловлено, во-первых, тем, что оно основывается на государственнойцелостности, суверенитете Российской Федерации, функционировании всех органовгосударственной власти в соответствии с требованиями федеральной Конституции,общими принципами организации и деятельности законодательных (представительных)и исполнительных органов государственной власти, устанавливаемых федеральнымизаконами; во-вторых, закреплением на конституционном уровне положения о том,что в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного веденияРоссии и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органыисполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительнойвласти в РФ (ч. 2 ст. 77 Конституции); в-третьих, наличием единой федеральнойсистемы судов и единого в масштабе РФ централизованного прокурорского надзора;в-четвертых, тем, что единство системы государственной власти определяетсяналичием в механизме российской государственности института федерального Президента.
В соответствии сКонституцией Президент обеспечивает: а) согласованное функционирование ивзаимодействие органов государственной власти (ч. 2 ст. 80); б) осуществлениеполномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ (ч. 4 ст.78). В случае возникновения споров между различными органами государственнойвласти Президент вправе использовать согласительные процедуры и др.
Верховенство федеральногоправа как принцип федеративного устройства означает, что федеральные законы ииные нормативные правовые акты, принимаемые федеральными органами власти,обладают верховенством по отношению к законодательству субъектов РФ. Данныйпринцип вытекает из суверенитета РФ, распространяемого на всю ее территорию (ч.1 ст. 4 Конституции РФ), призван обеспечить единство, согласованность истабильность всей правовой системы страны.
Верховенство федеральногоправа предполагает исполнение федерального законодательства всеми структурамивласти субъектов РФ, обеспечение соответствия федеральной Конституции ифедеральным законам всех нормативных правовых актов, принимаемых субъектами РФпо вопросам совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 72, 76Конституции РФ). При наличии противоречий применяется норма Конституции ифедеральный закон. Нормативно-правовые акты, не соответствующие им, вустановленном порядке подлежат опротестованию, приостановлению, отмене.
В соответствии с Федеральным законом от4 ию­ля 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Обобщих принципах организации законодательных (представитель­ных) иисполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[3]в случае несоответствия положений договоров и соглашений положениям КонституцииРФ и федеральных законов, принимаемых по предметам ведения РФ и предметамсовместного ведения, действуют положения Конституции РФ и федеральных законов.
Принцип разграниченияпредметов ведения между Федерацией и ее субъектами предполагает, чтовзаимоотношения федеральных органов государственной власти и органовгосударственной власти субъектов Федерации строятся на основе предусмотренногоКонституцией РФ разграничения сфер и компетенции их деятельности. При этомразграничение предметов ведения и полномочий между органами государственнойвласти Федерации и ее субъектами возможно только на основе Конституции,Федеративного договора и иных (так называемых внутригосударственных) договоровпо этим вопросам.
Принцип равноправиясубъектов Российской Федерации означает, что субъекты РФ поставлены в равныеюридические условия, они равноправны во взаимоотношениях с органамигосударственной власти РФ при разграничении предметов ведения и полномочий, втом числе при подготовке и заключении договоров, соглашений.
Равноправие субъектов РФвыражается в: равенстве их прав и обязанностей; возможности всех субъектовпринимать законы, иметь свою правовую систему (ст. 76 Конституции РФ);самостоятельном определении системы органов государственной властисоответственно основам конституционного строя РФ и общим принципам организациипредставительных и исполнительных органов власти (ст. 72 Конституции); равномпредставительстве всех субъектов в Совете Федерации (ст. 95 Конституции).
1.2 Виды федерации. Федеративноеустройство России
Видом федерации следуетпризнать сложившиеся в государственной практике различных стран моделифедерации, различающиеся способами образования, особенностями их правовогостатуса, характером его закрепления в национальных конституциях и др.
Следует иметь в виду тообстоятельство, что Россия является нетипичной, отклоняющейся от классическихобразцов федерацией, ей, в той или иной мере, присущи черты различных видовфедерации.
В зависимости от способараспределения власти (властных полномочий) между федерацией и ее субъектамиразличают делегированную, децентрализованную и нецентрализованную федерации.
Делегированную федерациюхарактеризует такая модель федерации, объем, и характер полномочий которойопределяются государствами, образующими федеративный союз.
Для децентрализованнойфедерации характерна передача центром определенного объема государственнойвласти территориям в соответствии с их интересами.
Нецентрализованнойявляется федерация, в которой распределение компетенции распределяется такимобразом, чтобы проблемы решались на том уровне власти — федеральном илирегиональном, на котором они возникают.
В этом случае потребностьвмешательства федеральной власти возникает тогда, когда проблема выходит зарамки полномочий субъектов федерации. Нецентрализованная федерация основываетсяна признании идеи самоуправления составных частей федеративного государства какосновы разделения государственной власти между федерацией и ее субъектами.
Принято считать, чтонецентрализованный тип федерации представляет идеальную модель федеративныхотношений, высший уровень федерализма. Модель нецентрализованной федерацииприменима лишь к правовым государствам, отличающимся стабильной и согласованнойполитикой федерального центра и регионов, необходимой интеграциейгосударственной и правовой систем. В странах с формирующейся государственностьювнедрение данной модели возможно лишь поэтапно. На основе нецентрализованнойфедерации получил развитие кооперативный федерализм.
Критерии однородностисубъектов федерации с точки зрения их государственно-правовой природы и различийв статусе позволяют выделить два типа федерации: симметричную и асимметричнуюфедерации.
Симметричной являетсяфедерация, в основу устройства которой положено объединение субъектовфедерации, однородных по природе и равных по статусу. Субъекты такой федерацииимеют одинаковое название (штаты, земли), одинаковую систему органовгосударственной власти и не отличаются какими-либо особенностями юридическогостатуса. Считается, что в современных условиях абсолютно симметричных федерацийне существует. Большинство современных федеративных государств являютсяфедерациями симметричными с элементами асимметрии (Австрия, Бразилия, Германия,США, Швейцария и др.).
Асимметричная федерацияхарактеризуется юридическим или фактическим неравенством ее субъектов(Российская Федерация), наличием административно-территориальных единиц, необладающих статусом субъекта федерации, — федеральные территории, федеральныеокруга, федеральные владения (США).
В зависимости от того,какой принцип положен в основу образования субъекта федерации — национальный,территориальный или смешанный, различают: территориальные, национальные инационально-территориальные федерации[4].
В зависимости отправового способа закрепления федеративного союза, т.е. в зависимости от вида(формы) правового акта, учредившего федерацию, принято выделять: договорную,конституционную (законодательную) и конституционно-договорную федерации.
Договорная — этофедерация, основанная на договоре составных частей, т.е. федерация, образованиекоторой, ее правовой статус и правовой статус субъектов закреплены в союзномдоговоре. С определенными оговорками к этому виду федерации можно отнести СоюзССР. В начальной стадии своего формирования (после распада СССР — с декабря1991 г. по март 1992 г.) к договорной модели федерации тяготела РоссийскаяФедерация. Ее становление в новых условиях, виды и статус субъектов,разграничение предметов ведения и полномочий РФ и ее субъектов закрепленыФедеративным договором от 31 марта 1992 г.
Государствоведы считают,что существование в современных условиях федерации, основанной на договоре,является малореалистичным, поскольку такая модель федеративного государства несогласуется с государственным суверенитетом.
Конституционной(законодательной) является федерация, правовое положение которой и ее субъектовзакреплено в федеральной конституции. Конституционная федерация означает, чтоконституция страны обязывает центральную власть признать федеративноеустройство и политическую автономию территорий. Действующая Конституция РФзакрепляет именно такую модель федерации. Статус РФ и ее субъектов, ихвзаимоотношения, предметы ведения и полномочий, порядок разрешения споров оКонституции определены в федеральной Конституции.
Конституционно-договорнойявляется федерация с элементами конституционной и договорной федеративнойгосударственности. Федеративное государство при этом учреждено договором иконституцией, но приоритет (верховенство) с юридической точки зренияпринадлежит договору. Если конституционная федерация создается и преобразуетсяв результате принятия конституции, то конституционно-договорные федерацииосновываются как на конституции, так и на предваряющем ее принятие договоремежду субъектами федерации и федеральным центром.
Сходной с данной модельюфедерации является договорно-конституционная федерация, т.е. такая федерация,когда вначале заключается федеративный договор, а в последующем принимаетсяКонституция, закрепляющая федеративный статус государства.
Инкорпорирование(включение) норм Федеративного договора от 31 марта 1992 г. в действовавшуюКонституцию РСФСР 1978 г. означало, что Российская Федерация приобрела статусконституционно-договорной. Этот статус Россия сохранила до принятия действующейКонституции.
Сторонники признанияРоссии конституционно-договорной федерацией исходят из того, что правовымоснованием образования Российской Федерации являются и федеральная Конституция,и федеративный договор. Конституция РФ 1993 г. действительно закрепила основнуючасть положений Федеративного договора в нормах действующей Конституции,одновременно признав Договор источником правового регулирования федеративныхотношений. В то же время Конституция определила безусловный приоритет нормОсновного Закона над положениями Федеративного договора (ст. 4, 5, 11, 15, абз.4 ч. I Заключительных и переходныхположений Конституции РФ)[5].

2. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ И КОНСТИТУЦИОННЫЕСПОСОБЫ ИХ РАЗГРАНИЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Предметы ведения — этопонятие, используемое в федеративных государствах для характеристики сферыобщественных отношений, регулирование которой отнесено к компетенции федерациии ее субъектов.
Круг конкретнозакрепленных полномочий, которые органы государственной власти РФ и еесубъектов правомочны осуществлять в соответствии с принципом разграниченияпредметов ведения и полномочий, образует предметы ведения и полномочийРоссийской Федерации и ее субъектов. От предмета ведения следует отличатькомпетенцию органа государственной власти, под которой понимается совокупностьполномочий органа государственной власти по предметам ведения. В свою очередьполномочия органа государственной власти — это его права и обязанности вотношении принятия правовых актов, а также осуществления иныхгосударственно-властных действий.
Под способамиразграничения предметов ведения понимается предусмотренный конституцией ифедеративным договором способ распределения полномочий между федерацией и еесубъектами. Вопрос о том, что является прерогативами федерации, а что еесубъектов, относится к числу главных вопросов федеративного государства.Формула решения этой сложной проблемы выработана мировой практикой федерализма,в соответствии с которой в федеративном государстве компетенция подразделяетсяна:
1) исключительнуюкомпетенцию федеральных органов власти (предметы ведения федерации);
2) совместную компетенциюорганов власти федерации и ее субъектов (предметы совместного ведения);
3) исключительнуюкомпетенцию субъектов федерации (предметы ведения субъектов федерации).
Такой принципраспределения компетенции (предметов ведения) признан Российской Федерацией.Первоначально предметы ведения и полномочий между РФ и ее субъектами былиразграничены Федеративным договором от 31 марта 1992 г., с принятием новойКонституции — ею. Конституция РФ содержит перечень вопросов, находящихся висключительном ведении Федерации (ст. 71) и совместном ведении Федерации и еесубъектов (ч. 1 ст. 72). В остальных вопросах последние обладают всей полнотойгосударственной власти (ст. 73) и осуществляют собственное правовоерегулирование, включая собственное принятие законов и иных нормативных правовыхактов. Конституция РФ предусматривает возможность перераспределения сферведения и полномочий между РФ и ее субъектами посредством отдельных соглашений.Конституция устанавливает, что такие соглашения возможны между федеральнымиорганами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектовФедерации (ч. 2 и 3 ст. 78).
2.1 Предметы ведения РФ
Предметами веденияРоссийской Федерации являются закрепленные в Конституции РФ полномочия,исключительная прерогатива в осуществлении которых принадлежит федеральныморганам государственной власти.
Предметы ведения РФ — этосфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФисключительно к компетентности РФ. К ведению РФ отнесено то, что необходимо ивместе с тем достаточно для установления и защиты суверенитета и верховенстваРФ, целостности и неприкосновенности территории, для защиты прав и свободкаждого человека, в какой бы части страны он ни проживал. Переченьисключительных полномочий РФ, содержащийся в Конституции (ст. 71), являетсяисчерпывающим:
1.        принятие иизменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
2.        федеративноеустройство (определение состава, порядка формирования и полномочий федеральныхорганов, отношений между Федерацией и ее субъектами), а также территория РФ(определение состава, границ России);
3.        регулирование изащита прав и свобод человека и гражданина, гражданство в РФ, регулирование изащита прав национальных меньшинств;
4.        система федеральныхзаконов;
5.        законодательная,исполнительная и судебная власти, порядок их организации и деятельности;
6.        федеральнаягосударственная собственность и управление ею;
7.        установлениеоснов федеральной политики и федеральных программ в области государственного,экономического, экологического, социального, культурного и национальногоразвития РФ;
8.        установлениеправовых основ единого рынка;
9.        федеральныйбюджет, федеральные налоги и сборы;
10.     федеральныеэнергетические системы;
11.     вопросы войны и мира;
12.     оборона ибезопасность;
13.     оборонноепроизводство и др.
По предметам ведения РФпринимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющиепрямое действие на всей территории Российской Федерации. Кроме того, реализуяисключительную компетенцию, федеральные органы государственной власти вправепринимать и иные акты: указы Президента, постановления Правительства, актыфедеральных органов исполнительной власти. Указанные в ст. 71 Конституции РФпредметы ведения РФ могут быть изменены только с соблюдением процедур,установленных федеральным законом для внесения поправок в Конституцию.

2.2 Предметы совместного ведения РФ и субъектов Федерации
Предметы совместноговедения образуют круг полномочий, в осуществлении которых могут принимать участиеорганы государственной власти Федерации и ее субъектов.
Предмет совместноговедения — это сфера общественных отношений, регулирование которой отнесеноКонституцией РФ и к компетенции РФ, и к компетенции субъектов РФ. К совместномуведению РФ и ее субъектов Конституция относит те вопросы, по которым Федерацияи субъекты координируют свои усилия и солидарно несут ответственность засостояние дел (ст. 72).
Перечень таких вопросовтакже является исчерпывающим (ст. 72 Конституции РФ):
обеспечение соответствиязаконодательства субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам;
защита прав и свободчеловека и гражданина;
вопросы владения,пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природнымиресурсами;
разграничениегосударственной собственности;
природопользование;
охрана окружающей среды;
общие вопросы воспитания,образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
координация вопросовздравоохранения;
защита семьи,материнства, отцовства и детства;
установление общих принциповналогообложения и сборов в РФ;
административное,трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство;
законодательство онедрах, об охране окружающей среды;
кадры судебных иправоохранительных органов;
адвокатура, нотариат идр.
В соответствии Федеральным законом от4 ию­ля 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Обобщих принципах организации законодательных (представитель­ных) иисполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»(с изменениями и дополнениями)[6] по вопросам, отнесенным кпредметам совместного ведения, издаются федеральные законы, определяющиеосновные (общие принципы) правового регулирования, включая принципыразграничения полномочий между федеральными органами власти и органами властисубъектов РФ, а также федеральные Законы, направленные на реализацию полномочийфедеральных органов государственной власти.
До их принятия субъектыРФ вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. Попредметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы ипринимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые актысубъектов РФ.

3. ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙМЕЖДУ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЕЕ СУБЪЕКТАМИ
Основополагающие требования,предъявляемые к основаниям и процедурам заключения договоров между федеральнымиорганами власти и органами власти субъектов РФ о разграничении предметовведения и полномочий и соглашений между этими органами о передаче друг другуосуществления части своих полномочий.
Такие принципы закреплены Федеральнымзаконом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочиймежду органами государственной власти РФ и органами государственной властисубъектов РФ»[7]. К ним отнесены:
1) принцип конституционности, всоответствии с которым договоры и соглашения не могут передавать, исключать илииным образом перераспределять предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ,установленные соответственно ст. 71 и 72 Конституции РФ;
2) принцип верховенства федеральногоправа, означающий, что в случае несоответствия положений договоров, соглашенийположениям Конституции РФ, федеральным законам действуют положения федеральныхправовых актов;
3) принцип равноправия субъектов РФпри разграничении предметов ведения и полномочий, в том числе гарантирующийравноправие субъектов РФ при подготовке и заключении договоров и соглашений;
4) принцип недопустимости ущемленияинтересов, прав и свобод субъектов РФ, означающий, что при разграничениипредметов ведения и полномочий в отношении одного из субъектов РФ недопустимоущемление прав и интересов других;
5) принцип согласования интересов РФи интересов субъектов РФ, согласно которому при заключении договоров исоглашений (а равно принятия законов) необходимо осуществлять согласованиеинтересов РФ и ее субъектов в порядке, установленном законом.
В частности, порядок предполагает:проекты федеральных законов по предметам совместного ведения после рассмотренияих в первом чтении направлять в месячный срок в органы государственной властисубъектов РФ; право представителей субъектов РФ принимать участие с правомсовещательного голоса в работе над проектами таких законов в комитетах икомиссиях Государственной Думы и др.;
6) принцип добровольности заключениядоговоров и соглашений, предполагающий, что заключение договоров и соглашенийосуществляется на добровольной основе и гласно.
3.1 Правовыеформы разграничения предметов ведения и полномочий. Договоры и соглашения
1.         Федеральный закон «Об общих принципахорганизации законодательных (представительных) и исполнительных органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации» в качестве такихправовых форм называет договоры и соглашения[8]. Закон определяетоснования и порядок заключения договоров и соглашений.
Договор представляет разновидностьдвусторонних внутригосударственных договоров, заключенных между органамигосударственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ повопросам регулирования имущественных отношений и собственности,внешнеэкономической деятельности и межгосударственных связей,топливно-энергетического и агропромышленного комплексов, бюджетныхвзаимоотношений, регулирования социально-трудовых вопросов занятости.
Такой договор юридически узакониваетпризнание Федерацией круга вопросов, по которым она не вправе самостоятельноосуществлять правовое регулирование в сфере совместного ведения и без участиязаинтересованного субъекта РФ, а также закрепление круга полномочий субъектаФедерации. Договор может быть заключен в случаях:
а) прямого указания в федеральномзаконе по предмету совместного ведения на допустимость его заключения;
б) отсутствия федерального закона попредмету совместного ведения, но при условии, что в случае принятия федеральногозакона договор будет приведен в соответствие с ним.
Кроме того, договор можетконкретизировать предметы совместного ведения с учетом политических,экономических, социальных, географических и иных особенностей субъектов РФ.
Предметами договора могут быть:
а) конкретизация предметов ведения иполномочий, установленных Конституцией РФ и федеральными законами;
б) условия и порядок осуществленияразграниченных договором полномочий;
в) формы взаимодействия исотрудничества при исполнении положений договора, а также иные вопросы,связанные с реализацией договора.
Договором может устанавливатьсяответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение положенийдоговора. В частности, может предусматриваться одностороннее расторжениедоговора, обязанность возмещения ущерба.
Порядок подготовки, предварительногорассмотрения и согласования проектов договора определяется Президентом РФ. Наподготовительный проект федеральные органы исполнительной власти не позднее чемв месячный срок обязаны представить свои замечания и предложения. До процедурыподписания Президентом РФ проект договора направляется для рассмотрения взаконодательный орган субъекта РФ и в Совет Федерации. В Совете Федерациипроект договора рассматривается в течение 3 месяцев со дня получения сообщенияо результатах его рассмотрения законодательным органом субъекта РФ. Результатырассмотрения проекта договора в Совете Федерации имеют рекомендательныйхарактер и учитываются при решении вопроса о подписании договора. Договорподписывается Президентом РФ и должностным лицом, уполномоченным субъектом РФ,и вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официальногоопубликования. В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционнымзаконом «О Конституционном Суде РФ» (п. «б», «в» ст. 3) договоры между органамигосударственной власти Федерации и ее субъектов, а равно между органамигосударственной власти субъектов подлежат правовой оценке Конституционного Судана предмет их соответствия федеральной Конституции.
Заключенный договорподписывается Президентом РФ и главой исполнительного органа государственнойвласти субъекта РФ (президентом, губернатором, мэром). Заключение договоров оразграничении полномочий допускается только в случае, если это обусловленоэкономическими, географиче­скими и иными особенностями субъекта Федерации, и втой мере, в ко­торой указанными особенностями определено иное, чем этоустановле­но федеральными законами, разграничение полномочий. В договоре оразграничении полномочий устанавливается перечень полномочий федеральныхорганов государственной власти и органов государственной власти субъектаФедерации, разграничение которых производится иначе, чем это установлено федеральнымизаконами и законами субъекта Федерации, определяются условия и порядок осуществленияэтих полномочий, конкретные права и обязанности сторон, срок действия договорао разграничении полномочий и порядок продления данного срока, а также основанияи порядок досрочного расторжения договора о разграничении полномочий.
Языком договора о разграниченииполномочий является русский язык. По договоренности сторон договор оразграничении полномочий может быть составлен и подписан на русском языке игосударственном языке республики в составе Федерации.
Порядок подготовки ипредварительного согласования проекта договора о разграничении полномочийфедеральными органами государственной власти определяется Президентом РФ всоответствии с федеральным законом. Порядок подготовки проекта договора оразграничении полномочий исполнительными органами государственной властисубъекта Федерации до его внесения в федеральные органы государственной властиопределяется высшим должностным лицом субъекта Федерации (руководителем высшегоисполнительного органа государственной власти субъекта Федерации) в соответствиис федеральным законом.
Проект договора оразграничении полномочий, подготовленный и согласованный в установленномпорядке, представляется в законодательный (представительный) органгосударственной власти субъекта Федерации высшим должностным лицом субъектаФедерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной властисубъекта) для одобрения.
Проект договора оразграничении полномочий одобряется или отклоняется постановлениемзаконодательного (представительного) органа государственной власти субъектаФедерации, принимаемым большинством голосов от установленного числа депутатов.Высшее должностное лицо субъекта (руководитель высшего исполнительного органагосударственной власти субъекта) сообщает о результатах рассмотрения проектадоговора о разграничении полномочий в законодательном (представительном) органегосударственной власти субъекта Федера­ции Президенту РФ.
Орган государственнойвласти субъекта Федерации, не являющийся стороной договора о разграниченииполномочий, вправе получить по своему запросу проект данного договора доодобрения его проекта и внести в него свои предложения и замечания.
В случае внесенияизменений и (или) дополнений в одобренный законодательным (представительным)органом государственной власти субъекта Федерации проект договора оразграничении полномочий или отклонения его отдельных положений проект договорао разграничении полномочий подлежит повторному предварительному согласованию иодобрению.
Договор о разграниченииполномочий подписывается Президентом РФ и высшим должностным лицом субъектаФедерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной властисубъекта).
Президент РФ в течениедесяти дней после подписания договора о разграничении полномочий вносит вГосударственную Думу проект федерального закона об утверждении договора оразграничении полномочий.
Договор о разграниченииполномочий вступает в силу со дня вступления в силу федерального закона обутверждении договора о разграничении полномочий, если федеральным законом неустановлено иное.
Договор о разграниченииполномочий имеет силу федерального закона и может быть изменен, его действиеможет быть приостановлено только путем внесения в него изменений и (или)дополнений.
Срок действия договора оразграничении полномочий не может превышать десять лет.
Досрочное прекращениедействия договора о разграничении полномочий возможно по взаимному согласиюсторон или на основании решения суда.
В отличие от договора соглашениепредусматривает:
1) передачу федеральными органамиисполнительной власти осуществления части своих полномочий органамисполнительной власти субъекта РФ, если такая процедура не противоречитКонституции РФ и федеральным законам;
2) передачу органами исполнительнойвласти субъекта РФ осуществления части своих полномочий федеральным органамисполнительной власти.
Соглашение может быть заключено наосновании федерального закона по предметам совместного ведения или договора.При этом предметами соглашения могут быть:
а) передача осуществления частиполномочий;
б) условия и порядок передачиосуществления части полномочий;
в) материально-финансовая основапередачи осуществления части полномочий;
г) формы взаимодействия исотрудничества при исполнении положений соглашения;
д) иные вопросы, связанные сисполнением положений соглашения.
Как и в договоре, в соглашенииопределяются сроки его действия, условия и порядок досрочного прекращениядействия. Ответственность по соглашению сторон, процедура подготовки соглашенияидентична описанным правилам, применяемым к договорам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можносделать следующие выводы:
Согласно Федеральномузакону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) иисполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Федерациипо предметам ведения субъектов Федерации, определяются конституцией (уставом),законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовымиактами субъекта Федерации.
Полномочия,осуществляемые органами государственной власти субъекта Федерации по предметамсовместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами,договорами о разграничении полномочий и соглашениями.
Полномочия,осуществляемые органами государственной власти субъекта Федерации по предметамведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми всоответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и ПравительстваРФ, а также соглашениями.
Федеральные законы,договоры о разграничении полномочий и соглашения, определяющие полномочияорганов государственной власти субъекта Федерации, должны устанавливать права,обязанности и ответственность органов государственной власти субъектаФедерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующихполномочий, а также должны соответствовать другим требованиям, установленнымнастоящим Федеральным законом.

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РоссийскойФедерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993. «Российская газета», №237, 25.12.1993.
2. Федеральный закон от 4 июля 2003 г. «О внесении измененийи дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организациизаконодательных (представительных) и исполнительных органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями на 22 июля 2008 года).- СПС «Кодекс», www.kodeks.ru
3. Уставы субъектов РФ: Центральный федеральный округ /сост. А.П. Любимов. – М.: Изд-во Гос. Думы, 2001. – Ч. 2 – 792 с.
4. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации/ Под ред. В.Д. Карповича. – М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2007.
5. Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции РоссийскойФедерации (постатейный) / Г.Д. Садовникова. – 3-е изд., испр и доп. – М.:Юрист, 2005. – 188 с.
6 Любимов А.П. Комментарий кКонституции Российской Федерации: толкование и истолкование Конституции РФ врешениях Конституционного Суда РФ / А.П. Любимов. – М.: Экзамен, 2005. – 655с.
7. Баглай М. В.Конституционное право Российской Федерации: Учебник. Издание 6-е, исправ. идоп. М., Норма, 2007.
8. Козлова Е. И., КутафинО.Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: ТКВелби, Изд-во Проспект, 2008.
9. Конституционализм. Исторический путь России к либеральнойдемократии: сб. документов / сост.: А.В. Гоголевский, Б.Н. Ковалев. – М.:Юрист, 2000. – 624 с.
10. Хабриева Т.Я. Теория современной конституции/ Т.Я. Хабриева. – М.: Норма, 2005. – 319 с.
11. Хрестоматия по российскомуконституционному праву / сост. Е.М. Ковешников. – М.: Просвещение, 2001. – 784с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Д. Вінкебонс "Веселе товариство", експертний висновок
Реферат Prejudice In Native Son And Blacker The
Реферат Алиса в стране чудес. Алиса в зазеркалье. Кэррол Льюис
Реферат 1 Правовое положение иностранных граждан и лица без гражданства (международные документы и документы рф) 7 Глава 2
Реферат 2-я Международная научно-практическая конференция «Веб-программирование и Интернет-технологии (WebConf2012)»
Реферат Creative Writing Essay Research Paper When I
Реферат Napster Essay Research Paper Napster is continuing
Реферат А охорони земель та надр 9, відділ екоконтролю з онпс 10, сектор екоконтролю біоресурсів та пзф 5, відділ інструментально- лабораторного контролю 6 в т
Реферат Проектирование строительства эксплуатационной скважины 11 на Северо-Прибрежной площадке Краснодарского
Реферат Для вычетов НДС необходима связь с объектами налогообложения, в том числе и прошлых периодов
Реферат Beowulf Hero Or King Essay Research Paper
Реферат «Анализ развития кратковременной и долговременной памяти детей младшего школьного возраста. ».
Реферат Creon Vs Antigone Essay Research Paper Creon
Реферат «Разработка и экспериментальная апробация комплекса средств биологической профилактики влияния радиоактивных и иных факторов риска на здоровье населения, проживающего в районе размещения базы хранения монацитового концентрата в Красноуфимском районе»
Реферат Гражданское общество 2 2