Реферат по предмету "Социология"


Проблема устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

План
Введение
1. Понятие усыновления
1.1История усыновления детей в России
1.2Формы устройства детей-сирот
2. Приемная семья
2.1Причины, побуждающие людей к усыновлению
2.2 Понятиеи порядок образования приемной семьи
3. Усыновление в Ярославскойобласти
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Проблема устройствадетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несомненно, носитактуальный характер. В современной России число социальных сирот и простодетей-сирот неумолимо растет с каждым годом. Поэтому содержать таких детейочень сложно. А те условия, в которых они содержатся в большинстве детскихдомов, просто ужасны. Неблагоприятная обстановка таких учреждений препятствуетнормальному физическому и психическому развитию здоровья у таких детей. Поэтомутак важно, чтобы ребенок воспитывался в семье, ее тепле и уюте, среди любящихего родных и близких людей. Ребенку необходимо иметь свой дом и свою семью,любящую и заботящуюся о нем.
2008 год в Россииобъявлен годом семьи. Это означает, что государство начинает серьезно задумыватьсяо семейной политике, в частности о семье, ее месте в обществе, о положениидетей.
Сегодня на всех уровняхгосударственного управления и общественной жизни активно формируется пониманиетого, что маленький человек нуждается в помощи, которая может и не должнаограничиваться помещением его в детское учреждение. Самое оптимальное решениесудьбы осиротевшего ребенка – найти для него новую семью. Поэтому необходимостьразвития различных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей, в настоящее время не вызывает сомнений.
Целью даннойисследовательской работы является изучение проблемы устройства детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей.
Для достижения даннойцели необходимо выполнить следующие задачи:
·          изучить понятиеусыновления детей, то есть:
-    рассмотретьисторический аспект устройства детей в семьи в России;
-    выяснить какиеформы устройства детей существуют в настоящее время;
·          рассмотретьпонятие приемной семьи;
·          выяснить какиепричины побуждают людей к усыновлению детей;
·          рассмотретьпорядок образования приемной семьи;
·          изучить проблемуусыновления в Ярославской области.
Объектом даннойисследовательской работы являются кандидаты в приемные родители.
Предметом исследованияданной работы являются формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей, в семьи.
Литературоисточниковедческойбазой данного исследования послужили:
·          официальныеисточники и документы, регламентирующие формы устройства детей-сирот и детей,оставшихся без родительской опеки (Приказ Государственного комитета СССР понародному образованию от 23 октября 1989 г. № 800, Семейный кодекс РФ от 29декабря 1995 г. № 223-ФЗ, ст. 123, Федеральный закон № 159-ФЗ от 21 декабря1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей», Постановление Правительства РФот 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье», Закон Ярославскойобласти от 6 июня 1997 г. № 12-з «О размере оплаты труда приемныхродителей и льготах, предоставляемых приемной семье», ПостановлениеГубернатора Ярославской области А.И. Лисицына от 5 апреля 1996г. №152 «Обучреждении Центра по усыновлению, опеки и попечительства»);
·          интернет-ресурсы(Интернет-проект «Усыновите – точка – ру» / www.usynovite.ru, www.7ya.ru/, home.damotvet.ru, www.edu.yar.ru);
·          литература поистории устройства детей в семьи (Нечаева А.М. «Россия и ее дети»,Довгалевская А.И. «Семейное воспитание приемных детей»и др.);
1. Понятие усыновления1.1 История усыновления детей в России
Социальное сиротство –это социальное явление, при котором родители по разным причинам не воспитываютсвоих детей. История детского призрения на Руси началась и развивалась вместе свнедрением христианства и возлагалась на князей и церковь.
После крещения на Руси(988 год) то, что раньше регулировалось обычным правом, постепенно начинаетбрать на себя церковь. Теперь Русь берет жизнь детей под сохранение своихзаконов.
Когда Русь еще не былаединым государством Российским, призрение детей-сирот было частным деломкнязей, или же возлагалось на церковь. В любом случае оно осуществлялось изрелигиозных, моральных побуждений, рассматривалось как богоугодная акция.
В древние временасуществовали и конкретные способы защиты осиротевшего ребенка – это усыновлениеили передача под опеку. В те времена это называлось «сыновство»,прием «стороннего» в состав семьи. Причем такие формы совершались ещев те времена, когда существовала древняя семья с патриархальным отцом семействаво главе, в которую одинаково входили «и дети, и рабы, и принятые в семью(примаки) из чужой семьи». Со временем все более отчетливым становитсянамерение усыновителя иметь наследника, который бы поминал души бездетныхсупругов.
Опека наднесовершеннолетними имеет свою глубокую историю. Первый случай опеки надребенком упоминается в летописи в 879 году. После смерти родителей опекунамистановились ближайшие родственники, которые в роде занимали место умерших. Посуществу опекунские отношения были только личными. Опекун заботился только овоспитании и кормлении сироты, о его защите. Имущество же принадлежало всемуроду. Возможно именно потому, что опекуну принадлежали только права безимущественных обязанностей, он был безответственен.
С возникновениемМосковского государства положение детей в основном оставалось прежним.Осиротевшие дети либо отдавались в монастырь, либо же их брали в зажиточныйдом, где их воспитывали и обучали какому-нибудь занятию, а по достижении совершеннолетияотпускали.
Крестьянских детей,оставшихся без родителей, отдавали на воспитание родственников или постороннихлюдей вместе с их имуществом. Если у ребенка не было никакого имущества, то онжил мирским подаянием.
В дальнейшем, помощьбедным стала считаться не только частным делом, но и делом правительственнойвласти.
Ближе к концу XVII века ставился вопрос о созданииспециальных домов для осиротевших детей. Тогда же зародилась идеягосударственного призрения.
В эти времена, в связи снедостатком рабочих рук, к ребенку-сироте относились как к будущему работнику.Именно поэтому такие дети отдавались государством как частным лицам, так ицерковным учреждениям, причем труд беспризорников был бесплатным. Это отражаетнаиболее примитивную форму общественной и государственной заботы.
Помимо этого продолжалисуществовать и две основные формы устройства осиротевших детей в семью –усыновление и опека. Опека начинает подвергаться более детальному правовомурегулированию. Более четким становится круг возможных опекунов, куда могутвходить: отчим, ближайшие родственники ребенка. Кроме того, опекун превращаетсяв представителя интересов опекаемого.
С началом XVIII века на исторической сценепоявляется личность, происходит ограничение церковной власти над брачно-семейнымиотношениями.
Петр I уделял достаточное внимание реформамв сфере опеки детей. Он повелевал призревать сирот «без призрения послеродительства оставшихся подкидышей или явленных таких, которых воспитыватьмужского пола до 7 лет, а потом посылать в школы определенные, а женского полаобучать грамоте, також следующих мастерств...». Что же касаетсянепосредственно опеки как формы устройства ребенка в семью, то на этот счетпоявилось следующее указание: магистраты (а не церковь) обязаны смотреть, «чтобысироты не оставались без опекунов, назначение которых и наблюдение за которымипоручает магистратам же».
Таким образом, во временаПетра опека становится особой функцией государства.
При Екатерине II российское законодательствопо-прежнему не давало перечня ограничений родительской власти на случайзлоупотребления ею.
В годы ее царствованияимело место одно существенное нововведение, имеющее отношение к положениюдетей. Если раньше, незаконнорожденные подкидыши закрепощались путем ихзакрепления за воспитателями, чьими крепостными они становились, то теперь онистали поступать до совершеннолетия в ведомство приказов общественныхучреждений, после чего становились вольными. За владельцами закреплялись тольконезаконнорожденные дети крепостных матерей.
Продолжала развиватьсяопека, очень большой отпечаток на воспитание накладывала сословность.Требования к воспитанию малолетнего дворянина отличались от требований квоспитанию мещан и купцов. Однако при всех более или менее значительныхразличиях в регламентации отношений по опеке всякий раз устанавливалисьправила, относящиеся к имущим группам населения. Не случайно, поэтому, речьидет об опеке над имением (имуществом) и личностью ребенка.
Следовательно,состоявшиеся при Екатерине Великой перемены в правовом регулировании отношений,связанных с опекой, поставили эту деятельность в законные рамки.
Особо следует выделитьУказ «Учреждения для управления губерний». В нем предлагалосьустраивать детей в семьи: «Приказ отдает неимущих сирот за умеренную платунадежным добродетельным и добронравным людям для содержания и воспитания собязательством, чтобы предоставить их во всякое время Приказу», крометого, указывалось, что ребенок передается воспитателям «дабы научилсянауке или промыслу или ремеслу, и доставлен был ему способ учиться добрымгражданином».
Деревенским семьямустанавливались выплаты за воспитание ребенка – 2 рубля в месяц.
Что касается усыновлениякрестьянских детей, оставшихся без родителей, то в крестьянском быту оно имеломесто только тогда, когда в семействе не было прямых наследников, обычно жекрестьянские дети поступали на воспитание родственников или посторонних людей.
Первая половина XIX века не принесла существенныхизменений в правовое регулирование семейных отношений, касающихся родителей идетей.
Усыновление жеподверглось более тщательной и подробной правовой регламентации. 11 октября1803 года вышел Указ, позволяющий бездетным дворянам усыновлять ближайшихзаконнорожденных родственников путем передачи им при жизни фамилии и герба иоставление по смерти в наследство недвижимого имущества. Усыновленные детипризнавались как бы родными и имели все родственные права.
В то же время начинаетвводиться патронат или патронаж, то есть помещение беспризорных детей, больныхи других лиц, нуждающихся в домашнем уходе, в частные семьи. Семье, принявшей ксебе на патронат ребенка, выплачивалось разное по размерам пособие: 5 рублей намаленького ребенка, потому что он ничем не помогал по хозяйству, и гораздоменьше – на старших, так как они уже могли помогать по хозяйству исоответственно зарабатывать деньги. К 14 годам выплаты прекращались. В такомслучае детей брали бедные сельские семьи, для которых патронат был обычнымпромыслом.
Передача ребенка впатронатную семью осуществлялась на условиях, определяемых губернскими управамии лицами, берущими детей на воспитание. Условия эти были разнообразны как посвоему существу, так и по продолжительности действия. Но в любом случае семьявсегда могла вернуть ребенка в приют.
Таким образом, в начале XIX века, как и прежде, предметомгосударственной заботы оставалось устройство осиротевших бездомных детей вразличного рода учреждения и заведения.
Дальнейшее экономическоеразвитие России не могло не сказаться на проблемах, связанных с устройствомсирот и в XX веке. Государство сталоперекладывать устройство сирот на организации, в ведении которых находилисьотдельные группы населения.
Первая мировая войнапринесла детскому населению России физические и нравственные страдания,разрушение семей, гибель родителей, голод и нищету в огромных масштабах.Положение ребенка усугубила и Октябрьская революция 1917 года. Миллионыобездоленных сирот, согнанные с постоянного места жительства, массы беженцев смалолетними детьми, расстройство правильного обучения детей в школах, их подорванноедлительными лишениями здоровье – такова неприглядная картина первых летсуществования государства новой формации.
После революции 1917года, когда молодая советская республика столкнулась с массовым сиротством ибеспризорностью, основной, можно даже сказать единственной, формой устройствастали государственные детские дома. В 1918 году все дети были объявленыгосударственными, и до 1989 года расширялась сеть детских домов. Все дети новойРоссии признавались детьми государства и находились под его защитой
В годы ВеликойОтечественной войны был возрожден институт опеки и патроната, который былотменен в первые годы советской власти. В 1936 году было принято постановлениеВЦИК и СНК РСФСР «О порядке передачи детей на воспитание (патронат) всемьи трудящихся». В 1942 году в патронатных семьях находилось 37 490детей. По официальным данным в конце войны в России из 678 тыс. сирот 278 тыс.(41 %) находились в семьях, которые заменили родительскую. В 1943 году былпринят специальный Приказ Наркомпроса о передаче сирот рабочим и колхозникам напатронат по договору, с выплатой зарплат и пособий детям. Однако, к сожалению,патронатное воспитание впоследствии не вошло в законодательство о браке исемье.
С 1960 года стали активновнедряться школы-интернаты для детей-сирот. Многие школьные детские дома былипреобразованы в школы-интернаты.
В течение последнего двадцатилетияпрактика передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание всемью, стала возрождаться в РФ первоначально в виде создания детских домовсемейного типа, в том числе на основе крестьянских (фермерских) хозяйств. Вконце 80-х – начале 90-х гг. около 400 российских семей по собственнойинициативе приняли на воспитание более 2,5 тысяч детей-сирот и детей,утративших родительское попечение. Однако окончательно вопрос об образованииприемных семей и их правовом статусе был решен только с принятием Семейногокодекса, который определяет приемную семью как одну из форм устройства навоспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
В итоге можно сказать,что процесс усыновления детей в России имеет длительную историю и уходиткорнями еще в языческую Русь. Тогда еще мотивы, побуждающие людей к этойдеятельности, носили чисто нравственный характер. В христианской Руси попечениео сиротах было частным делом князей и церкви. Такое положение вещейпродолжалось до петровских времен, когда возникла идея о государственномпризрении беспризорников. Со времен Екатерины Великой появляетсязаконодательное регулирование вопросов, касающихся детей-сирот и их опекунов. СXIX века начинает вводиться новоепонятие – патронат, что признается наиболее благоприятным для развития ребенка.Советский же период следует отметить повсеместное распространение детских домовкак единственной формы благоустройства детей, оставшихся без попеченияродителей.
В настоящее времяразвивается и поощряется идея об усыновлении ребенка, с целью дать емунормальное физическое и психическое здоровье, чтобы ребенок жил в семье илюбви.1.2 Формы устройства детей-сирот
В современном обществесуществует четыре основные формы устройства детей, оставшихся без попеченияродителей:
·          усыновление;
·          опека(попечительство);
·          патронатноевоспитание;
·          приемная семья.
Рассмотрим каждую из этихформ наиболее подробно.
Усыновление – наиболееоптимальная форма устройства ребенка. В этом случае между усыновителями иусыновляемым помимо того, что складываются близкие родственные отношения,происходит и юридическое закрепление этих отношений, то есть ребенок в своихправах и обязанностях приравнивается к кровному, а усыновители принимают насебя все родительские права и обязанности.
Усыновление допускается вотношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. При устройстверебенка в семью необходимо учитывать множество факторов, среди которых можновыделить: этническое происхождение ребенка, его принадлежность к определеннойрелигии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности вобразовании и воспитании, а также возможность обеспечить детям полноценноефизическое, психическое, духовное и нравственное развитие.
В последнее время обусыновлении говорится много, власти всячески призывают россиян к этомублагородному и заслуживающему вниманию поступку. Вот, например, что заметил поэтому вопросу тогда еще первый вице-премьер Дмитрий Медведев: «Идеально,если все семьи станут многодетными. И для этого, кстати, необязательно рожатьсамим. В России около 730 тысяч сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей и проживающих в детдомах. Однако детдом – это, извините пережитокколлективно-лагерного сознания. Понятно, что нормальное, полноценное воспитаниевозможно, когда у ребенка есть папа и мама, он окружен постоянной заботой ивниманием родных людей. Да, многие наши соотечественники прошли через детдома,получив там определенную закалку. Но сегодня вряд ли допустимо то, с чемприходилось мириться еще несколько десятилетий назад» .
Важной проблемой процессаусыновления является отношение общества к сиротам. Люди бояться брать чужихдетей на воспитание. И это вполне объяснимо. Люди не хотят нагружать себядополнительными материальными и бытовыми заботами, или они попросту стесняютсяобщественных мнений.
Помимо этого существуют идругие важные проблемы, к которым стоит отнести:
·          недостаток в жилищныхусловиях для желающих усыновить ребенка;
·          тяжелые условиямедицинского сопровождения не очень здоровых усыновленных детей;
·          недостатокспециалистов по специальной психологической помощи усыновленным детям иприемным родителям.
То есть можно сделатьвывод, что для того, чтобы успешно реализовать идею об усыновлении, настроенныена эту идею люди, помимо собственной нравственности, души и морали, обязательнодолжны иметь активную поддержку государства.
Опека и попечительство –это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вцелях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав иинтересов.
Попечительство – этоформа защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних (инекоторых других категорий людей). Близко к понятию опеки.
Опека – это «формаохраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихсяродителей, душевнобольных)». Опека – это также лица и учреждения, накоторых возложено это наблюдение.
Так в чем же различиемежду опекой и попечительством? Под попечение попадает значительно болееширокая категория детей. Это дети, родители которых:
-    умерли;
-    лишеныродительских прав;
-    ограничены вродительских правах;
-    признаныбезвестно отсутствующими;
-    недееспособны (ограниченнодееспособны);
-    отбываютнаказание в исправительных колониях;
-    обвиняются всовершении преступлений и находятся под стражей;
-    уклоняются отвоспитания детей;
-    отказываютсязабрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещенвременно.
Опека устанавливается наддетьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этойкатегорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.
Опекун или попечительназначается в случае установления органом опеки и попечительства необходимостипредоставления недееспособному или не полностью дееспособному лицу в случаях,предусмотренных законом, индивидуальной защиты его прав и интересов.
Для назначения опекунаили попечителя необходимо лишь его согласие.
Подбор кандидатуры долженосуществляться в соответствии со следующими обязательными требованиями к нему:
·          совершеннолетиелица, то есть достижение им 18 лет;
·          полнаягражданская дееспособность лица, то есть отсутствие вступивших в силу решенийсуда о признании гражданина недееспособным или об ограничении дееспособностигражданина;
·          отсутствие вотношении кандидата вступившего в законную силу решения суда о лишении егородительских прав (независимо от времени его вынесения).
Условия для назначениялица опекуном или попечителем:
1.        способность квыполнению обязанностей опекуна (попечителя), под которой понимается состояниездоровья и возраст лица, позволяющие полноценно совершать как фактические, таки юридические действия в пользу подопечного;
2.        отношения междуопекуном (попечителем) и ребенком;
3.        желание самогоподопечного видеть в качестве своего опекуна или попечителя определенное лицо;
4.        отношение кребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также желание самого ребенка.
Следующая форма – этопатронатное воспитание.
Патронатное воспитание –это относительно новая форма семейного устройства детей, при которой законноепредставительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка навоспитание, а права и обязанности по защите прав ребенка разграничены междутаким патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства (или егоуполномоченным учреждением).
Патронатное воспитаниееще пока не вошло в федеральное законодательство и регулируется законамисубъектов РФ. В настоящее время законы, поддерживающие патронат, приняты в 41субъекте Российской Федерации, в том числе и в Ярославской области.
Данная форма устройствадетей в семью является наиболее гибкой и позволяет жить в семье ребенку любоговозраста.
Патронатное воспитаниесуществует только там, где имеются специализированные службы по устройствудетей – уполномоченные организации органов опеки и попечительства, с которымипатронатные воспитатели заключают договор.
В договоре определяютсяправа и обязанности семьи и учреждения. Данный договор является юридическойосновой для профессионального сопровождения ребенка в течение всего времени еговоспитания в семье. Кроме того, и семье и ребенку гарантируется юридическая,психологическая, социальная и иная помощь.
В настоящее время в рядерегионов созданы такие экспериментальные площадки – уполномоченные учрежденияорганов опеки и попечительства. Данные учреждения проводят подготовкукандидатов в патронатные воспитатели, для этого они используютсоциально-психологические технологии подготовки и обследования семьи, оказываютдетям и семьям необходимую помощь после помещения ребенка в семью, тем самым,повышая процент успешности и стабильности патронатных семей.
Приемная семья – формаустройства детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения,основанная на договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью междуорганом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельнымигражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).
На воспитание в приемнуюсемью может быть отдан ребенок (дети), оставшиеся без попечения родителей:
·          дети-сироты, тоесть дети, чьи родители умерли;
·          дети, родителикоторых неизвестны;
·          дети, родителикоторых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны всудебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;
·          дети, родителикоторых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание исодержание;
·          дети, покинутыеих родителями, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактическихучреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичныхучреждениях.
Приемными родителямимогут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
·          лиц, признанныхсудебным решением недееспособными или ограниченно дееспособными;
·          лиц, лишенных посуду родительских прав или ограниченных в родительских правах;
·          отстраненных отобязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащие выполнение возложенных нанего законом обязанностей;
·          бывшихусыновителей, если усыновление отменено по их вине;
·          лиц, имеющихзаболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) в приемную семью.
Общее число детей вприемной семье, включая и родных и усыновленных, не должно превышать, какправило, восьми человек.
Приемная семья образуетсяна основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью.
Устройство детей вприемную семью не влечет за собой возникновения между родителями и приемнымидетьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из российскогозаконодательства.
Порядок организацииприемной семьи, права и обязанности родителей и детей мы рассмотрим чуть позже.
Итак, мы рассмотреличетыре основные форму устройства детей, оставшихся без родительского попечения.Безусловно, у каждой из них есть свои плюсы и минусы, и какую форму выбратьзависит от личных качеств родителей, решившихся на данный шаг.
2. Приемная семья2.1 Причины, побуждающие людей к усыновлению
Усыновление – это,несомненно, очень ответственный шаг, для людей, решившихся на него. И прежде,чем его сделать необходимо все тщательно обдумать.
Так почему же все-такилюди становятся приемными родителями? Какие мотивы ими движут?
Существует множествопричин, почему люди желают открыть свои дома абсолютно незнакомому человеку.Попытаемся выделить основные аспекты усыновления детей.
Так, например, иногдалюди путем усыновления пытались решить собственные проблемы, самоутвердитьсяили спастись от скуки. Кто-то прибегал к усыновлению, в надежде стать «нехуже других», обеспечить себя под старость или даже поправить своежилищное положение. Однако решать свои проблемы за счет личности ребенка с егоиндивидуальным внутренним миром это просто неприлично. Принятие ребенка должнобыть мотивировано только, желанием помочь лишенному семейного тепла и уютаребенку.
Бытует мнение, чтопоявление ребенка может помочь восстановить распадающуюся семью. Но этонеправда. Для успешного усыновления, наоборот, необходимо, чтобы в семье былтеплый климат, готовность супругов поддержать друг друга в трудные моменты.
Часто родители,пережившие потерю родного ребенка, считаю, что приемный сможет его заменить.Однако это далеко не так. Ребенок – это индивидуальность, которая не можетповторить кого-либо ни полностью, ни частично.
Также не стоит усыновлятьребенка только из жалости к нему.
Чаще всего об усыновлениизадумываются пары, которые по каким-либо причинам не могут иметь собственныхдетей. И усыновление представляется для них одним из способов, когда они могутвоплотить свою мечту о детях. Однако здесь следует быть очень осторожными. Чащевсего в таких случаях родители рисуют идеализированное представление осчастливой семье, которому приемный ребенок может быть не в силахсоответствовать. В некоторых случаях, усыновив ребенка, женщина все жебеременеет и тогда приемный ребенок может оказаться ненужным. Практикапоказывает, что лучшими приемными родителями становятся те, кто уже имеет опытродительства, то есть вырастил своих детей.
Бывают случаи, когда вдетском доме ищут брата или сестру для эгоистичного или скучающего собственногоребенка. Однако тут могут возникнуть серьезные проблемы. Так как к эгоизмумогут добавиться ревность и соперничество.
Иногда люди усыновляютдетей, потому что им нужна компания. Дети – это прекрасные создания, и они, безусловно,будут любить вас и будут хотеть, чтобы их тоже любили. Если человеку нуженкто-нибудь, о ком он будет заботиться, и кто в свою очередь будет заботиться онем, то усыновление детей станет прекрасным вариантом.
Следующая причинаусыновления детей – это альтруизм. Однако у некоторых приемных детей могутвозникать трудности. Так как, возможно, они могли быть из проблемных инуждающихся семей. Но каждый ребенок очень нуждается в любви, и каждому ребенкунеобходимо дать шанс для нормального жизненного развития.
К шагу усыновлениянеобходимо подготовиться, взвесить все за и против и действительно быть готовымк столь серьезному шагу. Необходимо принять ребенка таким, какой он есть: с егодостоинствами, недостатками, с его прошлым и возможно непростым внутренниммиром. И самое важное ребенка просто необходимо любить.
Психологи составилипортрет «хорошего» приемного родителя. Это человек, который нежалуется на свою жизнь, ему много чего удается, он уверен, что жизнь его станетбогаче и ярче, когда в семье появится ребенок, и действительно к этомустремится, не взирая на все возможные трудности. Такой человек будет усыновлятьдетей не просто из жалости, а считает, что может помочь им, готов пожертвоватьчем-то из своих удобств, чтобы стать любящим и заботливым родителям.
В настоящее времяразмещение детей в семьи стало приоритетным направлением семейной политики вРоссийской Федерации. Рассмотрим подробнее процедуру образования приемнойсемьи.2.2 Понятие и порядок образования приемной семьи
Приемная семья – одна изформ устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попеченияродителей.
Приемная семья – этоформа устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наосновании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью междуорганом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельнымигражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Такое определениеприемной семьи дает Закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальнойзащите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Как уже было сказано,приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка навоспитание в семью, который заключается между органом опеки и попечительства поместу жительства (нахождения) ребенка и приемными родителями. Основанием длязаключения договора является заявление лиц, желающих усыновить ребенка, спросьбой о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое подается ворган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка. К такомузаявлению должны прилагаться следующие документы:
·          действующее втечение одного года заключение органа опеки и попечительства о возможности бытьприемными родителями;
·          справка с местаработы с указанием должности и размера заработной платы либо копия декларации одоходах, заверенная в должном порядке;
·          документ,подтверждающий наличия жилья у лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) навоспитание в приемную семью;
·          копиясвидетельства о заключение брака (если состоят в браке);
·          медицинскаяправка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица (лиц),желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью.
В договоре закрепляются:
·          условиясодержания, воспитания и образования ребенка;
·          срок, на которыйребенок помещается в приемную семью;
·          права иобязанности приемных родителей;
·          обязанности поотношению к приемной семье органа опеки и попечительства;
·          основания ипоследствия прекращения договора.
Договоромпредусматриваются следующие основные обязанности приемных родителей:
·          воспитаниеребенка на основе взаимоуважения, организуя общий быт, досуг, взаимопомощь;
·          созданиенеобходимых условий для получения ребенком образования, забота о его здоровье,физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;
·          осуществлениезащиты прав и интересов ребенка;
·          обеспечение уходаза ребенком и лечение;
·          извещение органаопеки и попечительства о возникновении в приемной семье неблагоприятных условийдля развития ребенка.
Размер оплаты трудаприемных родителей устанавливается законами субъектов РФ. Так, например вЯрославской области ежемесячная оплата труда приемных родителей, взявших навоспитание трех детей, составляет пять минимальных размеров оплаты труда сповышением на тридцать процентов за каждого последующего за третьим приемнымребенком. Кроме того, в Ярославской области приемные семьи приравниваются польготам к многодетным семьям без дополнительных прав и преимуществ.
Льготы приемной семьетакже отражаются в договоре.
Договор о передачеребенка (детей) на воспитание в приемную семью, как было отмечено выше,заключается на определенный срок, как правило, до достижения ребенкомсовершеннолетия. Однако допускается и досрочное расторжение договора. Основаниядля расторжения договора могут быть следующими:
·           наличие уважительныхпричин (болезнь приемных родителей; отсутствие взаимопонимания с ребенком;изменение семейного или имущественного положения приемных родителей;конфликтные отношения между детьми и др.);
·           установлениеорганами опеки и попечительства неблагоприятных условий для содержания,воспитания и образования ребенка в приемной семье;
·           невыполнениеусловий договора.
Итак, мы рассмотрелипроцедуру и порядок установления приемной семьи. Это, безусловно, оченьсерьезный и ответственный шаг для будущих родителей, ведь они берут на себяответственность за жизнь маленького человечка, они обязуются дать ему семейноетепло и уют. Несомненно, выбирая такой путь, человек должен быть готов к нему ифизически, и морально, и материально.
3. Усыновление в Ярославской области
22 января 2008 года внашей области прошел семинар по решению проблем приемных семей, состоявшийся врамках Года семьи.
«Самая главнаязадача, которая стоит перед нами – это сплотить те активные приемные семьи,которые существуют в каждом районе», – отметила заместитель директорадепартамента образования Ярославской области Вера Сумеркина.
Другой целью семинарастало консультирование и обучение приемных родителей, привлечение самыхактивных к работе служб сопровождения семей. Таким образом, было решено, что вобласти будут создаваться профессиональные службы сопровождения приемных семей,подбора приемных родителей.
Рассмотрим деятельностьподобной организации – социально-психологическое сопровождение приемных семей «Школаприемных родителей».
Основной целью даннойпрограммы является оптимизация процессов становления и развития семей, взявшихдетей на воспитание.
В качестве основных задачпрограммы следует выделить следующие:
·          оказание помощиприемным родителям в овладении психологическими, педагогическими, медицинскимии юридическими знаниями;
·          содействиеприемным родителям в практическом использовании полученных знаний, в овладениинавыками межличностного взаимодействия с детьми;
·          оказание помощи всоздании оптимальных условий для воспитания и развития ребенка;
·          формирование уприемных родителей здоровой родительской позиции.
Выполнение программыобеспечивают следующие специалисты:
·          юрист;
·          психолог;
·          специалист посоциально-педагогической работе;
·          медики(психотерапевт, гинеколог, нарколог, педиатр, логопед и др.).
Программа «Школаприемных родителей» реализуется через такие этапы:
1.        Психологическаядиагностика.
2.        Лекционно-семинарскиезанятия.
3.        Практическиезанятия.
4.        Анкетирование иповторная диагностика.
Занятия для кандидатов вприемные родители и для начинающих приемных родителей проводятся по различнымтемам, среди которых выделяются:
·         юридическиеосновы жизнедеятельности приемной семьи (лекция);
·         психологическаядиагностика (практическое занятие);
·         эмоциональныетрудности приемных семей (лекция);
·         принятие ребенка;психологическое обеспечение адаптации ребенка в приемной семье(тренинг-семинар);
·         особенностивоспитания ребенка в приемной семье (семинар);
·         психологическиепроблемы приемных родителей (тренинг-семинар);
·         что значит домдля ребенка, у которого его не было и который так хочет его обрести (тренинг).
Таким образом, мы видим,что данная программа имеет огромное значение для подготовки семей к усыновлениюребенка. Она дает будущим приемным родителям необходимые знания по данномувопросу, а также психологически готовит их к такому ответственному шагу. И дляуспешного формирования приемной семьи, родители обязаны пройти эту школу.
Теперь поговоримподробнее об учреждении, которое реализует процесс усыновления в Ярославскойобласти. Данным процессом занимается Государственное учреждение Ярославскойобласти «Центр по усыновлению, опеке и попечительству».
Данное учреждение созданов 1996 году с целью обеспечения защиты и законных интересов детей, оставшихсябез попечения родителей, предаваемых на воспитание в семью граждан, икоординации работы учреждений и организаций по вопросам усыновления, опеки ипопечительства в отношении детей.
ПостановлениемГубернатора Ярославской области А.И. Лисицына от 5 апреля 1996г. №152выделяются основные направления в работе центра:
·          учет сведений одетях, которые остались без попечения родителей;
·          учет сведений обобратившихся гражданах РФ и иностранных гражданах, желающих взять ребенка(детей) на воспитание в свою семью;
·          подбор ипредоставление сведений о детях, оставшихся без родительского попечения,гражданам, желающим взять на воспитание ребенка (детей) в свою семью;
·          программно-методическаяи информационная деятельность по вопросам устройства детей на воспитание всемьи.
В центр обращаютсяграждане, которые желают:
·          принять ребенка(детей) в свою семью на воспитание с целью:
·         установленияопеки (попечительства);
·         создания приемнойсемьи;
·         усыновления.
·         получитьконсультацию по вопросам подготовки документов, необходимых для устройствадетей в семью;
·          оказать помощьдетям, воспитывающимся в детских домах;
·         получитьюридическую, психолого-педагогическую помощь в период адаптации ребенка в семьедля решения возникших трудностей;
·         получитинформацию о нормативно-правовой базе по вопросам устройства детей в приемныесемьи.
Для развития институтаприемной семьи нужно лучше информировать людей о новых возможностях. Всеостальное уже делается. Практика создания приемных семей в нашей областипоказывает, что в том районе, где образовалась хотя бы одна семья, обязательновскоре создаются новые приемные семьи. Показателен пример Рыбинска, Углича,Переславля, Даниловского, Переславского, Любимского, Некрасовского районов.
С недавних пор сельскиесемьи или семьи не работающих стали брать к себе детдомовцев на воспитание.Родительский труд оценивается в три тысячи рублей, а приемного ребенкаполностью содержит государство. Таким образом, ребенок обретает семью, а семья– дополнительный доход и еще одного помощника, что особенно ценно для селян. ВУгличе практика приемных семей заведена недавно, несколько детей таким образом «усыновили»детдомовские воспитатели. С совершеннолетием ребята должны начатьсамостоятельную жизнь. Хотя рассказывают, что в Рыбинске одна семья подобнымобразом приютила десять детей, все дети выросли, поступили в разные учебныезаведения, но на праздники и каникулы толпой приезжают к своим приемнымродителям, как в родной дом.
А бывают историиуникальные. Не так давно одинокая женщина решила взять опеку надпятнадцатилетним детдомовцем. Однако ее родители отказались пустить в квартиру «чужогоребенка». В ответ на это женщина покинула родительский дом, сняладвухкомнатную квартиру, куда и переехала с приобретенным сыном.
Негативным моментом вданной проблеме является то, что существует практика возвращения ребенка изсемьи обратно в детские дома. Это вызвано тем, что приемные родители, взявшиена воспитание ребенка, до конца не осознают, что это значит, что ребенок это неигрушка, у него есть свои чувства, желания, возможно сложный характер. Ивозврат ребенка в детский дом, несомненно, является для него психологическойтравмой.
Тем не менее, несмотря навсе условия, созданные для потенциальных российских усыновителей (всемгражданам, написавшим соответствующее заявление и предоставившим пакетдокументов, органы опеки и попечительства предлагают подходящего ребёнка сразупосле появления его в банке данных), соотечественники приходят к какому-торешению, как правило, трудно, долго и мучительно. И количество желающих взятьчужого ребёнка в семью, при том, что бездетных супружеских пар становится всёбольше и больше, уже несколько лет не увеличивается.
Возможными причинами,почему так происходит, является то, что люди просто не готовы к данному шагу.Они могут бояться плохой наследственности, ведь в детские дома чаще всегопопадают дети из неблагополучных семей. Кроме того, государственная защитаприемных семей тоже еще находится не на высшем уровне.
Заключение
Итак, мы рассмотрели проблемуустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Процесс усыновления детейв России имеет длительную историю и уходит корнями еще в языческую Русь. Тогдаеще мотивы, побуждающие людей к этой деятельности, носили чисто нравственныйхарактер. В христианской Руси попечение о сиротах было частным делом князей ицеркви. Такое положение вещей продолжалось до петровских времен, когда возниклаидея о государственном призрении беспризорников. Со времен Екатерины Великойпоявляется законодательное регулирование вопросов, касающихся детей-сирот и ихопекунов. С XIX века начинает вводиться новоепонятие – патронат, что признается наиболее благоприятным для развития ребенка.Советский же период следует отметить повсеместное распространение детских домовкак единственной формы благоустройства детей, оставшихся без попеченияродителей.
В настоящее времяразвивается и поощряется идея об усыновлении ребенка, с целью дать емунормальное физическое и психическое здоровье, чтобы ребенок жил в семье и любви.
Существует четыреосновные формы устройства детей в семьи:
·          усыновление –наиболее оптимальная форма устройства ребенка, при которой между усыновителямии усыновляемым помимо того, что складываются близкие родственные отношения,происходит и юридическое закрепление этих отношений, то есть ребенок в своихправах и обязанностях приравнивается к кровному, а усыновители принимают насебя все родительские права и обязанности;
·          опека ипопечительство – это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а такжедля защиты их прав и интересов;
·          патронатноевоспитание – это относительно новая форма семейного устройства детей, прикоторой законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшейребенка на воспитание, а права и обязанности по защите прав ребенкаразграничены между таким патронатным воспитателем и органом опеки ипопечительства (или его уполномоченным учреждением);
·          приемная семья –форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения,основанная на договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью междуорганом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельнымигражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).
Из всех этих форм, какуже было сказано, самой оптимальной является усыновление, однако каждый человеквыбирает ту форму, которая для него наиболее приемлема.
Причины, побуждающиелюдей к усыновлению детей разнообразны.
Иногда люди просто хотятспастись от скуки, быть «не хуже других», есть мнение, что ребенокможет спасти распадающуюся семью, кто-то усыновляет детей из жалости и т.п. Потаким причинам усыновлять ребенка не следует. Каждый ребенок – этоиндивидуальный мир, со своими чувствами, желаниями, потребностями, это неигрушка, которая интересна только поначалу, а потом про нее забываешь.
Шаг усыновления долженбыть осознанным шагом, к нему должны прийти только те люди, которыедействительно желают взять на воспитание ребенка, которые готовы помочьребенку, готовы стать по-настоящему любящими и заботливыми родителями.
Приемная семья – это однаиз форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения.
Она образуется наосновании договора о передаче ребенка на воспитание в семью, которыйзаключается между органом опеки и попечительства по месту жительства(нахождения) ребенка и приемными родителями.
В договоре закрепляются:
·          условиясодержания, воспитания и образования ребенка;
·          срок, на которыйребенок помещается в приемную семью;
·          права иобязанности приемных родителей;
·          обязанности поотношению к приемной семье органа опеки и попечительства;
·          основания ипоследствия прекращения договора.
В Ярославской областиактивно создаются учреждения для подготовки приемных родителей. Они играюточень важную роль в психологической, юридической, педагогической подготовкемолодых родителей. Примером такого учреждения может являться «Школаприемных родителей».
Основной целью даннойпрограммы является оптимальное становление и развитие семей, взявших детей навоспитание.
В качестве основных задачпрограммы следует выделить следующие:
·          оказание помощиприемным родителям в овладении психологическими, педагогическими, медицинскимии юридическими знаниями;
·          содействиеприемным родителям в практическом использовании полученных знаний, в овладениинавыками межличностного взаимодействия с детьми;
·          оказание помощи всоздании оптимальных условий для воспитания и развития ребенка;
·          формирование уприемных родителей здоровой родительской позиции.
Непосредственнопроцессами усыновления, опеки и попечительства в Ярославской области занимается«Центр по усыновлению, опеке и попечительству».
ПостановлениемГубернатора Ярославской области А.И. Лисицына от 5 апреля 1996г. №152выделяются основные направления в работе центра:
·          учет сведений одетях, которые остались без попечения родителей;
·          учет сведений обобратившихся гражданах РФ и иностранных гражданах, желающих взять ребенка(детей) на воспитание в свою семью;
·          подбор ипредоставление сведений о детях, оставшихся без родительского попечения,гражданам, желающим взять на воспитание ребенка (детей) в свою семью;
·          программно-методическаяи информационная деятельность по вопросам устройства детей на воспитание всемьи.
Однако, не смотря на такиеблагоприятные условия, созданные для молодых приемных родителей, приемных семейв области больше не становится. Возможными причинами, почему так происходит,является то, что люди просто не готовы к данному шагу. Поэтому очень важнобольше освещать эту проблему, рассказывать об удачных опытах усыновления детей,а также совершенствовать законодательную базу данного процесса.
Список использованных источников и литературы
Источники:
1.              Гражданскийкодекс РФ.
2.              Закон Ярославскойобласти от 6 июня 1997 г. № 12-з «О размере оплаты труда приемныхродителей и льготах, предоставляемых приемной семье».
3.              ПисьмоМинистерства образования РФ и Российского детского фонда от 16 ноября 1994 г. №127-М/ 01-14/ 631 «Об оказании помощи детским домам семейного типатерриториальными органами управления образованием».
4.              ПостановлениеГубернатора Ярославской области А.И. Лисицына от 5 апреля 1996г. №152 «Обучреждении Центра по усыновлению, опеки и попечительства».
5.              ПостановлениеПравительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье».
6.              ПриказГосударственного комитета СССР по народному образованию от 23 октября 1989 г. №800.
7.              Семейный кодексРФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ.
8.              Федеральный закон№ 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальнойзащите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Литература:
1.        Довгалевская А.И.Семейное воспитание приемных детей. – М., 1948.
2.        Жедунова Л.Г.Посысоев О.Н. Социально психологические установки и барьеры населенияЯрославской области к участию в семейных формах устройства детей-сирот. –Ярославль: Центр «Ресурс», 2005.
3.        Зарецкий В.К.,Дубровская М.О., Ослон В. Н., Холмогорова А. Б. Пути решения проблем сиротствав России. – М.: ООО «Вопросы психологии», 2002г.
4.        Костров Н.А.Юридические обычаи крестьян-старожилов Томской губернии. – Томск, 1876.
5.        Максимов Е. Д.Начало государственного призрения в России // Трудовая помощь. – 1900. №1. С.41-58.
6.        Невзоров А. Цит.соч. – М., 1935.
7.        Нечаева А.М. Россияи ее дети. – М., 1999.
8.        Ожегов С.И.,Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., «АЗЪ», 1994.
9.        Патронат о двухконцах // Власть – 2008,№ 4. С. 26-31.
10.     Пчелинцева Л.М.Семейное право России. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М,1999.
11.     Российскоезаконодательство X – XX веков. Т. 5. – М., 2000.
12.     Сергеевич В.Лекции и исследования по истории русского права. СПб., 1883.
13.     Танькова Я.Талант быть мамой и папой. Ищу маму! // Комсомольская правда. – 2008. Апрель.
14.     Шимановский М.В.Патронат в России. – Одесса, 1888.
Интернет-ресурсы:
1.        В 2008 годуприемных семей в области станет больше / http//www.usynovite.ru (дата обращения: 07.04.2008).
2.        Государственноеучреждение Ярославской области «Центр по усыновлению, опеке и попечительству»/ www.edu.yar.ru (дата обращения: 07.04.2008).
3.        Интернет-проект «Усыновите– точка – ру» / http//www.usynovite.ru (дата обращения: 05.04.2008).
4.        Колетт Н. До тогокак усыновлять / www.7ya.ru/ (дата обращения: 05.04.2008).
5.        Кочинева А. Моявторая мама. Кто и почему становится приемными родителями / www.7ya.ru/ (дата обращения: 05.04.2008).
6.        Три причиныусыновления детей / http//home.damotvet.ru (дата обращения: 07.04.2008).
7.        Школа приемныхродителей / www.edu.yar.ru (дата обращения: 07.04.2008).
8.        REGIONS.RU / «Новости Федерации» Парламентарии считаютусыновление детей благородным делом, 17.04.2007 (дата обращения: 26.03.2008).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Tabacco Essay Research Paper What fills our
Реферат 7 класс После окончания 6 класса репертуар чтения еще более расширяется. Произведения обязательные для прочтения летом выделены жирным шрифтом. Остальные книги читайте в течение всего года не пожалеете. Выбирайте, что вам нравится!
Реферат Особенности учетной политики предприятия и техники ведения бухгалтерского учета на примере ЧУП "Торговый дом "Стекло"
Реферат Інструкція про порядок висунення, оформлення та представлення робіт на здобуття Державних премій України в галузі науки І техніки
Реферат Французская Полинезия
Реферат Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения
Реферат Курорти Греції
Реферат Физическая культура 2
Реферат История России 20век
Реферат Бухгалтерський облік на сільськогосподарському підприємстві
Реферат Государственая служба и ее принципы и тебования
Реферат Види компютерної графіки
Реферат Лыжный спорт (коньковый ход)
Реферат Аркадий Александрович Пластов "Купание коней"
Реферат Геопатогенные зоны их учет обнаружение и нейтрализация