Реферат по предмету "Социология"


Принципы и методы социальной работы, цели, задачи

Принципы и методы социальной работы, цели, задачи

Старость — это объективный социальный риск, поэтомунеобходимо создать условия и предпосылки для адаптации к ограничениямжизнедеятельности в пожилом возрасте. Пожилыеграждане особенно престарелые и долгожители, нуждаются в гарантированномобеспечении своих жизненно важных потребностей, а именно: надежном жилище,полноценном рациональном питании, создании благоприятной средыжизнедеятельности и условий для использования остаточной трудоспособности,человеческом общении и понимании, охране здоровья, медико-социальном уходе, атакже достойном погребении после кончины.
Основная цель социальной политики – это достижение социально–экономическогои морального благополучия людей, перешагнувших порог пенсионного возраста.
2 цель — способствовать безусловному соблюдению конституционных прав и законныхинтересов пожилых людей, в том числе на социальное обеспечение;
3 цель — содействовать обеспечению человеческого достоинства пожилых людей,утверждению их новой общественно значимой роли в социальном развитии;
4 цель — добиваться оптимального уровня индивидуальной адаптации лиц пожилоговозраста к жизнедеятельности в новых социально-экономических условиях;
5 цель — предоставлять необходимую социальную помощь и гарантированное социальноеобслуживание, способствующие созданию и поддержанию условий для полноценнойжизни в старости;
6 цель — участвовать в формировании общественного консенсуса в отношении положенияи проблем пожилых людей;
7цель - способствовать привлечениюдополнительных инвестиций для финансирования мероприятий по социальномуобслуживанию пожилых людей в духе «нового партнерства», опираясь на инициативуобщественности, используя участие негосударственных структур.
В основу этойдеятельности положены следующие основные принципы;
1. предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых людей;
2. содействие практической реализации прав и законныхинтересов, обеспечение возможности самовыражения пожилых граждан и предупреждениеустранения их от активной общественной жизни;
3. соблюдение равенства прав и возможностей пожилых гражданпри получении социальной помощи и услуг;
4. дифференциация подходов к разрешению проблем различныхгрупп пожилых людей на основе учета факторов социального риска, влияющих на ихположение;
5. выявление индивидуальных потребностей пожилых граждан в социальнойпомощи и обслуживании;
6. адресность при предоставлении социальных услуг с приоритетомсодействия пожилым гражданам в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни;
7. использование новых технологий социальной работы,направленной на удовлетворение потребностей и нужд пожилых людей;
8. ориентация на развитие самопомощи и взаимоподдержки пожилыхлюдей;
9. обеспечениеинформированности всего населения о положении пожилых людей в обществе, оправовых гарантиях и возможностях получения социальной помощи и услуг в пожиломвозрасте.
Цель, преломленная в условиях той или иной ситуации,становится конкретной задачей. Совокупность задач социальной работы может бытьиспользована также для содержательной характеристики социальной работы какособого вида общественной практики. В перечень задач социальной работы могутбыть включены следующие формулы.
1.Гуманизация социальных и государственных норм отношений кжизни индивида, семьи и сообщества. Социальная работа призвана решать задачупродвижения в общественном сознании ценностей сострадания категориям населения,находящимся в трудной жизненной ситуации.
2.Развитие потенциалов общественных институтов в сфере помощинуждающимся. Это значит, что необходимо привлекать негосударственные,неформальные институты к помощи отдельным лицам и группам, создавать ипополнять финансовые и материальные резервы социальных учреждений за счетспонсорской помощи, международного сотрудничества.
3.Соотнесениеобщественных эталонов существования в обществе с ресурсным потенциаломобщества. Реализация этой задачи требует соблюдения принципа справедливости навсех уровнях социальной политики и социальной работы (выработка законодательствраспределение бюджетных средств, непосредственного распределения всех видовпомощи).
4.Согласование общественных норм и представлений о норменуждающегося в помощи может происходить не иначе как в режим переговоров,завершающихся заключением контракта. Контракт может иметь или не иметь юридической силы, однако в немнеобходимо оговорить взаимные ожидания и «правила игры» при оказании помощи.
5.Актуализация внутренних ресурсов объекта социальной работы Активизациявозможностей самих клиентов социальных служб, с одной стороны, позволяетрационально использовать имеющиеся общественные ресурсы как в настоящий момент,так и в будущем. С другой стороны, только развитие улиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, самостоятельности иответственности за обстоятельства собственной жизни обеспечит в наибольшейстепени полноценность социального функционирования, ощущение собственнойвостребованности и полезности. Вследствие этого перед социальными работникамидолжна формулироваться задача — поддерживать активную жизненную позицию клиентасоциальной службы, содействовать ему в развитии способностей, социального опытасамопомощи, самообеспечения и организации своей жизни на личностно и социальноприемлемом уровне.
6.Облегчение использования (обеспечение доступности)общественных ресурсов для объекта социальной работы обусловлено готовностью куправлению ресурсами обеих сторон помогающего взаимодействия. Клиент долженвладеть информацией о том, какие услуги и выплаты, где, когда и при какихобстоятельствах он может получить. Кроме того, социальная поддержкануждающегося состоит в обучении оптимальным способам взаимодействия сресурсными источниками.
Учитывая тот факт, что социальная работа является универсальнымвидом деятельности, имеет междисциплинарный характер, ее методологическимипринципами выступают интегрированные принципы других наук. Их можно разделитьна несколько групп:
1- Общефилософские принципы, лежащие в основе всехнаук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия: принципыдетерминизма, отражения, развития.
2. Общие принципы социальных (общественных) наук:принципы историзма социальной обусловленности, социальной значимости,гносеологического подхода, единства сознания и деятельности.
3. Социально-политическиепринципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания инаправленности социальной работы от социальной политики государства.
4. Организационныепринципы — социально-технологическая компетентность кадров, принципы контроляи проверки исполнения, функциональной определенности, единства прав иобязанностей, полномочий и ответственности.
5. Психолого-педагогическиепринципы
6. Специфические принципы социальной работы,определяющие основные правила деятельности в сфере оказания социальных услугнаселению: принципы гуманизма, справедливости, альтруизма, коммуникативности,вариативности социальной помощи, гармонизации общественных групповых иличностных интересов и др.
Принцип универсальности требует исключить дискриминацию при оказании социальнойпомощи по любым признакам идеологического, политического, религиозного,национального, расового, возрастного характера. Содействие должно оказыватьсякаждому клиенту по единственной причине — его потребности в помощи.
Принцип охраны социальных прав гласит, что оказание помощи клиенту не может бытьобусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или от частиих.
Принцип социального реагирования подразумевает осознание необходимостипринимать меры по выявленным социальным проблемам, действовать в соответствии сконкретными обстоятельствами социальной ситуации индивидуального клиента, а неограничиваться только стандартным набором мероприятии, ориентированных на«среднего» потребителя социальных услуг.
Принцип профилактической направленности предполагает предпринимать усилия попредупреждению возникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов
Принцип клиентопроцентризма означает признание приоритета прав клиента во всехслучаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей. Основанна праве человека делать собственный выбор образа жизни и конкретных действий,даже если его поведение не соответствует общепринятым моральным нормам.
Принцип опоры насобственные силы подчеркиваетсубъектную роль клиента, его активную позицию в разрешении своих проблем. Врядли кто-либо может вместо самого человека разрешить его жизненные затруднения,устранить конфликтную ситуацию, наладить отношения с близкими людьми.
Принцип максимизации социальных ресурсов исходит из того, что каждаясоциальная система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказаниесоциальной помощи своему населению.
Принципконфиденциальности связанс тем, что в процессе деятельности социальному работнику становится доступнойинформация о клиенте, которая, будучи разглашенной, может принести вред ему илиего близким, дискредитировать и опорочить их. Это сведения о болезнях,негативных привычках, психических заболеваниях, семейных конфликтах,криминальном прошлом или настоящем. Такая информация может использоватьсятолько в профессиональных целях. Она не должна разглашаться.
Принцип толерантности обусловлен тем, что социальная работаведется с самыми различными категориями клиентов, в том числе с личностями,которые могут не внушать симпатии специалисту. Социальные работники не свободныот иллюзии считать свою точку зрения, свой стереотип поведения, своипредставления о хорошем и плохом единственно верными и нормативными.
Принципы социальнойработы позволяют обеспечить эффективность социальной защиты и социальной помощи. Знание об окружающей нас социальнойдействительности — это важнейшее орудие практического воздействия на нее.Существенными компонентами системы элементов научной теории являются вытекающиеиз закономерностей и принципов следствия, запечатленные в методах. Они даютключ к решению проблемных ситуаций и практических задач. Под методами понимаются способы, совокупность приемов иопераций в социальной работе; способы достижения какой-либо цели, решенияконкретной задачи.
Многие методы, используемые в социальной работе, являютсямеждисциплинарными, что предопределяется, универсальным характером социальнойработы как вида деятельности. Поэтому их делят на экономические, правовые,политические, социально-психологические, медико-социальные,административно-управленческие и др.
Все методы социальной работы можно разделить на две группы:
1) методы решения задач;
2) методы получения знания.
К методам решения задач относятся следующие.
Социологические
В своей деятельностисоциальные работники обращаются, прежде всего, к таким социологическим методам,как анализ документов (письменные, печатные, личные, безличные официальные,неофициальные), наблюдение, опросы и контент-анализ (содержание газет,кинофильмов, публичных выступлений).
Психологические
Специфика психологических методов заключается в том, что онинаправлены на изучение человеческой психики.
Другие методы
Роль социологических и психологических методов в социальнойработе огромна, но не исключительна. Используя их, социальные работникиполучают информацию об условиях жизни людей, а также их личностныхособенностях. Важную роль в их деятельности играют, однако, и другие методы,требующие от них определенных теоретических знаний и практических навыков, основными из которых являются социально-психологические,педагогические, организационные, правовые, финансово-экономические имедико-социальные.
Социально-психологические позволяют изучать закономерности поведения людей,обусловленные их принадлежностью к тем или иным социальным группам.
Значение педагогических методов обусловлено тем, что всвоей деятельности социальные работники часто сталкиваются с проблемамивоспитания, решение которых требует специальных знаний из области педагогики. Организационныеметоды связаны с организацией трудовой и общественной деятельности социальнонезащищенных групп. Обращение социальных работников к правовым методамобъясняется тем, что профессиональная помощь нуждающимся основывается наопределенном законодательстве, без которого она была бы невозможна. Они должнывладеть финансово-экономическими методами, направленными не решениепроблем материальной поддержки, а также экономических льгот и санкций.
Медико-социальные методы применяются теми, кто занимается санитарнымпросвещением, врачебно-трудовой экспертизой или патронажем.
Многообразие методов социальной работы не означает, что всеони используются при решении каждой из ее задач. Выбирая определенные методы,социальный работник руководствуется задачами, стоящими перед ним. К методам получения знания относятся:
Коммуникативные
Социальная работаявляется частным случаем коммуникации. В процессе коммуникации знание выступаеткак информация. Социальные работники должны быть знакомы с коммуникативнымиметодами, т. е. приемами, направленными на поддержание нормального хода общениямежду людьми, которые обмениваются информацией.
Философские
Поскольку знание получается в результате познания человекомокружающего мира, оно является предметом специального исследования гносеологии(или теории познания).
Логические
Познание включает в себяне только исследование предметов, но и преобразование имеющегося уже знания.
Процесс становлениясоциальной работы далек от завершения и осмысления ее принципов и методов иносит плюралистический характер.

Список литературы
1.   «Общая психология» Гуманитарныйиздательский центр «Владос», Москва 1999 г.
2.   «Социальная работа. Теория иорганизация» Минск «Тетра Системс» 2005г.
3.   «Социальная работа для студентоввузов» Ростов – на – Дону «Феникс» 2000 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.