Реферат по предмету "Социология"


Преступность несовершеннолетних. "Детки в клетке"

Научная статья
на тему: Преступностьнесовершеннолетних. «Детки в клетке»
Выполнила: Сактаганова А.
МПР 24

Оступился, совершил несусветную глупость, пошел на поводуу старших, нечистоплотных морально. К великому сожалению, подростки далеко несразу начинают понимать свои ошибки.
Потому что у них недостаточно жизненного опыта, которыйбы позволял самостоятельно принимать верные решения, находить достойный выходиз сложных ситуаций и обстоятельств. Поэтому для них особо важны совет,подсказка, доброе слово старших.
Но всегда ли рядом оказывается тот, кому онибезоговорочно верят и доверяют, следуют его назиданиям? Увы, не всем подросткамвезет в этом смысле.
Оставшись в одиночестве, подросток чаще всегоруководствуется мимолетными порывами, а не прислушивается к голосу разума.
Сейчас каждый из нас ощущает, что в последние 10-12 летобщество постигла какая-то апатия, и равнодушие к бедам детей. Из-за системнойошибки власти, а, может хуже, злого умысла открыт широкий доступ кничегонеделанью, пьянству, наркомании, преступности среди детей и подростков,отсутствие моральных обязательств, уважения, памяти.
И как — будто для нас сегодняшних писал поэт Н.А.Некрасов
Равнодушно слушая проклятья
В битве с жизнью гибнущих людей,[1]
Из-за них вы слышите ли братья,
Тихий плач и жалобы детей?
Сегодняшнее состояние преступности срединесовершеннолетних, состояние их здоровья, социальной защищенности требует отправительства, силовых ведомств, ученых, общественных организаций неотложныхмер, которые не должны остаться на бумаге, как это порой у нас происходит, адолжны реализовываться.
А то, что проблема преступности несовершеннолетнихостается в Казахстане весьма острой, не подлежит сомнению. По данным Комитетапо правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РеспубликиКазахстан, ежегодно выявляются около семи тысяч несовершеннолетних, совершившихпреступления, из них почти половина привлекается к уголовной ответственности.
Кроме того, отмечается рост количества выявленных преступлений,совершенных несовершеннолетними за последние годы: с 6614 преступлений в 2003году до 7948 преступлений в 2004 году и 4389 преступлений только за 6 месяцев2005 года.
Статистика этого года не менее удручающая — с начала егонесовершеннолетние совершили около 5 000 правонарушений.
С 84% до 89% выросло число преступлений, совершенныхподростками.
Всего за первый квартал 2008 года выявлено 116несовершеннолетних лиц, совершивших преступления, причем 88 из них привлечены куголовной ответственности. Из 116 лиц, совершивших преступления, 24 человека намомент совершения преступления являлись учениками школ и лицеев, 16 студентовколледжа и два — студенты вуза, 72 подростка на момент совершения преступленийнигде не учились и находились без присмотра взрослых.
За последние восемь лет по республике в Центры временнойизоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних помещены забезнадзорность и беспризорность более 70 тысяч несовершеннолетних, из них 10796оформлены в детские дома и школы-интернаты.
Производство в суде в отношении несовершеннолетних,согласно казахстанскому законодательству, осуществляется в рамках общейпроцессуальной формы с отдельными процедурными отступлениями, обеспечивающимиправа указанной группы субъектов. Например, статья 492 Уголовно-процессуальногоКодекса Республики Казахстан требует обязательного участия в производстве поделу родителей или иных законных представителей несовершеннолетнегоподсудимого. Они имеют право участвовать в исследовании доказательств насудебном следствии, давать показания, представлять доказательства, заявлятьходатайства и отводы, приносить жалобы на действия и решения суда.
Законодательством Республики Казахстан регламентированоправо на свободу и личную неприкосновенность граждан, несовершеннолетних вособенности.
В соответствии с принципами и нормами международногоправа и международных договоров национальное законодательство в этой частирасширено и усовершенствовано.
Действующие в системе Министерства внутренних делРеспублики Казахстан Центры временной изоляции, адаптации и реабилитациинесовершеннолетних являются структурными подразделениями органов внутреннихдел, деятельность которых определяется в соответствии со статьей 11 ЗаконаРеспублики Казахстан «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетнихи предупреждении детской безнадзорности и беспризорности».
Основными задачами Центров временной изоляции, адаптациии реабилитации несовершеннолетних являются: предупреждение правонарушений,безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, выявление, устранениепричин и условий, им способствующих; прием несовершеннолетних, их социальнаяадаптация и реабилитация; доставление несовершеннолетних в специальныеорганизации образования и организации образования с особым режимом содержания, принятиеиных мер по устройству содержащихся детей и подростков.
В Центры временной изоляции, адаптации и реабилитациинесовершеннолетних в установленном порядке могут быть помещены несовершеннолетние:совершившие общественно опасные деяния до достижения возраста, с которогонаступает уголовная ответственность; обвиняемые в совершении преступлений вслучаях, когда по условиям жизни и воспитания невозможно дальнейшее ихпроживание по прежнему месту жительства; направляемые в специальные организацииобразования и организации образования с особым режимом содержания; безнадзорныеи беспризорные для установления родителей или других законных представителей;оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих, в случаеневозможности их своевременного устройства, а также отобранных принепосредственной угрозе их жизни или здоровью органами опеки и попечительстваот родителей.
Штатная численность сотрудников Центров временнойизоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних регламентируется приказомМинистра внутренних дел Республики Казахстан от 25 декабря 2004 года № 708, гдепредусмотрены должности психологов, на которых возложены обязанности социальнойреабилитации и адаптации помещенных детей.
В целях обеспечения непрерывного процесса обучениянесовершеннолетних закреплены преподаватели, которые проводят занятия с детьмив соответствии с программой общеобразовательных школ.
Однако деятельность подобных Центров уже давноподвергается ожесточенной критике, как правозащитных организаций, так испециалистов — психологов.
Их ведомственная принадлежность к МВД приводит к тому,что в Центры попадают самые разные несовершеннолетние — и те, кто совершилкакое-либо преступление, и те, кто просто ушел из дома, заблудился, а поройпросто убежал от пьяного семейного скандала.
С криминологической точки зрения, особое значение имеетизучение семейного положения несовершеннолетних преступников. Это вполне[2] понятно, ибо в семьеформируются социально значимые качества личности и свойственные ей оценочныекритерии-.
Исследования показывают, что более 2/3 несовершеннолетнихпреступников воспитывались в семьях, где постоянно присутствовали ссоры,скандалы, взаимные оскорбления, пьянство и разврат. Каждого 8-10 рецидивиста,вставшего на преступный путь в раннем возрасте, в пьянство и совершениепреступлений вовлекли родители, старшие братья, близкие родственники.
Кроме того, неблагополучная семья оказывает негативноевлияние не только на собственных членов, но и на других подростков, с которымидружат их дети. Таким образом, происходит процесс “заражения” подростков, непринадлежащих непосредственно к данной семье.
Существуют такие возрастные особенностинесовершеннолетних, которые серьезно сказываются на их поведении.
К 10 — 12 годам у подростка на основе восприятияформируются суждения по принципу, что такое хорошо и что такое плохо. Ониперенимаются от родителей, от сверстников из фильмов, от бытовых ситуаций,которые непрерывно идут через его сознание, действующим или пассивнымучастником и свидетелем которых он постоянно бывает, в которое он включен.
К 14 — 16 годам на основе суждений у подростка возникаютубеждения. Он убежден в том, что хорошо и что для него или окружающих плохо.Убеждение складывается из его восприятия мира, из того, что хорошего илиплохого было в его жизни, их тех или иных конфликтных или разрешившихсяситуаций.
Лишь к 18 — 20 годам на основе суждений и убежденийвозникает мировоззрение. Система взглядов, воззрений на природу, общество взначительной степени предопределяют жизненный путь молодого человека.Сформировавшись, мировоззрение с трудом поддается модификации. Во всякомслучае, на это нужно гораздо больше усилий, чем на изменение убеждений, темболее — суждений.
Возрастные особенности и уровень сознания в их единстве ивзаимной связи являются предпосылками того, чтобы развивающаяся личность помере своего формирования могла выступать в качестве субъекта тех или иныхобщественных отношений, носителем определенной формы социальнойответственности, вытекающей из характера этих отношений. Иными словами, на томили ином этапе своего развития и формирования личности человек несет (или можетнести) ответственность в определенной степени, в той или иной форме, взависимости от уровня сознания, его структурных элементов.
Главное при рассмотрении личности несовершеннолетнегопреступника — возраст. С этим связаны определенные биологические,психологические и психические изменения в структуре личности. Процесссоциализации человека начинается с раннего возраста. В детстве человекскладывается как общественное существо, у него развиваются интеллект, умениеанализировать и обобщать окружающие явления, способность предвидеть возможныепоследствия своих поступков; вырабатываются волевые качества: настойчивость,целеустремленность, самоконтроль, активность, инициатива; формируютсясамосознание, чувство собственного достоинства, стремление к самостоятельности.Все это связано с криминологическим изучением личности несовершеннолетнего.
Личность трудного подростка, как правило, характеризуетсянизким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основныхсферах его воспитания: в семье, в школе (учреждении начальногопрофессионального образования) и на производстве. С другой стороны, на личностьтрудного подростка большое влияние оказывает особая сфера — улица, двор,уличные группы с отрицательной направленностью — его досуг.
Среди несовершеннолетних преступников, преобладают лицамужского пола. Это объясняется, прежде всего, различием социальных связей сосредой, в которой развивается личность, условий нравственного форм; личности,разницей в характере и соотношении типичных конфликтных ситуаций. Преобладаниесреди несовершеннолетних правонарушителей лиц мужского пола связано спсихическими и психологическими особенностями пола, с исторически сложившимсяразличием поведения, воспитания мальчиков и девочек, с большей активностью,предприимчивостью и другими общехарактерными свойствами мужчин.
Согласно статистике в общей массе несовершеннолетних,совершивших преступления, лица мужского пола составляют примерно 90%, девушки — около 9%. В последние годы наблюдается расширение круга и количествапреступлений, которые совершают девочки-подростки и девушки. Это не случайно,как не случайно и то, что увеличилось число подростков женского пола, которыезанимаются проституцией, пьянствуют, ведут аморальный образ жизни, неизбежнымследствием чего является преступное поведение.
Изучение несовершеннолетних, совершивших преступления поместу жительства, показывает, что доля городских жителей среди них составляет75%, а сельской местности — 25 %. Указанные различия зависят отсоциально-экономических условий, а также от традиций и обычаев, историческисложившихся в деревне и в городе.
В юридической литературе часто указывается на взаимосвязьобразовательного уровня и личности преступника. По этому признаку можно судитьо потенциальных возможностях личности несовершеннолетнего правонарушителя висполнении им своих социальных функций, зависящих в определенной степени отуровня его культуры, интересов. Говоря об уровне образования несовершеннолетнихпреступников, надо заметить, что он более низкий, чем у сверстников. Среди нихчасто встречаются второгодники, бросившие учебу в школах, ПТУ, а некоторые — вовспомогательных школах.
Более 30% несовершеннолетних, совершивших преступления,нигде не учились и не работали, причем наблюдается тенденция роста числанеработающих и не учащихся участников преступлений.
Проблема трудовой занятости подростков в стране остаетсядовольно напряженной, и прогноз в этом направлении не утешителен. В связи сэтим доля неработающих и не учащихся подростков в структуре преступностинесовершеннолетних будет возрастать.
Уголовный кодекс Республики Казахстан предусматриваетвозраст, с которого наступает уголовная ответственность. Так, согласно статье15 УК РК, уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко временисовершения преступления шестнадцатилетнего возраста, а также более раннеепривлечение к уголовной ответственности за совершение тяжких преступлений. Встатье 15, ч. 2, УК РК содержится перечень статей Уголовного кодекса РК, закоторые лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнеговозраста, подлежат уголовной ответственности: за убийство (статья 96),умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 103), умышленноепричинение средней тяжести вреда здоровью при отягчающих обстоятельствах(статья 104, часть вторая), изнасилование (статья 120), насильственные действиясексуального характера (статья 121), похищение человека (статья 125), кражу(статья 175), грабеж (статья 178), разбой (статья 179), вымогательство (статья181), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством безцели хищения при отягчающих обстоятельствах (статья 185, части вторая, третья,четвертая), умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающихобстоятельствах (статья 187, части вторая, третья), терроризм (статья 233),захват заложника (статья 234), заведомо ложное сообщение об акте терроризма(статья 242), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатыхвеществ и взрывных устройств (статья 255), хулиганство при отягчающихобстоятельствах (статья 257, части вторая, третья), вандализм (статья 258),хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ(статья 260), надругательство над телами умерших и местами их захоронения приотягчающих обстоятельствах (статья 275, часть вторая), умышленное приведение внегодность транспортных средств или путей сообщения (статья 299).
В Уголовном кодексе РК за привлечение несовершеннолетнихк уголовной ответственности и в случае их осуждения выделен отдельный раздел,который регулирует их правовое положение при проведении правоохранительнымиорганами уголовного преследования.
Так, в статье 78 УК РК «Уголовная ответственностьнесовершеннолетних» говорится о том, что несовершеннолетними признаются лица,которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но неисполнилось восемнадцати лет. Часть вторая этой же статьи предусматриваетназначение наказания. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним,перечислены в статье 79 УК РК. Это штраф, лишение права заниматься определеннойдеятельностью, привлечение к общественным работам, исправительные работы,ограничение свободы, лишение свободы.
При назначении наказания несовершеннолетнему учитываютсяусловия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенностиличности, а также влияние на него старших по возрасту лиц. Несовершеннолетнийвозраст как смягчающее обстоятельство учитывается в совокупности с другимисмягчающими и отягчающими обстоятельствами. Кроме мер уголовного воздействия,УК РК предусматривает и принудительные меры воспитательного характера,указанные в статье 82 УК РК. Несовершеннолетнему могут быть назначены судомследующие принудительные меры воспитательного воздействия: предупреждение;передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированногогосударственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред;ограничение досуга и установление особых требований к поведениюнесовершеннолетнего; помещение в специальное воспитательное илилечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних. Такженесовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительныхмер воспитательного воздействия.
Особую тревогу вызывает совершение несовершеннолетнимипреступлений и административных правонарушений в общественных местах. Подросткивсе чаще стали заниматься грабежом и разбоем. Вечернее и ночное время подросткипроводят в подъездах домов, во дворах, скверах, в ночных увеселительных иразвлекательных заведениях (кафе, барах, компьютерных клубах), где совершаютсяразличные правонарушения. В самом деле, статистика преступлений средиподростков выглядит ужасающей. За первый квартал 2009 года числоадминистративных правонарушений, совершенных подростками, составляет 1157, изних за распитие спиртных напитков в общественных местах задержано 263 подростка,обращение с наркотическими и психотропными веществами без цели сбыта — 5подростков, по таким видам преступлений, как кража чужого имущества — 304,хулиганские проявления — 22.
Что касается предупреждений преступленийнесовершеннолетних, с одной стороны — это защита прав и интересовнесовершеннолетних, ослабление негативного влияния дисфункции институтовсоциализации, а с другой стороны — защита общества от правонарушений ипреступных посягательств несовершеннолетних.
Основными элементами системы предупредительноговоздействия являются: тщательное изучение несовершеннолетних, способныхсовершить преступления; определение основных мер и мероприятий, опираясь накоторые, на практике можно было бы добиться поставленных целей; выработкарациональных методов организации, контроля и определения эффектаиндивидуального профилактического воздействия.
Целью индивидуальной профилактики преступлений,совершаемых несовершеннолетними, являются исправление и перевоспитаниеподростка либо изменение его криминогенной ориентации.
И только мы в силах им помочь…

Список литературы
1.Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи». М. Просвещение, 2000.
2.Домова А.И. «Социально-психологические аспекты преступностинесовершеннолетних». М. Юридическая литература, 2000.
3.Игошев К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи. М, 2000.
4.Криминологические проблемы профилактики правонарушений молодежи. Киев. 2001.
5.Криминологические и уголовно-правовые идеи борьбы с преступностью. М, 2001,
6.“Криминология”, Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е., М.2001 г.,
7.Лейкина Н. С. Личность преступника и уголовная ответственность. М, 2002.
8.Криминология: Учебник / Под ред. проф. А.И. Долговой. — М., 2004.
9.Башкатов И.Л. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. — М.,1993.
10.Мельникова Э.Б. Как уберечь подростка от конфликта с законом. — М.: Изд-воБЕК, 1998.
11.Прозументов Л.М. Групповая преступность несовершеннолетних и ее предупреждение.-- Томск: Изд-во Томского ун-та, 1993.
12.Энциклопедия преступлений и наказаний. Дети — преступники. / Ред. Ю.И. Иванов.- Мн.: Литература, 1996.
13.Уголовный кодекс Республики Казахстан от 1997.
14.Интернет источники- newzz.kz, www.mvd.kz


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :