Реферат по предмету "Социология"


Право социального обеспечения инвалидов в России

Введение
 
Государство осуществляет правовое регулированиеотношений, возникающих в связи с предоставлением денежных средств и услуг в целяхудовлетворения потребностей нетрудоспособных граждан и членов их семей вслучаях утраты заработка, несения дополнительных расходов или отсутствиянеобходимого прожиточного минимума по социально значимым причинам.
Цель работы исследование условий и порядка установления инвалидности вРФ.
Тема исследования актуальна, т.к. государство, обеспечивая социальнуюзащищённость инвалидов, призвано создавать им необходимые условия дляиндивидуального развития, развития творческих и производственных возможностей испособностей, поэтому проблема инвалидности имеет ключевое значение дляроссийской политики в сфере социальной защиты населения.
Доля нетрудоспособного населения в стране значительно возросла с моментапроведения первых реформ социальной сферы в начале 90-х. Численностьнетрудоспособного населения в 2003 г. оценивалась примерно в 4.4 миллионачеловек (около 3% от общей численности населения), что представляет собойувеличение почти на 30% по сравнению с 1985 г. Численность лиц, впервыепризнанных инвалидами, также возросла с 6.15 до 8.25 на тысячу человекнаселения в 1991 и 2004 гг. соответственно[1]. В связи с прогнозируемымстарением населения можно ожидать, что доля нетрудоспособного населения будетпродолжать увеличиваться.
Предмет исследования – право социального обеспечения инвалидов в России.
Объект исследования – условия и порядок назначения инвалидности,согласно действующему законодательству РФ.
Задачи исследования:
1. Дать понятие инвалидности и методы ее установления;
2. Исследовать порядок защиты прав инвалидов.
В ходе исследования была использована специальная и периодическаялитература, различных авторов, которые представлены в списке используемойлитературы.

Глава1. Основная характеристика и условия установления инвалидности
 
1.1.Понятие инвалидности, направления социальной защиты инвалидов
 
Сформировавшиесяв обществе стереотипы в отношении инвалидов лежат в основе подхода к понятиюинвалидности, которое в свою очередь и определяет социальную политику вотношении инвалидов и их положение в обществе.
Стереотип можно определить как устойчивое представление оком-либо или о чем-либо, основанное на жизненном (личном) опыте или отсутствииего. Стереотипы формируются, как правило, с детства, и в той или иной степениприсутствуют у всех людей. Например, «гаишник – взяточник», «чиновник –коррупционер, бюрократ» и т.д. Стереотипы могут носить как негативную, так ипозитивную окраску[2].
Существуютдва основных стереотипных подхода к инвалидности – это «традиционный», или какего еще называют, «медицинский» подход (необходимо отметить, что название«медицинский» не имеет никакого отношения к медицине), и социальный подход.
Медицинский – это подход,концентрирующийся на дефекте, существующем у человека, его соматических илипсихических нарушениях.
На вопрос,что делает человека инвалидом (ограничивает его возможности), согласнотрадиционному подходу ответы будут следующими: «Люди являются инвалидами из-затого, что они не могут ходить, слышать, видеть, говорить и т.д.»[3]
С позиций такого подхода закономерным будет вывод о том,что «инвалиды всегда больны», «инвалиды не подпадают под определение нормы ипоэтому не могут работать, не могут посещать обычные школы, не могут иметьдетей, являются иждивенцами и обузой».
Соответственно, если сконцентрироваться только нанарушениях здоровья и считать людей с инвалидностью, прежде всего, больнымилюдьми, то действия по улучшению их положения будут в основном медицинскими(физическая реабилитация, лечение, благотворительная помощь). Таким образом,человек с инвалидностью лишается права на самостоятельный жизненный выбор (онже не врач, не специалист), и становится «больным», «опекаемым», на жизнь которогоспециалистами наложено множество ограничений. В конечном счете, это ведет ксоциальной изоляции инвалидов, созданию представления о том, что инвалиды несчитаются полноценными членами общества.
Социальныйподход –это подход, сконцентрированный на барьерах и препятствиях в окружении человека,ограничивающих реализацию его прав и возможностей, и на самих этихвозможностях. Таким образом, ответ на вопрос, что делает человека инвалидом(человеком с ограниченными возможностями), с позиций социального подхода будетзвучать следующим образом: «Люди являются инвалидами из-за физических барьеровв окружающей среде, из-за отсутствия доступа к информации и общению, из-заотсутствия доступа в обычные школы и ВУЗы, из-за того, что им не предоставленыравные возможности получения работы, из-за недоступного жилья, транспорта,из-за негативного отношения к себе и дискриминации со стороны общества и т.д.»[4]. Инвалидность с позиций данного подхода– это основной вопрос, касающийся прав человека.
Для тогочтобы увидеть различия между этими двумя подходами и тем, как они влияют наотношения в обществе, достаточно обратиться к одному простому примеру.
Давайтепредставим человека на коляске, который хочет взять книгу в общественнойбиблиотеке. Почему он не может попасть в библиотеку? Рассматривая эту ситуациючерез призму медицинской модели, логичным ответом на вопрос будет: «Потому чтоон на коляске». Проблема заключается в коляске. Суть проблемы – в самоминвалиде, поэтому мы должны «починить» его. Но если это невозможно сделать, ибольшинство людей с инвалидностью не могут быть «починены»? Ну, тогда он несможет попасть в библиотеку. Эту проблему нелегко разрешить[5].
Однако есливзглянуть на ту же ситуацию с точки зрения социальной модели, мы увидимсовершенно иную реальность. Становится очевидным, что человек не может попастьв библиотеку из-за ступенек, которые он не может преодолеть на инвалиднойколяске. И это единственная причина, почему он не может попасть в библиотеку.Архитекторы, планировщики, строители, которые строили здание библиотеки, несчитали людей с инвалидностью частью общества, не учли их потребностей. Отношениеи действия этих специалистов создали среду, ограничившую возможности человека синвалидностью. Если бы был построен пандус, очевидно, что этот человека вданной ситуации не считался бы инвалидом, и потому мог бы посещать библиотеку,как и все остальные, граждане. Социальная модель признает, что люди синвалидностью, как и все другие, время от времени нуждаются в медицинскойпомощи. Однако эта модель предлагает не рассматривать инвалидов исключительнокак объект медицинского вмешательства.
Таким образом, можно привести следующее определениеинвалидности с позиций социальной модели: «Инвалидность – это препятствия илиограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными илипсихическими отклонениями, вызванные существующими в обществе условиями, прикоторых люди исключаются из активной жизни»[6].Исходя из приведенного определения, международное движение за права инвалидоврассматривает инвалидность как одну из форм социального неравенства.
1.2.Условия установления инвалидности
Признаниелица (далее — гражданин) инвалидом осуществляется федеральными государственнымиучреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальнойэкспертизы (далее — Федеральное бюро), главными бюро медико-социальнойэкспертизы (далее — главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы вгородах и районах (далее — бюро), являющимися филиалами главных бюро[7].
Признаниегражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы[8] исходя из комплексной оценкисостояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных,социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных сиспользованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохраненияи социального развития Российской Федерации.
Медико-социальнаяэкспертиза проводится для установления структуры и степени ограниченияжизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности ктрудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.
Специалистыбюро (главного бюро, Федерального бюро) обязаны ознакомить гражданина (егозаконного представителя) с порядком и условиями признания гражданина инвалидом,а также давать разъяснения гражданам по вопросам, связанным с установлениеминвалидности.
Условияпризнания гражданина инвалидом
а) нарушениездоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленноезаболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б)ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданиномспособности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельнопередвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение,обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в)необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию
Согласноназванным нормативным актам, при установлении группы инвалидности учреждениямиМСЭ принимаются во внимание 7 критериев ограничения способностижизнедеятельности, а именно[9]:
способности ксамообслуживанию,
способности кпередвижению,
способности кориентации,
способности кобщению,
способностиконтроля за своим поведением,
способности кобучению, способности к трудовой деятельности.
Группаинвалидности органами Государственной службы МСЭ в каждом конкретном случаеопределяется по критерию, максимально нарушенному у данного больного. Причемограничение способности к трудовой деятельности может быть выраженонезначительно.
Приосвидетельствовании после 01.01.2004г. могут быть установлены:
• приопределении 1 группы инвалидности — III или II степень ограничения способностик трудовой деятельности;
• приопределении 2 группы инвалидности — I, II или III степень ограниченияспособности к трудовой деятельности;
• приопределении 3 группы инвалидности -I или 0 степень ограничения способности ктрудовой деятельности.
Такимобразом, определенная группа инвалидности не является показателемсоответствующей степени ограничения способности к трудовой деятельности.
Всоответствии с Федеральными законами от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовыхпенсиях в Российской Федерации» и от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственномпенсионном обеспечении в Российской Федерации» назначение пенсии поинвалидности с 01.01.2004г. производится в случае наступления инвалидности приналичии ограничения способности к трудовой деятельности I, II, III степени.
При этомпенсия по инвалидности компенсирует нетрудоспособным лицам заработок,утраченный по причине невозможности по состоянию здоровья осуществлятьполноценную трудовую деятельность. То есть пенсия компенсирует всего лишь одноиз вышеуказанных ограничений жизнедеятельности — ограничение способноститрудиться, причем в размере, соизмеримом с установленной степенью данногоограничения.
В связи с вышеизложенным Выписки из актов освидетельствования в МСЭ наряду сгруппой инвалидности должны содержать отметку об установлении степениограничения способности к трудовой деятельности, указанной выше для соответствующейгруппы инвалидности.
Размерыпенсий по инвалидности граждан, освидетельствованных органами медико-социальнойэкспертизы, устанавливаются в соответствии с определенной степенью ограниченияспособности к трудовой деятельности.
Поэтому еслипо результатам прохождения очередного переосвидетельствования[10]:
• инвалиду 1группы установлена 2 степень ограничения способности к трудовой деятельности,то размер пенсии уменьшается;
• еслиинвалиду 2 группы установлена 3 степень ограничения способности к трудовойдеятельности, то размер пенсии увеличивается, при I степени — уменьшается;
• еслиинвалиду 3 группы установлена «нулевая» степень ограничения способности ктрудовой деятельности, то выплата пенсии должна быть прекращена.
Выписки изактов освидетельствования МСЭ, подлежат возврату в органы медико-социальнойэкспертизы для дооформления в следующих случаях[11]:
• если несодержат сведений о степени ограничения способности к трудовой деятельности,
• -еслиуказаны две степени ограничения способности к трудовой деятельности, например,при 3 группе инвалидности степень «0 — I»,
• -приопределенной группе инвалидности установлена несоответствующая ей степеньограничения способности к трудовой деятельности, например, при 1 группеопределена I степень или при 3 группе -II либо III степень.
В соответствиисо ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении вРоссийской Федерации» право на социальную пенсию имеют нетрудоспособныеграждане, к которым относятся инвалиды, имеющие ограничение способности ктрудовой деятельности 1, 2 и 3 степени, в том числе инвалиды с детства, неимеющие права на трудовую пенсию; дети-инвалиды; дети в возрасте до 18 лет,потерявшие одного или обоих родителей и дети умершей одинокой матери.

Глава2. Защита оспариваемых прав инвалидов
 
2.1.Механизмы защиты прав инвалидов по российскому и международномузаконодательству
Праваинвалидов, как и всех граждан, в Российской Федерации гарантируютсяКонституцией России, защита прав регулируется нормами гражданского,гражданско-процессуального, уголовного, уголовно-процессуального,административного и трудового законодательства.
Судебнаязащита является одним из главных способов защиты нарушенного права. Суды общейюрисдикции рассматривают заявления о нарушении прав людей, в Конституционныйсуд можно обжаловать федеральные законы и некоторые иные нормативные акты,противоречащие Конституции РФ.
Помимо этогодля защиты нарушенного права можно обратиться с жалобой на действиягосударственного служащего в вышестоящий орган или орган прокуратуры[12].
Еще одним изспособов защиты прав является институт Уполномоченного по правам человека,учрежденный в 1997 году Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченномпо правам человека в Российской Федерации». В функции Уполномоченного входитрассмотрение жалоб на нарушения прав граждан.
Существуетнесколько международных организаций, которые рассматривают вопросы соблюдения изащиты, прав человека: ООН, Совет Европы и ОБСЕ.
Членамимеждународных организаций являются государства, самой крупной, объединяющей 192государство, является ООН. ООН выносит различные резолюции, принимаетдекларации, конвенции и другие международные документы для своих участников.
Основнымиорганами ООН являются Генеральная ассамблея, которая утверждает все документыорганизации, а также Совет безопасности и Экономический и социальный совет.
Основнымидокументами ООН по правам человека являются: Всеобщая декларация прав человека1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (МПГПП,вступил в силу в 1976 г.), Международный пакт об экономических, социальных икультурных правах 1966 г. (вступил в силу в 1976 г.), Факультативный протокол кМПГПП 1966 г. (вступил в силу в 1976 г.) и Второй факультативный протокол к МПГПП.Четыре последних документа еще называют Международным биллем о правах человека[13].
Помимо этого,в ООН принят ряд важных конвенций, таких, как Конвенция о правах ребенка, Конвенцияо защите прав трудящихся-мигрантов, Конвенция о ликвидации всех форм расовойдискриминации, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношенииженщин, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающихдостоинство видов обращения или наказания.
Основнымиорганами ООН по защите прав человека являются: Комиссия по правам человека,созданная в соответствии с Уставом ООН, (В апреле 2006 года резолюциейГенеральной ассамблеи ООН вместо Комиссии учрежден Совет по правам человека) иУправление Верховного комиссара по правам человека, в состав которого входяткомитеты, созданные на основании конвенций ООН.
Механизмамизащиты прав человека в Комиссии являются отчеты государств о соблюдении правчеловека в стране и специальные докладчики, которым Генеральная ассамблея ООНвыдает мандаты на проведение исследования, мандаты выдаются по определеннойтематике (право на образование, правозащитники) либо по территории, их ещеназывают географическими (на пример Руанда). Специальными докладчиками являютсяэксперт, либо группа экспертов, как правило, это известные в своей областиспециалисты, за свою работу они не получают заработной платы. Помимо этого, вКомиссию можно обратиться с жалобой на систематически нарушающиеся правачеловека, такие жалобы подают негосударственные организации.
Механизмамизащиты прав человека в комитетах являются периодические доклады стран,ратифицировавших конвенцию, на основании которой создан комитет ииндивидуальная жалоба на нарушение конкретного права в соответствии сконвенцией от конкретного человека. Всего на сегодняшний день действует семькомитетов: Комитет по правам человека (HRC), созданный на основеМеждународного пакта о гражданских и политических правах, Комитет поэкономическим, социальным и культурным правам (CESCR), действующий на основеМеждународного пакта по экономическим, социальным и культурным правам, Комитетпо ликвидации всех форм расовой дискриминации (CERD), созданный на основеКонвенции по ликвидации всех форм расовой дискриминации, Комитет по ликвидациидискриминации в отношении женщин (CEDAW), действующий на основании Конвенции оликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет против пыток (CAT), созданный на основеКонвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающихдостоинство видов обращения или наказания, Комитет по правам ребенка (CRC) – на основе Конвенциипо правам ребенка, Комитет по правам трудящихся мигрантов(CMW), созданный на основеКонвенции по защите прав трудящихся мигрантов[14].
Государства-участникиООН, ратифицировавшие Конвенцию, должны предоставлять отчеты в комитеты всроки, установленные процедурой комитета. Общественные организации имеют правопредоставлять альтернативные доклады по правам человека и присутствовать назаседаниях, когда рассматриваются доклады государств.
Гражданингосударства, ратифицировавшего конвенцию, имеет право подать в комитетиндивидуальную жалобу на нарушение его прав при условии, что в этом комитетепредусмотрен механизм подачи индивидуальной жалобы, таких комитетов, насегодняшний день четыре из семи. Комитет по правам ребенка, например, непредусматривает процедуры подачи индивидуальной жалобы.
Следуетобратить внимание на то, что Комитет рассматривает поданные заявления поспециальной процедуре, которая не является публичным судебным разбирательством.Поэтому Комитет ООН по правам человека является квазисудебным органом. Онрассматривает дела в закрытом заседании и использует только представленныезаявителем и государством письменные материалы. Кроме того, Комитет нерассматривает существо дела о гражданском споре или существо уголовногообвинения, а лишь решает, было ли допущено страной-участницей нарушение прав,гарантированных Международным пактом о гражданских и политических правах.
Рассмотрениежалобы в Комитете по правам человека ООН проходит две стадии. Сначала Комитетпринимает решение о приемлемости, то есть, будет ли данная жалобарассматриваться по существу или нет. А затем Комитет решает, имело ли местонарушение прав человека в отношении заявителя, основываясь исключительно на техматериалах, которые были представлены. Иногда эти две стадии по специальномурешению Комитета объединяются в одном рассмотрении, в результате которого выноситсяединое решение по приемлемости и по существу[15].
РешенияКомитета принимаются коллегиально простым большинством при наличии кворума (12человек). После рассмотрения заявления по существу Комитет по правам человекаООН доводит до сведения государства свою точку зрения и рекомендует устранитьнарушение прав человека в отношении прав заявителя в том случае, если наличиенарушения признано Комитетом.
При обращениив Комитет ООН по правам человека необходимо учитывать тот факт, чторассмотрение жалобы длится, как правило, от четырех до шести лет.
Особоговнимания заслуживает вопрос о степени обязательности для государства принимаемыхКомитетом решений. Следует отметить, что государства, добровольно признавшиеюрисдикцию Комитета, не вправе игнорировать мнение Комитета и обязаны выполнятьего решения. Но в отличие от Европейского суда по правам человека (Страсбург)Комитет по правам человека ООН не определяет конкретную сумму компенсации в связис допущенным нарушением, а лишь обязывает государство назначить ее и выплатить.
Совет Европы,организация, объединяющая государства европейского континента. Основнымиорганами Совета Европы являются Кабинет Министров и Европейский парламент.Министры иностранных дел государств-членов Совета Европы представляют интересысвоей страны в Кабинете Министров, а депутаты парламентов – в Европарламенте.
Основнымдокументом Совета Европы является Европейская конвенция о защите прав человекаи основных свобод 1950 г. (далее – ЕКПЧ), которая является региональнымдоговором. Дополнительно к ЕКПЧ было принято 12 Протоколов[16].
ЕвропейскийСуд по правам человека, созданный в рамках Совета Европы, рассматривает жалобыграждан стран – участниц Совета Европы на нарушение прав человека, закрепленныхв Европейской Конвенции и протоколах к ней.
Подать жалобув Европейский суд можно только при условии, если нарушенное право закрепленоКонвенцией либо протоколом и государство ратифицировало Конвенцию и протокол.
РоссийскаяФедерация ратифицировала Европейскую конвенцию 30 марта 1998 г., и с 5 мая 1998г. признала юрисдикцию Европейского суда по правам человека. С 1 октября 1991г. Россия обязалась соблюдать права человека, гарантированные Международнымпактом о гражданских и политических правах. Это означает, что РоссийскаяФедерация несет ответственность перед ООН и Советом Европы за исполнениеобязательств, закрепленных международными документами этих органов.
При обращениив международно-правовые инстанции необходимо соблюдать условия приемлемости,установленные Международным пактом о гражданских и политических правах,Факультативным протоколом к нему, а также Европейской конвенцией о защите правчеловека и основных свобод.
ЭкспертыЕвропейского суда по правам человека выделяют около 10 условий приемлемости:
Обстоятельствавремени,
Обстоятельстваместа,
Обстоятельствопо существу,
Обстоятельстволица,
Исчерпаниевнутренних средств правовой защиты,
6-месячныйсрок обращения,
Обоснованностьжалобы,
Недопустимостьанонимности жалобы,
Недопустимостьзлоупотребления правом на обращение,
Повторностьжалобы.
При обращениив Комитет по правам человека ООН или в Европейский суд по правам человеканеобходимо помнить, что эти инстанции не являются судами как таковыми. Этиорганы не рассматривают по существу те дела, которые были разрешены внутреннимисудами государств.
Комитет поправам человека ООН и Европейский суд по правам человека определяют, было лидопущено в отношении заявителя нарушение прав человека, предусмотренныхМеждународным пактом о гражданских и политических правах и Европейскойконвенцией о защите прав человека и основных свобод. Признание нарушения правазаявителя не влечет автоматического разрешения его спора по существу илиизменение его статуса. Государство восстанавливает его права, используя тесредства, которые имеются в его распоряжении.
Помимо этогов Европе действует еще одна международная организация — Организация побезопасности и сотрудничеству в Европе, чьи знаменитые Хельсинские соглашениялегли в основу правозащитного движения в странах бывшего социалистическоголагеря.
 
2.2.Ответственность за нарушение прав инвалидов
Юридическойответственностью называется применение к лицу, совершившему противоправноедеяние предусмотренных законом мер принуждения в установленном процессуальномпорядке.
Необходиморазличать два вида юридической ответственности в зависимости от характераправонарушения и содержания санкций за его совершение. По этим критериям выделяютсяштрафная (карательная) и правовосстановительная ответственность.
Выделяютсяследующие принципы юридической ответственности: законность, обоснованность,состязательность процесса и право на защиту лица, привлекаемого кответственности, своевременность, ответственность, целесообразность и гуманизм.
Статьей 47Конституции РФ закреплено право каждого на судебную защиту прав и свобод.Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органовместного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут бытьобжалованы в суд.
Федеральныйзакон «О социальной защите инвалидов в РФ»[17]1995 г. в качестве общей нормы предусматривает, что за причинение вредаздоровью граждан, приведшего к инвалидности, лица, виновные в этом, несутматериальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственностьв соответствии с законодательством РФ.
Предусмотренныезаконодательством РФ права лиц с ограниченными возможностями обеспечиваютсявозможностью применения мер ответственности: гражданско-правовой,административной, уголовной. Так, Кодекс РФ об административных правонарушенияхот 2001 г. предусматривает меры ответственности за следующие правонарушения:
-     нарушениеправ инвалидов в области трудоустройства и занятости (отказ работодателя вприеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, необоснованный отказв регистрации инвалида в качестве безработного);
-     нарушениетребований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильныхстоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов;
-     уклонениеот исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной,транспортной и социальной инфраструктур;
-     отказот производства транспортных средств общего пользования, приспособленных дляиспользования инвалидами, организация транспортного обслуживания населения безсоздания условий доступности для инвалидов.
2.3.Международное движение за права инвалидов. Зарубежный опыт
В социальной практике идея равенства прав граждан начала широкореализовываться только в XX столетии и, прежде всего, через защиту равных сдругими прав для отдельных слоев общества[18].
Общество не сразу осознало, что нет смысла в демократии, еслисуществует социальная изоляция инвалидов. Нигде благополучие инвалидов непришло само по себе. За него боролись пикетами и митингами. Борьба шла по двумнаправлениям: за право иметь равные условия и возможности с другими людьми и заправо на развитие врожденных способностей личности, право жить независимо,осмысленно, активно.
Сложившиеся в развитых странах системы социальной защиты инвалидовв настоящее время представляют собой нормативно закрепленные права инвалидов исоответствующие им обязанности государственных органов, общественных иблаготворительных организаций, формы и методы их деятельности в этой сфере.
Конституционноеи иное нормативное закрепление принципа равных прав инвалидов и не инвалидов,запрещение дискриминации человека по ряду признаков, в том числе по причинеинвалидности — типично для законодательства большинства зарубежных стран.
Высказанная и обоснованная просветителями XVII века в концепцииестественных прав человека идея о равенстве всех людей на Земле, какюридический принцип, была закреплена в Декларации независимости США 1776 года.В дальнейшем она нашла отражение в Декларации прав человека и гражданинаФранции 1789 года, в других актах.
Достижением мировой цивилизации в гуманитарной сфере явилосьпринятие в рамках ООН Всеобщей декларации прав человека в 1948 году. В неё небыли непосредственно включены разделы об отношении к инвалидам, но онапровозглашала равенство прав «всех людей без исключения»[19].
Затем последовало принятие в 1975 году Декларации прав инвалидовООН. «Инвалиды, – говорится в ней, – каковы бы ни были происхождение, характери серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и ихсограждане того же возраста, что в первую очередь означает право наудовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной иполнокровной».
Принцип равных прав инвалидов и неинвалидов предполагает, чтопотребности всех без исключения индивидов имеют одинаково важное значение длязащиты прав. Имеющиеся в обществе средства следует использовать таким образом,чтобы создать для инвалидов условия жизни, при которых они могли быосуществлять все человеческие формы деятельности, характерные для каждого членаданного общества.
В Соединенных Штатах Америки права инвалидов закрепленызаконодательно и включены в общую систему гражданских прав, запрещающуюдискриминацию человека. Базовым нормативным правовым актом в данном вопросеявляется Закон 1990 года «Об инвалидах», защищающий на федеральном уровне праваэтой социальной группы и запрещающий её дискриминацию в трудовых отношениях, вгосударственных органах власти, в местах общественного пользования, торговле,на транспорте.
Закон предписывает органам власти всех уровней обеспечиватьинвалидам «равный доступ к получению преимуществ от различного видадеятельности, программ и услуг». Это включает пользование государственнымисистемами образования, здравоохранения, социальных услуг, нахождение в судах,на избирательных участках и в городских собраниях. Закон обязываетпредпринимать «разумные изменения политики, практики и процедур для избежаниядискриминации в отношении инвалидов». Кроме того, соответствующиегосударственные службы и строительные компании должны учитывать особенностиинвалидов при возведении новых и реконструкции имеющихся зданий и строений,чтобы облегчить доступ в них людям, пользующимся инвалидными колясками. Администрацияобщественного транспорта не должна допускать дискриминации инвалидов припредоставлении своих услуг. Ей полагается обеспечивать инвалидам надлежащиеудобства при посадке – высадке и проезде или предоставлять специальныетранспортные средства тем инвалидам, которые не в состоянии самостоятельнопользоваться обычными видами общественного транспорта.
Законом США «О трудоустройстве инвалидов» запрещается ихдискриминация при приеме на работу, продвижении по службе, профессиональномобучении, оплате труда.
В США общийнадзор за соблюдением федерального законодательства по делам инвалидов инедопущением в отношении их какой-либо дискриминации возложен на министерствоюстиции. Контрольные функции по обеспечению прав инвалидов в различных областяхимеют и другие федеральные ведомства[20]:
министерство образования (отдел специальных образовательныхпрограмм);
министерство здравоохранения и социальных служб (управление погражданским правам);
министерство жилищного строительства и городского развития (отделыпо правам инвалидов и по обеспечению равных возможностей при строительствежилья);
министерство труда (управление программ по заключению трудовыхсоглашений);
министерство транспорта (федеральная администрация городскоготранспорта при министерстве);
министерство по делам ветеранов (по вопросам инвалидов — ветеранов);
министерство сельского хозяйства (отдел распределения талоновбесплатной продовольственной помощи инвалидам, обмениваемых в магазинах напродукты питания);
комиссия по гражданским правам;
комиссия по соблюдению равных возможностей при трудоустройстве идругие.
Конституция Канады также закрепляет принцип равноправия инвалидови не дискриминации ввиду физической или умственной неполноценности.
В Канаде программы, направленные на решение проблем инвалидов,разработаны более чем в 30 министерствах, агентствах и других государственныхорганах. Общую координацию социальной адаптации инвалидов осуществляетминистерство развития людских ресурсов (бюро по делам инвалидов). Бюрозанимается сотрудничеством с другими государственными институтами, осуществляетмониторинг научных исследований в данной области. Главными направлениямидеятельности бюро являются: обеспечение соблюдения гражданских прав, обучение,трудоустройство, улучшение жилищных условий, решение проблем транспортировкиинвалидов, доступ их к всевозможным источникам информации. Под эгидойМинистерства развития людских ресурсов существуют Фонд возможностей,Федерально-провинциальная программа содействия трудоустройству инвалидов,программа «Социальное развитие в партнерстве».
Министерство канадского наследия вовлечено в работу с инвалидамичерез управление по делам спорта, координирующее параолимпийский спорт, а такжезанимающееся строительством специально оборудованных спортивно-оздоровительныхцентров по всей стране. Это же министерство занимается проблемами инвалидовчерез управление национальных парков, которое осуществляет программуусовершенствования доступа инвалидов в парки и рекреационные зоны.
Министерствотранспорта занимается вопросами доступности и безопасности транспортной системыКанады для инвалидов.
Министерство иностранных дел и международной торговли Канадыпредоставляет бесплатную и доступную информацию различным категориям инвалидово путешествиях, приемлемых для людей с ограниченными возможностями, и оказываетим консульские услуги.
Социальная защита инвалидов осуществляется посредством реализациицелого ряда программ.
Так, программой содействия трудоустройству инвалидовпредусматривается возможность получения молодежью специального или высшегообразования, а также приобретения опыта работы для последующеготрудоустройства. В рамках специальной программы «Стратегия трудоустройствамолодежи» существуют определенные льготы для работодателей, трудоустраивающихинвалидов в возрасте до 30 лет, им также компенсируется стоимость специального,необходимого для них оборудования. В соответствии с программой «Социальноеразвитие в партнерстве» учебным заведениям, социальным советам, добровольныморганизациям, неправительственным организациям и агентствам, созданным не сцелью получения прибыли, работающим с инвалидами, предоставляется помощь ворганизации и финансировании специальных проектов. Организации инвалидов тожемогут пользоваться этой программой.
Большинствосоциальных программ и выплат, касающихся инвалидов, находится в ведении органоввласти субъектов канадской федерации (провинций). Однако после 1996 годафедеральное и провинциальные правительства провозгласили вопросы обеспеченияинвалидов своим коллективным приоритетом, и в 1998 году правительство Канады иправительства провинций и территорий подписали план под общим названием:«Вместе. Канадский подход к проблемам инвалидов», в котором отражены основныенаправления долгосрочной политики в этой области, которая строится на базе трехидей: 1) инвалиды являются полноценными членами канадского общества; 2)инвалиды должны иметь возможность участвовать во всех сферах жизни общества; 3)необходимо создавать условия для превращения инвалидов в максимальнонезависимых членов общества. Акцент сделан на том, что вне зависимости отхарактера принимаемых в дальнейшем программ, инвалиды становятся ихучастниками, а не полностью зависимыми, пассивными получателями государственныхдотаций.
В Основной Закон ФРГ в 1994 году внесена поправка следующегосодержания: «Никто не должен ущемляться из-за своих недостатков (умственных илифизических)». В настоящее время в ФРГ завершена процедура принятия IX разделаКодекса социального законодательства (Реабилитация и участие инвалидов в жизниобщества), в котором обобщены юридические предписания, касающиеся вопросовреабилитации и обеспечения прав инвалидов. Дополнение в Кодекс вступило в силус 1 июля 2001 г.
Согласно Кодексу социального законодательства, особое внимание состороны государства уделяется реабилитации инвалидов и мерам раннегообнаружения болезни с использованием всех доступных средств для максимальновозможного вовлечения их в полноценную жизнь общества, устранения илиуменьшения последствий заболевания.
В Германии выделяются три формы социальной защиты инвалидов, аименно: социальное страхование, компенсации и помощь. Вопросы социальной защитыинвалидов регулируются законами[21]:
Об инвалидах 1974 года;
Об единообразии мер по реабилитации 1974 года;
О содействииинвалидам в пользовании общественным транспортом 1979 года;
О борьбе с безработицей среди инвалидов 2000 года;
Кодексом социального законодательства.
В указанных актах содержатся юридические предписания, касающиесявопросов обеспечения прав и реабилитации инвалидов, в том числе гарантий ихизбирательного права, обучения, образования, пользования общественнымтранспортом, специального оборудования рабочих мест, улучшения их положения нарынке труда, снижения безработицы этой категории населения.
Законодательной основой системы защиты прав инвалидов вВеликобритании являются законы:
О национальной помощи 1948 года;
Об инвалидах 1986 года;
О пособиях по пожизненной инвалидности и для работающих инвалидов1991 года;
О социальном обеспечении 1994 года;
О не дискриминации инвалидов 1995 года и др.
Данныезаконы, наряду с конституционными правами, принципом равных прав инвалидов инеинвалидов, провозглашают права инвалидов на обучение и образование, болеелегкий и удобный доступ к товарам широкого потребления, социальным службам,образованию и жилью, на получение работы. Законы и подзаконные акты требуют,чтобы все вводимые в эксплуатацию железнодорожные поезда были полностьюобустроены для перевозки инвалидов, включая удобный въезд инвалидных колясок. Сконца 2000 года эти правила распространяются на новые городские автобусы иавтобусы дальнего следования.
Изучениюзарубежного опыта защиты прав инвалидов уделяется большое внимание в России.Так, бывший Уполномоченный по правам человека в РФ О.О. Миронов в своемспециальном докладе отметил, что «изучение опыта социальной защиты инвалидов впередовых странах Европы, Азии, а также Канады и США, в которых положение инвалидовпозволяет им максимально реализовывать возможность вести полноценную жизнь,обладать равными правами наряду с другими гражданами, представляется полезнымдля России, находящейся в данном вопросе на начальном этапе своего развития[22].

Заключение
 
Инвалиды являются социальной группой, которым необходимо повышенноевнимание со стороны общества, особая охрана их прав со стороны государства.Кризис экономики, инфляция, рост цен, прежде всего, ударили по ним.
Наличие у человека определенных физических недостатков не должно бытьпричиной, тормозящей полноценную работу личности. В истории есть немалопримеров, когда люди с дефектами зрения, слуха, двигательного аппаратадобивались поразительных результатов. Неповторимость, уникальность каждогочеловека должна работать на общество и задача общества — создать все условиядля этого.
В 1991 году в России был принят закон «Об основных началах социальнойзащищенности инвалидов в СССР», в котором были закреплены основные принципы инаправления решения проблемы инвалидов.
В данном законе было провозглашено, что инвалиды в СССР обладают всейполнотой социально – экономических и личных прав и свобод, закрепленныхКонституцией СССР, конституциями союзных и автономных республик, другимизаконодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик.Дискриминация инвалидов запрещается и преследуется по закону. Ряд положенийданного закона воспроизведен в действующем российском законодательстве.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защитеинвалидов в РФ» содержит следующие определения социальной защиты и социальнойподдержки инвалидов: социальная защита инвалидов – система гарантированныхгосударством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки,обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации)ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другимигражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов – система мер, обеспечивающая социальныегарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовымиактами, за исключением пенсионного обеспечения.

Библиография
 
Нормативная литература
1.  КонституцияРоссийской Федерации-М.: ИКФ Омега-Л,2002
2.  Гражданскийкодекс Российской Федерации-М.: Изд-во Омега-Л, 2005
3.  Трудовойкодекс Российской Федерации-М.: Изд-во Омега-Л, 2005
4.  КодексРоссийской Федерации об Административных правонарушениях-М.: Изд-во Омега-Л,2005
5.  Уголовныйкодекс Российской Федерации-М.: Изд-во Омега-Л, 2005
6.  Федеральныйзакон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РоссийскойФедерации»
7.  ПостановлениеПравительства РФ от 13 августа 1996 г. № 965 «О порядке признания гражданинвалидами»
8.  ПостановлениеПравительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признаниялица инвалидом»
9.  ПостановлениеПравительства РФ от 3 апреля 1996 г. № 392 «О государственной службемедико-социальной экспертизы»
10.Постановление Правительства РФ от 16 декабря 2004 г. № 805 «Опорядке организации и деятельности федеральных государственных учреждениймедико-социальной экспертизы»
11.Примерное положение обучреждениях Государственной службы медико-социальной экспертизы, утвержденноепостановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 965
12.Классификации и временные критерии, используемые при осуществлениимедико-социальной экспертизы, утвержденные постановлением Минтруда РФ иМинздрава РФ от 29 января 1997 г. № 1/30
13.Классификации и критерии, используемые при осуществлениимедико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениямимедико-социальной экспертизы, утвержденные приказом Минздравсоцразвития РФ от22 августа 2005 г. № 535
14.Методические указания по определению причин инвалидности,утвержденные приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 25 декабря 1986 г. № 161
15.Разъяснение Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. N 1 «Об определенииучреждениями Государственной службы медико-социальной экспертизы причининвалидности»
16.Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровьяграждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1
Специальнаялитература
17.Дементьева Н.Ф., УстиноваЭ.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан.-М.: ЦИЭТИН, 2002.
18.Новикова К.Н. Социальнаяреабилитация инвалидов: состояние, проблемы, перспективы. -Казань, 2002.
19.Осадчих М. Социальнаяработа с инвалидами. — М., 2004.
20.Пронин О.А. Права лиц сограниченными возможностями здоровья. –М., 2006.
21.Холостова Е.И. Словарь-справочникпо социальной работе. -М.,1997.
22.Холостова Е.И. Теориясоциальной работы. -М., 1997.
23.Холостова Е.И.,Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация. – М.: Издательско-торговая корпорация«Дашков и К», 2006.
24.Храпылина Л.П. Основыреабилитации инвалидов. М., 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.