Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Уфимский государственный авиационный технический университет
Контрольная работа
по дисциплине «Социология»
вариант 5
Выполнил студент гр. Ф-207
Гайсина (Каримова) Э.И.
Уфа, 2011.
Содержание:
Введение
Глава 1 Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения и развития социологии.
Глава 2. Социальная структура общества
Заключение
Список литературы
Введение
Социология— наука об обществе. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию.
Тема данной работы состоит из двух пунктов:
Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения и развития социологии
Социальная структура общества
Актуальность данных тем обусловлена тем, что главная задача социологов –видение общества в качестве целостного социального организма, социальной структуры и социальных изменений. Такие жизненные проблемы, как ядерная война, уничтожение природной среды, эпидемиологические заболевания, социальные изменения и реформы не могут пройти мимо внимания социологов. Социология должна предвидеть изменения в жизни и обществе и помочь в регулировании социальных процессов.
Объектом исследования в первом пункте выступает социология, как наука, а во втором – социальная структура общества.
Целью данной работы является рассмотрение социологии, ее становление, предпосылки возникновения, а во втором – социальная структура общества и ее элементы.
Для написания данной контрольной работы использовались труды таких зарубежных и отечественных ученых, а так же данные интернет-ресурсов.
Глава 1 Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения и развития социологии.
Социология (от греч. socio – общество, лат. logos – слово, наука) – наука об обществе. Это общее определение имеет несколько уточняющих объяснений: 1) наука о социальных системах, из которых состоит общество; 2) наука о закономерностях развития общества; 3) наука о социальных процессах, социальных институтах, социальных отношениях; 4) наука о социальной структуре и социальных общностях; 5) наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества.
Социология возникает в конце ЗО-х — начале 40-х годов XIX в.
Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию. Методической же основой реформизма, с их точки зрения, является «позитивный метод». Этими различными идеологическими установками было продиктовано и различие в истолковании тех научных открытий, которые были сделаны в ЗО-х — 40-х годах XIX в.
В этот период на первый план развития науки выходят химия и биология. Наиболее значительными открытиями того времени являются открытие клетки немецкими учеными Шлейденом и Шванном (1838-1839), на основе которого была создана клеточная теория строения живого вещества, и создание Ч. Дарвином теории эволюции видов. Для К. Маркса и Ф. Энгельса эти теории послужили естественнонаучными предпосылками создания диалектического материализма, основным элементом которого является учение о диалектике — «алгебра революции», как ее назвал В. И. Ленин. Для О. Конта, Г. Спенсера и Э. Дюркгейма эти открытия послужили
основой для создания учения об обществе, основанного на принципах биологии, — «органической теории развития общества». Пока речь шла в основном о социологических условиях и естественнонаучных предпосылках возникновения теоретической социологии.
Однако задолго до этого в Европе закладывались основы эмпирической базы социологии и ее методов познания. Методология и методика конкретно-социологических исследований разрабатывались главным образом естествоиспытателями. Уже в XVII--XVIII в. Джон Граунт и Эдмунт Галлей вырабатывали методы количественного исследования социальных процессов.
В частности, Д. Граунт применил их в 1662 г. к анализу уровня смертности. А работа известного физика и математика Лапласа «Философские очерки о вероятности» построена на количественном описании динамики народонаселения. Особенно активно эмпирические социальные исследования в Европе начали развиваться в начале XIX века под влиянием определенных социальных процессов.
Интенсивное развитие капитализма в начале XIX в. вело к быстрому росту городов — урбанизации жизни населения. Следствием этого была резкая социальная дифференциация населения, рост числа бедных (пауперизация), увеличение преступности, нарастание социальной нестабильности. В то же время ускоренно формируются «средний слой» и буржуазная прослойка, всегда выступающие за порядок и стабильность, укрепляется институт общественного мнения, возрастает число различного рода общественных движений, выступающих за социальные реформы.
Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезни общества», с другой — объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их лечении и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований, способных предложить «лекарство» от этих «болезней». Особенно интенсивно развитие капитализма в то время происходило в Англии и Франции. Видимо, этим объясняется, что именно в этих странах появляется наибольшее количество работ, посвященных
социальным проблемам развития общества. Среди этих работ особо следует отметить «Статистическое описание Шотландии» Джона Сиклера (21 том), «Положение рабочего класса в Англии» Фридриха Энгельса, «Жизнь и труд людей в Лондоне» Чарлза Бута, «Сводка физического и морального состояния рабочих на бумажных, шерстяных и шелковых мануфактурах» Луи Виллерме, «Очерки моральной статистики Франции» Андре Герри, «Европейские рабочие» Фредерика Ле Пле (6 томов). Большое значение для разработки методологии и методики эмпирического социологического исследования имела работа одного из крупнейших статистиков XIX в. Адольфа Кетле «О человеке и развитии способностей, или Опыт социальной жизни» (1835 г.).
Некоторые исследователи считают, что именно с этой работы можно начинать отсчет времени существования социологии, или, как выразился А. Кетле, «социальной физики». Эта работа помогла науке об обществе перейти от умозрительного выведения эмпирически не проверенных законов истории к эмпирическому выведению статистически рассчитанных закономерностей с применением сложных математических процедур.
Основные этапы становления социологии.
1. Классический тип научности социологии. Учение о методе Э. Дюркгейма
Как отмечалось выше, социология вычленилась в качестве самостоятельной отрасли знания вследствие своей претензии на научное исследование общества. Однако в истории социологии никогда не существовало согласия в том, каков критерий научности.
Один из крупнейших историков социологии Ю. Н. Давыдов считает необходимым говорить о последовательном возникновении в рамках социологии, по крайней мере, трех типов научности: классического, неклассического и промежуточного, эклектического.
Классический тип научности, по его мнению, был представлен такими видными социологами, как О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Основные принципы классической методологии сводятся к следующим:
1) Социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности. Нет никаких специфических социальных законов.
2) Поэтому социология должна строиться по образу естественных «позитивных» наук.
3) Методы социального исследования должны быть такими же точными, строгими. Все социальные явления должны быть описаны количественно.
4) Важнейшим критерием научности является объективность содержания знания. Это значит, что социологическое знание не должно содержать в себе субъективные впечатления и умозрительные рассуждения, но описывать социальную действительность, независимо от нашего к ней отношения. Этот принцип нашел свое выражение в требовании «социология как наука должна быть свободна от ценностных суждений и идеологий».
Наиболее четко принципы классического типа научности были сформулированы в работе французского социолога 3. Дюркгейма «Правила социологического метода» (1895 г.).
Дюркгеймовская социология основывается на теории социального факта. В данной работе Э. Дюркгейм излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии в качестве науки. Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещи». Это означает, что: а) социальные факты внешни для индивидов; б) социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они материальны, строго наблюдаемы и безличны; в) устанавливаемые между двумя или множеством социальных фактов отношения причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества. Второе правило состоит в том, чтобы «систематически отмежевываться от всех врожденных идей».
Это означает, что: а) социология прежде всего должна порвать свои связи со всякими идеологиями и личностными пристрастиями; б) она также должна освободиться от всех предрассудков, которыми обладают индивиды в отношении социальных фактов.
Третье правило состоит в признании примата (первенства, приоритета) целого над составляющими ее частями. Это означает признание того, что: а) источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов; б) общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивида.
Итак, социология, по мнению Э. Дюркгейма, основывается на познании социальных фактов. Социальный факт специфичен. Он порожден объединенными действиями индивидов, но качественно отличается по своей природе от того, что происходит на уровне индивидуальных сознаний потому, что у него другое основание, другой субстрат — коллективное сознание. Для того, чтобы возник социальный факт, указывает Дюркгейм, необходимо, чтобы, по крайней мере, несколько индивидов объединили свои действия и чтобы эта комбинация породила какой-то новый результат. А поскольку этот синтез происходит вне сознания действующих индивидов (так как он образуется из взаимодействия множества сознаний), то он неизменно имеет следствием закрепление, установление вне индивидуальных сознаний каких-либо образцов поведения, способов действий, ценностей и т. д., которые существуют объективно. Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом социологического метода, по Дюркгейму.
2. Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология» Г. Зиммеля и М. Вебера.
Неклассический тип научности социологии разработан немецкими мыслителями Г. Зиммелем (1858-1918) и М. Вебером (1864--1920). В основе этой методологии лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества и, следовательно, признание необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология же, по их мнению, это пограничная наука, и поэтому она должна
заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все лучшее. У естествознания социология заимствует приверженность к точеным фактам и причинно-следственное объяснение действительности, у гуманитарных наук — метод понимания и отнесения к ценностям. Такая трактовка взаимодействия социологии и других наук вытекает из их понимания предмета социологии. Г. Зиммель и М. Вебер отвергали в качестве предмета социологического знания такие понятия, как «общество», «народ», «человечество», «коллективное» и т. д. Они считали, что предметом исследования социолога может быть только индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. Г. Зиммель и М. Вебер подчеркивали важность понимания социологом субъективного смысла, который вкладывается в действие самим действующим индивидом. По их мнению, наблюдая цепочку реальных действий людей, социолог должен сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действий. И здесь ему поможет знание того, что в сходных ситуациях большинство людей поступает одинаковым образом, руководствуется аналогичными мотивами.
Исходя из своего представления о предмете социологии и ее месте среди других наук Г. Зиммель и М. Вебер формулируют ряд методологи
ческих принципов, на которые, по их мнению, опирается социологическое знание:
1) Требование устранения из научного мировоззрения предоставления об объективности содержания наших знаний. Условием превращения социального знания в действительную науку является то, что оно не должно выдавать свои понятия и схемы за отражения или выражения самой действительности и ее законов. Социальная наука обязана исходить из признания принципиального различия между социальной теорией и действительностью.
2) Поэтому социология не должна претендовать на что-то большее, чем выяснение причин тех или иных свершившихся событий, воздерживаясь от так называемых «научных прогнозов». Строгое следование этим двум
правилам может создать впечатление, что социологическая теория не имеет объективного, общезначимого смысла, а является плодом субъективного произвола. Чтобы снять это впечатление, Г. Зиммель и М. Вебер утверждают: 3) Социологические теории и понятия не являются результатом интеллектуального произвола, ибо сама интеллектуальная деятельность подчиняется вполне определенным социальным приемам и, прежде всего, правилам формальной логики и общечеловеческим ценностям.
4) Социолог должен знать, что в основе механизма его интеллектуальной деятельности лежит отнесение всего многообразия эмпирических данных к этим общечеловеческим ценностям, которые задают общее направление всему человеческому мышлению. «Отнесение к ценностям кладет предел индивидуальному произволу», — писал М. Вебер. М. Вебер различает понятия «ценностные суждения» и «отнесение к ценностям». Ценностное суждение всегда личностно и субъективно. Это какое-либо утверждение, которое связано с нравственной, политической или какой-либо другой оценкой. Например, высказывание: «Вера в бога — это непреходящее качество человеческого существования». Отнесение к ценности — это процедура и отбора, и организации эмпирического материала.
В приведенном выше примере эта процедура может означать сбор фактов для изучения взаимодействия религии и разных сфер общественной и личной жизни человека, отбор и классификацию этих фактов, их обобщение и другие процедуры. В чем необходимость этого принципа отнесения к ценностям? А в том, что ученый-социолог в познании сталкивается с огромным многообразием фактов, и для отбора и анализа этих фактов он должен исходить из какой-то установки, которая и формулируется им как ценность. Но возникает вопрос: откуда же берутся эти ценностные предпочтения? М. Вебер отвечает так:
5) Изменение ценностных предпочтений социолога определяется «интересом эпохи», то есть социально-историческими обстоятельствами, в которых он действует. Каковы же инструменты познания, через которые
реализуются основные принципы «понимающей социологии»? У Г. Зиммеля таким инструментом служит, фиксирующая в социальном явлении самые устойчивые, универсальные черты, а не эмпирическое многообразие социальных фактов. Г. Зиммель считал, что над миром конкретного бытия возвышается мир идеальных ценностей. Этот мир ценностей существует по своим собственным законам, отличным от законов материального мира. Целью социологии является изучение ценностей самих по себе, как чистых форм. Социология должна стремиться изолировать желания, переживания и мотивы, как психологические аспекты, от их объективного содержания, вычленить сферу ценностную как область идеального и на основе этого построить в виде взаимоотношения чистых форм некую геометрию социального мира.
Таким образом, в учении Г. Зиммеля чистая форма — это отношение между индивидами, рассматриваемыми отдельно от тех объектов, которые выступают объектами их желаний, стремлений и других психологических актов.
Формально-геометрический метод Г. Зиммеля позволяет выделить общество вообще, институты вообще и построить такую систему, в которой социологическое знание освобождалось бы от субъективного произвола и морализаторских оценочных суждений.
Главным инструментом познания у М. Вебера выступают «идеальные типы». «Идеальные типы», по Веберу, не имеют эмпирических прообразов в самой реальности и не отражают ее, а предоставляют собой мыслительные логические конструкции, создаваемые исследователем. Эти конструкции формируются с помощью выделения отдельных черт реальности, считающихся исследователем наиболее типическими. «Идеальный тип, — писал Вебер, — это картина однородного мышления, существующая в воображении ученых и предназначенная для рассмотрения очевидных, наиболее „типичных социальных фактов“.
Идеальные типы — это предельные понятия, используемые в познании в качестве масштаба для соотнесения и сравнения с ними социальной исторической реальности. По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами. Вебер предложил типологию социальных действий, типов государства и рациональности.
Он оперирует такими идеальными типами, как „капитализм“, „бюрократизм“, „религия“ и т. д. Какую же основную задачу решают идеальные типы? М. Вебер считает, что главная цель социологии — сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Идеальные типы и позволяют сделать этот исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был в самом опыте реальной жизни.
3. Основные принципы материалистического учения об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса.
Своеобразный синтез классического и неклассического типа научности в области социологии представляет собой материалистическое учение об обществе К. Маркса (1818-1883), Ф. Энгельса (1820-1895) и их последователей.
При создании этого учения К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из натуралистических установок позитивизма, требовавших рассматривать социальные явления как факты и строить обществоведение по образцу естественных наук, с характерным для них причинно-следственным объяснением фактов.
Предметом социологии в марксизме, как отмечалось выше, является изучение общества, основных закономерностей его развития, а также основных социальных общностей и институтов.
Каковы же наиболее важные принципы материалистического учения об обществе?
1) Одним из важнейших принципов исторического материализма является признание закономерности общественного развития. Ф. Энгельс, выступая на похоронах К. Маркса, среди главнейших его достижений отмечал: „Подобно тому, как Дарвин открыл закон развития органического мира, Маркс открыл закон развития человеческой истории“. Признание закономерности означает признание действия в обществе общих, устойчивых, повторяющихся, существенных связей и отношений между процессами и явлениями.
2) Признание закономерности в материалистической концепции истории тесно связано с принципом детерминизма, то есть признанием существования причинно-следственных связей и зависи
мостей. К. Маркс и Ф. Энгельс считали необходимым из всего многообразия естественных структур, связей и отношений выделить главные, определяющие. Таковым, по их мнению, является способ производства материальных благ, состоящий из производительных сил и производственных отношений.
3 ) Третьим важным принципом материалистического учения об обществе является утверждение о его поступательном прогрессивном развитии. Принцип прогресса реализуется в марксизме через учение об общественно-экономических формациях как основных структурах общественной жизни. Общественно-экономическая формация, по определению К. Маркса, представляет собой „общество, находящееся на определенной степени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером“.
Понятие „формация“ К. Маркс заимствовал из современного ему естествознания. Этим понятием в геологии, географии, биологии обозначались определенные структуры, связанные единством условий образования, сходством состава, взаимозависимостью элементов.
В марксистском учении об обществе все эти признаки относятся к социальному организму, образованному на основе сходных закономерностей, с единой экономической и политической структурой.
Основу экономической формации составляет тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производственных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями.
Совокупность производственных отношений образует основу общества, его базис, над которым надстраиваются государственные, правовые, политические отношения и учреждения, которым, в свою очередь, соответствуют определенные формы общественного сознания.
Глава 2. Социальная структура общества
Социальная структура общества – строение и внутренняя форма его ор-ганизации, образованная относительно устойчивыми взаимосвязями, со-ставляющих его элементов.
Таким образом, социальная структура общества формируется на основе взаимной и, как правило, двухсторонней связи его элементов, основными их которых являются малые и большие группы, в том числе семья, социальные слои, классы, расы, нации, народности и т.д.
Специфика социальной структуры состоит в том, что каждый элемент пред-ставляет собой относительно самостоятельную социальную подсистему с присущей ей внутренней структурой.
Социальные структуры во многих случаях организуется при очевидном приоритете субординационных связей по отношению к координационным, в результате чего они приобретают форму «социальной пирамиды». Примером тому могут служить: социальная «вертикаль» общества (немногочисленная элита, опирающиеся на высшие, средние, низшие слои общества, численный состав которых растёт с геометрической прогрессией по мере удаления от социальной «вершины»); система образования (общеобразовательные школы – образовательные учреждения профессионального начального образования – техникумы, колледжи – институты, университеты); семьи (глава семьи,
члены семьи, ближайшие родст-венники, дальние родственники); производственный коллектив.
Главными элементами социальной структуры являются:
а) взаимодействующие друг с другом индивиды, или люди;
б) образуемые людьми социальные общности;
в) сложившиеся в обществе социальные институты.
Все эти элементы переплетены сложными, многообразными и многочисленными взаимосвязями и отношениями. В начале обратимся к социальным общностям (или социальным группам).
Социальная общность, характерные черты, виды.
Социальными общностями называют группы людей, объединенных какими-либо общими признаками: общими интересами, ценностями, общим делом и т.д.
Существует множество взаимопересекающихся видов общностей, которые отличаются друг от друга по самым разным критериям. Можно, в частности, классифицировать социальные группы по следующим трем показателям.
Так, по степени устойчивости различают:
Кратковременные, неустойчивые группы, которые отличаются в основном случайным характером и слабым взаимодействием между людьми и поэтому часто называются квазигруппами («мнимый», ненастоящий. Таковы, скажем, театральные зрители на спектакле, пассажиры в вагоне поезда, туристическая группа, митингующая толпа и т.п.).
Группы средней устойчивости (трудовой коллектив завода, бригада строителей, школьный класс, студенческая группа).
Устойчивые общности (такие, как нации или классы).
По размерам тоже выделяют три основные группы:
1. Большие социальные общности, т.е. группы существующие в масштабах страны в целом (это нации, классы, социальные слои, профессиональные объединения и т.д.)
2. Средние социальные общности – скажем, жители Чебоксары или всей
Чувашии; работники такого автозавода-гиганта как КамАЗ и т.п.)
3. Малые социальные общности, или малые (первичные) группы, к которым можно отнести, например, семью, очередной космический экипаж на орбитальной станции «Мир», коллектив работников небольшого кафе или магазина, учебную группу в техникуме.
Отличительными чертами малых групп являются не только их малочисленность, но и непосредственность, прочность и интенсивность контактов между участниками группы, заметная близость целей, норм и правил их поведения. При этом здесь можно назвать две главные разновидности групп:
а) формальные группы, которые создаются специально и действуют со-гласно определенному административно-правовому порядку – уставу, положе-нию, инструкции и т.д.(к примеру, студенческая группа в целом);
б) неформальные группы, естественно сплачивающие отдельных людей в процессе их свободного общения и под влиянием общих интересов и взаимных симпатий ( это может быть часть представителей той же студенческой группы, объединенных, скажем, занятия в спортивной секции или увлечением музыкой).
Наконец, по содержанию социальные общности можно разделить на пять групп:
1. Социально-экономические (касты, сословия, классы);
2. Социально-этнические (роды, племена, народности, нации);
3. Социально-демографические (молодежь, престарелые, дети, женщи-ны);
4. Социально-профессиональные (шахтеры, учителя, врачи и др.);
5. Социально-территориальные (жители отдельных краев, областей, районов, городов и т.д.)
Социальная общность – это реально существующая, эмпирически фикси-руемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического процесса. Социальные общности являются относительно устойчивыми
совокупностями людей, отличающимися более или менее одинаковыми чертами условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов. Общности разных видов и типов – это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого юбщежитя
Социальные общности не создаются людьми сознательно, а складываются исключительно под воздействием объективного хода общественного развития, совместного характера человеческой жизнедеятельности. Виды общностей образуются на объективной основе. Одни виды общностей — непосредственно в результате общественного производства, например, производственный коллек-тив, социально-профессиональная группа. Другие возникают на эмпирической основе: народности, нации (этнические общности), наряду с экономикой их природа и характер определяются еще и рядом других факторов. Объективной основой третьих общностей – социально –демографических — выступают естественные демографические факторы: пол, возраст, и т.д.
Любая общность формируется на основе одинаковых условий жизни, из которых она образуется. Но совокупность людей становится общностью только тогда, когда они смогут осознать эту одинаковость, проявить свое от-ношение к ней. В связи с этим у них вырабатывается отчетливое понимание того, кто является «своим», а кто «чужим». Соответственно возникает понимание единства своих интересов по сравнению с другими общностями. Осознание данного единства присуще любой нации и народности.
К таким общностям относятся племена, народности и нации.
Наиболее сложными из них являются нации. Они возникают в результате долгого исторического развития в определенную эпоху. Люди, принадлежащие к одной нации, говорят на одном зыке. Они связаны общей хозяйственно-экономической деятельностью, единством занимаемой ими территории, общностью культуры и общественной психологии, чертами национального характера.
Исторически сложившееся «пирамидальное» строение основных социаль-ных структур обеспечивает оптимальное сочетание их устойчивости и изменчи-вости при очевидном приоритете момента их устойчивости. Поэтому развитие социальных структур, сопровождающиеся увеличением количества входящих в них элементов и усложнением связи между ними, происходит, как правило, постепенно и достаточно медленно, вместе с тем, в этом процессе существуют периоды относительно быстрого и радикального изменения социальных структур.
Социальная группа как объект социологического изучения, формирования социальных групп
П. Сорокин отмечал, что «…вне группы история нам не дает человека. абсолютно изолированного человека, живущего вне общения с другими людьми, мы не знаем. Нам всегда даны группы…».
Общество представляет собой совокупность самых разных групп: больших и малых, реальных и номинальных, первичных и вторичных.
Социальная группа- это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности. Такими признаками могут быть пол, возраст, национальность, раса, профессия,. место жительства, доход, власть, образование и т.п.
Первые попытки создания социологической теории групп были предпри-няты в конце 19 в.- нач.20в. Э. Дюркгеймом, Г. Тардом, Г. Зиммелем, Л. Гумп-ловичем, Ч. Кули, Ф. Теннисом.
В реальной жизни понятию «социальная группа» даются самые различные понятия. В одном случае этот термин применяется для обозначения общества индивидов, физически и пространственно находящихся в одном месте. Примером такого сообщества могут быть индивиды, едущие в одном вагоне, находящиеся в определенный момент времени на одной площади и т.п. такое общество называется агрегацией. Агрегация – это некоторое количество людей, собранных в определенном
физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий.
Некоторые социальные группы появляются непреднамеренно, случайно. Такие спонтанно образованные группы называются квазигруппами. Квазигруппа – это спонтанное (неустойчивое) образование с кратковременным взаимодействием какого-либо вида
Значимость социальной группы для индивида заключается прежде всего в том, что группа – это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе разделения труда. В соответствии с местом в системе общественных отношений в социологии выделяются большие и малые группы.
Большая группа – это труппа с большим числом ее членов, основанная на различных типах социальных связей, не предполагающих обязательных личных контактов. Можно выделить несколько больших групп. Во-первых, это номинальные группы. Номинальные группы – совокупность людей, выделяемая для целей анализа по какому-нибудь признаку, не имеющему социального значения. к ним относятся группы условные и статические – некоторые конструкции, используемые для удобства анализа. Если признак по которому выделяется группа, выбран условно (например, высокие и низкие), то такая группа является чисто условной, если признак существенен (профессия, пол), она приближается к реальным группам. Во-вторых, большие реальные группы.
Реальные группы – это такие общности людей, которые способны к самодеятельности, т.е. могут действовать как единое целое, объединены общими целями, сознают их и стремятся их осуществить совместными организационными действиями. Эти группы типа, класса, этноса и другие сообщества, которые образуются на основе совокупности существенных признаков.
Феномен толпы.
Толпа – это временное собрание людей, объединенных в замкнутом про-
странстве общностью интересов. Социальная структура толпы, как правило, проста – лидеры и все остальные участники.
Физически ограниченное пространство приводит к социальному взаимодействию даже в тех случаях, когда люди в толпе стараются избегать межличностного контакта.
Толпы можно разделить на несколько видов в зависимости от способа их формирования и поведения.
Случайная толпа обладает наиболее неопределенной структурой. Например, собрание прохожих людей на улице возле случайно произошедшей автомобильной аварии. В этом виде толпы людей объединяет либо незначи-тельная цель, либо вовсе бесцельное времяпрепровождение. Индивиды слабо эмоционально включены в случайную толпу и могут свободно отделить ее от себя. Однако бывает, что при изменении условий она может структурироваться и проявить большую сплоченность.
Обусловленная толпа – собрание людей, заранее планирующееся и относительно структурированное, например, толпа, собравшаяся на стадионе для просмотра футбольного матча. В данном случае толпа «обусловлена» в том смыслы, что поведение ее членов находится под воздействием определенных, заранее установленных социальных норм.
Экспрессивная толпа – социальная квазигруппа, которая обычно организуется в целях личностного удовольствия ее членов и активность людей, в которой сама по себе уже является, целю и результатом. Например, собрание людей на проведение рок- фестиваля.
Действующая толпа. Под термином «действующая» подразумевается весь комплекс действий толпы. одной из важнейших форм действующей толпы является сборище – эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к насильственным действиям. Сборища, как правило, имеют лидеров, однонаправленных в своих агрессивных намерениях и требующих строгого конформизма от всех своих членов. Действия сборища направляются на какой-либо определенный объект и носят кратковременный характер. После
этого сборище, как правило, распадается. Распространенным примером сборища является ликующая толпа, которая имеет очень узкую направленность и после достижения цели быстро распадается.
Другая форма действующей толпы-восставшая толпа. Это насильственный и деструктивный коллективный взрыв. Такая толпа отличается от сборища тем, что при восстаниях поведение менее структурировано, менее целенаправленно и более неустойчиво.
Восставшая толпа может состоять из различных групп, преследующих свои цели, но действующих в критический момент сходным образом. Такой вид толпы в наименьшей степени подвержен случайным различным влияниям из вне,. ее действие в большинстве случаев непредсказуемы.
Не смотря, но то, что толпы сильно различаются по характеру и поведению, можно выделить их общие характерные черты:
1.Внушаемость Люди, находящиеся в толпе, как правило, более внушаемы. Они с большей вероятностью принимают мнения, чувства и действия большинства.
2.Анонимность. Индивид ощущает себя неузнаваемым в толпе. Толпа часто действует как единое целое, и ее индивидуальные члены не выделяются и не воспринимают себя как отдельных индивидов;
3.Спонтанность. Люди, составляющие толпу, имеют тенденцию к более спонтанной манере поведения, чем в обычных условиях. Как правило, они не задумываются над своими действиями и их поведение в толпе зависит исключительно от эмоций;
4.Неуязвимость. Поскольку люди, составляющие толпу, анонимны, они начинают чувствовать себя вне социального контроля. например, при осуществлении актов вандализма футбольными болельщиками (порча кресел, битье стекол и т.д.) каждый из участников снимает с себя ответственность, действуя со всеми вместе как одно целое.
Социология малых групп.
Анализ социальной структуры требует, чтобы в качестве изучаемой единицы
выступала элементарная частица общества, сосредотачивающая в себе все виды социальных связей. В качестве такой единицы анализа была выбрана так называемая малая группа, которая стала атрибутом всех видов социологических исследований.
Малой группой называют небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют. Г.М. Андреева отмечает, что: «Малая группа- группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов». В малой группе имеется непосредственный контакт («лицом к лицу») каждого с каждым, что служит первым группообразующим признаком, превращающим эти объединения в социально-психологическую общность, члены которой обладают чувством принадлежности к ней. например, студенческая группа, школьный класс, экипаж самолета.
Малая группа имеет отличительные признаки:
1. Ограниченное число членов группы, как правило, от 2 до 7 человек, верхний предел составляет 20 человек.
2.Члены малой группы находятся в непосредственном контакте, взаимо-действуя в течение определенного времени.
3.Каждый из членов группы взаимодействует со всеми членами и как следствие этого, число связей в группе увеличивается в геометрической прогрес-сии, когда число ее членов увеличивается в арифметической прогрессии.
4.Принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных запросов
5.Члены группы имеют общие цели, как правило, они вырабатывают общие правила, стандарты, нормы и ценности.
Малая группа принимает множество форм вплоть до очень сложных, разветвленных и многоярусных образований, но исходных форм всего две — диада и триада. Диада состоит из двух человек, например, пары влюбленных и характеризуется более интимными отношениями. Диатические отношения
в большей степени располагают ее участников к развитию чувств по отношению друг к другу. Триада – активное взаимодействие трех человек. Для триады в меньшей степени характерны интимность и эмоциональность, в ней в большей степени развито разделение труда.
Лидером именуют члена группы, пользующегося авторитетом. Он не участвует в принятие решений либо привлекается к участию наименьшее число раз. С мнением аутсайдера мало кто считается.
Если лидер в группе, как правило, один, то аутсайдеров может быть не-сколько. Когда лидеров больше, чем один, группа распадается на подгруппы и их принято называть кликами. Следует учесть, что авторитетных лиц в группе может быть несколько, на них опирается лидер, навязывая группе свое решение. Они формируют общественное мнение группы и составляют ее ядро. Т.О., лидер – фокус групповых процессов. Члены группы как бы делегируют ему власть и право принимать решение в интересах всей группы и делают это добровольно. Лидерство – отношения доминирования и подчинения в пределах малой группы.
Первичные и вторичные группы (Ч. Кули), референтные группы
(Г. Хаймен).
Существует разные подходы к классификации малых групп. Выделяют первичные и вторичные группы.
Первичная группа – разновидность малой группы, отличающаяся высокой степенью солидарности, пространственной близостью ее членов, единством целей и деятельности, добровольностью вступления в ее ряды и неформальным контролем над поведением ее членов, например, семья, группа сверстников, компания друзей и т.д. Впервые термин «первичная группа» был введен в научный оборот Ч. Кули, рассматривавшем такую группу как первичную клеточку всей социальной структуры общества. изучение первичных групп важно в силу их огромного влияния на нравственное и духовное воспитание человека. стереотипы, вырабатываемые в таких группах, становятся частью культуры, моральными постулатами и
ролевыми установками для огромного количества людей. особенно это касается подростков. В процессе социализации каждый человек определяет свое от-ношение к различным социальным группам. постепенно определяется круг социальных групп (малых и больших), по отношению, к которым данный индивид может сказать: «моя семья», «моя компания», «мой коллектив» и т.д. группы,. с которыми идентифицирует себя индивид называются ингруппами
Группы, с которыми индивид себя не соотносит, называются аутгруппами. исторически это было особенно выражено во взаимоотношениях между родами: «свой-чужой». В современном обществе такие границы разумны, и все же человек не может жить, не ощущая своей «нужности» кому-либо. Попадая в новую обстановку, человек, в первую очередь стремится идентифицировать свои интересы с интересами окружающих людей, влиться в группу единомышленников.
Вторичная группа – это социальная группа, социальные коллективы, отношения между членами которой носят безличный характер. Эмоциональные характеристики в такой группе отходят на второй план, а первый выходит способность осуществлять определенные функции и достигать общей цели.
Вторичной группой можно назвать общности, связанные между собой внешней связью, которая все же оказывает влияние на поведение индивидов, например, спортивный клуб, коллектив филателистов и т.д.
Следует отметить, что малая группа может быть первичной и вторичной. Большая социальная группа всегда выступает в форме вторичной.
В классификации малых групп также выделяют референтные группы. референтная группа (от лат.referens- сообщающий) – реальная или вообра-жаемая группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, и на нормы, мнения, ценности которой он ориентируется в своем поведении и самооценки. Американский социолог Г. Хаймен обнаружил, что определенная часть студенчества не принимает норм и ценностей группы, к
которой они принадлежат… (семья, школа, группа в институте), тем не менее, они разделяют нормы и ценности тех общностей, которые становятся для них образцом, примером для подражания. Входе исследований Г. Хаймен, что каждый человек включается сразу в несколько референтных групп, хотя и принадлежит к ним формально.
В конце 20в. такая позиция приводила к разделению морали: дома и школе, на улице и во дворе. Ценности первичной социальной группы (семья, школа и т.п.) становились под сомнение, и дети все больше ориентировались в своих поступках не на советы родителей, а на героев художественных фильмов, рекламы, криминальных разборок. официальная мораль, если она не поддерживается реальными образцами поведения государственных руководителей всех рангов, родителей, не культивируется СМИ, вряд ли будет воспринята подрастающим поколением. Оно очень быстро отделяет форму от содержания и начинает пугать членов общества откровенной духовной пустотой.
Заключение.
Социология (от греч. socio – общество, лат. logos – слово, наука) – наука об обществе. Это общее определение имеет несколько уточняющих объяснений: 1) наука о социальных системах, из которых состоит общество; 2) наука о закономерностях развития общества; 3) наука о социальных процессах, социальных институтах, социальных отношениях; 4) наука о социальной структуре и социальных общностях; 5) наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества.
Основные этапы становления социологии.
1. Классический тип научности социологии.
2. Нетрадиционный тип научности.
3. Материалистические учения об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса.
Социальная структура общества – строение и внутренняя форма его организации, образованная относительно устойчивыми взаимосвязями, составляющих его элементов.
Таким образом, социальная структура общества формируется на основе взаимной и, как правило, двухсторонней связи его элементов, основными их которых являются малые и большие группы, в том числе семья, социальные слои, классы, расы, нации, народности
Главными элементами социальной структуры являются:
а) взаимодействующие друг с другом индивиды, или люди;
б) образуемые людьми социальные общности;
в) сложившиеся в обществе социальные институты.
Список литературы
Горелов А.А. Социология в вопросах и ответах. – М.: Эксмо, 2008. — 316 с.
Добреньков В.И. Социология: Краткий курс/ Добреньков В.И., Кравченко А.И… М.: Инфра-М., 2008. — 231с.
Казаринова Н.В. и др. Социология: Учебник для вузовМ.: NOTA BENE, 2009. — 269с.
Касьянов В.В. Социология: экзаменационные ответы._р/нД, 2007. — 319с.
Кравченко А.И. Общая социология: учебное пособие для вузов – М.: Юнити, 2008. — 479с.
Кравченко А.И.Социология: Хрестоматия для вузов-М.; Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2006. — 734 с.
Самыгин С.И. Социология:100 экзаменационных ответов/ С.И. Самыгин, Г.О. Петров.- 3-е издание.- М.; Р/нД: МарТ, 2009. — 234 с.
Социология. Учебник для студентов вузов/ В.Н. Лавриненко, Г.С. Лукашева, О.А. Останина и др./ Под ред. В.Н. Лавриненко – М.ЮНИТИ: 2008. — 447 с.
Социология: Краткий тематический словарь/Ю.А. Агафонов, Е.М. Бабаосов, А.Н.Данилов и др./ Под ред. А.Н. Елсукова.- Р/нД: Феникс, 2007. — 317