Реферат по предмету "Социология"


Понятия "волонтерства" и волонтеров

Контрольнаяробота
Тема: Понятия«волонтерства»

Содержание
 
1. Понятие «волонтерсва», причиныи преимущества использования волонтеров
2. Типы волонтеров. Особенности управления волонтерами
3.Планирование волонтерской программы. Составляющие волонтерской программы
4. Создание мотивации волонтерской работы. Описание рабочих обязанностейдля волонтера
5. Определение целевых групп для набора волонтеров.Где искать волонтеров. Отбор волонтеров. Методы отбора.Оценивание навыков волонтеров
Литература
1. Понятие «волонтерсва»,причины и преимущества использования волонтеров
 
Волонтерское движениеявляется частью будь-какого общества. В общем понимании это тот взнос, которыйделает человек добровольно, без заработной платы, без продвижения по службе,для благосостояния и процветания сообществ и общества в целом.В последнее времяв Украине распространяется волонтерское движение. Основными факторами, которыеобусловливают активизацию добровольничества, является заострение социальныхпроблем и неусовершенствована система предоставления социальной помощивпечатлительным слоям населения. Сегодня волонтеры активно работают как вгосударственном секторе социальной помощи, так и в многочисленныхнегосударственных общественных организациях.К сожалению, в Украине до сих пореще не сформирована модель волонтерской работы, которая бы включала эффективныемеханизмы привлечения и отбора, учебы и контроля, поддержки и поощренияволонтеров, которые являются основными элементами менеджмента волонтерского. Вто же время почти нет литературы, которая помогла бы руководителям в создании иразвитии волонтерских групп в своих учреждениях, потому наше пособие являетсяпервой попыткой осветить основные вопросы относительно организации и управленияволонтерами.
Волонтеры — это люди,которые не ограничиваются работой, которая оплачивается и выполнением обычныхжизненных обязанностей, а тратят время и силы на дела, которые не приносятматериальную выгоду, исходя из того, что их деятельность полезна вторым, атакже приносит удовольствие им самим.
Преимуществаиспользования волонтеров: экономия бюджетных денег; увеличение объема услуг,которые предоставляются;. улучшение имиджа и статуса организации; увеличениефинансовой поддержки.
Причины волонтерсва: хочупомогать другим; хочу что-то изменить в мире; хочу показать пример своим детям; 2. Типы волонтеров. Особенности управления волонтерами
 
Волонтер, которыйработает долгое время, имеет следующие характеристики: полная отдача себяорганизации; приобщается к работе в организации: самостоятельно, работаетбольше тот же оплаты; приходит в эту организацию после общения со вторымиволонтерами; сам устанавливает предел работы, его длительность приспосабливаетсвое личное время к требований и потребностей организации;. мотивацией длятаких волонтеров служит как достижение успехов, так и ощущение присоединения к агентства.
Волонтер, которыйработает небольшой промежуток времени его характеристики: интересуется работойв целом, никогда не стремится в нее погрузиться полностью; получил такиеспособы (организация выполняет работу, которая интересует волонтера, но необязательно, что организации нужен на эту работу волонтер; вовлекают вопределенную акцию или определенное событие; приглашается товарищем для работыволонтером. Чаще всего они работают только потому, что имеют личностные связкис тем, кто их пригласил, а не потому, что понимают важность общего дела); хотятиметь четко определен объем работы в конкретный отрезок времени; мотивациятаких волонтеров — не чувство группы, а определение своих личных достижений.
Кроме выше названныхгрупп волонтеров, встречаются: волонтеры на основной работе; — волонтеры-пенсионеры; волонтеры — представители определенных профессий; эпизодическиеволонтеры; волонтеры, которые стремятся что-то изменить в своей жизни; «безработные волонтеры; волонтеры, которым выплачивается стипендия.
Волонтеры ничем неотличаются от других людей, но руководить ими приходится иначе. В следующейтаблице представлены некоторые отличия в методике руководства.
Таблица 1.
Руководство разнымикатегориями работников Люди, которые заняты полный рабочий день Люди, не занятые полный рабочий день Волонтеры Степень преданности делу Отличий нет Время, проведенное на работе Фиксированный Фиксированный Гибкий график Насколько легко передать им информацию Легче Сложнее Тяжелее всего
Дух
коллективизму Складывается нелегко Тяжелее всего Легче всего Люди, которые заняты полный рабочий день Люди, не занятые полный рабочий день Волонтеры Уровень энтузиазма Низкий Средний Наивысший Потребность в контроле Низкая Наивысшая Средняя Поддержка дисциплины Проще всего Тяжелее Тяжелее всего Необходимо качество руководства Самая низкая Средняя Высокая Способность поощрять Отличий нет Мотивация Отличий нет
Эффективное привлечениеволонтеров требует планирования и организации этого процесса, который оченьнапоминает работу над проектом.
Часто в организациях естькоординатор волонтерских программ, потому что системный подход требует, чтобыкто-то постоянно занимался поиском и учебой волонтеров. Эвон же можетосуществлять и контроль за волонтерами. Но если волонтеры работают в разныхпрограммах и вщщлах агентстве, то контроль за ними может осуществлять тотспециалист, который работает с волонтером.

3. Планирование волонтерской программы. Составляющие волонтерскойпрограммы
 
Эффективной считаетсятакая волонтерская программа, что оказывает действительную помощь организации вдостижении ее целей. Создавая волонтерскую программу, ее руководитель долженначинать с концепции службы или организации. Эффективное планированиеначинается с определения миссии службы или организации.
Миссия — это определениеназначения организации, определения ее основной цела. Например: основной цельюЦССМ является создание социальных условий жизнедеятельности, гармоничного иразностороннего развития детей и молодежи, защита их прав и свобод;удовлетворение культурных и духовных потребностей.
Волонтерский центр: «Внашем обществе есть много людей, которых волнуют проблемы общества, но оничувствуют себя несостоятельными что-то сделать или не знают, как принятьучастие в их решении. В то же время у нас есть много организаций, которые не всостоянии удовлетворить все потребности клиентов из-за отсутствияквалифицированных работников. Нашим заданием является решения эти двух проблем,путем создания для всех желающих условий для привлечения к волонтерской работе.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ВОЛОНТЕРСКОЙПРОГРАММЫ
· распространениеписьменных позиций политики организации относительно волонтерского;
· отдельный бюджетдля координации волонтерской
· программы; «постоянные тренинги для персонала по управлению
· волонтерами;
·  описание работыдля волонтеров;
·  определениеминимального времени для работы волонтера;
·  использованиеСМИ для привлечения волонтеров;
·  организацияпрограммы помощи тем, кому необходимы волонтеры разных видов;
· формальноеинтервью для потенциальных волонтеров;
·  проверка потенциальныхволонтеров (в том числе их здоровья и криминального прошлого);
· испытательныйсрок для новых волонтеров;
· подписаниесоглашения между волонтером и агентством;
·  формальнаяориентация и тренинг;
·  система учетатруда волонтеров;
·  компенсациярасходов волонтеров;
·  формальноеинтервью для волонтеров;
· « привлечениеперсонала для оценивания работы волонтеров;
·  использованиеволонтеров для предоставления помощи координатору программы;
·  использованиесистемы программного обеспечения для волонтеров. 4. Создание мотивации волонтерской работы. Описание рабочихобязанностей для волонтера
 
Одним из наиболее важныхфакторов построения эффективной волонтерской программы есть создание рабочихмест для волонтеров. Поскольку волонтеры часть своего свободного временипосвящают организации, то нужно помнить: если волонтеру робота кажетсянеинтересной, неприятной, нудной, эвон найдет себя более интересно занятие.
Поэтому создание рабочихмест допускает:
консультирование с персоналом.Для того, чтоб волонтер работал эффективно, эму нужна поддержка персонала. Аволонтерская работа — это то, что должно быть выполнено.
Определение кругапотребностей персонала, который представляет противореччат определенныхтребований к работе волонтера: специфические навыки; время для выполнения этойработы; отношение и качества, которые должны быть у волонтера.
Окончательное созданиерабочих мест. Работа для волонтера должна отвечать следующим характеристикам:
Право собственности.Волонтер должен чувствовать ответственность за что-то. Эвон должен иметьвозможность сказать «Это мое»; право собственности дает возможность волонтеругордится своей работой.
Возможность подумать.Человек или группа должны должен возможность не только выполнять какую-то работу,но и играть определенную роль в планировании, в решении относительновыполнения.
Ответственность заполученные результаты. Уверенность в том, что волонтеры питают чувствоответственности за полученные результаты, а не просто выполняют какие-то поручения.
Оценко результатов.Четвертым элементом программы выступает необходимость оценивать результатыпрограммы. Не все руководители это делают. Но если людям не говорит насколькохороший они делают свою работу, если они сами не могут сказать — успешно илинет они работают, они теряют интерес к делу.
Поиск рабочих мест дляволонтеров начинается с консультирования со специалистами организации. В беседес ими нужно определить:
— что им в работенравится больше?
— что не нравится? чембы они хотели заниматься, но у них всегда на это недостает времени?
— чтобы они хотели, чтобыбыло сделано, но у них нет работника с соответствующими знаниями и навыками?
Ответы на эти вопросыдают основу для определения направлен работы волонтеров, которые будут созданыс привлечением персонала и которые эвон поддержит. Привлечение волонтеров дляработы, которая не нравится специалистам организации или они не имеют нужныенавыки, даст возможность персонала работать над тем, чем они всегда мечтализаниматься, но на это не хватало времени.
Для того, чтобы персоналподдерживал волонтерскую программу, руководителю нужно работать с персоналомвсе время, развивая процесс коммуникации путем периодических письменных опросови интервью.
Одним из заданруководителя программы есть выделение времени для определения, как оценитьпроцесс достижения результата.
Процесс оцениванияволонтеров очень важен, поскольку если людям не говорит, насколько хороший онивыполняют свое дело, успешно или нет они работают, волонтеры потеряютзаинтересованность по делу и оставят организацию. Чтобы определиться воценивании полученного результата, можно вовлечь волонтеров в выявлениекритериев эффективности их работы, спросив: какая информация даст возможностьувидеть результаты вашей работы? Как это можно сделать? В оценивании можноиспользовать элемент соревнования, которое повышает мотивацию.
ОПИСАНИЕ РАБОЧИХОБЯЗАННОСТЕЙ ДЛЯ ВОЛОНТЕРА
Каждый волонтер должениметь описание своей работы в письменном виде. Это описание разрабатываетруководитель волонтеров вместе с персоналом. В нем определяются виды работ,которые будет выполнять волонтер. Это описание может быть использовано дляприсмотра и оценки волонтера. Описание работы состоит из следующих элементов:
Название (как называетсяработа или позиция);
Цель (результат, которогонужно достичь);
Результаты (какиерезультаты должны остаться после работы);
Мероприятия, которыепредусматриваются (что нужно делать для достижения цела);
Оценивание (как мыотчитываемся о результатах работы);
Квалификация (какиенеобходимы навыки и знания; требования к одежде, внешней вид}');
Период времени(установлено время работы);
Место (где расположеноместо работы);
Контроль (взаимоотношенияс персоналом и вторыми волонтерами, требования к отчетности, взаимоотношения скоординатором или супервизором);
Выгоды и награды(тренинги, страховка, паркует, оплата определенных услуг; мероприятия поощренияи благодарности для волонтеров). 5. Определение целевых групп для набора волонтеров. Гдеискать волонтеров. Отбор волонтеров. Методы отбора. Оценивание навыковволонтеров
 
Необходимо иметьпредставление о том, что вы ищете; определиться, на какие должности вам нужнонабрать людей; необходимо знать, кого вы хотите принять (людей преклонныхтечение, студентов, взрослых, профессионалов с определенными навыками); определитькоторая может быть их мотивация в волонтерской работе; предложить возможности,в которых, возможно эти люди будут заинтересованы (посильный взнос, навыкиработы, профессиональные отзывы).
ГДЕ ИСКАТЬ ВОЛОНТЕРОВ используйтеваши связи; спросите у людей, которых вы знаете (семья, друзья, коллеги); попроситесвоих знакомых, чтобы спросили своих знакомых; рекламируйте, делайтепрезентации о волонтерском движении в школах, колледжах, университетах,религиозных организациях; давайте рекламные объявления в местных газетах (можнопопросит газету предоставить колонку в благотворительных целях);
ОТБОР ВОЛОНТЕРОВ
Для чего нужен процесстщательного отбора? чтобы защитить ваших клиентов: детей, людей преклонныхтечение, инвалидов, и т.д.; чтобы быть уверенным, что ваши клиенты получатуслуги высокого качества; чтобы защитить вашу организацию. Вы несетеответственность (этическую, моральную и юридическую), если клиенту будетнанесен вред волонтером вашей организации; волонтеры представляют организацию,в которой они работают; Тщательная работа по отбору волонтеров поможет вамрешить, подходит данный кандидат ли к волонтерской работе — обращайтесь кописанию работы.
МЕТОДЫ ОТБОРА Интервьюированиеявляется наиболее эффективным способом отбора волонтеров: это позволяет вамзадавать вопрос и определять их ценности, мотивацию, навыки, индивидуальность,стиль общения.
Проверка отзывов(резюме): лучшей является проверка профессиональных отзывов, но иногда личныеотзывы также принимаются (в зависимости вот работы); целесообразными будутвопросы к вторым людям о впечатлении, которое исправил на них кандидат вволонтеры.
ОЦЕНИВАНИЕ НАВЫКОВВОЛОНТЕРОВПодумайте о навыках и качествах, которыми необходимо владеть, чтобыбыть способным выполнять определенную волонтерскую задачу. Составьте списокэтих навыков, например: беспокойство и отношение к клиентам; навыки общения; умениеработать в команде;
Разработайте вопросы дляинтервью, которые помогут вам определить, есть у кандидата ли желаемые навыки икачества. 

Литература
 
1.Волонтерская службанегосударственной организации социальной сферы. К.: Сфера, 2002.- 94с.
2. Волонтерское движение в^ Украине: тенденции развития /Вайнола р.Х., Капска а.Й., Комарова н.М. но др. — К.: Академпрес, 1999.-112с.
3. Деятельность центров социальныхслужб для молодежи Украины: современное состояние и перспективы развития /Руководитель авторского кол.: С.В.Толстоухова;В.В.Багай, О.В.Вакуленко, З.Г.Зайцева и ін.- К.: Академпрес, 1999.-112с.
4. Заверико н.В. Телефон доверия /Пособие для волонтеров.- Запорожье, 1999.-42с.
5. Короткова р.И. Подготовкасоциальных работников к работе с волонтерами. -К.: КПУ, 2001.-60с.
6. Социальная работа в Украине:первые шаги /Під ред.В.І.Полтавця.- К.: Издательский дом «КМАкадемия». 2ООО.-236с.
7. Технологизация волонтерской работыв современных условиях / за редакторшу А.Й.Капской. -К. 2001.- 140с.
ДОПОЛНЕНИЕ 1
 ОБРАЗЕЦ АНКЕТЫДЛЯ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЛОНТЕРОВ
П.І.Б.________________________
Телефон (дом.)_______________(г.)________________
Адрес___________________________________________
В случае непредвиденнойситуации обращаться за тел._______
1.НАВЫКИ И ШТЕРЕСИ:
Есть ли у вас хобби,любимое занятие в свободное время? Так Нет Если так», назовитеего____________________
Есть ли у вас предыдущийопыт благотворительной работы? Так Нет Если так», то напишитекоторый__________________
Есть ли здесь тот типблаготворительной работы, в котором вы наиболее заинтересованы (отметьте любоеколичество пунктов):
— работа один на один склиентом;
— работа со штатнымсотрудником как помощник;
— помощь в офисе садминистративными обязанностями;
— изучение, учеба иливыполнение индивидуальных проектов;
— предоставление услугнескольким клиентам;
— проведение публичныхвыступлений, наращивания фондов;
— другое (напишитесами)____________________________
— нет преимуществ.
Есть ли человек илигруппа лиц, с которыми вы хотели бы работать? (отметьте)
— взрослые — деть
— старые — штатныйсотрудник
— подростки — животное
— мужчины — другое(напишите сами)_______
— женщины — нетпреимуществ -інваліди
Есть ли группа, работы скоторой вы хотели бы избежать?
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯПРИГОДНОСТЬ
Образование___________________________________________
Занятость в данноевремя_____________________________
В какое время вы можетеработать в волонтерской организации?
— гибкий график. — выходные
— рабочие дни — дневноевремя
— вечером — другое
Есть ли время в течениенедели, когда вы не можете заниматься благотворительной работой?
Так Нет
Если так», то когдаименно?_______________________
Есть ли у васгеографическое преимущество для работы? Так Нет Если так», уточните,какое________________________
3. ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИКак вы о нас услышали?
— по описании работы — отдруга
— реклама -інше (напишите сами)_______
Поверните, пожалуйста,это заявление по адресу
ДОПОЛНЕНИЕ 2
 ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ СДОБРОВОЛЬЦЕМ
Проводил беседу__________________________
П.І.Б.добровольца__________________________
Телефон__________________________________
Пересмотрите информацию оприеме добровольца в члены организации. Дополните информацию и ниже напишитекомментарии_______________________________________
П. Питання длясобеседования:
1. Что привлекает вас внашей организации?
2. Есть ли какие-либоаспекты в нашей деятельности, которые побуждают вас заняться благотворительнойработой?
3. Что бы вы хотели здесьполучить от благотворительной работы?
4. Что заставило бы васпочувствовать удовольствие
5. Что вам больше всегонравилось в прежней благотворительнойработе?____________________________________
А в оплачиваемойработе?____________________________
6. Какому типа контролявы отдаете преимущество?
7. Желаете вы работатьсами, с группой или с партнером?
8. Почему?
9. Как вы думаете, какиесвои навыки вы должны использовать? __________________________________________
Ш. По окончании беседывместе с добровольцем
проанализируйте исходныевозможности: Позиции комментарии 1._______________ 1._______________
2._______________2._______________
3._______________3._______________
ЗАПОЛНЯЕТСЯ ПОСЛЕ БЕСЕДЫ:
Оценка внешности:
аккуратный неряшливыйРеакция на вопрос:
заинтересована уклончиваяМанера поведения:
уравновешен нетоварищеский
отталкивающий подозрительный
приятный враждебный
самонадеянный замкнут
Коммуникативные качества:
знает, как общаться сдругими; непринужденно чувствует себя с другими; чувствует неудобство приконтакте.
Рекомендации:
Назначить дляработы___________________________
назначить время дляследующего интервью____________
оставить врезерве______________________________
получить более подробныесводки_________________
отнестик____________________________________
в настоящее время дляагентства не пригодный____________
Сообщение:
Доброволец извещен орешении агентства
Имя ___________________Число________________
волонтерсвоотбор рабочие обязанности


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.