Реферат по предмету "Психология"


Сущность и разновидности привязанности

Реферат
На тему: «Сущность и разновидностипривязанности»

Оглавление
привязанностьпамять личность младенец
Введение
Глава 1. Теория привязанности
1.1 Я — Другой
1.2 Объект и субъект привязанности
1.3 Глубинная и семантическая память
1.4 Качество привязанности
Глава 2. Типы привязанности
2.1 Надежно привязанные младенцы (securely attached infants)
2.2 Неуверенные, избегающие младенцы (insecure-avoidantinfants)
2.3 Неуверенные, амбивалентные младенцы (insecure-ambivalentinfants)
Глава 3.Сексуальная сфера личности
Глава 4. Взаимосвязь сексуальной сферы личности и типовпривязанности
Заключение
Список использованной литературы

Введение
На данный момент теорияпривязанностей, создателем которой был Джон Боулби, является полноправной психологическойконцепцией. Зародившись в недрах глубинной психологии, теория привязанностиоформилась в самостоятельную научную школу. Как и психоанализ, теорияпривязанностей возникла из клинической практики. Ее основатели — Дж. Боулби иМ. Эйнсворт были клиническими психологами, и их ранние исследования были направленына практическую работу с пациентами.
В настоящее время теорияпривязанности находит свое применение в самых разных областях психологии: всоциальной, возрастной, педагогической, общей психологии и пр.
Изучение типовпривязанности важно, так как исследования в этой области показали, что имеетсясильная причинная связь между переживаниями индивида с его родителями и егопоследующей способностью устанавливать эмоциональные связи, и что определенныешироко распространенные вариации в этой способности, проявляющиеся всупружеских проблемах и трудностях с детьми, а также в невротических симптомахи расстройствах личности, могут быть приписаны определенным общим вариациям втех путях, которыми родители выполняют свои роли.
В данной работе феноменпривязанности рассматривается в контексте сексуальной сферы личности.Сексуальность человека является не просто врожденным инстинктом или стереотипомповедения, как у животных. Она находится под влиянием социальных, культурных,образовательных и нормативных особенностей социума, в котором формироваласьличность индивида.
Таким образом, предметомданной курсовой работы являются психологические и поведенческие особенностилюдей с различными типами привязанности.
Целью данной работы являетсяописание особенностей сексуальности людей с различными типами привязанности ивыявление аспектов связывающих привязанность и сексуальную сферу личности.
В связи с поставленнойцелью можно выделить следующие задачи:
— описание различныхтипов привязанности;
— выявление связи междупривязанностью и сексуальным поведением.

Глава 1. Теорияпривязанности
Теория привязанностейимеет начало в психоанализе З. Фрейда и теории стадийного развития Э. Эриксона,теории вторичного подкрепления и социального научения Долларда и Миллера.Однако наиболее сильное влияние здесь имеет этологический подход Лоренца и Деркина,распространившего идеи Лоренца об импринтинге на человека. Дж. Боулби развилэти идеи и выявил, что установление продолжительных теплых эмоциональных взаимоотношенийс матерью имеет довольно высокую значимость для психического развития ребенка.
В основе данной теориилежат отношения между двумя людьми, их межличностные связи, которые определяют весьдушевный и психологический строй личности: отношение человека к себе, к миру,разнообразные переживания, познавательные и творческие способности и пр. Посколькупервые связи с другим человеком возникают в младенческом возрасте, вполнепонятно, что в центре исследований данной концепции находится опыт отношений,полученный в раннем детстве.
Дж. Боулби, создатель«Теории привязанностей», его последовательница Эйнсворт (Ainsworth) и другие (Cassidy,Crittenden, Durkin, Goldfarb, Fahlberg, Jacobsen, Kennel, Klaus, Main, Rutter, Schaffer,De Shateau, Spitz, а также Авдеева, Бардышевская, Лебединский, Лангмайер,Максименко, Матейчик, Мещерякова, Мухамедрахимов, Хаймовская) доказали важностьпривязанностей и межличностных отношений ребенка и родителей (или лиц, ихзаменяющими), а также важность формирования союза ребенка и взрослого,обеспечения стабильности (т.е. длительности) отношений и качества общения ивзаимодействия между ребенком и взрослым для нормального развития ребенка иразвития его идентичности.
Одним из центральныхпонятий в теории привязанности является “объект привязанности” (attachmentfigure), т. е. тот человек, к которому возникает привязанность. Очевидно, чтодля большинства людей подобным человеком является непосредственно мать. Однако необходимоотметить, что кровное родство здесь не играет главенствующей роли: приотсутствии биологической матери, её роль, в том числе и как объектапривязанности, может выполнять любой человек, способный установить отношения близкойпривязанности с ребенком. В дальнейшей жизни объектом привязанности может статьучитель, сверстник, возлюбленный, сексуальный партнёр и пр.
Исследователи выделяют первичныеи вторичные объекты привязанности. Первичная привязанность у большинства людейвозникает в младенчестве к матери (или заменяющему ее лицу). Если первичныйобъект привязанности обеспечивает ребенку безопасность, надежность иуверенность в своей защищенности, он без труда налаживает вторичныепривязанности с другими людьми: со сверстниками, учителями и пр.
Если же мать неудовлетворяет потребностей ребенка в любви, защищенности и безопасности, он несможет устанавливать вторичные привязанности с другими людьми, пока этибазальные потребности не будут удовлетворены. Эйнсворт утверждает, что чемменее надежной является связь с матерью, тем больше ребенок склонен подавлятьсвое стремление к другим социальным контактам.
Первичная привязанностьвозникает во второй половине первого года жизни ребёнка. И хотя с самых первыхнедель младенец начинает реагировать на воздействия матери, эти реакциифрагментарны, разрознены и зависят от ситуации. Только в 8—9 мес. возникаетмотивационно-поведенческая система, в центре которой находится определеннаяфигура, обеспечивающая защищенность и безопасность.
Подтверждением данного утвержденияявляется тот факт, что дети до 6 мес. легко и относительно безболезненноадаптируются к незнакомым взрослым людям и к новым условиям жизни в случае усыновления.Замечено, что после седьмого месяца младенцы довольно тяжело и болезненнопереживают разлучение с матерью. Им сложнее привыкнуть к взрослым, заменяющимеё.
Дж. Боулби подчеркивал,что система привязанности имеет свою внутреннюю мотивацию, которая включает двепротивоположные тенденции:
— во-первых, это стремлениепознать что-то новое, к “опасности”;
— во-вторых, это стремлениеи поиск поддержки и защиты.
Дж. Боулби утверждал, чтосистема привязанностей активизируется при столкновении с опасным и неизвестными не работает в привычной безопасной обстановке. Отсюда можно сделать вывод: чембольше опасность, тем острее встаёт потребность в контакте с матерью и еезащите, а при отсутствии опасности может возникнуть физическое отдаление отобъекта привязанности.
Однако некоторые авторыполагают, что активация или дезактивация относится к поведенческому уровню, аотнюдь не к мотивационной системе привязанностей, которая сохраняет своюустойчивость независимо от внешних ситуативных условий. Так или иначе,исследовательские и познавательные интересы ребенка отвлекают его внимание отматери, а чувство страха и опасности возвращают к ней.
Основная функция объектапривязанности, которую выделяет Дж. Боулби, заключается не в удовлетворенииврожденной потребности в любви (как в классическом психоанализе) и не вудовлетворении физиологических потребностей ребенка (как в бихевиоризме), а вобеспечении защиты и безопасности. Поэтому наличие привязанности являетсянеобходимым условием исследовательского поведения и познавательного развитияребенка. Качество первичной привязанности, в свою очередь, отражается напознавательной активности и исследовательской мотивации ребенка.
Рабочая модель. К концугода привязанность фиксируется на определенном лице, и в результатеинтериоризации отношений с ним складывается так называемая рабочая модель.
Рабочая модель (workingmodel) является центральным понятием теории привязанности. Это понятие быловведено для переосмысления и развития психоаналитической концепции отношений иявляется чрезвычайно важным в контексте теории привязанностей. Дж. Боулбипредположил, что в процессе взаимодействия с другими людьми и с миром индивидконструирует рабочие модели важнейших аспектов этого мира, с помощью которых онвоспринимает и интерпретирует разные события. Рабочую модель можно было быназвать глубинной структурой самосознания или отношением, хотя связь этоймодели с сознанием весьма неоднозначна: сама она не осознается индивидом, носквозь нее он воспринимает и осознает себя и окружающий мир.
Рабочая модель неподдается конкретному описанию и научному анализу, но внутри нее можно выделитьнижеследующие оппозиции и понятия.
1.1 Я — Другой
В центре рабочей моделинаходится модель себя и близкого человека, которые неразрывно связаны ивзаимообусловлены. Ключевая характеристика себя определяется тем, как менявоспринимает объект моей привязанности. В центре модели другого — его принятиеменя и эмоциональная поддержка. Рабочие модели себя и другого возникают иразвиваются в неразрывном единстве. Например, для обиженных, нелюбимых детей «Я»выступает как не заслуживающий любви и внимания окружающих объект, а «объектпривязанности» — как требовательный, все запрещающий и жестокий. Такие же парымоделей были описаны для “запущенных” детей, лишенных родительского внимания,для благополучных и любимых детей и пр. Естественно, что оптимальная рабочаямодель складывается у детей, чьи родители заботятся о них, оказываютэмоциональную поддержку и в то же время допускают и поддерживаютсамостоятельную активность и автономию ребенка. Но во всех случаяхподчеркивается связь и взаимообусловленность моделей себя и «Другого». Этоткомплекс складывается очень рано и обладает большой устойчивостью. С возрастомрабочие модели становятся все более привычными, устойчивыми и практически неподдаются сознательному контролю. Только в тех случаях, когда эта модель явнопротиворечит действительности, возможно, ее изменение.
1.2 Объект и субъектпривязанности
Каждый человек можетвоспринимать себя объектом и субъектом привязанности. Необходимо различатьтакие понятия, как модель матери, себя как объекта привязанности, модель себякак субъекта привязанности и модель ребенка о ней как об объекте егопривязанности. По относительной выраженности и дифференциации субъект-объектныхотношений в контексте теории привязанностей различаются дополнительные иреципрокные (или взаимные) варианты привязанности.
При первом варианте одинчеловек ощущает себя объектом привязанности, принимая любовь и зависимостьдругого, который является “носителем” и “источником”, т. е. субъектомпривязанности.
При втором вариантеотношения привязанности являются взаимными, и оба партнера в равной мере являютсяи ощущают себя объектами и субъектами привязанности. В качестве примера такихвзаимных, или реципрокных, отношений обычно приводятся супружеские отношения, вкоторых оба партнера равноправны. Что касается родительской любви, то онахарактеризуется дополнительными отношениями привязанности: поскольку мать ненуждается в защите, поддержке и обеспечении своей безопасности со сторонысвоего ребенка, она чаще всего выступает как объект привязанности, а ребенок —как ее субъект.

1.3 Глубинная исемантическая память
Эти виды памяти являютсядополнительными системами и играют разную роль в становлении рабочих моделей.
Глубинная памятьсохраняет образы и образцы поведения, которые постоянно повторяются в ситуацияхвзаимодействия. Это некоторый обобщенный образ поведения, который складываетсяна основе повторяющейся последовательности взаимодействий с близким взрослым.Поведенческая схема (наподобие сенсомоторной) обобщает опыт отношений с матерьюи закрепляет привычные формы поведения. Например, ребенок, как правило,радуется при звуке шагов матери.
В отличие от глубинной,семантическая память включает обобщенные представления о структуре отношений ио конкретных отношениях с другими людьми, выраженные в вербальной форме. Этоможет быть информация, полученная от других людей (например, что говорятродители о своем отношении к ребенку и о его поведении), и собственныевербальные умозаключения ребенка. Очевидно, что семантическая память, в отличиеот глубинной, существует и работает на уровне сознания.
1.4 Качествопривязанности
Это понятие являетсяцентральным как для характеристики рабочей модели, так и для описания привязанностив целом. В основе данной характеристики лежит безопасность (илинебезопасность), которую обеспечивает (или не обеспечивает) объект привязанности.
Глубокие эмоциональныесвязи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждогоиз нас. Для детей же они — это жизненная необходимость в буквальном смыслеслова: младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут умереть, несмотряна нормальный уход, а у детей старшего возраста нарушается процесс развития.Сильная привязанность к родителям дает ребенку возможность развить базовоедоверие к миру и положительную самооценку.
Установление того илииного типа привязанности влияет на дальнейшее развитие ребёнка, на формированиеего личности, а также будущие романтические и сексуальные отношения.

Глава 2. Типыпривязанности
М. Эйнсворт и ее студентыво время проведения исследования в Балтиморе наблюдали малышей и их матерей вдомашних условиях в течение первого года жизни детей, пребывая в их домахпримерно 4 часа каждые 3 недели. Когда младенцам было 12 месяцев, Эйнсуортрешила посмотреть, как они поведут себя в новой обстановке; с этой целью онапривела их и их матерей в игровую комнату Университета Джона Хопкинса. Ееособенно интересовало, как малыши будут использовать мать в качестве отправнойточки своих исследований и как они прореагируют на два коротких разлучения. Вовремя первого разлучения мать оставляла малыша с незнакомцем (приветливойаспиранткой); во время второго малыш оставался в одиночестве. Каждое разлучениедлилось 3 минуты, укорачиваясь, если малыш проявлял слишком сильноебеспокойство. Вся процедура, продолжавшаяся 20 минут, была названа Незнакомойситуацией. Эйнсуорт и ее коллеги (Ainsworth, Bell & Stanton, 1971;Ainsworth, Blehar, Waters & Wall, 1978) наблюдали следующие три паттерна.
2.1 Надежно привязанныемладенцы (securely attached infants)
Вскоре после прихода вигровую комнату с матерью эти малыши начинали использовать ее в качествеотправной точки для своих исследований. Но когда мать покидала комнату, ихпознавательная игра шла на убыль и иногда они проявляли заметнуюобеспокоенность. Когда мать возвращалась, они активно ее приветствовали инекоторое время оставались рядом с ней. Как только к ним опять возвращаласьуверенность, они с готовностью возобновляли свое исследование окружающейобстановки.
Когда Эйнсуорт изучилазаписи наблюдений за этими детьми, сделанные ею ранее у них дома, то обнаружила,что их матери, как правило, оценивались как сенситивные и быстро реагирующие наплач и другие сигналы своих малышей. Матери всегда были доступны и делилисьсвоей любовью, когда малыши нуждались в утешении. Малыши, со своей стороны,плакали дома очень редко и использовали мать в качестве отправной точки своихдомашних исследований.
Эйнсуорт полагает, чтоэти младенцы демонстрировали здоровый паттерн привязанности. Постояннаяотзывчивость матери придала им веры в нее как в своего защитника; одно ееприсутствие в Незнакомой ситуации придавало им смелости, чтобы активноисследовать окружающую обстановку. В то же время их реакции на ее уход ивозвращение в этой новой среде свидетельствовали о сильной потребности вблизости к ней — потребности, которая имела огромную жизненную ценность напротяжении всей человеческой эволюции. При исследованиях методом выборки повсем Соединенным Штатам было установлено, что этот паттерн распространен среди 65-70%годовалых младенцев.
2.2 Неуверенные,избегающие младенцы (insecure-avoidant infants)
Эти младенцы выгляделидостаточно независимыми в Незнакомой ситуации. Оказавшись в игровой комнате,они сразу же начинали изучать игрушки. Во время своих исследований они неиспользовали мать в качестве отправной точки в том смысле, что не подходили кней время от времени. Они ее просто не замечали. Когда мать покидала комнату,они не проявляли беспокойства и не искали близости с ней, когда онавозвращалась. Если она пыталась взять их на руки, они старались этого избежать,вырываясь из ее объятий или отводя взгляд. Этот избегающий паттерн был выявленпримерно у 20% младенцев в американских выборках.
Поскольку эти малышидемонстрируют такую независимость в Незнакомой ситуации, они кажутся многимлюдям исключительно здоровыми. Но когда Эйнсуорт увидела их избегающееповедение, то предположила, что они испытывают определенные эмоциональныетрудности. Их отчужденность напомнила ей детей, которые пережили травмирующееразлучение.
Домашние наблюденияподтвердили догадку Эйнсуорт, о том, что что-то обстоит не так. Матери в этомслучае оценивались как относительно несенситивные, вмешивающиеся и отвергающие.Их дети часто казались неуверенными в себе. Хотя некоторые из них были домаочень независимыми, большинство тревожились по поводу местонахождения матери.Разлука с ней сопровождалась громким плачем.
Таким образом, общаяинтерпретация Эйнсуорт сводится к следующему: когда эти малыши попадали вНезнакомую ситуацию, они опасались, что не смогут найти у своей материподдержки и поэтому реагировали в оборонительном ключе. Они избиралибезразличную, сдержанную манеру поведения, чтобы себя защитить. Их так частоотвергали в прошлом, что они пытались забыть о своей потребности в матери,чтобы избежать новых разочарований. А когда мать возвращалась после эпизодовразлучения, они отказывались на нее смотреть, как бы отрицая какие-либо чувствак ней. Они вели себя так, как будто говорили: «Кто ты? Должен ли я тебяпризнавать? — ту, которая не поможет мне, когда мне это будет нужно».
Боулби полагал, что этооборонительное поведение может стать фиксированной и всеохватывающей частьюличности. Ребенок превращается во взрослого, который излишне самонадеян иотчужден, — в человека, который не может никогда «опустить забрало» иповерить другим настолько, чтобы установить с ними тесные отношения.
2.3 Неуверенные,амбивалентные младенцы (insecure-ambivalent infants)
В незнакомой ситуации этимладенцы держались настолько близко к матери и так беспокоились по поводу ееместонахождения, что практически не занимались исследованиями. Они приходили вкрайнее волнение, когда мать покидала комнату, и проявляли заметнуюамбивалентность по отношению к ней, когда она возвращалась. Они-то тянулись кней, то сердито отталкивали ее.
У себя дома эти матери,как правило, обращались со своими малышами в непоследовательной манере. Иногдаони бывали ласковыми и отзывчивыми, а иногда нет. Эта непоследовательность,очевидно, оставляла малышей в неуверенности относительно того, будет ли их мамарядом, когда они будут в ней нуждаться. В результате, они обычно хотели, чтобымать была поблизости — желание, которое сильно возрастало в Незнакомойситуации. Эти малыши очень расстраивались, когда мать покидала игровую комнату,и настойчиво пытались восстановить контакт с ней, когда она возвращалась, хотяпри этом также изливали на нее свой гнев.
Амбивалентный паттерниногда называют «сопротивлением», поскольку дети не только отчаяннодобиваются контакта, но и сопротивляются ему. Этот паттерн характеризует 10-15%годовалых детей в выборках по США.
Исходя из своихнаблюдений Эйнсворт ( Ainsworth, Blehar и др) выделяют 3 типа привязанностей умладенцев:
1. Дети группы «А» обычноне огорчаются и не плачут при разлуке с матерью, игнорируют и даже избегают еепри встрече. Такое поведение ребенка свидетельствует об отчуждении и избеганииматери, об отсутствии чувства безопасности у ребенка. Этот тип привязанностибыл назван «избегающая, небезопасная привязанность» (avoidant-unsecureattachment).
2. Дети группы «В»огорчаются и плачут (либо не плачут) при разлуке с матерью и сильно радуются,стремятся к близости и к взаимодействию при ее появлении. Такое поведениеребенка свидетельствует о надежности привязанности и о чувстве безопасности,которое дает ребенку мать. Поэтому тип привязанности этой группы детей получилназвание «безопасная привязанность» (secure attachment).
3. Дети группы «С» даютяркую гневную реакцию на разлуку с матерью, но сопротивляются контактам с нейпри встрече: сердятся, плачут, не идут на руки, хотя явно хотят, чтобы на них обратиливнимание и «взяли на ручки». Такое поведение свидетельствует об амбивалентном,непоследовательном отношении к матери и об отсутствии чувства уверенности ибезопасности у ребенка. Данный тип привязанности обычно называют «амбивалентнаянебезопасная привязанность» или «тревожно-амбивалентная привязанность»(ambivalent-unsecure attachment; anxious-unsecure attachment).
Некоторые исследователивыделяют кроме того еще и четвертый тип, который у разных авторов имеет разноесодержание и, как правило, является одним из вариантов приведенных выше типовпривязанности – дезорганизованная привязанность. Матери в этом случае страдалиот депрессии, либо в случаях жестокого обращения, а также в шизоидных семьях.Дети с такой привязанностью вели себя очень по-разному. Часто им былсвойственен детский аутизм.
В большинствеисследований, однако, рассматриваются только предыдущие три типа привязанности.

Глава3. Сексуальная сфера личности
Запоследние 50 лет произошли огромные изменения в сексуальных установках. Однаконедавние исследования говорят о том, что действительное сексуальное поведениеможет оказаться не таким свободным, как иногда предполагается. Пониманиепаттернов сексуального поведения в обществе и у отдельного человека являетсяцелью различного рода исследований.
Человеческаясексуальность имеет много аспектов. Биологически, сексуальность касаетсярепродуктивного механизма, а также основных биологических процессов, которыесуществует во всех видах и может охватывать половой акт и все формы сексуальныхконтактов.
Существуют такжеэмоциональные или физические аспекты сексуальности, в которых говорится одолговых обязательствах. Эти обязательства существуют между отдельными лицами,могут быть выражены через глубокие чувства и эмоции.
Сексуальность человека являетсяне просто врожденным инстинктом или стереотипом поведения, как это у животных,а она находится под влиянием как начальной психической деятельности, так исоциальных, культурных, образовательных и нормативных особенностей тех мест,где человек растет и его личность развивается. Таким образом, анализсексуальной сфере должен основываться на сближение ряда направлений развития,таких, как привязанность, эмоции и отношения.
Поопределению Всемирной Организации Здравоохранения, сексуальность – стержневойаспект человеческого бытия на всем протяжении жизни, от рождения до смерти. Онавключает в себя пол, гендерные идентичности и роли, сексуальную ориентацию,эротизм, удовольствие, интимность и репродукцию. Сексуальность переживается ивыражается в мыслях, фантазиях, желаниях, верованиях, установках, ценностях,действиях, ролях и отношениях. Все эти явления взаимосвязаны, но они не всегдапереживаются и выражаются совместно и одновременно. Сексуальность зависит отвзаимодействия биологических, психологических, социальных, экономических,политических, культурных, этических, правовых, исторических, религиозных идуховных факторов и является важным элементом не только личной, но иобщественной жизни и культуры.
Необходимоотметить, что изучением сексуальной сферы исследователи занялись сравнительнонедавно. Первые серьёзные научные исследования появись в период сексуальнойреволюции (вторая половина ХХ века).
Г. Келливыделяет два подхода: биологический эссенциализм и социальный конструктивизм.
Согласнобиологическому эссенциализму, определяющее значение не только для пола, формытела и темперамента, но и для сексуальных предпочтений и поведения человекаимеют врожденные генетические и физиологические факторы. Иными словами,индивидуальные физические, сексуальные и душевные особенности даются нам отприроды.
Всередине 70-х годов появился новый вариант биологического эссенциализма,получивший название социобиология и ориентированный на теорию эволюции.
Социальныйконструктивизм, напротив, утверждает, что индивидуальные особенности иповедение человека формируются по большей части под влиянием социальногоокружения, т. е. воспитания. Отвергая мнение о врожденном характересексуального поведения и ориентации, социальные конструктивисты считают, что ито и другое формируется в процессе научения, который представляет собойдлительное развитие на основании приобретаемого опыта. Не отрицая полностьюзначения биологических факторов в возникновении основных физическихособенностей, социальные конструктивисты, тем не менее, убеждены, что дажебиологические факторы получают своего рода интерпретацию в зависимости откультурного контекста.
Учитываясовременный уровень научных знаний, разумнее всего было бы не оказыватьисключительного предпочтения ни врожденным, ни приобретенным признакам. Этобыло бы слишком упрощенный взгляд на проблему. Скорее вопрос заключается вопределении степени изменчивости тех или иных особенностей под влияниембиологических и социальных факторов. Гены действуют не сами по себе, ихэкспрессия, т. е. характер и степень проявления на уровне целого организма,может зависеть от различных биологических и социальных факторов, начиная сособенностей химического строения клетки и заканчивая культурным и социальнымнаучением. Возможно, некоторые признаки более восприимчивы к влиянию среды. Нои общество не может формировать характер человека без участия его генов,которые определяют возможную степень изменчивости тех или иных черт.
Такимобразом, можно утверждать, что сексуальная сфера личности формируется под действиемтаким факторов как наследственность (генетически заложенные программы),темперамент, воспитание (воздействие семьи и социума, в которой находитсяиндивид, их культурных и моральных ценностей).

Глава4. Взаимосвязь сексуальной сферы личности и типов привязанности
Эмоциональнаяи сексуальная сферы личности тесно взаимодействуют друг с другом, хотя ихразвитие было обусловлено различными эволюционными факторами. Проявления этихпривязанности и сексуальности в поведении личности можно рассматривать вотдельности друг от друга (т.к. сексуальные отношения могут быть лишеныэмоциональной привязанности, а эмоциональная близость между двумя взрослымилюдьми не всегда сопровождается сексуальным контактом). Однако, как правило,романтические партнёры взаимодействуют и как сексуальные партнёры и как объектыпривязанности. Следовательно, рассмотрение привязанности и сексуальныхотношений личности вполне оправдано.
Половоеповедение является врожденным, оно обусловлено генетически и несёт в себефункцию размножения. Однако, т.к. человеческое потомство имеет длительныйпериод, в течение которого дети уязвимы, одних только механизмов размножения недостаточно. И поэтому сексуальные партнёры должны оставаться друг с другомдовольно длительное время, вместе заботясь о детях. Это гораздо повышало шансыпотомства на выживание, а в будущем на успешное размножение. Именно в ходеэволюции и естественного отбора сформировались механизмы сексуальной, физическойблизости, которые были дополнены системой привязанности.
Самымярким примером приносящих счастье человеческих связей может служить любовь. Онавызывает наиболее сильные положительные (впрочем, так же как и отрицательные)переживания. Из всех происходящих в жизни событий влюбленность получает самуювысокую положительную оценку. Это явление не получило полного объяснения.Интимная близость и пробуждение любви остаются главными чертами независимо оттого, происходят ли они до или после заключения брака. В дополнение кфизической близости большое значение имеют также самораскрытие, взаимноевнимание и забота. Достаточно часто, партнёры получают удовольствие от простогообщения друг с другом. Возможно, это объясняется биологической первопричиной,восходящей к необходимости соединения пар на срок, достаточно долгий для производстваи заботы о потомстве.
Очевидно,важнейшее значение имеет взаимное подкрепление и поддержка. Каждый из партнеровпривносит что-то свое, а секс и общение одновременно служат поощрением обоим.Совместные действия означают, что партнер выступает в качестве своего родасредства для достижения удовлетворения.
Формированиеблизких отношений между взрослыми людьми Г.Ф. Келли (основываясь на исследованияDym & Glenn, 1993), описывает так:
 Наначальной экспансивной стадии близких отношений происходит всплеск взаимности,романтических и сексуальных чувств. На этой стадии личная идентификацияпартнеров отходит на второй план. Два «я» сливаются в общее «мы». Отношенияпредставляются более чем многообещающими, и планируется их развитие в будущем.
 Заэтим периодом может последовать стадия отдаления и предательств. В течениеэтого периода могут вновь дать о себе знать прежние тревоги, чувствонеуверенности и личные переживания личности. На этой стадии каждый партнериспытывает замешательство, все представляется ему в совершенно ином свете, чемпрежде. Партнеры замыкаются в себе и разочаровываются в отношениях. Многиеблизкие отношения прекращаются на этом этапе.
Однакоесли партнеры способны, открыто обсудить возникшие разногласия и выработатькомпромиссное решение, то их отношения переходят на следующую стадию развития,которая названа стадией стабильности. Партнеры приобретают уверенность в том,что их отношения с этого момента непоколебимы. Впрочем, нужно отметить, что вдействительности отношения в своем круговом развитии постоянно проходят одну задругой все три стадии. Тем не менее, именно благодаря этому бесконечномупроцессу отношения развиваются и обновляются.
Какуже было отмечено выше, в младенчестве личность приобретает тот или иной типпривязанности. Приверженность к одному типу привязанности сохраняется вовзрослой жизни. Но объектом привязанности теперь становится не мать, а партнёрромантических или сексуальных взаимоотношений. Разделение на типы остаётся темже:
1.Безопасныйтип привязанности.
2.Избегающийтип привязанности.
3.Тревожно-амбивалентныйтип привязанности.
Достаточнолегко можно проследить связь между типами привязанности и поведением личности всексуальной сфере.
Безопасныйтип привязанности оказался, прежде всего, связанным с переживанием счастья, дружбыи доверия. Обладатели безопасного типа привязанности относятся к любовнымчувствам как к чему-то относительно стабильному, постепенно развивающемуся изатухающему. Они скептически относятся к романтическим историям в книгах икино, в которых от любви теряют голову, считая, что подобные истории лишеныздравого смысла. Им свойственно в большей степени контролировать свои эмоции,однако они не отвергают возможности крепкой эмоциональной связи. Любоерискованное поведение люди с безопасным типом привязанности считаютнеприемлемым.
В близкихдоверительных отношениях такие люди чувствуют себя комфортно, они проявляютбольшую нежность и заботу к своему партнёру, оправданно ожидая от него того жесамого. Сексологи отмечают, что безопасная привязанность подразумевает ростуверенности в себе, чувства собственного достоинства и удовлетворения отлюбовных отношений с партнером.
Взрослые,склонные к подобным привязанностям, без труда создают близкие отношения и небоятся ни стать слишком зависимыми, ни потерять любимого человека. Они способныподдерживать длительные любовные связи, приносящие удовлетворение, в том числеи сексуальное. Данный типпривязанностидемонстрируют примерно 7 детей из 10 (и примерно столько же взрослых).
Избегающийтип привязанности можно соотнести со страхом близости, эмоциональными взлетамии падениями, а также с ревностью. Примерно 2 из 10 детей и взрослых его демонстрируют. Обладатели избегающего типапривязанности относятся скептически к прочности романтических отношений исчитают, что достаточно редко удается найти человека, в которого можновлюбиться. Также можно отметить такие черты характера как неуверенность в себе,низкая самооценка, ранимость. Их внутренний страх того, что в трудной ситуацииони не найдут понимания и поддержки со стороны объекта привязанности,заставляет проявлять сдержанность, а порой и холодность в романтических исексуальных отношениях.
Людямс избегающим типом привязанности также очень трудно довериться партнёру, чтоопределяет такую черту характера как независимость. Они склонны к случайным сексуальнымсвязям без любви. По мнению Кима Бартоломью и Леонарда Горовица, люди избегаютблизких отношений либо потому, что боятся (аргументируя это таким образом: «Ячувствую себя некомфортно, если отношения становятся близкими»), либо потому,что стремятся к независимости («Для меня очень важно чувствовать себянезависимым и самодостаточным»).
Крометого сексологи (в частности Г.Ф.Келли) выделяет две разновидности этого типаэмоциональной связи. Некоторые люди предпочитают отстраненное избегание. Вданном случае восприятие себя является более позитивным, чем восприятиепартнера, которого индивид склонен игнорировать или недооценивать. Притенденции к боязливому избеганию восприятие себя и восприятие партнера в равнойстепени негативны. Человек опасается доверительных отношений, подозревает, чтопартнер заботится о его чувствах гораздо меньше, чем он заботится о чувствахпартнера.
Тревожно-амбивалентныйтип – более всего соотносится с навязчивой поглощенностью любимым человеком,желанием тесной связи, сексуальной страстью, эмоциональными крайностями иревностью. Примерно одинребенок и один взрослый из 10 демонстрируют тревожность и двойственность,характерные для тревожной привязанности. Обладатели тревожно-амбивалентного типа привязанности считают,что влюбиться легко, найти же истинную любовь очень трудно. Порой им трудноконтролировать свои эмоции и желания. Для представителей данного типа проблематичнымявляется выстраивание долговременных прочных отношений с партнёром.
Ставвзрослыми, тревожно-амбивалентные дети не очень доверяют окружающим, а потомузачастую ревнивы и ведут себя, как собственники. Они могут регулярно ссоритьсяс одним и тем же человеком и бурно, гневно реагируют на все обсужденияконфликтных ситуаций. Поэтому одной из наиболее серьёзных проблем, часто встречающейся у представителейтревожно-амбивалентного типа привязанности является выходящая из под контроляревность. Человек постоянно озабочен возможной потерей партнера и может дажевоображать его связь с другими людьми. Редкие и вполне невинные социальныеинтеракции партнера могут вызывать неоправданно резкую реакцию.
Причинывозникновения собственнического чувства разнообразны. Важную роль в егопоявлении часто играют комплекс неполноценности и незрелость личности. Некоторыелюди требуют от своих партнеров абсолютной и безусловной преданности, непонимая, что каждому человеку, даже при наличии близких отношений, необходимоличное пространство для психологического развития. Как правило, собственническоечувство свидетельствует о том, что человек в значительной степени не уверен всебе.
Исследованиятипов привязанности проводились и отечественными психологами. По результатамисследования Яремчук М.В. были выделены три классических типа привязанности вромантических отношениях среди подростков.
Надежнопривязанные испытуемые ценят доверительную сторону взаимоотношений. Онииспытывают ярко выраженные положительные чувства по отношению к романтическомупартнеру, часто это любовь. Принимают физическую составляющую отношений, но несосредоточены на ней полностью. Видят как свои достоинства, так и недостатки.
Принимаютромантического партнера таким, какой он есть, акцентируют сходство с ним. Вобщении для них характерно подчеркивать значимость партнера комплиментами,подарками, выражать свое отношение мимикой. Надежно привязанным испытуемымсвойственен высокий уровень совместной деятельности с романтическим партнером,стремление к сохранению и дальнейшему развитию отношений любви. В целом, они вбольшей степени удовлетворены отношениями любви, чем испытуемые с ненадежнойпривязанностью.
Тревожнопривязанные испытуемые склонны давать крайние оценки своим романтическимотношениям, как положительные, так и отрицательные. Их ответы часто отличаютсяамбивалентностью, что может быть связано с переживаемой ими неуверенностью всфере романтических отношений. Они сосредоточены на переживании чувства любви инередко сомневаются в наличии этого чувства в собственных отношениях,обеспокоены этим. Романтические отношения рассматриваются этой группой испытуемых,в том числе и с точки зрения подтверждения значимости их личности в глазахромантического партнера, поэтому тревожно привязанные сосредоточены нарефлексии личностных качеств себя и партнера в отношениях любви.
Сексуальныеотношения также могут расцениваться в качестве собственной значимости дляпартнера. В общении для испытуемых данной группы характерно недостаточноевнимание к доверительной стороне отношений, выраженное желание встречи слюбимым человеком и тяжелые переживания при прекращении отношений.Заинтересованность данной группы испытуемых в совместной деятельности сромантическим партнером сочетается с отсутствием собственной инициативы, желаниемследовать за партнером.
Испытуемыес избегающим типом привязанности в отношениях любви оценивают свое общение сромантическим партнером как неудовлетворительное и нередко конфликтное.Взаимоотношения с любимым человеком при общей положительной оценке носят, вцелом, формальный характер, характеризуются неясностью и недоверием. Имсвойственны отрицательные переживания в связи с отношениями любви и наличиесексуальных отношений без положительной оценки данной сферы взаимодействия. Онине сосредоточены на образе себя и партнера в отношениях, но акцентируют своеразличие с ним.
Обнаруженнаясвязь может свидетельствовать об онтогенетической преемственности образов себяи партнера по отношениям при переходе от детско-родительских к романтическимотношениям, то есть об опосредующей роли привязанности к родителям иформировании отношений любви в старшем подростковом возрасте, и далее напротяжении всей жизни.

Заключение
Вданной работе были рассмотрены различные типы привязанности, установившиеся вмладенчестве и повлиявшие на формирование близких романтических и сексуальных отношенияхуже во взрослой жизни личности.
Итак,различные типы привязанности, которые были заложены в детстве, обуславливаютразличное отношение к объекту привязанности на протяжении всей жизни. Взависимости от того, как мать взаимодействовала с ребёнком, какиевзаимоотношения установились между ней и младенцем, формируется определённыйтип привязанности. Это повлияет в дальнейшем на эмоциональную сферу личности, вчастности на установление эмоциональной близости с партнёром, а вместе с тем ина сексуальную сферу личности.
Поэтомуочень важно правильно воспитать ребёнка, дать ему в полной мере ощущениебезопасности и доверия к матери. Именно таким образом возникает безопасный типпривязанности, наиболее способствующий формированию гармоничной личности человека.Уже во взрослой жизни в близких доверительных отношениях такие люди чувствуютсебя комфортно, они проявляют большую нежность и заботу к своему партнёру,оправданно ожидая от него того же самого. Сексологи отмечают, что безопасная привязанностьподразумевает рост уверенности в себе, чувства собственного достоинства иудовлетворения от любовных отношений с партнером.
Взрослые,склонные к подобным привязанностям, без труда создают близкие отношения и небоятся ни стать слишком зависимыми, ни потерять любимого человека. Они способныподдерживать длительные любовные связи, приносящие удовлетворение, в том числеи сексуальное.

Списокиспользованной литературы
1. Аргайл М. Психология счастья. — Москва: 'Прогресс', 1990 — с.336
2.Аронсон Э. Общественное животное.Введение в социальную психологию. М., 1998, 517с.
3.Боулби Дж. Привязанность. – М.:Гардарики, 2003. – 477с.
4.Боулби Дж. Создание и разрушениеэмоциональных связей. – М.: Академический проект, 2004. – 232с.
5.Гидденс Э. Трансформация интимности.Издательство «Питер», 2004
6.Келли Г.Ф. Основы современнойсексологии. СПб: Издательство «Питер», 2000. — 896с.
7.Кон И.С. Введение в сексологию. —М., 1988. — 319с.
8.Крейн У. Теории развития. 2002
9.Лисина М.И. Проблемы онтогенезаобщения // Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — Москва-Воронеж,1997. с.17-166
10.Майерс Д. Социальная психология. Издательство«Питер», 2002
11.Смирнова Е. 0. Становлениемежличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопр. психол. 1994. №6
12.Смирнова Е.О. Теория привязанности:концепция и эксперимент // Вопросы психологии. 1995. №3. с.139-150
13.Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С.Социальная психология. Пойми других, что бы понять себя. СП.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 256с.
14.Gurit E. Birnbaum.Bound to interact: The divergent goals and complex interplay of attachment andsex within romantic relationship. Journal of Social and Personal Relationship, 2010
15. Яремчук М.В. Роль привязанности к родителям вформировании романтических отношений в старшем подростковом возрасте


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.