Содержание
Введение
1. Понятие социальногогосударства, его структура и функции
2. Сущность и целисоциальной политики
2.1 Субъекты социальнойполитики
2.2 Цели и задачисоциальной политики государства
3. Основные направлениясоциальной политики РФ
Заключение
Список литературы
Введение
Одно изглавных положений российской Конституции состоит в том, что принята она во имячеловека, права и свободы которого являются высшей ценностью, а их защита —обязанностью государства (статья 2)[1].
В статье 7устанавливается, что Российская Федерация — coциальное государство, политикакоторого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь исвободное paзвитие человека.
Это положениевесьма принципиально, так как социальнымможет быть только такоегосударство, в котором главными задачами являются:
1. Государственнаяподдержка семьи, материнства, отцовства и детства.
2. Охранатруда и здоровья людей.
3. Назначениепенсий и пособий нетрудоспособным.
4. Установлениегарантированного минимального размера заработной платы.
Каждыйчеловек вправе рассчитывать на достойный жизненный уровень. Достижение этойцели — одна из главнейших задач любого демократического государства.Конституция Российской Федерации декларирует, т.е. провозглашает, права граждани определяет гарантии их осуществления, этим подтверждая принципиальноеположение, согласно которому наша страна — «социальное государство», гдеустановлены гарантии социальной защиты населения со стороны государственнойвласти.
1. Понятиесоциального государства, его структура и функции
Трудовыеотношения в нашей стране регулируются специальным законодательством иоформляются путём заключения трудового договора (контракта), где одной сторонойявляется работник, а другой — работодатель.
Право наусловия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, право на оплатутруда не ниже установленного минимального размера, порядок разрешения трудовыхспоров, право на отдых — все эти положения отражены в основном нормативномдокументе о труде – Трудовом Кодексе РФ.
Статья 38определяет конституционную защиту материнства и детства в нашей стране, котораядолжна осуществляться путем принятия самых разнообразных законов, проведенияразличных мероприятий по охране здоровья женщин, по социальному обеспечению,предоставлению отпусков по уходу за ребёнком. Женщинам должны бытьпредоставлены повышенные гарантии при приёме на работу, при сокращении штатов,возможность на получение дополнительных отпусков.
По российскойКонституции каждый ребёнок имеет право на воспитание и заботу. Это правовозлагает на родителей равные обязанности в отношении детей. В случаеигнорирования своих обязанностей по воспитанию детей родители могут быть посуду ограничены в правах или полностью их лишены. Но Закон обязывает и детейзаботиться о своих родителях, проявлять к ним внимание, оказывать помощь.
Социальноеобеспечение — забота каждого цивилизованного государства о своих гражданах,которые по не зависящим от них причинам не могут иметь достаточных средств ксуществованию. В части I статьи 39 Конституция перечисляет условия, припоявлении которых человек имеет право на социальное обеспечение:
— наступлениевозраста (общий пенсионный возраст для женщин 55 лет, для мужчин — 60 лет);
— изменениесостояния здоровья (болезнь, инвалидность и др.);
— потерякормильца.
Этот переченьне является исчерпывающим, к нему могут быть добавлены и другие основания(например, нахождение в отпуске по уходу за ребёнком и т.п.).
Государственныепенсии и социальные пособия, которые должны предоставляться взамен утраченногозаработка, устанавливаются законом. Они являются государственной гарантией наосуществление социального обеспечения.
Одно из самыхнеобходимых жизненных благ — жилище. Право на него закрепляется в статье40 Конституции. Наличие надлежащего жилья является показателем нормальногожизненного уровня в любом государстве. Конституция советских времен закрепляламонополию государственного жилищного фонда; что касается строительства индивидуальногожилья, то оно не поощрялось. Положения же новой Конституции направлены навосстановление существовавшей до 1917 г. частной собственности жилья граждан,их объединений, что, в свою очередь, привело к появлению рынка жилья. Многиероссияне самостоятельно вправе покупать или строить жильё как в городе, так ина селе, не надеясь на государство. Основной Закон устанавливает, что никтонеможет быть произвольно лишен жилища. Нарушение этого права может бытьобжаловано в суде. Основания и порядок выселения граждан из занимаемого имижилого помещения строго определены законом.
В числоважнейших социальных прав входит право на охрану здоровья и медицинскую помощь.Конституционная гарантия этого состоит в том, что медицинская помощь вгосударственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказываетсягражданам бесплатно (статья 41) по программе обязательногомедицинского страхования. Медицинская помощь включает как различные мерыпрофилактического характера, так и лечебную, зубопротезную, а также социальнуюподдержку больным, инвалидам. Установлено, что в Российской Федерации охраназдоровья граждан финансируется из средств бюджета, а также из средств, которыенаправляются на обязательное и добровольное медицинское страхование иобеспечиваются государственными, муниципальными и частными органамиздравоохранения.
Статья 42устанавливает, что каждый из нас имеет право на получение достоверной исвоевременной информации о том, какие факторы влияют на наше здоровье. Правочеловека на охрану здоровья тесно связано с охраной окружающей природной среды.
Граждане иорганизации могут предъявлять исковые требования в суд, если предприятияосуществляют деятельность, наносящую вред экологии. Должностные лица,несвоевременно представляющие или искажающие информацию о состоянии среды ирадиационной обстановки, привлекаются к административной ответственности.Предприятиям предписано полностью возмещать вред, причинённый здоровью врезультате вредных выбросов в окружающую среду.
Статья 43Конституции гарантирует общедоступность и бесплатность образования вгосударственных и муниципальных образовательных учреждениях независимо от пола,расы, национальности, отношения к религии. Согласно Закону РФ «Об образовании»под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения винтересах человека, общества, государства[2]. Онообеспечивает получение знаний, определённых федеральными стандартами, чтоудостоверяется соответствующим документом (аттестатом, дипломом). Основноеобщее образование в нашей стране и государственная аттестация являютсяобязательными. Контроль по обеспечению получения детьми этой ступениобразования возлагается на родителей или лиц, их заменяющих. Нужно отметить,что Конституция предусматривает бесплатность только дошкольного, основногообщего и среднего профессионального образования, а также на конкурсной основевысшего образования, получаемых в государственных или муниципальных образовательныхучреждениях, а также на предприятиях[3]. КонституцияРФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (см.статьи 45 и 46).
Для нашейповседневной жизни важно не только провозгласить права и свободы, но иобеспечить их реализацию, фактическое осуществление. Права граждан — этонекая возможность, которая превращается в действительность, если государство нетолько устраняет препятствия на пути их получения гражданами, но ипредпринимает меры, направленные на обеспечение практического их осуществленияи защиту.
В Конституцииопределен перечень нормативных положений, непосредственно находящихся в веденииРоссийской Федерации. Среди 18 положений обозначены такие, которыенепосредственно имеют социальную направленность. Так, в ведении Федерации, кпримеру, находятся:
— установлениеоснов ценовой политики;
— федеральныеналоги, сборы, фонды регионального развития;
— гражданскоеи гражданско-процессуальное законодательство, правовое регулированиеинтеллектуальной собственности;
— государственныенаграды и почётные звания РФ и др.
Конституцияопределяет нормативные положения, находящиеся в совместном ведении РоссийскойФедерации и ее субъектов. В них особо выделены социальные проблемы:
— защита прави свобод человека и гражданина, национальных меньшинств, общественнойбезопасности;
— охранаокружающей среды и обеспечение экологической безопасности, принятиезаконодательства об охране окружающей среды;
— вопросывладения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другимиприродными ресурсами;
— координациявопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства;социальное обеспечение;
— общиевопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
— защитаисконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этническихобщностей и др.
В главечетвертой Конституции, озаглавленной «Президент Российской Федерации», 14статей (80-93), где указаны прерогативы Президента. Полностью социальнойявляется статья 89, в которой устанавливается, что Президент РоссийскойФедерации:
1) решаетвопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политическогоубежища;
2) награждаетгосударственными наградами РФ, присваивает почетные звания, высшие воинские ивысшие специальные звания;
3) осуществляетпомилование.
Ближе всех кчеловеку, к его жизненным проблемам находится местное самоуправление, функциикоторого зафиксированы в заключительной главе 9 российской Конституции, гдеуказано, что «органы местного самоуправления самостоятельно управляютмуниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местныйбюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрануобщественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения»[4].Деятельность этих органов призвана решать непосредственно в интересах каждогожителя «своей» территории практически все социальные вопросы, т.е. опосредоватьв конкретные дела и решения всё предписанное сверху, а также инициироватьсобственные программы в интересах человека, его благоустроенной и достойнойжизни[5].
В то же времясуществуют достаточно серьёзные проблемы реализации декларированных прав исвобод. Фактически государство обеспечивает преимущественно правовую защиту,экономические же основы обеспечения прав и свобод в большей мере связаны сразвитием рыночных отношений, частной собственности и личной инициативы.
Посколькуэкономика всё ещё переживает кризис, выход из которого пока не просматривается,а традиции активной защиты личных интересов через суд у наших гражданотсутствуют, проблема реализации провозглашённых Конституцией РФ прав стоитдостаточно остро, ее полнообъёмное решение — это перспектива. Тем не менее, всемы должны знать, что «основные права и свободы человека (согласно нашейКонституции) — неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (статья 17) ичто Основным Законом нашего государства определено (статья 18): «Права исвободы человека и гражданина являются непосредственно действующими»[6].
Рассмотрим,как социальная сфера обслуживается структурой центральногоисполнительно-распорядительного органа власти, которая определена Федеральнымконституционным законом «О Правительстве Российской Федерации»[7]и соответствующим ему Указом Президента.
Установлено,что в федеральном правительстве пять заместителей (вице-премьеров) председателяправительства, один из которых ведает «блоком» социальных вопросов.
Из 24министерств каждое четвертое нацелено на решения социальных вопросов:Министерство труда и социального развития; Министерство здравоохранения;Министерство образования; Министерство по делам Федерации, национальной имиграционной политики; Министерство имущественных отношений и Министерство поантимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Некоторые изних образованы впервые в структуре ныне действующего правительства. ДваГоскомитета из шести также созданы для решения социальных проблем —Государственный комитет Российской Федерации по строительству ижилищно-коммунальному комплексу, а также Государственный комитет РоссийскойФедерации по физической культуре, спорту и туризму. Для решения вопросовсоциального значения в Совете Федерации, Государственной Думе, взаконодательных органах регионов, в структурах местного самоуправлениясоздаются профильные комитеты или комиссии. Так, в Совете Федерации хорошозарекомендовал себя Комитет по социальной политике. Продуктивно работает такжеКомитет по труду и социальной политике Государственной Думы РФ. Такие или имподобные комитеты (комиссии) имеются также в законодательных органах субъектовФедерации. Их значение в решении социальных вопросов бесспорно, велико,особенно если в их составе инициативные и целеустремленные депутаты.
2.Сущность и цели социальной политики
Наиболеезначимой детерминантой социальной сферы, особенно в период интенсивнойструктурной перестройки, ломки старых механизмов саморегуляции общества,является социальная политика, поскольку возникает необходимостьцеленаправленных воздействий на социальную среду, чтобы избежать огромныхсоциальных издержек, характерных для экономических и политических реформ.Именно социальная политика призвана решать проблему соотношения экономическогоразвития и сохранения социальных гарантий, уменьшая противоречия вэкономических и социальных процессах, протекающих в большей или меньшей мерестихийно[8].
Социальнаяполитика — одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политикигосударства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения,гармонизацию общественных отношений, политическую стабильность, гражданскоесогласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия ипрограммы. Именно она обеспечивает взаимодействие всех сфер жизнедеятельностиобщества в решении социальных проблем, проявляя свои свойства: универсальности(всеохватывающий характер воздействия социальной политики на все сторонысоциального воспроизводства людей); включенности (возможность проникать во всесферы жизнедеятельности) и атрибутивности (способность сочетаться с любымиобщественными отношениями, общественными феноменами и сферами).
Реальнаясоциальная политика определяется свойствами, сложившимися в истории,конкретными условиями эпохи, особенностями экономического, политического икультурного развития общества, вероятностными и информационными факторами ееформирования.
С течениемвремени социальная политика расширяла как объекты своего влияния, так исодержание. Росли масштабы государственного вмешательства в общественныепроцессы. Теперь она не ограничивается отдельными категориями населения.
Прямымобъектом социальной политики выступают жизненные условия практически всехсоциальных и демографических групп. Она все больше стремится не простокорректировать негативные социальные последствия экономического развития, нопредотвращать их, сосредоточивая свое внимание на выполнении конструктивнойфункции, связанной с социальной профилактикой и позитивным совершенствованиемотдельных элементов и всей господствующей системы. При этом политические силыстремятся, в интересах достижения своих целей, маневрировать, поддерживаябаланс между желаемым и возможным.
Теоретическуюи правовую основу социальной политики составляет положение КонституцииРоссийской Федерации, принятой в декабре 1993 года, где в 7 статье записано,что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направленана создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитиечеловека. Это положение Основного Закона РФ перекликается с положениямиЕвропейской социальной хартии и Европейской конвенции о защите прав человека иосновных свобод, принятых Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, так вконвенции записано, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень,включая пищу, здоровье, жилище, медицинский уход, социальное обслуживание,который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и егосемьи, право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности,вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованиюпо независящим от него обстоятельствам. Реализация этих прав человекаопределяет содержание социальной политики.
2.1Субъекты социальной политики
Субъектамисоциальной политики являются государство и структуры формирующегосягражданского общества (общественные объединения, организации, предприятия, фирмы).
Центральноеместо в социальном регулировании принадлежит государству в лице егопредставительных и исполнительных органов, действующих на федеральном,региональном и местном уровнях. Они формулируют общую концепцию, определяютосновные направления социальной политики, ее стратегию, тактику, обеспечиваютзаконодательную, правовую основу, реализуют конкретные положения на местах.
Важноезначение в решении социальных проблем отдельных категорий населения приобретаютсоциальная деятельность, осуществляемая в рамках предприятий, фирм; активностьполитических, профсоюзных и общественных объединений, благотворительных идобровольных организаций. Они реализуют социальную политику в сравнительноузких пределах, соответствующих их компетенции. Взаимодополнение социальногогосударственного регулирования реализацией программ предприятий, фирм, другихинститутов гражданского общества повышает эффективность социальной политики, еецеленаправленность, адресность, гибкость. Таким образом, механизм социальнойполитики предстает как разнообразие субъектов, программ, их финансовой основы,методов и средств реализации при ведущей роли государства и государственногосоциального регулирования.
2.2 Цели изадачи социальной политики государства
Цельюсоциальной политики является повышение благосостояния населения, обеспечениевысокого уровня и качества жизни, характеризующихся следующими показателями:доход как материальный источник существования, занятость, здоровье, жилье,образование, культура, экология. Поэтому социальная политика связана сраспределением доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условийвоспроиз -водства населения. Она нацелена на ограничение масштабностиабсолютной бедности и неравенства, обеспечение материальных источниковсуществования тем, кто по независящим от них причинам ими не обладает,предоставление медицинских и образовательных услуг, расширение сети и улучшениекачества транспортных услуг, оздоровление окружающей среды. Социальная политикаисходит из того, что непременным условием поддержания благосостояния каждогочеловека должно быть его посильное участие в этом.
Обществозаконодательным путем гарантирует минимум всех благ, необходимых для жизничеловека, семьи. Она определяется особенностями страны: территория, климат,величина населения, характер общественной системы, идеология и практическаядеятельность правящих групп, политическая ситуация, уровень экономическогоразвития, национальная специфика, сложившиеся культурные стереотипы поведения.
Социальнаяполитика оказывает влияние на денежные доходы населения, а также напроизводство благ и услуг в достаточном количестве, адекватном спросу, объему иструктуре потребностей населения. Основными ее направлениями являются:регулирование заработной платы, доходов, занятости, совершенствование трудовыхкачеств работников, поддержание здоровья, культурного и образовательногоуровня, развитие социальной инфраструктуры, социальное обеспечение.
Денежныедоходы трудоспособных граждан регулируются посредством политики заработнойплаты путем установления минимальной заработной платы или основных параметровоплаты труда на государственных предприятиях. Покупая блага и услуги натоварном рынке, социальная политика косвенно (для частных предприятий) и прямо(для государственных) участвует в первичном распределении вновь созданнойстоимости.
Денежныедоходы нетрудоспособных групп населения прямо определяются социальнойполитикой. И здесь решающее значение приобретает ее участие во вторичномперераспределении первичных доходов. Механизм перераспределения заключается визымании государством доли первичных доходов в виде различного рода налогов, атакже принудительных страховых взносов и финансировании социальных программ.Налогообложение и социальные выплаты осуществляются дифференцированно, взависимости от величины первичного дохода. При этом в основе налогообложениялежит принцип прогрессивности. Чем больше размер дохода, тем выше размерналогов. В основе социальных выплат — обратная зависимость.
В центреобщественного механизма поддержки денежных доходов нетрудоспособных гражданнаходится система социального обеспечения. Она состоит из двух подсистем:социальное страхование и общественное вспомоществование. Они различаются междусобой по объектам, размерам социальных выплат и источникам финансирования.
Обязательноесоциальное страхование предназначено для возмещения материальных потерь,вызванных временным или постоянным прекращением работы в связи с возрастом,болезнью, производственной травмой (выплата пенсий, оплата больничных, пособийпо безработице и т. п.). Основу социального страхования образуют специальнопредназначенные для этой цели взносы. Они выплачиваются работодателями и самимиработающими, представляют собой часть заработанных средств, выделенных длясоциального страхования. Это проявление самопомощи.
Системагосударственного вспомоществования предусматривает регулярные денежные выплаты,разнообразную натуральную помощь и индивидуальные социальные услуги. Ееобъектами являются экономически неактивное население и участники общественногопроизводства, не имеющие достаточного с точки зрения общепринятого стандартадохода. Основу финансирования общественного вспомоществования составляютпоступления из государственного бюджета.
Эти обеподсистемы действуют на основе принципа солидарности, суть которого заключаетсяв перераспределении доходов одних социально-демографических групп другим.Финансовым источником социального обеспечения являются текущие доходыучастников общественного производства, изымаемые по каналам налогообложения(подоходный налог, налоги предприятий и т. п.) и целевых взносов (взносыпредприятий и самих застрахованных). Эти налоги и взносы образуют общественныефонды — финансовую основу социальных пособий.
Деятельностьгосударства не ограничивается только перераспределением денежных доходов. Онавключает в себя также формирование общественных фондов и финансированиеотраслей социальных услуг, удовлетворяющих потребности населения в полученииобщего и профессионального образования, поддержании здоровья, в жилье, здоровойокружающей среде, транспорте. Социальная политика отвечает за доступностьминимума (на данном этапе развития общества) услуг всем слоям населения.
Политиказанятости способствует трудоустройству всех, кто готов приступить к работе иищет ее, достижению максимальной продуктивности, обеспечению каждомупотенциальному работнику свободы выбора занятости, возможности получитьспециальную подготовку, использовать свои навыки и способности для выполнениятого вида труда, к которому он пригоден в наибольшей степени. Политика занятостиимеет краткосрочные и долгосрочные задачи. К краткосрочным относится смягчениеили нейтрализация негативных последствий экономических спадов, реформ. Кдолгосрочным — установление благоприятного для общественного развитиясоотношения категорий трудящихся по отраслям, профессиям и квалификации;поддержание уровня использования трудового потенциала; приведение всоответствие с такими потребностями величины и состава рабочей силы; позитивнаяадаптация занятых к экономическим преобразованиям; опережающее техническийпрогресс повышение качества рабочей силы.
Социальнаяполитика тесно связана с экономической политикой. Их трудно разделить вкомплексе общественного регулирования, хотя они и различаются по конкретнымцелям, задачам, объектам, методам, средствам, институтам. Экономическаяполитика нацелена на регулирование материально-производственных отношенийобщественного развития, решение хозяйственных задач. Ее результаты оказываютактивное влияние на состояние политической, культурно-духовной и социальной сфержизнедеятельности общества. Социальная политика регулирует социальные процессы,решает задачи повышения благосостояния человека, обеспечения должного уровня икачества жизни. Ее результаты также сказываются на всех сторонах жизни. Они обепредставляют собой самостоятельные, равноценные направления общественногорегулирования. Но их самостоятельность относительна, т. к. они находятся всложных взаимозависимых отношениях. Любая социальная программа требуетэкономического обоснования, и величина социальных расходов зависит отэкономического состояния общества. С другой стороны, превышение экономическихвозможностей реализации социальных мероприятий, пренебрежение экономическойцелесообразностью при перераспределении доходов могут нанести урон экономике, подорватьматериальные основы социального прогресса, привести к ускорению инфляции иобострению экономических проблем страны.
3. Основныенаправления социальной политики РФ
Эффективнаясоциальная политика — невозможна без эффективной, сбалансированной, некоррумпированнойгосударственной власти, ответственной перед народом, без обеспечения единствасоциальной политики на различных уровнях управления. Исследования показывают,что на разных уровнях власти остается разное понимание того, как должна сегоднястроиться социальная политика, по-разному понимается суть субсидиарной модели,выбранной в качестве основной в Стратегии развития Российской Федерации до 2010года[9].
Важнейшимиресурсами изменения социальной политики в России являются:
Ø демократизацияуправления социальными процессами,
Ø обновлениеспособов ее экономической организации,
Ø изменениепланирования социальной сферы,
Ø регулированиедиспропорций социального развития,
Ø созданиеединой системы по сбору и обработке информации, по изучению уровня жизнинаселения,
Ø проведениеэкспертных оценок и прогнозов ситуаций, складывающихся в этой области.
Изменениепланирования в области социальной политики предполагает выработку целого наборасреднесрочных и долгосрочных ориентиров, основанных на научных прогнозахтенденций социального и экономического развития и опору на новые, научнообоснованные государственные социальные стандарты в социальной политике,выработку оптимальных программ действий. Одной из сложнейших современныхпроблем является создание современной единой системы социальной поддержки, обеспечивающейразграничение функций структур, которым поручена эта работа, эффективноерасходование средств социальных фондов.
Особогорассмотрения заслуживает проблема интегрирования деятельностинеправительственных, добровольных и общественных организаций в областисоциальной политики. Каждая из них выполняет свою функцию, кто-то —благотворительную, кто-то — лоббирующую. Важно создать единое социальноепространство для таких организаций, чтобы они развивались легитимно, былиподотчетны обществу, могли получать финансирование, иметь профессиональныекадры. Опираясь на них, государство все же должно сохранить свою центральнуюроль и ответственность за результаты социальной политики.
Выстраиваяновую социальную политику, важно учесть меру включенности России в процессыглобализации, мировой интеграции, перспективы. Очевидно, что созданиеблагоприятных условий для всех групп равноправного доступа ко всем имеющимсявозможностям, для достижения социальной справедливости и сплоченности всехграждан связано с социализацией глобальной политики в интересах национальнойсоциальной политики России, т. е. важно строить национальную политику с учетомновых глобальных рисков; максимально полно использовать возможностимеждународного права и организаций, которые уже сейчас пытаются регулироватьсоциальные процессы на глобальном уровне, а так же возможности экономической поддержки,предоставляемой странам в периоды структурной перестройки экономики; занятьдостойное место в формирующейся структуре глобального социальногорегулирования, использовать ее в своих интересах; принять участие в разработкенорм, стандартов, политики и институтов в интересах людей и защиты их прав.
Заключение
Социальнаяполитика — одно из ведущих направлений общественного регулирования. Она имеетсвои специфические цели, задачи, объекты воздействия и направлена на уменьшениепротиворечий во всех сферах жизнедеятельности общества. Социальная политикапризвана регулировать благосостояние, поддерживая его на уровне, приемлемом какдля человека, так и для общества, и несет ответственность за соблюдение вминимальном объеме основных прав человека и обеспечение гарантированногоминимума материальных условий жизни.
Правовые итеоретические основы современной социальной политики содержатся в нынедействующей Конституции РФ, а специфика определяется особенностями переходногопериода в России, сдвигами в политических и экономических структурах,историческими традициями развития страны, особенностями культуры, общественногосознания. Действенность определяется тем, насколько ее содержание и механизмыадекватны этим изменениям.
Социальнаяполитика как относительно самостоятельное направление внутренней политикигосударства влияет не только на свой объект, но и на все остальные общественныеструктуры. Сфера ее прямого или косвенного влияния распространяется и наполитические, и на экономические процессы. Эффективность социальной политикизависит от того, насколько верно избраны приоритетные для развития в данныймомент области социальной сферы, а также от умения рационально использоватьвыделенные для этого финансовые ресурсы.
Социальнаяполитика наряду с защитительной функцией выполняет конструктивную, связанную спрофилактикой и позитивным совершенствованием как отдельных элементов, так ивсей общественной системы в целом.
Списоклитературы
1. Конституция РоссийскойФедерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993. «Российская газета», №237, от 25.12.1993.
2. Федеральный закон от 13января 1996 г. № 12-ФЗ «Об образовании» (с последующими изменениями идополнениями).
3. Федеральныйконституционный закон от 17 декабря 1997 г.«О Правительстве РоссийскойФедерации» (с изменениями и дополнениями)
4. Федеральныйзакон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовскомпрофессиональном образовании» (с последующими изменениями и дополнениями).
5. Бобков В. Уровень и доступностьсоциальных гарантий // Человек и труд. — 2008. — № 1. — С. 55-62.
6. Десять лет российскихреформ глазами россиян // Социологические исследования. — 2002. — № 10.— С.22-37.
7. Калашников С. Социальное государство:эволюция и этапы становления // Человек и труд. — 2007. — № 10.— С. 47-55.
8. Лапин, Н.И. Тревожная стабилизация:состояние и тенденции российского общества// Обществ, науки и современность. — 2007. — № 6. — С. 39-53.
9. Макинтайр Р. Социальная политика встранах с переходной экономикой в аспекте развития человеческих ресурсов //Проблемы прогнозирования. — 2007. — №2. — С. 142— 150.
10. Муниципальное право России: учебник длястудентов вузов / Под ред. А.Н. Костюкова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право,2007.
11. Постатейный комментарий кКонституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Карповича. – М.: Юрайт-М;Новая Правовая культура, 2007.