Министерство образования и науки РФ
Курганский государственный университет
Педагогический факультет
Кафедра «Организация работы с молодежью»
Курсовая работа
по учебной дисциплине: «Основы государственноймолодежной политики»
Оценка качества общего образованияглазами школьников
Выполнила:
студентка 4987гр.,
Шарапова Ю.А.
Проверила:
Копытина О.И.
Курган 2010
Оглавление
Введение
1. Понятия«образование» и «качество образования». Оценка качества образования и еекритерии
1.1 Понятия«образование» и «качество образования»
1.2 Оценка качестваобразования и ее критерии
2. Опыт регионовв оценке качества образования. Анализ социологического исследования
2.1 Опытрегионов в оценке качества образования
2.1.1Красноярский край
2.1.2 Чувашскаяреспублика
2.1.3Новосибирская область
2.2 Анализ социологическогоисследования
Заключение
Списокиспользуемой литературы
Приложение А
Введение
В ближайшее десятилетие качество образованиястановится ключевой проблемой российского и мирового образования.
Система образования сегодня абсолютно не удовлетворяеттребованиям времени, является несостоятельной по отношению к мировому порядку имировым проблемам. [1]
Во всём мире образование, к сожалению, являетсяодной из самых низкооплачиваемых сфер. На него отводится недостаточнофинансовых вложений: и на заработные платы учителям, и на финансированиеобразовательных учреждений, и на продвижение научной деятельности. С другойстороны, буквально во всём мире наблюдается устойчивое падение качестваобразования. [2]
Такое падение вызвано различными причинами. В РоссийскойФедерации главной причиной является систематическое разрушениегосударственности и проведение различного рода нововведений, которые неулучшают ситуацию, а только портят ее.
Говоря о качестве образования, необходимо учитывать,прежде всего, статистические данные, а они говорят о том, что Россия занимает27-е место в мире по качеству образования. На максимальную оценку 100 балловЕдиный государственный экзамен сдали 496 человек, что составляет 0,05% от830.415 учащихся, сдававших ЕГЭ. [14]
Следует отметить, что образование в России не толькодалеко от идеального в плане эффективности, но и в плане материальных затрат нанего. Это, на наш взгляд, тоже является важной причиной некачественногообразования.
Государственная молодежная политика должна учитыватьданные показатели и концентрировать особое внимание на этой проблеме. Так какмолодежь является субъектом молодежной политики, то именно она должна бытьзаинтересована в повышении качества образования. Она является стимуляторомидей, и, государству необходимо учитывать, прежде всего, интересы своих молодыхграждан. Поэтому для улучшения системы образования целесообразно создатьслаженную систему взаимодействия государственных органов и молодежи в целом.
Наша работа заключается в том, чтобы рассмотретькачество общего образования глазами молодежи. Ведь именно молодые люди, вбольшей степени, заинтересованы в получении качественного образования дляуспешной самореализации и конкурентоспособности на рынке труда.
Цель исследования рассмотреть и проанализироватькачество общего образования глазами молодежи.
Задачи исследования:
-рассмотреть понятия «образование» и « качествообразования»;
-рассмотреть опыт регионов, касающийся оценкикачества образования;
-провести соцопрос среди молодежи о качестве общегообразования.
Объектом исследования является качество образования.
Предметом исследования — оценка качества общегообразования глазами молодых людей.
Гипотеза исследования: Молодежь считает, что общееобразование недостаточно качественно.
оценкамолодежь качество образование
1. Понятия «образование» и «качество образования».Оценка качества образования и ее критерии
1.1 Понятия «образование» и «качество образования»
Образование — та сфера социальной жизни, с которойежедневно в разной форме и степени сталкивается практически каждая семья. Одниведут малышей в детские сады, другие провожают детей в школы, дети третьихобучаются в учреждениях высшего и среднего профессионального образования вузахи сузах.
Сегодня всеми формами образования — от дошкольногодо высшего — охвачены 1 682 438 юных и молодых граждан страны, обучением ивоспитанием которых занимаются 208 367 педагогов. Поэтому и понятен интересобщества к сфере образования.
Не исключено, что повышенное внимание общественностиобъясняется еще одним немаловажным фактором — в системе образования страныпроисходят кардинальные изменения, призванные поднять отечественное образованиена качественно новый уровень.[3]
Образование — процесс развития и саморазвитияличности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества,воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности иэмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие деятельностиличности и общества по сохранению и развитию материальной и духовной культуры.[4]
Образование — по законодательству РФ — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества,государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданиномустановленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).Уровень общего и специального образования обуславливается требованиямипроизводства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественнымиотношениями. [5]
Образование — социальный институт, выполняющийфункции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельностиобщества, приобщения его к культуре данного общества. [6]
Государственная политика в области образованияосновывается на следующих принципах: [7]
— гуманистический характер образования;
— приоритет общечеловеческих ценностей, жизни издоровья человека, свободного развития личности;
— воспитание гражданственности, трудолюбия, уваженияк правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
— общедоступность образования, адаптивность системыобразования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся,воспитанников;
— светский характер образования и государственных имуниципальных образовательных учреждений;
— свобода и плюрализм в образовании;
— демократический, государственно-общественныйхарактер управления образованием.
В соответствии с Национальной доктриной образования(2000) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г.главной задачей российской образовательной политики провозглашено обеспечениесовременного качества образования на основе сохранения его фундаментальности исоответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества игосударства.
Теперь обратимся к понятию «качество образования».Для более полного понимания рассмотрим три, на наш взгляд, подходящихопределения. Качество образования — ряд системно-социальных свойств ихарактеристик, которые определяют соответствие (адекватность) системыобразования принятым требованиям, социальным нормам, государственнымобразовательным стандартам. [8]
Качество образования — востребованность полученныхзнаний в конкретных условиях их применения для достижения конкретной цели иповышения качества жизни. Качество знаний определяется их фундаментальностью,глубиной и востребованностью в работе после окончания обучения. [9] Подкачеством образования понимается интегральная характеристика системыобразования, отражающая степень соответствия реальных достигаемыхобразовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностныможиданиям.
Образование является важнейшей сферой социальнойжизни. Именно образование формирует интеллектуальное, культурное, духовноесостояние общества. Содержание образования и его направленность отражаютобразовательные программы и стандарты. Подход к пониманию качества образованияможно представить в виде следующей последовательности:
носитель знаний, передача знаний, получатель знаний,восприимчивость методик передачи знаний, фундаментальность знаний,востребованность полученных знаний, получение новых знаний.
Качество образования определяется, прежде всего,качеством носителя знаний (учителей, профессорско-преподавательского состава),который передает эти знания с помощью различных методик обучающимся. Взависимости от фундаментальности полученных знаний обучающиеся могут:
— выдержать конкурсные экзамены при поступлении наобучение;
— пройти конкурсный отбор при устройстве на работу;
— более успешно осваивать учебные дисциплины,базирующиеся на знаниях базовых дисциплин, изученных на предыдущих стадияхобразовательного процесса.
1.2 Оценка качества образования и критерии
Проблема оценки качества образования является, внастоящее время, одной из самых актуальных для всей системы образованияРоссийской Федерации. Общая черта системных изменений в системе образования,как на федеральном, так и на региональном, уровне – нацеленность на обеспечениекачества образования, совершенствование системы оценки качества и егосоответствие сегодняшним требованиям общества.
Стратегия развития образования в РоссийскойФедерации, реализация приоритетного национального проекта «Образование»,Федеральной целевой программы развития образования на период 2006-2010 г.г.предусматривают решение стратегической задачи развития системы обеспечениякачества общего образования за счет реализации программных мероприятий в рамкахрегиональных систем оценки качества образования (СОКО).
Оценка качества образования подразумевает оценкукачества образовательных достижений обучающихся и оценку качестваобразовательного процесса. [10]
К основным задачам системы оценки качестваобразования относятся:
1.Оценка уровня образовательных достиженийобучающихся образовательных учреждений для их итоговой аттестации и отбора дляпоступления на следующую ступень обучения.
2.Оценка качества образования на различных ступеняхобучения в рамках мониторинговых исследований качества образования (федеральныхи международных).
3.Формирование системы измерителей для различныхпользователей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели системыоценки качества образования.
Основным документом, определяющим систему оценкикачества образования образовательного учреждения, является образовательнаяпрограмма. Составной частью данной программы является комплексная программауправления качеством образования, которая имеет следующую структуру:
1. Информационно-аналитическое обоснованиепрограммы.
2. Научно-теоретические основы управления качеством.
3. Основные направления программы.
4. Структура управления качеством образования.Механизм управления качеством образования.
5. Технологическая карта мониторинга.
6. Этапы реализации комплексной программы«Качество».
Для оценки качества образования Федеральной целевойпрограммой «Развитие образования на 2006-2010г»[11] определены критерии.
Качество образования складывается из трех частей:качество информации, качество преподавания, качество усвоения.
Критерии качества информации.
Информация может считаться качественной толькотогда, когда она отвечает следующим критериям: истинность, полнота,своевременность.
Критерии качества преподавания.
Качественную информацию преподаватель должен податьтак, чтобы ученик мог и хотел её взять. Для этого, преподавание должно быть:целенаправленным, веселым, интенсивным.
Критерии качества усвоения.
К критериям качества усвоения молодым человеком учебногоматериала отнесем: скорость, прочность, системность.
Исходя из подхода к пониманию качества образования,можно выделить следующие блоки показателей качества.
1) Качество преподавательского состава. 2) Состояниематериально-технической базы учебного заведения. 3) Мотивацияпреподавательского состава. 4) Качество учебных программ. 5) Качествообучающихся студентов. 6) Качество инфраструктуры. 7) Качество знаний.
8) Инновационная активность руководства. 9)Внедрение процессных инноваций. 10) Востребованность выпускников. 11)Конкурентоспособность выпускников на рынке труда.12. Достижения выпускников.
Международная программа по оценке образовательныхдостижений учащихся PISA[12] (ProgrammeforInternationalStudentAssessment)проводила исследования в 2006г. Основной целью исследования PISA являетсяоценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Ключевой вопросисследования – «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общееобязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценногофункционирования в обществе?». Исследование направлено не на определение уровняосвоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применятьполученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
В международных тестах PISA учащимся предлагались нетипичные учебные задачи по физике, химии или математике, характерные дляроссийской школы, а близкие к реальным проблемные ситуации, связанные сразнообразными аспектами окружающей жизни и требующие для своего решения нетолько знание основных учебных предметов, но и сформированностьобщеучебных иинтеллектуальных умений.
Приоритетной областью исследования PISA в 2006 годубыла естественнонаучная грамотность. Оценка математической грамотности играмотности чтения проводилась с целью выявления тенденций в изменении ихсостояния за прошедшие годы (для чтения с 2000 года, для математики – с 2003года).
Анализ полученных результатов позволяет сделатьопределенные выводы. По всем направлениям исследования PISA-2006 результатыроссийских учащихся статистически значимо ниже, чем результаты других стран илисредние международные результаты. Рейтинг российских учащихся среди своихсверстников из 57 стран с учетом ошибки измерения составляет:
33-38 по естественнонаучной грамотности;
32-36 по математической грамотности (29-31 в 2003году из 40 стран);
37-40 по грамотности чтения (32-34 в 2003 году из 40стран и 27-29 в 2000 году из 32 стран).
По сравнению с результатами предыдущих цикловисследования по математике не произошло существенных изменений, а по чтениюрезультаты стали статистически ниже, чем в 2000 году.
Самых высоких уровней естественнонаучной иматематической грамотности, а также грамотности чтения достигает небольшойпроцент российских учащихся:
0,5% 6-й уровень по естественнонаучной грамотности;
1,7% 6-й уровень по математической грамотности (1,6%в 2003 году);
1,7% 5-й уровень по грамотности чтения (1,7% в 2003году и 3% в 2000 году).
Для сравнения в лидирующих странах, например, вФинляндии:
3,9% по естественнонаучной грамотности;
6,3% по математической грамотности (6,7% в 2003году);
16,7% по грамотности чтения (15% в 2003 году и 18,5%в 2000 году).
Определенный в исследовании 2-й уровень грамотности(естественнонаучной, математической и чтения) выбран в качестве некоторойграницы, базового уровня. Считается, что учащийся, достигший этой границы,начинает демонстрировать наличие умений, которые обеспечивают ему возможностьактивно использовать полученные в школе знания в соответствии с определениемфункциональной грамотности, которое принято в исследовании. Согласно полученнымданным начинают проявлять способность применять полученные в школе знания90-97% учащихся лидирующих стран, что значительно превышает процент такихучащихся в России (естествознание – 77,8%, математика – 73%, чтение – 64,3%).
В заключение следует сказать о том, что состояниематематической грамотности и грамотности чтения 15-летних российских учащихся,которая проверяется в рамках широкомасштабного исследования PISA, в 2006 г.осталось на том же невысоком уровне, который был зафиксирован на предыдущихэтапах исследования в 2000 и 2003 гг. В то же время, начиная с 2003 года,многие страны, учитывая результаты, показанные в исследовании PISA,пересмотрели требования к образовательным достижениям учащихся, что позволилоим обеспечить целенаправленную подготовку учащихся к выполнению подобныхзаданий.
Таким образом, оценка качества образованияподразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценкукачества образовательного процесса. Под качеством образования понимаетсяинтегральная характеристика системы образования, отражающая степеньсоответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативнымтребованиям, социальным и личностным ожиданиям. Оценка качества образованиядает нам полное представление о динамике развития образовательной системы и,как следствие, о степени эффективности учебных процессов.
2. Опыт регионов в оценке качества образования.Анализ социологического исследования
2.1 Опыт регионов в оценке качества образования
В отдельных регионах ведется практика по оценкекачества образования. В связи с этим разрабатываются различные программы ипроекты, направленные на развитие региональной оценки качества образования.Рассмотрим некоторые регионы.
2.1.1 Красноярский край
С целью повышения эффективности деятельностиисполнительных органов государственной власти Красноярского края УказомГубернатора Красноярского края от 22.07. 2005 № 71-уг «О структуреисполнительных органов государственной власти Красноярского края» утвержденаструктура исполнительных органов государственной власти Красноярского края, втом числе и в сфере образования. Разделены полномочия по нормативному правовомурегулированию и разработке политики в сфере образования, оказанию государственныхуслуг, надзору и контролю в области образования. В этой структуре имеетсядепартамент образования, науки, культуры и спорта администрации Красноярскогокрая и подведомственные ему: служба по контролю в области образованияадминистрации Красноярского края, агентство образования администрацииКрасноярского края, агентство профессионального образования и наукиадминистрации Красноярского края.
Существуют структуры, механизмы и процедуры оценкикачества образования в Красноярском крае. Создана и функционирует Краеваяинформационная автоматизированная система управления образованием (КИАСУО),которая позволяет решать задачи статистического сбора информации о состояниидетского контингента образовательных учреждений края, состоянии педагогическихкадров и отдельных условий организации образовательного процесса. Однако наборпоказателей не в полной мере позволяет оценить качество образования вКрасноярском крае с позиций его современного понимания.
С 2004 по 2006 гг. Центром мониторинга качестваобразования Красноярского института повышения квалификации работниковобразования осуществлялись замеры учебных достижений выпускников начальнойшколы, обучающихся по разным образовательным программам. Исследование показало,что для реализации приоритетных задач в системе начального общего образования,а также для выявления направлений ее дальнейшего развития в условияхдинамичности современного понимания качества образования необходима ежегоднаяоценка состояния системы. Информация о качестве условий организации учебногопроцесса, условий для сохранения и укрепления здоровья школьников и степениготовности выпускников обучаться в основной школе востребована всеми субъектамиобразовательного процесса и руководителями всех уровней управления системой.
С 2002 года действует Региональный центр обработкиинформации единого государственного экзамена (РЦОИ). РЦОИ осуществляеттехническое обеспечение проведения единого государственного экзамена, сбор,обработку и предоставление образовательным учреждениям, муниципальным органамуправления образованием, агентству, департаменту информации об индивидуальныхдостижениях учащихся по результатам ЕГЭ.
Начиная с 2005 года органы управления образованиемряда муниципалитетов для проведения итоговой аттестации выпускников 9-х классовсоздают муниципальные, межшкольные комиссии, которые обеспечивают единыеподходы к оцениванию учебных достижений выпускников и предоставляют в агентствообразования администрации Красноярского края информацию о результатахгосударственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы. В 2006 году в10 территориях края итоговая аттестация по русскому языку и алгебре проведена вновой форме, что позволило Красноярскому краевому институту повышенияквалификации работников образования провести содержательный анализ уровняподготовки выпускников и подготовить рекомендации по совершенствованию обученияпо этим предметам.
Красноярский край систематически участвует вМеждународных исследованиях PISA и TIMSS, что обеспечивает знакомство ссовременными международными подходами к оцениванию результатов обучения ивыработке собственных подходов к разработке измерительных материалов для,проводимых в крае, мониторинговых исследований.
Для функционирования и развития региональной системыоценки качества образования Красноярским краевым институтом повышенияквалификации проводится целенаправленная подготовка кадров: заместителейдиректоров образовательных учреждений по программам: «Контрольно-аналитическаядеятельность завуча», «Мониторинг как условие и средство управления качествомобразования в образовательном учреждении», «Конструирование педагогическихизмерителей»; экспертов предметных комиссий единого государственного экзаменапо программе: «Экспертно-диагностическая компетентность учителя»; экспертов поаттестации педагогических кадров; экспертов по аттестации образовательныхучреждений.
Спецификой региональных требований кпрофессиональной деятельности учителя является критерий «динамика учебныхдостижений обучающихся за последние три года», а также введение критерия«позитивные и объективные результаты деятельности учителя в областиздоровьесбережения». Таким образом, в требованиях к аттестации педагогическихкадров определены приоритеты системы образования в Красноярском крае: высокийуровень образовательных достижений при обязательном сохранении здоровьяребенка. Это требует объективного определения уровня учебных достиженийучащихся по учебным предметам, а также анализа состояния здоровья обучающихся.
Для созданной службы по контролю в областиобразования остро стоит проблема обеспечения экспертов качественными идостоверными контрольно-измерительными материалами. Необходима разработка иапробация моделей организации и проведения оценки индивидуальных достиженийобучающихся.
В настоящее время в крае отсутствует единая краеваяинформационная система, позволяющая оценивать качество образования по всейсистеме его показателей, связанных как с образовательными достижениями учащихсяи состоянием их здоровья, так и с условиями образовательного процесса.
Модель региональной системы оценки качестваобразования.
Основными задачами РСОКО являются:
получение объективной информации о функционированиикраевой системы образования, необходимой для обеспечения доступного икачественного общего образования в регионе;
поддержание устойчивого развития краевойобразовательной системы;
оценка результатов реализации инновационных введенийв краевом образовании; сравнение качества образовательных услуг реализуемых вразличных образовательных учреждениях и муниципальных образовательных системах.
Предусматриваются четыре основных уровня оценки:
1) индивидуальный уровень (оценка учебных достиженийучащихся, динамики показателей их здоровья);
2) уровень образовательного учреждения (качествоусловий для обеспечения образовательного процесса, сохранения и укрепленияздоровья детей);
3) муниципальный уровень (качество обеспеченияусловий для функционирования и развития образовательных учреждений);
4) региональный уровень (сравнительная оценка уровнядостижений муниципальных образовательных систем).
РСОКО будет состоять из трех основных компонентов:
1) система сбора первичных данных;
2) система анализа и оценки качества образования;
3) система адресного обеспечения статистической ианалитической информацией.
Основные этапы развития региональной системы оценкикачества образования. Становление системы оценки качества образования вКрасноярском крае было реализовано в несколько этапов:
Первый этап. В ходе первого этапа край участвовал вэксперименте по введению ЕГЭ, принимал участие в Международных исследованияхPISA и TIMSS, осваивал механизм мониторинга учебных достижений выпускниковначальной школы, объективизировал процедуры аттестации педагогических кадров,осуществлял подготовку и переподготовку педагогических кадров в области педагогическихизмерений. Становилась практика получения и обработки статистическойинформации, приобретался опыт разработки и применения унифицированногопрограммного обеспечения, проведения мониторинговых исследований и др.
Второй этап. В ходе второго этапа создается Центроценки качества образования, координирующий в дальнейшем работу по согласованиюдействий всех структур, занимающихся оценкой качества образования или изучениемотдельных его составляющих. В штатный режим переводится ежегодный мониторинг учебныхдостижений выпускников начальной школы. На втором этапе начинается становлениефункционирования интегрированной системы оценки качества образования в регионе.
Третий этап. На третьем этапе завершается интеграциявсех структур, занимающихся вопросами оценки качества образования в рамкахрегиональной системы оценки качества образования. Создается единаяинформационная система оценки качества образования.
Региональный центр оценки качества образования
Для развития существующей краевой системы оценки качестваобразования планируется в составе государственного образовательного учреждениядополнительного профессионального образования «Краевой Красноярский институтповышения квалификации и профессиональной переподготовки работниковобразования» создать Центр оценки качества образования).Включить в егоструктуру существующие Центр организационно-методического сопровождения единогогосударственного экзамена в Красноярском крае, Центр мониторинга качестваобразования и информационно-методический центр по вопросам лицензированияобразовательной деятельности, аттестации и государственной аккредитации.Организовать оперативное взаимодействие Центра оценки качества образования срегиональным центром обработки информации единого государственного экзамена истатотделом (КИАСУО).
2.1.2 Чувашская Республика
Современное положение дел в управлении образованиемхарактеризуется, прежде всего, тем, что наметился переход от управления наоснове предписаний к управлению на основе оценки и анализа процессов,происходящих в системе образования. При значительном количестве и кардинальнойзначимости проводимых преобразований, в условиях динамично меняющейся,социально-экономической ситуации, принятие эффективных управленческих решенийневозможно без соответствующего информационного обеспечения. В системеобразования Чувашской Республики активно внедряются методы программно-целевогоуправления, и программы развития образования. В Чувашской Республике в течениепоследних лет происходит активный процесс модернизации существующей системыинформационного обеспечения принятия управленческих решений, в системеобразования. Преобразования связаны сразу с несколькими векторами,определяющими развитие ситуации — это модернизация системы мониторинга истатистики образования в рамках проекта «Реформа системы образования»,структурирование системы индикаторов для оценки состояния и развитияобразовательных систем для принятия управленческих решений на разных уровнях иразными потребителями такой информации, формирование системы надзора и контроляв сфере образования. Результатом преобразований станет система оценки качестваобразования. Результаты, достигнутые в ходе проектных преобразований иреализации целевой программы развития системы образования Чувашской Республики,в 2006-2009гг. можно определить так:
— проведен анализ состояния действующей системымониторинга и статистики образования региона;
— разработана модель, представленная в видетехнологической схемы региональной системы мониторинга и статистикиобразования, определены цели и задачи, схема функционирования «Разработкатехнологической схемы функционирования системы мониторинга и статистикиобразования Чувашской Республики»;
— сформирован оптимальный перечень баз данныхинформации о состоянии и развитии образовательных учреждений на уровнемуниципалитетов;
— определён порядок информационного обмена ивзаимодействия между региональным центром мониторинга и муниципальнымимониторинговыми службами;
— согласован перечень показателей дляэкспериментального рейтинга муниципальных образовательных систем и ОУ поприоритетным направлениям развития системы;
— апробированы различные технологии оценкиобразовательных результатов учащихся учреждений общего и начальногопрофессионального образования;
— начато формирование ресурсной базы и обеспечение функционированияреспубликанской и муниципальных служб образовательной статистики и мониторингакачества образования;
— подготовлена нормативно-правовая база системымониторинга и статистики — проекты решений, распоряжений, приказов, предложенийдля внесения в уставы учреждений и организаций, положение об обмене данными ит.д.;
— подготовлен и утвержден комплекс индикаторов«Разработка индикаторов мониторинга системы образования Чувашской Республики»;
— ведется выбор программного продукта для СОКО.Имеется несколько разработок, но не решены проблемы их взаимосвязи и адаптациидруг к другу;
— апробированы различные технологии оценкиобразовательных результатов учащихся учреждений общего и начальногопрофессионального образования.
Таким образом:
1. Выработана единая система требований к качествуобразования, обеспечивающая максимальное соответствие между образовательнымипотребностями и возможностями самой системы.
2. Создана модель республиканской службыобразовательной статистики и мониторинга качества образования, опытформирования и функционирования которой может быть внедрен в другие регионы.
3. Сформированы отдельные готовые блоки для единойрегиональной системы оценки качества образования.
Вместе с тем работа в республике по этомунаправлению, безусловно, должна быть продолжена. Реализация мер, заложенных врамках целевой программы развития системы образования, скорректированная подзадачи комплексного проекта, предполагает следующие основные шаги в данномнаправлении:
— формирование модели региональной службы оценкикачества образования (как структурного элемента единой федеральной системы),увязывающей в комплекс мониторинг и оценку состояния развития образовательныхсистем, аттестацию учащихся, лицензирование, аккредитацию образовательныхучреждений, аттестацию педагогических и руководящих кадров, мониторингиндивидуальных достижений учащихся, а также реализацию функций контроля,надзора и инспектирования в образовании;
— подготовка кадров для системы оценки качестваобразования;
— выбор и апробация программной среды для сбора,актуализации и первичной обработки информации и обеспечения доступа к нейразличных групп пользователей;
— определение параллелей между форматом собираемойинформации и возможностями ее использования в качестве информационной основыпринятия управленческих решений;
— формирование модели организации и проведенияоценки индивидуальных достижений обучающихся для системы общего ипрофессионального образования;
— определение заказа региональной системы управленияобразованием на информационно-аналитическое обеспечение.
Таким образом, система оценки качества образованиястроится на основе распределения бюджетного задания в данной области междурядом специализированных учреждений. Заказчик финансирует согласованнуюпрограмму заказа, исполнители (государственные и негосударственные учреждения)предоставляет отчеты по результатам исполнения заказа, удовлетворяяинформационные потребности исполнительной власти.
Система оценки качества образования ЧувашскойРеспублики представляет собой совокупность организационных и функциональныхструктур, обеспечивающая основанную на единой концептуально-методологическойбазе оценку деятельности системы образования, образовательных организаций иобразовательных достижений обучающихся, а также выявление факторов, влияющих наобразовательные результаты.
2.1.3 Новосибирская область
Система оценки качества образования в Новосибирскойобласти (далее — СОКО) включает в себя совокупность организационных ифункциональных структур, обеспечивающих на единой концептуально-методологическойоснове оценку образовательных результатов и факторов, влияющих на их получение.
СОКО создается с целью обеспечения контроля закачеством образования, совершенствования управления им, а также предоставлениявсем участникам образовательного процесса, обществу и его гражданскиминститутам достоверной информации о качестве образования в Новосибирскойобласти.
Основными задачами СОКО являются:
1) повышение объективности контроля и оценкиобразовательных достижений обучающихся, получение всесторонней и достовернойинформации о состоянии образования в Новосибирской области;
2) обеспечение единого образовательногопространства;
3)проведение системного и сравнительного анализакачества образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями;4) повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг дляпринятия решений по продолжению образования;
5)обеспечение сопоставимости образовательныхдостижений обучающихся, различных образовательных программ и технологий обучения;
6)определение результативности образовательногопроцесса, эффективности учебных программ, их соответствия нормам и требованиямстандартов;
7) прогнозирование развития образования вНовосибирской области;
8) обеспечение условий для самооценки и самоконтроля;
9) содействие принятию обоснованных управленческихрешений по совершенствованию образования в Новосибирской области;
10)привлечение общественности к внешней оценкекачества образования на всех уровнях и ступенях.
Организационно-функциональная структура СОКОвключает:
1) департамент образования Новосибирской области;
2) подведомственные специализированные организации:
государственное образовательное учреждениедополнительного профессионального образования «Новосибирский институт повышенияквалификации и переподготовки работников образования»;
областное государственное учреждение «Областнойцентр мониторинга образования»;
государственное учреждение образования «Областнойцентр информационных технологий»;
3) представителей родительской общественности,работодателей, органов самоуправления образовательных учреждений, общественныхобъединений и организаций.
Государственное образовательное учреждениедополнительного профессионального образования «Новосибирский институт повышенияквалификации и переподготовки работников образования»:
1) разрабатывает методики оценки качестваобразования;
2) проводит подготовку специалистов органовуправления образованием и работников образовательных учреждений поиспользованию результатов контрольно-оценочных процедур;
3) разрабатывает систему показателей и индикаторов,характеризующих состояние и динамику развития системы образования Новосибирскойобласти;
4) разрабатывает методические рекомендации попреподаванию отдельных предметов и дисциплин на основе результатов оценкииндивидуальных достижений обучающихся и студентов.
Областное государственное учреждение «Областнойцентр мониторинга образования»:
1) проводит подготовку специалистов для проведенияконтрольно-оценочных процедур;
2) организует разработку контрольно-измерительныхматериалов для процедур оценки качества образования;
3) проводит социологические и статистическиеисследования по вопросам качества образования;
4) обеспечивает организационно-технологическоесопровождение оценки качества образования по стандартизированным процедурам;
5) участвует в разработке программного обеспечениядля сбора, хранения и статистической обработки информации о состоянии идинамике развития системы образования в Новосибирской области;
6) осуществляет сбор, хранение и статистическую обработкуинформации о состоянии и динамике развития системы образования в Новосибирскойобласти, анализирует результаты оценки качества образования.
Мониторинг и оценка качества образования вНовосибирской области проводится по следующим уровням и ступеням образования:
1) дошкольное образование; 2) начальное общееобразование;
3) основное общее образование; 4) среднее (полное)общее образование;
5) начальное профессиональное образование; 6)среднее профессиональное образование.
Оценка качества образования предполагает:
1) оценку индивидуальных достижений обучающихся;
2) оценку качества деятельности образовательногоучреждения;
3) оценку качества муниципальной образовательнойсистемы;
4) оценку качества системы образования Новосибирскойобласти.
Результаты оценки качества образования доводятся досведения пользователей данной информации в соответствии с организационнойсхемой, определяемой департаментом образования Новосибирской области.
Департамент образования Новосибирской областиежегодно публикует доклад о состоянии качества образования в Новосибирскойобласти в средствах массовой информации и на своем официальном сайте в сетиИнтернет.
Таким образом, существует практика оценки качестваобразования в регионах, которая включает в себя:
1) оценку индивидуальных достижений обучающихся;
2) оценку качества деятельности образовательногоучреждения;
3) оценку качества муниципальной образовательнойсистемы;
4) оценку качества системы образования региона.
Это позволяет выделить различные механизмы иподходы к оценке качества образования в целом. В основном, представленные вышерегионы используют схожую методику оценки качества образования. Это иинформационный подход, и системный анализ качества образования. Очень важнымтакже является подготовка квалифицированных специалистов в данной области.
2.2 Анализ социологического исследования
В рамках данной курсовой работы нами было проведеносоциологическое исследование на тему «Оценка качества образования глазамимолодежи» (Приложение А).
В опросе принимали участие молодые люди от 14 до 25лет. Среди них -50% школьников и 50% студентов. География данного исследования- Курганский государственный университет и Шумихинская общеобразовательнаяшкола № 3.
Опрос проводился с целью оценки отношения молодежи ккачеству образования в школе. Также с целью сравнения мнений студентов ишкольников, касающихся данной проблемы.
Данный опрос показал, что и студенты, и школьникиоценивают уровень качества образования в современной школе примерно одинаково — 3,4 и 3,6, соответственно, что говорит о неполной удовлетворенностиобразованием.
На вопрос «Является ли образование, на ваш взгляд,важной составляющей жизни человека?» 60% школьников и 92% студентов ответилиположительно; 32% школьников отметили, что «существуют более важные вещи». Нанаш взгляд, данные показатели говорят о том, что школьники еще недостаточноопытны и не могут в полной мере оценить роль образования. Студенты же, имеядостаточный жизненный опыт, в том числе и опыт в трудовой деятельности, считаютобразование одним из главных составляющих жизни человека.
На вопрос «Удовлетворены ли вы знаниями, получаемыми(полученными) в школе?» только 24% школьников ответили положительно и 44%студентов, соответственно. Это может говорить о неуверенности школьников передвступительными экзаменами; 4% школьников и студентов не удовлетворены знаниями,полученными в школе.
Важно отметить, что 56% школьников и 52% студентовсчитают, что школьное образование в нашей стране соответствует не всемкритериям качества (качество информации, качество преподавания, качествоусвоения). 16% школьников и 12% студентов считают, что образование в школе несоответствует критериям качества.
На вопрос «Влияют ли, на ваш взгляд, моральные икультурно-нравственные характеристики современного молодого человека накачество образования?» 40% школьников и 64% студентов ответили положительно
52% и 28%, соответственно — отрицательно. Здесь, нанаш взгляд, важным показателем является социальная и психологическая зрелостьстуденческой молодежи.
На вопрос «Считаете ли вы, что развитие Россиизависит от качества нашего образования?» 76% школьников и 92% студентовответили положительно.
И, наконец, перед молодыми людьми стояла задачапредложить ряд мер, которые повысили бы качество образования в школе. Следуетотметить, что студенты подошли к этому вопросу более ответственно. Что жекасается школьников, то они писали о насущных проблемах в школе. Например:включить отопление и сделать питание бесплатным. Конечно, такие проблемыволнуют детей в первую очередь, и в этом отношении необходимо приниматьсоответствующие меры. Также школьники отметили, что для улучшения качестваобразования необходимо углубленное изучение отдельных дисциплин, улучшениетехническо-бытовой составляющей, изменение отношения к ученикам и отмена ЕГЭ.
Что же касается студенческой молодежи, то онипредлагали следующее: повышение заработной платы учителям, проведение уроков смаксимальной заинтересованностью для учеников, привлечение в школы молодыхспециалистов, повышение квалификации педагогического состава, ужесточениеотбора в педагогические ВУЗы, борьба с коррупцией в системе образования,обновление методов преподавания, усиление контроля со стороны государства.
Заключение
Таким образом, образование — процесс развития исаморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытомчеловечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности иэмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие деятельностиличности и общества по сохранению и развитию материальной и духовной культуры.
Качество образования — интегральная характеристикасистемы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемыхобразовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностныможиданиям.
Можно сделать вывод, что наша гипотеза о том, чтомолодежь считает общее образование недостаточно качественным, подтвердилась. Мывидим, что проблемы в школах действительно существуют, и о них надо говорить.Важно само понимание необходимости улучшения школьного образования. Инициативадолжна исходить в первую очередь от государства, но изменения нужно начинать,непосредственно, изнутри системы.
Образование – вот основа успешного будущего нашейстраны. И это будущее в руках молодежи, нужно только создать условия для егоразвития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. АлександроваО.А. Образование: доступность или качество – последствия выбора // Знание.Понимание. Умение. – 2005. — №2 – С. 83-93.
2. Субетто А.Н.,Проблема качества образования в России. Контекст «отношения адекватности» //«Академия Тринитаризма», М., Эл №77 – 6567, публ. 13361, 29.05.2006.
3. Образование –путь к устойчивому развитию или о реформах в данной сфере. М.Мамедов. www.zerkalo.az/2010-11-06/society/14382-obrazovanie-reformi
4.Российскийэнциклопедический словарь. М.,2000
5. Свободныйсловарь терминов, понятий и определений по экономике, финансам и бизнесу.http://termin.bposd.ru/publ/16-1-0-11921
6.www. nios.ru/ index.php ?newsid =3303
7.http:// spasem – shkolu.p_rossii/8/249_1.shtml
8.http: // news/mail/ru/ society/ 322201
9.http:// spasem – shkolu.p_rossii/8/249_1.shtml
Приложение А
Уважаемые респонденты!
Просим вас принять участие в социологическомисследовании на тему «Оценка качества образования глазами молодежи». Опросимеет большую социальную значимость, поэтому просим вас честно ответить навопросы анкеты, не пропуская их.
В каждом вопросе выберите вариант ответа,соответствующий вашему мнению и отметьте его кружком. Анкета анонимна,результаты опроса будут использованы в обобщенном виде.
Заранее благодарим Вас!
1. Вашпол
1.1. М.
1.2. Ж.
2. Вашвозраст
________
3. Являетсяли образование, на ваш взгляд, важной составляющей жизни человека?
3.1. Да,безусловно;
3.2. Нет,существуют более важные вещи;
3.3. Незнаю.
4. Удовлетвореныли вы знаниями, получаемыми (полученными) в школе?
4.1. Да,конечно;
4.2. Частичноудовлетворен;
4.3. Неудовлетворен.
5. Можетели вы (могли ли в процессе обучения в школе) в любое время рассчитывать напомощь учителя?
5.1. Да,это так;
5.2. Могу,но не на всех преподавателей;
5.3. Яне обращаюсь (лся) за помощью – она мне не нужна;
5.4. Яне могу рассчитывать на помощь учителя.
6. Считаетели вы, что школьное образование в нашей стране соответствует всем критериямкачества (качество информации, качество преподавания, качество усвоения).
6.1. Да,безусловно;
6.2. Нашеобразование в школе соответствует не всем критериям качества;
6.3. Нет,образование в школе не соответствует критериям качества;
6.4. Незнаю.
7. Зависитли, на ваш взгляд, качество образования от финансирования данной области?
7.1. Да,конечно;
7.2. Несовсем так;
7.3. Нет,качество образования не зависит от финансовых вложений;
7.4. Незнаю.
8. Естьвероятность, что в ближайшее время образование, в том числе и школьное, станетполностью платным. Считаете ли вы, что подобные изменения повысят качествообразования?
8.1. Да,я так считаю;
8.2. Нет,это ничего не изменит;
8.3. Нет,это только ухудшит ситуацию;
8.4. Свойвариант _______________________________________________________.
9. Считаетели вы, что качество общего образования за последние 10-15 лет в нашей странезначительно снизилось.
9.1. Да,потому что _____________________________________
9.2. Нет,существенно ничего не изменилось;
9.3. Незнаю
10. Считаетели вы, что введение ЕГЭ снижает качество образования?
10.1. Да,безусловно (оно нацеливает только на решение тестов);
10.2. Нет,это нужное нововведение;
10.3. Несчитаю, что данная система каким-либо образом влияет на качество образования.
10.4. Незнаю.
11. Оценитепо пятибалльной шкале уровень качества образования в современнойшколе._________________________
12. Влияютли, на ваш взгляд, моральные и культурно-нравственные характеристикисовременного молодого человека на качество образования?
12.1. Да,безусловно;
12.2. Возможно,это так;
12.3. Нет,это не влияет на качество образования;
12.4. Затрудняюсьв ответе.
13. Считаетели вы, что развитие России зависит от качества нашего образования?
13.1. Да,я так считаю;
13.2. Нет;
13.3. Незадумывался об этом;
13.4. Незнаю.
14. Предложитеряд мер, которые, на ваш взгляд, могут повысить качество образования в школе.
1._________________________________________________________
2._________________________________________________________
3._________________________________________________________