Реферат по предмету "Социология"


Особенности организации культурно-досуговой деятельности подростков в условиях небольшого города

БелорусскийГосударственный Университет Культуры и Искусства
Курсоваяработа
попредмету «Культурно-досуговая деятельность»
на тему «Особенности организации культурно-досуговой    деятельностиподростков в условиях небольшого города»
                                              Выполнила: студентка ФЗО
                                                                   Группа 311
                                                                   Серкова Ольга Александровна
                                              Научный руководитель Сморгович 
                                                                                       Ирина Леонидовна
Минск
2006
Содержание:
Введение                                                                                                  3
Глава 1.Специфика культурно-досуговой деятельности                    5
 подростков в  условиях небольшогогорода.                                                       1.1 Социально-психологическиеособенности
 подросткового возраста.                                                                        5
1.2 Досуговая деятельность подростков.                                              8
1.3 Формы организации культурно-досуговойдеятельности        подростков в условиях небольшого города                                        11
Глава 2. Анализорганизации культурно-досуговой деятельности
в г.п. Уречье.                                                                                           14
                                                                                                     
Заключение                                                                                             21    
Список используемых интернет-сайтов и литературы                      22

Введение.
Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научногоинтереса. Философия рассматривает свободное время в качестве пространства дляосуществления специфических социальных процессов, выявляет истоки возникновениясвободного времени и его взаимосвязь с временем рабочим, его социальнуюценность. Социология и экономика осуществляют количественный и статистическийанализ указанных процессов, исследуют характер и содержание свободного времениличности, деятельность социальных институтов досуга по его наполнению,аксиологию досуга. Психология обращает внимание на потребности и мотивы,определяющие поведение и поступки человека в этой временной сфере.
В своей совокупности данные этих наук свидетельствуют о том, чтосвободное время является доминирующим пространством, в котором происходитфизическое и духовное развитие человека. (6)
Объектом курсовой работы является культурно-досуговая деятельностьподростков. Проблема досугового времяпрепровождения подростков отличаетсябольшой сложностью и противоречивостью. Большой объем неорганизованногосвободного времени подростков и неумение распорядиться им, нередко приводитдетей к социальным проблемам. Проблема организации культурно-досуговойдеятельности подростков в небольшом городе заслуживает пристального вниманияуже лишь потому, что человек умеющий проводить свой досуг с пользой и интересомтам, где не так много учреждений соответствующей сферы деятельности, не толькоразвивает собственную личность, но и способствует повышению досуговойквалификации окружающих его людей. Формы проведения досуга, безусловно, зависятот возрастных особенностей личности. Досуг оказывает огромное влияние на всесферы жизнедеятельности человека. Особенно велико его значение в подростковомвозрасте, являющемся периодом интенсивного развития и формирования личности.Проблема свободного времени подростков волнует сегодня ученых и практиковразличных областей жизни и отраслей знаний.
Хочется отметить, что предметом данной работы является организациякультурно-досуговой деятельности подростков в г.п.Уречье Любанского районаМинской области. Численность населения данного посёлка насчитывает 3989человек, из них детей и школьников до 18 лет – 732. В это число не входятстуденты и школьники, приезжающие на каникулы к родственникам. На территориипосёлка функционируют две школы, две библиотеки (из них одна детская), детскаямузыкальная школа, дом культуры, спортивно-оздоровительный комплекс. Этиорганизации занимаются работой с подростками, организовывают досуг детей,подростков и молодёжи.   
Подростковый возраст— это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучейэнергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Известно, какнесложно увлечь подростка чем-либо. И также известно, как трудно сохранить,поддержать и развить этот интерес. Подростковый возраст — не просто один изэтапов жизни. Многие исследователи, вслед за Руссо, недаром называют еговозрастом «второго рождения личности». Здесь многие истоки, начала всейдальнейшей жизни. Возраст этот хрупкий, ранимый, изменчивый, оказывается,больше чем какие-либо другие, зависим от реальной социальной жизни, потому чтоподросток впервые открывает ее для себя. На месте окружения, существовавшегодля ребенка, для подростка возникает мир. Сегодня этот мир сложен, как никогда.Заметное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера —настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия итрудности. В отличие от младшего школьника подросток способен не только котдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Однако, проявляянастойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее вдругих видах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется известнойимпульсивностью. Внимание подростка характеризуется специфическойизбирательностью, устойчивостью. Избирательным, целенаправленным, анализирующимстановится и восприятие. Значительно увеличивается объем памяти, вследствиехарактерных сенситивных изменений подросткового возраста — формированиялогических структур. В интеллектуальной деятельности подростков основнойособенностью является нарастающая способность к абстрактному мышлению. Важнаяособенность этого возраста — формирование активного, самостоятельного, творческогомышления.(4)
Культуре досуга необходимо учить, начиная с детского возраста. Овладеть ею возможно только прицеленаправленном, планомерном воздействии на подрастающее поколение. Научениеподростков умениям и навыкам самоорганизации — важная социально-педагогическаязадача, которая представляет собой один из важнейших этапов на пути к овладениюими культурой досугового времяпрепровождения. Однако даже знание видов ипродолжительности занятий подростка в свободное время еще ничего не говорит орациональном, разумном их выборе при организации собственного досуга. Для тогочтобы деятельность подростка во время досуга не приводила к бездумномувремяпрепровождению и не способствовала бы возникновению криминогенныхситуаций, необходимо развивать у них умения самоанализа, адекватную самооценку,разумное управление своим поведением. Все эти умения приобретаются в процессеуспешного овладения подростками навыками САМООРГАНИЗАЦИИ. Досуг подростков, какуже было замечено, отличается сложностью и противоречивостью. Во-первых, имеявозможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, молодые людичасто не готовы к осознанному выбору видов деятельности, способствующихполноценному формированию личности. Во-вторых, стремясь к самостоятельности ввыборе форм использования досуга, подростки, тем не менее ограниченыопределенным кругом социальных ролей, по сравнению со взрослыми. Отсюда, содной стороны, не обладая устойчивостью интересов в плане проведения досуга,подростки более охотно перенимают от взрослых их модели его заполнения, причемне всегда положительные и соответствующие уровню их физического и психическогоразвития.
 С другой,предлагаемые взрослыми общественные формы досуга нередко не отвечаютпотребностям и интересам личности подростка, что порождает пассивность впроцессе приобщения к духовным ценностям. Существует противоречие междупотребностями подростков использовать свой досуг как сферу самореализации,полноценного общения, активного проявления самостоятельности и неумениемреализовать себя в досуге в силу серьезных недостатков в организации со сторонывзрослых и недостаточностью создания условий и среды для научения подростковазам досуговой деятельности. Школа, клубы, другие внешкольные досуговыеобъединения в результате отсутствия координации в осуществлении воспитания«человека культуры» и недооценки в этом процессе новых тенденций вобразе жизни подрастающего поколения, не реализуют в полной мере своиобъективные возможности по формированию культуры досуга.
Целью данной курсовой работы является выявление спецификиорганизации культурно-досуговой деятельности подростков в условиях небольшогогорода на примере г.п.Уречье.
В связи с этим можно определить задачи моей курсовой работы:
1.Исследовать особенности социально-психологического развитияподростков.
2. Выявить особенности досуговой деятельности  подростков.
3.Выявить специфику организации КДД подростков в условиях небольшогогорода на примере г.п.Уречье.     
Теперь, когда определена цель и задачи, рассмотрим всё это болееподробно.
Глава1 Специфика культурно-досуговой деятельности
подростков в  условиях небольшого города.
 
1.1.Особенностиподросткового возраста
                     …в структуре личности подростка нетничего
 устойчивого, окончательного, неподвижного…Л.С.Выготский
Подростковый возраст –это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собойпериод становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период,поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальныеустановки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрастестабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активнымстремлением к личностному самосовершенствованию, — это самопознание,самовыражение и самоутверждение.
В подростковомвозрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключенияпознавательные процессы. В эти же годы открыта проявляется абсолютноебольшинство жизненно необходимых личных и деловых качеств человека. Например,высшего уровня своего развития в детстве достигает непосредственная,механическая память, образуя вместе с достаточно развитым мышлением предпосылкидля дальнейшего развития и совершенствования логической, смысловой памяти.Высокоразвитой, разнообразной и богатой становится речь, мышление оказываетсяпредставленным во всех его основных видах: наглядно-действенном,наглядно-образном и словесно-логическом. Все эти процессы приобретаютпроизвольность и речевую опосредствованность. У подростков они функционируютуже на базе сформировавшейся внутренней речи. Становится возможным научениеподростка самым различным видам практической и умственной (интеллектуальной)деятельности, причём с использованием множества приёмов и средств обучения.Формируются и развиваются общие и специальные способности, в том численеобходимые для будущей профессиональной деятельности.
Подростковый период имеетмножество характерных именно для данного возраста противоречий и конфликтов. Содной стороны, интеллектуальная развитость подростков, которую онидемонстрируют при решении разных задач, связанных со школьными предметами идругими делами, побуждает взрослых к обсуждению с ними достаточно серьёзныхпроблем, да и сами подростки активно к этому стремятся. С другой стороны, приобсуждении проблем, особенно таких, которые касаются будущей профессии, этикиповедения, ответственного отношения к своим обязанностям, обнаруживаетсяудивительная инфантильность этих, внешне выглядящих почти взрослыми, людей. (12)
В ходе бурногороста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнутьчувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качествеобщих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональнаянеустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму.Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой. (8)
Центральнымпсихологическим новообразованием в подростковом возрасте становитсяформирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективногопереживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание даетподростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье неменяется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности,что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.
В результатевозникает кризис подросткового возраста. Суть подросткового кризиса составляет свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции. Кним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками,реакция увеличения (хобби).
Реакцияэмансипации.Эта реакция представляет собой тип поведения, посредством которого подростокстарается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства.Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, заутверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполненияобщепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеаловстаршего поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль за поведением,наказание путем лишения минимальной свободы и самостоятельности обостряютподростковый конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходыиз школы и из дома, бродяжничество.(23)
Реакциягруппирования со сверстниками. Подросткам свойственно инстинктивноетяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются иапробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективнойдисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В группесверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожитмнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критикукоторых он отвергает.(8)
Реакция увлечения. Дляподросткового возраста увлечения (хобби) составляет весьма характернуюособенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, т.к.благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальныеспособности подростков.
Они делятся наследующие виды:
1.      Интеллектуально-эстетическиеувлечения (музыка, рисование, радиотехника, электроника, история и т.д.).
2.      Накопительныеувлечения (коллекционирование марок, пластинок, открыток).
3.      Эксцентрические(желание подростка быть в центре внимания ведет к увлечению экстравагантнойодеждой). (10)
Знаниеподростковых увлечений помогает лучше понять внутренний мир и переживанияподростков, улучшает взаимопонимание между подростками и взрослыми.
В подростковомвозрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключенияпознавательные процессы. (22) Становится возможным научение подростка самымразличным видам практической и умственной деятельности.
Главная новаячерта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшегошкольного возраста, — это более высокий уровень самосознания, потребностьосознать себя как личность. Л.С. Выгодский считает, что формированиесамосознания составляет главный итог переходного возраста. (5)
 В этом возрасте создаются неплохие условия дляформирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости идругих полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в томчисле умения налаживать деловые контакты, договориться о совместных делах,распределять между собой обязанности и т.д. Подобные личностные качества могутразвиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлеченподросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд,игра.
Главнымиличностными чертами подростка являются следующие:
1.Непримиримость ко злу, эмоциональное неприятие его, с одной стороны, сочетаетсяс неумением разобраться в сложных явлениях жизни – с другой.
2. Подростокхочет быть хорошим, стремиться к идеалу, но он не любит, когда его прямолинейновоспитывают.
3. Подросткухочется быть личностью. Совершить что-нибудь героическое, романтическое,необычное. При наличии потребностей к действию и желания самоутвердитьсяподросток еще не знает, как этого можно добиться.
4. У подросткавыражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюдамножественность и непостоянство увлечений. Подросток боится обнаружить своюнесостоятельность, он слишком самолюбив и может прикрываться показнойуверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность.
5. В подросткеочень сочетаются романтическая восторженность и грубые выходки. Восхищениекрасотой и хроническое отношение к ней. Он стыдится своих чувств. Такиечеловеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что будут считать чересчурчувствительным, и прикрывается грубостью.(21)
Приливфизических сил побуждает к деятельности. Не у каждого подростка проявляетсявесь набор противоречий, но их нельзя игнорировать. В работе с подросткомследует учитывать главные возрастные и личностные особенности, основныепсихологические новообразования этого возраста.
Отрочество – какиногда называют подростковый возраст – это время становления подлиннойиндивидуальности, самостоятельности в учении и в труде. По сравнению с детьмиболее младшего возраста подростки обнаруживают веру в способность определять иконтролировать собственное поведение, свои мысли и чувства. Подростковый возраст– это время обострённого стремления к познанию и оценки самого себя, кформированию целостного, непротиворечивого образа «Я».
1.2.Досуговаядеятельность подростков.
 
Досуг –возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностьюпо своему выбору. Виды досуговой деятельности можно классифицировать по пятигруппам: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество. Отдыхснимает усталость и восстанавливает физические и духовные силы. Пассивный отдыхснимает напряжение расслаблением, созерцанием природы, размышлением и т.п.Активный отдых представляет собой физическую и культурную деятельность(физкультура, туризм, чтение, слушание музыки и т.п.). Развлечения (просмотркинофильмов, посещение театров, концертов, музеев, экскурсии, путешествия ит.п.) имеют компенсационный характер и обеспечивают человеку смену впечатлений.Праздники сочетают в себе отдых и развлечения, позволяют человеку ощутитьэмоциональный подъём. Самообразование (чтение, лекции, диспуты, семинары и пр.)приобщает людей к ценностям культуры и сочетает в себе приобретение знаний сразвлечениями. Творчество  обеспечивает наиболее высокий уровень досуговойдеятельности. Детский досуг осуществляется, прежде всего в семье, а также вспециальных учреждениях (библиотеки, музеи, клубы, дома творчества, спортивныесекции, любительские объединения по интересам и др.).(3)
Самой распространённойформой проведения досуга подростков является общение. Все исследователипсихологии подросткового возраста так или иначе сходятся в признании тогоогромного значения, которое имеет для подростков общения со сверстниками,поэтому одной из главных тенденций подросткового возраста являетсяпереориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников,более или менее равных по положению.
Потребность вобщении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детейочень рано и с возрастом усиливается. Поведение подростков по своей специфике,является коллективно-групповым. Такую специфику поведения подростков некоторыеучёные объясняют так:
Во-первых,общение со сверстниками – очень важный канал информации, по нему подросткиузнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.
Во-вторых, этоспецифический вид механических отношений. Групповая игра и другие видысовместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социальноговзаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же времяотстаивать свои права.
В-третьих, этоспецифический вид эмоционального кон­такта. Сознание групповой принадлежности,солидарности, товарищес­кой взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия иустойчивости. (11)
Чувство одиночества инеприкаянности, связанное с воз­растными трудностями становления личности,порождает у подрос­тков неутомимую жажду общения и группирования сосверстниками, в обществе которых они находятся или надеются найти то, в чем имотказывают взрослые: спонтанность, спасение от скуки и признание собственнойзначимости. Для подростка важно не только быть вместе со сверстниками, но, и,глав­ное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых этостремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, длядругих — быть при­знанным, любимым товарищем, для третьих — непререкаемымавторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивомповедения подростков, особенно младших под­ростков.(2)
Д.И. Фельдштейнвыделяет три формы общения под­ростков: интимно-личную, стихийно-групповую,социально-ориентированную.
Интимно-личностное общение – взаимодействие,основанное на личных симпатиях, — «я» и «ты». Содержаниемтакого общения выступает соучастие собеседников в проблемах друг друга.Интимно-личностное общение возникает при условии общности ценностей партнеров,а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга,эмпатией. Высшими формами интимно-личностного общения являются дружба и любовь.
Стихийно-групповоеобщение — взаимодействие, основанноена случайных контактах — «я» и «они». Стихийно-групповойхарактер общения подростков доминирует в том случае, если не организованаобщественно-полезная деятельность, подростков. Такой вид общения приводит кпоявлению разного рода подростко­вых компаний, неформальных групп. В процессестихийно-группово­го общения устойчивый характер приобретают агрессивность,жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и т.д.
Социально-ориентированноеобщение – взаимодействие, основанноена совместном выполнении общественно-важных дел – «я» и«общество». Социально-ориентированное общение обслуживаетобщественные потребности людей и является фактором, способствующим развитиюформ общественной жизни групп, коллективов, организаций и т.д.(25)
Исследования,проведённые Д.И. Фельдштейном, показывают, что потребность подростка винтимно-личностном общении в основном удовлетворяются (31% и 34%), потребностьв социально-ориентированном общении остаётся неудовлетворённой в 38,5% случаев,что обуславливает преобладание стихийно-группового об­щения (56%), хотяпотребность в данной форме выражена в ми­нимальном количестве.
Фельдштейн Д.И.считает, что в условиях планомерного и последовательного включения подростков всистему обществен­но-полезной деятельности резко возрастает, во-первых,потребность подростка в социально-ориентированной форме общения, во-вторых,потребность в интимно-личном общении несколько понижается, а оно самопретерпевает существенные изменения, потребность в стихийно-групповом общениипадает почти до нуля. (2)
Каждый из видовдосуговой деятельности может быть использован для самоорганизации или организации досуга подростка. Иногда досуг подростка выходит на первое место вего жизнь. Поэтому очень важно в этот период заполнить свободное времяподростка. Только не надо забывать, что организация досуговой деятельностидолжна проходить не под принужденем подростка, а  только с согласия изаинтересованности взрослеющего ребёнка.
1.3Формыорганизации культурно-досуговой деятельности
подростковв условиях небольшого города
Среди массыорганизаций, занимающихся организацией досуга молодёжи, лидирующее местозанимают учреждения культуры. Как показывает практика, реальная деятельностьучреждений культуры по профилактике различных асоциальных явлений, в том числеи преступности, гораздо шире, многообразнее и глубже. В нее вовлеченыпрактически все категории населения, хотя, несомненно, в качестве приоритетныхздесь выделяются дети, подростки и молодежь.
  Грамотная  организация досуговойзанятости и просвещения средствами культуры и искусства   рассматриваетсясегодня как альтернатива детской и подростковой безнадзорности,являющейся одной из  предпосылок    совершения противоправных действий,  какодна из составляющих большой работы по первичной профилактикеэтого асоциального явления.
  Дети и подростки, в силу своихвозрастных психологических особенностей, готовы воспринимать все новоеи непознанное, не задумываясь о последствиях. При этом они ещеидеологически неустойчивы,  в их умы легче внедрить какположительный, так и отрицательный образ. Когда нет положительнойальтернативы, то идеологический вакуум быстро заполняется наркотиками,курением, алкоголизмом и другими вредными привычками.
  Именно поэтомуосновной задачей органов управления и учреждений культуры должна статьорганизация досуговой занятости детей и подростков, совершенствование ирасширение перечня предоставляемых культурных  услуг с учетом досуговыхпредпочтений  этой категории населения.
Создание положительного,привлекательного имиджа учреждения культуры позволит привлечь в его стеныбольше детей и подростков, что создаст определенную альтернативу праздномувремяпрепровождению, являющемуся одной из предпосылок совершения преступлений. Особенноэто актуально для подростков небольших городов, где культурный уровеньнаселения намного уступает этому же уровню  городского населения. В небольшихгородах и посёлках подросткам иногда не с кого брать пример, они не знают, какможно с пользой проводить свободное время.
Особую актуальностьвопросы организации досуговой занятости  детей и подростков приобретают вканикулярное время, когда свободного времени у детей становится больше. Болеепристального внимания требуют подростки, чей отдых не носит организованныйхарактер.
  Проекты имероприятия, проводимые в стенах учреждений культуры и направленные на решениеданных задач, должны входить составной частью в разрабатываемые и реализуемыена территории муниципальных образований целевые программы по организации отдыхаи досуговой занятости детей и подростков в летний период.
  Основными формамиорганизации досуга подростков и их культурного обслуживания  в летний периодмогут быть:
·    организация работы детскихоздоровительных лагерей на базе культурно-досуговых учреждений
·    культурное обслуживание городскихи загородных детских оздоровительных лагерей, детских площадок (концертные,интеллектуально-познавательные, конкурсные, игровые, развлекательные программы,театрализованные представления, праздники, кинопоказы и пр.)
·    проведение культурно-досуговыхмероприятий и организация кинопоказа  для неорганизованных детей и подростков
·    проведение Дней Подростка (сорганизацией юридических и психологических консультаций, встреч попрофориентации и пр.)
·    привлечение детей и подростков вклубные объединения и коллективы самодеятельного народного творчества
·    организация гастрольнойдеятельности коллективов самодеятельного народного творчества
·    проведение творческих смен дляучастников коллективов самодеятельного народного творчества и одаренных детей(«театральные смены», «фольклорные каникулы» и пр.)
·    участие в организации и проведениимероприятий по трудоустройству подростков («Ярмарки вакансий»)
·    организация молодежных акций поблагоустройству города (села),  учреждений культуры.    (3)
Одним из вариантоворганизации летнего отдыха детей и подростков является организация летнихлагерей на базе клубного учреждения. Основой таких  лагерей может являтьсявременное детское объединение, которое необходимо превратить во временныйдетский коллектив. Возможно создание нескольких профильных объединений, которыебудут объединять детей, увлечённых одной идеей. Наиболее эффективными могутбыть следующие направления деятельности: поисковая, спортивная, трудовая,милосердная и благотворительная, эстетическая и др. Деятельность такогообъединения может быть наиболее эффективной, если оно будет состоять из детейразного возраста. Преимуществами таких объединений являются следующие факторы:
— прямая передачаопыта старших младшим, где младшие заимствуют манеру поведения, приобретаютумения и навыки в конкретной совместной деятельности;
— возможность длякаждого раскрыться как личность вокруг привлекательной идеи, интересного дела;
— удовлетворениевозрастных потребностей: у младших – иметь «пример», походить на него; устарших – утвердиться в роли лидера;
— сотрудничествостарших и младших значительно обогащает отношение детей в таких объединениях,непременно воспитывается уважительное отношение и к старшим, и к младшим;
-широкие социальныесвязи, исключающие опасность замкнутости, отгороженности от других коллективов.
В работе поорганизации летнего отдыха детей и подростков может быть использован опытработы летних оздоровительных лагерей и лагерей на базе общеобразовательных школ.(9)
 Кроме вышеназванныхобщих принципиальных подходов к определению стратегии деятельности, роли иместа органов управления и учреждений культуры в системе профилактическойработы, существуют совершенно конкретные направления деятельности   по профилактикеправонарушений с использованием ресурсов учреждений культуры.
  В первую очередь,это реализация проектов и проведение культурно-массовых мероприятий,непосредственно направленных на воспитание правовой культуры подрастающегопоколения, на формирование позитивных жизненных установок и культурныхстереотипов, которые помогут подросткам и молодежи  легче адаптироваться вовзрослом мире. При проведении мероприятий очень важно учитывать психологическиеособенности подростков и молодежи, максимально уходить от дидактики и принципазапрета. Вместо «нельзя» (нельзя совершать преступления, употреблять наркотики,пить, курить и  т.д.) лучше говорить «можно» — можно заниматься творчеством,читать, петь, рисовать, играть на гитаре, танцевать рэп и т.д. И тогда вашажизнь станет интересной, насыщенной и практически не останется времени напустое времяпрепровождение. (3)
Самой популярной ивостребованной формой организации молодёжного досуга по-прежнему остаётсядискотека.
Дискотека способнасинтезировать в себе самые разные виды художественного творчества,любительского увлечения. Впитывая в себя веяние нового времени, она создаётпрекрасные возможности  для проявления творческой активности, расширенияразличных познаний и интересов. Не смотря на то, что сочетания познавательногои увлекательного в дискотеке ограничены в силу специфики данной формы работы,всё же она позволяет молодёжи реализовать потребность в полноценномсодержательном отдыхе и развлечении. Ведь именно в основу дискотеки заложенообщение молодых людей, посредством молодёжной музыки, несмотря на то, чтомузыкальные увлечения  молодёжи одного поколения весьма разнообразны. Именно надискотеке собирается разносторонняя  молодёжная аудитория с широким кругомориентации и требований. А известно, что посещение дискотечных вечеровпревышает количество посещений других видов клубных мероприятий. Поэтомувопросы организации и совершенствования молодёжного музыкального досугаявляются очень актуальными. Это в первую очередь касается дискотек маленькихгородов и деревень. Уровень материальной базы на периферии очень не  высокий. Вэтом и есть существенная разница между крупным городом с огромным множествомчастных диско-клубов и маленькими городами и посёлками с их дискотеками.
Развитие дискотекпривлекает внимание широкого круга социологов, психологов, музыковедов.Очевидно, что значительный объём музыкальной информации, влияние теле, аудио,видео программ, изменчивость палитры музыкальных увлечений молодёжи – всё это требуетна современном этапе специального изучения, постоянного внимания со стороныорганизаторов дискотечных программ и постоянного осмысления своего личногоопыта. Ведь требования молодёжи к работе дискотек из года в год возрастают. (24)
Большую роль в светерассматриваемой проблемы играют библиотеки как учреждения, осуществляющие информационно-просветительскуюдеятельность по формированию у подрастающего поколения правовойкультуры, негативного личностного отношения к совершению противоправныхдействий.
Для библиотекхарактерна такая форма работы с подростками, как различные тематические вечера (- идейно  и сюжетно организованная цепочка устных выступлений, образов,объединённых между собой сценарием и режиссёрским ходом). Специфика  тематическоговечера:
·    Общие интересы аудитории
·    Праздничная ситуация
·    Развлечение
·    Театрализация
·    Игровая ситуация
·    Понятная и близкая тема
·    Понимание глубины содержания изатем активного участия-творчества
·    Использованиеинформационно-логических и эмоционально-образных моментов
·    Строгая композиционная последовательность
·    Связь со знаменательной датой вжизни общества, или отдельного коллектива, человека
·    Документальная основа
·    Местный материал
·    Присутствие реального героя
Наиболеераспространённые жанры тематических вечеров: вечер-митинг, вечер-портрет,вечер-встреча, вечер-ритуал, вечер-репортаж, вечер-рассказ, вечер-интервью,вечер-диалог и т.д. (1)  
Глава2.Анализ организациикультурно-досуговой деятельности подростков в г.п.Уречье.
Общеобразовательныесредние школы
 
Как уже отмечалосьвыше, население г.п. Уречье составляет 3989 человек, из них детей и подростковдо 18 лет — 732. На территории г.п.Уречье  находятся две средние школы. В двухшколах 178 учеников старших классов (с 8 по 11 класс) (примерно 4,46% отчисленности общего населения).
В школах активноведётся работа по организации досуга подростков. Используются следующие формы:
·    Тематические вечера (математический вечер,литературный вечер..)
·    КВН
·    Тематические концерты (концерт ко Дню матери, концертко Дню учителя и т.д.)
·    Праздники (день Святого Валентина,8 Марта и др.)
·    Бал (осенний бал, Новогодний бал, выпускной бал.)
·    Тематические дискотеки ( «Анти СПИД», «Школа противсигарет» и др.)
·    Предметные олимпиады.
·    Интеллектуальные игры. («Что? Где? Когда?»,«Брейнринг» и др.)
·    Капустники.
·    Выставки.
·    Спортивные праздники. ( «Осенний марафон», «Языльскаядесятка»)
·    Военизированная игра «Бастионы» — проводится ежегоднос участием международных команд.
·    Кинолектории.
·    Экскурсии.
·    Клуб любителей-цветоводов «Орхидея».
 Ведётся большаякружковая работа. В СШ№2 большой популярностью пользуется хоровой кружок икружок вокального пения. Есть кружок моделирования, участники которого напротяжении многих лет занимают призовые места на районных и областных конкурсахтехнического творчества. Руками членов кружка плетения из соломки украшеныкабинеты школы.
В школе №1 работаюткружки: драматический, вокальный, кружок современного танца.
В школах  ведётсяспортивно-массовая работа. Организованы секции по баскетболу, волейболу, лёгкойатлетике, настольному теннису, секция по футболу и спортивной стрельбе.
Ученики школпринимают участие в районных, областных и республиканских соревнованиях изанимают призовые места. Воспитанники кружка вокального пения СШ №2 ежегоднопринимают участие в телевизионном конкурсе «Усе мы родам з дзяцiнства».
Во время школьныхканикул для учеников организовывается спортивно-оздоровительный и трудовойлагерь.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что организация досуга подростков в школахнаходиться на высоком уровне.  (16, 17, 26)
Детскаямузыкальная школа
 
На территории посёлка находится детская музыкальная школа. Её посещают 93 воспитанника. В школеведётся преподавание по классу:
·    фортепиано,
·    баян,
·    аккордеон,
·    скрипка,
·    цимбалы,
·    платный кружок эстрадного танца (открылся в 2006учебном году).
Коллектив музыкальнойшколы проводит большую работу по эстетическому воспитанию подростков. Регулярнопроводятся тематические вечера, на которые приглашаются ребята старших классовиз общеобразовательной школы. Вечер  вальса, вечер танца, проводятся вечера и концерты,посвящённые творчеству известных композиторов – как современных белорусских,так и композиторов классиков. Частыми гостями Уречской музыкальной школы сталиартисты Белорусской Государственной филармонии.
Во время каникулорганизовываются экскурсии  в белорусский театр оперы и балета, в театрмузыкальной комедии  и в БелГосФилармонию.
На протяженииучебного года учащиеся вместе с преподавателями организовывают шефские концертыпо предприятиям и организациям г.п. Уречье и Любанского района.
Доброй традицией вмузыкальной школе стало проведение праздника «Посвящение в музыканты» ивыпускного вечера.
Ученики ДМШ принимаютактивное участие в районных и зональных теоретических олимпиадах.
Преподавателимузыкальной школы занимаются не только учебным процессом, но и принимаютактивное участие в организации досуга своих учеников.  (13)
Спортивно-оздоровительныйкомплекс «Космос»
 
В целом работаспортивно-оздоровительного комплекса направлена на организацию досуга всехкатегорий граждан посёлка. Так как это спортивно-оздоровительная организация,то все мероприятия связаны со спортом и направлены на оздоровление посетителейэтого комплекса.
Свою работу комплексначал не так давно. Торжественное открытие спортивно-оздоровительного комплекса«Космос» состоялось в марте 2006 года.
На базе комплексафункционируют множество спортивных секций для детей и подростков. Среди нихбольшой популярностью пользуются такие секции как:
·  настольный теннис,
·  баскетбольная секция,
·  волейбольная секция,
·  футбольная секция,
·  секция лёгкой атлетики,
·  секция по вольной борьбе,
·  секция по дзюдо,
·  секция по шахматам и шашкам,
·  ритмика,
·  фитнес-класс.
Планируется летом2007 года ввести в эксплуатацию стадион и большой теннисный корт. Эти действияпривлекут ещё большее число учеников в стены комплекса.
Всего комплекспосещают около 300 детей, что составляет 41% от числа всех детей и подростковг.п. Уречье.
Хочется отметить, чтона базе спортивно-оздоровительного комплекса проходят районные и зональныесоревнования, где участники имеют возможность показать свои спортивныедостижения. В числе победителей таких мероприятий всегда оказываютсявоспитанники нашего комплекса. Это говорит о хорошей работе тренеров, о заинтересованностидетей и подростков различными видами спорта.
По мере возможностиорганизовываются встречи со звёздами белорусского спорта. Так, например, в июлемесяце состоялся мастер-класс с участием баскетболистов национальной сборной.Такие встречи помогают подросткам правильно выбрать цель и определить своёместо в жизни. (15, 20)
Уречскаягорпоселковая библиотека-филиал №1 Любанской ЦБС
 
С 2004 года вбиблиотеке ведётся исполнение комплексно-целевой программы «Крок у будучыню».Эта программа рассчитана на учеников 9 – 11 классов. На основе программы «Кроку будучыню» ведётся воспитательно-просветительская деятельность с подростками.Сама программа разработана на несколько лет (с 2004 по 2006 гг.) и разбита натри больших разноплановых блока:
I.     «З чаго пачынаецца Радзiма»
II.     «Мы – за здаровы лад жыцця»
III.     «Шлях у жыццё»
По каждому из этихблоков ведётся обширная работа, проводятся мероприятия различных форм. Частобиблиотеки сотрудничают с рядом организаций (Поселковый Совет, школы, домкультуры).
По первому блокупрограммы «Крок у будучыню» проводятся следующие мероприятия:
1.   Цикл историко-литературных путешествий.
·    «Праз смугу стагоддзяу дайшло данас Слова» (ко дню белорусской письменности и печати)
·    «Слова пра Турау»
·    «Працу маю аценяць нашчадкi» (к475-летию со дня рождения С. Будного)
·    «Мiкола Гусоускi:голас ХVI стагоддзя»
·    «Беларускi тытан эпохiАдраджэння» (к 515-летию со дня рождения Ф.Скарины)
2.   Уроки мужества.
·    «Жизнь-подвиг» (к 80-летию со днярождения А.Матросова)
3.   Литературно-краеведческое турне. «Мiлыкрай, староначка родна» (к 80-летию образования Любанского района)
4.   Час истории. «Их имена на улицах Минска»
5.   Информационно-поэтический урок. «Паэма з камня iслова» (к 35-летию со дня открытия мемориальных комплексов «Хатынь» и «КурганСлавы»)
6.   Митинг-реквием.
7.   Акция. «Скарбы народнай мовы» (пословицы и поговоркинашей местности)
8.   Урок краеведения. «Паэтычныя каласавины Любаншчыны»(писатели-земляки)
9.   Цикл военно-патриотических чтений «Живая памятьпотомков»
10.        Патриотический час «Мы – беларусы»
11.        Урок обществознания  «Священныеатрибуты государства»
12.        Историко-краеведческий час «Давытокау душой дакрануцца»
13.        Выставка-реквием «Вянок памяцi» коДню Победы над фашистской Германией.
14.        Поисковая экспедиция «Вайна у лёсемаёй сям’i»
15.        Вечер-воспоминание «След пакiнууу памяцi людзей» к 90-летию со дня рождения поэта-землякаНиколая Жука.
Перечисленныемероприятия направлены на воспитание в подростках патриотизма, любви к своемуродному посёлку. Не мало важным является изучение истории родного посёлка,творчества знаменитых земляков.
Название второгоблока «Мы – за здаровы лад жыцця» говорит само за себя. Работники библиотеки врамках этого подраздела совместно с организациями здравоохранения и образованияпроводили следующие мероприятия:
1.   Урок здоровья «СПИД – болезнь души» ко дню борьбы соСПИДом.
2.   Дайджест-рассуждение «Сказать жизни: Да!» к всемирномудню здоровья.
3.   Экологический урок «Кропля за кроплей» (Всемирный деньводы).
4.   Поэтический урок по экологии «Каб росы были чыстымi» кодню защиты окружающей среды.
5.   Неделя экологической книги «Захаваем прыроду, захаваемсябе».
6.   Пресс-конференция «Мифы и правда о наркотиках».
7.   Выставка-гербарий «Целебное лукошко».
8.    Круглый стол «Дым, уносящий здоровье».
9.   Актуальный разговор «Мистерия «Зелёного змия» (о вредеалкоголя).
В рамках последнего блока «Шлях у жыццё» были применены  следующие  формы организации досуга:
1.   Урок доброты «З верай, дабрынёй, спагадай».
2.   Выставка-рассуждение «Хто сам не творыць дабрынi, надабрыню не мае права» (А.Бачыла).
3.   Цикл уроков духовности «Быть на земле человеком».
4.   Цикл уроков по истории искусства «Гордость русскоймузыки».
5.   Бенефис активных читателей.
6.   Маркетинговый портфель библиотеки: «Тебе абитуриент».
7.   Урок библиотерапии «Свята чытацкага задавальнення (кнiга-асалода)».
8.   Реклама читающих семей, победителей литературныхконкурсов, творческих работ (литературных, прикладного искусства) в библиотеке.(19)
Такое разнообразиеформ организации культурного досуга доказывает, что работа с подростками вбиблиотеке ведётся очень активно. Следует отметить, что все проводимые вбиблиотеке мероприятия совершенно бесплатные. Так же положительным является тотфакт, что присутствовать на всех мероприятиях могут как взрослые люди, так идети и подростки. В беседах принимают участие все, и каждое мнение учитывается.
 
Уречскаягорпоселковая детская библиотека-филиал №3
Работа детскойбиблиотеке по организации культурного досуга детей и подростков так же ведётсяпо комплексно-целевой программе «Крок у будучыню». Различие заключается в том,что аудиторию детской библиотеки составляют ученики 1-9 классовобщеобразовательных школ. Поэтому в данной курсовой работе будутрассматриваться мероприятия направленные на организацию культурного досугаучеников 6-9 классов.
Таквоспитательно-просветительная работа ведётся с применением следующих форм:
·  Цикл историко-краеведческих бесед «Край, в котором тыживёшь»
·  Цикл исторических часов «Книга «Памяць» нам открываетпрошлое»
·  Литературные знакомства «Усё жыццё роднаму слову (пiсьменнiкi-землякi –прадаужальнiкi духоуных традыцый)»
·  Историко-литературное путешествие «Нашчадкам у добрыдар»
·  Цикл военно-патриотических чтений «Жывая памяцьнашчадкау»
·  Выставка-память «И пусть поколения помнят»
·  Вечер поэзии «Строки, рождённые войной» (к 80-летию содня рождения Ю.Друниной)
·  Конкурс декламаторов «Голос памяти»
·  Выставка-предмет «Броня крепка»
·  Военно-патриотический маршрут по памятным местамнашего посёлка «Нам жить и помнить»
·  Составление историко-краеведческого календаря
·  Оформление альбома-гербария «Лекарственные травы лесови полей»
·  Неделя детской и юношеской книги «Вясна прыходзiць здобрай кнiгай»
·  Бенефис читателей «Ёсць у нас такiчытач…»
·  Урок морали «В прекрасном и яростном мире: подросток всовременном обществе»
·  Маркетинговый портфель библиотеки «Тебе абитуриент»
·  Конкурс литературно-художественных работ детейЛюбанщины «Золотая рыбка»
·  Праздник музыки «Струн чароуныя гукi»(18)
Сотрудники библиотекеочень плотно сотрудничают с педколлективами общеобразовательных школ, сработниками дома культуры. Результатом такого сотрудничества являютсяинтересные мероприятия. Работники библиотеки добросовестно относятся к своейработе, любят своих читателей и дети отвечают взаимностью. В библиотеке царитатмосфера доброжелательности. Здесь всегда рады любому читателю.  
Уречскийгорпоселковый Дом Культуры.
Горпоселковый домкультуры является основным учреждением по организации досуга детей, подростков,молодёжи и т.д.
На протяжении года вдоме культуры работает 11 кружков и объединений из них 7 детских. 
Ø Хоровой кружок (руководитель Духник Н.В.) – 31 участник
Ø Вокальный ансамбль «Ветразь»  — 9 участников
Ø  Вокальный ансамбль «Звоночки» — 9 участников
Ø Вокальный ансамбль «Зорачка» (руководитель Хорошун И.У.) – 5 участников
Ø Кружок эстрадного танца «Вясёлка» — 5 участников
Ø Кружок эстрадного пения (руководитель Горчанин И.П.) – 7 участников
Ø Драматический кружок (руководитель Курбыко Т.А.) – 5 участников
В Доме культуры так жеработают любительские объединения, клубы по интересам и  товарищества. Хотя ониобъединяют молодёжь и взрослое население посёлка, но на заседаниях клубов частоприсутствуют и принимают активное участие и подростки. Так например, назаеданиях любительского литературно-художественного объединения «Алеся»активное участие принимают участники детских кружков и школьники старшихклассов. Так же под присмотром опытного тренера подростки посещают атлетическийклуб «Тесей».
Работа с детьми иподростками в доме культуры ведётся по следующим формам:
·    Новогодние утренники
·    Детские дискотеки с игровойпрограммой (проводятся каждое воскресение, а в каникулярное время два раза внеделю)
·    Устный журнал «Мужества вечныйогонь»
·    Торжественная линейка посвящённаяпразднику последнего звонка «Здесь ответа нету проще – не вернётся детствобольше»
·    Спектакль детского драматическогокружка «Три поросёнка»
·    Выпускной вечер для учеников 4класса «Из года в год, из класса в класс ведёт неслышно время нас»
·    Туристический слёт
·    Конкурсно-игровая программа «Пустьвсегда будет солнце» посвященная дню защиты детей
·    Выпускной бал «Плоды просвещения»
·    Конкурсная дискотека «Танцуй, покамолодой»
·    Осенний бал «Золотая россыпь»
·    Кинолекторий по правовомувоспитанию «Фрегат надежды»
·    Выставка детских плакатов «Мыскажем СПИДу нет!»
·    Кинолекторий «Подросток и закон»(7, 14)
На протяжении всего года вДоме культуры проходят молодёжные дискотеки. Иногда на дискотеках  устраиваютпоказательные выступления участники танцевального кружка «Вясёлка». Такиевыступления всегда приветствуются публикой и дают хорошую возможностьвыступающим показать свой талант.
Не одно тематическоемероприятие не обходится без участия детей и подростков, посещающих кружки. Ихвыступления всегда тепло приветствуются.
Хочется отметить работухоровых и вокальных кружков. Вот уже на протяжении нескольких лет участникихорового кружка занимают первое место на районных смотрах-конкурсах, принимаютучастие в районных и зональных мероприятиях. Большая заслуга в этомруководителя кружка Духник Натальи Владимировны. Грамотный подбор репертуара,профессиональная работа с детьми даёт свои плоды.  Дети с удовольствиемпосещают занятия, что считается большим достижением. Связь с кружком многиедети поддерживают даже тогда, когда оканчивают общеобразовательную школу ипродолжают учёбу в различных учебных заведениях.
Список используемых интернет-сайтов и литературы:
 
1.    «Клубны каляндар. Свята 2002» составитель ЖуравскаяГ.А. – Любань, Районный Центр Культуры 2002
2.   «Психология современного подростка» под редакцией Д.И. Фельдштейна – М. Педагогика, 1987
3.   dictionary.fio.ru  «Словарь.ru»
4.   www.mirrabot.com/work/work_7611/html
5.   Выготский Л.С. «Педагогика подростка» — М. 1984
6.   Воловик А.Ф., Воловик В.А.«Педагогика досуга» -М.издательство «Флинта» 1998
7.    Журнал учёта проведённых мероприятий в Уречском ГПДКза 2006 год.
8.   Кон И.С. «Психология ранней юности» М.Просвещение,1980
9.   Методический сборник по организации летнего отдыхадетей и подростков «Лето – 2004» составитель Корсак Е.Н. — Минск 2004
10.        Мир детства, Подросток – М, 1982
11.        Мудрик А.В. «Общение как факторвоспитания школьников», М.Педагогика, 1997
12.        Немов Р.С. «Психология» книга 2–М. издательство «Владос» 2004
13.        Объяснительная записка за 2005 –2006 учебный год ДМШ г.п. Уречья, составитель Патралова Т.В.
14.        Объяснительная записка УречскогоГПДК за 2005 год
15.        Отчёт о проводимых мероприятиях вспортивно-оздоровительном комплексе «Космос» (2006 год)
16.        Отчёт по работе с учениками ОСШ №1г.п. Уречье за 2005 – 2006 учебный год. Составитель Ерохина Я.И.
17.        Отчёт по работе с учениками ОСШ №2г.п. Уречье за 2005 – 2006 учебный год. Составитель Бородина Г.В.
18.         План работы Уречской детской библиотеки-филиала№3 Любанской ЦБС (комплексно-целевая программа «Крок у будучыню»)
19.        План работы Уречской горпоселковойбиблиотеки-филиала №1 Любанской ЦБС повыполнению комплексно-целевой программы«Крок у бубучыню»
20.        Расписание работы кружковспортивно-оздоровительного комплекса «Космос» на 2006 год
21.        Самоукина Н.В. «Игры в школе идома» Психологические упражнения и коррекционные программы. М. Новая  школа,1995
22.        Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. «Отцыи дети в меняющемся мире» — М. Высшая школа, 1990
23.        Столяренко Л.Д. «Основыпсихологии». Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1997
24.        Сценарно-методический сборник впомощь организаторам дискотечных мероприятий «Дискотека, дискотека» редакторДовнарович Н.В. – Минск 2001
25.        Фельдштейн Д.И. «Психологическиеаспекты изучения современного подростка» Вопросы психологии, 1985, №1
26.        Шкурин В.Н. «Молодёжь: свободноевремя и клуб» -М., 1987


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.