Реферат по предмету "Право"


Интеллектуальная собственность

Введение 3 Глава 1 .Особенности интеллектуальной собственности. 1. Определение интеллектуальной собственности. 2. Виды интеллектуальной собственности 1.3 Модели оценки интеллектуальной собстсвенности. 16 Глава 1. Международный опыт защиты и реализации прав интеллектуальной собственности. 2. Российская практика реализации прав интеллектуальной собственности.

3. Методы решения проблем ,связанных с защитой интеллектуальной собственности. 35 Заключение 43 Библиография 44 Приложение 45 Введение Интеллектуальная собственность стала одной из самых популярных тем, обсуждаемых в современном деловом мире, оставаясь одной из наименее понятных. Говоря простым языком, интеллектуальная собственность представляет собой продукт человеческого разума, результат творчества, который охраняется законом.

Это нематериальная субстанция. Ее нельзя осязать она не имеет длины, ширины или высоты она невесома и не создает тени она лишена цвета, вкуса или запаха. Точно так же как и материальный ресурс, ИС можно купить, продать и арендовать. Так же как и материальный ресурс, ее могут утерять или уничтожить при неосторожном или невнимательном уходе. Ее можно застраховать или использовать в качестве залога.

Она может появиться на свет в результате моментальной вспышки вдохновения или многих лет усердного кропотливого труда. Она может исчезнуть в одно мгновение или существовать вечно. При всех своих характеристиках ИС имеет экономическую стоимость во многих случаях очень высокую , которую зачастую не упоминают в отчетности, недоучитывают и недооценивают. С точки зрения бизнеса она открывает новую рыночную возможность или представляет угрозу - в зависимости

от того, кто ею распоряжается. Интеллектуальная собственность открывает многие возможности и ставит многие задачи на различных стадиях жизненного цикла компании. Она может составить основу стартовый капитал для начала деятельности предприятия или даже целой отрасли. Она может предложить новые товары или услуги развивающимся предприятиям. А в развитых отраслях она составляет основу их конкурентных преимуществ.

Глава 1 .Особенности интеллектуальной собственности.1. Определение интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность условный собирательный термин включает права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям, научным открытиям, изобретениям и т.д. Несколько упрощая, можно сказать, что к интеллектуальной собственности относится информация, которая может быть представлена на материальном носителе и распространена в неограниченном

количестве копий по всему миру. Собственностью являются не эти копии, а отражаемая в них информация. Интеллектуальная собственность обычно подразделяется на промышленную собственность и произведения, охраняемые авторским правом. Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности ВОИС , принятая в Стокгольме 14 июля 1967 г предусматривает, что объектами права интеллектуальной собственности

являются 1 литературные, художественные произведения и научные труды 2 исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи 3 изобретения во всех областях человеческой деятельности 4 научные открытия 5 промышленные образцы 6 товарные знаки, знаки обслуживания и коммерческие наименования и обозначения 7 пресечение недобросовестной конкуренции. Данный перечень конкретных видов интеллектуальной собственности не является исчерпывающим. Он может быть дополнен национальным законодательством.

Говоря об объектах интеллектуальной собственности, необходимо выделить их отличительные черты 1 все объекты интеллектуальной собственности - результаты или проявления деятельности ума - это прямые и непосредственные проявления человеческого таланта в области науки, техники, литературы, искусства. Именно поэтому такого рода собственность обозначается как интеллектуальная 2 результаты интеллектуальной деятельности имеют стоимостные оценки, как и прочие продукты человеческого труда.

Они могут быть предметом трудовых контрактов, договоров купли-продажи, передачи прав для использования другими субъектами, т. е. не авторами, изобретателями. Субъект осуществляет присвоение упомянутых нематериальных объектов своей властью и в своих интересах содействие третьих лиц при этом не требуется 3 продукты интеллектуальной деятельности выступают носителями определенной информации. Это - новые решения технических задач изобретения, промышленные образцы сведения

о месте производства товара и т. д. Сама информация имеет нематериальный характер и, лишь будучи воплощенной в объективную форму текст, символ, графический знак и т. д может быть включена в гражданско-правовой оборот в качестве интеллектуальной собственности 4 большинство объектов интеллектуальной собственности как результаты творческого труда имеют авторов изобретателей , чьи имена сопровождают данные объекты 5 интеллектуальные продукты имеют нематериальный, невещественный, бестелесный характер в отличие от объектов

вещных прав. Как всякие нематериальные объекты, не имеющие натуральной формы, результаты интеллектуальной деятельности не подвержены износу, амортизации, они могут устаревать лишь морально 6 между объектами интеллектуальной собственности существует системная связь. Например, на этапе научно-технического прогресса формируются и развиваются интеллектуальные продукты, и последующие в известной мере зависят от предыдущих.

Первоначально объективное выражение получают результаты научной деятельности - теории, гипотезы, уравнения, открытия и т. д. Воплощенные в рукописи , опубликованные статьи, монографии, научные отчеты, они нередко служат основанием перехода к опытно-конструкторским работам. Результатом этого являются изобретения, промышленные образцы, математические расчеты и т. д объекты интеллектуальной собственности. 1.2. Виды интеллектуальной собственности

Изобретение Именно изобретение, т.е. оригинальное, творческое решение какой-либо проблемы, изначально стало объектом правовой охраны в разных странах. Осознание его значения как собственности дало толчок к принятию в разных странах законов, защищающих и охраняющих этот вид собственности. Существуют два понятия изобретение правовое патентное и техническое. Правовое понятие, различное в разных странах, призвано возможно точнее отразить границы, в которых

на данный момент времени экономически целесообразна юридическая защита новых научно-технических знаний. Как техническое понятие изобретение - это новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой отрасли народного хозяйства, социально-культурного строительства или обороны страны, дающее положительный эффект. Изобретению предоставляется правовая охрана на основе патента, если оно считается новым, т.е. не известно из уровня техники и для специалистов явным образом не следует из этого

уровня так называемый изобретательский уровень . Общепринятая система охраны технических новшеств базируется на следующих основных принципах - принцип признания за патентообладателем исключительного права на использование запатентованного объекта - принцип разумного баланса интересов патентообладателя и интересов общества ограниченность срока действия патента, соблюдение требования внесения действительного вклада в уровень техники, возможность свободного использования объекта для научного эксперимента и т.п принцип предоставления

охраны лишь объектам, отвечающим определенным требованиям, причем если заявка на них была подана в Патентное ведомство - принцип охраны прав и интересов не только патентообладателей, но и действительных создателей объектов . Полезная модель Полезная модель - это новое решение технической задачи, относящееся к устройству. Объект, защищаемый в качестве полезной модели, должен иметь явно выраженные пространственные формы компоновку . Поэтому ни способы технологические процессы , ни вещества в качестве полезных моделей

не защищаются. В сущности, полезная модель - это название, применяемое к изобретениям в области механики. В Патентном законе Российской Федерации полезная модель определена как конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей . Охрана полезных моделей обеспечивает для среднего и мелкого предпринимательства, отдельного изобретателя механизм быстрой и дешевой защиты их конструктивных разработок.

Приведём пример полезной модели. В Республике Корея защищена конструкция зажигалки, скомбинированной с открывалкой для пивных бутылок. Практическая ее полезность, несмотря на невысокий творческий уровень разработки, не вызывает сомнения. Выпуск данной конструкции обеспечил производителю высокие прибыли, а наличие охранного документа на полезную модель защитило его монопольные права как патентообладателя. Полезные модели охраняются в России, Японии, Германии,

Италии, Южной Корее и др. Критерии патентоспособности полезных моделей в основном такие же, как и изобретений новизна, промышленная применимость, полезность, уровень изобретательского творчества. Полезные модели отличаются от изобретений двумя аспектами во-первых, требуемый уровень технологического прогресса ниже во-вторых, срок охраны гораздо короче 5 лет . Более короткий срок охраны полезных моделей по сравнению с изобретениями обусловлен достаточно быстрым

обновлением потребительского рынка в условиях конкуренции и, в связи с этим, значительно более простым механизмом их защиты. Заявка на полезную модель подвергается только формальной экспертизе, и свидетельство на полезную модель может быть получено заявителем через полгода. Негативным последствием данной системы является меньшая надежность выдаваемой охранной грамоты и, как следствие, возможность оспаривания правомерности выдачи свидетельства.

Чтобы этого не допустить, заявитель вправе ходатайствовать о проведении информационного поиска по заявке для определения уровня техники и оценки новизны полезной модели . Механизм охраны полезных моделей в России предусматривает следующую особенность. Если после проведения информационного поиска установлен высокий творческий уровень разработки, то в период до принятия решения о выдаче соответствующего свидетельства возможно преобразование заявки на

полезную модель в заявку на изобретение. Кроме того, срок действия свидетельства на полезную модель в отличие от патента может быть продлен. Промышленные образцы В последние годы потребители все более заинтересованы в том, чтобы изделия, которые они покупают, были не только полезными, но и привлекательными в эстетическом плане. Это, с одной стороны, заставляет производителей вкладывать в дизайн все больше средств, а с другой

- вызывает необходимость защиты результатов творческого труда дизайнеров посредством регистрации соответствующих образцов. Промышленным образцом является художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. Промышленные образцы относятся к сфере дизайна, но в то же время служат в качестве моделей в промышленном или кустарном производстве. Промышленный образец представляет собой решение эстетической или декоративной стороны полезного изделия.

Декоративная сторона выражается в форме, структуре, цвете изделия и должна воздействовать на зрительное восприятие. Образец должен быть воспроизводимым промышленными средствами, поэтому он и называется промышленным. Если этот момент отсутствует, изделие подпадает скорее под категорию произведений искусства, защита которых обеспечивается законодательством об авторском праве. В мировой практике различают в основном две разновидности промышленных образцов 1.

Общеполезные полезные образцы, которые наряду с удовлетворением художественных, эстетических требований являются решением технической задачи. 2. Промышленные рисунки и модели, которые прежде всего охраняют эстетическую сущность рисунков изделий например, этикетки на спичечные коробки, бутылки с безалкогольной и винно-водочной продукцией, расцветки тканей и т.д Промышленные образцы могут быть объемными модели , плоскостными рисунки , комбинированными табл.

1 Наряду с эстетическими свойствами важными критериями промышленного образца являются его новизна США, Япония и др оригинальность внешнего вида изделия Франция или сочетание этих условий Англия, ФРГ . Таблица 1 Виды промышленных образцов Виды Характеристика Пример Объемные Композиция,в основе которой лежит развитая трехмерная объемно-пространственная структура

Внешний вид кресла, автомобиля, телефонного аппарата Плоскостные Двухмерное линейно-цветографическое соотношение элементов конфигурация, орнамент, сочетание цветов Внешний вид ковра, косынки, галстука, ткани Комбинированные Признаки, присущие объемными плоскостным промышленным образцам Внешний вид посуды, на которой выполнен рисунок, обуви, упаковки, строительной отделочной плитки.

Промышленные образцы защищаются против неправомочного копирования или имитации. Как правило, срок такой защиты определен в пять, десять или пятнадцать лет в России - до 5 лет . Документ, удостоверяющий защиту промышленного образца, называют свидетельством о регистрации или патентом. Патент защищает владельца, как от полного копирования промышленного образца, так и от имитации, т.е. попыток внести небольшие изменения, сохранив сущность например, использование

при производстве одежды более дешевой фурнитуры и тканей . Заявитель, согласно отечественному законодательству, может выбирать форму юридической охраны нового и оригинального дизайна изделия - по нормам авторского права, или в соответствии с Патентным законом РФ, или одновременно по авторскому и патентному праву. Это позволит в случае нарушений определить наиболее эффективную форму преследования нарушителя .

Авторское право, получаемое явочным порядком, защищает объект только от копирования и эффективно обеспечивает охрану образцов, являющихся прежде всего произведениями дизайна мебель, высококлассная модная одежда , так как какие-либо незначительные изменения резко ухудшают эстетическую привлекательность образца. Патентное законодательство предоставляет владельцу исключительные права, т.е. право исключать из хозяйственной деятельности своих конкурентов, но при этом требуется проведение экспертизы.

Патентное право эффективно для объектов долгосрочного использования, совмещающих оригинальный дизайн с научно-техническими решениями. Пример использования промышленного образца Одежда АLТА МОDА после технологической адаптации переходит в разряд первой линии и, в отличие от коллекционной, изготавливается небольшим тиражом в несколько сот или одну-две тысячи экземпляров, становясь доступной для среднего класса населения. И если при создании новых моделей достаточно авторского права, то при

выпуске небольшой серии уже необходима патентная охрана, так как возможны попытки имитации. Товарные знаки и знаки обслуживания Товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц. Товарный знак - это символ, предназначенный в первую очередь для идентификации производителя, указывающий, кто несет ответственность за предлагаемые населению товары.

Одинаковые товары могут изготавливаться разными производителями и распространяться разными продавцами и все они могут использовать свои товарные знаки. Конкурирующие товары будут различаться единственно по товарным знакам. Чтобы это работало на практике, товарные знаки должны быть не только разными, но и должны обладать высокими различительными свойствами. История товарных знаков насчитывает тысячелетия. Примерно с 5000 года до нашей эры на глиняной посуде

появляются обозначения, которые можно классифицировать как товарные знаки. Посуда, произведенная в Китае в период царствования императора Хонг-То, была маркирована обозначениями, которые указывали имя правящего императора и имя производителя или место производства . Практическое использование товарного знака широко началось в XIX в. Первое практическое использование товарного знака связано с именами

Уильяма Проктора и Джеймса Гембла. До 1880 г. мыло производилось в домашних условиях или покупалось на вес, т.е. продавец отрезал кусок мыла подобно тому, как это делается с маслом. Технология производства мыла была крайне несовершенна, и качество продукта отличалось от партии к партии. Уильяму Проктору и Джеймсу Гемблу удалось создать технологию, обеспечивающую получение мыла постоянного качества. Американская компания Procter Gamble выбрала для производимого ими мыла наименование

Ivory , которое и было зарегистрировано как товарный знак. Этот товарный знак не только идентифицировал производителя, но и использовался и используется до настоящего времени в рекламных целях как символ высокого качества и чистоты. Товарные знаки могут быть самыми разнообразными одна оригинально изображенная буква или цифра, целая фраза или лозунг, эмблема, виньетка табл.2 . Некоторые товарные знаки являются неотъемлемой частью товара,

например, особый вид кромки ткани или особая форма горлышка бутылки. Этот последний пример важен, поскольку он показывает, что товарные знаки могут быть трехмерными. Таблица 2 .Виды товарных знаков Слова Apple , Волга , Microsoft Произвольные обозначения Coca-cola , Xerox , Блиндональтс Имена Ford , Mercedes Лозунги Невозможное возможно ,

Есть идея .Есть Икея Конструкции Звезда на автомобилях Mercedes-Benz Числа 777 для игровых автоматов Сочетания букв BMW,KFC, Рисунки и символы Символ компании MIchlen,микки-маус и т.д. Обьёмные товарные знаки Оригинальные виды упаковки бутылки,флаконы духов и т.д. Товарный знак выполняет следующие функции является ориентиром при выборе того или иного товара, так

как выбор основывается на таких ожидаемых свойствах товара, как размер, цвет, аромат, вкус, долговечность, эффективность в эксплуатации, т.е. определенном его качестве дает возможность изготовителям товаров распознать свои товары, когда они уже перешли в распоряжение других владельцев, например, магазинов, которые их продают позволяет органам, отвечающим за контроль качества товаров, распознать их владельцев в случае использования одинаковых или трудно различимых фирменных наименований товарный знак позволяет

отличить товары одного производителя от похожих товаров другого производителя выполняет рекламную функцию. Владелец товарного знака может ставить рядом с товарным знаком предупредительную маркировку, указывающую на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в Российской Федерации. Закон не устанавливает в этом отношении каких-либо требований, предоставляя владельцу товарного знака свободу выбора, тем более, что применение предупредительной маркировки не является обязательным.

Но любой выбор должен отвечать следующим условиям предупредительная маркировка должна указывать на то, что обозначение является товарным знаком, и данный товарный знак зарегистрирован в России. Закон устанавливает определенные требования к товарному знаку, основными из которых являются следующие - товарный знак должен состоять из обозначений, обладающих различительной способностью - он не может представлять собой герб, флаг и эмблемы, сокращенные или полные наименования международных

и межправительственных организаций, официальные клейма, печати, награды и другие знаки отличия - не должен состоять из обозначений, являющихся общепринятыми символами и терминами - не может представлять собой обозначение, указывающее на вид, качество, свойства, назначение, ценность товара, а также на место и время его производства или сбыта - ни в целом, ни в своих элементах обозначение не должно вводить в заблуждение потребителя, противоречить общественным интересам, принципам гуманности и морали.

1.3 Модели оценки интеллектуальной собстсвенности. Как любая собственность, интеллектуальная собственность имеет стоимость. При отсутствии эффективного рынка технологий со многими покупателями, многими продавцами и свободным доступом к информации о ценах определение рыночной стоимости конкретной технологии представляет собой сложную задачу. Существует несколько методов , которые подходят для оценки интеллектуальной собственности.

Чаще всего для определения стоимости интеллектуальной собственности используются следующие восстановительная стоимость, стоимость дисконтированных доходов, рыночная стоимость, приращение стоимости. Восстановительная стоимость Восстановительная стоимость определяет стоимость возмещения собственности. Практически стоимость возмещения интеллектуальной собственности равна стоимости научно-исследовательской разработки, хотя теоретически они отличаются стоимость разработки это фактическая стоимость, то, чего

действительно стоило разработать технологию в то время, когда она разрабатывалась, а восстановительная стоимость - это оценка стоимости достижения такого же результата сейчас эти цифры могут сильно отличаться . Восстановительная стоимость - это сумма расходов на исследования, эксперименты, документацию, услуги юристов в текущих ценах. Недостаток этого метода в том, что он предполагает одинаковую отдачу от каждого доллара, вложенного в научно-исследовательские работы.

Ошибочность такого предположения очевидна. Следуя его логике, можно прийти к выводу, что дорогостоящий провал стоит дороже успеха, достигнутого при небольших затратах. Однако, поскольку восстановительная стоимость базируется только на точных, проверяемых подлинных данных, ее очень любят некоторые бухгалтеры. Пример неудачного использования данной теории Попытка разработать самолет на ядерном топливе была, наверное, самым дорогостоящим провалом среди научно-

исследовательских работ последних десятилетий. Согласно методу восстановительной стоимости, конечный результат этой разработки должен стоить миллиарды долларов хотя никто не даст за него и цента . Это не значит, однако, что оценка интеллектуальной собственности методом восстановительной стоимости не имеет права на существование. Этот метод применим к оценке стоимости секрета производства. Напомним, что секрет производства могут законно открыть заново при обратном инжиниринге или независимом

исследовании. Поскольку стоимость секрета производства не может превышать стоимость его открытия заново, стоимость возмещения независимой разработки или обратного инжиниринга - верхний предел стоимости секрета производства. В свою очередь, максимальная стоимость секрета производства определяет минимальную стоимость патента, который базируется на открытии, защищенном секретом производства. Поскольку подача патентной заявки в общем случае приводит к потере секрета производства, связанного

с изобретением, автор патентной заявки должен быть уверен, что патент будет стоить больше, чем утерянный секрет производства иначе он не станет заполнять патентную заявку . Это неявное предположение определяет минимальную цену патента как стоимость возмещения соответствующего секрета производства. Безусловно, фактическая цена патента может быть значительно выше. Стоимость дисконтированных доходов Оценка интеллектуальной собственности методом дисконтированных доходов

основана на предположении, что собственность будет продуцировать поток доходов. Если собственность лицензирована, ее владелец будет получать доходы в форме роялти. Можно определить сроки поступления этих роялти и их сумму в текущих ценах. Естественно, расчетные значения сильно зависят от процентной ставки, отражающей степень риска и являющейся ценным инструментом управления доходами. Использование метода дисконтированных доходов для оценки интеллектуальной

собственности наиболее наглядно в случае, когда ее обладатель сам не использует патентованную технологию и не запрещает ее использование конкурентами. В этом случае интеллектуальная собственность не имеет для ее владельца никакой другой стоимости, кроме потока приносимых доходов. Если же собственник интеллектуальной собственности конкурирует на рынке данной технологии, определить стоимость этой собственности становится гораздо сложнее.

Рыночная стоимость Как и многие из вас, я регулярно слежу за продажей недвижимости в своем городе. Когда я спрашиваю, за сколько продается дом, похожий на мой, я предполагаю, что мой дом стоит приблизительно столько же. Это пример оценки рыночной стоимости. Этот подход очень хорошо работает для оценки недвижимости, но его очень трудно применить для оценки патентов. Поскольку, по определению, все Патентованные изобретения уникальны, практически нельзя найти патент,

существенно похожий на тот, который мы оцениваем. Более того, отсутствует эффективный рынок патентов - даже если мы найдем подобный патент, у нас не будет информации о ценах последних продаж таких патентов. Получается, что метод оценки рыночной стоимости хорошо работает для домов, но не для патентов. Приращение стоимости Интеллектуальная собственность увеличивает стоимость предприятия.

Приращение стоимости - это разница между стоимостью предприятия с учетом этой собственности и его стоимостью без нее теоретически это поражает своей простотой, но сложно применяется на практике . Рассмотрим случай, когда владелец патента использует патентованный процесс для производства продукции, продаваемой на рынке. Предположим сначала, что фирма не лицензирует эту технологию. По методу дисконтированных доходов эта собственность не имеет стоимости.

Если подойти с позиции здравого смысла этот старый метод иногда работает лучше всех других , можно, например, считать доходом сумму экономии средств благодаря использованию технологии. Стоимость патента приращение стоимости предприятия при таком подходе равна экономии средств сумме будущих периодических поступлений доходов с учетом процентной ставки . Если использование технологии привело к созданию нового дорогостоящего продукта, увеличение цены также

можно истолковать как источник доходов. Добавив немного воображения к здравому смыслу, можно считать доходом сумму роялти, которую предприятие вынуждено было бы платить по исключительной лицензии, окажись собственником патента на технологию другая фирма. Однако этот чисто теоретический подход не отделяет стоимость технологии от стоимости интеллектуальной собственности. Если фирма не обладает исключительными правами на технологию например, технология не запатентована

и не защищена как секрет производства , фирма может ее использовать, но так же свободно ее могут использовать и конкуренты. Конкуренция определенным образом повлияет на размер сегмента рынка и цены, которым фирме придется довольствоваться. Например, фармацевтические компании, как правило, теряют половину своего сегмента рынка, когда истекает срок патентной защиты лекарства, и первоначальный производитель начинает выпускать безымянное лекарство. Если из расчёта годовой прибыли фирмы в условиях монополии вычесть прогнозируемый

объем прибыли в условиях конкуренции при использовании той же технологии , полученная разность будет равна стоимости ,созданной за год интеллектуальной стоимостью. Суммарная стоимость этих разностей за все годы жизни интеллектуальной собственности определяет ее полную стоимость. Предположим теперь, что фирма по ряду причин лицензирует интеллектуальную собственность. Возможно, фирма предложила лицензию взамен лицензии на технологию, владельцем которой является лицензиат

перекрестное лицензирование . Возможно, фирма не смогла удовлетворить возросший рыночный спрос на продукт, производимый по данной технологии, и пришла к выводу, что ее прибыль возрастет при продаже лицензии одному или нескольким конкурентам. Уменьшает ли такое разделение стоимость интеллектуальной собственности? Нет. Оно создает разделенную монополию, франшизу. В этом случае применимы те же методы оценки, хотя, к сожалению, они усложняются.

Модель остаточной стоимости Модель остаточной стоимости представляет собой один из вариантов модели приращения стоимости. Ее отличительная особенность - определение стоимости всей интеллектуальной собственности фирмы, а не отдельного компонента. Более того, она применима только в случае прибыльного бизнеса. Следовательно, она обладает некоторыми ограничениями. Однако она устраивает налоговую службу, и хотя бы поэтому заслуживает описания.

Первый шаг модели остаточной стоимости - определение прибыли предприятия, полученной благодаря интеллектуальной собственности. смотри Таблица 3 Затем эта прибыль дисконтируется с использованием процентной ставки, учитывающей риски, связанные с бизнесом фирмы. Прибыль, полученная благодаря интеллектуальной собственности, определяется вычитанием из общей прибыли фирм суммы прибыли от ее материальных активов. Последняя вычисляется применением средней нормы прибыли в отрасли к стоимости материальных активов

фирмы. Таблица 3 .Метод остаточной стоимости Стоимость материальных активов фирмы, 1000 000 Средняя норма прибыли в отрасли , 10 Прибыль от материальных активов, 100 000 Общая прибыль фирмы, 700 000 Прибыль от интеллектуальной собственности, 70-10 60 Ставка процента с учётом рисков, 15 Стоимость интеллектуальной собственности, 4000 000 Очевидно, эта модель имеет ряд концептуальных недостатков.

Самый значительный из них - не учитывается потеря части интеллектуальной собственности истечение срока действия патента или его устаревание, потеря секрета производства при раскрытии или независимом повторении изобретения . Модель основана на неявном предположении, что суммарный объем интеллектуальной собственности сохраняется на неизменном уровне восстанавливается при каждой потере . Кроме того, внимательный читатель наверняка заметил, что любой фактор, снижающий общую прибыль предприятия

включая факторы, не связанные с интеллектуальной собственностью уменьшает вычисляемую остаточным методом стоимость портфеля интеллектуальной собственности. Глава 2 Место и роль интеллектуальной собственности в экономическом и социальном развитии общества. 2.1. Международный опыт защиты и реализации прав интеллектуальной собственности. Необходимость в международной охране интеллектуальной собственности стала очевидной, когда иностранные

участники отказались принять участие в Международной выставке изобретений в Вене в 1873 г опасаясь, что их идеи будут украдены и коммерчески использованы в других странах.1883 г. был ознаменован появлением Парижской конвенции по охране промышленной собственности - первого важного международного договора, направленного на оказание помощи гражданам одной страны в получении охраны их интеллектуальных творений в других странах в форме прав промышленной собственности, известных как

изобретения патенты товарные знаки промышленные образцы. Парижская конвенция, участниками которой были 14 государств, вступила в силу в 1884 г. В соответствии с ее положениями для выполнения таких административных задач, как организация заседаний государств-членов, было создано Международное бюро. В 1886 г. на международной арене появляется авторское право и вместе с ним

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Цель этой конвенции состояла в том, чтобы помочь гражданам государств, являющихся ее участниками, получить международную охрану своего права контролировать использование - с получением за это использование соответствующего вознаграждения - своих творческих произведений, таких как романы, рассказы, поэмы, пьесы песни, оперы, музыкальные постановки, сонаты и рисунки, картины, скульптуры, архитектурные произведения.

Как и в случае с Парижской конвенцией, для выполнения административных задач в рамках Бернской конвенции было создано Международное бюро. В 1893 г. эти два небольших бюро объединились в одну международную организацию, которая называлась Объединенные международные бюро по охране интеллектуальной собственности эта организация больше известна по ее французскому сокращению - БИРПИ . Со штаб-квартирой, расположенной в

Берне, Швейцария, и штатом сотрудников, насчитывающим семь человек, эта маленькая организация стала предшественницей сегодняшней Всемирной организации интеллектуальной собственности ВОИС - динамичного органа, объединяющего 175 государств, использующего труд примерно 760 сотрудников из 83 стран мира и имеющего постоянно расширяющиеся задачи и полномочия. По мере роста значения интеллектуальной собственности менялись также структура и форма

Организации. В 1960 г. БИРПИ переехала из Берна в Женеву, чтобы быть ближе к Организации Объединенных Наций и другим международным организациям, расположенным в этом городе. 10 лет спустя в связи со вступлением в силу Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, БИРПИ превратилась в ВОИС, пройдя через период структурных и административных реформ и получив

Секретариат, подотчетный государствам-членам. В 1974 г. ВОИС стала одним из специализированных учреждений системы Организации Объединенных Наций с признанным государствами-членами ООН мандатом на осуществление административного управления вопросами интеллектуальной собственности. В 1978 г. Секретариат ВОИС переехал в новое здание штаб-квартиры с прекрасным видом на окружающие сельские

пейзажи Швейцарии и Франции это здание стало теперь одной из достопримечательностей Женевы. ВОИС расширила свою роль и еще убедительнее продемонстрировала важность прав интеллектуальной собственности в регулировании глобализованной торговли, заключив в 1996 г. Соглашение о сотрудничестве с Всемирной торговой организацией ВТО . Импульс, который привел к заключению Парижской и

Бернской конвенций, а именно стремление содействовать творческой деятельности путем охраны творений человеческого разума, стимулирует работу Организации и ее предшественника уже на протяжении 117 лет. Но за эти годы объем охраны и спектр предоставляемых услуг значительно расширились. Сегодня ВОИС осуществляет административные функции двадцати одного договора двух из них совместно с другими международными организациями и, через посредство своих государств-членов и

Секретариата, выполняет обширную и разнообразную программу работы, которая направлена на согласование национальных законов и процедур в области интеллектуальной собственности предоставление услуг международным заявителям по получению прав промышленной собственности обмен информацией в области интеллектуальной собственности предоставление юридико-технической помощи развивающимся и другим странам содействие урегулированию споров в области интеллектуальной собственности между субъектами частного права и методичное освоение

информационных технологий и Internet в качестве инструмента хранения, получения и использования ценной информации в области интеллектуальной собственности. Теперь поговорим о том ,как защищают национальные обьекты интеллектуальной собственности некоторые мировые державы. США - мировой лидер в фундаментальных и прикладных исследованиях. Суммарные затраты США на исследования и разработки в 1991 г. составили 145 млрд долл.

Японии - 7 млрд долл В 1992 г. было зарегистрировано 187тыс. патентных заявок на промышленную собственность. Государство может активно воздействовать как на внешнюю среду предприятия или фирмы, так и непосредственно влиять на их функционирование. Так, введение в США законов, касающихся охраны окружающей среды, качества и безопасности потребительских товаров, регулирования потребления энергии, а также изучение и проверка действенности мероприятий стимулировали разработку многих новшеств, полезных всему обществу.

Государственное регулирование рискового предпринимательства, доминирующего в американской экономике, способствовало тому, что США принадлежит приоритет в создании значительных изобретений, открытий и новейших производств. Если крупные корпорации способны осуществлять заметные, требующие больших финансовых и других затрат прорывы в общем инновационном процессе, то малые венчурные фирмы, имеющие мобильное и эластичное производство, генерируют подавляющее большинство нововведений.

В 70-80-е годы в США был принят ряд федеральных законов по поддержке малого бизнеса по двум основным направлениям целенаправленное финансирование из бюджета и привлечение частного капитала к финансированию инновационной деятельности мелких фирм. Заметно активизировалась деятельность местных органов власти по поддержке мелкого инновационного бизнеса. Именно на региональном уровне возможно формирование реальной системы поддержки инновационной деятельности, включающей оказание всех видов помощи консультирование,

предоставление помещений, оборудования и т.п. мелким новаторским компаниям, находящимся на стадии становления, независимым изобретателям и т.д с учетом нужд данного региона. Существенно изменила свой подход к проблемам интеллектуальной собственности Япония. Сейчас она занимает второе место в мире после США по затратам на научные исследования. Из потребителя иностранных технологий

Япония давно превратилась в крупного создателя оригинальных технических решений. Японская система защиты прав на интеллектуальную собственность ориентирована прежде всего на общественную полезность в западных странах главная задача - это обеспечение прав владельцев собственности . Система правовой охраны промышленной собственности в Японии является главным фактором, содействующим стремлению руководителей промышленных фирм внедрять

новые технологии. Предпочтение отдается защите применяемого на практике патента. Патентное ведомство совместно с Японским центром патентной информации, Японским институтом изобретательства и новаторства и другими организациями активно формирует необходимую среду восприятия промышленностью и общественностью научно-технических достижений, чем в немалой степени способствует росту экономического благосостояния страны.

За период с 1980 по 1990 г. число поданных заявок на предполагаемые изобретения возросло почти в два раза со 191 тыс. в 1980 г.до 376,8 тыс. в 1990 г но число выданных патентов увеличилось за этот период незначительно - в 1,3 раза, причем 60 отказных решений по патентным заявкам выносится в связи с несоответствием критерию высота изобретательского уровня . В стране особо поддерживаются те отечественные фирмы, которые с успехом усовершенствовали зарубежные технические достижения.

Министерство международной торговли и промышлен ности Японии требует от иностранных фирм, действующих стране, выдавать лицензии всем отечественным компаниям, желающим получить доступ к новым технологиям и имеющим возможность их использования. При этом установлены жесткие ставки лицензионных платежей, чтобы сократить расходы японских фирм, которые, в свою очередь, должны способствовать дальнейшему распространению улучшенных ими западных технологий

у себя в стране посредством выдачи сублицензий другим японским компаниям. Срок, который проходит с момента подачи заявки до оформления патента, в Японии наиболее длительный и составляет 5-7 лет, а по разработкам в области высоких технологий - 10 лет и более. За этот период компании успевают наладить производство по западной технологии, зачастую изменив и улучшив ее. После выдачи патента западные фирмы вынуждают оформить лицензии на применение

технологии японским компаниям принудительное лицензирование . Общее количество выдаваемых в Японии патентов в среднем в 5 раз больше, чем в США, но только 4 из них выданы иностранным заявителям. Базой международной торговли лицензиями и ноу-хау является патентная деятельность стран - экспортеров технологий. Ведущая роль в патентовании изобретений принадлежит развитым странам первое место по числу

заявок на патенты и выданных патентов занимает Япония, второе - США. Промышленно развитые страны являются привлекательным рынком технологий. С развитием международной торговли продукцией, которая является результатом преимущественно интеллектуальной деятельности, возросло нарушение прав интеллектуальной собственности. Промышленно развитые страны - основные производители такой продукции - стали применять собственные

меры по отношению к странам-нарушителям. США использует торгово-экономические рычаги ограничение импорта из стран-нарушителей сокращение инвестиций в их экономику отмену кредитования сворачивание программ сотрудничества и помощи, как предоставляемых Соединенными Штатами, так и через международные организации. Европейский Союз считает возможным использовать против стран-нарушителей следующие меры отмену торговых привилегий

увеличение таможенных пошлин введение количественных ограничений на ввоз товаров. Защита прав интеллектуальной собственности на международном уровне является весьма сложной задачей, что связано с недостаточным развитием правовых норм в этой области и их различием в разных странах. Для нахождения общей базы в решении имеющихся проблем было разработано и подписано рядом стран Соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность

ТРИПС . Оно охватывает все виды интеллектуальной собственности, регламентирует взаимоотношения между ее владельцем и государством, устанавливает степень ответственности за нарушение прав на объекты интеллектуальной собственности. Также в нем регламентируются сроки приведения законодательства стран-участников в соответствие с нормами Соглашения и предусматривается жесткий контроль за выполнением согласованных норм. Соглашением ТРИПС создан механизм решения спорных вопросов на международном уровне.

Интеллектуальная собственность рассматривается в соглашении ТРИПС как объект международной торговли, а ее защита - как одна из форм внешнеторгового регулирования. 2.2. Российская практика реализации прав интеллектуальной собственности. Законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности включает в себя тысячи нормативных правовых актов различных уровней, основная направленность которых - как можно более полно учитывать

взаимный интерес праводержателей, общества и государства к результатам интеллектуальной деятельности. Выделяются следующие крупные направления развития законодательства в данной области регулирование отношений по общим вопросам интеллектуальной собственности регулирование отношений об авторском праве и смежных правах законодательство об охране промышленной собственности регулирование отношений, связанных с охраной прав на фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения

товара регулирование отношений, связанных с охраной прав на открытия, селекционные достижения, рационализаторские предложения, разработкой программ для ЭВМ, баз данных, топологии интегральных микросхем, прав на служебную и коммерческую тайну регулирование отношений, связанных с защитой против недобросовестной конкуренции регулирование отношений, связанных с деятельностью государственных органов, иных учреждений и организаций в области интеллектуальной собственности и государственной политики по ее охране.

В настоящее время в России в области правовой охраны интеллектуальной собственности существуют достаточно сложные проблемы отсутствует обобщающий нормативный правовой акт, посвященный интеллектуальной собственности и определяющий само понятие интеллектуальная собственность Гражданский кодекс РФ не содержит необходимого обозначения объектов интеллектуальной собственности и связанных с ними прав физических и юридических лиц остается крайне неразвитым законодательство о защите

против недобросовестной конкуренции отсутствует сама концепция государственной политики в области охраны интеллектуальной собственности остаются без должного правового регулирования законодательством РФ отдельные вопросы, касающиеся таких объектов, как фирменное наименование, открытия, рационализаторские предложения. В России законодательная охрана интеллектуальной собственности гарантирована Конституцией РФ ст.44 . Действует также пакет законов в области охраны прав на объекты интеллектуальной

собственности Гражданский кодекс Российской Федерации закон Об авторском праве и смежных правах от 9 июля 1993 г. 53-53-1 Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. 3518-1 закон О правовой охране топологий интегральных микросхем от 23 сентября 1992 г. 3526-1 закон О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных 1992 г. закон

О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров от 23 сентября 1992 г. 35-20-1 закон О науке и государственной научно-технической политике от 23 августа 1996 г. 127-ФЗ федеральный закон об информации, информатизации и защите информации 1992 г. закон РСФСР О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках от 22 марта 1991 г. и др. В числе международных договоров и соглашений, имеющих отношение к авторскому праву и являющихся

составной частью правовой системы России Стокгольмская конвенция 1967 г Женевская конвенция об авторском праве 1952 г Бернская конвенция в редакции 1971 г. об охране литературных и художественных произведений, Всемирная конвенция об авторском праве в редакции 1971 г Конвенция 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного производства их фонограмм. В условиях неразвитости рыночных отношений, характерных для нашей страны, реализация основных положений

Патентного закона РФ весьма затруднительна, поскольку основу этого закона составляет немецкая система, созданная в условиях капиталистического способа производства и конкуренции. Кроме того, бывшим Законом СССР об изобретениях предусматривался максимальный срок проведения экспертизы 13 месяцев с даты подачи заявки. По действующему закону РФ заявитель получает право ходатайствовать о ее проведении, по существу, в течение трех лет с даты

подачи заявки. При этом срок никак не регламентирован. Это ставит заявителя перед достаточно сложными проблемами, так как действие его исключительных прав формально исчисляется с даты подачи заявки на изобретение, а реально использовать свои права он сможет лишь после выдачи ему патента, что может составить длительный период. Поэтому реальный срок обладания исключительными правами на изобретение составит не 20 лет, как определено

Законом, а значительно меньший отрезок времени. Негарантированное правовой охраны изобретения в течение длительного рассмотрения заявки в Патентном ведомстве ставит заявителя перед необходимостью либо форсировать рискованное вложение ресурсов в освоение изобретения, либо ждать выдачи патента. Недоработки в системе правового обеспечения научно-технического прогресса приводят к тому, что практически невозможно защитить объекты интеллектуальной собственности от плагиата или хищений.

Многие научно-технические кооперативы и малые предприятия занимаются продажей, в том числе за рубеж, разработок, созданных в государственных научно-исследовательских организациях. Резко снизилась экономическая заинтересованность у изобретателей вследствие высокого уровня затрат на оформление заявок на изобретение и отсутствия гарантии их возмещения. Это привело к снижению общего количества заявок на признание новшества изобретением и, как следствие,

изобретений. Закон СССР в этом плане предоставлял большие льготы изобретатель освобождался от пошлин, а Государственный фонд изобретений способствовал внедрению изобретений в производство. В связи с переходом на патентную форму охраны изобретения по существующему положению патентообладателем может быть частное лицо. Автору изобретения далеко не всегда выгодно быть патентообладателем, особенно если он не располагает достаточными финансовыми средствами на оплату расходов для получения и поддержания

патента, зарубежного патентования, организации собственного производства. В такой ситуации автор изобретения уступает свои права патентообладателя какой-либо фирме. На формирующемся в стране рынке интеллектуальной продукции покупателями зачастую выступают зарубежные фирмы, что при уже , существующей утечке умов приводит к подрыву научно-технического потенциала страны. Важность государственного регулирования отношений в области интеллектуальной собственности определяется

необходимостью, во-первых, обеспечения прав авторов и, во-вторых, стимулирования творческой активности людей и широкого использования результатов их труда. Государственное регулирование осуществляется на основе государственной научно-технической политики в соответствии с федеральным законом О науке и научно-технической политике , принятым в 1996 г. Несмотря на действующие в России Гражданский кодексе

РФ и пакет законов в области охраны объектов интеллектуальной собственности, в этой сфере существуют сложные проблемы отсутствует обозначение объектов интеллектуальной собственности в основных законах государства, крайне недостаточна правовая защита против недобросовестной конкуренции, не завершен процесс формирования организационных структур по защите интеллектуальной собственности на уровне государства, а также конкретизации их функций. 2.3. Методы решения проблем ,связанных с защитой интеллектуальной

собственности. Совершенствование отношений в области интеллектуальной собственности - проблема общемировая. На международном уровне в последние два десятилетия нарушения прав интеллектуальной собственности выросли до гигантских масштабов. Промышленно развитые страны использовали для воздействия на страны, нарушающие права интеллектуальной собственности, экономические рычаги, направленные на ограничение торговых связей с ними, сокращение разных видов помощи и т.д. Одной из наиболее серьезных проблем для

России связанной с реализацией прав интеллектуальной собственности является нарушение авторских прав , изготовление и распространение контрафактной продукции. Особенно острой этой проблема стала недавно, т.к. выяснилось ,что её решение является одним из условий вступления России во Всемирную Торговую Организацию ВТО . Как сказано в докладе, подготовленном Международным альянсом производителей интеллектуальной собственности

МАПИС , наша страна является мировым лидером по объему контрафактной продукции в сфере интеллектуальной собственности. По оценке МАПИС, проблема нарушения авторских прав в России остается одной из наиболее серьезных в мире . Потери производителей интеллектуальной собственности в результате деятельности пиратов в России в 2005 г составили порядка 1,75 млрд долл. При этом доля поддельной продукции на различных сегментах

рынка составляет от 78 до 80 . В России, утверждают мировые производители, подделывается практически все фильмы, музыкальные записи, деловое и развлекательное программное обеспечение, книги. Все это продается не только в России, но и на рынках Восточной и Западной Европы. По данным МАПИС, экспорт поддельных товаров из России распространяется в 27 странах. Это абсолютно неприемлемо для страны с экономикой такого уровня,

полагают эксперты. Если в 2006 г одним из лидеров в плане нарушений авторских прав государством станет Россия, то американская администрация установит самое пристальное наблюдение за тем, как у нас обстоят дела в этой сфере. Если систематические случаи нарушения законодательства будут выявлены, к России могут быть применены некоторые санкции в сфере торговли. В частности, нашу страну могут исключить из списка стран, участвующих в

Генеральной программе предпочтений, которая направлена на развитие экономики в развивающихся странах. Пользуясь преимуществами этой программы, Россия сэкономила сотни миллионов долларов в прошлом году. По мнению авторов доклада, методы убеждения и неоднократных переговоров, когда российское правительство убеждали в том, что с пиратством необходимо бороться, не принесли ощутимых результатов. Уже известно, что ситуация с соблюдением авторских прав мешает

России добиться согласия США на вступление в ВТО, однако меры, применяемые властями, не приносят эффекта. По мнению экспертов МАПИС, главная причина этого - бездействие официальных органов и коррумпированных чиновников. Последние предпочитают бороться с контрафактом на словах, а на деле покрывать нелегальных производителей, заранее сообщая им о милицейских рейдах за определенную мзду . Таким образом, пираты по-прежнему чувствуют себя вольготно.

По большей части, сейчас они штампуют свою продукцию на официальных заводах это касается музыки, видео, ПО , и по качеству она не сильно отличается от лицензионной. Разве что несколько дешевле. Правда, лицензионщики борются с этим путем снижения цен на легальные товары, но у них пока не получается обойти конкурентов из подземки . У последних цены все же ниже, а оперативность попадания к населению пиратских копий - выше.

Нередко последние новинки кино можно найти у пиратов еще до официальной премьеры, а качество лишь немногим хуже лицензионного аналога, который выйдет спустя пару-тройку месяцев. Между тем, недополученные прибыли американских производителей от производства контрафакта оцениваются МАПИС в 30-35 млрд долл, и в эту сумму не входят потери от пиратства в интернете. Впрочем, власть признает наличие проблемы, равно как и отсутствие сколько-нибудь видимых результатов

на пути борьбы с ней. На недавней встрече с прокурорскими работниками президент Владимир Путин заявил, что объем фальсифицированных товаров на отечественном рынке видеопродукции составляет почти 70 , а программного обеспечения - около 90 . При этом доля контрафакта среди программных продуктов приближается к 100 . Данная проблема обсуждалась в Госдуме на парламентских слушаниях, посвященных законодательным мерам

по противодействию обороту контрафактной и фальсифицированной продукции в РФ. Глава комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев предложил провести первое парламентское расследование в связи с ростом количества контрафакта. По его мнению, к такому расследованию необходимо привлечь ряд депутатов, сенаторов, представителей силовых структур. Кроме того, Госдума предлагает ужесточить ответственность за распространение поддельной

продукции - прежде всего, видео, аудио и DVD. Именно за счет этих товаров пираты наносят огромный ущерб легальным производителям. Российские эксперты по-разному оценивают возможное ужесточение санкций против производителей и распространителей подделок. До тех пор, пока в милицию не вернут обязательные нормы раскрываемости таких преступлений и не истребят коррупцию среди сотрудников МВД, сдвигов ждать не придется, полагают российские легальные производители.

Впрочем, многое зависит и от самих производителей, и от распространителей аудио- и видеопродукции. Ведь в их силах установить на свою продукцию низкие отпускные цены, которые позволят продавать ее в розницу по доступным для людей расценкам. Ведь потребитель, как известно, голосует кошельком, а кошелек у него пока, увы, тощий. И 50-100 руб разницы между пиратской и легальной копией могут стать критичными. Я смотрю до 30 фильмов в месяц, большинство из них западные заявляет участник одного из интернет-форумов,

посвященных подделкам И мои доходы не позволяют платить за каждый из них по 25-30 долл . Очень сложно убедить, например, бухгалтера купить лицензионный продукт, так как он не понимает, зачем нужно платить такие деньги за то, что практически за гроши продается на каждом углу. Поэтому разработчики лишаются перспективы развития и возможности создавать новое поколение баз данных, современных программных продуктов. К сожалению, наши люди не готовы отдавать такие деньги за культуру

, и в ближайшее время трудно ожидать ощутимого удара по контрафакту . Для решения данной проблемы с уголовной точки зрения , нарушения авторских прав должны быть поставлены в один ряд с тяжкими преступлениями, а сроки уголовной ответственности для производителей контрафактной продукции необходимо увеличить в два раза - до 10 лет. Соответствующие изменения в законодательство уже подготовлены

Роспатентом и одобрены правительственной комиссией по интеллектуальной собственности. Сейчас в основном правонарушители получают либо условные сроки, либо отделываются штрафами, которые носят смехотворный характер по сравнению с прибылями от производства контрафакта. По самым скромным оценкам экспертов, доходы от реализации в России контрафактной продукции составляют десятки миллиардов долларов в год.

А штрафы для пиратов, согласно действующему законодательству, невелики для физлиц - 1,5-2 тыс. рублей 15-20 МРОТ , для юридических лиц - 30-40 тыс. рублей 300-400 МРОТ с конфискацией контрафактной продукции и оборудования. Уголовная ответственность наступает, если в суде доказано, что сумма нанесенного ущерба превышает 250 тыс. рублей. В этом случае пиратам грозит максимум 5 лет лишения свободы и штраф до 500 тыс. рублей.

Однако таких дел единицы. Однако ни законодательство, ни правовой режим, ни правоприменительная практика не могут изменить функцию спроса , доход граждан не увеличился, более того, он даже уменьшился за счет , отвлечения бюджетных ресурсов общества на обеспечение прав. Другими словами, даже в идеальных правовых условиях производитель по-прежнему не сможет получить максимальной прибыли. Чтобы получить такую прибыль он должен снижать цены.

Давайте теперь попробуем найти пути решения проблемы контрафакта с экономической точки зрения. Известно, что цены на лицензионные объекты интеллектуальной собственности практически одинаковы во всех странах. Другими словами, цены на компьютерные программы. фонограммы фильмы, книги и т.д. фактически не зависят от уровня жизни в разных странах. Такая стратегия является преступной, поскольку, устанавливая одинаковые завышенные цены, производители объектов интеллектуальной собственности инициируют пиратство

интеллектуальной собственности. Дело в том, что если стоимость экземпляра объекта интеллектуальной собственности соизмерима со средней заработной платой в той или иной стране, то подавляющая часть населения не может приобрести лицензионный объект интеллектуальной собственности. Однако спрос на такие объекты оказывается иногда высоким, чем незамедлительно пользуются лица ,которые предлагают на рынок контрафактные экземпляры объектов интеллектуальной собственности по ценам , соответствующим

уровню жизни в той или иной стране. В результате возникает пиратство. с которым правообладатели безнадежно пытаются бороться всеми мыслимыми и немыслимыми средствами. Самый важный результат теории дисконтированных цен заключается в том, что производители объектов интеллектуальной собственности могли бы получить максимальную прибыль при стратегии дифференцированных цен. Таким образом, стратегия равных цен ведет к экономическим потерям для производителей объектов интеллектуальной

собственности. Кроме того, высокие и недифференцированные цены стимулируют пиратство интеллектуальной собственности. Почему же производители умышленно отказываются от максимальной прибыли и сами стимулируют пиратство? Положение выглядит странным только на первый взгляд. Устанавливая дифференцированные цены, производители объектов интеллектуальной собственности, могут получить большую прибыль и подавить пиратство. Однако в таком случае государственная политика по обеспечению

прав потребовала бы радикального изменения, поскольку ликвидация пиратства оказывалась бы в руках производителей объектов интеллектуальной собственности, а не государств. В таком случае развитые страны не смогли бы использовать проблему обеспечения прав интеллектуальной собственности в качестве инструмента международного шантажа и давления. В результате они не смогли бы блокировать предоставление всевозможных привилегий и субсидий развивающимся

странам и странам с переходной экономикой, чем они успешно занимаются в настоящее время. При выходе монополиста на внешние рынки. Монополист может устанавливать равные или разные цены на внутреннем и внешних рынках. Первая возможность соответствует стратегии одинаковых равных цен на рынках, а вторая возможность стратегии дифференцированных разных цен. При стратегии равных цен цена продукции на рынках стран с низким уровнем жизни оказывается столь высокой,

что объемы продаж оказываются очень низкими. В результате прибыль производителя может оказаться столь низкой, что он может вообще прекратить предложение своей продукции внешнему рынку. Отказавшись от участия в рынке, производитель тем самым добровольно уступает свое рыночное положение другим производителям, которые заполняют этот рынок и получают прибыль, соответствующую национальной кривой спроса. Другими словами, следуя стратегии равных цен, производитель фактически вызывает и стимулирует

пиратство на внешнем рынке. При стратегии разных цен зарубежный производитель предлагает свою продукцию по цене, соответствующей максимальной прибыли для кривой спроса на внешнем рынке. В результате производитель решает, по меньшей мере, две задачи получает максимальную прибыль на внешнем рынке и исключает пиратство на этом рынке. Таким образом, один из результатов который даёт экономическая теория, заключается в том, что только стратегия дифференцированных цен позволяет производителю получить

максимальную прибыль и экономически ликвидировать пиратство. Стратегия равных цен не позволяет получить максимальную прибыль и только стимулирует пиратство. Итак, с экономической точки зрения для получения максимальной прибыли на разных рынках и искоренения пиратства производители должны следовать стратегии разных цен. Возможность исключительной передачи прав интеллектуальной собственности ведет к монопольному положению

производителей объектов интеллектуальной собственности. Передав полностью права на объекты авторского права какой-либо компании, автор не может уступить эти же права иной компании. Поэтому на рынке существует, как правило, только один монопольный производитель конкретного объекта авторского права или олигополия нескольких производителей однородной продукции, например фонограмм. Один из основных выводов экономической теории и практики заключается в том, что

монополия и олигополия являются экономически и социально менее эффективными, чем совершенная конкуренция, когда существует несколько производителей одного и того же товара. Дело в том, что конкуренция ведет к снижению цен на товары и к значительному увеличению объема потребления. В условиях конкуренции на рынке информационных продуктов доступ к информации мог бы значительно возрасти, что соответствовало бы фундаментальным законам природы и интересам общества.

Таким образом, экономические законы показывают, что монопольное положение производителей объектов авторского права ведет к высоким ценам на продукцию, что снижает объем потребления объектов авторского права и сокращает доступ к информации. Для того чтобы заменить монопольное положение производителей объектов авторского права и смежных прав на конкурентное, необходимо вносить серьезные изменения в законодательства многих стран. А к этому шагу боюсь многие ещё не готовы.

Заключение Принято считать ,что знание-сила .Следует добавить ,что в современном мире знание это ещё и богатство. В современной экономике ,основанной на знаниях, интеллектуальная собственность становится зачастую самым важным активом предприятий. Нематериальные активы представляют сейчас 75 полной рыночной стоимости 500 компаний индекса Standard Poors S P -вдвое больше чем 10 лет назад. Несомненно ,что в XXI веке роль интеллектуальной собственности в жизни общества будет расти, и то как

мы будем использовать этот рост и сможем ли мы привести Россию к процветанию зависит от нас - нового поколения , поколения будущих надежд. Библиография 1. Аблёзгова О.В. Коммерческое использование интеллектуальной собственности в России и зарубежных странах М. Дашков и Ко,2005 297 с. 2. Бовин А.А Чередников Л.Е. Интеллектуальная собственность экономический аспект

М. ИНФРА-М, 2001 195 с. 3. Полторак А Лернер П. Основы интеллектуальной собственности М Спб. Диалектика , 2004год 198 с. 4. Судариков С.А. Экономика и интеллектуальная собственность М. Питер.2004 347 с. 5. Судариков С.А Грек Н.Г. ,Бахренькова К.А, Экономика и интеллектуальная собственность М. Издательство деловой и научной литературы. -2005 -с491 6.

Дворянкин О. Корни пиратства Интеллектуальная собственность авторское право и смежные права 2005- 9-с. 29. 7. Красев Д. Правила игры на рынке мобильного контента Интеллектуальная собственность авторское право и смежные права 2005- 7-с. 25. 8. М.Иванова Методологические основы и способы проводимого исследования по оценке уровня контрафакта в сегменте рынка мультимедийной продукции Журнал Интеллектуальная собственность авторское право и смежные

права 2005- 7-с. 35. 9. Мерзликина Р. Становление и развитие авторского права в России Журнал Интеллектуальная собственность авторское право и смежные права 2005- 6- с. 24. 10. Рамазанов А. Интеллектуализация отношений собственности Экономист 2005- 2-с.57. 11. Талимончик В. Разрешение споров ,связанных с охраной интеллектуальной собственности в рамках ВОИС Интеллектуальная собственность авторское право и смежные права 2005- 9-с.

43. 12. Зорин Н. Нестерчук Ю. Понятие и категории интеллектуальной собственности Отечественные записки 2005 - 1-с. 210. 13. wipo.org- сайт ВОИС 14. wto.ru- сайт ВТО Приложение Таблица 1 .Организационное обеспечение государственного управления в области интеллектуальной собственности По данным книги А.А.Бовина и Л.Е. Чередникова Интеллектуальная собственность экономический аспект

Организация Основные функции Российское агентство по патентам и товарным знакам Роспатент 1. Разработка предложений по формированию единой государственной политики в области охраны промышленной собственности, правовой охраны программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, осуществление международного сотрудничества в данных областях. 2. Регистрация охранных документов, лицензионных договоров и патентных поверенных функции

государственного патентного ведомства Российское агентство по охране программ для ЭВМ, баз данных и интегральных микросхем Официальная регистрация указанных объектов и договоров на уступку и передачу прав на эти объекты, включая прием заявок на официальную регистрацию Апелляционная палата Рассмотрение возражений, протестов и жалоб на решения экспертизы Всероссийский научно-исследовательский институт государственной патентной экспертизы

Регистрация и научно-техническая экспертиза заявок на объекты промышленной собственности Всероссийский институт промышленной собственности и инноватики Подготовка кадров и повышение квалификации специалистов в области промышленной собственности Всероссийский научно-исследовательский институт патентной информатики Подготовка и публикация сведений об охраняемых объектах интеллектуальной собственности

Российское авторское общество Разработка и проведение государственной политики в области охраны авторских и смежных прав, обеспечение единства правовой охраны на всей территории России, формирование обществ по управлению авторскими и смежными правами на коллективной основе До настоящего времени не созданы предусмотренные Патентным законом Высшая патентная палата РФ и Федеральный фонд изобретений

России.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.