Реферат по предмету "Социология"


Основные взгляды Роберта Оуэна

Подготовила
Гурченкова Анна
Основные взгляды РобертаОуэна
Роберт Оуэн (1771 — 1858)– утопист, социалист, социальный реформатор 19 в.
Работая на предприятиях,Оуэн постоянно реформировал промышленную сферу. Он один из основоположниковпрофсоюзного движения. Следовательно, помимо технической реорганизации ирационализации производства, им был проведён комплекс социальных мероприятий поотношению к простым рабочим. Но я не ставлю своей целью описать все реформы инововведения Оуэна, я хочу рассказать про его основные взгляды и убеждения.
Реформируя производство ижизненные условия рабочих, постепенно Оуэн приходит к необходимостипереустройства всего общества на основе образования производительныхассоциаций, задача которых «заключалась в организации всеобщего счастья припосредстве системы единства и кооперации, основанной на всеобщей любви кближнему и истинном познании человеческой природы». Таким образом, онстановится одним из первых критиков капиталистического общества с позицийсоциализма. Среди основных недостатков капитализма отмечаются узко заточенноеразделение труда, конкуренция и всеобщее противоречие интересов, получениеприбыли только в том случае, когда предложение товаров не превышает спроса наних.
Выступив с критикой капитализма,характеризовал его как «неразумную» систему, как «хаотический», «разобщённый», «противоречивый»строй, который порождает бедных, невежество, распри и войны. «Приобретениебогатства и создаваемое им естественное стремление к увеличению этого богатствапородили любовь к вредной в сущности роскоши среди обширной группы людей,никогда ранее о ней не думавшей, и вместе с тем создали склонность приносить вжертву этой страсти к накоплению лучшие чувства человеческой природы»[1].Оуэн считал капитализм антинародным строем, враждебным интересам трудящихся. Худшимиявлениями капитализма Оуэн считал частную собственность («…частнаясобственность отчуждает человеческие умы друг от друга, служит постояннойпричиной возникновения вражды в обществе, неизменным источником обмана имошенничества среди людей и вызывает проституцию среди женщин. Она служилапричиной войн во все предшествующие эпохи известной нам истории человечества ипобуждала к бесчисленным убийствам…»),[2] религию и брак на основесобственности, охраняемой религией. Духовенство в работах Оуэна выступает какнечто отрицательное, оказывающее негативное влияние на людей: «Заблуждения,создавшие духовенство, и заблуждения, созданные этим духовенством придлительном его господстве с введенными им таинственностью, лживостью и всякогорода нелепостями, сделали человеческую породу такой искусственной и неразумной,что люди теперь не верят в возможность стать правдивыми, добродетельными исчастливыми»[3].
Оуэн был убеждён внеизбежной смене капитализма новым обществом. Он стремился к переходу к новому обществупутём законодательных мер и просвещения. «Широкое распространениепромышленности по всей стране создает у людей новый характер; поскольку же этотхарактер формируется на основе принципа, в высшей степени неблагоприятного дляобщего благополучия и счастья отдельных людей, то это должно вызвать самыеплачевные и притом бесспорно отрицательные явления, если только указаннаятенденция не будет пресечена при помощи законодательного вмешательства ируководства»[4]. Новое общество должнобыло, по мнению автора, открыть людям те притягательные качества, которыми ихнаделила природа: «При том бессмысленном устройстве общества, котороесуществует до сих пор, притягательные свойства людей более малочисленны, менееразвиты и не так стойки, как в том обществе, где мужчины и женщины будутвоспитываться и обучаться с целью приобретения свойств разумного существа инаучатся понимать собственную природу.
Прежде чем люди будутпоставлены в условия, позволяющие получать удовольствие от хорошего общества,надо создать это общество. Где можно его теперь найти? В какую страну, в какуюобласть надо поехать, чтобы обнаружить такое объединение людей, котороепредставляет хорошее общество? Пока еще его нельзя найти среди людей.Духовенство всего мира и его темное царство сделали невозможным созданиехорошего общества и вообще его существование. Сущность «хорошего общества»заключается в знании, милосердии, доброте, любви и правдивости»[5].
«Хорошее общество можетбыть создано только мужчинами и женщинами, воспитанными так, чтобы статьразумными в своих чувствах, мыслях и действиях, чтобы не иметь побуждений кобману или преступлению и пользоваться простым и достойным языком правды»[6].
Новое общество должнобыть построено на принципах равенства и справедливости. Отмена частнойсобственности приведет к тому, что все будет «общественным достоянием, аобщественное достояние будет всегда иметься в избытке для всех»[7].Не будет расслоения на бедных и богатых, все будут равны, сразу исчезнутнеравные браки и браки по расчету, не будет и испорченных детей. Вообще брак,Оуэн считал порождением частной собственности и был убежден, что в новомобществе «взамен [браку, союзу двух людей] должны возникнуть научнообоснованные объединения мужчин, женщин и детей в их обычном количественномсоотношении, численностью от четырехсот или пятисот до двух тысяч человек; этиобщины будут организованы как единая семья, каждый член которой объединится сдругими в содействии друг другу, насколько позволят его знания, а сами общиныбудут подобным же образом связаны между собой»[8]. «Такое объединенноесемейство составит ячейку совершенно новой организации человеческого общества,при которой все люди приобретут новое сознание, новые чувства, новый дух иусвоят совершенно иное поведение, по сравнению с человеком прежнего мира;устройство, которое будет принято для обеспечения этим семьям жилищ, занятий,образования и развлечений, будет совершенно отлично от устройства,существующего теперь в жизненных делах»[9].
Создание новой социальнойсреды – основная идея Оуэна. Человек по природе не хорош и не плох, он то, что делаетиз него среда. «Чтобы создать людей разумных мыслей и чувств, приходится преждесоздать для них разумные условия, дабы сделать затем само человечестворазумным»[10]. Если в настоящее время человекплох, то это произошло потому, что плох экономический и общественный строй. С другойстороны Оуэн не придавал никакого значения естественной среде, он видел только социальную.Оуэн исключал всякое религиозное влияние, особенно христианство. «Духовенствопрежде всего применяет самые действенные средства для создания порока и дляпринуждения человека стать дурным, а затем, достигнув своей цели, меняетповедение и говорит, что «люди греховны по своей природе»[11].
Именно Оуэн был авторомидеи о красивой и комфортной обстановке для труда. Он провозглашал физическийтруд источником богатства: «…эта новая сила обеспечивает неисчерпаемую и всевозрастающую возможность сделать богатство столь же легко доступным, как вода,и столь же сверхизобильным для всех разумных потребностей человеческого рода,как воздух»[12]
Для того, чтобы изменить экономическуюсреду, надо, прежде всего, уничтожить прибыль. Стремление к прибыли – этоглавное зло, которое привело к падению человеческого рода. По мнению Оуэна, прибыльпо своему определению – несправедливость, т. к. она является плюсом к цене продукта,а продукты должны продаваться за такую цену, какую они стоили. Кроме того,считал Оуэн, прибыль является постоянной опасностью, причиной экономическихкризисов перепроизводства. «» Из-за прибыли рабочий не может купить продуктсвоего труда, значит, потребить эквивалент того, что он произвёл. Продукт сразупосле производства повышается в цене, становится недоступным для создавшего егочеловека, т. к. тот может предложить за него только ценность, равную его труду.
Орудием прибыли являются деньги,денежные знаки, с их помощью она реализуется. Благодаря деньгам становитсявозможна продажа товара по цене, выше чем его стоимость. Значит, надоуничтожить деньги и заменить их бонами труда. Бона будет истинным знакомценности, т. к. если труд – причина и субстанция ценности, то вполнеестественно, что он будет её мерилом.
Сколько часов труда будетзатрачено на производство продукта, столько бон труда получит его производитель,когда захочет его продать, – ни больше, ни меньше. Столько же должен будет датьпотребитель, когда захочет его купить. Таким образом, прибыль будет уничтожена.
Прибыль, деньги иденежные отношения идут рука об руку с частной собственностью, которую Оуэнтакже критикует. «Частная собственность была и есть причина бесчисленныхпреступлений и бедствий, испытываемых человеком, и он должен приветствоватьнаступление эры, когда научные успехи и знакомство со способами формирования увсех людей совершенного характера сделают продолжение борьбы за личноеобогащение не только излишним, но и весьма вредным для всех; она причиняетнеисчислимый вред низшим, средним и высшим классам. Владение частнойсобственностью ведет к тому, что ее владельцы становятся невежественноэгоистичными, причем этот эгоизм обычно пропорционален в своих размерахвеличине собственности»[13].
В своем обращении кпрофессиональным государственным деятелям Европы и Америки Оуэн писал, чтосмена существующего строя новым уже началась, что это революция, которая«приведет от неправды к правде, от лжи к истине,от угнетения к справедливости, от обмана и страданий к прямолинейной честностии счастью»[14]. Противостоять этомупроцессу не нужно, а необходимо просто содействовать переходу к новомуобществу. «Требуемый переход заключается просто в замене существующих вредных идурных условий хорошими и превосходными во всех областях жизни, причем этазамена может быть осуществлена только путем полного изменения всех внешних порядковв общественной жизни»[15].Начать нужно именно справительственных органов, но все должно проходить на добровольном уровне, безнасилия. Оуэн был убежден, что если правительства стран, к которому онобращается, пойдет на встречу его идеям, то «то население обоих континентовлегко будет сделано разумным посредством правильного направления всейежедневной и прочей периодической печати и посредством других методовпросвещения; темное стекло заблуждений, через которое сейчас люди смотрят икоторое их обманывает, будет удалено, и люди увидят вещи такими, какие ониесть, и начнут действовать разумно менее чем через год.
Такова простая силаистины»[16]


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Поведение при различии уровней сексуальной возбудимости
Реферат Рыночная экономика и государственная система социальной защиты
Реферат Опцион, вексель и сертификат, как инструмент фондового рынка
Реферат Автотекс автозаміна та пошук слів Використання автотексту автозаміни та пошук слів у тексті
Реферат Литературные источники цикла очерков И. А. Бунина "Тень Птицы"
Реферат Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Анализ и прогнозирование конъюнктуры рынков спортивной продукции и услуг» Направление подготовки: 080200 «Менеджмент»
Реферат Джоан Вайолет Робинсон (1903 - 1983) - яркий представитель "школы Маршалла"
Реферат Основные направления повышения экологической безопасности автомобилей
Реферат Особенности японской модели экономики
Реферат Исследование рекреационного потенциала Бузулукского района
Реферат Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения как пути нравственного воспитания школьников
Реферат Конгресс США
Реферат Физическая реабилитация детей 10-14 лет, страдающих сколиотической болезнью с использованием средств лечебной физической культуры и элементов йоги
Реферат Зварыкин, Фёдор Васильевич
Реферат Статистика уровня жизни населения