Реферат по предмету "Социология"


Немецкая классическая социологическая школа

Содержание
Введение. 2
1.Немецкая классическая социологическая школа. 4
2.Социологическая теория Макса Вебера. 6
3.Социологическая теория Георга Зиммеля. 7
4.Французская классическая социологическая школа. 9
5.Социологическая теория Э.Дюркгейма. 11
6.Американская классическая социология. 14
Заключение. 16
Списоклитературы. 17

Введение
Навторую половину XIX — начало XX в. приходится расцвет теоретической социологии,развитие социологических теорий, ставших классическими. Анализ классическогопериода в развитии социологии предполагает решение проблемы систематизациисозданных в это время социологических теорий, определения принципа ихструктурирования, критерия их классификации. Здесь существуют различныеподходы.
Чащевсего используется принцип соотнесенности социологической концепции с другиминауками (определение неизвестного через известное).
Так,выделяют социальный органицизм и социальный дарвинизм (Л.Гумплович, Г.Спенсер идр.), сводящие закономерности эволюции человеческого общества к закономерностямбиологической эволюции и выдвигающие принципы естественного отбора, борьбы засуществование и выживание наиболее приспособленных в качестве определяющихфакторов общественной жизни; социальный механицизм, сторонники которого(А.Кетле, Г.Кэри, В.Парето и др.) пытались объяснить общественную жизнь иповедение человека, распространяя на них закономерности, установленные вфизических науках; географическое направление в социологии (Г.Бокль,Л.И.Мечников, Ф.Ратцель и др.), отстаивающее решающую роль географической средыв истории общества; психологическое направление (Л.Уорд, Ф.Гиддингс, Г.Лебон,Г.Тард, Ч.Кули и др.), представители которого стремились сводить общественныеявления к психическим, искали ключ к объяснению всех общественных явлений ипроцессов в психических особенностях поведения индивида или общности. [1]
Рассматриваютсяв истории социологии и другие направления. Однако ни одно из них не можетвключить наиболее значимые, классические социологические концепции.
Существуети другой принцип классификации — региональный. В его основе чрезвычайноактуализировавшийся во второй половине XX в. цивилизационный подход к анализусоциокультурного процесса, при котором история развития науки об обществепредстает как взаимодействие национальных, региональных социологических школ.[8]
Нарубеже XIX и XX вв. вполне проявилось своеобразие в анализе общества в рамкахтаких социологических школ, как немецкая, французская, американская и др.Остановимся лишь на ключевых фигурах, не только определивших основные школы, нои ставших классиками мировой социологии в целом.

1.Немецкая классическая социологическая школа
Прирассмотрении немецкой социологической школы выделим две основные фигуры — К.Маркса (1818 — 1903 гг.) и М.Вебера (1864 — 1920гг.), социологические теориикоторых оказали без преувеличения огромное влияние на развитие социологии. Хотяэти теории создавались не одновременно, они находятся как бы в заочном споре.Социологическая теория К.Маркса определяется историками социологии как теорияэкономического детерминизма, поскольку главную причину, источник развитияобщественной жизни в целом он видел в экономических отношениях. Эта позицияявляется основой методологии марксистской социологии — историческогоматериализма — использование которой позволяет рассмотреть развитие обществакак естественно-исторический, объективный процесс смены общественно-экономическихформаций. [10]
Неотрицая некоторого влияния на экономику политической и духовной жизни общества,марксистская социология, однако, недвусмысленно определяет иерархию сферобщественной жизни: экономическая — детерминирующая, социально-политическая идуховная — детерминируемые.
Вработах Маркса вскрыт механизм влияния экономики на общественную жизнь иполитику, создана своеобразная системная теоретическая картина жизни общества,описаны ее перспективы, в которых развиты социалистические представления оцелях общественного движения. В связи с этим теория Маркса приобрела многоактивных сторонников, сыграла важную роль в развитии социологии. [10]
Принципиальноиной подход при объяснении причин и логики общественного развития использовалМ.Вебер, основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Вработе «Протестантская этика и дух капитализма» выработанная Веберомметодология анализа социальных явлений получила наиболее отчетливое выражение.Здесь социолог показывает логику развития процесса рационализации общества —процесса, определяющего сущность перехода от аграрного общества киндустриальному. Рационализация начинается с духовной сферы жизни общества, иименно изменения в духовной сфере (возникновение протестантской этики какпроцесс рационализации христианства) оказываются исходными, определяющими,делают возможным возникновение новых (буржуазных) социально-политических иэкономических структур.
Вебер,таким образом, намечает альтернативный способ анализа общества, при которомэкономическая сфера жизнедеятельности утрачивает свою детерминирующую роль иоказывается в положении детерминируемой духовной сферой. Однако в работахВебера основные понятия («идеальный тип», «социальное действие»)разрабатываются как внутренне противоречивые, что нашло отражение в перипетияхпоследующей теоретической судьбы его социологической концепции.
Взаимодействиесоциологических теорий Маркса и Вебера определяет своеобразие немецкойсоциологической школы классического периода. При этом более обстоятельныйанализ предполагал бы не только расширить изложение этих теорий, но и дополнитьих рассмотрением социологических взглядов таких крупных немецких социологов,как Ф.Теннис (1855—1936 гг.), один из первых представивший социологию какмногоуровневую науку, выделивший чистую, прикладную и эмпирическую социологию;а также Г.Зиммель (1858—1918 гг.), осуществивший анализ форм социальноговзаимодействия, носящих «сквозной» для человечества характер (конфликт,конкуренция, подчинение, авторитет, договор и др.), что оказало серьезноевлияние на становление современной социологии. [1]

2.Социологическая теория Макса Вебера
Социология, по Веберу, так же как ипсихология, изучает поведение индивида или группы индивидов. Но она в отличиеот психологии интересуется человеческим поведением в том случае и постольку,если и поскольку личность вкладывает в свои действия определенный смысл.
Следовательно, ключевым аспектомсоциологии является, согласно Веберу, изучение намерений, ценностей, убежденийи мнений, лежащих в основании человеческого поведения. [3]
Для обозначения процедуры постижениясмысла Вебер пользовался категорией “понимание”. Он предложил концепциюпонимания как процедуры (метода), предваряющего и делающего единственно возможнымсоциологическое объяснение. С помощью этого метода социологи мысленно стараютсястать на место других людей и идентифицировать их мысли и чувства.
Вебер считает, что социологи вкачестве субъектов действия должны исследовать не формы коллективности, аотдельных индивидов, те определения, которыми они пользуются и которыеформируют их модели поведения.
Важнейшим методологическиминструментом является понятие идеального типа. Идеальный тип – этотеоретическая конструкция, используемая для определения основных характеристиксоциального феномена. Он не извлекается из эмпирической реальности, аконструируется как теоретическая схема. Идеальные типы – исследовательские“утопии”, не имеющие аналогов в действительности, средства для изображенияиндивидуальных исторических образований. [2]
Вебер утверждал, что социологиобязаны устанавливать причинно-следственные связи, им необходимы строгие инедвусмысленные понятия. Понятие идеального типа дает возможность изученияконкретных исторических событий и ситуаций. Оно выполняет роль измерительнойпланки, с помощью которой социологи могут оценивать фактические события.
Конструкция идеальных типов, позамыслу Вебера, должна служить средством “независимого от ценностей”исследования. В своих трудах Вебер подчеркивал важность социологии, свободнойот оценочных суждений. Социологи не должны позволять своим личным пристрастиямвлиять на проведение научных исследований. Они должны культивировать строгийподход к изучаемым явлениям, чтобы видеть факты такими, какие он, и есть, а нетакими, какими бы им хотелось их видеть. [2]
Социология Вебера оказала решающеевоздействие на формирование основных альтернативных школ современнойсоциологии, на рубеже 70 — 80-х годов вновь возросший интерес к Веберу получилназвание «веберовского ренессанса», но и до сих пор его теория служитисточником полемики и конфронтации по основным теоретико-методологическимпроблемам социологического знания. [1]
 3. Социологическая теория ГеоргаЗиммеля
Георг Зиммель (1858-1918) сыграл существенную рольв становлении социологии как самостоятельной науки, хотя и оставался в тенисвоих великих современников – Дюркгейма и Вебера. Зиммеля считаютосновоположником так называемой формальной социологии, в которой центральнуюроль играют логические связи и структуры, вычленение форм социальной жизни изих содержательных отношений и исследование этих форм самих по себе. Предметомэтой науки являются формы обобществления, которые можно определить какструктуры, возникающие на основе взаимовлияния индивидов и групп. Обществоосновывается на взаимовлиянии, на отношении, а конкретные социальныевзаимовлияния имеют два аспекта – форму и содержание. [10]
Абстрагирование от содержанияпозволяет проецировать “факты, которые мы считаем общественно-историческойреальностью, на плоскость чисто социального”. Содержание становитсяобщественным только через формы взаимовлияния или обобществления. Лишь такимпутем можно понять, “что в обществе есть действительно “общество”, так же кактолько геометрия может определить, что в объемных предметах действительноявляется их объемом”. Общество суживается и ограничивается формами отношений;наряду с этим такие понятия, как “культура”, “жизнь”, у Зиммеля не только имеютвполне содержательное значение, но и занимают в его творчестве большое место.
Зиммель предвосхитил ряд существенныхположений современной социологии групп. Он особенно подчеркивал значение числачленов группы. Вначале выработка правил и организационных форм, органов и т.п.зависит от численности группы, т.е. только при определенном размере группыструктурируются и образуют органы, основанные на разделении труда.
Группа, согласно Зиммелю, являетсяобразованием, которое обладает самостоятельной реальностью, существует по своимсобственным законам и независимо от индивидуальных носителей. Она, как ииндивид, благодаря особой жизненной силе имеет тенденцию к самосохранению,которая проявляется в продолжении ее существования несмотря на исключениеотдельных членов, но ослабляется там, где жизнь группы тесно связана с однойгосподствующей личностью. Распад группы возможен из-за властных действий,которые не отвечают групповым интересам, а также из-за персонализации группы.Однако лидер может быть объектом идентификации и укреплять единство группы. Этоможет происходить также при помощи вещественных символов.
Зиммель всегда интересовалсяпроблемами современной культуры, в частности культурной ролью денег, изложеннойпрежде всего в “Философии денег” (1900). Денежное хозяйство изменило стильжизни, принесло с собой перевес интеллекта над чувствами, “расчетливую сущностьнового времени”, рост культуры вещей при отставании культуры личностей; онообусловило специфическое разделение труда, которое стало причиной расхождениясубъективной и объективной культуры, господства техники, увеличения дистанциимежду людьми. Деньги для Зиммеля – также самый совершенный представительсовременной формы научного познания с редукцией качественных определений кколичественным.
Использование денег как средстваоплаты, обмена и расчетов превращает личные отношения в опосредованныевнеличностные и частные отношения; увеличивает личную свободу, однако вызываетнивелирование всех мыслимых вещей вследствие возможности их количественногосопоставления. Зиммель критиковал ситуацию в современной культуре, когдаденежная стоимость заменила другие, более глубокие значения и тем самым привелак психическому обеднению и опустошению человека. Интересы собственникаустремлены на сами деньги; деньги, которые в силу своей природы могут бытьтолько средством, становятся целью. Но использование денег способствовалорационализации и математизации повседневной жизни. Именно развитием институтаденег Зиммель объяснял поворот мышления к понятиям развития и движения,выражением которого в науке стала эмпирическая методология с ее отказом отбезусловных истин.
Трагедия культуры была постояннойтемой его размышлений. В ходе культурного развития вследствие процессовдифференциации и разделения труда субъективная культура отстает от объективной,когда культурные достижения, знания, открытия и изобретения, стили и формыкультуры и т.п. все более накапливаются, развиваются и утончаются. Человекбольше не в состоянии усвоить все знания своего времени; формы его жизнисовершенно не соответствуют его возможностям. [10]
 4. Французская классическаясоциологическая школа
Характеризуяфранцузскую социологическую школу классического периода, выделим концепции двухисследователей — Э.Дюркгейма (1858—1917 гг.) и Г.Тарда (1843— 1904 гг.). Междуними развернулся спор по основному вопросу социологии, специфическимодифицированному: что является исходной социальной реальностью — индивид илиобщество?
Тардрешал этот вопрос в пользу индивида. Коллективное сознание он считал функцией,а не фактором индивидуальных сознаний, в психологии видел ключ к социологии,общественную жизнь и ее процессы объяснял действием простых психическихмеханизмов, главным из которых является подражание. [8]
Существованиеобщества он объяснял как взаимодействие двух процессов: первый — индивидуальноетворчество, изобретение нового (в результате чего создаются язык, хозяйство,правительство, религия и т.д.), а второй — подражание нововведениям,обеспечивающее их распространение.
Взаимодействиеэтих процессов сравнивается с бросанием камней в воду и движением кругов поводе (новые открытия — новые волны подражания и т. д.). Цель социологии, поТарду, открывать повторяемость социальных фактов. Вспомогательной наукойявляется статистика, учитывающая количество повторений, вызванных каждымтворческим актом. Задачу социологической науки Тард видел в изучении законовподражания, благодаря которым общество поддерживает свое целостноесуществование и развивается по мере возникновения и распространенияизобретений.
Социологическаятеория Дюркгейма, центральной фигуры французской социологической школы,наиболее активно содействовавшей институционализации социологии во Франции,основывалась на концепции коллективных представлений и была направлена противпсихологизма Тарда.
Вопределении предмета социологии Дюркгейм шел по пути поиска особого родареальности — реальности «социальных фактов», существующих объективно,независимо от индивида и оказывающих принудительное давление на него. Общество,согласно Дюркгейму,— это исходная, первичная реальность, наделенная чертамипревосходства над индивидом. Систематизация данных представлений осуществленасоциологом в концепции социологизма как противоположной концепцияминдивидуалистическим, теории социальной атомизации. Разрабатывая проблемуспецифического метода социологии, Дюркгейм обосновывал принципы объективизма иэмпиризма в исследовании социальных фактов, при проведении социологическихисследований. В осуществляемых исследованиях центральной являлась проблемасоотношения «механической» и «органической» форм социальных связей, формсолидарности, вторая из которых возникает на основе разделения труда.
Помере совершенствования системы разделения труда должна развиваться«органичность» солидарности членов общества. Однако Дюркгейм отразил в своейтеории несовершенство буржуазного общества, нарушения в нем социальных связей,приводящие к кризису личности — к социальной аномии и самоубийству. ВыходДюркгейм видел в создании новых органов общественной солидарности, которые онназывал профессиональными корпорациями и которые должны были выполнятьпроизводственные и культурные социальные функции. [1]
Такимобразом, в концепциях Тарда и Дюркгейма уже внутри собственно социологическогознания глубоко проработаны два способа решения основного вопроса социологии.
 5. Социологическая теорияЭ.Дюркгейма
ЭмильДюркгеймсчитал, что Маркс придает экономическим факторам и классовой борьбе избыточноезначение. Согласно Дюркгейму, исторический переход от одной общественной формык другой обусловлен природой и функциями социальной солидарности. Проблемусоциальной солидарности Дюркгейм исследовал в работе “О разделенииобщественного труда” (1893). Основная цель работы – доказать, что социальнаясолидарность обеспечивается разделением общественного труда. Он развиваеттеорию, которая сводится к следующему. В ранних обществах социальнаясолидарность основывается на сходстве составляющих их индивидов, одинаковостиисполняемых ими общественных функций, на полном растворении индивидуальныхсознаний в “коллективном сознании”.[5]
Структурабыла относительно простой, с незначительным разделением труда. Такуюсолидарность Дюркгейм называет механической.В развитых(“организованных”) обществах индивиды выполняют специальные функции всоответствии с разделением общественного труда, обусловливающего функциональнуювзаимозависимость и взаимообмен. Новый тип связей между индивидами, создаваемыйразделением труда, Дюркгейм называет органической солидарностью.
ПоДюркгейму, предмет социологии – социальные факты, составляющие системусоциальной действительности. Социальные факты “составляют способы мышления,деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенныепринудительной силой, вследствие которой они ему навязываются”. [5]
Социальныефакты обладают реальностью sui generis и являются частью нашего объективногоокружения. Как таковые, социальные факты выполняют роль сдерживающего фактора вповедении людей. Примерами могут служить социальные нормы, прописные истиныобщественной морали, образчики семейной жизни, религиозные ритуалы и обряды.
Прирассмотрении с такой точки зрения социальный факт приобретает некую“вещественность”, полноправную реальность, которая не зависит от собственныхконкретных проявлений в том или другом индивиде.
Отличительнымпризнаком реальности sui generis социального факта является ее сопротивлениенашим намерениям и действиям. Например, ответом на пренебрежение индивидомморальных и правовых норм обязательно будет ощутимое общественное порицание.Дюркгейм настаивал на том, что объяснение общественной жизни следует искать всамом обществе, которое есть нечто большее, чем просто сумма его частей; этосистема, формируемая объединением индивидов и приобретающая свойствареальности, со своими собственными ярко выраженными характеристиками.
Дюркгеймубедительно продемонстрировал значимую роль социальных фактов в поведении людейв своей книге “Самоубийство” (“Suicide”, 1897), которая стала образцомобоснования социологии как эмпирической науки. Здесь Дюркгейм осуществилкропотливый сбор и анализ данных для проверки правильности своей теории. Болеетого, он применил статистические методы для исследования населения. [11]
Сцелью опровержения теорий, согласно которым самоубийство объяснялоськлиматическими, географическими, биологическими или психологическими факторами,Дюркгейм воспользовался правительственными статистическими отчетами. В качествеальтернативного объяснения он выдвинул предположение, что самоубийство естьсоциальный факт – продукт тех значений, ожиданий и соглашений, которыевозникают в результате общения людей друг с другом. Будучи социальным фактом,самоубийство поддается объяснению с помощью социальных факторов. Дюркгеймисследовал уровень самоубийств у различных групп европейцев и обнаружил, чтодля некоторых групп характерен повышенный показатель.
Средипротестантов самоубийства имеют место чаще, чем среди католиков; неженатые инезамужние чаще кончают жизнь самоубийством, чем те, кто состоит в браке; средивоенных самоубийств больше, чем среди гражданского населения. Кроме того, онобнаружил, что в мирное время количество самоубийств больше, чем во время войни революций, в периоды экономического процветания и спада самоубийствапроисходят чаще, чем в периоды экономической стабильности.
Наосновании полученных результатов Дюркгейм пришел к выводу, что различныепоказатели самоубийств (помимо тех, которые относятся к ведению психологии)являются следствиями вариаций социальной солидарности. Индивиды, имеющие целуюсеть общественных связей, менее склонны к совершению самоубийства, чеминдивиды, слабо связанные с жизнью группы. Ослабление социальных связей,индивидуальная изоляция служит типичной социальной причиной самоубийства всовременном обществе. [5]
 6. Американская классическаясоциология
Нарубеже XIX и XX вв. в американской социологии осуществляются ассимиляцияевропейских социологических теорий и выработка специфического ракурса анализасоциальной реальности. Самое пристальное внимание уделяется проблемам структурыобщества, анализу его неоднородности. [7]
Практическиво всех теориях американских социологов, обеспечивших более интенсивную, чем вЕвропе, институционализацию новой науки, произошел постепенный переход вобласти проблематики социологической теории — от истолкования социальныхпроцессов в их единстве, от изучения общества как целого (такой подход вслед заВ.Дильтеем стал определяться как псевдонаучная алхимия) к исследованиюсоциальных групп, от создания метатеорий к созданию теорий сугубоспециализированных.
Практичностькак одна из доминирующих черт национального характера отразилась нанаправленности исследований в рамках американской социологической школы.
Такогорода трансформация, «американизация» прослеживается в развитии социологическихконцепций У.Самнера (1840—1910 гг.) (от следования теории Г.Спенсера,социальному дарвинизму, к разработке понятий «мы — группа», «они — группа»,анализу влияния этнической группы на оценку человеком окружающего мира);А.Смолла (1854—1926 гг.) (от социального дарвинизма к обоснованию необходимостивыражения социологических выводов в «социальных технологиях», призванныхспособствовать улучшению социальных институтов); Ч.Кули (1864—1929 гг.),преодолевшего биологический детерминизм и явившегося одним из основоположниковтеории малых групп; Ф.Гиддингса (1855—1931 гг.), эволюционировавшего отследования Г. Спенсеру и Г. Тарду к активной разработке новых концепцийпозитивизма, рассмотрению объекта социологии как «плюралистического поведения»индивидов, формированию эмпирической социологии США; Э. Росса (1866 — 1951 гг.)(от следования социологии Э.Дюркгейма к созданию своеобразной теориисоциального контроля, в рамках которой соотносится внутренний этическийконтроль индивида над своим поведением и внешний индивиду политическийконтроль) и других американских социологов.
Вамериканской социологии развитие шло в направлении ослабления интереса к общейсоциологической теории и перехода к частным эмпирическим исследованиям. [8]

Заключение
Кконцу 20-х годов XX в. заканчивается классический этап в развитии социологии.Социальная жизнь обретает новые черты, определяемые в западном мире развитием«общества массового потребления» как способа не допускать разрушительныхэкономических кризисов. Пережив последний, самый ошеломляющий кризис 1929 г. —великую экономическую депрессию, Запад и принял новую модель. На Востоке же,прежде всего в СССР, 1929—1930 годы также стали переломными — годамиутверждения культа личности, что исключало возможность ведения официальныхнаучных разработок в области социологии. [1]
Для современной социологии значение трудов социологовклассического периода велико. В первую очередь, их наследие применяется висторико-социологических исследованиях. Богатый материал, наработанный ученымиэтого периода, сегодня служит базой для многих социологических и историческихисследований.
Социологические теории и концепции М. Вебера, Э.Дюркгейма, Г. Зиммеля и других видных социологов этого времени актуальны инаучны и сегодня. Не менее ценны для современной социологии и методики, которыеиспользовались учеными классического периода. В связи с этим изучение трудовклассиков социологии сегодня представляется необходимым звеном образованияспециалистов многих сфер социальной деятельности.

Список литературы
1.      БатыгинГ.С., Подвойский Д.Г. История социологии.- М., 2003.
2.      Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
3.      ГайденкоП.П. СоциологияМакса Вебера // М. Вебер. Избранные произведения.- М., 1990.
4.      ГидденсЭ. Социология: Учебник.- М.,1999.
5.      Дюркгейм.Э. Оразделении общественного труда. Метод социологии.- М.,1990.
6.      ИвановИ.В.Основы социокультурной теории. — СПб., 1996.
7.      Историясоциологии и история социальной мысли: общее и особенное («круглый стол») //Социологические исследования.- 1996.- № 10.
8.      История социологии / Под ред. М.Ю.Барыгина.- М., 1997
9.      КомозинА.Н., Кравченко А.И. Популярная социология.- М., 1990.
10.    Культыгин В.П. Ранняя немецкая классическая социология.М., 1991.
11.    ЛавриненкоВ. Н. Социология: Учебник.- М., 2000.
12.   ФирсовБ.М.История и социология: стены и мосты // Журнал социологии и социальнойантропологии.- 2003.- № 3.
13.   ФроловС.С. Социология: Учебник.- М., 2005.
14.   ХарчеваВ. Основы социологии: Учебник.– М., 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Идейное значение Легенды о Великом Инквизиторе роман Достоевского Братья Карамазовы
Реферат Ancian Roman Arcitecture Essay Research Paper Ancient
Реферат Utopia Essay Research Paper Someone said
Реферат The Second Amendment And Its Importance To
Реферат Аудит достоверности финансового состояния (на примере СПК "Мирный" Приволжского района Самарской области)
Реферат Анализ и планирование финансово хозяйственной деятельности предпри
Реферат Dulce Et Decorum Est Essay Research Paper 2
Реферат Quiencenera Essay Research Paper Quinceanera by
Реферат Діяльність Хустської об’єднаної державної податкової інспекції
Реферат Соединенные Штаты Америки 2
Реферат Современные миграционные процессы в России региональный анализ
Реферат Animal Farm As A Social Criticism Essay
Реферат An ArabIsraeli War Essay Research Paper An
Реферат Формирование личностных качеств у школьников, участвующих в проекте "Спортивная школьная команда"
Реферат Социально-экономическое развитие и управление городского района