Реферат по предмету "Социология"


Национальная модель социально-экономического развития РБ и актуальные проблемы теории и практики

--PAGE_BREAK--2.Формирование и совершенствование социальных отношений как одна из важнейших задач теории и организации социальной работы


Хотя каждый человек индивидуален, уникален, вне социума, вне общества он не живет и жить не может. Он индивидуален именно в социуме, в системе тех отношений, взаимодействий, которые складываются в данном обществе. Эти связи весьма многообразны и осуществляются на разных уровнях: на уровне индивида, группы, класса, нации и т.д., а также внутри социальных образований. Они складываются в процессе экономической, социальной, политической, духовной деятельности людей, образуя определенные виды человеческого общения, взаимодействия, определенные виды социальных систем, которым присущи свои механизмы регулирования этих взаимодействий, взаимоотношений.

В научной литературе широко обсуждается вопрос соотношения двух понятий, отражающих сущность взаимодействия, взаимоотношений людей в процессе их жизнедеятельности. Это – общественные отношения и социальные отношения.

Большинство авторов принимают позицию, изложенную М.Н. Руткевичем, и рассматривают социальные отношения как «аспект», «сторону» общественных отношений.

Что же представляют собой общественные отношения?

Общественные отношения характеризуются как многообразные связи между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной деятельности. Они изменяются в процессе развития общества как в пределах одной формации, так и при переходе от одной общественной формации к другой.

Общественные отношения являются важнейшим специфическим признаком общества, делают общество системой, объединяют индивидов и их разрозненные действия в единое целое, хотя оно внутренне и расчленено. Содержание и уровень общественных отношений может быть самым разнообразным, так как во взаимоотношения по самым разнообразным проблемам могут вступать самые различные социальные образования: от индивида до больших человеческих сообществ.

Общественные отношения – форма деятельности людей. Они носят надличностный характер, выражают не сугубо личностное положение человека, а, скорее, взаимодействие социальных ролей, которые выполняет человек, т.е. общественные отношения объективно обусловлены, они связывают индивида с группой, обществом, являются средством включения индивида в общественную практику, социальность. Общественные отношения, порождаемые деятельностью реальных людей, существуют как формы, алгоритмы этой деятельности. Но, возникнув, они обладают большой активностью, устойчивостью, придают обществу качественную определенность.

Общественные отношения рассматриваются как определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества [100, с. 510].

В чем же специфика социальных отношений в сравнении с общественными?

М.Н. Руткевич рассматривает социальные отношения как отношения, определяемые положением людей и групп в социальной структуре общества; стержнем социальных отношений являются отношения равенства и неравенства; социальные отношения всегда присутствуют в экономических, политических и других отношениях, но не исчерпывают их.

Как видим, акцент делается на социальном характере положения людей, т.е. их статусе, равенстве, неравенстве, условиях жизни, на том, что они (социальные отношения) вплетены во все другие отношения, но как самостоятельные – они связаны с социальной сферой жизни общества.

В социальной сфере удовлетворяются жизненные потребности членов общества, складываются социальные отношения и именно на этой основе осуществляется социальное воспроизводство социальных групп и индивидов.

Что же из себя представляет социальная сфера? Каково ее содержательное наполнение, какова структура?

Социальную сферу представляют как «пространство воспроизводства реальной повседневной жизни, развития и самоосуществления общественных субъектов»… Социальная сфера – одна из основных сфер общества (наряду с экономической, политической, духовной). Социальная сфера характеризуется определенной самостоятельностью, целостностью, наличием собственных внутренних законов развития – таких, как законы социального сравнения, социальных перемещений, динамики социальной активности, развития социальной структуры и др. В процессе повседневной жизни, реализации внутренних законов сферы, удовлетворения потребностей люди вступают в определенные отношения (социальные отношения), создают необходимые институты (социальную инфраструктуру). Все это и составляет социальную сферу.

В социальной сфере (как и в других сферах жизни человека) производятся соответствующие социальные ценности, главным источником которых выступает труд. К социальным ценностям следует отнести прежде всего жизнь человека как таковую, физическое и психическое здоровье, интеллектуальную и нравственную культуру, социально-политическую ответственность, гражданственность, патриотизм и т.д.

Говоря о самостоятельности, целостности социальной сферы, не следует представлять ее как нечто обособленное. Точно также как, скажем, экономика «проникает» во все другие сферы общества, также и социальное как продукт социальной сферы (или относящееся к социальной сфере) присутствует во всех сферах человеческой деятельности. Главное отличие социального – человекозащитное, гуманистическое содержание, его присутствие в воспроизводстве и изменении социальных связей между людьми, условий и образа их жизнедеятельности, в формировании и удовлетворении их жизненных потребностей. Социальный менеджмент (как и социальная политика) преследует цель всестороннего утверждения социальных ценностей, обеспечения полноправной жизни личности в социуме, тем самым обогащая, совершенствуя всю социальную сферу и социальную среду.

Если попытаться структурировать социальную сферу, то в качестве ее компонентов можно выделить прежде всего людей, (социальную структуру общества) с их потребностями, интересами, социальными ценностями и качествами; во-вторых, социальные системы (соответствующие территориальные образования, организации, коллективы и т.д.), с помощью которых (или внутри которых) реализуются социальные потребности; в-третьих, взаимодействия, отношения людей (классов, групп), в которые они вступают в процессе удовлетворения своих потребностей; в-четвертых, принципы, условия, законы внутреннего развития социальной сферы и ее составляющих, правила разрешения проблем, возникающих в социальных отношениях.

Анализ состояния социальной сферы можно осуществить по следующим направлениям: 1) комплекс условий труда, быта и досуга; 2) степень доступности культурных благ и услуг (образование, информация, литература, искусство и т.д.); 3) гарантии жизнеобеспечения и безопасности людей, включая охрану здоровья, социальную защиту, трудоустройство, защита прав и достоинств личности и др.; 4) возможности (открытость путей) социальных перемещений и жизненного самоопределения – от выбора профессии и места жительства до повышения квалификации, профессионального продвижения, открытия собственного дела, занятия тех или иных рабочих мест и должностей в соответствии со способностями, уровнем подготовленности и отношением к делу; 5) реальное участие в управлении, социальном контроле, обсуждении и принятии решений и т.д.

Итак, реальной формой отношений в социальной сфере выступает удовлетворение человеческих потребностей. Однако вопрос в том, каким способом каждый из субъектов удовлетворяет эти потребности, не наносит ли ущерба другим людям, удовлетворяя свои, может быть, и не всегда разумные потребности? Не рождает ли это социальных конфликтов, не увеличивает ли количество тех, кто станет нуждаться в социальной защите.

Иными словами – знание состояния социальных отношений дает ключ к дифференциации технологий организации – социальной защиты, поиску наиболее эффективных форм и методов удовлетворения потребностей социальных групп и личностей.

И здесь в систему факторов эффективного социального влияния вплетается такое понятие (и явление), как социальная среда, необходимость учитывать особенности ее составляющих.

Социальная среда– это окружающий человека социальный мир, который включает в себя общественные (материальные и духовные) условия, общественные отношения, а также группы людей, среди которых человек живет. В реальной жизни человек не только зависит от социальной среды, но и своими активными действиями может видоизменять эту среду, а вместе с ней развивать и самого себя, свою сущность.

Социальная среда имеет структуру: можно выделить следующие структурные компоненты социальной среды: а) общественные условия жизни людей; б) социальные действия людей; в) их отношения в процессе совместной деятельности и общения; г) социальные общности, в которые люди объединяются.

Социальная среда – явление сложное, многоуровневое, многоаспектное. Можно говорить о макросреде и микросреде. Макросреда – экономическая, социальная, политическая и духовная система отношений. Микросреда – непосредственное социальное окружение человека – семья, неформальная группа, трудовой, учебный коллектив.

Для успешной организационно-управленческой деятельности в системе социальной защиты важно иметь конкретное представление о видах социальной среды, которые выделяются по разным основаниям. В социологической литературе в качестве оснований и видов социальной среды рассматриваются следующие:

а) по степени общности – человечество в целом как планетарная общность; общественно-экономическая формация; государство; класс; нация; общественная организация; самодеятельное объединение граждан; трудовой коллектив;

б) по целям и способам действия – производственно-трудовая, учебно-воспитательная, общественно-политическая, культурно-просветительная, спортивная, военная, религиозная, семейно-бытовая и т.д.;

в) по территориальному признаку – макросреда общества, крупного региона, микросреда города, района, села и т.п.;

г) по национально-этническому признаку – нация, народность, землячество, национальное объединение;

д) по демографическим характеристикам – мужская, женская, юношеская, детская, смешанная (люди разных полов и поколений);

е) по способам воздействия на личность – экономическая, правовая, эстетическая, нравственная, религиозная;

ж) по социальному вектору гуманного (антигуманного) воздействия на личность – обучающая, воспитывающая, манипулирующая, конформирующая, разлагающая, перевоспитывающая, упражняющая;

з) по социальной направленности формирующего влияния – социальная, антисоциальная, девиантная;

и) по отношению к прогрессу общества и развитию индивида, социальной группы – позитивная, нейтральная, негативная.

Как видим, оснований может быть достаточно много и видов социальной среды – также. Но первичное влияние на судьбы людей оказывает, естественно, семья. И это важно для распознания социальных проблем того или другого индивида, группы, для результативности социального менеджмента в системе социальной защиты.

В практической деятельности это означает, что:

Во-первых, менеджер социальной сферы, социальный работник обязан учитывать наличие сложившихся социальных отношений между людьми до кризиса, во время кризиса и отношений, сложившихся после преодоления кризиса.

Во-вторых, видеть и учитывать роль социальных институтов (позитивную и негативную), создавших определенные «правила игры», закрепивших определенные механизмы социальных отношений.

В-третьих, учитывать последствия современного развития общества, явления массовой урбанизации, миграционных процессов, а также явления экологического порядка и др.

социальный отношение проблема эффективность
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.