Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЧИТИНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ЧитГУ)
ИНСТИТУТСОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
РЕФЕРАТ
подисциплине: социология труда
на тему:
МИГРАЦИЯ И ЕЕВЛИЯНИЕ НА РЫНОК ТРУДА
Выполнила: ст. гр. СЦ-08
Карпова О. А.
Руководитель:
Карманова О. А.
ЧИТА 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие, сущность и виды миграции
2. Влияние миграции на рынок труда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Последнеедесятилетие XX века стало переломным для России. Произошли кардинальныеизменения в ее политической, экономической и социальной жизни. В периодпоявления принципиально новых тенденций и явлений в социально-экономическомположении страны, обусловленных интенсивным образованием новых государств натерритории бывшего СССР, развитием рыночной экономики, роль миграционныхпроцессов в стране коренным образом изменилась. Прежде всего возросло влияниемиграции на формирование численности и возрастно-полового состава населения.Это обусловлено тем, что естественный прирост населения в стране на протяжениипоследних нескольких лет сокращается, миграция же частично компенсируетснижение численности населения. В связи с этим, миграция населения становитсяважной составляющей в формировании населения трудоспособного возраста исоответственно оказывает влияние на рынок труда. Поэтому исследованиенаправлений миграционных потоков населения трудоспособного возраста и их влиянияна состояние рынка труда Российской Федерации является актуальным в нынешнихусловиях экономического развития страны.
1. ПОНЯТИЕ,СУЩНОСТЬ И ВИДЫ МИГРАЦИИ
Миграция – этотерриториальные перемещения людей, в том числе и изменение места жительства.Все случаи миграции имеют профессионально-трудовые и имущественно доходныепричины и последствия, они являются важной проблемой социологии труда иэкономической социологии, так как влияют на рынок труда.
Различают следующие видымиграции: межгосударственная, внутригосударственная, постоянная, маятниковая,эпизодическая и брачная.
Межгосударственнаямиграция является следствием безработицы, различия в уровне жизни разных стран,неравномерности естественного движения населения и т.д. В данном виде миграцииможно выделить три крупные группы эмигрантов.
Первая – это безвозвратноэмигрирующие, среди которых, как правило, трудоспособные составляют около 70%.Данная группа представляет особый интерес, потому что именно с ней в основномсвязано такое явление, как «утечка умов». Негативные последствия этого процессадля развития российской экономики весьма серьезны.
Вторая – это временныеэмигранты, выезжающие по служебным заданиям, частным приглашениям, втуристические поездки на отдых.
Третья – это люди, ищущиевременную работу за границей, как правило, по контракту на период от одного допяти лет. По истечении этого срока они обязаны вернуться в страну выезда. Кэтой группе можно отнести и мигрантов-сезонников, которые выезжают на работу насрок не менее одного года.
Внутригосударственнаямиграция является основным составным компонентом развития общей миграционнойситуации в стране. Внутренняя миграция состоит из межрегиональных ивнутрирегиональных миграционных потоков. Эти потоки – следствие перемещениягородских и сельских жителей, результат прекращения финансированиягосударственных программ, отсутствия жилья, условий для нормальной жизни(отсутствие постоянных заработков и т.д.).
Постоянная – этобезвозвратная миграция и временная, когда выезд и связанное с этим перемещениеограничено каким-то сроком.
Циклическая, ее иногданазывают сезонной, миграция – это ежегодно повторяющиеся сезонные перемещенияграждан, вызванные определенными обстоятельствами, родом работ.
Маятниковая миграциявключает регуляторы передвижения рабочей силы от одного населенного пункта вдругой, на работу и обратно. Ее регулярность соответствует режиму трудовойдеятельности и поэтому она является существенным источником формированиярабочей силы и рынка труда. Маятниковая миграция распространена в зонах влияниякрупных и средних городов.
Эпизодическая миграцияявляется, как правило, кратковременной и самой многочисленной. Прежде всегоимеются в виду деловые командировки с самыми разными целями и задачами,поездки, связанные с материально-техническим снабжением и со сбытом продукции.Особую категорию данной миграции составляют «челноки» − люди, покупающиетовары в одних регионах и перепродающие их по более высокой цене в других. Кэпизодической миграции также относятся поездки на отдых в разные регионы Россиии другие страны. Сюда же относятся поездки к родным, поездки по различного родаличным делам и т.д.
Брачная миграцияпредставляет собой перемену места жительства одного из супругов в связи сзаключением брака. Иногда меняют место жительства оба супруга.
Миграция как определенноесоциально-экономическое явление выполняет две функции: 1) социальную – когдалюди благодаря своим перемещениям пытаются наиболее полно удовлетворять своипотребности (в образовании, хорошей работе, лучшем обслуживании и т.д.); 2)экономическую – которая связана с разностью спроса и предложением рабочей силыразличного профиля и квалификации в разных районах и населенных пунктах.
Как видно, миграциявызывается множеством причин, наиболее типичными из которых являются:
– резкие изменения врегиональном перемещении производства (например в поселении господствуеткакой-то один вид производства, свертывание которого создает огромную проблемуработы для всех, в нем проживающих);
– возможность реализоватьсвои профессиональные ориентации, получить работу на лучших условиях оплаты, поспециальности и в желаемой должности в другом месте жительства;
– стремление к лучшимусловиям и качеству жизни;
– необходимость сменыместа жительства и работы в связи с неподходящими климатическими условиямииз-за состояния здоровья;
– семейно-брачныеобстоятельства, воссоединение с семьей, родными;
– потребность вобновлении образа жизни, определенной культуре и познании;
– необходимость ивозможность в улучшении жилищных условий;
– трудовые конфликты иконфликты в семье;
– случайныеобстоятельства и др.
Одни причины носятгрупповой и массовый характер, другие – индивидуальный. Существуют такжепричины типичные и особенные, объективные и субъективные. Неодинаковы причинымиграции в разных ее межпоселенческих потоках (село – малый город, село –большой город, село – село и т.д.). По-разному соотносятся экономические исоциальные причины миграции. Необходимо учитывать и изучатьсоциально-экономические проблемы, связанные с последствиями стационарнойтерриториальной миграции.
Под миграциейрабочей силы или миграцией трудовых ресурсов, как видно из названия, мыпонимаем миграцию населения с цельютрудоустройства за рубежом или в другом регионе страны в личных интересах.
В данныймомент, также как и раньше, происходит международная миграция рабочей силы изтретьих стран в развитые страны (страны Западной Европы, Канада, США, Австралияи др.). Это так называемая внешняя трудовая миграция. Также может происходитьмиграция трудовых ресурсов в пределах государства. К примеру, в настоящее времяпроисходит миграция населения Россиииз одного регионов в столицу Москва. Другими словами, мы наблюдаем внутреннюютрудовую миграцию населения России
миграциярынок труд население
2. ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИИ НАРЫНОК ТРУДА
На состояниесферы занятости оказывают воздействие различные категории мигрантов: трудовые,сезонные, прибывающие на постоянное место жительства и т.д. Эффективноеуправление миграционными процессами предполагает сбалансированность спроса ипредложения на региональных рынках труда. Если спрос на труд формируетсятерриториально локализованным производством, то предложение труда определяетсяхарактером и условиями расселения, численностью и возрастной структуройнаселения, особенностями его территориального движения, т. е. миграцией.
Предложениерабочей силы складывается из местного незанятого, но активно ищущего работунаселения и населения, прибывающего по тем или иным причинам в регион.Демографической основой формирования предложения рабочей силы выступаетнаселение в трудоспособном возрасте. А поскольку в миграционном потокепреобладают лица в основном активных рабочих возрастов, то миграция являетсяодним из ведущих факторов, определяющих количественные и качественные параметрыпредложения рабочей силы.
К основныммиграционным потокам, которые оказывают влияние на формирование региональныхрынков труда, относятся:
− маятниковаятрудовая миграция. Как правило, в ней участвуют жители пригородных территорий,входящих в агломерации и совершающие ежедневные трудовые маятниковые миграции;
− межрегиональнаямиграция рабочей силы. Привлечение работников осуществляется как из прилегающихсубъектов РФ, так и регионов, удаленных от него. При этом перераспределение потерритории ресурсов труда может осуществляться в форме как трудовой миграции(без смены постоянного места жительства), так и безвозвратной миграции напостоянное место жительства в целях трудоустройства;
− миграциярабочей силы из-за пределов страны (внешняя миграция). Внешние мигранты могутприбывать на территорию вселения как на постоянное место жительства, так и сцелью осуществления временной трудовой деятельности (иностранная рабочая сила).
Перечисленныепотоки мигрантов в той или иной степени определяют структуру предложениярабочей силы в регионе. Поэтому целенаправленное регулирование масштабов инаправлений миграционных процессов позволит снижать напряженность нарегиональных рынках труда путем перераспределения излишков рабочей силы.
Сегодня абсолютноебольшинство экспертов-экономистов убеждены, что запланированный на ближайшуюперспективу экономический рост, даже при реальном повышении производительноститруда, невозможен без масштабного пополнения трудовых ресурсов за счетмиграции. Во многих регионах страны локальные рынки труда уже сейчас испытываютне только относительный, но и абсолютный дефицит рабочей силы. К 2015 годутрудовые ресурсы страны сократятся на 8 млн. человек, а к 2025-му − на 18– 19 млн. Максимальное сокращение численности населения трудоспособноговозраста произойдет в 2010–2014 годах, когда среднегодовая убыль населения этойвозрастной группы будет превышать 1 млн. 300 тыс. человек. Причем те когортынаселения, которые будут входить в трудоспособный возраст в первой четверти XXIвека, уже родились, поэтому компенсировать провал за счет наметившегосяповышения рождаемости уже невозможно. Частично восполнить трудовые ресурсыРоссии в этот период можно с помощью мер, направленных на сокращение смертностив трудоспособных возрастах, общее улучшение здоровья населения с последующимрасширением возрастных границ занятости. Однако подобные меры, даже еслиокажутся сравнительно эффективными, не могут немедленно принести осязаемыйрезультат. Миграция более эластична, то есть более гибко реагирует на внешниефакторы, и поэтому способна дать быстрый и масштабный ответ на вызовыближайшего десятилетия.
В целом можно сказать,что миграция в России развивается примерно так же, как во многих развитыхстранах мира. В настоящее время спрос России на мигрантов в большей мереобусловлен экономическими причинами. В крупнейших российских мегаполисах,регионах с динамично растущей экономикой, пограничных областях, где трудоваямиграция бурно развивалась на протяжении первой половины текущего десятилетия,мигранты уже заняли определенные экономические ниши, которые в будущем будутуглубляться и расширяться. В таких регионах труд иностранных работников ужесейчас стал структурообразующим фактором экономики, которая не может эффективнофункционировать без привлечения мигрантов.
На мировых рынках трудамигранты в основном занимают рабочие места, не пользующиеся спросом у местныхработников. Это следующие виды деятельности:
− «3D jobs» −грязная, тяжелая и/или опасная работа, не требующая квалификации, включая трудповышенной интенсивности (конвейер, строительные работы, добыча природногосырья, обработка пищевых продуктов и т. д.);
− работа низкой илисредней квалификации в общественной сфере услуг, включая сферу досуга иразвлечений (химчистка, развоз пиццы, уборка, торговля и т. д.);
− работа по уходу иобслуживанию в частной сфере (уборка и домашние работы в частныхдомохозяйствах, уход за детьми и больными и т. п.);
− занятость втеневом и криминальном секторах экономики (в «левых» незарегистрированныхфирмах, в производстве контрафактной продукции и т. п.).
Мигранты заняты также всезонных работах, т.е. там, где спрос на труд подвержен сильным колебаниям.Чтобы удовлетворить его в период сезонного пика, местных кадров часто нехватает. К тому же работа в сельском хозяйстве, сфере туризма и развлеченийтакже не пользуется спросом у местного населения.
Однако роль мигрантоввелика и в «верхнем» сегменте рынка труда, т.е. там, где работаютквалифицированные профессионалы: менеджеры, ученые, работникивысокотехнологичных производств, IT-специалисты и т.п. Спрос на такой трудобусловлен уже не отказом местных работников от этих видов занятости, аабсолютным дефицитом квалифицированных кадров, обеспечивающих экономическийрост в развитых странах. На занятость в этих секторах оказывают существенноевлияние тенденции глобализации. Такие работники, как правило, не встречаютпротиводействия со стороны миграционных и пограничных режимов принимающихстран.
Таким образом, на мировыхрынках труда мигранты в основном сосредоточены в низовых секторах и ареалахэлитной занятости, оставляя «середину» местным работникам. Графически этумодель изображают в виде своеобразных «песочных часов».
Сейчас в нашей стране этамодель представлена в усеченном виде: элитная миграция только начинаетразвиваться под влиянием все ярче проявляющегося «кадрового голода». Однаковскоре дефицит квалифицированных кадров проявится со всей очевидностью и станетреальным тормозом экономического развития. Тогда и понадобится механизмпривлечения высококвалифицированных кадров из-за рубежа, являющийся необходимойчастью миграционной политики всех принимающих стран.
Обсуждая влияние миграциина рынок труда принимающей страны, обычно обращают внимание на несколькоосновных вопросов, вызывающих наибольшую обеспокоенность:
а) конкурируют лимигранты с местными работниками или, напротив, занимают те рабочие места,которые не пользуются спросом у местного населения;
б) как мигранты влияют науровень оплаты труда в отраслях, где они заняты, способствуют ли они демпингутруда;
в) чем грозит экономикепринимающей страны зависимость от иностранного труда;
г) насколько великанагрузка на государственную систему социального обслуживания, вызваннаямиграцией.
Большинство современныхтеорий согласны в том, что миграция выгодна как для принимающих стран, так идля стран выезда. Западные исследования показывают, что миграция практически неоказывает негативного влияния на уровень безработицы и на уровень оплаты трудав принимающих странах.
Однако в действительностиреальные последствия миграции не столь однозначны, и это порождаетпротиворечивое отношение к ней разных политических и экономических акторов иобщественности. В общественно-политической дискуссии о миграционных проблемахпреобладает негативный тон. До сих пор в большинстве случаев афишируются«потери», связанные с миграцией, которые уже получили официальную численнуюоценку. Выступая на заседании «Диалога на высоком уровне по вопросу омеждународной миграции и развитии» Генеральной Ассамблеи ООН, который проходилв Нью-Йорке 14–15 сентября 2006 года, директор Федеральной миграционной службыРоссии К. О. Ромодановский сообщил: в России сегодня насчитывается около десятимиллионов нелегальных мигрантов; экономический ущерб, причиненный нелегальноймиграцией в виде неуплаты налогов, составляет более восьми миллиардов долларовв год. Кроме того, ежегодно мигранты из стран СНГ вывозят из России свышедесяти миллиардов долларов, минуя систему государственного контроля. При этомобъем зарегистрированных денежных переводов мигрантов из этих стран в 2005 годупревысил три миллиарда долларов.
Численность официальноработающих в России трудовых мигрантов постоянно увеличивается. В 2006 году онапревысила 1 млн., причем эти люди представляют более чем 40 стран мира (см.рис. 1). По-прежнему этот показатель отражает лишь небольшую часть реальногопроцесса: согласно экспертным оценкам, численность нелегальных (или незаконнозанятых) трудовых мигрантов в России составляет сегодня от 4 до 6 млн. человеки как минимум в пять раз превышает данные официальной статистики. Однако если вначале 2000-х годов численность официально привлекаемой из-за рубежаиностранной рабочей силы не превышала нескольких сотен тысяч человек исоставляла не более 5% всех трудовых мигрантов, то во второй половинедесятилетия под влиянием произошедшей либерализации миграционной политикинаметилась явная тенденция к увеличению легальной составляющей миграции.
/>
Необходимость расширениялегальных каналов въезда и занятости и устранения административных барьеров,стимулирующих нелегальную миграцию и коррупцию, стала очевидна уже давно. С 15января 2007 года вступило в силу новое законодательство, существенно упрощающеепроцедуры легализации для мигрантов из стран СНГ — в первую очередь для приезжающихна временную работу. Теперь сам мигрант получает разрешение на работу (а неработодатель, как раньше). Таким образом, ликвидирована «крепостнаязависимость» мигранта от работодателя. Существенно упростилась процедурарегистрации, которая теперь для краткосрочных мигрантов (до 90 дней) можетосуществляться по почте. Для России это, можно сказать, революционныеизменения, хотя на пути мигрантов и сейчас возникает много препятствий, восновном связанных с непродуманными механизмами реализации нового законодательства.
Уже в 2006 году врезультате смены приоритетов миграционной политики контролируемая составляющаямиграции составила около 20% (а не 5%, как раньше).
Согласно официальнойстатистике ФМС, из стран СНГ в 2006 году прибыли 53% трудовых мигрантов, но,по-видимому, именно мигранты из СНГ составляют большинство так называемых«нелегалов», поэтому их реальная доля может достигать двух третей, если небольше. Особенно много трудовых мигрантов в 2006 году прибыло из Украины(16,9%), Узбекистана (10,4%) и Таджикистана (9,7%), а также Турции (10%) иКитая (20,8%).
Согласно официальнымданным, 40% трудовых мигрантов заняты в строительстве, 30% — в торговле, 10% —в промышленности, 7% — в сельском хозяйстве, 5% — в транспортной отрасли, 8% —в других видах деятельности. Реальная структура занятости мигрантов несколькоотличается от официальных данных из-за сильного недоучета мигрантов в сфереуслуг, включая сферу досуга и развлечений, ЖКХ, работы по дому.
По данным социологическихисследований, примерно 20% мигрантов приезжают на срок, не превышающий шестимесяцев. Занятость таких мигрантов носит, как правило, сезонный характер. Болееполовины мигрантов рассчитывают на долгосрочное пребывание в стране, примернотреть из них рассматривают возможную перспективу постоянного жительства инатурализации в России.
Трудовая миграция вРоссию продолжает оставаться в значительной степени мужским занятием. По даннымсоциологических обследований, 70% мигрантов — мужчины. В официальной статистикедоля мужчин еще выше — 82,4%. Это связано, в первую очередь, с отраслевойструктурой занятости трудовых мигрантов, поскольку 39% мигрантов работают встроительной отрасли. Кроме того, есть основания предполагать, что женщиныдалеко не полно представлены как в официальной статистике, так и всоциологических исследованиях, потому, что чаще остаются «невидимыми» из-заособенностей своего труда (высокая доля работающих в домохозяйствах и другихнеформальных секторах занятости). Поскольку сфера услуг развивается высокимитемпами и сегодня дает 2/3 рабочих мест в развитых странах, можно предположитьдальнейший рост женской составляющей миграции.
Средний возраст мигрантов− 32–33 года, причем более 75% из них моложе 40 лет. За последние годытрудовая миграция помолодела: повзрослевшая молодежь в странах выезда (особеннов странах Центральной Азии) все чаще идет по дороге миграции, протореннойстаршим поколением.
Сильные выталкивающиефакторы, которые в основном носят экономический характер, являются характернойчертой современной миграции в Россию. Первые волны миграции в конце 1990-х иначале 2000-х охватывали наиболее социально активных людей, которые по своимличным качествам могли осилить этот тогда еще пионерский путь. Это были несамые бедные или совсем не бедные люди, с достаточно высоким уровнемобразования, часто имевшие высшее или иное профессиональное образование. Сначалом действительно массовой трудовой миграции (а по данным социологическихисследований, три четверти трудовых мигрантов начали приезжать в Россию после2000 года) за ними последовали гораздо более бедные социальные группынаселения, поведение которых в значительной степени диктуется необходимостьюобеспечивать семью.
По данным обследования2006 года, около половины опрошенных мигрантов не имели стабильной занятости народине (были безработными, имели разовую или временную работу).
Таблица1
Занятиямигрантов на родине перед выездом на работу в РФ
% Работал по найму на постоянной основе 25 Работал по найму на временной основе 18 Имел разовую работу 16 Имел собственный бизнес, земельное хозяйство 4 Занимался индивидуальной трудовой деятельностью 6 Учился в школе, вузе 6 Безработный 17 Домохозяйка 5
До выезда на работу в РФ40–50% мигрантов можно было отнести к группе крайне бедных, так как их доходовне хватало даже на предметы первой необходимости, т. е. на скудное пропитание,минимально необходимую одежду и т.п.
В течение последнихнескольких лет произошли и другие существенные сдвиги в характеристиках потоковтрудовой миграции в Россию.
Появилась устойчиваятенденция к увеличению доли мигрантов, приезжающих из стран Центральной Азии,которая охватила практически все принимающие мигрантов регионы России. Всебольше мигрантов прибывает из малых городов и сел.
Растет культурнаядистанция между мигрантами и местным населением. Они все хуже знают русскийязык. В Москве 20% мигрантов знают русский «не очень хорошо», а 3% — «плохо»; вАстрахани таких соответственно 42% и 17%.
Снижается образовательныйуровень трудовых мигрантов: около 40% мигрантов в Москве и 55% в Астраханскойобласти не имеют профессионального образования.
/>
Как следствие, «новые»мигранты все труднее адаптируются к российским условиям, и на рынке труда, и вбыту. Большинство социальных транзакций они осуществляют через неформальныесвязи, в основном через родственников и друзей, а также через сложившийсятеневой институт посредничества в сфере организации миграции и трудоустройствамигрантов. Все это увеличивает «миграционные риски» и незащищенность мигрантов.С другой стороны, такие мигранты обладают неразвитым правосознанием ипредпочитают либо вовсе не отстаивать свои права, либо делать это через тех женеформальных (или попросту криминальных) агентов.
За прошедшие с началамассовой трудовой миграции годы сложились разветвленные и гибкие сети, которыеиспользуются новыми поколениями мигрантов для организации поездок на заработки,а также для переезда в Россию на постоянное место жительства. В настоящее времяболее 70% мигрантов находят работу через родственников и знакомых, т. е. спомощью сложившихся неформальных мигрантских сетей. Продолжает формироватьсяинститут профессиональных частных посредников, который сейчас обслуживает10–15% мигрантского потока. Большинство таких посредников действуют как теневыеагенты — со всеми вытекающими отсюда последствиями. В целом через теневуюинфраструктуру трудовой миграции проходит более 90% потока. Государственныеканалы трудовой миграции и официально действующие сервисы (в том числе инегосударственные) в сумме «обслуживают» не более 5%.
Большинство трудовыхмигрантов имеют временную занятость, в основном в частном секторе экономики.Последние исследования подтверждают, что во многих регионах России ужесложились «мигрантские» сектора занятости. Только 8% мигрантов отметили, что наместе работы их окружают в основном представители местного населения. Вмигрантской среде работают 60%, около 30% — в смешанной.
/>
Только четвертьопрошенных чувствует конкуренцию со стороны местных работников. Половинамигрантов утверждает, что местные работники на их место не претендуют; еще 22%затруднились ответить на соответствующий вопрос. При этом в Москве, где рынокмигрантского труда складывался на протяжении долгого времени и является болееструктурированным и устойчивым, степень конкуренции мигрантов с местнымиработниками самая низкая.
/>
На основе наших данныхможно сделать вывод, что большая часть мигрантов занимает рабочие места, накоторые не претендуют местные работники. Впрочем, реальность гораздо сложнее.
Менее четверти мигрантовработают на основе письменного трудового или гражданско-правового договора сработодателем. Этот показатель подтвержден многочисленными исследованиями напротяжении ряда прошедших лет. Изменения, внесенные в законодательство в 2007году, были направлены, в частности, на рост официальной («белой») занятостимигрантов и снижение доли теневых и неформальных отношений на рынке труда.Однако успех этой стратегии скорее всего будет зависеть не столько отмиграционной политики, сколько от мер экономического и налоговогорегулирования, например, снижения ставки подоходного налога, которая сегоднядля мигрантов слишком высока. Это может привести к перетеканию хотя бынекоторой части мигрантов из сферы неформальной занятости в правовоеэкономическое пространство.
Как правило, договор сработодателем (в устной или письменной форме) заключается на один год. Примерно20% мигрантов имеют краткосрочные договоры на три или шесть месяцев.
Таблица2
Вкакой форме вы получаете зарплату?
% По официальной ведомости, с моей подписью 19 Наличными без ведомости («в конверте») 73 Нет ответа/Другое 8
Большинство мигрантовполучают зарплату либо один (45%), либо несколько раз в месяц (29%).Обеспокоенность вызывает группа мигрантов, которые отметили, что им платят«когда работодатель захочет» (2%), а также те, кому «работодатель заплатит поокончании работы» (12%). Оплата «по окончании работы» — типичная практикатеневого найма. Как показал опрос, менее трети таких мигрантов получили отработодателя какой-либо аванс. При этом только половина уверена в том, чтодействительно получит деньги. Если такие мигранты не имеют собственных средствк существованию, то оказываются в полной зависимости от работодателя.
Таблица3
Еслиработодатель обещает заплатить по окончании работы, уверены ли вы в том, чтополучите деньги?
% Нет 12 Затрудняюсь ответить 38
Как показывает практика,работодатели зачастую под разными предлогами отказываются платить. Сверхурочнаяработа без какой бы то ни было доплаты − типичная практика теневойзанятости. Только 20% мигрантов получают плату за дополнительное отработанноевремя. А 5% отметили, что им приходилось работать и вовсе без оплаты, что повсем стандартам может квалифицироваться как принудительный труд.
Еще одна типичная чертатеневого найма − сильная зависимость работника от работодателя в том, чтокасается условий, не относящихся напрямую к трудовому процессу. Для 20%мигрантов работодатель обеспечивает питание, 37% − жилье, 12% −медицинские услуги, 5% опрошенных даже сигареты получают от работодателя. Такаяпрактика способствует изоляции и полной зависимости работника от работодателя.
Примерно половинамигрантов считает, что им платят столько же, сколько платили бы местным затакой же труд, т. е. не отмечают какой бы то ни было дискриминации в оплатетруда (но нельзя забывать, что работают мигранты за эти деньги значительнобольше).
Таким образом, данныеопроса показывают, что расхожее мнение о мигрантах как «дармовой рабочей силе»в значительной мере является стереотипом, не всегда имеющим под собой реальнуюоснову. Средняя зарплата мигрантов действительно несколько ниже. Однако разрывне столь велик, чтобы говорить о даровом труде. Он во многом связан соструктурными моментами: уровень квалификации мигрантов ниже, они сосредоточеныв низовых секторах рынка труда, практически выключены из наиболее высокооплачиваемыхсфер занятости (финансового, энергетики, управления бизнесом и т. п.). И лишьотчасти разрыв этот объясняется дискриминацией как таковой. Подтверждениемэтому является значительный объем денежных трансфертов, отправляемых мигрантамина родину, который, кстати, не следует оценивать негативно − ведь взаменэтих денег Россия получила созданный трудом мигрантов продукт, как правило,превышающий в стоимостном выражении выплаченную сумму. Вопрос в том, куда идетэта «чистая прибыль». Явно не в карман государства. «Экономия на зарплате»мигрантов, также как и гораздо более существенная экономия работодателей наналогах, превращается в доход теневой экономики и ее агентов.
С другой стороны,втягивание мигрантов в «белую» экономику может повысить нагрузку на социальныесистемы многих регионов, в частности на государственную систему социальногообеспечения, которая сегодня минимальна в связи с преобладанием теневойзанятости.
Важен и субъективныймомент. Многие мигранты получают в России вполне устраивающие их деньги.Зарплата мигрантов в России в среднем в три (а в Москве почти в пять) раз выше,чем она могла бы быть на родине, не говоря уже о том, как трудно получить встранах выезда хоть какую-нибудь оплачиваемую работу. Так или иначе, более 70%мигрантов считают свой выезд на работу выгодным и собираются продолжать этудеятельность. Не стоит игнорировать и гуманитарную составляющую трудовоймиграции, о которой часто забывают, увлекаясь подсчетами экономических выгод ипотерь. Огромному количеству населения соседних с Россией стран эта миграцияпозволяет достойно жить. Не будет преувеличением сказать, что она формируетсредний класс этих стран, тем самым способствуя поддержанию социальнойстабильности во всем евразийском регионе.
Только половина опрошенныхмигрантов считают условия, в которых они трудятся, нормальными. Хотя надоотметить, что их представление о норме существенно отличается от законодательноустановленных стандартов. Так, большинство мигрантов считает нормальной60-часовую рабочую неделю. Самыми распространенными нарушениями трудовых нормявляются, по их мнению, чрезмерная продолжительность рабочего времени,повышенная интенсивность труда, плохие условия (холод, грязь и т. п.).
Только 17% мигрантовимеют возможность получить оплаченный очередной отпуск и 15% −оплачиваемый больничный лист. Медицинскую страховку имеют лишь 24% мигрантов.Более половины не имеют никаких гарантий стабильной занятости, даже на времядействия договора: работодатель может уволить их в любой момент без предупреждения.
Таблица4
Каковапроцедура увольнения?
% Работодатель может уволить в любой момент 51 Работодатель должен предупредить за некоторое время 28 Затрудняюсь ответить 21
В среднем 20% опрошенныхмигрантов не могут свободно уволиться и покинуть место своей работы. Согласновсем международным нормам, такой труд не может считаться свободным. Изъятиедокументов (паспорта) является самой распространенной формой контроля надработниками и манипулирования ими. Около 20% мигрантов не имеют возможностисвободно перемещаться по городу и практически находятся на подпольном положениииз-за отсутствия регистрации или незаконности найма.
В дальнейшемэкономическое благополучие России будет еще сильнее зависеть от ее способностипривлечь в нужном количестве мигрантов и оптимизировать их качественный состав.Объективные закономерности и современный геополитический и геоэкономическийконтекст, определяющие развитие миграционной ситуации в регионе — в первуюочередь миграция между Россией и государствами СНГ и Юго-Восточной Азии, −пока складываются благоприятным для нее образом. Однако сама по себе этаситуация не сохранится вечно. Есть страны, которые уже сейчас конкурируют сРоссией «за мигрантов», например Казахстан. И эта конкуренция будетобостряться. В ближайшее время на пространстве СНГ в нее могут включиться иУкраина, и Азербайджан. Поэтому задача «сделать нашу страну миграционнопривлекательной» требует от России реальных действий, направленных наразработку сбалансированной миграционной политики, включая политику приемамигрантов, правового и институционального обеспечения их пребывания и занятости(в случае временной трудовой миграции), интеграции и натурализации (в случаепостоянной миграции).
Существует искаженноемнение, что самый большой дефицит людей у нас в Сибири и на Дальнем Востоке.Отнюдь нет. Самый большой дефицит, настоящая демографическая яма илимиграционный насос − это центральные регионы России. Для покрытия толькоестественной убыли и возмещения трудовых ресурсов здесь потребуется 5-6 млн.человек до 2025 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Такимобразом, миграция, несмотря на большое количество противоречий, важна дляподдержания экономического баланса страны. Однако, в то время, когда потокимигрантов занимают рабочие места, в России все больше процветает безработица.На трудовом рынке идет борьба между мигрантами и коренным населением, ноработодателям выгоднее нанимать приезжих рабочих.
Проблемы миграции сложны.Факторы, влияющие на ее структуру и темпы, весьма многообразны; соответственно,управление этой сферой требует системного и комплексного подхода. Тем важнеероль государственной миграционной стратегии. Но до сих пор нет внятносформулированной на правительственном уровне концепции и проектов рамочныхдокументов.
Правительству следуетплотнее заняться вопросами миграционной политики и урегулировать влияниемиграции на рынке труда.