КОНЦЕПЦИЯ РИСКА
Курсовая работа
Содержание
Введение.
§1. Понятие,виды и показатели рисков. Экологические риски.
§2. Понятия нулевого и приемлемого риска. Добровольный риск.
§3. Управление риском. Снижение последствий чрезвычайных ситуаций.
Заключение.Литература
Введение.
Известна поговорка: “Не живешь — не рискуешь”. Люди ежедневносознательно или несознательно подвергаются ряду более или менее сильных рисков.Риск объективен и сопряжен практически с любым видом деятельности, начиная современ первобытного общества (риск охоты, мореплавания) и до наших дней (рискэкономический, производственный, экологический). В основе риска — аксиома опотенциальной опасности деятельности.
Человеческаяпрактика дает возможность утверждать, что любая деятельность потенциальноопасна. А, как известно, аксиома не нуждается в доказательстве. Теория рисканачала широко развиваться и применяться в конце XIX в. благодаряразвитию математики, статистики, правовых и экономических наук, а затем и такихконкретных наук, как теория игр, теория вероятностей, катастроф и принятиярешений.
Катастрофические события последнего десятилетиясвидетельствуют о том, что насыщение производства и сферы услуг современнойтехникой повышает цену технической неполадки или человеческой ошибки.
Но рискнеблагоприятного исхода любой опасной ситуации снижается в зависимости от того,насколько человек осведомлен об этой опасности и насколько может ею управлять.Для этого нужны специальные знания.
Цельнастоящей курсовой работы состоит в раскрытии концептуальных положений теориириска и оценке методологических подходов к минимизации риска вжизнедеятельности человека.
Даннаяцель достигается решением следующих частных задач:
раскрытиеосновных понятий в области теории риска;
классификациявидов риска;
обоснованиепоказателей риска и методов их оценки;
анализсуществующих подходов к управлению риском и возможности их использования дляснижения последствий чрезвычайных ситуаций.
§1. Понятие, виды и показатели рисков. Экологические риски.
Каждыйиз нас ежедневно рискует, преодолевая опасности на производстве, в транспорте,быту. Рискуют все — рабочий, фермер, коммерсант и студент. Так что же такоериск ?
Риск— возможная опасность, возможность наступления обстоятельства,причиняющего социальный или материальный ущерб; возможный убыток или неудача вкаком-либо деле[1].
Дляриска характерны неожиданность, внезапность наступления опасной ситуации.
Понятие“риск” — атрибут научного аппарата многих общественных, естественных итехнических наук. У каждого из них свой предмет, а потому в определение рискав безопасности выделяют социальные, профессиональные, экологические,техногенные, медико-биологические, военные и др. аспекты.
Вданном реферате затрагиваются проблемы безопасности человека и окружающейсреды. Общепринятой “шкалой” для количественного измерения опасностей является“шкала”, в которой в качестве измерения используются единицы риска. При этомпод термином “риск” понимают векторную, т.е. многокомпонентную, величину,которая характеризуется ущербом от воздействия того или иного опасного фактора,вероятностью возникновения рассматриваемого фактора и неопределенностью ввеличинах как ущерба, так и вероятности. Векторы, как правило, неравномернораспределены в пространстве и во времени.
Риск включает следующие количественные показатели: величинуущерба, вероятность возникновения опасного фактора, неопределенность ввеличинах как ущерба, так и вероятности.
Подтермином “ущерб” понимаются фактические и возможные социальные и экономическиепотери и (или) ухудшения состояния (качества) природной среды.
Социальный ущерб — это ущерб от безвозвратных потерь населения,сокращения сроков жизни, ухудшения здоровья и благополучия людей.
Социально-экономический ущерб — затраты на лечение исоциально-трудовую реабилитацию, потери национального дохода, вызванныепреждевременной смертностью и утратой трудоспособности.
Экономический ущерб — потери и убытки от повреждений(разрушений) объектов народного хозяйства, нарушений производственно-кооперативныхсвязей.
Экологический ущерб — потери, которые нанесены окружающейсреде или ее отдельным компонентам.
Втерминах риска принято описывать и опасности от достоверных событий,происходящих с вероятностью, равной единице. Таким примером в нашей проблемеявляется загрязнение окружающей среды отходами конкретным предприятием. Вэтом случае “риск” эквивалентен ущербу и соответственно величина риска равнавеличине ущерба[2].
Такимобразом, количественная оценка риска представляет собой процессоценки численных значений вероятности и последствий нежелательных процессов,явлений, событий, а стало быть, к достоверности получаемых оценок надоподходить осторожно.
Подтермином “опасность” понимается ситуация в окружающей среде, вкоторой при определенных условиях возможно возникновение нежелательныхсобытий, явлений или процессов (опасных факторов), воздействие которых начеловека и окружающую среду может привести к одному или совокупностинегативных последствий.
Такиминегативными последствиями могут быть:
отклонениездоровья человека от среднестатистического значения;
ухудшение состояния (качества) окружающей среды.
Ввидумногообразия факторов опасности примем их классификацию поисточникам опасности.
Экологически опасный объект — это объект народного хозяйства,оборонный или природный объект, состояние или функционирование которогоприводит или может привести к негативному воздействию на людей, сельскохозяйственныхживотных и растения, на окружающую природную среду или ее отдельные компоненты.
Экологические факторы — это факторы, обусловленныепричинами природного характера (неблагоприятными для жизни человека, животных,растений, климатическими условиями, физико-химическими характеристи-ками атмосферы,воды, почв, функциональными характеристиками экосистемы, природными бедствиямии катастрофами) и техногенного характера (аварии, катастрофы).
Экологическийриск — соотношение величины возможного ущерба при воздействииэкологического фактора и вероятности реализации этого воздействия.
С точки зрения количественной оценки понятие “экологическийриск” может быть сформулировано как отношение величины возможного ущерба отвоздействия вредного экологического фактора за определенный интервал времени кнормированной величине интенсивности этого фактора. Под возможным ущербомпрежде всего имеется в виду здоровье человека.
Социально-экономические факторы — факторы, обусловленныепричинами социального, экономического, психологического характера(недостаточным уровнем питания, здравоохранения, образования, обеспеченияматериальными благами; нарушенными общественными отношениями, недостаточноразвитыми социальными структурами).
Техногенные (или антропогенные) факторы,- факторы,обусловленные хозяйственной деятельностью людей (чрезмерными выбросами исбросами в окружающую среду отходов хозяйственной деятельности в условиях еенормального функционирования и в аварийных ситуациях; необоснованнымиотчуждениями территорий под хозяйственную деятельность; чрезмерным вовлечениемв хозяйственный оборот природных ресурсов; иными, связанными с хозяйственнойдеятельностью подобными негативными процессами, актами или решениями).
Военные факторы — это факторы, обусловленные работой военнойпромышленности (транспортировкой военных материалов и оборудования, испытаниемобразцов оружия и его уничтожением, функционированием военных объектов и всегокомплекса военных средств в случае военных действий).
Предложенное деление факторов опасности является условнымв том смысле, что при изучении проблемы обеспечения безопасности человека,общества и природной среды воздействие этих факторов в общем случае разделитьневозможно. Все эти факторы и их воздействия приходится рассматриватькомплексно, с учетом их взаимного влияния и связей иерархического характера.
Такимобразом, термин “опасность” описывает возможность осуществления некоторыхусловий технического, природного, экономического и социального характера, приналичии которых могут наступить интересующие нас неблагоприятные события ипроцессы, например, природные катастрофы или бедствия, аварии на промышленныхпредприятиях, экономические или социальные кризисы. Следовательно, “опасность”— это ситуация, постоянно присутствующая в окружающей среде и способная приопределенных условиях привести к реализации в окружающей среде нежелательногособытия — возникновения опасного фактора. Соответственно реализация опасности— это обычно случайное явление, и возникновение опасного фактора характеризуетсявероятностью этого явления.
Ксожалению, Россия переживает не лучшие времена с точки зрения безопасностинаселения и окружающей среды. Сложилась ситуация, не имеющая аналогов в мире:с одной стороны, здесь имеется множество крупных предприятий, потенциальноопасных для населения и природной среды, с другой — уровень технологий,контроль и дисциплина на них снизились до критической черты. В среднем постране ежедневно отмечаются две серьезные аварии на трубопроводах, раз в неделю— на транспорте, ежемесячно — в промышленности. Да к тому же в России 20%сейсмоопасных территорий и более 50% территорий, относящихся к зоне вечноймерзлоты[3].
Втечение последних лет в стране во всех видах аварии и катастроф ежегодно гиблоболее 50 тыс. человек и еще 250 тыс. получали ранения.
Пооценкам Российской Академии наук с каждым годом число жертв катастроф в странебудет возрастать на 10—30%. По подсчетам специалистов, на территории Россииразмещено свыше 4,5 тыс. потенциально опасных объектов, в том числе 800радиационно-опасных и около 1500 химически и биологически опасных сооружений ипроизводств, которые относятся к объектам повышенного риска. Не исключены изчисла опасностей и военные факторы. Трагичным примером является затонувшая в1989 г. в Норвежском море атомная подводная лодка (АПЛ) “Комсомолец”, унесшаяжизни 42 членов экипажа. Учеными подсчитано, что при негативном развитиипоследствий за пятилетний срок мог быть нанесен ущерб рыбному хозяйству Россиив сумме 3500 млрд. руб. (в ценах 1993 г.), а Норвегии — около 2 млн. долл.Общая оценочная стоимость работ по программе проведения герметизации и консервацииАПЛ планировалась на сумму 2755 млн. руб. и 3,42 млн. долл. США. Вот какая ценариска и его ущерба!
В 2000 году затонул атомоход «Курск». Мероприятия по егоподъему и утилизации также обошлись стране в круглую сумму. Но никто и никогдане подсчитает величину морального ущерба, который нанесен родным и близкимэкипажа АПЛ, а также ущерб авторитету российского флота и Вооруженных Сил вцелом.
ШкалаЭкологическая безопасность — сохранение безопасностиустойчивости и надежности экосистем, отсутствие экологически необратимых последствийизменения окружающей природной среды, пагубно влияющих на человека и всеживое.
Короче,“безопасность” — состояние защищенности отдельных лиц, общества и природнойсреды от чрезмерной опасности.
А вот Э. Хемингуэй в романе “По ком звонит колокол”написал так: “… безопасность — это если ты знаешь, как увернуться отопасности”. Так как же увернуться от опасности?
Вкачестве единиц измерения безопасности предлагается использовать показатели,характеризующие состояние здоровья человека и состояние (качество) окружающейсреды. Соответственно целью процесса обеспечения безопасности являетсядостижение максимально благоприятных показателей здоровья человека и высокогокачества окружающей среды.
Здоровьечеловека — это функциональное состояние его организма, обеспечивающеепродолжительность жизни, физическую и умственную работоспособность,самочувствие и функцию воспроизводства здорового потомства. Показателемздоровья в первую очередь является количество здоровья, т.е. средняя ожидаемаяпродолжительность предстоящей жизни (СОППЖ). Усредненный биологическийвидовой показатель (норматив) для человека-европеоида — 89±5 лет. Он обусловленбиологическими характеристиками, т.е. его надежностью, заданной при рождении.
Продолжительностьжизни в различных странах во многом зависит не только от успехов медицины, но иот уровня социально-экономического развития общества и состояния природнойсреды.
Вбывшем СССР по состоянию на 1987 г. этот показатель составлял: у мужчин 65лет, у женщин-— 74 года. В результате неустойчивого развитиясоциально-экономической системы России средняя продолжительность жизни россиянсократилась и в настоящее время этот показатель составляет у мужчин 54 года, уженщин — 70 лет. Для нашей страны в 1994—1996 гг. “несчастливым” числом былацифра не 13, а 60, что привело к следующей ежегодной статистике:
ототравления некачественными продуктами и напитками умирали 60 тыс. человек;
вавтомобильных катастрофах гибло 60 тыс. человек; в других катастрофах и авариях— около 60 тыс. человек;
отрук уголовников и бандитов — около 60 тыс. человек;
числосамоубийств — около 60 тыс. человек. Если и дальше продолжать этот невеселыйсписок, то наберется внушительная цифра в 600—650 тыс. человек в год.
Итак,на фоне низкой рождаемости, отъезда молодежи за рубеж, высокой старческой идетской смертности, роста бездетных браков и наигромаднейшего количестваабортов видно, что популяция россиянина вырождается. Однако это не должно бытьоснованием для всеобщей паники. “Караул!” кричать не надо. Все поправится,если будем действовать и работать.
Таккак целью безопасности является не только защита здоровья населения, но изащита окружающей среды, то необходимо определить и показатели, которые быколичественно оценили состояние и качество последней. К таким количественнымхарактеристикам можно отнести степень близости состояния экосистем к границе ееустойчивости, где будет потеряна предсказуемость изменений экосистем.
Дляболее точной оценки устойчивости экосистем воспользуемся природно-экологическойклассификацией угасания природы или, иначе, показателями самовосстановления.
Естественноесостояние: наблюдается лишь фоновое антропогенное воздействие; биомассамаксимальна, биологическая продуктивность минимальна.
Равновесноесостояние: скорость восстановительных процессов выше или равна темпу нарушения;биологическая продуктивность больше естественной, биомасса начинаетснижаться.
Кризисноесостояние: антропогенные нарушения превышают по скорости естественно- восстановительныепроцессы, но сохраняется естественный характер экосистем; биомасса снижается,биологическая продуктивность резко повышена.
Критическоесостояние: обратимая замена прежде существовавших экосистем под антропогеннымвоздействием на менее продуктивные (частичное опустынивание), биомасса мала и,как правило, снижается.
Катастрофическоесостояние: труднообратимый процесс закрепления малопродуктивной экосистемы(сильное опустынивание), биомасса и биологическая продуктивность минимальны.
Состояниеколлапса: необратимая утеря биологической продуктивности, биомасса стремится кнулю.
Помимо природно-экологической классификации угасания(восстановления) природы, нужна и медико-социальная шкала, т.е.объективные показатели (критерии) изложенной классификации природной среды,которая классифицируется по следующим градациям:
благополучнаязона (ситуация): происходит устойчивый рост продолжительности жизни,заболеваемость населения снижается;
зонанапряженной экологической ситуации: ареал, в пределах которогонаблюдается переход состояния природы от кризисного к критическому, гдеотдельные показатели ухудшения здоровья населения достоверно выше нормы, но этоне приводит к заметным и статистически достоверным изменениямпродолжительности жизни;
зонаэкологического бедствия: ареал, в пределах которого наблюдается переход откритического состояния к катастрофическому, и территория, в пределах которойневозможно социально-экономическое оправданное хозяйство. Показатели здоровьянаселения (заболеваемость, детская смертность, психические отклонения и т.д.),частота и скорость наступления инвалидности достоверно выше, апродолжительность жизни заметно и статистически ниже, чем на аналогичныхтерриториях, не подвергшихся подобным антропогенным воздействиям;
зонаэкологической катастрофы: переход состояния природы от катастрофическойфазы к коллапсу, что делает территорию непригодной для жизни[4].
Итак,за “универсальный” индикатор качества среды и благоприятности условийсуществования человека можно принять СОППЖ (89 ± 5 л.) и уровень заболеваемостинаселения.
Пределынадежности (устойчивости) экосистем ориентировочно можно оценить на основеэкологических законов 1 и 10%.
§2. Понятия нулевого и приемлемого риска. Добровольный риск.
Актуален вопрос: каким образом предотвратить или свести кминимуму тяжелые последствия чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями,загрязнением и разрушением биосферы, стихийными бедствиями? Концепцияабсолютной безопасности до недавнего времени была фундаментом, на которомстроились нормативы безопасности во всем мире. Для предотвращения аварийвнедрялись дополнительные технические устройства — инженерные системыбезопасности, принимались организационные меры, обеспечивающие высокий уровеньдисциплины, строгий регламент работы. Считалось, что такой инженерный,детерминистский подход позволяет исключить любую опасность для населения иокружающей среды и обеспечит абсолютную безопасность, т. е. нулевой риск.
До последних десятилетий этот подход был оправдан. Однакосегодня из-за беспрецедентного усложнения производств и появленияпринципиально новых технологий, возросшей сети транспортных и энергетическихкоммуникаций концепция абсолютной безопасности стала неадекватна внутреннимзаконам техносферы и биосферы.
Любая деятельность человека, направленная на созданиематериальных благ, сопровождается использованием энергии, взаимодействием егосо сложными техническими системами, а состояние его защиты и окружающей средыоценивается не показателями, характеризующими состояние здоровья и качествоокружающей среды, а надежностью и эффективностью технических систем безопасности,и, следовательно, носит чисто отраслевой, инженерный характер. Да к тому жересурсы любого общества ограничены. Если продолжать вкладывать все больше ибольше средств в технические системы предотвращения аварий, то будем вынужденыурезать финансирование социальных программ, чем сократим среднюю продолжительностьжизни человека и снизим ее качество.
Поэтомусообщество пришло к пониманию невозможности создания “абсолютной безопасности”(нулевого риска) реальной действительности, и следует стремиться к достижениютакого уровня риска от опасных факторов, который можно рассматривать как “приемлемый”.Его приемлемость должна быть обоснована, исходя из экономических и социальныхсоображений. Это означает, что уровень риска от факторов опасности,обусловленных хозяйственной деятельностью, является “приемлемым”, еслиего величина (вероятность реализации или возможный ущерб) настольконезначительна, что ради получаемой при этом выгоды в виде материальных исоциальных благ человек или общество в целом готово пойти на риск.
Наряду с объективнымирисками, которые существуют не по воли данного индивида (риск от стихийныхбедствий, от социальных условий жизни и др.) существует так называемыйдобровольный риск.
Добровольныйриск – это риск, на который идет человек сознательно, зная какой вред(ущерб) причиняет себе. При этом у данного индивида есть выбор – идти нариск или не идти. Но определенная выгода может для него перевесить тот заведомопричиняемый ущерб, с которым сопряжен данный риск. Примеров такомудобровольному риску много: курение, употребление алкоголя, наркотиков, азартныеигры, употребление в пищу заведомо экологически нечистых продуктов, спасениедругих людей ценой собственного здоровья и самой жизни.
Вовсех развитых в промышленном отношении странах существует устойчивая тенденцияприменения концепции приемлемого риска, но политика России более чем, в другихстранах, основана на концепции абсолютной безопасности.
Поэтому,оценивая приемлемость различных уровней экономического риска на первом этапе,можно ограничиться рассмотрением риска лишь тех вредных последствий, которые вконечном счете приводят к смертельным исходам, поскольку для этого показателядостаточно надежные статистические данные. Тогда понятие “экологическийриск” может быть сформулировано как отношение величины возможногоущерба, выраженного в числе смертельных исходов от воздействия вредногоэкологического фактора за определенный интервал времени, к нормированнойвеличине интенсивности этого фактора.
Таким образом, главное внимание при определенииэкологического риска должно быть направлено на анализ соотношения вредныхэкологических последствий, заканчивающихся смертельными исходами, иколичественной оценки как вредного суммарного экологического воздействия, таки его компонентов.
Общественнаяприемлемость экологического риска, связанного с различными видами деятельности,определяется экономическими, социальными и психологическими факторами.
§3. Управление риском. Снижение последствийчрезвычайных ситуаций.
Всоответствии с концепцией безопасности населения и окружающей средыпрактическая деятельность управления риском должна быть построена таким образом,чтобы общество в целом получало наиболее доступную сумму благ, и эти благараспределялись равномерно среди его членов.
Впринципах управления риском заложены стратегические и тактические цели. Встратегических целях выражено стремление к достижению максимальновозможного уровня благосостояния общества в целом, а в тактических— стремление к увеличению безопасности населения, продолжительности жизни.В них оговариваются как интересы групп населения, так и каждой личности взащите от чрезмерного риска.
Важнейшим принципом является положение о том, что вуправление риском должен быть включен весь совокупный спектр существующих вобществе опасностей, и общий риск от них для любого человека и для общества вцелом не может превышать “приемлемый” для него уровень.
И,наконец, политика в области управления риском должна строиться в рамках строгихограничений на воздействие на природные экосистемы, состоящих из требований онепревышении величин воздействий предельно допустимых экологических нагрузок наэкосистемы.
Внешненеожиданную, внезапно возникающую обстановку, характеризующуюсянеопределенностью, острой конфликтностью, стрессовым состоянием населения,значительным социально-экономическим и экологическим ущербом можно определитькакчрезвычайную ситуацию. Риск для людей выражается двумякатегориями: индивидуальный риск, определяемый как вероятность того, чточеловек испытывает определенное воздействие в ходе своей деятельности; социальныйриск, определяемый как соотношение между числом людей, погибших от однойаварии, и вероятностью этой аварии.
Сегодняоценка риска является единственным аналитическим инструментом, позволяющимопределить факторы риска для здоровья человека, их соотношение и на этой базеочертить приоритеты деятельности по минимизации риска.
Оценка риска— это анализ происхождения (возникновения)и масштабы риска в конкретной ситуации.
Управление риском — анализ рисковой ситуации, разработка иобоснование управленческого решения нередко в форме правового акта,направленного на минимизацию риска.
Порядок оценки и управления риском следующий.
Первыйэлемент — выявление опасности, установление источников и факторов риска, атакже объектов их потенциального воздействия, основные формы такого взаимодействия.
Второйэлемент оценки риска — оценка подверженности, т.е. реального воздействия,фактора риска на человека и окружающую среду.
Третийэлемент оценки риска связан с анализом воздействия факторов риска на населениеи окружающую среду, определение устойчивости человека и экосистемы квоздействию определенного дестабилизирующего фактора.
Четвертый,заключительный элемент — полная характеристика риска с использованиемкачественных и количественных параметров.
Заключительнаяфаза модели оценки риска, характеристика риска одновременно является первымзвеном процедуры управления им. Основная цель управления рискомсостоит в определении путей уменьшения риска при заданных ограничениях наресурсы и время.
Модельуправления риском состоит также из четырех частей и этапов.
Первыйэтап связан с характеристикой риска. На начальном этапе приводитсясравнительная характеристика рисков с целью установления приоритетов.
Назавершающей фазе оценки риска устанавливается степень опасности (вредности).
Второйэтап — определение приемлемости риска. Риск сопоставляется с рядомсоциально-экономических факторов:
выгодыот того или иного вида хозяйственной деятельности;
потери,обусловленные использованием вида деятельности;
наличиеи возможности регулирующих мер с целью уменьшения негативного влияния на средуи здоровье человека.
Процесссравнения опирается на метод “затраты — выгоды”.
Всопоставлении “нерисковых” факторов с “рисковыми” проявляется сутьпроцесса управления риском. Возможны три варианта принимаемых решений:риск приемлем полностью; риск приемлем частично; риск неприемлем полностью.
Внастоящее время уровень пренебрежимого предела риска обычно устанавливают как1% от максимально допустимого.
Вдвух последних случаях необходимо установить пропорции контроля, что входит взадачу третьего этапа процедуры управления риском.
Третийэтап — определение пропорций контроля — заключается в выборе одной из“типовых” мер, способствующей уменьшению (в первом и во втором случае) илиустранению (в третьем случае) риска.
Четвертыйэтап — принятие регулирующего решения — определение нормативных актов (законов,постановлений, инструкций) и их положений, соответствующих реализации той“типовой” меры, которая была установлена на предшествующей стадии. Данныйэлемент, завершая процесс управления риском, одновременно увязывает все егостадии, а также стадии оценки риска в единый процесс принятия решений, в единуюконцепцию риска. Примерная последовательность оценки риска: первичнаяидентификация опасности; описание источника опасности и связанного с нимущерба; оценка риска в условиях нормальной работы; оценка риска по возможностигипотетических (момент вероятности) аварий на производстве, при хранении итранспортировке опасных веществ; спектр возможных сценариев развития аварии;статистические оценки и вероятностный анализ риска.
Внешненеожиданную, внезапно возникающую обстановку, характеризующуюся неопределенностью,острой конфликтностью, стрессовым состоянием населения, значительным социально-экономическими экологическим ущербом, называют чрезвычайной ситуацией (ЧС).
ЧС могут быть связаны со стихийными чрезвычайнаябедствиями, с выбросом вредных веществ в окружающую среду, с возникновениемпожаров, взрывов и т.д.
Статистикасвидетельствует о том, что большая часть ЧС (свыше 70%) возникает в регионах свысокой концентрацией предприятий угольной, нефтегазовой, химическойпромышленности. Достаточно сказать, что только в сфере энергетики добывается,хранится и перерабатывается около 10 млрд.т условного топлива — масса,способная гореть, взрываться, сравнимая с арсеналом ядерного оружия, накопленногов мире за всю историю его существования.
Основными направлениями государственного регулирования в областиснижения регулирование рисков и смягчения ЧС являются: правовое, экономическоеи нормативно-методическое. Государственное регулирование осуществляюторганы представительной и исполнительной власти через соответствующие органыуправления территориальных и функциональных подсистем Российской системы попредупреждению чрезвычайных ситуаций (PC ЧС) всехуровней: федерального, регионального, территориального и объектового.
Основныенаправления правового, экономического и нормативно-методического регулированияв области снижения рисков и смягчения последствий ЧС определяются задачами,возложенными на PC ЧС в соответствии с Федеральным законом “О защитенаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”(от 11 ноября 1994 г.).
Правовоерегулирование в области снижения рисков и смягчения последствий ЧСобеспечивается созданием необходимой законодательной правовой базы[5].
Экономическоерегулирование обеспечивается наличием и совершенствованием действующегоэкономического механизма финансового обеспечения мероприятий по ликвидации ЧС.
Кним относятся бюджетные и внебюджетные источники, формируемые за счетналогообложения, штрафных санкций и льгот, специализированных фондов и страхования.
Нормативно-методическоерегулирование обеспечивает создание необходимой и достаточнойнормативно-технической и нормативно-методической базы, составляющей единуюинформационную и методическую основу решения задач.
Основными задачами регулирования по регулирования снижениюрисков и смягчению последствий ЧС являются:
регулированиепрогнозирования ЧС; регулирование профилактики возникновения аварий, катастроф,стихийных бедствий;
регулированиеорганизации действий в ЧС и деятельности по их смягчению;
регулированиепослеаварийных ситуаций; регулирование ответственности и возмещение ущерба;регулирование информационного обеспечения в ЧС и др.
Какже выполняются поставленные задачи?
Втечение последних пяти лет в стране достаточно интенсивно идет процессформирования законодательной базы в области обеспечения безопасности, защитынаселения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
Встадии становления находится нормотворческая деятельность субъектов РФ.Началом формирования региональных механизмов регулирования отношений в этой областипослужили Федеральные законы “О защите населения и территорий от чрезвычайныхситуаций природного и техногенного характера”, “Об аварийно-спасательныхслужбах и статусе спасателей”, “О государственном материальном резерве”, атакже ряд нормативных актов Правительства РФ, в частности “Положение о единойгосударственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций”.
Вэтих актах прежде всего отражены организация, структура, силы, средства изадачи PC ЧС по ликвидации последствий ЧС, порядок их действия взонах по оказанию помощи населению, права и обязанности спасателей и населения,а также сказано о материальном снабжении, об установлении и осуществленииконтроля в зонах, о действиях должностных лиц, предприятий и местных органовуправления.
“Основызаконодательства Российской регулирования Федерации об охране здоровья граждан”от 22 июля 1993 г. наряду с регулированием административных отношенийобеспечивают защиту прав граждан, гарантируют право на охрану здоровья, правона информацию о факторах, влияющих на здоровье. Особо закреплены права гражданна охрану здоровья в неблагополучных районах и права граждан на обжалованиедействий государственных органов и должностных лиц в области охраны здоровья.
ЗакономРоссийской Федерации “Об охране окружающей среды” от 10 января 2002г. впервыев истории российского законодательства провозглашается право граждан на охрануздоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванногохозяйственной или иной деятельностью, авариями, катастрофами, стихийнымибедствиями.
Предприятия,учреждения, организации и граждане, причинившие вред окружающей среде, здоровьюи имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природнойсреды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованиемприродных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другимиэкологическими нарушениями, обязаны возместить это в полном объеме. В Россиипроисходит быстрое расширение особо неблагоприятных экологических зон. Этизоны составляют 15% территории нашей страны с населением около 50 млн. человек.Качество окружающей среды становится лимитирующим факторомсоциально-экономического развития и здоровья населения все большего числарегионов России. В нашей стране 30% населения умирает по причине “грязной”экологии.
Обратимсяк Федеральному Закону РФ “Об охране окружающей среды”. Зонами ЧС объявляютсяучастки территории, где в результате хозяйственной и иной деятельностипроисходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде,что угрожает здоровью населения, состоянию естественных экологических систем,генетических фондов растений и животных.
Этоусиливает социальную напряженность в России. В стране начался отток населенияиз ряда крупных индустриальных центров, т.е. появились “экологические беженцы”.Свыше 100 городов опасны для проживания в экологическом плане. В 440 городахвременно или постоянно превышаются ПДК вредных веществ. Не является исключениеми Москва.
Решенияоб объявлении территорий зонами бедствия принимаются на основаниигосударственной экологической экспертизы и объявляются органами государственнойвласти.
Всоответствии с законом в зонах прекращается деятельность, отрицательновлияющая на окружающую среду, приостанавливается работа предприятий, цехов,агрегатов, оборудования, оказывающая неблагопри-ятное влияние на здоровьечеловека, его генетический фонд и окружающую среду, ограничиваются отдельныевиды природопользования, проводятся оперативные меры по восстановлению ивоспроизводству природных ресурсов.
Порядокснятия режима зоны, отмены чрезвычайной ситуации, как и оценки полученныхрезультатов, должен быть аналогичным объявлением зоны, предусматриватьсяПравительством РФ.
Согласно ст.11, 12 Закона граждане и общественные организации имеют право ставить вопросо привлечении виновных граждан, должностных лиц, юридических лиц кответственности, в том числе и уголовной, за экологические преступления. Всвязи с этим хочется напомнить о “громком” деле бывшего директора ЧАЭС и ееглавного инженера. За четыре года до апрельской аварии 1986 г. на ЧАЭС уже былоЧП с выбросом радионуклидов на Припять. И вот 25 и 26 апреля руководителистанции решили провести испытание реактора на четвертом энергоблоке при полномобесточивании защитных устройств и отключении аварийного охлаждения.
Ценаэтого преступления — загрязнение сельскохозяйственных угодий Украины,Белоруссии и 15 областей России с уровнем более 5 Ки/км2, гдепроживает около 1 млн.человек. А в 30-километровой зоне уровни загрязнения поцезию-137 15—40 Ки/км2 и более.
Закон Российской Федерации “Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (принят в 1999г.)регулирует отношения по обеспечению такого состояния здоровья и среды обитаниялюдей, при котором отсутствует вредное влияние факторов среды на организмчеловека и созданы благоприятные условия для его жизнедеятельности. Законвозлагает на предприятия обязанность осуществления производственного,санитарного, экологического контроля с целью предотвращения загрязнения окружающейсреды.
Внастоящее время можно говорить о том, что имеется необходимая законодательнаябаза в вопросе защиты экологических прав в области снижения рисков и смягчениячрезвычайных ситуаций.
Теперьпопробуем дать оценку экологических рисков в ЧС из области ядерной энергетики.
29сентября 1957г. в Челябинской области на производственном объединении “Маяк”случилась авария. Жидкие радиоактивные отходы радиохимического завода после переработкиэнергетического топлива по извлечению плутония закачивались в емкости избетона и нержавеющей стали. Из-за отсутствия должного контроля за хранением ивследствие перегрева материалов, которые были в емкости вместе срадионуклидами, произошел тепловой взрыв. Было выброшено 2 млн. Ки. След взрывапрошел на север Челябинской области. Длина следа — 105 км, ширина — 5—6 км,площадь — 800 км2, и на этой территории проживало 17 тыс. человек.Все они были переселены. К настоящему времени в народнохозяйственный оборотвозвращено только 80% земли, а на полную ликвидацию уйдет еще 5—7 лет.
Тамже в озеро Карачай сброшено 120 млн. Ки, что примерно в 2,5 раза больше, чембыло выброшено при аварии на ЧАЭС.
6 марта 1993 г. в Томске-7 на радиохимическом заводе вцехе переработки ядерного топлива АЭС прогремел взрыв. Эта авария с выбросом РВзагрязнила территорию длиной 27 км, шириной 1,5 км с уровнем радиации 60 мР/ч.
Всвязи с этим осуществлен ряд важнейших мероприятий по охране окружающейприродной среды. Вот некоторые из них: засыпается оз. Карачай на ПО “Маяк”Челябинской области; на ПО “Маяк” закончено строительство полигона дляглубинного захоронения осветленных сточных вод и создан опытный цех поотвердению отходов путем остекловывания в матрицы; на Государственномхимическом комбинате (Красноярск-26) прекращена работа двух реакторов, чтоснизило риск радиационной обстановки в регионе; на Сибирском химическомкомбинате также засыпается озеро с жидкими радиоактивными отходами и многие др.
И взаключение об одном из принципов теории рисков. Он звучит так:“Деятельность, при которой даже небольшая группа населения подвергаетсячрезмерному риску, не может быть оправдана, даже если эта деятельность выгоднадля общества в целом”. В большинстве западных стран этот принцип реализован.Заключение.
Человек как биологическийвид – один из наименее устойчивых в биосфере. Риск его самоуничтожения врезультате собственной жизнедеятельности весьма велик. Выбранный и пройденныйдо сих пор человечеством путь техногенного развития – сам по себе уже былриском. И иного (кроме фатального) результата в этом движении быть не может.Снижение риска в глобальном масштабе (для всей цивилизации)возможно только за счет реализации концепции «устойчивого развития» общества.
Но кроме рисков глобальныхесть еще и те частные, индивидуальные риски с которымисталкивается каждый из нас. Степень опасности их наступления столь же различна,как и острота их последствий. К счастью, большинство рисков поддаются оценке ипрогнозу. В современной науке говорят об управлении риском.
Управление риском не есть панацея и безусловноеспасение от всех опасностей. Дети, летевшие авиарейсом из Башкирии в Германию виюле 2002 года погибли из-за того, что Ту-154 столкнулся с «Боингом». ГражданеРоссии и Израиля стали жертвой огня зенитного ракетного комплекса С-200украинской системы ПВО. Вряд ли в том и в другом случае люди могли предвидеть ипредотвратить конкретную трагедию. Слишком от многих случайных факторовзависела «судьба» пассажиров.
Но многие риски все жеуправляемы и достаточно эффективно. Так, предсказать наводнение в Якутскевесной 2001 года, наводнение в Ставропольском крае летом 2002 года быловозможно. А значит, можно было и предпринять такие меры, которые свели быпоследствия чрезвычайной ситуации к минимуму.
Главная наша беда – внедостатке знаний. В том числе – знаний концептуальных положений теории риска.Настоящая курсовая работа явилась плодом осознания актуальной научной проблемыи сочетает в себе общеизвестные научные положения с собственнымиумозаключениями автора по разработанной теме. Литература
1. Конституция Российской Федерации 1993 г. – М.: ПРОСПЕКТ, 1999.
2. ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» // Российская газета. –2002, 12 января.
3. ФЗ от 10.01.2002г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимсярадиационному воздействию на Семипалатинском полигоне» // Российская газета. –2002, 12 января.
4. ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Российскаягазета. – 1999, 6 апреля.
5. ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» //Российская газета. – 1997, 30 июля.
6. ФЗ от 7.11.2000г. «О социальной защите граждан, занятых с химическиморужием» // Российская газета. – 2000, 9 ноября.
7. Кузьмин И.И. Риски и безопасность: концепция, методология, методы. – М.,1991.
8. Лапин В.Л., Попов В.М., Рыжов Ф.Н., Томаков В.И. Безопасноевзаимодействие человека с техническими системами. – Курск, 1995.
9. Роик В.Д. Социальная защита работников от профессиональных рисков. –Черноголовка, 1994.
10. Экология.Учебное пособие. – М.: Знание, 1999.
11. Экологическое право России. Учебник. – М.: ИМП, 1997.
12. Экологическая безопасность России (вып. 2). – М., 1996.