Реферат по предмету "Социология"


Концепция Р. Мертона - явные и латентные функции социальных институтов

Содержани
 
Введение
1. Институциональная структура
2. Сущность социальных институтов
3. Функции социальных институтов
3.1Явные функции социальных институтов
3.2Латентные функции социальных институтов
Заключение
Список литературы
 
Введение
Роберт Кинг Мертон (1910-2002)— один из крупнейших представителей структурно-функционального анализа в США. Мертонродился в Филадельфии, получил высшее образование в Темпльском и Гарвардскомуниверситетах. Преподавательскую деятельность он начинал в Гарварде(1936—1939), затем в Тулейнском университете (Новый Орлеан, 1933—1941), а с 1941 г. его профессиональная судьба тесно связана с Колумбийским университетом в Нью-Йорке. Здесь онработал с 1942 по 1970 г. заместителем директора Бюро прикладных социальныхисследований, а с 1976 г. возглавлял Центр социальных наук. С 1986 г. он был также профессором Гентского университета (Бельгия), в 1957 г. избирался президентом Американской социологической ассоциации, в 1975—1976 гг. былпрезидентом Общества социального изучения науки, с 1971 по 1979 г. был председателем Консультативного совета по образованию Мемориального фонда Дж. С.Гуггенхейма. Оставшись в Гарварде после защиты в 1936 г. докторской диссертации, он разработал здесь теорию отклоняющегося поведения, основанную навыделении различных типов социальной адаптации. Среди его основных работ выделяетсяконцепция под названием «Явные и латентные функции социальных институтов».
Социальные отношенияявляются основным элементом социальной связи, который способствует сохранениюустойчивости и внутреннему единству групп. Отношения имеют место до тех пор,пока партнеры выполняют свои взаимные обязанности. Поэтому для группы какцелого важно, все ли индивиды выполняют свои обязанности, как они их выполняюти устойчивы ли они. Для того чтобы гарантировать устойчивость социальныхотношений, от чего зависит существование группы или общества как целого,создана своеобразная система учреждений, которые контролируют поведение членовгрупп и общества. Особенно важная роль в этих системах «социальногоконтроля» принадлежит социальным институтам. Благодаря социальныминститутам закрепляются и воспроизводятся особо важные для общества социальныеотношения. Социальные институты так же, как и социальные организации, выступаютважной формой социального взаимодействия и одним из основных элементовсоциальной культуры общества.
1. Институциональная структура
 
Когда мы говорим осистеме общественных институтов, то представляем социальное строение каккомплекс взаимосвязанных функциональных сфер, в котором большие группы людейподразделены на коллективы, выполняющие важные для развития общества задачи.Своей деятельностью они постоянно культивируют (взращивают, восстанавливают,подпитывают, поддерживают, развивают) ткань общественных отношений, характерсоциальной организации, возможности воспроизводства.
Для того чтобы возник иразвился такой структурный элемент общества, как социальный институт, нужныособые условия:
1)        в обществедолжна возникнуть и распространиться некая потребность, которая, будучиосознанной многими членами общества (как общесоциальная, или социумная),становится главной предпосылкой становления нового института;
2)        должны быть вналичии операциональные средства удовлетворения этой потребности, т.е.сложившаяся система необходимых для общества функций, действий, операций,частных целей, реализующих новую потребность;
3)        чтобыинститут мог реально выполнять свою миссию, он наделяется необходимымиресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми, организационными), которыеобщество должно стабильно пополнять;
4)        для обеспечениясамовоспроизводства института необходима и особая культурная среда, т.е. должнасформироваться присущая только ему субкультура (особая, система знаков,действий, правил поведения, которые отличают людей, принадлежащих этомуинституту).
В каждом социальноминституте есть своя система ценностей и нормативной регуляции, котораяопределяет, для чего он существует, что там достойно и недостойно, какдействовать в этой конкретной системе отношений.
Современное обществохарактеризуется разрастанием и усложнением системы институтов. С одной стороны,одна и та же базовая потребность может порождать существование полдюжиныспециальных институтов, с другой стороны, каждый институциональный комплексреализует целую гамму базовых потребностей.
В своем реферате я уженесколько раз употребил термин «социальный институт», но ещё не далему определения. Прежде, чем рассматривать функции институтов, необходиморассмотреть, в чём состоит их сущность.
2.Сущностьсоциальных институтов
 
Понятие институт (от лат.institutum — установление, учреждение) употребляется в трех смыслах: 1.Название научно-исследовательских учреждений, а также многих специализированныхучебных заведений (средних, высших, системы повышения квалификации и т.п.). 2.В дореволюционной России — название привилегированных женских средних учебно-воспитательных заведений закрытого типа для дочерей дворян. Институтыблагородных девиц начали открываться со второй половины XVIII в. Из историинаиболее известен Смольный институт благородных девиц — первое в Россииподобное заведение для дочерей дворян с 6 до 18 лет. Он был основан в 1764 г. при Воскресенском Смольном женском монастыре в Петербурге под названием Воспитательноеобщество благородных девиц, а после Октябрьской революции сразу закрыт. 3.Определенная совокупность учреждений, соответствующих социальной структуреобщества; совокупность социальных норм и культурных образцов, определяющихустойчивые формы социального поведения в соответствии с этими правилами, — этосоциальный институт. Таким образом, как видно из вышеприведенного, понятия «институт»и «социальный институт» не одно и то же, первое понятие шире второго.Но в обыденном сознании у людей эти понятия тождественны друг другу, например, чащевсего на вопрос, что такое «социальный институт», в первую очередьотвечают, что это учебные заведения, в которых получают высшее образование. Существуютразличные концепции социальных институтов, совокупность всех имеющихсятрактовок понятия «социальный институт» можно свести к следующимчетырем основаниям: 1. Группа лиц, выполняющих определенные, важные для всехсоциальные функции. 2. Конкретные организованные формы комплексов функций,которые выполняют некоторые члены группы от имени всей группы. 3. Системаматериальных учреждения и формы действий, позволяющие индивидам выполнятьобщественные безличные функции, направленные на удовлетворение потребностей илирегулирование поведения членов общности (группы). 4. Социальные роли, особоважные для группы или общности.
Каждый социальныйинститут как организованная социальная система характеризуется устойчивойструктурой и обладает набором определенных составных элементов, более или менееоформленных в зависимости от типа института. 1. Каждый институт имеет свою цельдеятельности. 2. Он четко определяет функции, права и обязанности участниковинституализированного взаимодействия для достижения поставленной цели. Каждыйвыполняет свою устоявшуюся, традиционную для данного института социальную роль,функцию в рамках данного института, благодаря чему все остальные имеютдостаточно надежные и обоснованные ожидания. 3. Социальный институт обладаетопределенными средствами и учреждениями для достижения цели. Они могут быть какматериальными, так и идеальными, символическими. 4. Институт располагаетопределенной системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавлениенежелаемого, отклоняющегося поведения. Таким образом, социальные институтыконтролируют и упорядочивают поведение индивидов, они поощряют действиявходящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, иподавляют поведение, отклоняющееся от требований этих стандартов.
Социальные институтыможно рассматривать как со стороны внешней, формальной («материальной»)структуры, так и внутренней, содержательной деятельности. Внешне социальныйинститут представляет собой «совокупность лиц, учреждений, снабженныхопределенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальнуюфункцию. С содержательной стороны — это определенный набор целесообразноориентированных стандартов поведения определенных лиц в определенных ситуациях.Рассмотрим в качестве примера юстицию как социальный институт. С внешнейстороны она представляет собой совокупность лиц (судьи, адвокаты, обвинители идр.), учреждений (прокуратуры, суды и др.), материальных средств (финансы,униформа судьи, машины для перевозки заключенных и др.), осуществляющихправосудие, а с внутренней (содержательной) — совокупность стандартизованныхобразцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих данную социальную функцию.Стандарты поведения данных лиц находят выражение в социальных ролях,характерных для системы юстиции (роль прокурора, судьи, адвоката, присяжногозаседателя, заключенного и т.д.). Кроме наличия устойчивой внутреннейструктуры, социальные институты отличаются многообразием и динамичностью своихфункций.
3.Функциисоциальных институтов
 
Американский социологР.Мертон, много сделавший для становления структурно-функционального подхода,первым предлагает различать „явные“ и „скрытые (латентные)“функции социальных институтов. Данное различие функций было введено им дляобъяснения определенных общественных явлений, когда необходимо учитывать нетолько ожидаемые и наблюдаемые следствия, но неопределенные, побочные,вторичные. Термины „явное“ и „латентное“ он заимствовал уФрейда, который использовал их совсем в другом контексте. Р.Мертон пишет: „Воснове разграничения между явными и латентными функциями лежит следующее:первые относятся к тем объективным и преднамеренным последствиям социальногодействия, которые способствуют приспособлению или адаптации некоторойопределенной социальной единицы (индивидуум, подгруппа, социальная иликультурная система); вторые относятся к непреднамеренным и неосознаннымпоследствиям того же самого порядка“. В качестве примера Р.Мертон приводитритуальные танцы племени хопи по вызыванию обильного дождя, имеющие латентнуюфункцию укрепления групповой солидарности, поддержания устойчивости инепрерывности племени вне зависимости от того, пойдет ли после этогоцеремониала дождь или нет.  3.1Явные функции социальных институтов
Явные функции социальныхинститутов носят преднамеренный характер и осознаются людьми. Обычно ониформально заявлены, записаны в уставах или декларированы, закреплены в системестатусов и ролей (например, принятие специальных законов или сводов правил: обобразовании, здравоохранении, социальном обеспечении и т.д.), поэтому болееподконтрольны обществу. Основной, общей функцией любого социального институтаявляется удовлетворение социальных потребностей, ради которых он был создан исуществует. Для осуществления этой функции каждому институту приходитсявыполнять ряд функций, обеспечивающих совместную деятельность людей,стремящихся к удовлетворению потребностей. Это следующие функции; функциязакрепления и воспроизводства общественных отношений; регулятивная функция;интегративная функция; транслирующая функция; коммуникативная функция.Рассмотримболее подробно, что означают эти функции.
1. Функция закрепления ивоспроизводства общественных отношений — это система правил и норм поведения,закрепляющих, стандартизирующих поведение каждого члена института и делающихэто поведение предсказуемым.
2. Регулятивная функция —это выработанный социальным институтом шаблон поведения, норм и контроля,регулирующий взаимоотношения между членами общества (т.е. социальный институткак элемент социального контроля).
3. Интегративная функция— это процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членовсоциальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм,правил, санкций и систем ролей.
4. Транслирующая функция— это передача социального опыта приходящим в социальный институт новым людямкак за счет расширения социальных границ института, так и смены поколений, дляэтого в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидамсоциализироваться к его ценностям, нормам и ролям.
5. Коммуникативнаяфункция — это распространение произведенной в институте информации как внутриинститута с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и передача еепри взаимодействии с другими институтами. Если институт не может справиться свыполнением своих явных функций, то его непременно ждут дезорганизация иизменения.
3.2 Латентные функции социальныхинститутов
Латентные (скрытые)функции, в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренныйхарактер и их последствия осознаются не сразу и не всегда (если даже осознаютсяи признаются, то считаются побочным продуктом), а порой и вовсе остаютсянеосознанными до конца. Очень часто на практике некоторые институты продолжаютсуществовать, хотя они не только не выполняют своих функций, но и порой дажепрепятствуют им. Это является доказательством того, что у данного институтасуществуют скрытые функции, которые удовлетворяют потребности определенныхсоциальных групп. Чаще всего подобное явление можно наблюдать средиполитических институтов, у которых латентные функции развиты в очень большойстепени. Хотя латентные функции очень трудно распознать, именно онипредставляют особый интерес для социолога. Р.Мертон подчеркивал, что, еслисоциолог ограничивает себя изучением только явных функций, изучая проблему,достигнет та или иная организация или учреждение, созданные для определенныхцелей, свои цели, то он „превращается в искусного регистратора ужеизвестных систем поведения. Его оценки и анализ ограничены вопросом,поставленным перед ним нетеоретиком, человеком дела, например, получим ли мытакие-то и такие-то результаты от введения новой системы оплаты. Но вооруженныйпонятием скрытой функции социолог направляет свое исследование именно в туобласть, которая является наиболее обещающей для теоретического развития социологии.Он рассматривает известный (или планируемый) вид социальной практики, чтобыустановить его скрытые, неосознаваемые функции (конечно, так же, как и явныефункции). Он рассматривает, скажем, отдаленные последствия новой зарплаты дляпрофсоюза, в котором состоят рабочие, или же последствия некоторойпропагандистской кампании не только для реализации поставленной перед ней целиувеличения патриотического пыла, но и для ее влияния на свободу выражениямнений людьми в том случае, когда они расходятся с официальной политикой, ит.д. Короче, мы полагаем, что специфический интеллектуальный вклад социологасостоит прежде всего в изучении непреднамеренных последствий (к которымотносятся скрытые функции) социальной практики, так же как и в изученииожидаемых последствий (среди которых находятся явные функции). Есть основаниеполагать, что именно в том пункте, где исследовательское внимание социологовсмещается с плоскости явных в плоскость скрытых функций, социологи вносят свойспецифический и главный вклад в исследование общества“.
Р.Мертон считает, что „открытияв области скрытых функций представляют собой больший прирост социологическогознания, чем открытия в области явных функций“. Очень часто изучениелатентных функций приводит к парадоксальным выводам. Например, Т.Веблен, изучаялатентные функции приобретения, накопления и потребления, в своей книге „Теорияпраздного класса“ (М., 1984) приходит к следующему парадоксу, людипокупают дорогие товары не потому, что дорогие товары превосходят по качествудругие, более дешевые товары, а именно потому, что они дороги и символизируют „финансовуюсилу“, „высокий социальный статус“, т.е. производство предметовпотребления выполняет и латентную, скрытую функцию — удовлетворяет потребностьлюдей в повышении собственного престижа.
Заключение
 
При рассмотрении функций,выполняемых социальными институтами, не следует забывать, что один институтможет (чаще всего так и бывает) выполнять одновременно несколько функций;различные институты могут выполнять общие функции; у института на разныхступенях развития общества могут отпадать одни и возникать новые функции, илизначение одной и той же функции может со временем или возрастать, илиуменьшаться; один и тот же институт в разных общественно-экономическихформациях может выполнять разные функции. Изучение общества всегда было труднойзадачей, т.к. люди составляющие это самое общество, были и остаютсяиндивидуальными, неповторимыми. Таким образом, это очень усложняло изучениеобщества.
Р.Мертон, при изучениисоциальных институтов, выделял явные и латентные функции этих институтов,которые представляют собой не только характеристики социальной структурыобщества, но и являются индикатором его общей стабильности. Для стабильногообщества характерно:
·         присутствиечетких, понятных функций;
·         преимуществоформальных функций институтов;
·         неизменностьфункций.
Для нестабильногообщества характерно:
·         амбивалентность(двойственность) функций;
·         преимуществореальных функций институтов;
·         перемена функций.
Таким образом, изучениеобщества в целом и социальных институтов в частности очень сложно и требуетпостоянного обновления данных о развитии общества, его структуре и функциях. 
Список литературы
 
1)        Волков Ю.Г.,Мостовая И.В. Социология: учебник для вузов.//Москва: Гардарики, 2002
2)        Голенкова З.Т.,Коровин В.Ф. Американская социологическая мысль: Тексты.// Москва: изд. МГУ,1994.
3)        Новикова С.С.Социология: история, основы, институционализация в России.//Воронеж: НПО „МОДЭК“,2000.
4)        Осипов Г.В.История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов.//Москва: Норма,2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.