Содержание
Введение………………………………………………….....................…………..2
1. Жизненныйпуть ученого…………………………………................................3
2. Солидарность:проблема интеграции индивида и общества………………...5
3.Типы социальной солидарности……………………........................................7
3.1 Механическаясолидарность…………………………………........................7
3.2 Органическаясолидарность………………………………….........................9
Заключение……………………………………………………….........................13
Списокиспользованной литературы………………….......................................14
Введение
Социология – это наука об обществе как социальной системев целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы:личности, социальные общности, институты.
Один из крупнейших историков социологии Ю.Н.Давыдовсчитает необходимым говорить о последовательном возникновении в рамкахсоциологии, по крайней мере, трех типов научности: классического,неклассического и промежуточного.
Классический тип научности, по его мнению, былпредставлен такими видными социологами, как О.Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм.
Социология, по мнению Э.Дюркгейма, основывается напознании социальных фактов. Социальный факт специфичен. Он порожденобъединенными действиями индивидов, но качественно отличается по своей природеот того, что происходит на уровне индивидуальных сознаний потому, что у негодругое основание, другой субстрат – коллективное сознание. Для того, чтобывозник социальный факт, указывает Дюркгейм, необходимо, чтобы по крайней меренесколько индивидов объединили свои действия и чтобы эта комбинация породилакакой –то новый результат. А поскольку этот синтез происходит вне сознаниядействующих индивидов (так как он образуется из взаимодействия множествасознаний), то он неизменно имеет следствием закрепление, установление внеиндивидуальных сознаний каких-либо образцов поведения, способов действий,ценностей и т.д., которые существуют объективно. Признание объективнойреальности социальных фактов является центральным пунктом социологическогометода, по Дюркгейму.
1. Жизненный путь ученого
Эмиль Дюркгейм – один из создателей социологии как науки,как профессии и как предмета преподавания. Он родился 15 апреля 1858 г. в г.Эпинале на северо-востоке Франции, в небогатой семье потомственного раввина. В детствебудущего автора социологической теории религии готовили к религиозному поприщуего предков, обучая древнееврейскому языку, Торе и Талмуду. Однако он довольнорано отказался продолжить семейную традицию. Биографы Дюркгейма отмечают, чтоопределенное влияние на это решение оказала его школьная учительница-католичка.Короткое время он испытывал склонность к католицизму мистического толка. Нокатоликом Дюркгейм не стал, так же, впрочем, как и атеистом. С юных лет и доконца жизни он оставался агностиком. Постоянно подчеркивая важную социальную инравственную роль религии, он сделал предметом своей веры науку вообще исоциальную науку – в частности.
В 1879 г. Дюркгейм с третьей попытки поступил в ВысшуюНормальную школу в Париже. Из профессоров Нормальной школы наибольшее влияниена формирование взглядов будущего социолога оказали видные ученые: историкФюстель де Куланж и философ Эмиль Бутру. Среди студентов Дюркгейм пользовалсябольшим уважением и выделялся серьезностью, ранней зрелостью мысли и любовью ктеоретическим спорам, за что товарищи прозвали его «метафизиком».
Окончив в 1882 г. Нормальную школу, Дюркгейм в течениенескольких лет преподавал философию в провинциальных лицеях. В 1885-1886 гг. онпобывал в научной командировке в Германии, где познакомился с состояниемисследований и преподавания философии и социальных наук. Особенно сильноевпечатление на него произвело знакомство с выдающимся психологом и философом В.Вундтом, основателем первой в мире лаборатории экспериментальной психологии.
В 1887 г. Дюркгейм был назначен преподавателем«социальной науки и педагогики» на филологическом факультете Бордоскогоуниверситета. Там же в 1896 г. он возглавил кафедру «социальной науки» — посуществу, первую кафедру социологии во Франции.
С 1898 по 1913 г. Дюркгейм руководил изданием журнала«Социологический ежегодник» (было издано 12 томов журнала). Сотрудники журнала,приверженцы дюркгеймовских идей, образовали научную школу, получившую название«Французская социологическая школа». Деятельность этого научного коллективазанимала ведущее место во французской социологии вплоть до конца 30-х годов.
С 1902 г. Дюркгейм преподавал в Сорбонне, где возглавлялкафедру «науки о воспитании», впоследствии переименованную в кафедру «науки овоспитании и социологии». Его преподавательская деятельность была весьмаинтенсивной, и многие его научные работы родились из лекционных курсов.Дюркгейм был блестящим оратором, и его лекции пользовались большим успехом. Ониотличались строго научным, ясным стилем изложения и в то же время носилихарактер своего рода социологических проповедей.
Профессиональная деятельность занимала главное место вжизни Дюркгейма, но, несмотря на это, он активно и непосредственно участвовал вразного рода общественных организациях и движениях. Он был человекомдемократических и либеральных убеждений, сторонником социальных реформ,основанных на научных рекомендациях. Многие его последователи участвовали всоциалистическом движении, и сам он симпатизировал реформистскому социализмужоресовского толка. Вместе с тем Дюркгейм был противником революционногосоциализма, считая, что подлинные и глубокие социальные изменения происходят врезультате длительной социальной и нравственной эволюции. С этих позиций онстремился примирить противоборствующие классовые силы, рассматривая социологиюкак научную альтернативу левому и правому радикализму.
2. Солидарность: проблема интеграции индивида и общества
Дюркгейм один из первых приходит к пониманию общества каксовокупности всех индивидов и групп, объединенных многообразными социальными,экономическими, культурными связями, общими традициями, целями и ценностями.Люди объединены в обществе вследствие глубокой и взаимной потребности друг вдруге. Общественное состояние характеризуется, с точки зрения Дюркгейма,солидарностью, определенной степенью согласия, связью, утрата которой ведет краспаду и гибели общества. Тема солидарности – центральная тема всех работДюркгейма, начиная от «О разделении общественного труда» (1893) и кончая«Элементарными формами религиозной жизни» (1912).
Книга «О разделении общественного труда» представляетсобой публикацию успешно защищенной докторской диссертации автора. Содержаниеее гораздо шире заглавия и, по существу, составляет общую теорию социальныхсистем и их развития. Основная цель работы: доказать, что, вопреки некоторымтеориям, разделение общественного труда обеспечивает социальную солидарность,или, иными словами, выполняет нравственную функцию. Но за этой формулировкойскрывается другая цель, более значимая для автора: доказать, что разделениетруда – это тот фактор, который создает и воссоздает единство обществ, вкоторых традиционные верования утратили былую силу и привлекательность.
Вопрос о том, как разделение труда влияет на социальнуюсолидарность, в работе «О разделении общественного труда» решается с позицийэволюционного подхода в сочетании со структурно – функциональным. Социальнаяэволюция ведет от архаических обществ с простыми структурами к более сложнымсовременным, «промышленным» обществам. Фактически Дюркгейм выделяет два типаобществ – традиционное и современное – и соответственно два типа солидарности –«механическую» и «органическую». Эти понятия адекватно оценивают толькомысленно сконструированные типы обществ. Что же касается того или иного реальносуществующего общества, то оно организовано преимущественно на баземеханической или органической солидарности, так что в современных обществахмеханическая солидарность может существовать, занимая подчиненное положение (ав экстремальных случаях даже доминировать, как, например, в тоталитарныхобществах ХХ в.).
3. Типы социальной солидарности
3.1 Механическая солидарность
Механическая солидарность господствует в тех обществах,где индивиды мало отличаются друг от друга, т.е. привержены одинаковымценностям, одинаково действуют и чувствуют, признают одно и то же священным.Сплоченность общества, степень социальной дифференциации в котором минимальна,предполагает нивелирование индивидуальных различий: индивидуальное сознаниевоспроизводит коллективное, идеал заключается в том, чтобы быть таким, как все,быть частью целого, представлять собой то же самое, что и другие. Самоестрашное – быть не таким, как все. Малейшее отклонение от норм коллективногоповедения карается. Власть группы абсолютна, индивид не обладаетсамостоятельной ценностью, его интересом должны быть интересы общества: нет Я,есть только Мы.
Механическая солидарность существует на первых этапахэволюции общества, к которым Дюркгейм относит орду, племя, состоящее из кланови конфедерацию племен. Орда – идеальный пример механической солидарности, поглощенияиндивидуального сознания коллективным. Это агрегат индивидов, не включающийболее элементарных частей и не входящий в виде части в большую группу.Индивидуальные отклонения воспринимаются здесь как девиантное поведение,подлежащее репрессивным санкциям. Солидарность в орде базируется на общностиверований, моральных норм и на общности эмоций. Коллективное сознание ордысуществует в форме религии, которая характеризуется эмоциональнойинтенсивностью, всеохватностью, конкретностью норм, регулирующих поведение,анимистическими верованиями.
На второй эволюционной стадии появляется племя, состоящееиз кланов. Клан – группа, членов которой связывают кровно-родственные отношенияи которая выполняет религиозные, политические и экономические функции. Кланы объединялисьв племя мифами об общем происхождении. Структурно-функциональная дифференциацияплемени характеризуется выделением самостоятельных кланов, появлениемполитического руководителя – вождя племени. Племенная религия пронизывает всюсоциальную жизнь, потому что вся социальная жизнь здесь состоит почтиисключительно из общих верований и обычаев, получающих от единодушной связисовершенно особую интенсивность. Социальное целое таково, что его единствоисключает индивидуальность частей. Сохраняя общие черты с религией орды,племенная религия характеризуется тотемизмом, появлением совершенного персонажа– предка племени.
Когда племена начинают выполнять дифференцированныефункции (например, одно из еврейских племен – левиты присвоили себе жреческиефункции), возникает союз племен. Вместе с зачатками разделения труда появляютсяэлементы новой, органической солидарности в виде функционально взаимозависимыхсоциальных объединений. С появлением четко стратифицированного общества каждыйкласс или каста развивают собственную мораль, так что былое моральное единстворазрушается. По мере усложнения моральной жизни и усиления взаимозависимостиразных видов деятельности происходят изменения и в религиозной сфере: духиперестают идентифицироваться с конкретными объектами, становятся болееабстрактными.
Таковы исторически первые социальные структуры – орда,племя и союз племен, которым ответствует механическая солидарность, основаннаяна сходстве частей, образующих целое: общество строится как система однородныхи сходных между собой сегментов.
3.2 Органическая солидарность
Совсем иная структура свойственна обществам, гдепреобладает органическая солидарность, порождаемая разделением общественноготруда и основывающаяся не на сходстве, а на различии индивидов.
Органическая солидарность начинает доминировать споявлением древних городов-государств; она преобладает в средневековом обществеи, наконец, в современном индустриальном обществе почти вытесняет механическуюсолидарность. Прогресс рассматривался Дюркгеймом как увеличениеструктурно-функциональной сложности общества: появляются новые функции вобществе и соответственно появляются социальные институты для их выполнения.Структурно-функциональные трансформации приводят к изменениям в религиознойжизни, в частности к изменению форм религиозных верований. В результате этихизменений всеохватывающее, эмоциональное и очень детализированное «коллективноесознание» примитивных обществ на каждом новом этапе развития выражается во всеменьшем числе все более абстрактных верований и обрядов. Индивид все болееосвобождается от коллективной доминации, и в современном обществе в религиозномсимволизме в конце концов торжествует индивидуализм. При этом религиозныефункции, ранее выполнявшиеся обществом в целом, берут на себя возникающиеподгруппы религиозных «специалистов». Позже, в современном обществе,религиозный индивидуализм порождает внецерковную религиозность, приобретающуювсе большее распространение. Исторически этот процесс выглядит следующимобразом.
В древнем городе-государстве социальное единствовозникает в результате проживания на общей территории. Кровнородственные связиперестают играть решающую роль. Подразделениями города являются территориальныеобщины, совокупность которых и образует данное общество. Главную роль ворганизации общественной жизни начинают играть централизованныеадминистративные и юридические органы. Город становится символическим иинституциональным контролирующим центром. В результате этих измененийвозрастает органическая солидарность общества. Индивиды группируются здесь ужене в соответствии со своим происхождением, но в соответствии с особой природойсоциальной деятельности, которой они себя посвящают. Их естественная инеобходимая среда – это уже не родимая среда, а профессиональная.
Изменение способов, обеспечивающих солидарность общества,приводит к изменениям религии на этом этапе общественного развития. Прежние,основанные на кровно-родственных отношениях религии теряют свой общезначимыйхарактер, сфера их действия сводится к семье, дому. Общественные законыпостепенно перестают принуждать к выполнению религиозных обрядов этих религий.Претерпевшие приватизацию семейные культы начинают вступать в конфликт с вновьвозникающей гражданской религией, религией государства. Утрачивая эмоциональнуюнасыщенность и связь с повседневной жизнью, гражданская религиягородов-государств становится более абстрактной, всеобщей, отдаленной от людей.Постепенно государство начинает дифференцироваться от религии, хотя ищет у нееподдержки.
В средневековом обществе происходит более четкое, посравнению с античностью. Выделение социальных институтов, ответственных зауправление, религию, образование и экономику. Кроме того, для средневековогообщества характерна внутрирегиональная дифференциация. В связи с этим христианскаярелигия становится максимально абстрактной, являя собой культ «абстрактногочеловека».
Современное индустриальное общество характеризуется, помнению Дюркгейма, переходом от изолированных общностей (маленьких городов,провинций), ведущих собственную жизнь и самодостаточных, относительно малосвязанных с внешней средой, т.е. общества сегментарного типа, к большимспециализированным институтам, ведающим управлением, образованием, медициной,производством, искусством и т.д. Причину индустриальной революции Дюркгеймвидит в развитии рыночной системы, сопровождаемой дифференциациейэкономического сектора социальной структуры. Индивиды объединены в институты всоответствии с их профессиональными ролями. В силу развития специализациикаждая часть такого социального целого зависит как от этого целого, так и отего составных частей. В силу этого общества с органической солидарностью. Какполагает Дюркгейм, сплоченнее обществ, основанных на коллективном сознании.
Нижеследующая схема, составленная С.Люксом, даетпрекрасное представление о дюркгеймовском описании механической и органическойсолидарности в связи с определенными типами обществ.
Общая схема дюркгеймовского описания механической иорганической солидарности в соответствии с определенными типами обществ (поС.Люксу) Механическая солидарность Органическая солидарность Морфологическая (структурная) основа
Основана на сходствах(преобладает в менее развитых обществах)
Сегментарный тип (вначале на клановой, затем на территориальной основе)
Слабая взаимозависимость (относительно слабые социальные связи)
Относительно малый объем населения
Относительно низкая материальная и моральная плотность
Основана на разделении труда (преобладает в более развитых обществах)
Организованный тип (слияние рынков и рост городов)
Большая взаимозависимость (относительно сильные социальные связи)
Относительно большой объем населения
Относительно высокая материальная и моральная плотность Типы норм (воплощенные в праве)
Правила с репрессивными санкциями
Преобладание уголовного права
Правила с реститутивными санкциями
Преобладание кооперативного права (гражданского, коммерческого, процессуального, административного и конституционного) 3а) Формальные признаки коллективного сознания
Большой объем
Высокая интенсивность
Высокая определенность
Власть группы абсолютна
Малый объем
Низкая интенсивность
Низкая определенность
Больший простор для индивидуальной инициативы 3б) Содержание коллективного сознания
Высокая степень религиозности
Трансцендентность (господство над интересами человека и беспрекословность)
Приписывание высшей ценности обществу и интересам общества как целого
Конкретность и детальный характер
Возрастающая светскость
Ориентированность на человека (связь с интересами человека и открытость для обсуждения)
Приписывание высшей ценности достоинству индивида, равенству возможностей, трудовой этике и социальной справедливости
Абстрактность и общий характер
Заключение
Дюркгейм – один из общепризнанных создателей социологиикак науки, как профессии и предмета преподавания. Влияние его идей присутствуетв самых различных отраслях социологического знания: от общей социологическойтеории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. В самых разных странахмира формирование социологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей.
Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых и убедительныхонтологических обоснований необходимости и возможности социологии как науки. Ондоказывал, что общество – это реальность особого рода, не сводимая ни к какойдругой. Вместе с тем он подчеркивал, что эта реальность обладает столь жевысокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природныеявления, она не поддается произвольному манипулированию. Дюркгейм видел вобществе ту сущность, которая взамен Бога санкционирует и обосновываетморальные ценности и нормы.
Дюркгейм был склонен к сакрализации общества (освещению)общества как такового. Но этот изъян зачастую превращался в достоинство. Именноблагодаря ему и в профессиональном, и в массовом сознании утверждался высокийонтологический статус общества, а вместе с тем – науки об обществе –социологии.
Вслед за Контом Дюркгейм рассматривал общество главнымобразом как сферу солидарности, сплоченности, согласия. Не случайно изучениесогласия в социологии считается дюркгеймовской традицией.
Список использованной литературы
1. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. Уч.пособие для вузов. –2-ое изд. – М.: «Книжный дом Университет», 1999
2. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология. СПб., 1997
3. История социологии: В 3 кн.: Учебник /Под ред.проф. В.И. Добренькова. –Кн. 1: История социологии (19 – пер. пол. 20 в.) – М.: ИНФРА-М, 2004