Реферат по предмету "Разное"


А. С. Макаренко Социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация, происходящая в молодеж­ной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение

ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МОУ ЛИЦЕЙ ст. Каневской Романчевой Ирины ВикторовныПО ПРОГРАММЕ «Дороги которые мы выбираем»С ПОДРОСТКАМИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯДети - это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая ста­рость, плохое воспитание – это будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.А. С. МакаренкоСоциально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация, происходящая в молодеж­ной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. . Молодежь вынужде­на адаптироваться к подобным условиям, и результаты вживания в окружающую среду налицо: ранняя алкоголизация, потребление наркотических, токсических, психотропных веществ, нежелание учиться, работать, бродяжничество. . Поэтому необходимо искать различные подходы к организации профилактической работы с социально дезадапти­рованными подростками.. Работа по профилактике правонарушений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, а также мер по восстановлению его соци­ального статуса в коллективе сверстников. Решать эти задачи невозможно в одиночку, необходимо объединить усилия педагогов, социальных работников, педагогов-психологов, родителей, работников правоохранительныхорганов. Немаловажная роль в воспитании, организации занятости, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних отводится работе с подростками по месту жительства. Как показывает опыт практической деятельности, при организа­ции профилактической работы, как правило, недооценивается роль дополнительного образования (как учреждений, решающих проблемы социальной адаптации подростков, как пространства культуры свободного времени, здорового образа жизни).. Деятельность учреждений дополнительного образования уве­личивает пространство, в котором подростки могут развивать свою активность, демонстрировать те качества, которые часто остаются невостребованными основным образованием. Интеграция основного и дополнительного образования может дать положительный эффект в профилактической работе. Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с трудными подростками должно являться создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество позволит совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.Цели и задачиЦели: 1.Адаптация подростков аддиктивного поведения. 2.Формирование личностных нравственных качеств подростковЗадачи: Вовлечение подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию. Сдерживание вовлечения подростков в употребление наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни. 3. Изменение ценностного отношения подростков к наркотиками формирование личной ответственности за свое поведение. 4.Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска». 5.Увеличение степени самостоятельности детей и подростков их способности контролировать своё поведение и более эффективно разрешать возникающие проблемы. 6.Организация и развитие различных форм внешкольной подростковой инициативы по оказанию помощи инвалидам, престарелым, многодетным семьям. 7Координация совместной работы образовательного учреж­дения, семьи. 8.Привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности. 9.Работа с родителями по обучению методам семейного вос­питания. 10.Воспитание гражданских качеств и толерантности у подро­стков через организацию социально значимой деятельности.Концептуальные основы программы Интеграция и координация усилий всех субъектов воспитания. Включение в воспитательно-коррекционный процесс всех сфер личности подростка: интеллектуальной (сознательное усвоение подростком общественных норм поведения); дей­ственно-практической (вовлечение в общественно-полезную деятельность) и эмоциональной (общение с окружающими). Единство и взаимодополняемость психологических и педа­гогических методов. Принцип личностной направленности - учет индивидуальные склонностей и интересов, своеобразия характеров, упор на личностное достоинство подростков, опора на положитель­ные качества. Комплексный и системный подход к диагностике, профилак­тике и коррекции. Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей подростков. Принцип единства образования, организации досуга и инди­видуальной помощи и поддержки подростков аддиктивного поведения. .^ Ожидаемые результаты, их социальная эффективность - Уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде. Формирование у подростков нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни. Обучение навыкам социально поддерживающего и развиваю­щего поведения в семье и во взаимоотношениях с подрост­ками. Удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочной работе.^ Алгоритм реализации программы Первый этап - организационный (сентябрь) - анализ состояния правопорядка в образовательном учреждении, непосредственное планирование, со­гласование планов, сведение их в единый комплексный план с уче­том обстановки и рекомендаций, изучение потребностей и запросов «трудных» подростков. Второй этап - деятельностный (октябрь - май) - координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработ­ка системы контроля за их реализацией. Третий этап - итоговый (июнь) - анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.Кадровое обеспечение программы Психолог социально-психологической службы; социальный педагог; заместители директоров школ (по ВР и УВР); классные руководители; педагоги дополнительного образования; инспектор учебного заведения; волонтеры.Формы и методы работыМетоды: В работе с подростками аддиктивного поведения мы применя­ем разнообразные методы (вовлечение в деятельность, стимулиро­вание, увлечение, доверие, сотрудничество и т. д.), но наиболее эффективными считаем следующие:метод переубеждения (предоставление воспитанникам убе­дительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков);метод переключения (занятие подростка трудом, учебой, спортом, новой общественной деятельностью).Формы: групповая работа; тренинг поведения; личностный тренинг; дискуссии; мозговые штурмы; беседы, встречи; лекции; ролевые игры; психогимнастика; просмотр и обсуждение видеофильмов; индивидуальные консультации; тесты; экскурсии; конкурсы; праздники; родительские лектории; военно-спортивные мероприятия.Психолого-педагогическое сопровождение программы «Дороги которые мы выбираем». Подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и формирования лич­ности. Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивает себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовоспитанию. В это время формируется и даже может резко измениться его характер. Подросткам нравятся острые ощущения, они любопыт­ны, не могут прогнозировать, стремятся к независимости. Все это относится к подростковому возрасту вообще. Но есть определенная категория подростков, у которых перечисленные качества прояв­ляются резче, что приводит их к противостоянию с окружающими, к конфликтам с ними и даже к противоправным действиям. Они не любят трудиться, не способны к волевым усилиям, сис­тематическим занятиям, часто нарушают дисциплину, конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями, иногда бросают школу, курят, пьют, бродяжничают, употребляют наркотики, нарушают законы и считают себя неудачниками. Такие подростки относятся к «группе риска». Эта группа несовершеннолетних, выделенная на основании определенного набора социально-демографических, личностных и психологических признаков, характеризуется боль­шой склонностью к злоупотреблению ПАВ, безнадзорным образом жизни, совершением правонарушений. Для более успешной профилактической работы с подростками «группы риска» необходимо помнить о причинах, порождающих различные формы отклонений, такие как: социально-педагогическая запущенность, когда подросток ве­дет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения; глубокий психический дискомфорт, вызванный неблагополу­чием семейных взаимоотношений, отрицательным психоло­гическим микроклиматом в семье, систематическими учеб­ными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родите­лей, учителей, товарищей и т. д.; отклонения в психическом и физическом состоянии здоровья, возрастные кризисы, акцентуации характера и другие откло­нения психоневрологического и физиологического свойства; отсутствие условий для самовыражения, разумного проявле­ния внешней и внутренней активности; занятости полезными видами деятельности; позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов; безнадзорность, отрицательное влияние окружающей среды и развивающаяся на этой основе социально-психологическая дезадаптация, смещение социальных и личных ценностей с позитивных на негативные, ослабление социального контроля способствуют росту отклоняюще­гося и саморазрушающего поведения в подростковой среде. В свя­зи с этим возникла необходимость вести эффективную работу по профилактике правонарушений и злоупотребления психоактивными веществами, за счет усилий учителей, психологов, социальных работников. Поэтому так важно сегодня создать среду, свободную от усло­вий, деформирующих сознание подростка, порождающих откло­няющееся поведение. Такой средой может быть социально-психологическая служба которая, осуществляет психолого-педагогическое сопровождение образовательно-воспитательного процесса и ведет работу по профилактике правонарушений и злоупотребления ПАВ среди подростков. Социально-психологическая служба использует в своей работе системный подход профилактики правонарушений и злоупотребления ПАВ среди подростков и работает в различных направлениях: подросток и семья; подросток и среда (окружение - улица, группа, сверстники) подросток и школа. Основными являются превентивные (предупреждающие) меры, направленные на то, чтобы каждый подросток осознал, что именно он отвечает за свое здоровье, и имел объективные сведения о том, каковы последствия употребления ПАВ. Цель: -формирование здорового жизненного стиля и высоко- эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков. Задачи: пропаганда в подростковой среде здорового образа жизни и формирование жизненных навыков, обязательных для про­тивостояния желанию попробовать ПАВ или «приблизиться» к ним в моменты стресса, изоляции или жизненных неудач; взаимодействие с семьями (вовлечение взрослых, играющих важную роль в жизни подростка, в разработку стратегии ан­тинаркотического просвещения). Работа социально-психологической службы осуществляется с учетом концептуально обоснованных профилактических программ и состоит из нескольких блоков: программа для подростков; цикла занятий для родителей; информационный блок для педагогов. Концепция основана на том, что в центре находится личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность - семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.^ Предполагаемые результаты: 1.Уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде. 2.Формирование у подростков представлений об общечелове­ческих ценностях, здоровом образе жизни. 3.Обучение навыкам социально поддерживающего и развиваю­щего поведения в семье и во взаимоотношении с подростками.Эффективность деятельности показывают: отзывы подростков, учащихся школ, родителей, педагогов после проведения профилактических мероприятий; результаты анкетирования (предлагаются анкеты до и после проводимых мероприятий).^ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ Организация мероприятий по профилактике правонарушений и злоупотребления психоактивными вещест­вами (ПАВ) среди подростков построенную на основе программ, объединенных общей концепцией, и обеспечивается совместными усилиями педагогов, педагогов дополнительного образования, психоло­гов, социального педагога при взаимодействии со школами района, медицинскими и социальными работниками, а также сотрудниками правоохранительных органов.Основные направления работы социально-психологической службы1. Работа с подростками.Программы:- образовательные, ориентированные на формирование цен­ностей здорового образа жизни; превентивные, образовательные, профилактические, ориен­тированные на предупреждение употребления ПАВ; обучающие программы-тренинги активной психологической защиты; - антинаркотические мероприятия: беседы, дискуссии, диспу­ты, ролевые игры и тематические занятия, показы слайдов,видеофильмов по проблемам противодействия наркотиками иным ПАВ.Формы и методы работы: групповая работа; тренинг поведения; личностный тренинг; дискуссии; мозговые штурмы; беседы; лекции; ролевые игры; психогимнастика; релаксация; просмотр и обсуждение видеофильмов; индивидуальные консультации.План мероприятий социально-психологической службы по работе с подростками в течение года - «Сегодня - поступок, завтра - характер» (по нравственно-правовому воспитанию для подростков); проведение акции «Стоп - наркотики» -1 раз в учебный год; обучающий тренинг «Новый взгляд»; занятия с элементами тренинга «Быть уверенным - это здо­рово»; обучающая программа «Ты и наркотики», «Жизнь без нар­котиков»; профилактика табакокурения с использованием слайдов, ви­деофильмов; беседа-дискуссия с подростками «О пагубном влиянии пси­хоактивных веществ на молодой организм»; социально ориентированная, правовая программа «Подросток и закон»; пресс-конференция «Преступление и наказание»; психологическая обучающая программа «Познай себя»; социально ориентированная программа «Мой выбор профес­сии»; социально ориентированная программа «Помогая другим, помогаем себе».^ 2. Работа с родителямиЦель: -обеспечить психолого-просветительскую работу с роди­телями, способствовать улучшению микроклимата в семье.Просветительская работа (выпуск информационных листов, проведение бесед, дискуссий, ролевых игр, лекториев) на темы: 1.Психологические особенности подросткового возраста. 2.Способы конструктивного взаимодействия с подростком. 3.Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в семье.. 4.Что надо знать родителям о вреде наркотических веществ и последствиях их употребления.^ Психокоррекционная работа - семейное консультирование (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях:: уходит из дома; стал агрессивным, не управляемым; общается с подозрительной компанией.).^ Психопрофилактическая работа - приглашение специалистов (врачей-наркологов, медицинских работников; инспек­торов комиссии по делам несовершеннолетних ) на встречи с родителями.Работа с педагогами Цели и задачи: расширить знания о проблеме зависимости от ПАВ в подро­стковой среде; дать базовые психологические понятия и знания о психологии развития личности подростка; расширить знания о роли семьи в профилактике правонарушений и злоупотребления психоактивными веществами среди подростков.Темы лекций: 1Особенности подросткового возраста. 2.Семья как единый организм. 3.Роль неправильного семейного воспитания в возникновении аддиктивного поведения у подростков. 4.Круглый стол (обсуждение результатов проводимых профи­лактических мероприятий, обмен мнениями, консультации).Выпуск информационных листов в помощь педагогам, роди­телям, подросткам.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Internet Censorship Essay Research Paper Internet CensorshipIn
Реферат Размышления об истории окружающей среды
Реферат Еволюція міжнародних економічних відносин
Реферат Використання рекламних заходів підприємства ДП "Харківський дослідний цементний завод"
Реферат Искусство Греции — не проходящая ценность культуры
Реферат Лесбианизм
Реферат Вимірювальні сигнали
Реферат Махаяна и хинаяна основные направления в буддизме
Реферат Страховой рынок Украины и его характеристика
Реферат Учет кассовых операций в иностранной валюте
Реферат Влияние различных норм расхода гербицида дублон голд на силосную продуктивность и качество урожая
Реферат Средневековый религиозный дуализм
Реферат Экзаменационные вопросы и билеты по предмету МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ за весенний семестр 2001 года
Реферат Разработка и стандартизация программных средств
Реферат Защита населения в ЧС. Основные принципы и способы защиты