Реферат по предмету "Социология"


Жизненный путь Эмиля Дюркгейма

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Кафедра гуманитарных исоциально-политических наук
Контрольная работа № 1
по дисциплине «Социология»
студента 4 курса заочного факультета
Храпова Владимира Алексеевича
Специальность — 160905
Шифр: РС-071511
Адрес: Ростовская область,
Чертковский район, пгт. Чертково.
Москва 2010

Содержание контрольной работы
 
1.Введение
1.1 Жизненный путь учёного.
2.   Концепция социологизма исоциальных факторов Эмиля Дюркгейма
2.1 Предшественники Эмиля Дюркгейма.
2.2 “Социологизм” как философское обоснование социологии.
2.2.1 Онтологическая сторона социологизма
2.2.2 Методологический аспект “социологизма”
Заключение.
Списокиспользованной литературы:
Замечаниярецензента.

ВВЕДЕНИЕ
Биография основателясоциологии как науки — где же ещё искать ответы на вопросы, как не в прошлом,которое, подчас, оказывает громаднейшее влияние на становление личности. И ужтем более стоит ознакомиться с более-менее важными, на мой взгляд, событиями изжизни Дюркгейма, поскольку эти произошедшие события, люди, которых он встречална своём жизненном пути, в любом случае должны иметь определённое значение и вкакой-то мере подвергнуться исследованию при изучении взглядов и деятельностиэтого французского учёного.
Жизненный путь учёного.
Эмиль Дюркгейм — один изсоздателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания.
· Эмиль Дюркгейм родился15 апреля 1858 г. в г Эпинале на северо-востоке Франции, в небогатойсемье потомственного раввина. В детстве будущего автора социологической теориирелигии готовили к религиозному поприщу его предков, обучая древнееврейскомуязыку. Торе и Талмуду. Однако он довольно рано отказался продолжить семейнуютрадицию. Католиком Дюркгейм не стал, так же, впрочем, как и атеистом. С юныхлет и до конца жизни он оставался агностиком: Постоянно подчеркивая важнуюсоциальную и нравственную роль религии, он сделал предметом своей веры наукувообще и социальную науку — в частности.
· В 1879 г.Дюркгейм с третьей попытки поступил в Высшую Нормальную школу в Париже, где одновременно с ним учились, вчастности, знаменитый философ Анри Бергсон и выдающийся деятельсоциалистического движения Жан Жорес, с которым Дюркгеймподдерживал дружеские отношения. Из профессоров Нормальной школы наибольшеевлияние на формирование взглядов будущего социолога оказали видные ученые:историк Фюстель де Куланж и философ ЭмильБутру. Среди студентов Дюркгейм пользовался большим уважением ивыделялся серьезностью, ранней зрелостью мысли и любовью к теоретическимспорам, за что товарищи прозвали его “метафизиком”.
· Окончив в 1882 г.Нормальную школу, Дюркгейм в течение нескольких лет преподавал философиюв провинциальных лицеях.
· В 1885-1886гг. он побывал в научной командировке в Германии, где познакомился с состояниемисследований и преподавания философии и социальных наук. Особенно сильноевпечатление на него произвело знакомство с выдающимся психологом и философом В.Вундтом, основателем первой в мире лаборатории экспериментальной психологии.
· В 1887 г.Дюркгейм был назначен преподавателем “социальной науки и педагогики” нафилологическом факультете Бордоского университета. Там же в 1896 г. он возглавилкафедру “социальной науки” — по существу, первую кафедру социологии во Франции.
· С 1898 по1913 г. Дюркгейм руководил изданием журнала “Социологический ежегодник” (было издано 12 томов журнала). Сотрудникижурнала, приверженцы дюркгеймовских идей, образовали научную школу, получившуюназвание “Французская социологическая школа”. Деятельность этого научногоколлектива занимала ведущее место во французской социологии вплоть до конца30-х годов.
· С 1902 г.Дюркгейм преподавал в Сорбонне, где возглавлял кафедру “науки о воспитании”, впоследствии переименованную вкафедру “науки о воспитании и социологии”. Ею преподавательская деятельностьбыла весьма интенсивной, и многие его научные работы родились из лекционныхкурсов. Дюркгейм был блестящим оратором, и его лекции пользовались большимуспехом. Они отличались строго научным, ясным стилем изложения и в то же времяносили характер своего рода социологических проповедей.
Профессиональнаядеятельность занимала главное место в жизни Дюркгейма, но, несмотря на это, онактивно и непосредственно участвовал в разного рода общественных организациях идвижениях. Он был человеком демократических и либеральных убеждений,сторонником социальных реформ, основанных на научных рекомендациях.
Будучи человеком долга,прежде всего, Дюркгейм постоянно стремился соединять в своей собственной жизнипринципы профессиональной и гражданской этики, которые послужили одним изглавных и излюбленных предметов его научных исследований и преподавания.Практическая цель его профессиональной и общественной деятельности состояла втом, чтобы вывести французское общество из тяжелого кризиса, в котором онооказалось в последней четверти XIX в.
Первая мировая войнананесла тяжелый удар но Французской социологической школе, поставив под вопрособщий оптимистический настрой социологии Дюркгейма. Некоторые видные сотрудникишколы погибли на фронтах войны. Погиб и сын основателя школы Андре, блестящиймолодой лингвист и социолог, в котором отец видел продолжателя своего дела.Смерть сына ускорила кончину отца.
· ЭмильДюркгейм скончался 15 ноября 1917 г. в Фонтенбло под Парижем в возрасте 59 лет, не успев завершить многое иззадуманного.

1.  КОНЦЕПЦИЯ СОЦИОЛОГИЗМА И СОЦИАЛЬНЫХФАКТОРОВ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА
Таким образом, послекраткого, но довольно содержательного, ознакомления с цепочкой жизненныхсобытий учёного и преподавателя, мы вплотную подошли к раскрытию принциповконцепции социологии и социальных факторов, которая, скорее всего, послепервого прочтения покажется чересчур сложной и запутанной.
1.1 Предшественники Эмиля Дюркгейма
Из наиболее удаленных вовремени интеллектуальных предшественников Дюркгейма следует отметить преждевсего трех его соотечественников: Декарта, Монтескье и Руссо.
Дюркгейм был убежденным ибескомпромиссным рационалистом, а рационализм — французская национальнаятрадиция, начало которой положил Декарт. “Манифест” дюркгеймовскойсоциологии, книга “Правила социологического метода” (в рус. пер. — “Методсоциологии”), удивительным образом перекликается с “Рассуждением о методе”Декарта.
Другого своего великогосоотечественника, Ш. Монтескье, сам Дюркгейм считал главным предтечейнаучной социологии. Именно у Монтесье он обнаружил идеи, обосновывающие самоевозможность существования социальной науки, прежде всего, идеи детерминизма ивнутренней законообразности в развитии социальных явлений, а также сочетаниеописания и рационального объяснения этих явлений. Ж.-Ж. Руссо с егопонятиями общей воли и гражданской религии Дюркгейм также рассматривал вкачестве предшественника социологии, способствовавшего развитию представления оприроде социальной реальности.
Из более позднихпредшественников дюркгеймовской социологии следует указать на А. Сен-Симонаи, конечно, на его ученика и последователя О. Конта. Сам Дюркгеймподчеркивал, что Сен-Симон первым сформулировал идею социальной науки, однако,он скорее разработал обширную программу этой науки, чем попытался осуществитьее в более или менее систематической форме.
Несмотря на то чтоДюркгейм в своих исследованиях критиковал ряд положений социологии Конта, онпризнавал за ним титул “отца” социологии и подчеркивал предшествовало связьсвоих и контовских идей. Отвергая обозначение своей социологии как“позитивистской”, Дюркгейм в то же время вдохновлялся тем идеалом позитивнойсоциальной науки, который сформулировал родоначальник философского позитивизма.Вслед за Контом он рассматривал естественные науки как образец для построения социологии.Дюркгейм воспринял также контовский подход к изучению общества какорганического, солидарного целого, состоящего из взаимосвязанных частей.
Но, будучи духовнымнаследником Конта, Дюркгейм не склонен был принимать его наследие целиком. Онопирался на “объективную” социологию Конта и в то же время решительно отвергалего “субъективную” социологию. В противовес своему предшественнику,провозгласившему отказ от причинности в научном объяснении и замену вопроса“почему” вопросом “как”, он упорно искал глубинные причины социальных явлений.В отличие от Конта он стремился сочетать теоретический анализ с эмпирическим.Наконец, Дюркгейму в целом был чужд однолинейный эволюционизм “крестного отца”социологии, и он отвергал контовский закон трех стадий. Оценивая эту сторонуучения своего предшественника, он писал: “Человечество одновременно пошлоразличными путями и, следовательно, доктрина, принципиально утверждающая, чтооно всегда и всюду преследует одну и ту же цель, базируется на заведомоошибочном постулате”.
Необходимо отметитьвлияние Канта и кантианства па Дюркгейма, прежде всего на его концепциюморали и нравственного долга, пронизывающую всю теорию основателя Французскойсоциологической школы.
Особое значение вформировании социологических идей Дюркгейма имели взгляды французскогонеокантианца, “неокритициста”Ш. Ренувье, в частности, его рационализм(в полном согласии и в сочетании с другими рационалистическими влияниями),обоснование ведущей роли морали в человеческом существовании и необходимости еенаучного исследования, стремление объединить принцип свободы и достоинстваиндивида с представлением о его долге и зависимости но отношению к другиминдивидам.
Не меньшее влияние нафранцузское общество конца XIX — начала XX в. оказали идеи двух апостоловпозитивизма, видных философов и историков Э. Ренана иИ. Тэна,энергично и красноречиво доказывавших роль науки как ведущей социальной силы,на которую должны опираться нее социальные институты, включая искусство, моральи религию. Все научное творчество Дюркгейма свидетельствует о том, что он неостался в стороне от этого влияния.
Важную роль вформировании воззрений Дюркгейма сыграли идеи Г. Спенсера ибиоорганической школы. Влияние Спенсера было неоднозначным: одновременно“негативным” и “позитивным” в указанном выше смысле. Многие концепции Дюркгеймаразрабатывались в полемике с концепциями английского мыслителя. Однако висследованиях Дюркгейма сказалось и “позитивное” влияние идей Спенсера. Этоотносится, в частности, и к структурно-функциональной стороне социологииДюркгейма (анализу общества как органического целого, в котором каждый институтиграет определенную функциональную роль), и к эволюционистской стороне,поскольку вслед за Спенсером французский социолог рассматривал сложные типы обществкак комбинации простых. Вообще склонность использовать “элементарные формы” какмодель для изучения форм развитых, определившая, в частности, обращениеДюркгейма к этнографическому материалу, в значительной мере стимулироваласьработами Спенсера, также строившего свою социологию на большом этнографическомматериале.
Идеи К. Маркса немогут пройти мимо внимания французского ученого. Ведь на рубеже Х1Х-ХХ вв.популярность этих идей была столь велика, что все социальные мыслители так илииначе обращались к марксизму, становясь его горячими приверженцами, вступая сним в диалог или же энергично с ним полемизируя. Дюркгейм был знаком с работамиМаркса, но отрицал его влияние на свои исследования, что, по-видимому,соответствовало действительности. Он признавал плодотворной идею Маркса о том,что социальную жизнь необходимо объяснять не представлениями ее участников, аболее глубокими причинами; на этой идее, собственно, базируется социология какнаука. Однако, согласно Дюркгейму, эта идея, составляющая логическое завершениеэволюции социальной мысли, никак не связана с социалистическим движением и“грустным зрелищем конфликта между классами”. В свою очередь социализм несвязан неразрывно с классовой борьбой. По Дюркгейму, он может быть объектомнаучного анализа, может основываться на науке, но сам по себе не являетсянаучной теорией.
Хотя социология Дюркгеймав целом была направлена против биологических интерпретаций социальной жизни, ониспытал несомненное влияние биоорганической шкоды, в частности, таких ее представителей,как немецкий социолог А. Шеффле и французский ученый А. Эспинас.Дюркгейм высоко ценил работы Шеффле, особенно ею известный труд “Строениеи жизнь социальных тел”; рецензия на эту книгу была первой научнойпубликацией французского социолога. Книгу Эспинаса “Обществаживотных” Дюркгейм считал “первой главой социологии”. У этих же авторовон заимствовал столь важное для своей теории понятие “коллективноесознание”. Дюркгейм не пренебрегал излюбленным методом органицистов- биологическими аналогиями, особенно на первом этапе своего научноготворчества. Но основное влияние органицизма проявилось в его взгляде наобщество как на надындивидуальное интегрированное целое, состоящее извзаимосвязанных органов и функций. Наконец, следует указать на влияние двухучителей Дюркгейма в Высшей Нормальной школе, о которых упоминалось выше:философа Э. Бугру и историка Фюстеля де Куланжа. Первый из нихвнушал своему ученику методологическую идею, согласно которой синтез,образуемый сочетанием элементов, но может объясняться последними; сложноенельзя выводить из простого, поэтому каждый более сложный уровень реальностидолжен объясняться на основе собственных принципов средствами специфическойнауки. Эта идея послужила одним из отправных пунктов дюркгеймовской концепциипостроения социологии как самостоятельной науки.
Важное значение дляформирования воззрений Дюркгейма имели различение Фюстелем де Куланжем историисобытии и истории институтов, а также созданные им блестящий образцыисследований развития социальных институтов, по существу, исследований вобласти исторической социологии. Учитель прививал своим ученикам внимание ктщательному и систематическому анализу фактов, воспитывал в нихинтеллектуальную честность и отрицательное отношение к любым предвзятым идеям,какими бы благородными они ни были. “Патриотизм — добродетель, а история-наука; их нельзя смешивать”; “Для одного дня синтеза нужны годыанализа” — эти афоризмы Фюстеля де Куланжа оставили глубокий следв душе молодого ученого.
Несмотря на то, чтонаучное творчество Дюркгейма находилось на пересечении множества влияний итрадиций социальной мысли, он не считал, что социология как наука ужесформировалась. Теории Конта и других мыслителей прошлого столетияпредставлялись ему слишком общими и схематичными, содержащими лишь предпосылкисобственно научной социологии.Самостоятельную науку об обществе со своимсобственным предметом и специфическим методом, с его точки зрения, ещепредстояло создать. Дюркгейм ощущал себя призванным осуществить эту задачу.
1.2 “Социологизм” как философское обоснование социологии
Основополагающие принципысоциологии Дюркгейма часто обозначают как “социологизм”. Этот термин,несомненно, огрубляет и упрощает представление о дюркгеймовской теории. Тем неменее, он может служить полезным ориентиром, указывающим на некоторыесущественные особенности социологических воззрений французского ученого.
Для пониманиядюркгеймовского “социологизма” необходимо выделить и различать в нем двааспекта: онтологический и методологический.
1.2.1 Онтологическаясторона социологизма
Концепция социальнойреальности, выражена в следующих базовых положениях.
· Социальнаяреальность включена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива,основательна и “реальная, как и другие виды реальности, а потому, подобнопоследним, она подчинена действию определенных законов.
· Общество — этореальность особого рода. не сводимая к другим ее видам.
Речь идет прежде всего овсемерном подчеркивании автономии социальной реальности по отношению киндивидуальной, т. с. биопсихической реальности, воплощенной в индивидах. “...Общество- не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией ипредставляющая собой реальность sui generis, наделенную своими особымисвойствами. Конечно, коллективная жизнь предполагает существованиеиндивидуальных сознаний, но этого необходимого условия недостаточно. Нужно еще,чтобы эти сознания были ассоциированы, скомбинированы, причем скомбинированыопределенным образом”, — пишет Дюркгейм. Идея дихотомии индивида иобщества красной нитью проходит через все научное творчество французскогосоциолога. В различных его исследованиях эта дихотомия выступает в формепонятийных пар, так или иначе воплощающих противоположность этих реальностей.“Индивидуальные факты -социальные факты”, “индивидуальные представления — коллективные представления”, “индивидуальное сознание — коллективное сознание”,“светское — священное” — таковы некоторые из основных дихотомий социологииДюркгейма.
В указанных вышедихотомических парах те стороны, которые воплощают остальную реальность,безраздельно господствуют: “коллективные представления” — над индивидуальными,“коллективное сознание” — над индивидуальным, “священное” — над “светским” и т.п. Социальные факты, по Дюркгейму, обладают двумя характерными признаками:внешним существованием по отношению к индивидам и принудительной силой поотношению к ним. Общество в его интерпретации выступает как независимая отиндивидов, вне- и надындивидуальная реальность. Оно — “реальный” объект всехрелигиозных и гражданских культов. Оно представляет собой более богатую и более“реальную” реальность, чем индивид, оно доминирует над ним и создает его,являясь источником всех высших ценностей.
Таким образом,характерная онтологическая черта “социологизма” — это “социальный реализм.Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в результатевзаимодействия индивидов; но, раз возникнув, оно начинает жить по своимсобственным законам.
1.2.2 Методологическийаспект “социологизма”
Тесно связан с егоонтологическим аспектом и симметричен ему:
· Посколькуобщество — часть природы, постольку наука об обществе — социология — подобнанаукам о природе в отношении методологии. Ее познавательной цельюпровозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей чзакономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективныхметодов, аналогичных методам естественных наук. Отсюда множество биологическихи физических аналогий и понятий а его работах, особенно ранних.
Основной принципего методологии выражен в знаменитой формуле, согласно которой асоциальныефакты нужно рассматривать как вещи. Исследованию должны подвергаться в первую очередь непонятия о социальной реальности, а она сама непосредственно; из социологиинеобходимо устранить все предпонятия, т. е. понятия, образовавшиеся вне науки.
Необходимо подчеркнуть,что этот тезис Дюркгейма имеет не столько онтологический, сколькометодологический смысл. “Рассматривать факты определенного порядка как вещи- не значит зачислять их в ту или иную категорию реальности; это значитзанимать но отношению к ним определенную мыслительную позицию. Это значитприступать к их изучению, исходя из принципа, что мы ничего не знаем о том, чтоони собой представляют, а их характерные свойства, как и неизвестные причины,от которых они зависят; не могут быть обнаружены даже самой внимательнойинтроспекцией”, — писал он. Это обстоятельство нередко игнорировалиинтерпретаторы и критики Дюркгейма.
· Изпризнания специфики социальной реальности вытекает самостоятельностьсоциологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, спецификаее методологии и понятийного аппарата. Отсюда же и методологический принцип, согласно которомусоциальные факты должны объясняться другими социальными фактами.
· Однако“социологизм” Дюркгейма выходит за рамки этого методологического принципа.Поскольку в соответствии с его “социальным реализмом” общество оказываетсядоминирующей, высшей реальностью, поскольку происходит социологизация какобъясняемых, так и объясняющих фактов. Социологический способ объяснениипровозглашается единственно верным, исключающим другие способы или включающимих в себя. Социология в результате выступает не только как специфическаянаука о социальных фактах, но и как своего рола наука наук, призванная обновитьи социологизировать самые различные отрасли знания: философию,гносеологию, логику, этику, историю, экономику и др.
Таким образом, социология мыслилась Дюркгеймомне просто как самостоятельная социальная наука в ряду других, но и как “система, корпус социальныхнаук”. В результате “социологизм” предстает не только как базоваясоциологическая концепция, но и как философское учение. Те глобальные проблемыприроды морали, религии, познания, категорий мышления, которые стремилсяразрешить в своих исследованиях Дюркгейм, нередко выходили за рамки собственносоциологической проблематики, являясь философскими в самой своей постановке.Отсюда его двойственное отношение к философии. С одной стороны, Дюркгеймотмечал в качестве одного из отличительных признаков социологического методанезависимость от всякой философии; с другой — он. по собственному признанию,всегда оставался философом.
Требование отделитьсоциологию от философии у Дюркгейма было в значительной мере связано с еюотрицательным отношением к умозрительным спекуляциям в социальной науке,которые, с его точки зрения, только дискредитируют се. Социология должнастроиться на эмпирическом и рациональном методическом фундаменте.
Таковы основныепринципы “социологизма”, посредством которых Дюркгейм обосновывал необходимостьи возможность социологии как самостоятельной науки. Разработку этих принципов оносуществлял в непрерывной полемике с самыми разнообразными концепциями человекаи общества: спиритуалистской философией, утилитаристской этикой,индивидуалистской экономикой, биологическим редукционизмом в социальной науке.Но особенно важное значение имел его антипсихологизм, который содержал в себеодновременно критику психологического направления в социологии и стремлениеосвободить последнюю от влияния психологии. Психологизм в то время был главнымвоплощением методологического редукционизма и индивидуализма; неудивительно,что именно в нем Дюркгейм видел явное и скрытое препятствие на пути становлениясоциологии как самостоятельной науки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Дюркгейм — один изобщепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и предметапреподавания. Влияние его идей присутствует в самых различных отраслях социологическогознания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладныхисследований. Все более или менее значительные социологические теории XX в. такили иначе соотносились с теорией основателя Французской социологической школы.В самых разных странах мира формирование социологии происходило подвоздействием дюркгеймовских идей.
· Дюркгеймдал одно из наиболее развернутых и убедительных онтологических обоснованийнеобходимости и возможности социологии как науки. Он доказывал, что общество — этореальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Вместе с тем онподчеркивал, что эта реальность обладает столь же высокой прочностью иустойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддаетсяпроизвольному манипулированию. Таким образом, Дюркгейм отстаивал необходимостьосторожного и уважительного отношения к обществу в социальной практике,важность опоры на реальные спонтанные тенденции при воздействии на социальныепроцессы.
· В связи с секуляризациейобщественной жизни Дюркгейм видел в обществе ту сущность, которая взамен Богасанкционирует и обосновывает моральные ценности и нормы. “Между Богом и обществом надосделать выбор, — говорил он. — Не стану рассматривать здесь доводы в пользу тогоили иного решения; оба они близки друг другу- Добавлю, что, с моей точкизрения, этот выбор не очень существен, так как я вижу в божестве только общество,преображенное и мыслимое символически”.
· Дюркгеймбыл склонен к сакрализации общества (освящению) общества как такового. Но этот изъян зачастую превращалсяв достоинство. Именно благодаря ему и в профессиональном, и в массовом сознанииутверждался высокий онтологический статус общества, а вместе с тем — и науки обобществе — социологии.
· Вслед за КонтомДюркгейм рассматривал общество главным образом как сферу солидарности,сплоченности, согласия. Не случайно изучение согласия в социологии считается дюркгеймовскойтрадицией.
· Известно, чторазделение труда не только порождает социальную солидарность; оно ведет кформированию специфических социальных групп со своими особыми, нередкоконфликтующими интересами, Это обстоятельство справедливо подчеркивал Маркс.Тем не менее, акцент Дюркгейма на солидарности и согласии имел под собою, вовсяком случае, не меньше основания, чем акцент на роли борьбы и конфликта вобществе, свойственный теориям Маркса и социальных дарвинистов. Очевидно,что социальная солидарность — не менее, а, вероятнее всего, более “нормальное”и универсальное явление, чем социальный конфликт.
· Важноезначение в социологии Дюркгейма имела трактовка общества как преимущественнонравственной реальности. Социальный вопрос для него был не столько экономико-политическим,сколько нравственно-религиозным вопросом. Мораль Дюркгейм понимал как практическую,действенную, реальную силу; все, что не имеет серьезного нравственногооснования, с его точки зрения, носит непрочный и временный характер. Поэтому онсчитал, что политические революции — это кровавые театральные действа, которыемало что изменяют в социальных системах. Для того, чтобы политическиепреобразования действительно вызвали социальные изменения, они должны выразитьи затронуть глубинные нравственные ценности и устремления общества.
· Дюркгеймвнес важнейший вклад в понимание общества как ценностно-нормативной системы. Он подчеркивал, что социальноеповедение всегда регулируется некоторым набором пpaвил, которые являютсяодновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными.Правда, Дюркгейм недооценивал тот факт, что различные социальные группызачастую по-разному интерпретируют одни и те же нормы и ценности. Но онпрекрасно выразил значение кризисов, нарушений и пустот в ценностно-нормативнойсистеме общества, введя в социологию очень важное понятие аномии.
· Его исследованияпредставляют собой образец сочетания теоретического и эмпирического подходов кизучению социальных явлений. Дюркгейм явился родоначальником структурно-функциональногоанализа в социологии: он исследовал социальные факты под углом зрения их функцийв конкретных социальных системах. Вместе с тем он не отказался полностью отсравнительно-исторической и эволюционистской методологии сравнивая между собойразличные типы обществ и рассматривая сложные общества как комбинации одних итех же простых элементарных единиц.
· Дюркгеймразработал методологические принципы социологической мышления, конкретныеметоды, правила и процедуры, касающиеся определения, наблюдения, объяснениясоциальных явлений, научного доказательства и т. д. Он внес вклад в самые разные отраслисоциологическою знания: в общую теорию, в частные теории, в исследованиеотдельных сфер и явлений социальной жизни: морали, права, отклоняющегосяповедения. семьи, воспитания, религии, ритуала и т. д.
· Провозгласивосновным принципом своей методологии необходимость изучать социальные факты каквещи, он отстаивал взгляд на социологию как на строгую объективную науку,свободную от всякого рода идеологических предрассудков и умозрительныхспекуляций. Безусловно, в его вере в науку было немало наивного и утопического.Но, тем не менее, эта вера, опиравшаяся на глубокую логическуюаргументацию и собственные научные исследования Дюркгейма, сыграла огромнуюроль в становлении социологии, признании ее научного статуса и авторитета.
· Дюркгеймвнес важнейший вклад в становление и утверждение профессиональнойсоциологической этики. В своих трудах он доказывал особое значение профессиональной этики всовременном обществе. Своей собственной деятельностью он демонстрировал высокийобразец этой этики в сфере социальной науки. Дюркгейм исходил из необходимостипрактической ориентации социологического знания. Но для того чтобы этаориентация могла осуществиться, для того чтобы социология приносила пользуобществу, он считал необходимым в процессе познания отделять профессиональнуюэтику социолога от гражданской этики, познавательные ценности — от любыхдругих.
· Будучипротивником растворения познавательных ценностей в иных, Дюркгеймодновременно был противником растворения социологического подхода в подходах, свойственныхдругим наукам. Это ревнивое стремление обосновать и отстоятьсамостоятельность социологии сочеталось у него с решительным неприятиемдилетантизма в этой науке, компрометировавшего ее в глазах ученых и широкойпублики: ведь в то время, как, впрочем, и теперь, под рубрикой или заглавием“социология” нередко фигурировало все, что угодно. Социологическая этикаДюркгейма — это этика честного, непредвзятого и компетентного исследования.
Дюркгейм былоснователем и редактором одного из первых в мире социологических журналов — “Социологический ежегодник” (12 томов, 1898-1913). Ему удалось привлечь к сотрудничеству в журналевидных представителей социальных наук. Сотрудники журнала, объединенныеприверженностью дюркгеймовским идеям, составили сплоченный коллективисследователей, получивший название Французская социологическая школа, илишкола Дюркгейма.
Школа отличаласьотносительно высокой степенью сплоченности, основанной на общноститеоретических и социально-политических взглядов, активной работе в журнале,разделении труда и специализации в определенных предметных областях, научномавторитете Дюркгейма, дружеских связях и т. д.
Среди участников школыбыли видные ученые: социолог и этнолог Марсель Мосс (возглавивший школу послесмерти ее основателя); социологи С. Бугле, Ж. Дави, М. Хальбвакс; экономист Ф.Симиан; правоведы Э. Леви, Ж. Рей, П. Ювелен; лингвисты А. Мейе, Ф. Брюно, Ж.Вандриес; синолог М. Гране и др.
Коллективная форманаучной работы, характерная для школы Дюркгейма, была новым явлением вакадемической сфере, существенно отличавшимся от прежних форм, основанныхисключительно на отношении “учитель-ученик”. Это был именно коллектив исследователей, каждый изкоторых, разделяя с другими некоторые общие теоретические воззрения, в то жевремя сохранял свою самостоятельность и творческую индивидуальность.
В последниедесятилетия наследие Дюркгейма и его школы в разных странах активноисследуется, интерпретируется и переосмысливается. Научное сообществопродолжает считать это наследие актуальным и плодотворным для развитиясоциологического знания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Методсоциологии. М„ 1991.
Дюркгейм Э. Социология и социальные науки // Дюркгейм Э.Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.
Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб., 1912.
beersite.narod.ru/durka/iis.html
Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М., 1965.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Понятие услуги в маркетинге
Реферат Принципы уголовно-исполнительно права
Реферат Исторический портрет Александра Невского
Реферат Where is the Life we have lost in living? Where is the wisdom we have lost in knowledge? Where is the knowledge we have lost in information
Реферат Физическая модель шаровой молнии
Реферат Недвижимость
Реферат Малайская операция
Реферат Влияние традиций народной педагогики на развитие нравственной культуры личности младшего школьника
Реферат Структурно-логические конспекты по учебным дисциплинам за и против.
Реферат Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Одигитрия»
Реферат § 3 Выводы Глава II. Развитие международных связей в системе управления образованием
Реферат Политические партии России как субъекты политического процесса и элементы политической системы
Реферат Расчет гидравлического привода технологического оборудования
Реферат Цена сыновьего предательства. По повести Ф. Абрамова "Поездка в прошлое"
Реферат Военные действия Московского государства в период "Смутного времени" (1604-1610 гг.)