--PAGE_BREAK--Наркомания имеет социальные причины и последствия. Для преступных элементов это самый легкий путь добывания денег. Злоупотребление наркотиками ведет к росту смертности, особенно среди молодежи, и развитию целого «букета» соматических и психических заболеваний. Экономике общества и его моральным устоям наносится материальный и морально-нравственный ущерб. На почве наркомании совершаются преступления, так как в состоянии «ломки» наркоман способен на любое преступление. Приобретение наркотиков становится причиной совершения преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Наркомания крайне отрицательно сказывается на потомстве. Дети рождаются с серьезными физическими и психическими отклонениями, что, в свою очередь, ведет к распаду семьи. Наркоман по мере развития болезни деградирует как личность, так как рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки.
Путь молодых людей к наркомании начинается с безнадзорности со стороны семьи и общества, когда подросток попадает под влияние так называемого авторитета неформальной группы. Предложение попробовать «травку» следует, как правило, после психологической обработки новичка. Привыкание зависит от индивидуальных особенностей личности, но происходит быстро. Физическая зависимость проявляется в том, что если наркотик не вводится, то наступает абстинентный синдром — «ломка», т. е. организм уже требует новой порции отравы. Человек попадает в рабскую зависимость от «наркоты», и деградация личности завершается.
Токсикомания — заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т.е. таблеток транквилизаторов (больные называют их «колесами»), кофеина, полученного из крепкого чая — «чифиря», вдыханием ароматических веществ бытовой химии. В состоянии опьянения, помимо эйфории, возникают зрительные галлюцинации.
Пьянство и алкоголизм. Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному и последующей социально-нравственной деградацией личности. Пьянство — это неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию.
По данным различных обследований, в России более 500 тыс. подростков-алкоголиков, 80—85% из них школьники и учащиеся ПТУ, в том числе 3,8% пьют систематически, 18% — умеренно, 27% — эпизодически.
Употребление подростками алкогольных напитков запрещено законом. Однако результаты некоторых обследований свидетельствуют, что 7 из 10 опрошенных впервые употребили алкогольные напитки в возрасте 10—11 лет. По мнению медиков, четвертая часть юношей и шестая часть девушек, употребляющих алкоголь, потенциальные алкоголики.
Сложность ситуации в том, что если к наркотикам подростки в большинстве случаев приобщаются через друзей и знакомых, то к алкоголю — через членов семьи. Они же по мнению некоторых исследователей, — основные поставщики алкоголя для подростков. В семьях, где традиционное употребление спиртного по праздникам и дням рождения еще не перешло в пьянство, дети воспринимают алкогольное застолье как естественное и даже обязательное явление. О том свидетельствуют сюжеты детсадовских после праздничных игр, имитирующих поведение взрослых за праздничным столом. Всегда в группе детей найдется организатор «празднества», объявляющий себя «тамадой», строго соблюдающий «правила» застолья, например, такие: «После первой рюмки не закусываем», «Пить надо до дна» и др. Участники игры, вспоминая прошедший праздник в своей семье, делятся друг с другом сведениями, какие алкогольные изделия подавались к столу, как и по какой рецептуре можно приготовить самогон или «слезы садовода», сообщают, сколько водки, самогона, чачи или чего-то другого им дали попробовать или выпить их родители.
На формирование алкоголизма влияет несколько факторов, среди которых главные — наследственность, характер, индивидуальные свойства личности и особенности окружающей среды.
К факторам, способствующим алкоголизации, можно отнести низкий уровень материального положения и образования. Влияет и обычай непременного угощения со спиртным. Одним словом, программирование предпочтительного отношения к алкоголю как обязательному элементу любого праздничного застолья начинается с самого раннего возраста.
В процессе детских игр с «алкогольным содержанием» явственно проявляются аспекты оценки детьми роли и назначения алкоголя. Им нравятся прежде всего ритуалы, связанные с потреблением спиртного, вызывает интерес его опьяняющее действие. Ритуалы формируют у ребенка отношение к алкоголю как к ценности и ориентируют на его потребление. А опьяняющее действие спиртного воспринимается как факт положительный, дающий повод для необычных ощущений и форм поведения, непозволительных для трезвого человека. И тот и другой аспекты вызывают повышенный интерес калкоголю. Так уже в первые годы жизни у ребенка закладывается модель будущего алкогольного поведения. Из этого следует, что развитию алкоголизма у подростков способствуют раннее приобщение к спиртному и формирование «алкогольного мышления».
Вторая причина пьянства подростков — усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя представляется символом самостоятельности, мужества, средством самоутверждения.
Привлекательность спиртного усугубляется для подростков популяризацией алкоголепития в кино и телевизионных передачах. Социологи США утверждают, что для подростков, проводящих до 5 часов у телевизора, примеры пьющих кино- и телегероев — наиболее действенная форма вовлечения в пьянство. Ими подсчитано, что в самых популярных программах, идущих в Америке с 20 до 23.00, за каждый час показывают в среднем 7,02 случая употребления алкогольных напитков (безалкогольных только 3,33 случая). При этом положительные герои прикладываются к рюмке в 5 раз чаще отрицательных[3].
Еще одна причина подросткового алкоголизма — пример сверстников. У детей и подростков из неблагополучных (особенно неполных) семей, как правило, культура общения не развита. Отсутствие душевной близости с родителями, контактов с детьми из семей благополучных, некоммуникабельность приводят к поиску «уличной», «дворовой» компании, в которой обязательным элементом общения и времяпрепровождения является выпивка. В такой компании, часто неоднородной по возрасту, пьющие подростки имеют реальные возможности для самоутверждения, проникаются самоуважением, чего не в состоянии получить ни в семье, ни в школе.
В последние годы выявлена еще одна причина влечения подростков к алкоголю. Наблюдается она у детей, о благополучии которых чрезмерно заботятся близкие. Попытки оградить свое чадо от неизбежных забот и обязанностей приводят к формированию у подростка комплекса таких черт характера, как безволие, зависимость, безответственность, неподготовленность к жизни. Внешне это благополучные, тихие, смирные, легко подчиняющиеся воле взрослых дети и подростки. У них как бы «соглашательский» тип характера, аморфный, без яркой индивидуальности. Нежелание преодолевать возникающие в жизни трудности приводит к поиску легких путей решения проблем, к несопротивлению дурным влияниям. Потребление спиртного для молодых людей такого склада является наиболее простым и доступным (благодаря материальной обеспеченности родителей), хотя и иллюзорным выходом из грудных ситуаций. Они — продукт среды. В здоровом коллективе они могут стать хорошими людьми, учениками, работниками, а в компании антисоциальных подростков легко спиваются. Их будущее зависит от окружения, в котором им придется жить и работать.
Если человек страдает какой-то формой олигофрении, врожденным физическим или психическим заболеванием, то здесь алкоголь выступает как компенсирующий фактор, позволяющий якобы сгладить дефекты личности. Для молодежи алкоголь служит универсальным средством раскрепощения и преодоления застенчивости, некоммуникабельности, от которой страдают многие подростки.
Проституция. Долгое время проституцию окружали мифы и таинственность, но у этих мифов есть две стороны: одна, внешняя, — приятная, другая — скрытая и нелицеприятная. Мифы о престижности занятия проституцией, о благородных «кавалерах», о насилии и неизбежности проституции так и остаются мифами. Красивые номера в гостиницах обычно заканчиваются грязными комнатами в притонах, салонами машин и подобными местами, кожно-венерическими заболеваниями, наркологическими больницами или «психушками». Таков обычный финал.
Термин «проституция» происходит от латинского слова — осквернение, обесчещение. Ученые выделяют в проституции следующие существенные признаки:
а) род занятий — удовлетворение сексуальных потребностей клиентов;
б) характер занятий — систематический промысел в форме половых связей с разными лицами, без чувственного влечения и направленный на удовлетворение половой страсти клиента в любой форме;
в) мотив занятий — заранее согласованное вознаграждение в виде денег или материальных ценностей, которые являются основным или дополнительным источником существования проститутки.
Помимо общих причин существования проституции, социально-экономических и морально-этических, можно выделить также специфические причины. Так, часть женщин обладает сильным либидо, и их потребности выше средних, отсюда выход на спортивный секс. Другая причина кроется в среде, которая окружает проституток. Это рэкетиры, сутенеры, содержатели «малин» и прочие уголовные элементы, которые устанавливают свои нормы взаимоотношений с проститутками и подчиняют их своему «уставу».
В чем заключается общественная опасность проституции? Во-первых, проституция — это форма социального паразитизма, Что выражается в уклонении от общественно полезного труда. Проституция способствует распространению венерических заболеваний и СПИДа. Такие женщины не способны производить на свет здоровое потомство. Происходит нравственное падение женщины, она утрачивает стыд, эстетические идеалы. Особенно опасно вовлечение в проституцию несовершеннолетних. Целесообразно ли установление уголовной ответственности за проституцию? На этот вопрос большинства экспертов отвечают отрицательно. Почему? В настоящее время государство воспроизводит условия, которые способствуют девиантному поведению и у государства нет моральных оснований вводить уголовную ответственность за проституцию.
Уголовное преследование привело бы к судебным ошибкам, так как доказать состав преступления чаще всего невозможно. Однако в Уголовном кодексе РФ существует ряд статей за «сопутствующие» проституции деяния (сводничество, содержание притонов и пр.). Следует отметить, что в статьях 198, 210, 226 и 228 УК РФ хотя и содержатся меры уголовного наказания, но в судебной практике они используются редко.
Рассмотрим проблемы предупреждения проституции. Ликвидация проституции дело безнадежное, так как сексуальные потребности — первейшая потребность человека. Речь поэтому идет не об искоренении проституции, а о ее цивилизованном регулировании. Факторами, сдерживающими проституцию, могут стать повышение жизненного уровня населения, реализация программы полового воспитания, сглаживание социального неравенства, введение уголовной ответственности за деятельность сутенеров, держателей «хат» и прочих, кто паразитирует на проституции. Государство должно четко определить свое отношение к организованной проституции.
Сегодня приходится признать, что нынешние власти не располагают возможностями активно воздействовать на предупреждение проституции. Организованная проституция между тем открыто развернула бизнес по «продаже любви». Рост проституции и половых дисгармоний неизбежно ведет к распространению СПИДа. По прогнозам ученых, через 10—15 лет эта эпидемия станет проблемой номер один. Вопрос, вводить ли уголовные санкции, или легализовать проституцию, остается открытым.
Суицидальное поведение. Суицид — это сознательное лишение себя жизни или попытка к самоубийству. Суицидальное поведение — саморазрушительное поведение, к которому можно отнести и такие формы девиантного поведения, как злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков и упорное нежелание лечиться, управление транспортом в нетрезвом состоянии, самоистязание, сознательное участие в драках и т. п.
Суицидальное поведение у подростков часто объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Помимо общих причин, есть и особые. Среди молодежи более распространены следующие: потеря любимого человека или высокомерно отвергнутое чувство любви; уязвленное чувство собственного достоинства; крайнее переутомление; разрушение защитных механизмов личности в результате алкогольного опьянения, употребления психотропных средств; токсикомания и наркомания; отождествление себя с известным человеком, совершившим самоубийство; состояние фрустрации или аффекта в форме острой агрессии, страха, когда человек утрачивает контроль над своим поведением.
Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний. Современная сексопатология выделяет патологические и иные отклонения в сексуальном поведении личности. Патологические девиации в форме всякого рода сексуальных извращений являются предметом исследования медицины и психиатрии. Непатологические девиации, т. е. отклонения в пределах нормы, являются предметом социально-психологического исследования, поскольку включают в себя отклонения от социальных и моральных норм в сексуальном поведении здорового человека.
В свою очередь все сексуальные девиации делятся на следующие основные группы: отклонения в отношении объекта сексуального удовлетворения (зоофилия); отклонения в способах реализации половой страсти (садизм, мазохизм и пр.); нетипичные отклонения в форме половой страсти к лицам своего пола или близким родственникам (гомосексуализм, лесбиянство, кровосмешение); отклонения, связанные с нарушением полового самосознания (транссексуализм); отклонения, связанные с изменением стереотипа полоролевого поведения (маскулинность) и пр. Правонарушения. Одной из форм антисоциального поведения, которое направлено против интересов общества в целом или личных интересов граждан, являются правонарушения.
В юриспруденции различают правомерное и неправомерное поведение граждан. Неправомерные действия (правонарушения) — это такие юридические факты, которые противоречат нормам права. Подобные действия нарушают установленный в стране и обществе порядок[4].
Все правонарушения делятся на преступления и проступки.
Преступление — противоправное, виновное, наказуемое общественно опасное деяние, посягающее на охраняемые законом общественные отношения и приносящее им существенный вред. Преступления квалифицируются по нормам уголовно-процессуального права.
Проступок — тоже противоправное и виновное деяние, но не представляющее большой общественной опасности. Проступки регулируются нормами административного, гражданского, трудового и другими отраслями права.
Правонарушения в форме проступка проявляются у подростков в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве.
Подросткам и юношам в возрасте от 14 до 18 лет присуща как корыстная, так и насильственная мотивация противоправного поведения. Корыстные правонарушения носят незавершенный «детский» характер, поскольку совершаются из озорства, любопытства, немотивированной агрессии. К подростковым и юношеским правонарушениям можно отнести угон автотранспорта, завладение предметами молодежной моды (радиоаппаратура, спортивный инвентарь, модная одежда, деньги, сладости, вино, табачные изделия). Насильственные правонарушения вызываются потребностями самоутверждения, стадным чувством ложно понятого долга перед своей компанией, недостатками воспитания, особенно в семьях, где нормой было пьянство, грубость, жестокость. К типичным насильственным правонарушениям можно отнести молодежные «разборки», которые сопровождаются нецензурной бранью, телесными повреждениями, насилием.
Подростки — одна из наиболее криминально активных частей населения страны. В 1998 г. численность подростков, совершивших преступления, составляла 164,9 тыс. человек (против 153,2 тыс. чел. в 1990 г.), ими или при их участии было совершено 189,3 тыс. преступлений (в 1990 г. — 164,7 тыс.). К настоящему времени доля подростков в общей численности осужденных составляет 12,3 % (в 1990 г. — 14,7%). Однако объясняется это не столько сокращением преступности, сколько увеличением возраста отправления подростков в места заключения. В мире и у нас в стране все большее внимание уделяется принципу ненасилия. Общество стремится вывести человека из расширяющихся зон риска, к которым могут быть отнесены следственные изоляторы, воспитательные колонии.
продолжение
--PAGE_BREAK--Характерной особенностью последних лет является «омоложение» преступников. Ежегодно в стране выявляете более 300 тыс. уголовных дел несовершеннолетних, причем более 100 тыс. преступлений совершаются подростками, и достигшими 14 лет. Подростки все чаще вовлекаются в преступные группировки взрослых: использование несовершеннолетних в преступной деятельности позволяет группировкам избежать уголовной ответственности, и это ведет к еще большему вовлечению подростков в эту сферу.
Наиболее частым преступлением является грабеж. Появился такой вид «деятельности» как вымогательство школьников у школьников. Новый для подростков вид преступления — детоубийства, похищение детей с целью выкупа.
В последние годы появилась еще одна тенденция. Раньше преступления совершали дети из неблагополучных, асоциальных семей. Сейчас — из благополучных. Первые грабили киоски, вторые совершают тяжкие преступления, грабежи, торгуют наркотиками, т.е. внешнее благополучие семей может быть обманчиво.
Одной из наиболее, значимых причин подобного является утрата монополии на воспитание детей родителями и школой. Семья, в которой ранее вместе жили представители трех поколений и которая веками была опорой государства, ушла в прошлое. Распад семьи многие психологи считают важнейшей причиной роста насилия.
Родителям все труднее приучать подрастающее поколение к определенной шкале ценностей, которая была бы понятна им и в которую оно могло бы поверить. Нормы, существовавшие во времена родителей, обесценились нередко сами родители потеряли ориентиры и не в состоянии приобщить детей к благородным занятиям.
Нарушения поведения детей и подростков и их социальная дезадаптация являются актуальной проблемой, и эта актуальность имеет четко выраженную тенденцию к росту. Отклонения от общепринятых социальных и морально-нравственных форм поведения детей и подростков ставят серьезные задачи перед семьей, дошкольными учреждениями, школой и обществом в целом.
Глава II. Профилактика и социальный контроль девиантного поведения среди подростков средствами социальной работы
§ 1. Профилактика девиантного поведения подросткового возраста
Первоосновой системы защиты детства выступает правовая база, которая включает международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции, методики. В качестве государственной правовой базы социальной защиты подростков следует назвать Конституцию РФ, Закон о семье, Закон об образовании. В России действует президентская программа «Дети России» (Указ Президента РФ от 18.08.94 г. № 474), издан Указ «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров». В 1994 г. Изданы ряд законов и постановлений, например «О гарантиях прав граждан Российской Федерации на получение образования», положения об учреждениях профессионально-технического образования, общеобразовательных учреждениях, стандартах образования, об организации летнего отдыха, принята программа «Вакцинотерапия».
Созданы и функционируют приюты для беспризорных детей, оставшихся без попечения родителей и взрослых. Эти мероприятия основываются на Указе Президента РФ от 01.06.92 г. «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы», Указе от 06.09.93 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав». Летом 1999 г. Вышел Федеральный закон, касающийся детской безнадзорности и системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно-летних. В письме Правительства РФ от 04.02.94 г. определено примерное положение «О создании и основных направлениях деятельности специальных учреждений (служб) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации». В 1994 г. Министерство социальной защиты населения Российской Федерации утвердило примерное положение «О специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».
Выделяются следующие основные направления деятельности по профилактике и преодолению социально-негативных форм девиантного поведения детей и подростков.
Повышение роли семьи в профилактике социально-отклоняющегося поведения у детей.
Это одно из наиболее важных направлений в деле профилактики формирования отклоняющегося поведения у детей и подростков. С древнейших времен известно, что корни порока идут из семьи. Многие проблемы можно решить, если суметь создать наиболее благоприятные возможности семейной жизни и семейного воспитания. Реализация этого направления требует решения комплекса проблем внесемейного и внутрисемейного характера.
Во-первых, требует решения проблема подготовки будущих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей.
В целом подготовка молодых людей к семейной жизни и воспитанию детей должна включать изучение следующих разделов[5]:
* основы взаимоотношения в семье;
* внутрисемейные конфликты, причины их возникновения, возможности предупреждения и пути преодоления;
* основы ведения семейного хозяйства, экономика семьи;
* основы семейного воспитания на различных этапах возрастного развития ребенка, подростка (данное направление решается чаще всего через школу либо центры по работе с семьей по мере роста ребенка) и др.
Непосредственно подготовка родителей к воспитанию детей представляет достаточно емкую педагогическую проблему. Для ее решения А. Дернова-Ярмоленко, например, рекомендовала учить молодую маму: методике изучения ребенка на различных этапах его возрастного развития; пониманию влияния на ребенка окружающей среды; умению считаться с окружающей средой, пользоваться ею; методам и методике воспитательного воздействия на детей на различных этапах их возрастного развития. Наряду с изложенным, для матерей рекомендовались специальные курсы по изучению аномальных, отсталых, слабых детей и детей, трудных в воспитательном отношении, беседы о значении искусств в деле воспитания, физические упражнения и игры детей, прогулки и экскурсии и др.
Во-вторых, создание благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях. Обстановка в семье — та среда, где прежде всего формируются основы мировоззрения растущего человека. С раннего детства ребенок именно в семье, в обстановке, в которой он живет, развивается и воспитывается, усваивает то, какими должны быть отношения между людьми (мужчины к женщине, взрослых к детям, детей к взрослым), знакомится с основами культуры общения и поведения, проведения досуга и пр. Одновременно формируется и будущий семьянин, человек, создающий, укрепляющий и реализующий потенциал семьи в соответствии с ее социальным предназначением.
Следует подчеркнуть, что безнравственная обстановка (пьянки, драки, истерические крики, грубость) помимо отрицательного примера может привести к серьезным психическим травмам ребенка, преодолеть которые в последующем исключительно трудно. Негативные проблемы семьи и семейного воспитания отрицательно сказываются на физическом, психическом и социальном развитии растущего человека.
В-третьих, предупреждение ошибок в семейном воспитании.
Как правило, в каждой нормальной семье родители заинтересованно относятся к воспитанию своих детей. Однако педагогическая неподготовленность нередко приводит к типичным ошибкам. Такие ошибки описаны в литературе. К наиболее характерным можно отнести: антипедагогическое поведение родителей как пример для подражания. Характерное проявление поведения родителей через так называемые «ложные авторитеты» описал А. С. Макаренко. Он, в частности, выделял авторитеты подавления, чванства, педантизма, резонерства, подкупа; утрата связи между родителями и детьми. Сохранить нормальные взаимоотношения между детьми и родителями удается, к сожалению, далеко не всегда. Утрата внутренней связи значительно снижает возможности целесообразного педагогического воздействия родителей на детей особенно в подростковом возрасте, когда оно наиболее важно.
В-четвертых, формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции.
Речь идет о формировании главного стержня, определяющего последующую позицию человека в оценке себя, окружающих людей, происходящих событий, своих действий и поступков, а также активность и направленность усилий в работе над собой. Нравственное воспитание начинается с самого раннего возраста. Упущения в этом отношении приводят к невосполнимым последствиям.
В-пятых, воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформировать у человека нравственно-волевые качества.
Волевые качества — это тот инструментарий, который позволит человеку самореализоваться, отстоять свою позицию, сохранить свое «Я». Отсутствие волевых качеств, превращает человека в стадное существо и может привести его под влияние другого, нередко социально — негативного лидера. В такой ситуации безвольный человек вполне может оказаться соучастником социально опасных действий группы. Нравственная основа развития личностных качеств человека определяет направленность его волевой активности.
В-шестых, недопущение насилия над ребенком, подавляющего волю, либо, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным.
Специалисты-психологи рекомендуют воспитателям в процессе применения принуждения учитывать следующее:
— не применять физическое наказание для детей младше 3 лет, так как это влияет на проявление их активности;
— воздерживаться от наказания детей и, особенно, подростков в присутствии сверстников. Публичное унижение подавляет волю, травмирует психику;
— не наказывать с применением силы за любую вину девочек старше 10 лет и мальчиков старше 14 лет. Переходный возраст особенно нетерпим к таким воздействиям, они могут привести к серьезным психическим травмам, формировать отчуждение детей от родителей;
— не наказывать ребенка хладнокровно, безжалостно, устраивать своего рода экзекуции как какую-то работу.
В-седьмых, недопущение приобщения детей и подростков к спиртным напиткам, курению, азартным играм.
Значительная часть проступков со стороны подростков и юношества совершается в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Приобщение подростка к наркотикам, с одной стороны, способствует разрушению организма, его деградации, делает его уязвимым по отношению к опасным инфекционным заболеваниям (например, СПИД), с другой — их употребление требует больших материальных средств, что побуждает наркомана к действиям уголовно наказуемым. В процессе воспитания ребенку с раннего детства постепенно и убедительно разъясняют, сначала в семье, а потом и в школе, пагубность алкоголя и наркотических средств. И все же наиболее действенным средством выступает личный позитивный пример родителей, старших братьев и сестер, старших товарищей.
В-восьмых, побуждение ребенка к самовоспитанию и обучение его методике работы над собой.
Важнейшая задача воспитания — подготовить человека к самовоспитанию. Чем старше человек, тем его роль в самосовершенствовании возрастает. Семья в этом плане не только способствует формированию нравственных ориентиров, развитию волевых качеств, но и помогает освоить навыки работы над собой.
Повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков.
В школе работают специально подготовленные педагоги. Этим специалистам вверяются дети и подростки для их дальнейшего обучения и воспитания. Ошибки и упущения в педагогической деятельности преподавателя дорого обходятся их воспитанникам.
В условиях образовательного учреждения ребенок сталкивается с еще одним воспитателем — коллективом. При этом он входит в различные группы, ощущает на себе их влияние.
Учитель, как воспитатель образовательного учреждения имеет возможность влиять на воспитанника не только непосредственно, но и опосредованно: через преподаваемый учебный предмет, коллектив класса, товарищей, микрогруппы.
Путями усиления воспитательной роли образовательного учреждения выступают:
— повышение качества подготовки преподавательского состава, формирование у него высокой педагогической культуры;
- создание наиболее благоприятной обстановки в условиях образовательного учреждения для педагогической деятельности;
- побуждение преподавательского состава к самосовершенствованию, росту своего педагогического мастерства и педагогической культуры;
- создание при образовательных учреждениях социальной службы, способствующей индивидуализации работы с детьми и подростками девиантного поведения, оказывающей помощь учителю и родителям в работе с ними;
- развитие системы внеучебной воспитательной работы с детьми и подростками в условиях образовательного учреждения.
Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы; семьи, школы и административных органов по месту жительства в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков
Единство семьи и школы объединяет и усиливает воспитательное влияние на детей и подростков. С этой целью практикуется:
* организация методических семинаров при школах для родителей (родительский лекторий, родительский семинар);
* повышение роли родительских комитетов в жизни школы, детского сада, усиление связи родителей и учителей;
* создание попечительских родительских организаций при образовательном учреждении; приобщение родителей к активному участию в мероприятиях класса, школы;
* посещение учителями детей на дому (проявление заинтересованного участия в том, как живут ученики);
* помощь и поддержка родителей в воспитательной работе с детьми со стороны учителя, социальногопедагога школы.
Управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения, взаимодействия ребенка в процессе его развития, воспитания
Значительное влияние на развитие, воспитание ребенка оказывают те люди, которые непосредственно взаимодействуют с ним. Их авторитет, сила влияния, способность внушать, покорять волю ребенка в значительной степени определяют, как они будут влиять на ребенка, подростка, в каком направлении они будут его вести.
Ребенок уже в детском саду оказывается в окружении определенного круга лиц, впоследствии он оказывается членом коллектива, различных сообществ, каждое из которых имеет свои традиции, обычаи, воспитательные возможности. К сожалению, далеко не каждое сообщество в воспитательном отношении носит положительный характер. Данный факт говорит о том, что от родителей, воспитателей требуется большое искусство в умении управлять воспитательными воздействиями на ребенка, подростка через тех людей, которые его окружают, те группы, коллективы, в которые он входит. Требуется искусство ограничить взаимодействие их воспитанника в том или ином окружении от влияния негативных (девиантных, криминогенных) лиц, групп, сообществ и, напротив, стремиться обеспечивать целесообразное влияние на него лиц позитивных, положительных групп, коллективов.
Развитие внешкольной системы консультирования и помощи семье и детям в преодолении девиантного поведения.
В настоящее время создаются как государственные, так и негосударственные центры по работе с семьей. Эти центры также состоят из квалифицированных специалистов, которые готовы провести диагностику и дать рекомендации для работы с детьми в домашних условиях либо рекомендовать специализированные центры по работе с детьми девиантного поведения. Значительная часть обращений в центры по работе с семьей относится к матерям. Их волнуют преимущественно вопросыдезадаптации детей в школе, в среде общения, личностные проблемы детей, взаимоотношения с ними, нарушение взаимопонимания, конфликтность и пр.
При центрах по работе с семьей открываются отделения дневного пребывания для детей. Здесь они получают возможность в благоприятных условиях проявить свои личностные возможности, получить консультацию, помощь в подготовке к занятиям, обрести новых товарищей, приобщиться к культуре. Особенно важно, что отделения работают бесплатно и ориентированы на самыемалообеспеченные слои населения. Однако таких центров и отделений дневного пребывания при них еще мало и многие только приобретают опытработы с родителями и детьми.
продолжение
--PAGE_BREAK--