Реферат по предмету "Социология"


Государство в системе социального партнерства

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Место государства в социальномпартнерстве
2. Роль государства в системесоциального партнерства
3. Государство и консенсус в партнерскихотношениях
4. Государство как выразитель общей волинарода
5. Социальное партнерство ирегулирование безработицы
6. Государственный минимальныйсоциальный стандарт
Заключение
Библиографический список

 
ВВЕДЕНИЕ
В мировой практике всеболее рельефно проявляются две основных модели государства с различными ихмодификациями. Первая — так называемая либеральная (монетаристская) модель. Онаосновывается на минимизации государственной собственности. И соответственно —абсолютизации частной, что предполагает резкое сокращение социальной функциигосударства. Либеральная модель основывается на принципе самовыживания,формирования личности — независимой, полагающейся только на себя, с определеннойсистемой нравственных понятий («если ты живешь бедно, то ты caмв этом и виноват»). К первой модели ближе всего государство в США. ВРоссии эта модель настойчиво внедрялась сначала правительством Гайдара, авпоследствии — с некоторыми модификациями — правительством Черномырдина.
Вторая модель —социально-ориентированная. Она основывается на свободном сосуществованииразличных форм собственности сильной социальной функции государства. Социально-ориентированноегосударство берет на себя целый ряд общенациональных функций, например, вобласти образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения. Оно в большейстепени защищает человека. Вторая модель характерна в основном для европейских,и в особенности для скандинавских стран: Израиля, Канады.
Наиболее концентрированноевыражение социально — ориентированная модель развития получила в таком понятиикак «социальное государство». Она заложена и в Конституции Российскойфедерации, где установлено, что Российская Федерация — социальное государство,политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойнуюжизнь и свободное развитие человека. Социальное государство имеет прямоеотношение к социальному партнерству, т.к. именно социальное партнерство ипредусматривает социально — ориентированную политику, проводимую государством.
1. МЕСТО ГОСУДАРСТВА ВСОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ
Социальнаяответственность государства проявляется в том, что оно выполняет ряд важнейшихсоциальных функций: корректирует стихийные процессы поляризации богатств, недопускает того, чтобы социальная дифференциация в обществе перешла допустимыепределы. В социальной политике это означает пере распределение (на основезакона) части богатств для поддержания малоимущих слоев — в этом состоитсущественное значение социального государства; определяет прожиточный минимум,который реализует через установленные законы о минимальных размерах заработнойплаты, пенсий, пособий по безработице;- обеспечивает гражданам определенныйкомплект бесплатных услуг в области образования, здравоохранения, экологическойбезопасности, доступности к культурным благам; создает минимальные необходимыеусловия для социального страхования.
Выступая как субъектсоциального партнерства, государство выполняет в необходимых случаях также своиадминистративные и информационные функции. Государство, например, принявшее насебя труд развивать предпринимательскую культуру, способно через средствамассовой информации, искусство и другие каналы воздействия нагляднорекламировать предпринимательство как благо для общества. Если в обществекультивируется представление о том, что создание собственной фирмы — делопрестижное и достойное, а на человека, создавшего собственное дело, смотрят содобрением, желающих последовать его примеру найдется немало.
Именно государство, и толькооно, объединяет всех граждан страны и способно (по этой причине) представлятьих общие потребности, интересы и цели, выражать общую волю народа, закреплятьее посредством законодательства и иных форм правотворчества, обеспечиватьпретворение ее в жизнь, применяя самые разнообразные методы, вплоть до прямогопринуждения.
Государство едино иединственно олицетворяет собой «становой хребет» и одновременно форму(«обруч») общества. Убери государство — и развалится общество наконкурирующие и борющиеся между собой части, погрязнет в бесконечных спорах,выяснении отношений, утверждении каждым именно своей «правды» вкровавых столкновениях и даже в гражданских войнах. Ослабляя его регулирующую,законотворческую и правоохранительную функции, невозможно прийти кцивилизованному социально — ориентированному рынку. Место государства всоциальном партнерстве определяется не только его общеэкономическими функциямии регулирующей ролью. Оно выступает в трех ипостасях: собственника,законодателя и арбитра (посредника). Государство продолжает оставаться крупнымсобственником и работодателем. В этом качестве государство через органыисполнительной власти выступает как равноправная сторона переговоров,заключения соглашений с другими субъектами социального партнерства, регулированиясоциально—трудовых отношений.
Далее, роль государствазаключается, в частности, в разработке соответствующего трудового и социальногозаконодательства. В настоящее время правовая база социального партнерства вРоссии слаба. Развивая ее важно систематически внедрять нормы международногоправа, ратифицировать ряд конвенций МОТ, предусматривающих более льготные дляработников и работодателей условия по сравнению с существующим российскимзаконодательством. Государство должно отказаться от политическогоманеврирования и давления в отношении двух других партнеров в системе«трипартизма», передать последним полномочия, которые принадлежатобъединениям работников и предпринимателей. Вмешательство государства в ихотношения представляется целесообразным лишь в тех случаях, когда той или инойстороной трудовых отношений нарушается трудовое законодательство; когда обеконфликтующие стороны не могут выработать компромиссного решения; когдадостигнутый компромисс наносит ущерб государственным интересам.
 
2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА ВСИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Основные составляющиеполитики государства в сфере социального партнерства: согласование междупартнерами на высшем (национальном) уровне основных направленийсоциально-экономической политики в целом, включая разработку основных критериеви показателей социальной справедливости, мер по защите субъектов трудовыхотношений; формирование и совершенствование механизмов и институтов,способствующих согласованию интересов социальных партнеров на различных уровнях;создание соответствующих органов, комиссий, призванных заниматься решениемзадач развития социального партнерства и регулирования социально-трудовыхотношений; содействие расширению участия трудящихся в управлении предприятиями,отраслями производства, делами государства и общества; развитие истимулирование переговорного характера процесса урегулирования возникающихмежду сторонами противоречий и разногласий; снижение уровня и смягчение остротысоциальных конфликтов посредством развития и совершенствования законоприменительнойпрактики, примирительных и согласительных процедур.
Социальностьгосударства в условиях формирования рыночной экономики и гражданского обществапроявляется в том, что оно берет на себя ответственность обеспечиватьсоблюдение индивидуальных свобод каждого гражданина и социальную защитуотдельных социальных групп и слоев. Формирование социального государства тесновзаимосвязано с развитием системы социального партнерства, которое способнозначительно разгрузить государство от многих социальных функций. Многие частныефирмы и компании, например, заявляют, что им необходимы более тесные контакты сместными властными структурами для решения многообразных узкоспециализированныхи социальных, проблем. В свою очередь, местные органы власти не противналаживания тесных взаимоотношений с миром частного бизнеса в развитиисоциальной сферы. Однако сложившаяся система разделения социальнойответственности, как правило, препятствует нормальным рабочим отношениямместных властей с частными, негосударственными предприятиями и организациями. Вэтой связи целевые программы государственной поддержки и развитияпредпринимательства могут стать надежной основой для осуществления многихконкретных проектов в экономической и социальной сферах.
Объективные условияскладываются таким образом, что властные структуры, развивая системусоциального партнерства, должны постоянно совершенствовать технологии имеханизм партнерских отношений. Как свидетельствует современная практика,наибольшее распространение в деятельности органов государственного управленияполучили заключения договоров, соглашений на основе достижения консенсуса поважнейшим направлениям социально-экономического и политического развития, путемсогласования интересов различных групп, слоев и классов.
Консенсус в партнерскихотношениях проявляется в следующих трех основных видах: позитивный, т.е.достаточный для предотвращения разрастания социальных конфликтов, недопущениямассовых социальных волнений, войн; негативный, при котором довольно высокуровень недоверия между основными субъектами социального партнерства;неоднозначный и обоюдоострый, характеризуется устойчивой тенденцией ростасоциальных конфликтов, забастовок, массовых акций протеста.
3. ГОСУДАРСТВО ИКОНСЕНСУС В ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
Ведущим факторомдостижения консенсуса в партнерских отношениях является соблюдение законности вдействиях сторон, формирование у них способности и умения договориться междусобой. Таким образом, речь идет по существу о согласовании позиций сторон приразработке и осуществлении всей экономической и социальной политикигосударства. В ситуациях, когда необходимо проведение срочных рыночных реформ,а в обществе отсутствует политическая стабильность, прочное трехстороннеесогласие становится первоочередной потребностью. Достижение согласия в периодреформ позволяет осуществить их в соответствии с коренными интересами обществаи уменьшает вероятность того, что основная масса населения, поверив обещаниямпротивников реформ, пойдет за экстремистами левого или правого толка.
Процесс согласования изащиты интересов работников и работодателей, предпринимателей можетосуществляться как непосредственно, путем организации взаимодействия органовгосударственного и муниципального управления с представителями профсоюзов иобъединениями работодателей, так и опосредованно в результате обменаинформацией, создания благоприятных условий для решения возникающих проблем,ведения переговоров и подписания коллективных договоров, соглашений.
Опосредованный характервзаимодействия органов государственной власти с общественными объединениямивыражается в том, что они, устанавливая связи, фактически напрямую вбольшинстве случаев не взаимодействуют с членами профсоюзов, работникамитрудовых коллективов, всеми предпринимателями, работодателями. Поэтому органыгосударственного и муниципального управления должны постоянно иметь в виду,каков авторитет и влияние тех или иных профсоюзов, общественных объединенийпредпринимателей, их руководящих структур среди трудовых коллективов,работников отраслей, интересы которых они представляют.
Органы государственнойвласти и местного самоуправления, взаимодействуя в сфере социальногопартнерства, выступают не только как посредники или арбитры, осуществляющиесогласование интересов работников и работодателей, но и как собственникипроизводственных мощностей, организаторы производственного процесса и какработодатели. По этому поводу продолжаются споры, дается различная оценка ролигосударства, властных структур в системе социального партнерства. Чем же должнозаниматься государство? Выполнять роль медиатора (посредника) или участника иполноправного партнера в системе трудовых отношений? В рамках российской моделисоциального партнерства государство выполняет роли и работодателя, ипосредника, в зависимости от удельного веса контрольного пакета акций напредприятии, в акционерном объединении или в отрасли.
Отмеченныеобстоятельства во многом определяют возможности, границы деятельности иповедения как институтов государственного и муниципального управления, так ипрофсоюзов, и объединений работодателей, предпринимателей, в сферевзаимодействия с государством по различным проблемам политической,экономической, социальной и духовной жизни общества. Эти же обстоятельства надоучитывать при анализе основных направлений, целей и задач развития партнерскихотношений на разных уровнях. У субъектов социального партнерства могут и должныбыть как общие, так и отличные друг от друга цели деятельности, что не толькоестественно, но и жизненно необходимо для каждой из сторон партнерскоговзаимодействия.
4. ГОСУДАРСТВО КАКВЫРАЗИТЕЛЬ ОБЩЕЙ ВОЛИ НАРОДА
Связи институтовгосударственного и муниципального управления с профсоюзами и объединениямипредпринимателей, работодателей можно рассматривать с разных позиций: с точкизрения согласования или констатации общих целей взаимодействия, а такжехарактеристики специфических направлений, осмысления особенностей поведениякаждого субъекта в зависимости от положения дел в сфере социально-трудовыхотношений в данный момент или в прогнозируемом будущем.
Объективно все тристороны — властные структуры, профсоюзы и объединения работодателей — в своейдеятельности стремятся к обеспечению экономического и социального прогресса, крациональному использованию трудового потенциала, улучшению условий труда ибыта работников, к созданию эффективной системы коллективных договоров исоглашений и т.д. Происходящие в экономике, на производстве процессы зачастуюпрепятствуют достижению названных целей, создают ситуацию, при которойгосударственные органы, объединения предпринимателей не в состояниисодействовать динамичному развитию производства, теряют контроль надсоциально-экономической обстановкой. В результате возникают конфликтныеситуации, нередко вынуждающие партнеров вступать в конфронтацию, заниматьпозицию противостояния, или организовывать акции протеста.
Государство, объединяявсех граждан страны, способно представлять в системе социального партнерства ихобщие интересы и цели, выражать общую волю народа, обеспечивать претворение еев жизнь, применяя самые разнообразные технологии, в том числе умиротворения,сдерживания, раскола «по горизонтали» и «по вертикали». Реализацию технологииумиротворения можно проследить на примерах привлечения госслужбой, органамивласти на свою сторону лидеров отдельных профсоюзов в целях создания своегорода противовесов менее лояльным профсоюзным объединениям и организациям.
Главным компонентомтехнологии сдерживания является принципиальный отказ властных структур,работодателей от каких-либо уступок в социально-экономической политике, преждевсего в вопросах финансирования. Технологии сдерживания подкрепляются чащевсего фактическим отказом институтов государственной власти при определенныхусловиях от взаимодействия с профсоюзами, группами и комитетами давления.Иногда даже объявляются своего рода запреты на лоббирование конкретныхсоциальных вопросов.
На практике технологиисдерживания реализуются властными структурами путем использования превентивныхмер: а именно, ответного, встречного давления на профсоюзы, реорганизацииотдельных звеньев системы государственного управления. Как известно,реорганизация, к примеру, министерств, ведомств, комитетов, снижение статусаодних и повышение роли других органов государственного управления затрудняютвход групп давления профсоюзов во властные структуры, устраняют в известноймере утвердившиеся процедуры принятия совместных решений, договоров,соглашений, а также дезавуирует ранее принятые.
В системе социальногопартнерства институтами государственной власти достаточно эффективноиспользуются технологии «раскола по горизонтали», выражающиеся в удовлетворениигрупповых притязаний одних — менее слабых и противодействии другим — болеесильным — профсоюзным объединениям и организациям; в создании исполнительнойвластью альтернативных групп давления и обеспечении ими поддержки в интересахпроведения экономических реформ. Технологии сдерживания, как свидетельствуетопыт, осуществляются и путем «раскола по вертикали». Это выражается вперенесении взаимодействия властей с конфликтующими корпоративными группами наиндивидуальный уровень.
 
5. СОЦИАЛЬНОЕПАРТНЕРСТВО И РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ
В 1998 г. принята иреализуется «Федеральная целевая программа содействия занятости населения РФ за1998-2000 годы». В ней включен специальный раздел «Социальное партнерство нарынке труда». В нем определена роль работодателей и представителей коллективовработников в решении (без прямого участия государства) вопросов организациирабочего времени, заработной платы, обеспечения подготовки, переподготовки иповышения квалификации работников. Однако ситуация на рынке труда продолжаетоставаться сложной. Во многих регионах сложилась критическая ситуация наместном рынке труда, наметилась тенденция стихийного воспроизводства кризисногосостояния и длительной продолжительности безработицы.
Политика занятостиимеет существенное значение для формирования цивилизованного рынка труда ипредотвращения социальных взрывов. Она тесно увязывается со структурнойперестройкой, с преобразованием форм собственности и общей стратегией развитияэкономики, с мерами по развитию мелкого предпринимательства.
В регулированиибезработицы акцент переносится с пассивных мер на активные. Пассивные мерынаправлены главным образом на решение проблем «излишков» рабочей силы. Сложившийсяуровень занятости рассматривается как реально существующая данность. Активныемеры предполагают позитивное воздействие на имеющийся уровень занятости путемсоздания необходимых условий для увеличения числа рабочих мест, в том числе засчет повышения квалификации рабочей силы. Выплата пособий безработнымувязывается с проведением активных мер по повышению пригодности этих людей длярынка труда. Большое значение придается местным инициативам по трудоустройству,поощрению инновационной и предпринимательской деятельности. В целях развитиярегиональной социальной мобильности в ряде регионов применяются компенсациирасходов по переезду на новое место работы и жительства.
Государство в союзе сработодателями, предпринимателями, профсоюзами выполняет влиятельную роль врешении многих других социально значимых проблем как совершенствование системыоплаты труда, охраны и обеспечения его безопасности. Несмотря на то, чтоскладывающаяся система партнерских отношений, довольно активно адаптируется кновым экономическим условиям, еще не в полной мере удается установить балансинтересов наемных работников и работодателей и реализовать меры, направленныена повышение экономических результатов работы предприятий и отраслей врегионах.
 
6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙМИНИМАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Под государственнымминимальным социальным стандартомпонимается установленный законом РФминимально необходимый уровень социальных гарантий, выражаемых в социальныхнормах.
В результатеустановления и применения государственных минимальных социальных стандартовпоявляется возможность проведения более эффективных мероприятий по: обеспечениюудовлетворения важнейших потребностей населения в основных материальных благахи социальных услугах; использованию средств бюджетов всех уровней и государственныхвнебюджетных фондов на социальные нужды; государственной поддержке развитиясоциальной сферы и социальной защите населения; выравниванию уровня социальногоразвития на территории субъектов РФ; концентрации финансовых ресурсов на приоритетныхнаправлениях государственной социальной политики.
В законопроектепредлагается устанавливать государственные минимальные социальные стандарты вкачестве основы для нормативного закрепления доходов и расходов на социальноеразвитие по уровням бюджетной системы РФ и местными органами самоуправления. Всостав системы государственных минимальных социальных стандартов включеныстандарты в области доходов и СЗН, образования, здравоохранения, культуры,юридической помощи гражданам и жилищно-коммунальной сфере. Номенклатура типовсоответствующих государственных минимальных социальных стандартов и нормативовфинансовых затрат на обеспечение их реализации сформированы по предложениям заинтересованныхминистерств и ведомств.
Система государственныхминимальных социальных стандартов выдвигается в качестве базы для формированияи исполнения социальных статей бюджетов всех уровней и межбюджетных отношений,а также формирования и использования внебюджетных фондов. При определениибюджетного финансирования отраслей социальной сферы на очередной год каждомураспорядителю бюджетных средств на основе государственных минимальныхсоциальных стандартов и нормативов текущих и капитальных затрат на ихобеспечение необходимо устанавливать государственные и муниципальные задания попредоставлению социальных услуг. Предлагается использовать программы, прогнозы,и схемы социально-экономического развития, а также планы и программы развитияотраслей социальной сферы на соответствующей территории.
В законопроектеустанавливается ответственность руководителей и должностных лиц за несоблюдениеи ненадлежащее использование финансовых средств, выделенных на обеспечениереализации государственных минимальных социальных стандартов. Контроль заобеспечением и соблюдением государственных минимальных социальных стандартоврекомендуется осуществлять в форме парламентского, административного иобщественного контроля на основе принципа гласности.

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Какие же уроки можнобыло бы извлечь из российского опыта на рубеже XX-XXIвв. для органов государственной власти и реализации ими своих функций в системесоциального партнерства?
Во-первых, — осознание,что современное государство должно освободиться от госмонополизма в экономикеи, используя макроэкономические регуляторы, задавать «правила игры», обеспечиватьих соблюдение независимыми субъектами социального партнерства.
Во-вторых, —преодоление госмонополизма в экономике возможно лишь целенаправленнымисовместными усилиями властных структур, представителей объединений работников,работодателей и бизнеса. В системе социального партнерства органыгосударственной власти должны обеспечивать соответствие результатовпереговоров, договоров, соглашений целям государственнойсоциально-экономической политики, содействовать общественно-политическомусамоопределению социального слоя работодателей, предпринимателей. Усилияорганов исполнительной власти должны быть направлены на согласование интересовразличных социальных групп, слоев общества, их общественных организаций в целяхрешения актуальных задач в социально-трудовой сфере.
В-третьих, необходимочетко определить границы и функции государственной службы, властных структур поотношению к профсоюзам, общественным объединениям предпринимателей,работодателей. Задачей политического руководства все больше становитсяорганизация и совершенствование на практике уже достигнутого согласияотносительно целей реформ. В этой связи целесообразно:
-  подготовитьконцепцию взаимодействия органов власти с профсоюзами общественнымиорганизациями предпринимателей, работодателей, которая способствовала быпреодолению политического отчуждения, совершенствованию организационных формсоциального партнерства;
-  сформироватьсистему коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений наоснове социальных стандартов и индикаторов;
-  разработатьобщие принципы ведения переговоров, подготовки и заключения соглашений на федеральном,региональном и территориальном уровнях, присоединения к заключеннымсоглашениям, распространения их действия на организации, не участвовавшие в переговорномпроцессе; сформировать критерии определения представительности объединенийпрофсоюзов и работодателей, их полномочности на ведение коллективныхпереговоров;
-  подготовитьправовые основы, обеспечивающие участие представителей объединений профсоюзов иработодателей в разработке законодательных и основных нормативных актов,относящихся к социально-экономической политике.
Установлениепартнерских отношений с общественно-политическими и общественно-гражданскимиформированиями на территории позволяет власти не только успешно решатьэлекторальные проблемы, способствует снижению социальной напряженности врегионе и муниципальном образовании, но и снизить финансовые затраты за счет:построения механизмов адресной социальной помощи; содействия переходу общественныхорганизаций из позиции просителей к оказанию населению различного типасоциальных услуг и выходу на самообеспечение; передачи некоммерческиморганизациям третьего сектора некоторых административных функций на основеконкурсности социального и муниципального заказа; привлечения в город (район,округ, муниципальное образование) путем создания силами НКО социально значимыхпроектов и программ, инвесторов и доноров, дополнительного финансирования изфедеральных программ и от отечественных и зарубежных благотворительных Фондов;использования ресурсов благотворительности и потенциала волонтерской деятельности.
Витоге обращения к новым ресурсам возможно изменение существующего сегоднястереотипа, рассматривающего экономику как пополняющую доходную часть бюджета,а социальную сферу — как расходную его составляющую. При этом возникает новоевидение территории и региона как сферы не только «реальной» или«социально-ориентированной» экономики, но и целостной — «социальной экономики», что, в свою очередь, может устранить снисходительно-патронирующееотношение местной власти к населению и общественности, мобилизовать активностьжителей на развитие города, района, территории; а также раскрыть возможностичеловеческого потенциала для решения общих насущных проблем.
Идеяпартнерства станет движущей силой, в случае если «овладеет народнымимассами». Доверие между партнерами — различными субъектами социально-экономическогоразвития территории, возникает при «прозрачности» и открытостивзаимных намерений и действий. Особенно это касается принятия стратегических,жизненно важных решений относительно городского развития: местного бюджета,градостроительства, рынка труда и занятости, миграций, безопасности иправопорядка, жилищно-коммунальной реформы, социальных программ, экономическойи промышленной политики и т.д.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1. Юрьева Т.В. Социальная экономика:Учеб. для студ. вузов, обучающихся по эконом, спец. — М.: Дрофа, 2001. — 352 с.ISBN 5—7107—4289—9
2. Серия ЭКОНОМИКА. Социальная политика.Государственный Университет ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ. Учебники для Высшей школы. 2003– 2005. ООО «ИД РАВНОВЕСИЕ». Программа «Электронная книга».
3. Серия ЭКОНОМИКА. Экономика социальнойсферы. Государственный Университет ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ. Учебники для Высшейшколы. 2003 – 2005. ООО «ИД РАВНОВЕСИЕ». Программа «Электронная книга».
4. Иванова В.Н., Безденежных Т.И.Управление занятостью населения на местном уровне: Учеб. пособие. — М.: Финансыи статистика, 2002. — 192 с.: ил.
5. Социальная политика: Учебник / Подобщ. ред. Волгина Н.А., М.: Изд-во РАГС, 2003. – 548 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.