Санкт –Петербургский Государственный Морской Университет
Кафедрафилософии и социологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Брак исемья в мусульманских странах
Выполнил: студентгруппы 7401
Мельникова М.
Проверил: СолдатоваН.П.
СПб 2009 г.
Оглавление
Введение
1. Бракв мусульманских странах.
1.1 Определениебрака.
1.2 Значениебрака в мусульманских странах.
1.3 Развод.
1.4 Современныевиды брака в мусульманских странах.
1.5 Особенностимусульманского брака.
2 Семьяв мусульманских странах
2.1 Определениесемьи.
2.2 Значениесемьи в мусульманских странах.
2.3 Проблемысемьи в мусульманских странах.
2.4 Дети в мусульманских странах
Заключение
Списоклитературы
Введение
Социология семьи,рассматриваемая в широком смысле как социологическая наука о семье, являетсястарейшей интеллектуальной дисциплиной. Издревле все попытки осмысленияобщественной жизни людей, так или иначе, но неминуемо были связаны с пониманиемсемейно-ролевой организации. Интерес к происхождению человечества и кчеловеческой истории всегда сопровождается интересом к браку и семье, родствукак специфическим формам существования, сохранения и возобновления жизнипоколений.
Нет ни одного человекана Земле, в жизни которого не существовала бы семьи. С детства мы окруженывнимательными и добрыми родителями, а вырастая, ищем себе любящую и вернуювторую половину, появляются дети. В мусульманских странах семье и бракууделяется особое внимание. Это закреплено исторически – обычаями и традициями.
Ислам является второйпо многочисленности религией, ее исповедуют около 1,5 миллиарда человек. Брак вИсламе рассматривается, как естественные узы между мужчиной и женщиной.Действительно, Аллах (субхамаху ва тааля) в Коране говорит:
«O, люди! Будьтеответственны перед Богом вашим,
Который произвел вас отодного-единственного человека,
И от него Он произвелжену его,
И от них обоихпроизошло много людей;
Бойтесь Аллаха и того,с кем Он связал вас взаимными правами;
Не прерывайтеродственных отношений. (Коран, 4:1)
Пророк Мухаммед,описывая сходство между мужчиной и женщиной, сказал:
»Женщины и мужчины- словно дети-двойняшки. "
В другой суре намнапоминают, что мужчины и женщины существуют не случайно, а их естественноевлечение друг к другу — не просто совпадение. В Коране сказано, что Аллахсоздал любовь и взаимную привязанность в сердцах супружеской пары, как великоенапоминание о Себе:
«И среди Егознаков — то,
Что Он создал для васжен из вашего же окружения,
Чтобы вы находили в нихлюбовь и утешение,
И посеял между вамисимпатию и привязанность.
Истинно, в этом Знакдля людей мыслящих.» (Коран, 30:21)
С самых истоков ИсламаМусульманам внушалось, что брачные отношения — это источник любви, состраданияи понимания. В частности, у мужчин поощряется внимательное, доброе отношение кженам, что говорится и в Коране, и в высказываниях Пророка Мухаммада. В Коранесказано:
«Живите со своимиженами в мире и согласии,
Так как если вы ихневзлюбите,
Вы отвернетесь отисточника радости и наслаждения,
Предоставленного вамАллахом.» (Коран, 4:19)
Пророк Мухаммедговорил:
«Лучший из вастот, кто является образцовым для своей семьи (жены), как я являюсь длясвоей.»
В настоящее время почтиво всех странах проживают люди исповедующие ислам. В более чем 50 странах исламявляется государственной религией. Законы, обычаи и традиции в таких странахидут в соответствии с религией. Важные для людей события в жизни (брак,рождение ребенка, развод, смерть) сопровождаются религиозными обрядами. Отступлениеот правил жестоко карается. В основном это развивающиеся страны, либо небольшиегорода и поселки в развитых странах.
В некоторых странах,являясь государственной религией, ислам не сильно влияет на население, вернеена его жизнь. Важные в жизни людей события уже не сопровождаются религиознымиобрядами.
Цель: дать определениесемье и браку в мусульманских странах, выделить их виды и определить влияниеразвитие государств на брак и семью и отношения в них
Задачи:
1. Датьопределение браку и семье в мусульманских странах.
2. Выделитьособенности брака и семьи в мусульманских странах.
3. Выделитьвиды брака и семьи в мусульманских странах.
4. Определитьвлияние развития государства на брак и семью в мусульманских странах.
Гипотеза:
Современная мусульманскаясемья, претерпев экономические, социальные и другие изменения в настоящеевремя, в большинстве своем, представляет собой нуклеарную семью. Произошлаевропеизация мусульманской семьи.
1. Чтотакое брак
Брак – этосанкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной иженщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу.
С точки зрения правабраком считается только свободный, добровольный, равноправный союз мужчины иженщины, заключенный с целью образования семьи с обязательным соблюдениемустановленных законом требований и порождающий между супругами взаимные личныеи имущественные права и обязанности. В нашей стране действительным признаетсятолько брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Обязательнаягосударственная регистрация брака была установлена в декабре 1917 года спринятием Декрета ЦИК и СНК РСФСР « О гражданском браке». В настоящее времяпорядок вступления в брак регулируется Семейным кодексом Российской Федерации,принятым Государственной Думой 18 декабря 1995 года.[1]
1.2 Значениебрака в мусульманских странах
С лингвистической точкизрения «брак» (по-арабски «ан-никах») имеет два значения:бракосочетание и совокупление с женщиной. Сказал Абу Али ал-Кали:«Используя данное слово, арабы вкладывают в него различный смысл. Так,если говорят: „Никаха фуляна бинт фуляна“, то имеют в виду, что нектоженился на такой-то. А если говорят: „Никах имраатуху ав завджатаху“,то имеют в виду только „совокупление“, „половой акт“,имевший место между мужчиной и женщиной.
Слово»ан-никах" в Шариате означает «заключение договора междумужчиной и женщиной для удовлетворения друг друга, создания хорошей семьи иформирования здорового союза».
Исходя из этого, мыделаем вывод о том, что смысл заключения брачного договора сводится не просто кполучению «взаимного удовольствия», но еще означает и «созданиехороших, крепких отношений между мужчиной и женщиной.[2]
В мусульманских странахширокое распространение имеют полигамные браки. Полига́мия — многобрачие,при котором брачный партнёр одного пола имеет более одного брачного партнёрапротивоположного пола. Имеет две формы — полигиния и полиандрия.
Обычай полигиниисуществовал у большинства народов во всех частях света и до сих пор существуету племён Африки, Меланезии, Америки и т. д., а также у исповедующих ислам ибуддизм народов Азии и Африки. Нигде, однако, полигиния не встречается какобщее явление для целых народов, так как в таком случае необходимо было бы покрайней мере вдвое большее число женщин, чем мужчин. Полигамия упоминается и вВетхом Завете. Среди библейских многожёнцев — Авраам, Иаков, Исав, Давид иСоломон.
Обыкновенно полигамияявляется привилегией более знатных, богатых или храбрых, и по отношению к нимявляется — по крайней мере, первоначально, а фактически (например, у султанов,шахов и т. д.) ещё и теперь — неограниченной; но впоследствии обычай,переходящий в закон, большею частью ограничивает полигамию известным числом жён(напр. у мусульман — четырьмя). У индусов закон ввёл моногамию только у шудров,людей низшего и бедного класса; в варне вайшьев можно было иметь 2 жены, вварне кшатриев — 2 или 3, в варне брахманов — до 4.
С социологической точкизрения наличие или отсутствие официальной регистрации брачных отношений,юридического их оформления является чрезвычайно важным индикатором состояниясемьи как социального института.
В мусульманских странахгосударственная регистрация брака хоть и существует формально, но не являетсяобязательной. Наличие же зарегистрированного в установленном порядке брака, неявляется препятствием для бракосочетания в мечети.
Правовая базамусульманского брака, к сожалению, недостаточно урегулирована назаконодательном уровне. Она базируется на Коране и Сунне – основополагающихисточниках права. Предметом этой области являются семейные и наследственныеотношения, опека и попечительство, взаимные обязанности супругов, родителей идетей, других родственников. Что касается полигамного брака, то это прямопредусмотрено в положении 4:3 Корана: «»… женитесь, на тех, что приятнывам, женщинах – и двух, и трех, и четырех».
Мусульманин вправезаключить брак с любой женщиной, кроме атеистки. Это объясняется нормамишариата, в соответствии с которыми мужчина с его неограниченной властью в семьесможет обратить жену в свою веру. Однако обязательным условием мусульманскогобрака является возможность мужчины финансово обеспечить своих жен и детей.
Не допускаются бракиженщин-мусульманок с представителями другой веры. За вступление в бракмусульманки с представителем другой веры, законодательством некоторыхмусульманских стран предусмотрена уголовная ответственность в виде тюремногозаключения.
При бракосочетании,если муж ставит условие, что женится на девушке, и если выясняется, что это нетак, он имеет право расторгнуть брак. Если мужчина за неимением жены нарушилзапрет ислама, т.е. имел интимные отношения с женщиной, шариат требует, чтобыон женился на ней. Учитывая легкость мусульманского развода, это требованиешариата не создает никаких хлопот для мужчины. Однако с точки зрениямусульманской этики такой поступок может иметь неприятные последствия, как длямужчины, так и для женщины, особенно если он станет известен посторонним, аименно общественное порицание, которое может повлечь отказ от вступления в бракс таким человеком.
1.3 Развод
брак мусульманский семья развод
Вразводе по — мусульмански инициатива практически всегда исходит от мужа,который пользуется неограниченными правами. Для мужчин упрощена процедураразвода: ему, как главе семьи, достаточно устного заявления. Развод считаетсясостоявшимся, если мужчина прилюдно трижды заявит: «Ты мне не жена».Однако и при формальном равенстве мужчины в исламе, разводы в среде малоимущихслоев населения встречаются реже, в связи с дороговизной юридической процедурыв имущественных вопросах, вопросах, в вопросах алиментов, воспитания исодержания детей, и других сопредельных вопросах.
Основные причиныразводов в мусульманских странах:
· Нарушениекаких – либо обязанностей;
· Вероотступничествоодного из супругов;
· Прелюбодеяниеодного из супругов;
· Физическиенедостатки или психические болезни одного из супругов.
Право разорватьсемейные узы в мусульманском мире имеет только мужчина.
Впрочем, для женщинымусульманское право также оставляет возможность избавиться от неустраивающих еесемейных отношений. Женщина может подать заявление в суд, но решение орасторжении брака будет вынесено лишь при наличии очень веских причин.
1.4 Современные виды брака в мусульманских странах
Существуетдостаточно большое количество видов брака. Многие из них прошли долгую историюи выдержали огонь, воду и медные трубы. Другие преобразовывались идеформировались с течением времени, подстраиваясь под современное общество.Итак, на сегодняшний день существуют следующие виды брака:
Церковный брак –освящённый какой-либо церковью брак. Во многих странах имеет юридическую силу,в некоторых является единственной легальной формой брака. Другие государства, втом числе и Россия, в настоящее время не признают юридической силы церковногобрака, поэтому священники перед его заключением рекомендуют провестирегистрацию в органах ЗАГС. В Православии и у католиков бракосочетаниесоставляет одно из Таинств – Венчание.
Гражданский брак –брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участияцеркви. В последнее время простое сожительство людей часто именуют гражданскимбраком, что неверно. А правильное название Фактический брак илинезарегистрированный брак – отношения между партнерами -«супругами»,не оформленные в установленном законом порядке. Даже при ведении общего хозяйстваи/или наличии общих детей признаётся юридически не везде и не всегда. В СССРпризнавался в 1926–1944 гг. Согласно ныне действующему Семейному кодексу РФ,незарегистрированное совместное проживание мужчины и женщины не порождаетбрачных прав и обязанностей, хотя права детей, рождённых в браке, не отличаютсяот прав детей, рождённых вне брака.
Лет десять назад натакое решались лишь самые бесстрашные влюбленные, сегодня большинство молодыхлюдей, прежде чем зарегистрировать брак, живут порой по несколько лет именно вгражданском браке. Может и стоит это принять во внимание, так как это даетлюдям попробовать на вкус семейную жизнь. Хотя по-прежнему много противниковэтого вида брака.
Морганатический брак –брак между лицами неравного положения. В настоящее время это понятиесохранилось в династических регламентах и законах ряда стран.
Временный брак – вотдельных странах законодательство признаёт его юридическую силу.Продолжительность определяется соглашением сторон и устанавливается в брачномдоговоре. Одновременно устанавливается размер выкупа, который супруг передаётжене в таком браке. По истечении срока, на который он был заключён, брак, ивсякие правовые отношения между супругами считаются прекратившимися.
Фиктивный брак –оформление брака без намерения создать семью, для получения от государствасвязанных с ним преимуществ. Доказанное отсутствие намерения создать семью вРоссии является основанием для признания брака недействительным.
Полигиния –одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Конечно, бракзаключается мужчиной с каждой из женщин отдельно, причем возможны градации. Вшариате есть ограничение на количество жён – не более четырёх. Все остальныежительницы гарема жёнами не считаются, однако у них есть определённые гарантии(от хозяина гарема) признания ребёнка в случае его рождения. Тем не менее, ихположение существенно ниже, чем у жён, и скорее напоминает рабство. Что ж, утакого вида брака есть свои объяснения – традиции, демографическое положение. ВРоссии тоже можно встретить последнее время что-то подобное. Правда,неофициальное, но есть пары, живущие по три человека. Хотя, нужно заметить, чтов древних обществах был обычай забирать к себе жену погибшего воина. Это могсделать родственник.
Полиандрия –одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречаетсяредко, например, у народов Тибета, Гавайских островов. Опять же, причина вдемографической ситуации.
Групповой брак –сожительство нескольких женщин с несколькими мужчинами. В наше время являетсяформой экспериментов молодежи. Иногда называется «шведской семьей», хотя самишведы выступают против такого определения. Ранее многие учёные утверждали, чтогрупповой брак существовал в первобытном обществе при матриархате ипредшествовал институту парного брака; в настоящее время эта теория считаетсявесьма сомнительной.
Однополый брак –сожительство гомосексуальной пары. Во многих странах Запада (Дания, Норвегия,Швеция, Гренландия, Исландия, Нидерланды, Франция, Бельгия, Германия,Финляндия, Люксембург, Новая Зеландия, Великобритания и Северная Ирландия,Чехия, Швейцария с 2007 года), а также некоторых регионах стран Северной иЮжной Америки однополые пары могут заключать брак. Некоторые церкви такжепризнают гомосексуальный брак (например, Шведская епископальная). Всоответствующих национальных языках и законодательствах используется то жеслово, которое переводится на русский язык как «брак»; заключение такого союзапорождает сходные с браком юридические последствия. Впрочем, понятно, что изэтих последствий есть ряд естественных исключений, поскольку в таком союзе неможет быть общих биологических детей (но могут быть приемные). В большинствестран, в том числе и в России, однополые браки не признаются и нерегистрируются.
Многие видывышеперечисленных браков существуют в мусульманских странах. Наличие одного илинескольких видов брака обуславливается геополитическим положением страны: чемоно лучше – тем больше видов брака в стране.
С течением временинекоторые виды браков по своей сути остались прежними, но некоторые изменения вних произошли, например полигиния. Столетие назад это была одна израспространенных форм брака на востоке (гарем). Объяснялось это экономическойвыгодой: семьи, в основном в небольших поселках, состояли из мужа и несколькихего жен и детей, которые занимались сельским хозяйством и домашними делами. Такони себя не только обеспечивали продуктами питания, но и, продавая излишки,покупали одежду и другие вещи. Так же гарем был атрибутом богатых ханов ипадишахов. Это было уже обусловлено не экономическими потребностями, апрестижем.
В настоящее время вмусульманских странах существуют браки одного мужчины с несколькими женщинами.В странах, например в Турции, современный закон разрешает иметь только однужену. Однако ислам допускает многоженство. Чтобы соблюсти закон, мужчины спервой женой регистрируют свой брак в органах ЗАГСа. Со второй же женойсовершают обряд исламского бракосочетания.
В других мусульманскихстранах (Иран, Ливия) для того чтобы взять вторую жену нужно нотариальное согласиепервой жены.
1.5 Особенности мусульманского брака
Мусульманскиебраки отличаются прочностью, особенно по сравнению с браками в сегодняшнемсветском обществе. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, в отличиеот светских браков, где добрачная любовь и близость считаются неизбежными,основной составляющей мусульманского брака является общая система ценностей,общие принципы и образ жизни. Вследствие этого мусульманские муж и жена, дажебудучи носителями различных культур или выходцами из различных слоев общества,обладают приблизительно одинаковыми мировоззрением, системой ценностей, вомногом схожими привычками и поведением, что дает им возможность гармоничносочетаться друг с другом.
Крометого, при всех сегодняшних трудностях мусульманского мира прочность семьипоощряется и поддерживается различными общественными институтами. Это полностьюпротивоположно ситуации во многих частях западного мира, где разводуспособствует — можно даже сказать, делает его неизбежным — влияние различныхсоциальных факторов, которые ослабляют не только преданность супругов другдругу, но и способность человека поддерживать устойчивые и постоянныеродственные отношения с другими людьми. В-третьих, мусульмане в прошлом, какправило, жили среди других народов и поэтому умеют приспосабливаться кразличным обстоятельствам; благодаря этому они относятся к другим терпимо ипривыкли прощать, даже, несмотря на возможные разногласия и трения.
Другаяпричина устойчивости браков в Исламе заключается в том, что мусульмане и мусульманкив большинстве случаев совершенно согласны со своими мужской и женской ролями. Врезультате, поскольку разделение ролей и обязанностей между мужем и женой четкоопределено и признано, многих проблем и трений удается избежать. А кроме того,мусульмане чаще всего окружены множеством родственников и друзей. Это даеткаждому из супругов возможность вести собственную жизнь независимо от другого,поддерживая отношения со многими другими людьми, имея разнообразныеэмоциональные отдушины и источники поддержки. Таким образом, ни муж, ни жена непринуждаются к полной зависимости от единственного родственника, означающей,что лишь только этот последний может быть источником его или ее эмоциональногоудовлетворения, тем самым взваливая на него или на нее невыносимую ношу и, такимобразом ослабляя узы брака, поскольку множество прекрасных взаимоотношений сдругими людьми делают жизнь более светлой, даже когда между супругами возникаюттрения.
Подводяитог, скажем, что мусульманский брак представляется не романтичным союзом вголливудском духе, а кровным и телесным родством двух человеческих личностей.Это совсем не означает, что такой родственный союз полностью гарантируетидеальные отношения. Но любые трения или противоречия между супругамиразрешаются внутри самой семьи при помощи смягчающего влияния общества, а непутем расторжения брака и разрушения семейной ячейки, что гораздо сложнее ипагубнее, чем стремление приспособиться к характеру своего супруга (супруги) ипроявить терпимость (за иключением особых случаев, когда развод не толькожелателен, но и необходим). Благодаря всем присущим ему предосторожностяммусульманский брак -это чаще всего стабильный и жизнеспособный институт.
2. Семья в мусульманских странах
2.1 Определение семьи
Семья, под каким быуглом зрения ее ни рассматривали, столь многослойное социальное образование,что не удивительным упоминания о ней почти во всех разделах социологии. Онасочетает в себе свойства социальной организации, социальной культуры, институтаи малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания и шире –социализации, социологии образования, политики и права, труда, культуры и т.д.,позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальнойдезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических изменений;без обращения к семье немыслимы прикладные исследования во многих сферахпроизводства и потребления, массовых коммуникаций, она легко описывается втерминах социального поведения, принятия решений, конструирования социальныхреалий и т.д.
Существует множестводефиниций семьи, выделяющих в качестве выделяющих в качестве семьеобразующихотношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших икрайне расширительных (например, семья – это группа людей, любящих друг друга,или же группа лиц, имеющих общих предков либо проживающих вместе) и кончаяобширными перечнями признаков семьи. Среди дефиниций семьи, учитывающихкритерии воспроизводства населения и социально – психологической целостности,привлекает определение семьи « как исторически конкретной системывзаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы,члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта ивзаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которойобусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводственаселения», данное отечественным социологом Харчевым.[3]
Таким образом, семья –это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанныхузами супружества – родительства – родства, и, тем самым осуществляявоспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а такжесоциализацию детей и поддержание существования членов семьи. [4]
С демографической точкизрения выделяется несколько типов семьи и её организации.
В зависимости от формбрака:
· моногамнаясемья — состоящая из двух партнёров;
· полигамнаясемья — один из супругов имеет несколько брачных партнёров.
В зависимости от числапоколений в семье:
· сложные— в них совместно проживает несколько поколений родственников;
· простые— однопоколенные семьи, прежде всего — супружеские пары с не состоящими в бракедетьми (нуклеарные семьи). Это основная ячейка воспроизводства населения.
Также выделяются:
· Полнаясемья — семья с обоими супругами; неполная — если отсутствует один из супругов.
Возможна типологизациясемей по числу входящих в состав семьи лиц, включая детей.
· Эгалитарнаясемья — семья, основанная на равенстве супругов
· Авторитарнаясемья — базируется на экономическом, психологическом и другом господстве одногоиз партнёров.
2.2Значение семьи в мусульманских странах
Мусульманскаясемья, прежде всего, — социальный институт, выполняющий своё особоепредназначение в обществе. Его роль состоит в том, что люди, исповедующиеислам, получают возможность в частной, приватной жизни реализовать религиозныезаповеди в той мере, в которой эти заповеди ими усвоены. Для мусульманскойсемьи, следовательно, свойственны определённая структура, особые социальныефункции. Её отличают специфические поведенческие нормы, социальные установки иценностные ориентации её членов.
Крометого, мусульманская семья на микроуровне представляет собой малую группу,посредством которой индивид реализует свою репродуктивную потребность, аобщество – потребность в биологическом воспроизводстве своих членов и ихсоциализации. В качестве малой первичной группы мусульманская семья и семейныеотношения отличаются глубокой интимностью, доверительностью, эмоциональнойпривязанностью членов друг к другу и верой в сверхъестественное.
Учёные-исламоведыподчёркивают уникальность данной модели брачно-семейных отношений:«Мусульманская семья – это особый тип довольно замкнутой социальной системы,которая зиждется на исламе и шариате, где существует четкая сакрализованнаяиерархия, узаконенное Всевышним распределение обязанностей и ролей. Онавыступает как форма религиозного служения, рождение и воспитание детей в духеислама всегда было, есть и будет обязанностью каждого здорового членаобщества». При этом подчёркивается одно из главных условий необходимости семьив исламе — фундаментальная идея Корана об одномоментном акте творения мужчины иженщины, об их изначальной парности, вне которой они теряют свою полноценность.
Мусульманскийавтор Абдель Рахим Омрана пишет, что «семья – базовая социальная единицаисламского общества, а брак – основной исламский институт» Коран учит, чтомногоженство высоко вознаграждается в исламе, что целью замужества «являетсяпорождение детей, а дети – украшение жизни».
Идеальноймоделью традиционной мусульманской семьи, с нашей точки зрения, являетсярасширенная (многопоколенная), многодетная семья, которая строит своёфункционирование вокруг обрядов и обычаев, предписанных в Коране. По сутисвоей, это традиционная структура, в которой женщина играет предписанную ейсамой природой роль матери и домохозяйки, а мужчина направляет развитие семьи иобеспечивает её функционирование. Во взаимоотношениях между супругами мужчинавыступает в качестве формального лидера. Женщина в мусульманской семье должнаво всем подчиняться мужу и выполнять все его пожелания, по крайней мере,официально. В реальности же жена, супруга играет роль неформального лидера, кголосу которого прислушивается лидер формальный. Дети растут в такой семье впослушании и помогают в хозяйстве своим родителям, копируя их поведенческиемодели.
Посколькупервичная социализация начинается в семье, то именно мусульманская семьяобучает определенным правилам поведения, воспитывает истинного мусульманина.Данный тип семьи выделяется по одному структурному основанию – принадлежности копределённой конфессии обоих супругов. Это главный, объективный критерийопределения типа семьи верующих.
Объективнымкритерием является и состав семьи мусульманина. Как известно, состав семьимусульманина отличается от семей других конфессий тем, что мужчина может иметьдо четырёх жен. При этом сохраняется одно важное условие коммунальногопроживания всех членов такой семьи — необходимость справедливого отношениямужчины к своим женам, сохранения равноправия между ними. Не следует пониматьэто так, что Коран поощряет многоженство или рассматривает его как идеал.Точнее говоря, Коран допускает или позволяет многоженство, не более того. Напрактике же семьи с двумя и более жёнами в России встречаются нечасто, восновном на Северном Кавказе среди мусульманских народов. Данная ситуация вомногом зависит от менталитета населения и, в немалой степени, от местныхтрадиций, интеграции культур и, главное, от ограниченности материальныхсредств.
Вцелом особенности функционирования современной мусульманской семьи значительноотличают её от мусульманской семьи в её идеальном варианте. Можно сказать, чтосовременная мусульманская семья остаётся мусульманской лишь в её внешнем,видимом выражении. По сути же её структурно-функциональные особенности всёзаметнее нивелируют различия между семьями верующих и неверующих, сохраняя лишьритуальный характер воплощения идеи Бога.
Собственноговоря, мусульманская семья выполняет специфические функции, свойственныеинституту семьи как таковому, — репродуктивную, социализационную,воспитательную. Вместе с тем одной из главных функций мусульманской семьиостаётся передача духовного наследия предков, сообщение каждому новому членурода религиозных традиций и обычаев, направленных на трансляцию культурыислама. Практика показывает, что именно эту функцию современные мусульманскиесемьи выполняют всё менее и менее активно.
2.3 Проблемы в мусульманских семьях
Проблемы семьипредставляют интерес, как для специалистов, так и для неспециалистов, т.к. этипроблемы касаются каждого и являются одним из показателей качества жизнинаселения и благополучия общества.
Социальные проблемысемьи отражают тесную зависимость семьи от общества. Семья выполняет важныесоциальные функции в обществе и по этой причине государство и общественныеорганизации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимыеусловия, проводить социальную работу, направленную на совершенствованиесемейно-брачных отношений и укрепление семьи.
Было бы утопиейсчитать, что высокий уровень жизни и социальных услуг решит проблемысемейно-брачных отношений и предотвратит распад семей, разрешит другие проблемысемейно-брачных отношений. Статистика показывает, что в демократическомобществе при любом уровне жизни распад семей составляет 30%. При этом следуетучитывать, что при одинаковой статистике мотивы распада семей, субординацияэтих мотивов, а также проблемы взаимоотношений в семьях имеют свои существенныеразличия в различных социальных системах. К одной из основных социальныхпроблем семьи можно отнести резкое омоложение браков. Нижняя планкаюридического брачного возраста достигла 16 лет. Средний брачный возрастсоставляет 19-21 год. Статистика также показывает, что 40% молодых семей ввозрасте до 24 лет распадается через год-два после женитьбы. В целом распадсемей на сегодняшний день составляет 76-78% ежегодно. Таким образом, распадсемей является самой серьезной социальной проблемой.
Наряду спсихоэмоциональными и физиологическими причинами к социальным причинам распадасемей специалисты относят следующие причины:
— Пьянство одного изсупругов. Данная причина занимает первое место среди причин распада семей. Сегодняпо этой причине распадается 80% семей.
— Неблагоприятныежилищные и бытовые условия.
— Несогласие страдиционным распределением ролей в семье. Исторически так сложилось, чтоосновная нагрузка по ведению домашнего хозяйства выполняется женщинами.Социальная проблема заключается в том, что женщина наряду с мужчиной и наравнес ним участвует в общественном производстве. Таким образом, отвоеванное праводля женщин участвовать в общественном производстве наравне с мужчинойобернулось для нее не только победой, но и поражением, так как прибавиложенщине новые проблемы.
— Низкий уровенькультуры семейно-брачных отношений.
— Повышение взаимнойтребовательности супругов друг к другу (Эту причину специалисты обычно называютв последнюю очередь).
Одной изглавных проблем мусульманских семей – кризис рождаемости. В настоящее времямусульманские семьи перенимают европейскую структуру семьи, т.е. в основномявляются нуклеарными (состоят из родителей и детей) и не являются многодетными.В современной мусульманской семье максимально два ребенка. Причины сниженияколичества детей в семьях рассмотрим на примере Ирана.
С недавнихпор Иран переживает стремительный демографический переход. Коэффициентсуммарной рождаемости который составлял более 6 детей на одну женщину всередине 1980-х годов, упал до 2,1 в 2000. Это падение было отмечено во всехпровинциях страны, как в городской, так и в сельской местности. Такой скачок ирезкий спад объясняется политикой руководства страны. Для пополнениячисленности армии был снижен возраст вступления в брак девочек до 9 лет имальчиков до 12. После коренного переворота в демократической ориентации в 1989году была принята программа планирования семьи. В результате действийправительства с середины 1980-х рождаемость стала постепенно снижаться:коэффициент суммарной рождаемости упал с 6,8 ребенка на одну женщину в 1984году до 6,3 в 1986, а затем до 5,5 в 1988. Однако после 1988 года это падениеускорилось, и коэффициент суммарной рождаемости упал с 2,8 ребенка на однуженщину в 1996 до 2,1 в 2001 году, то есть опустился ниже уровня простоговоспроизводства.
Снижениерождаемости едва ли можно объяснять исключительно модернизаторской политикойправительства и его программой планирования семьи. Снижение уровня жизни семейв середине 80-х годов весьма возможно ускорило падение рождаемости в Иране,приведя к повышению возраста вступления в брак и особенно к росту стоимости воспитаниядетей. Рост стоимости жизни побуждал молодых людей откладывать браки дополучения работы и самостоятельного заработка, а вступив в брак, ограничиватьчисло детей, чтобы иметь возможность дать им образование.
Вместе с тем,снижение рождаемости в Иране необходимо рассматривать в контексте тенденций,наблюдаемых в других мусульманских странах Северной Африки и Центральной Азии.Во всех странах региона, от Марокко до Ирана, снижение рождаемости в последниегоды вообще поставило под сомнение представление об однозначной связи исламскойкультуры и высокой рождаемости. Если сначала страны этого региона долго медлилис началом снижения рождаемости, то, раз начавшись, оно стало ускоряться вместес социально-экономической модернизацией и появлением у населения новыхзапросов.
Исламскаякультура никак не противодействовала снижению рождаемости. А Иран стал страной,где темпы ее падения были наиболее быстрыми.
2.4 Дети вмусульманских странах
Основной изчертой мусульманских семей является многодетность. Многодетные семьи –исторически и традиционны. Столетия назад мусульманская семья состояла избабушек и дедушек, родителей и детей (не меньше 10 человек). Дети являлисьрабочей силой, которые занимались домашним хозяйством, земледелием искотоводством, т.е. они являлись основной рабочей силой.
Мусульманскаясемья, помимо всего прочего, основана на принципах ответственности всех членовсемьи друг перед другом. Конечно, наибольшая ответственность лежит на муже иотце. Он должен стараться обеспечивать достаток в семье, содержать тех, ктонаходится под его покровительством (жена, дети, а часто и родители, и младшиеродственники). За благосостоянием семьи следит мать, и именно на нее возложенаответственность личным примером привить детям общепринятые нормы исламской нравственностии обучить их основам мусульманского вероучения. Вместе с тем, оба родителянесут ответственность перед Всевышним за воспитание своих детей.
В основномвоспитанием детей в мусульманских семьях традиционно занимаются матери. Этобольшое доверие для женщины и одновременно огромная ответственность.
Отцы обязаныобеспечивать материальную сторону для собственной семьи, оказывать помощь женев ведении хозяйства. Кстати, во многих восточных странах еду готовят именнопредставители сильного пола. Угощение едой гостей или членов семьи считаетсяблагочестивым делом.
Всевышесказанное имеет огромное значение для воспитания ребенка. Он видит, что всемье должно быть уважительное отношение не только к родителям и старшим, но ик сестрам и братьям.
Заключение
Институт семьи насовременном этапе развития человечества претерпевает серьезные изменения. Всвязи с неопределенностью будущим или еще не укрепившимся материально –экономическим положением растет число фактических браков, не скрепленныхофициальными узами. Особую заботу представляет семья с одним родителем, числотаких семей растет под влиянием высокого процента разводов от 30 до 50 к числубраков. Нельзя не обратить внимание на создание однополых квазисемей,гражданские права которых признаны в ряде государств.
Для каждого человекасемья выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека отстрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и тепло домашнего очага, реализацияпотребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие,сопереживание, поддержка — все это позволяет человеку быть более стойким кусловиям современной неспокойной жизни.
Списоклитературы
1. А.И.Антонов, В.М.Медков, Е.Н. Новоселова, И.В. Проневская, А.Б. Синельников, Г.В. СоколоваСоциология семьи. Университетский учебник. – М., 2007.
2. Под. ред. А.К.Байбурина, И.С. Кон Этнические стереотипы мужского и женского поведения. –Спб., 1991 г.
3. Норман ПензерГарем. История.Традиции. Тайны. – М., 2006 г.
4. СюкияйненР. Мусульманское право и семейное законодательство стран Арабского Востока. — М.,1984 г.
5. ПановаВ.Ф., Вактин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М.: Просвещение, 1990.
6. ХарчевА.Г. Брак и семья. М., 1997.
7. МухамедДжалал Аббаси – Шавази Падение рождаемости в Иране: еще одна революция. //Демоскоп Weekly №49-50 2002 г.
8. Харчев,Анатолий Георгиевич. Брак и семья в СССР/А.Г.Харчев.-2.изд., перераб. идоп.-М.: Мысль,1979.
9. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебникова «Человек и общество»
10. http://www.islam.ru/vera/family/4/
11. http://ru.wikipedia.org/wiki/