Реферат по предмету "Социология"


Анализ теоретических основ применения IТ-технологий в профессиональной реабилитации инвалидов и разработка путей их совершенствования

Министерство науки иобразования РФ
ГОУ ВПО «Магнитогорскийгосударственный университет»
Социальный факультет
Кафедра теории иметодики социальной работы
Курсовая работа
Анализ теоретическихоснов применения IТ-технологийв профессиональной реабилитации инвалидов и разработка путей их совершенствования
Магнитогорск, 2011

СОДЕРЖАНИЕ
профессиональнаяреабилитация инвалид
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
1.1 Понятиеи сущность профессиональной реабилитации инвалидов
1.2 Рольинформационных технологий в профессиональной реабилитации инвалидов
Выводы по Главе I
ГЛАВА II.ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
2.1 Опыт использования новых информационныхтехнологий в профессиональной реабилитации инвалидов
2.2 Результаты эмпирического исследования
2.3 Разработка модели отделения профессиональной реабилитацииинвалидов
Выводы по Главе II
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Проблемысоциализации, социальной реабилитации, профессионального становления,трудоустройства инвалидов в условиях современной России очень актуальны. Этообъясняется в первую очередь тем, что численность людей с различнымиотклонениями и ограничениями жизнедеятельности возрастает. Ежегодно признаютсяинвалидами около 3,5 млн. человек, в том числе более 1 млн. – впервые.
Инвалидностьпредставляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни односообщество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетами возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношенииинвалидов.
Необходимоотметить, что одной из важнейших форм вхождения инвалидов в социум является ихтрудовая деятельность. Новое законодательство в отношении инвалидов, ихпрофессионального становления, трудовой занятости достаточно прогрессивно,ориентируется на общепризнанные международные стандарты. Однако на практикереализация основных направлений становления инвалида – профессиональноеориентирование, обучение, трудоустройство, — имеет много проблем.
Вданной работе мы попытаемся определить, какие проблемы на самом деле являются первостепеннымидля людей с ограниченными возможностями, а также выяснить, с какими трудностямиим приходится сталкиваться в процессе трудоустройства и поиска подходящейработы.
Такимобразом, объектом исследования являются люди с ограниченными возможностями ввозрасте от 18 до 55 лет.
Предметомисследования выступает процесс профессиональной реабилитации людей сограниченными возможностями в возрасте от 18 до 55 лет.
Цельюисследования выступает изучение теоретических основ применения информационныхтехнологий (ИТ) в профессиональной реабилитации инвалидов и разработка путейсовершенствования профессиональной реабилитации инвалидов.
Длядостижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
— изучить научную литературу по данной проблеме;
— определить роль информационных технологий в процессе профессиональнойреабилитации;
— обобщить опыт использования информационных технологий в процессепрофессиональной реабилитации;
— разработать анкету и провести эмпирическое исследование;
— разработать модель отделения профессиональной реабилитации людей сограниченными возможностями.
Гипотеза:процесс профессиональной реабилитации будет более качественным и эффективным,если:
1) будутсозданы специализированные центры или отделения профессиональной реабилитацииинвалидов;
2) впроцессе профессиональной реабилитации будут использованы новые информационныетехнологии.
Вкачестве методов исследования будут использованы следующие: анализ научнойлитературы, обобщение опыта, анкетирование, моделирование, наблюдение, беседа.
Базойисследования выступает Комплексный центр социального обслуживания населенияАгаповского района.
Практическаязначимость работы заключается в том, что результаты могут быть использованы впроцессе профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями.
Вструктуру работы входят: введение, две главы, выводы по главам, заключение,список литературы и приложение.

ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
 
1.1 Понятие и сущность профессиональной
реабилитации инвалидов
Чтобыговорить о профессиональной реабилитации инвалидов, необходимо, прежде всего,рассмотреть такие понятия как «инвалидность» и «инвалид» в современнойтрактовке, поскольку исторически данные понятия в России связывались спонятиями «нетрудоспособность» и «больной». Причиной этого выступало то, чтоспециалисты долгое время рассматривали понятие «инвалидность», отталкиваясьпреимущественно от биологических предпосылок, расценивая ее возникновение восновном как следствие неблагоприятного исхода лечения. Социальная сторонапроблемы, в свою очередь, была сужена до нетрудоспособности, как основномпоказателе инвалидности.
Внастоящее время инвалидность рассматривают как препятствия или ограничениядеятельности человека, с физическими, умственными, сенсорными или психическимиотклонениями. Однако существует и другое определение инвалидности: этонарушение или отсутствие какой-либо из функций человеческого организма (7, с.59).
Чтокасается определения понятия «инвалид», то, согласно ФЗ «О социальной защитеинвалидов в Российский Федерации», им выступает лицо, которое имеет нарушениездоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленноезаболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничениюжизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (33).
Вданной работе мы будем придерживаться определения, согласно которому,инвалидами признаются не только лица, у которых снижена или утраченатрудоспособность, но и лица, имеющие другие ограничения жизнедеятельности(самообслуживания, общения, передвижения, обучения).
Еслирассматривать причины инвалидности, то основными из них являются следующие:
— общее заболевание;
— трудовое увечье; устанавливается при несчастном случае и в зависимости отобстоятельств, при котором он произошел;
— профессиональное заболевание;
— инвалидность с детства (признаки инвалидности должны быть определены до 16 лет,у учащихся до 18 лет);
— военная травма или заболевание, полученные в период военной службы;
— инвалидность, связанная с последствиями радиационных воздействий инепосредственным участием в деятельности подразделений особого риска; а такжедругие причины, установленные законодательством РФ.
Признаниелица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизыГосударственной службой медико-социальной экспертизы, входящей в системуорганов социальной защиты населения Российской Федерации.
НаГосударственную службу МСЭ возлагаются:
1) определениегруппы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности,потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
2) разработкаиндивидуальных программ реабилитации инвалидов;
3) участиев разработке комплексных программ профилактики инвалидности, медико-социальнойреабилитации и социальной защиты населения;
4) изучениеуровня и причин инвалидности населения;
5) определениестепени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовоеувечье или профессиональное заболевание;
6) определениепричины смерти инвалида в случаях, когда законодательством РФ предусматриваетсяпредоставление льгот семье умершего.
Присвоениестатуса «инвалид» обладает юридическим и социальным смыслом, так какпредполагает определенные особые взаимоотношения с обществом: наличие льгот,получение выплат, ограничения в дееспособности. Некоторые специалистырассматривают инвалидность как одну из форм социального неравенства.
Всвязи с этим в настоящее время принята более корректная форма обозначенияинвалида – «человек с ограниченными возможностями».
Необходимоотметить, что ограничение функций организма человека принято условно разделятьпо следующим категориям:
· нарушениястатодинамической функции (двигательной);
· нарушенияфункций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ иэнергии, внутренней секреции;
· сенсорные(нарушения зрения, слуха, обоняния, осязания);
· психические(нарушения восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).
Чтокасается основных категорий жизнедеятельности человека, то среди них можновыделить следующие:
· способностьк самообслуживанию – способность самостоятельно удовлетворять основныефизиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность инавыки личной гигиены;
· способностьк самостоятельному передвижению – способность самостоятельно перемещаться впространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в рамкахвыполняемой бытовой, общественной, профессиональной деятельности;
· способностьк обучению – способность к восприятию и воспроизведению знаний(общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями;
· способностьк трудовой деятельности – способность осуществлять деятельность в соответствиис требованиями к содержанию, объему и условиям выполнения работы;
· способностьк ориентации – способность определяться во времени и пространстве, восприниматьсигналы посредством зрения, слуха, обоняния и реакция на эти сигналы;
· способностьк общению – способность к установлению контактов между людьми путем восприятия,переработки и передачи информации;
· способностьконтролировать свое поведение – способность к осознанию себя и адекватномуповедению с учетом социально-правовых норм.
Крометого, законом определяются различные степени нарушений по каждому их виду, взависимости от этого делается вывод о категории и сроке инвалидности: от первойстепени (наименьшее ограничение) до третьей (наибольшее ограничение).
Получениестатуса инвалида предполагает одновременную разработку для человекаиндивидуальной программы реабилитации – основного документа, согласно которомуон получает технические средства реабилитации, рекомендации по трудоустройству,направления на лечения.
Однакопринципиально важная черта учета инвалидности заключается в том, что событиепопадает под наблюдение только при его юридическом оформлении. Таким образом,фактическое число лиц со стойкими нарушениями в состоянии здоровья, вызывающимиполную утрату или значительное снижение трудоспособности, фактически оказываетсязаметно выше, чем по данным регистрации.
Инвалидыкак социальная категория людей, находятся в окружении здоровых по сравнению сними и нуждаются в большей степени в социальной защите, помощи, поддержке. Этивиды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами,инструкциями и рекомендациями, известен механизм их реализации. Следуетотметить, что все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий и другихформ социальной помощи, которая направлена на поддержание жизнедеятельности, напассивное потребление материальных затрат. Вместе с тем, инвалидам необходиматакая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать инвалидов иподавляла бы развитие иждивенческих тенденций. Известно, что для полноценной,активной жизни инвалидов, необходимо вовлечение их в общественно-полезнуюдеятельность, развитие и поддержание связей инвалидов со здоровым окружением,государственными учреждениями различного профиля, общественными организациями иуправленческими структурами. По существу, речь идет о социальной интеграцииинвалидов, которая является конечной целью реабилитации (18, с. 26).
Важнейшимаспектом реабилитации инвалидов является профессиональная реабилитация, подкоторой принято понимать процесс и систему восстановления конкурентоспособностиинвалида на рынке труда. Именно профессиональная реабилитация являетсяважнейшей составной частью государственной политики в области социальной защитыинвалидов.
Профессиональнаяреабилитация включает следующие мероприятия, услуги и технические средства:
— профессиональная ориентация (профессиональное информирование иконсультирование, профессиональный отбор и подбор);
— психологическая поддержка профессионального самоопределения;
— обучение (переобучение) по программам основного общего образования, среднего(полного) общего образования, начального, среднего и высшего профессиональногообразования);
— повышение квалификации;
— содействие трудоустройству (содействие в трудоустройстве на временные работы,на постоянное место работы, самозанятости и предпринимательству);
— квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
— профессионально-производственная адаптация (4, с. 12).
Вцелом профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройствомэкономически выгодна государству. Профессиональное образование играетопределяющую роль в профессиональной реабилитации инвалидов, так как именно оносоздает основу для реализации принципа равных возможностей инвалидов. Крометого, средства, вложенные в образование инвалидов, возвращаются государствучерез уплату налогов. Обучение и последующее трудоустройство позволит инвалидамреализовывать концепцию независимой жизни, обеспечит им самостоятельныйзаработок и снимет с государства необходимость постоянных затрат по социальнойпомощи (23, с. 56). А в случае ограничения доступа инвалидов к занятиямпрофессиональной деятельностью, расходы на реабилитацию инвалидов лягут наплечи общества в еще большем размере.
Государство,обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать имнеобходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих ипроизводственных возможностей и способностей путем учета их потребностей всоответствующих государственных программах, предоставления социальной помощипредусмотренных законодательством видах в целях устранения препятствий вреализации инвалидами прав на охрану здоровья, труд, образование ипрофессиональную подготовку, жилищных и иных социально-экономических прав (14,с. 7).
Сегодняинвалиды относятся к наиболее социально незащищенным категориям населения. Ихдоход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальномобслуживании гораздо выше. В условиях модернизации российского обществаинвалидам труднее равноправно конкурировать на рынке труда с полноценными вфизическом отношении людьми. В условиях общего роста безработицы их участие вобщественном производстве существенно сокращается. Лишь около 650 тыс.инвалидов занято трудовой деятельностью. Семьи и родственники, имеющие на своемпопечении инвалидов, испытывают, как правило, значительные и психологическиетрудности (31, с. 16).
Наиболееактуальными задачами социальной политики в отношении инвалидов являютсяобеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерациивозможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в ихжизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вестиполноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной иполитической жизни общества,
выполнятьсвои гражданские обязанности.
Необходимоподчеркнуть, что социальная политика в отношении инвалидов должнаосуществляться с целью их успешной социальной интеграции, которая являетсясредством социального развития общества. В качестве средства она отражаетспособность общества развиваться «на принципах недискриминации, терпимости,уважения, равенства возможностей, солидарности, безопасности и участия всегонаселения, в том числе групп и лиц, находящихся в неблагоприятном положении,уязвимых групп и лиц» (19, с. 53). В общем, интеграция инвалидов в обществодолжна осуществляться через эффективный реабилитационный процесс.
Крометого, процесс реабилитации должен быть двухсторонним и встречным (28, с. 17). Содной стороны, общество должно идти навстречу инвалидам, адаптируя средуобитания и мотивируя их к интеграции в общество. С другой стороны, люди сограниченными физическими возможностями должны сами стремиться статьравноправными членами общества.
Такимобразом, можно сделать вывод о том, что для успешной интеграции граждан сограниченными возможностями в общество необходимо обеспечить эффективнуюреализацию различных составляющих социальной реабилитации, среди которыхприоритетной является профессиональная реабилитация.
1.2 Роль информационных технологий в профессиональной
реабилитации инвалидов
Посвоей природе любой человек изначально рожден быть деятельным, и такоесостояние является естественным для успешного и гармоничного развития каждойличности. Привнося своей созидательной деятельностью в жизнь общества свою долютрудового участия, человек тем самым имеет возможность реализовать себя иоказаться полезным для других. Это обстоятельство является очень важным длякаждого, независимо от наличия или отсутствия у него других существенныхиндивидуальных качеств, в том числе и инвалидности, сам факт наличия которойвовсе не освобождает человека от его природного предназначения – трудиться исозидать, а главное – быть нужным.
Еслирассматривать под этим ракурсом человека с инвалидностью, тогда становитсяочевидным, что его участие в трудовом процессе необходимо и ему самому, исообществу, в котором он пребывает. Остается лишь приложить усилия длядостижения такого состояния, при котором профессиональные качества человека сограниченными возможностями соответствуют тому уровню, который необходим влюбой сфере трудовой деятельности.
Говоряо жизнедеятельности инвалида, нужно обратить внимание на то, что в Россииподавляющее число людей с ограниченными возможностями живут за чертой бедности.Обусловлено это недостаточным уровнем обеспеченности их со стороны государстваи отсутствием возможности получения интересной, высокооплачиваемой, а главное — подходящей работы.
Однимиз способов решения данной проблемы является внедрение информационных и Интернет-технологийв систему профессиональной реабилитации инвалида, представляющей собой процессвосстановления его конкурентоспособности на рынке труда.
Впоследнее время под информационными технологиями чаще всего понимаюткомпьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованиемкомпьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты,обработки, передачи и получения информации.
Согласноопределению, принятому ЮНЕСКО, ИТ – это комплекс взаимосвязанных научных,технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организациитруда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную техникуи методы организации и взаимодействия с людьми и производственнымоборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этимсоциальные, экономические и культурные проблемы (8, с. 17).
Вчисле отличительных свойств информационных технологий, имеющих стратегическоезначение для развития общества, представляется целесообразным выделитьследующие семь наиболее важных.
1. ИТпозволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсыобщества, при этом существенно экономятся другие виды ресурсов: сырье, энергия,полезные ископаемые, материалы и оборудование, людские ресурсы, время.
2. ИТпозволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизировать информационныепроцессы, которые в последние годы занимают все большее место в жизнедеятельностичеловека.
3. ИТочень часто выступают в качестве компонентов соответствующих производственныхили социальных технологий. При этом они, как правило, реализуют наиболееважные, «интеллектуальные» функции этих технологий.
4. ИТсегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационноговзаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространениямассовой информации. В дополнение к уже ставшим традиционными средствами связи(телефон, радио и телевидение) в социальной сфере все более широко используютсясистемы электронных телекоммуникаций, электронная почта, факсимильная передачаинформации и другие виды связи.
5. ИТзанимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества,развития его системы образования и культуры. Практически во всех развитых и вомногих развивающихся странах компьютерная и телевизионная техника, учебныепрограммы на оптических дисках и мультимедиа – технологии становятся привычнымиатрибутами не только высших учебных заведений, но и обычных школ системыначального и среднего образования. Использование обучающих информационныхтехнологий оказалось весьма эффективным методом и для систем самообразования,продолженного обучения, а также для систем повышения квалификации и переподготовкикадров.
6. ИТиграют в настоящее время ключевую роль также и в процессах получения инакопления новых знаний. При этом на смену традиционным методам информационнойподдержки научных исследований путем накопления, классификации ираспространения научно-технической информации приходят новые методы, основанныена использовании вновь открывающихся возможностей информационной поддержкифундаментальной и прикладной науки, которые предоставляют современныеинформационные технологии.
7. Принципиальноважное для современного этапа развития общества значение развития ИТзаключается в том, что их использование может оказать существенное содействие врешении глобальных проблем человечества и, прежде всего, проблем, связанных снеобходимостью преодоления переживаемого мировым сообществом глобальногокризиса цивилизации.
Следуетподчеркнуть, что информационные технологии открывают принципиально новыевозможности для решения проблемы профессиональной реабилитации людей сограниченными возможностями.
Во-первых,компьютеризация позволит активизировать процесс обучения и обеспечитдифференцированный подход к людям с ограниченными возможностями. В данномслучае предполагается разумная дифференциация учебных заданий, постановок перединвалидами посильных задач. Кроме того, дифференцированный подход предполагаетпомощь инвалиду в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлениисамосознания, в самоопределении относительноличностно-значимых и общественно-приемлемыхцелей, самореализации и самоутверждении.
Во-вторых, будут развиватьсядистанционное обучение и дистанционные трудовые отношения, которые предоставятинвалидам возможность трудоустроиться. Дистанционное обучение представляетсобой совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемымосновного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых ипреподавателей в процессе обучения, предоставление возможности самостоятельнойработы по освоению изучаемого учебного материала, а также в процессе обучения. Вцелом дистанционное обучение - это новая ступень заочного обучения,на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных наиспользовании персональных компьютеров, видео- и аудиотехники. Что касаетсядистанционных трудовых отношений, то появление новых информационных технологийпривело к тому, что зачастую работа специалистов не требует их физическогоприсутствия на рабочем месте. Так как результат работы не носит материальнойформы, он может быть подготовлен и в дальнейшем передан ему в любом месте, а нетолько на территории нанимателя.
И,в третьих, у инвалидов появится возможность прямого равноправного общения слюдьми, что позволит им чувствовать себя более раскованно, непринужденно,поможет им раскрыться.
Вцелом, стремительное развитие средств коммуникации и Интернета позволитпредставителям многих профессий избавиться от необходимости ежедневно ездить наработу, появятся тысячи надомных рабочих мест. Что касается специальностей длялюдей с ограниченными возможностями в сфере информационных технологий, тонаиболее востребованными среди них являются: оператор ПК, переводчик, web-разработчик,художник компьютерной графики, дизайнер, корректор и др.
Конечноже, все трудовые отношения должны быть отрегулированы законодательно, но неменее важным, а порою, и решающим является личная инициатива человека синвалидностью, желание адаптироваться в обществе, учиться, повышатьпрофессиональную квалификацию и не останавливаться. Любой опыт и знания,приобретенные в процессе поиска работы и общения с работодателями, обязательноокажутся полезными, и позволят увидеть новые варианты достижения результата.
Такимобразом, подводя итог, необходимо еще раз отметить, что в условиях современногодинамичного развития общества и усложнения его технической и социальной инфраструктурыважнейшим ресурсом профессиональной реабилитации людей с ограниченнымивозможностями становятся новые информационные технологии, которые открываютдостаточно широкие границы для образовательной и профессиональной деятельностиинвалидов.

Выводыпо Главе I
1. Инвалидность- это нарушение или отсутствие какой-либо из функций человеческого организма; инвалидамипризнаются не только лица, у которых снижена или утрачена трудоспособность, нои лица, имеющие другие ограничения жизнедеятельности.
2. Основнымипричинами инвалидности выступают: общее заболевание, трудовое увечье,профессиональное заболевание, инвалидность с детства, военная травма,инвалидность, связанная с последствиями радиационных воздействий, а такжедругие причины.
3. Важнейшейсоставной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидовявляется профессиональная реабилитация, которая представляет собой процесс исистему восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда.
4. Профессиональнаяреабилитация включает следующие мероприятия и услуги: профессиональнаяориентация, профессиональное самоопределение, профобучение, повышениеквалификации, содействие трудоустройству, квотирование и создание специальныхрабочих мест и др.
5. Важнуюроль в профессиональной реабилитации инвалидов играют новые информационныетехнологии, под которыми в последнее время чаще всего понимают компьютерныетехнологии.
6. ИТоткрывают новые возможности для решения проблемы профессиональной реабилитации:активизируется процесс обучения, будет обеспечен дифференцированный подход кинвалидам, будут развиваться дистанционное обучение и дистанционные трудовыеотношения.
7. Наиболеевостребованными специальностями для инвалидов в сфере ИТ являются: оператор ПК,переводчик, web-разработчик, художниккомпьютерной графики, дизайнер, корректор и др.

ГЛАВА II.ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
 
2.1 Опыт использованияновых информационных технологий
в профессиональнойреабилитации инвалидов
Какизвестно, право на труд и право на образование являются неотъемлемыми правамикаждого человека, и в том числе инвалида. Не подлежит сомнению, что инвалидыдолжны получать профессиональное образование и в дальнейшем иметь рабочее местопо профессии.
Однакообразование инвалидов осуществляется преимущественно в сегрегированной форме: вспециализированных учреждениях, классах, на дому. Специальные учебные заведенияне обеспечивают подготовки инвалидов на уровне, гарантирующем ихконкурентоспособность, а некоторые из них готовят специалистов, которыезаведомо оказываются невостребованными. Уровень образования инвалидов гораздониже, чем у неинвалидов. Очевидна и узость профилей профессиональной подготовкиинвалидов.
Какуже говорилось, одним из способов решения этой проблемы является использованиеновых информационных технологий, позволяющих более эффективно организоватьпроцесс профессиональной реабилитации человека с ограниченными возможностями.
Болеетого, на данный момент в России действует свыше ста учреждений, предлагающихлюдям с ограниченными возможностями услуги бесплатного обучения каккомпьютерной грамотности в целом, так и по специальностям, с последующимтрудоустройством.
Так,например, Министерством социальной защиты Республики Татарстан успешнореализуется социальный проект дистанционного обучения инвалидов в Татарскоминституте содействия бизнесу. На учебу принимаются инвалиды с нарушениямиопорно-двигательного аппарата. Обучение производится дистанционно через сетьИнтернет в режиме реального времени с использованием системы «Дистанционногоасинхронного обучения ТИСБИ».
Подобныйопыт успешно реализуется также Министерством социальной защиты населенияМосковской области и Международным независимым эколого-политологическимуниверситетом (МНЭПУ). В 2005 году ими был начат совместный проект по созданиюобластной сети дистанционного обучения инвалидов на базе интернет-классовреабилитационных центров Московской области.
Практическаяцель проекта была сразу же достигнута: создана областная сеть дистанционногообучения лиц с ограниченными возможностями на базе реабилитационных центров наоснове технологии дистанционного обучения МНЭПУ. Перспектива проекта состоит впредоставлении инвалидам равных возможностей и безбарьерного доступа кполучению образования по востребованным специальностям высшего и среднегопрофессионального образования.
Уникальностьпроекта состоит в том, что вместе объединены межотраслевые возможности системысоциальной защиты населения и системы профессионального образования. ВУЗ«сделал шаг навстречу» инвалидам и разместил образовательный процесс в местах,удобных для лиц с ограничениями.
Дляданной категории лиц дистанционные технологии обладают явными преимуществами,тем более интернет-технологии, разработанные для этого проекта.Интернет-система дистанционного асинхронного обучения изначально разработанадля лиц с ограничениями. Это ограничения по времени – студенты физически немогут заниматься свыше 3 часов в день; ограничения в пространстве – студентыограничены в передвижениях и учатся по сетевым технологиям (через интернет) иликейс-технологиям (почтовые пересылки). Асинхронность (обучение поиндивидуальной траектории усвоения знаний, в удобное время в удобном месте)принципиально важна для лиц с ограничениями, которые не всегда достаточнохорошо себя чувствуют в режиме группового обучения в условиях жесткогорасписания занятий. Студенты занимаются в реабилитационных центрах или дома поразличным технологиям: по сетевой технологии, кейс-технологии или по смешаннойтехнологии. Причем все технологические особенности обучения реализуются вполном соответствии с Государственными образовательными стандартами РоссийскойФедерации, они реализованы в существующем нормативно-правовом поледистанционного обучения и полностью соответствуют лицензионным иаккредитационным параметрам высшей школы.
Технологиядистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями апробирована вФедеральном эксперименте 2001-2005 гг. Министерства образования и науки РФ в г.Казани, где обучаются инвалиды Iи II групп инвалидности (колясочники,не слышащие) на базе интернет-классов 14 реабилитационных центров.
Длякаждого участника учебного процесса разработана своя программа –автоматизированное рабочее место (АРМ), позволяющая с любого компьютера впределах локальной сети вуза взаимодействовать с центральной базой данных, гденакапливается полная информация о ходе обучения каждого студента. Студент можетвидеть всю информацию о процессе своего обучения, получать доступ к учебномуматериалу по предметам текущего семестра, проходить контрольные точки, задаватьвопросы своим преподавателям, участвовать в виртуальных семинарах, общаться сдругими студентами.
Ещеодним примером использования информационных технологий в процессепрофессиональной реабилитации инвалидов является опыт Тифлоинформационногоцентра Нижегородского государственного университета (ННГУ) им. Лобачевского,который в партнерстве с Нижегородским областным центром социально-трудовой ипсихологической реабилитации инвалидов по зрению успешно реализовал проект«Использование компьютерных технологий в профессиональной реабилитацииинвалидов по зрению».
Важнейшимсредством профессиональной реабилитации инвалидов по зрению и необходимымусловием качественного профессионального образования и дальнейшеготрудоустройства становится в настоящее время использование компьютерныхтехнологий, адаптированных для незрячих и слабовидящих – тифлотехнологий. Ихиспользование позволяет инвалидам по зрению самостоятельно выполнять многое изтого, в чем раньше приходилось прибегать к посторонней помощи, например, получатьинформацию из Интернет или с помощью сканера читать обычный текст.
Этов существенной мере компенсирует недостаток или отсутствие зрения в областиработы с информацией, создает благоприятные условия для образования ипрофессиональной деятельности незрячих специалистов (педагогов, юристов,психологов), повышает их конкурентоспособность и способствует подлиннойинтеграции в общество.
Врамках проекта был также проведен комплекс мероприятий, направленных на болееширокое внедрение компьютерных тифлотехнологий и повышение качества ихиспользования в профессиональной деятельности инвалидов по зрению.
Крометого, начал работу информационно-консультативный центр по вопросам оборудованияи эксплуатации компьютерных рабочих мест для незрячих и слабовидящих пользователей.Были проведены обучающие семинары и ряд практических занятий в малых группахдля незрячих и слабовидящих пользователей, что обеспечило индивидуальный подходк каждому, был издан рельефно-точечным шрифтом сборник «В помощь незрячемупользователю компьютера», содержащий материалы, посвященные работе накомпьютере без визуального контроля с использованием специальных средствзвукового и рельефно-точечного вывода.
Необходимоотметить, что данный проект вошел в число победителей Всероссийского конкурсасоциальных проектов «Социальный форум», а работа Тифлоцентра ННГУ сталапримером открытия аналогичного центра в Калининградском государственномуниверситете.
2.2Результаты эмпирического исследования
Длятого, чтобы определить роль новых информационных технологий в процессепрофессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями, нами былопроведено исследование, направленное на изучение данной проблемы.
Исследованиепроводилось среди людей с ограниченными возможностями на базе Комплексного центрасоциального обслуживания населения Агаповского района. В исследовании принялоучастие 38 человек, среди которых 55% – мужчин, 45% – женщин.
Чтокасается возрастных границ респондентов, то среди них большинство – 50% — составили молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет. В возрастные группы 31 – 40 лети 41 — 55 лет вошли 34% и 16% опрашиваемых соответственно.
Однимиз первых вопросов, задаваемых респондентам, был вопрос о том, работают ли онив настоящее время. Подавляющее число опрашиваемых, примерно 83% от общегочисла, ответило положительно на данный вопрос.
Длятех же, кто не имеет работы на данный момент времени, был задан дополнительныйвопрос, касающийся причин, по которым они не работают. Среди основных причин,названных респондентами, были следующие: нет работы со специальнооборудованными рабочими местами (24%), не позволяет здоровье (18%),трудоустройству мешает инвалидность, т.е. «инвалидов на работу не берут» (16%).
Каквидно из процентного соотношения полученных ответов, основной причиной, обусловившейпроблему трудоустройства людей с ограниченными возможностями, являетсяотсутствие работы со специально оборудованными рабочими местами, что взначительной степени влияет на трудоспособность данной категории, лишая приэтом человека с ограниченными возможностями вести полноценную трудовуюдеятельность.
Крометого, был задан вопрос относительно того, хотят ли они работать. И, каквыяснилось, все желают работать, но на данный момент существуют определенныесложности с поиском работы.
Необходимотакже отметить, что опрос помог выявить проблемы, с которыми сталкиваетсяинвалид в процессе трудоустройства и поиска подходящей работы (рис.1).
/>
Рис. 1. Проблемы, с которымисталкивается инвалид в процессе трудоустройства и поиска подходящей работы
Какпоказано на рисунке, одной из главных проблем трудоустройства для инвалидаявляется проблема низкого уровня оплаты труда. Данную проблему отметили 30%респондентов. И это не случайно, поскольку для инвалида, которому приходитсятратить большие средства на приобретение медикаментов и оплату лечения, размерзаработной платы имеет решающее значение.
Средивопросов, задаваемых респондентам, был и вопрос о владении навыками работы наперсональном компьютере (далее ПК). Результаты оказались достаточно скромными,поскольку лишь 37% респондентов указали, что владеют данными навыками. Причем,только 5% из этого числа проходили специальные курсы по обучению работе на ПК.Остальные либо пользовались специальной литературой (12%), либо овладелинавыками с помощью родственников и знакомых (20%).
Этопозволяет сделать вывод о том, что инвалиды вдвойне лишены возможности найтидля себя подходящее место работы. Поскольку в большинстве случаев для инвалидовфизический труд противопоказан, им остается занимать вакансии, на которыхосновным является интеллектуальный труд, тесно связанный в последнее время сиспользованием информационных технологий, и в первую очередь с ПК. Здесь ивозникает проблема, так как основная доля людей с ограниченными возможностями,как показало исследование, не обладают необходимыми навыками работы на ПК.
Крометого, данные опроса свидетельствуют о том, что из числа респондентов только 32%используют в своей работе ПК. Следовательно, можно предположить, что остальные 68%занимают рабочие места, не требующие высокой квалификации, а значит ималооплачиваемые; а также места с большой нагрузкой и физическим трудом, чтокатегорически противопоказано инвалидам.
Разницамежду показателями использования инвалидами ПК в своей профессиональнойдеятельности наглядно представлена на рисунке 2.
/>
Рис. 2. Показателииспользования инвалидами ПК
Какпоказало исследование, из числа работающих респондентов, принявших участие вопросе, 32% нашли работу благодаря умению работать на ПК. Причем, необходимоподчеркнуть, что совпадение данных (число инвалидов, использующих в своейработе ПК и число инвалидов, которым умение работы на ПК помогло найти работу,оказалось абсолютно равным – 32%) по двум показателям не случайно, посколькусуществует прямая зависимость от умения работы на ПК и возможностьютрудоустройства для людей с ограниченными возможностями.
Ещеодним вопросом, задаваемым респондентам, был вопрос, касающийся государственнойполитики в области социального обеспечения инвалидов, полностью или частичносохранивших способность к обучению и труду. Согласно полученным результатам, даннаяполитика должна быть направлена в большей степени на профессиональнуюреабилитацию с целью обеспечения возможности работать на равных возможностях совсеми. Данной точки зрения придерживаются около 69% опрашиваемых. Остальныесчитают, что главным направлением политики должна выступать, прежде всего,поддержка материального положения инвалида.
Входе исследования было также определено мнение людей с ограниченнымивозможностями о способности новых информационных технологий сделать процесспрофессиональной реабилитации более качественным и эффективным. Мненияразделились, однако, большая часть респондентов (73%) согласилась с тем, что ИТспособны внести качественные изменения в процесс профессиональной реабилитации,сделав его более успешным и эффективным.
Помимоэтого, респондентам были представлены проблемы, среди которых они должны быливыбрать те, которые для них являются самыми актуальными. Здесь, как и ожидалось,основными стали материальные трудности, проблемы в обучении и проблемы притрудоустройстве (таблица 1).
 
Табл. 1. Наиболееактуальные проблемы для людей
с ограниченнымивозможностями
Проблема
Процент полученных ответов Материальные проблемы 35% Проблемы при трудоустройстве 31% Проблемы в обучении 15% Проблемы в общении 12% Проблемы планирования семьи 4% Проблемы организации досуга 3%
Такимобразом, на основании результатов, полученных в ходе нашего эмпирическогоисследования, анализа теоретических и эмпирических данных была разработанамодель отделения профессиональной реабилитации людей с ограниченнымивозможностями.
2.3 Разработка моделиотделения профессиональной реабилитации инвалидов
Проанализироваввесь спектр полученных данных: теоретических и эмпирических, мы разработалимодель отделения профессиональной реабилитации инвалидов. Данное отделениеможет быть создано на базе центров, работающих с данной категорией клиентов,т.е. с инвалидами; например на базе Комплексного центра социальногообслуживания населения.
Положениеоб отделении профессиональной реабилитации инвалидов
1. Общиеположения
1.1. Отделениепрофессиональной реабилитации для инвалидов является структурным подразделениемЦентра, осуществляющим на территории г. Магнитогорска мероприятия попрофессиональной реабилитации и социальной интеграции инвалидов.
1.2. Отделениепрофессиональной реабилитации создается, реорганизуется, ликвидируется решениемдиректора Центра по согласованию с управлением социальной защиты населения приадминистрации города Магнитогорска.
1.3. Отделениесвою деятельность строит на основе Конституции Российской Федерации, законов ииных нормативных актов Челябинской области, решений органов местногосамоуправления, а также руководствуется настоящим Положением.
1.4. Отделениепрофессиональной реабилитации организуется и содержится за счет средствместного бюджета, а также за счет доходов от хозяйственной деятельности Центраи других внебюджетных поступлений.
1.5. Центроказывает отделению профессиональной реабилитации организационно-методическую ипрактическую помощь, а также осуществляет контрольные функции в пределах своейкомпетенции.
1.6. Отделениепрофессиональной реабилитации определяет формы и порядок работы с инвалидами сучетом их состояния и индивидуальной программы реабилитации, разработаннойучреждениями медико-социальной экспертизы.
1.7. Образовательнаяработа с инвалидами в отделении организуется в соответствии с ЗакономРоссийской Федерации «Об образовании» и с учетом времени пребывания их в учреждении,формы и степени ограниченных возможностей, возраста, уровня учебной ипрофессиональной подготовки.
1.8. Отделениеразвивает и поддерживает контакты со всеми учреждениями системы социальнойзащиты населения, здравоохранения, образования и другими органами иучреждениями, осуществляющими работу с инвалидами, взаимодействует собщественными объединениями, благотворительными фондами и гражданами винтересах эффективной реабилитации и социальной адаптации людей с ограниченнымивозможностями.
2. Цельи основные задачи отделения
2.1. Цельюдеятельности отделения является оказание людям с различными ограничениямижизнедеятельности квалифицированной профессиональной реабилитационной помощи,направленной на устранение или возможно более полную компенсацию ограниченийжизнедеятельности, восстановление социального статуса инвалида, достижение имматериальной независимости и его социальной адаптации.
2.2. Специалистыотделения обеспечивают определение выбора профессии, соответствие выбраннойпрофессии (специальности) медицинским, социальным и психологическимхарактеристикам инвалида.
2.3. Специалистыотделения разрабатывают программу профессиональной реабилитации инвалида,конечной целью которой является трудоустройство по выбранной профессии.
2.4. Отделение:
— определяет соответствие требований, предъявляемых данной профессией к инвалиду,его возможностям;
— дает консультации, в том числе, с помощью Интернет-технологий, и предоставляетинформацию по вопросам выбора профессии, включая возможности для сменыпрофессии, проводит профессиональное тестирование, определяет профессиональныеинтересы и их соответствие имеющимся способностям;
— проводит своевременную профориентацию и трудотерапию инвалидов посредствомиспользования информационных технологий, организует в необходимых случаях ихпрофобучение, занимается вопросами трудоустройства людей с ограниченнымивозможностями на специализированные предприятия для инвалидов или используетимеющиеся квоты рабочих мест для инвалидов на других предприятиях, оказываетсодействие в организации их труда и труда членов их семей на дому, вобеспечении сырьем и сбыте готовой продукции;
— проводит трудовые пробы по точной оценке профессиональной пригодности инвалидак той или иной профессии путем обучения элементам трудовой деятельности иоценивает эффективность их освоения и пригодности инвалида к конкретным видамдеятельности;
— определяет оптимальный уровень нагрузок, связанных с исполнением требованийрекомендуемой профессии;
— оказывает содействие занятости людям с ограниченными возможностями.
Должностнаяинструкция инспектора по труду
Отделенияпрофессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями
Общиеположения.
1. Надолжность инструктора по труду назначается специалист с высшим образованием иработающий с инвалидами.
2. Инструкторпо труду непосредственно подчиняется директору Центра.
Права.
Инструкторпо труду имеет право:
1. Выбиратьформы и методы работы с инвалидами.
2. Выходитьс предложениями к директору Центра по вопросам создания условий, необходимыхдля успешной работы Отделения.
3. Знакомитьсяс документацией по организации реабилитационного процесса.
Обязанности.
Инструкторпо труду обязан:
1. Проводитьработу с инвалидами в соответствии с врачебными назначениями по трудовойтерапии.
2. Вестиучетную документацию, учет хранения и использования сырья и материалов,инструментов и готовой продукции.
3. Проводитьзанятия с учетом индивидуальных особенностей инвалидов.
4. Совместнос другими специалистами Отделения профессиональной реабилитации разрабатыватьпрограммы по профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями.
Ответственность.
Инструкторпо труду несет персональную ответственность за правильность методическихприемов реабилитационной работы; соблюдение правил организации труда и техники безопасности.
Должностнаяинструкция преподавателя ЭВМ
Отделенияпрофессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями
Общиеположения.
1. Надолжность преподавателя ЭВМ назначаются лица, имеющие высшее образование попрофилю и стаж педагогической работы.
2. ПреподавательЭВМ находится в непосредственном подчинении директора Центра.
Права.
ПреподавательЭВМ имеет право:
1. Вноситьсвои предложения директору Центра по вопросам компьютеризации.
2. Вноситьпредложения по улучшению организации труда.
Обязанности.
ПреподавательЭВМ обязан:
1. Обеспечиватьподготовку ЭВМ к работе.
2. Обеспечиватьпроведение обработки информации в соответствии с рабочими программами.
3. Осуществлятьвнедрение новых программных проектов.
4. Обучатьлиц с ограниченными возможностями работе на компьютере в соответствии стребованиями государственных образовательных стандартов.
5. Организовыватьи контролировать самостоятельное выполнение заданий ими.
6. Использоватьнаиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые педагогическиетехнологии.
7. Формироватьу лиц с ограниченными возможностями профессиональные умения и навыки, применятьполученные знание в практической деятельности.
8. Повышатьпроизводительность труда, своевременно и тщательно выполнять свою работу.
Ответственность.
ПреподавательЭВМ несет ответственность за выполнение своих функциональных обязанностей.
Должностнаяинструкция психолога
Отделенияпрофессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями
Общиеположения.
1. Надолжность психолога принимается специалист с высшим психологическим образованиеми работающий с инвалидами.
2. Психологнаходится в непосредственном подчинении директора Центра.
Права.
Психологимеет право:
1. Выбиратьформы и методы работы с инвалидами, устанавливать очередность проведенияразличных видов работы, выделять приоритетные направления работы в определенныйпериод.
2. Выходитьс предложениями к директору Центра по вопросам создания условий, необходимыхдля успешного функционирования психологической службы.
3. Проводитьгрупповые и индивидуальные, психологические обследования. В этих целях:создавать, использовать и корректировать психологические тесты с учетомсоциальных, культурных и других особенностей инвалидов.
Обязанности.
Психологобязан:
1. Рассматриватьвопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональнойкомпетенции и служебных обязанностей.
2. Знатьновейшие достижения психологической науки в целом и в том числе в социальнойпрактической, возрастной и педагогической психологии.
3. Применятьсовременные научно обоснованные методы диагностической, развивающей,социально-психологической, психокоррекционной и психопрофилактической работы.
4. Определятьфакторы, препятствующие развитию личности с ограниченными возможностями ипринимать меры по оказанию различного вида психологической помощи.
5. Участвоватьв планировании и разработке развивающих и коррекционных программобразовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастныхособенностей личности лиц с ограниченными возможностями, способствоватьразвитию у них готовности и ориентации в различных ситуациях жизненного ипрофессионального самоопределения.
6. Определятьстепень ограничения жизнедеятельности в развитии лиц с ограниченнымивозможностями, а также различного вида нарушений социального развития ипроводить психолого-педагогическую коррекцию.
Ответственность.
Психологнесет персональную ответственность за правильность психологического диагноза,адекватность используемых диагностических и коррекционных методов,обоснованность даваемых рекомендаций; несет ответственность за выполнение своихфункциональных обязанностей.
Выводы по Главе II
1. Однимиз способов решения проблемы профессиональной реабилитации инвалидов являетсяиспользование новых информационных технологий, позволяющих более эффективноорганизовать процесс реабилитации.
2. Внастоящее время в России действует свыше ста учреждений, предлагающих людям сограниченными возможностями услуги бесплатного обучения как компьютернойграмотности в целом, так и по специальностям, с последующим трудоустройством.
3. Министерствомсоциальной защиты Республики Татарстан успешно реализуется социальный проектдистанционного обучения инвалидов в Татарском институте содействия бизнесу. Научебу принимаются инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата.Обучение производится дистанционно через сеть Интернет в режиме реальноговремени с использованием системы «Дистанционного асинхронного обучения ТИСБИ».
4. Министерствомсоциальной защиты населения Московской области и Международным независимымэколого-политологическим университетом (МНЭПУ) реализуется совместный проект посозданию сети дистанционного обучения инвалидов на базе интернет-классовреабилитационных центров Московской области. Перспектива проекта состоит в предоставленииинвалидам равных возможностей и безбарьерного доступа к получению образованияпо востребованным специальностям.
5. Дляопределения роли новых информационных технологий в процессе профессиональнойреабилитации было проведено исследование на базе Комплексного центрасоциального обслуживания населения Агаповского района. В исследовании принялоучастие 38 человек.
6. Опроспоказал, что основной причиной, обусловившей проблему трудоустройства людей сограниченными возможностями, является отсутствие работы со специальнооборудованными рабочими местами, что в значительной степени влияет натрудоспособность данной категории.
7. Данныеопроса свидетельствуют о низком уровне владения навыками работы на ПК средилюдей с ограниченными возможностями, поскольку всего 37% опрашиваемых указали,что владеют данными навыками.
8. Средиосновных проблем для людей с ограниченными возможностями наиболее актуальнымистали: материальные трудности, проблемы в обучении и проблемы притрудоустройстве.
9. Наосновании данных, полученных в ходе исследования, анализа теоретических иэмпирических данных была разработана модель отделения профессиональнойреабилитации людей с ограниченными возможностями. Данное отделение может бытьсоздано на базе центров, работающих с данной категорией клиентов, т.е. синвалидами.
10. Цельдеятельности отделения заключается в оказании людям с различными ограничениямижизнедеятельности квалифицированной профессиональной реабилитационной помощи,направленной на устранение или возможно более полную компенсацию ограниченийжизнедеятельности, восстановление социального статуса инвалида, достижение имматериальной независимости и его социальной адаптации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инвалидность,как и другие социальные проблемы, детерминируется множеством тесно связанныхмежду собой причин. К ним можно отнести невостребованность обществомвозможностей инвалида как полезной личности, недостаточное государственноефинансирование, отсутствие необходимого количества учреждений, осуществляющихсоциальную работу с инвалидами и др. В немалой степени решение этой проблемызависит от профессиональной готовности специалистов к социальной работе сданной категорией клиентов.
Вданной работе инвалидность рассматривалась с позиции процесса профессиональнойреабилитации, то есть с позиции профессионального становления инвалида,включения его в активную трудовую деятельность.
Длячеловека с ограниченными возможностями, как и для обычного здорового человека,возможность работать и иметь постоянный доход, тем самым осознавать себясвободным и независимым, очень важна. Необходимо также подчеркнуть, что имеявозможность работать, инвалид не только получает материальную выгоду, но ивключается в процесс общения, что для него является немаловажным условиемполноценной жизнедеятельности.
Однако,в настоящее время инвалидам становится все труднее найти для себя подходящуюработу. Этому много причин: нежелание работодателей принимать на работу людей сограниченными возможностями, низкий уровень оплаты труда, плохие условия трудаи др. Одной из главных причин можно назвать и отсутствие навыков работы наперсональном компьютере у людей с ограниченными возможностями в большинствеслучаев и, как следствие, снижение вероятности найти работу, которая подходилабы по уровню физической нагрузки.
Возможнымвариантом решения данной проблемы является совершенствование процессапрофессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями посредствомвнедрения новых информационных технологий в процесс профессиональнойреабилитации и создания отделения профессиональной реабилитации для подготовкиспециалистов из числа инвалидов с последующим их трудоустройством.
Следуетотметить, что проводимое исследование подтвердило выдвинутую в самом началегипотезу, касающуюся совершенствования процесса профессиональной реабилитации.
Крометого, были выполнены все задачи. Именно выполнение всех задач и достижение целиисследования позволяет сделать вывод о том, что для людей с ограниченнымивозможностями процесс профессионального становления необходим, но существующихспособов его реализации недостаточно. И, как уже говорилось, возможным и,вероятнее всего, самым эффективным способом профессиональной реабилитациивидится внедрение новых информационных технологий в данный процесс.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. АндрееваТ.В. Досуг как форма социокультурной реабилитации инвалидов // Отечественныйжурнал социальной работы. – 2009. – N1. –С. 74-77;
2. АндрусякН.Ю. Роль курса «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями» впрофессиональной подготовке будущих специалистов к социальной работе сдетьми-инвалидами // Проблемы профессиональной подготовки социальных педагогови специалистов по социальной работе. – Магнитогорск, 2007. –С. 19-22;
3. Бронников,В. А. Современныеосновы социальной и психологической реабилитации в учреждениях социальногообслуживания // Социальное обслуживание. – 2009. – N 2. –С. 5-34;
4. БыковА. Маршрут: реабилитация // Социальная защита. – 2009. – N3. –С. 10-13;
5. ВиноградовА. З. Формированиездоровья инвалидов в крупном промышленном городе // Социальная работа. – 2007.– N 1. –С. 55-56;
6. ГарифуллинаГ.Р. Организация и содержание деятельности реабилитационного центра для детей иподростков с ограниченными возможностями // Работник социальной службы. – 2006.– N 1. –С. 19-28;
7. ГоловкоС. Г. Модельсоциальной реабилитации инвалидов // Отечественный журнал социальной работы. –2008. — N 6. –С. 58-63;
8. ГришинВ. Управление нуждается в совершенствовании // Социальная защита. – 2009. – N5. –С. 15-18;
9. ЕвдокимоваЮ. Реабилитационные мероприятия как традиционный механизм социализации личностиребенка-инвалида в учреждениях социального обслуживания // Сибирскийпедагогический журнал. – 2009. – N8. –С. 238-242;
10. ЖуравлевВ. Удочка для «золотой рыбки» // Социальная защита. – 2009. – N5. –С. 3-7;
11. ЗозуляТ. В. Психологическаяреабилитация инвалидов в отделении социальной реабилитации центра социальногообслуживания // Работник социальной службы. – 2009. – N 4. –С. 27-32;
12. КазарновскийС. Инклюзивное обучение // Социальная защита. – 2009. – N6. –С. 26-28;
13. КанА. М. Образованиекак фактор реабилитации и социальной интеграции инвалидов: зарубежный опыт //Социология образования. – 2008. – N 8. –С. 66-71;
14. КовалеваО. Ратификацию нужно хорошо подготовить // Социальная защита. – 2009. – N6. –С. 6-9;
15. КоноваловаМ.П. Основные идеи и принципы толерантности при формировании личности ребенка// Отечественный журнал социальной работы. – 2006. – N4. –С. 56-59;
16. КолосоваГ. В. Социальнаяподдержка инвалидов в Санкт-Петербурге: состояние и перспективы // Работниксоциальной службы. – 2007. – N 4. –С. 6-16;
17. КосенковаТ. В. Рольобразования в управлении реабилитацией инвалидов: социологический анализ //Социология образования. – 2009. – N 10. –С. 81-86;
18. КостинаТ. А. Комплексныйподход к решению проблем инвалидов // Социальная работа. – 2009. – N 2. –С.25-28;
19. КуваеваН. В. Проблемыпрофессионального становления молодого инвалида. // Социологическиеисследования. – 2007. – N 1. –С. 153-154;
20. КуличенкоР. Размышления специалиста // Социальная работа. – 2006. – N3. –С. 38-40;
21. ЛюбушкинаТ. Л. Комплекснаяреабилитация инвалидов // Социальная работа. – 2007. – N 6. –С. 42-43;
22. ЛюбушкинаТ.Л. Опыт социальной поддержки и реабилитации детей с ограниченнымивозможностями в областном центре «Полянка» // Работник социальной службы. –2006. – N 4. –С. 19-23;
23. МкртумоваИ. В. «Золотоекольцо» надежды: первые итоги создания областной сети профессиональнойреабилитации инвалидов // Отечественный журнал социальной работы. – 2007. – N2. –С. 54-58;
24. МогилевВ. А. Педагогическиеаспекты социальной реабилитации инвалидов военной службы // Отечественныйжурнал социальной работы. – 2006. – N 4. –С. 24-30;
25. ПатрушевС. Б. Теоретические основы формирования государственных (специализированных) образовательныхстандартов для лиц с ограниченными возможностями здоровья // Среднеепрофессиональное образование. – 2009. – N 1. –С. 15-17;
26. ПенкинаТ. Не квотировать, а заинтересовывать // Социальная защита. – 2009. – N4. –С. 11-14;
27. ПохоруковО.Ю. Значение адаптивной физической культуры в коррекции нарушения удетей-инвалидов здоровья // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – N8. –С. 224-232;
28. ПтушкинГ. С. Условиякачественной профессиональной подготовки студентов-инвалидов // Среднее профессиональноеобразование. – 2008. – N 6. –С. 15-20;
29. ПугачевА. С. Проблемысоциальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья // Научныеисследования в образовании: прил. к журн. «Профессиональноеобразование». – 2008. – N 8. –С. 39-41;
30. СаленкоН.О. Практика реабилитации детей-инвалидов в условиях сельской местности //Отечественный журнал социальной работы. – 2006. – N3.–С. 72-78;
31. СидороваЛ. Н. Профессиональнаяреабилитация инвалидов // Социальная работа. – 2007. – N 2. –С. 16-17;
32. СмирновА.В. Опроблеме активной включенности инвалидов в социально полезнуюжизнедеятельность, перспективы и возможности ее решения. // СОТИС. – 2006. – N 1.–С. 38-49;
33. ФЗ«О социальной защите инвалидов в РФ»;
34. ЧешихинаВ. Реабилитационныетехнологии как средство повышения качества жизни. // Высшее образование вРоссии. – 2006. – N 8. –С. 57-59.
35. ЧигинцеваЕ.Г. Гуманизация обучения студентов вуза в подготовке к работе в системеинтегрированного обучения детей с ограниченными возможностями // Гуманизациявысшего профессионального образования. – Магнитогорск, 2005. –C.207-209.

ПРИЛОЖЕНИЕ
 
Анкета
Уважаемый респондент!
ПросимВас принять участие в нашем исследовании, целью которого является определениероли новых информационных технологий в процессе профессиональной реабилитацииинвалидов.
Нижеприведен перечень вопросов, на которые Вам предлагается ответить. Вариантответа, отражающий Ваше мнение, обведите в кружок. Исследование являетсяанонимным, ответы будут использованы в обобщенном виде в научных целях.
1. Работаетели Вы в настоящее время?
а)да, работаю (переходите к вопросу №4);
б)нет, не работаю;
2. Хотители Вы работать?
а)да;
б)нет;
в)затрудняюсь ответить;
3. Назовите,пожалуйста, причины, по которым Вы не работаете?
(возможнынесколько вариантов ответа)
а)нет работы близко от дома;
б)нет работы по специальности;
в)нет работы с нормальной зарплатой;
г)не позволяет здоровье;
д)инвалидов на работу не берут;
е)нет работы со специально оборудованными рабочими местами;
ж)нет работы на дому;
з) другое____________________________
4. Скакими проблемами, по Вашему мнению, чаще всего сталкивается инвалид в процессетрудоустройства и поиска подходящей работы? (возможны несколько вариантовответа)
а) отсутствие работы по специальности;
б) состояние здоровья;
в) отказ работодателя в приеме наработу;
г) низкий уровень заработной платы;
д) отсутствие специальнооборудованных рабочих мест;
е) удаленность места работы;
ж) другое_____________________________
5. Владеетели Вы навыками работы на ПК (персональный компьютер)? Если «да», где Вы этомунаучились?
а) нет, не владею данными навыками;
б) да; проходил специальные курсы;
в) да; научили знакомые иродственники;
г) да; из специальной литературы;
6. Используетели Вы в своей работе ПК?
(если Вы не работаете, вопрос нужнопропустить)
а)да, использую;
б)нет, не использую;
7. Помоглоли Вам умение работы на ПК найти работу?
(еслиВы не работаете, вопрос нужно пропустить)
а)да, помогло;
б)нет, не помогло;
8. КакВы полагаете, на что должна быть направлена в первую очередь государственнаяполитика в области социального обеспечения инвалидов, полностью или частично сохранившихспособность к обучению и труду?
а)на поддержку материального положения;
б)на профессиональную реабилитацию с целью обеспечения
возможностиработать как все;
в)другое ____________________________
9. ЕслиВам предоставят возможность пройти курс реабилитации, после которого Вы сможетеполноценно работать, но при этом частично лишитесь компенсаций и выплат,причитающихся инвалидам, то какими будут Ваши действия?
а)конечно, соглашусь;
б)подумаю, соглашаться или нет;
в)откажусь, оставив всё, как есть;
г)затрудняюсь ответить;
10. КакВы считаете, как в целом общество относится к инвалидам?
а)враждебно;
б)безразлично;
в)дружественно;
11.Какие проблемы являются самыми актуальными для людей с
ограниченнымивозможностями?
(возможнынесколько вариантов ответа)
а)материальные проблемы;
б)проблемы в общении;
в)проблемы планирования семьи;
г)проблемы организации досуга;
д)проблемы при трудоустройстве;
е)проблемы в обучении;
ж)другое ____________________________
12. КакВы думаете, способны ли новые информационные технологии сделать процесспрофессиональной реабилитации более качественным и эффективным?
а)да, способны;
б)нет, не способны;
в)затрудняюсь ответить;
_____________________________________________________________
Вашпол: а) мужской; б) женский
Вашвозраст: а) 18-30; б) 31-40; в) 41-55.
Вашеобразование: _________________________
 
Спасибо заучастие!


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :