Реферат по предмету "Социология"


Социализация индивида. Агенты социализации

Кафедра Политологии и социологии Контрольная работа по дисциплине: «Социология» на тему: «Социализация индивида. Агенты социализации» Выполнила: Проверила: УФА-2007 Содержание: Введение….3 1. Что такое социализация……… … 2. Агенты и условия социализации… 3. Механизмы социализации………… … 4. Активность и стратегия жизни личности……… … 14 Заключение …17

Список литературы…19 Введение Элементами любых социальных систем, как говорилось, являются люди. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы принятых в обществе норм и ценностей, т. с. через культуру. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает

на него систематизированное воздействие. Человек становится, таким образом, не только элементом социальной системы, но и сам он представляет систему, имеющую сложнейшую структуру. Социология не рассматривает личность по всем со многообразий, т, е. как продукт природы, а изучает со как совокупность общественных отношений, т. с. как продукт общества. Понятием "индивид" обычно обозначается человек как единичный представитель той или иной социальной

общности. Понятие "личность" применяется по отношению к каждому человеку, поскольку он индивидуально выражает значимые черты данного общества. Непременными характеристиками личности являются самосознание, ценностные ориентации и социальные отношения, относительная самостоятельность по отношению к обществу и ответственность за свои поступки, а ее индивидуальность - это то специфическое, что отличает одного человека от других, включая как биологические, так и социальные свойства, унаследованные или приобретенные.

Что такое социализация? Понятие социализации. Процессы взаимодействия личности и общества подразделяются на структурные (развитие внешней и внутренней отнесенности) и динамические (соединение «привнесенности» и «привноси мости»). Если структурные процессы, определяющие взаимоположение субъектов, характеризуют развитие социальной структуры личности, то процесс социализации формирует ее в качестве полноценного субъекта деятельности. Человек формируется как личность и субъект деятельности в ходе социализации.

Под социализацией понимается процесс освоения индивидом социальных норм и ролей, принятых в данном обществе, посредством как собственной активности, так и «чужой» (влияние родителей, обучение и пр.). В научной литературе существует, по крайней мере, еще несколько терминов, используемых для характеристики процессов освоения личностью социокультурного опыта того или иного общества. Это — «инкультурация», «аккультурация» и «интернализация» («интериоризация»).

Первый из них указывает на «процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления и действий, характерные для культуры, к которой он принадлежит»¹. Второй — на процесс взаимообогащения двух и более культур, в результате которого происходит изменение (трансформация) базовой культуры. Третий термин означает перенос «внешних» форм опыта во «внутренний» план личности. Введение этих и других понятий в научный оборот объясняется недостаточностью или неполнотой

смыслового содержания исходного понятия «социализация». Последнее не охватывало, например, когнитивные моменты культуры (знания, верования, ценности и пр.). Не случайно поэтому американские культурные антропологи (Херсковиц, Клакхон и др.) предпочитали употреблять вместо него термины «инкультурация», «культурализация» и пр.² Основные тенденции и формы социализации.

Содержание и направленность процесса социализации определяется двумя основными тенденциями — типизацией и индивидуализацией. Типизация определяется, с одной стороны, как способ усвоения личностью проявляющихся в реальном мире «объективных мыслительных форм» культуры (ценностей, норм, идей их преобразования в субъективно-идеальный мир) и, с другой — как трансформация объективно-идеальных форм культуры в индивидуальный опыт ее поведения. Индивидуализация характеризуется в свою очередь преобразованием индивидуального поведенческого

опыта личности в объективно идеальные формы культуры и трансформацией субъективного мира личности, субъективной идеальности в объективные формы внешнего социального мира. Процесс социализации осуществляется в разных формах, каждая из которых характеризуется особым сочетанием индивидуализирующих и типизирующих факторов. По времени осуществления социализация подразделяется на первичную, продолжающуюся от рождения ребенка вплоть до формирования зрелой личности, и вторичную, происходящую

уже на стадии социальной зрелости личности. В зависимости от возраста личности социализация делится на раннюю, проявляющуюся в детстве, социализацию взрослых людей, или ресоциализацию, связанную с освоением новых ценностей и норм, недостаточно усвоенных в детстве или устаревших, и социализацию 1 Морфология культуры: Структура и динамика, м c. 387. 2 См.: Культурология. ХХ век: Энциклопедия. c. 251. пожилых людей, содержание которой составляют процессы

адаптации, в основном приспособления к старости и к мысли о приближающейся смерти. Безусловно, первичная и ранняя социализация в большей степени содержат элементы типизации, чем вторичная социализация, включая ресоциализацию и социализацию пожилых людей. Наряду с понятием «ресоциализаЦия» в научной литературе встречается также понятие десоциаЛизация , обозначающее процесс развития личности в раннем или зрелом возрасте, связанный с отклоняющимся поведением,

с ее участием в группах, ведущих антисоциальный образ жизни (преступники, пьяницы, наркоманы и пр.). Структура процесса социализации личности включает в себя такие стороны, как этапы (стадии), субъекты (агенты), УСЛОВИЯ И механизмы. Стадии, или этапы, социализации. В науке сложились и продолжают существовать несколько концепций развития личности в процессе социализации. Большинство из них берут за основу развития какой-либо один фактор, имеющий биологическое, психическое

или социальное происхождение. Разделим их условно на универсальные, охватывающий весь жизненный цикл личности, и частные, охватывающие первичную социализацию личности. Большинство концепций, в которых определяются основные этапы социализации, ограничиваются рассмотрением первичной социализации. Так, по мнению Дж. Мида, этот процесс включает в себя несколько стадий, связанных с формированием Я: стадию имитации (копирование поведения взрослых людей или представителей реферативной

группы); игровую стадию (проигрывание ролей); стадию коллективных игр (осознание детьми ожиданий других людей на основе образа «обобщенного другого»). В концепции З. Фрейда индивид находится все время в состоянии конфликта с обществом. При этом он руководствуется биологическими побуждениями и прежде всего сексуальными влечениями. Поэтому в основе социального конфликта лежит противоречие между стремлением индивида к получению удовольствий

и ограничениями, которые устанавливаются родителями и другими людьми, а также собственным суперэго. В своем же сексуальном развитии личность проходит, по Фрейду, четыре стадии, каждая из которых связана с определенной эрогенной зоной: оральная (ребенок получает удовлетворение от жизни через рот от приема пищи и пр.), анальная (ребенок учится ходить на горшок); фаллическая (осознание ребенком своей половой принадлежности и связанных с ней возможностей или ограничений);

генитальная (на этой стадии дети активно выражают озабоченность проблемами половой близости). Известный французский ученый Ж. Пиаже исследует первичную социализацию как процесс обучения мышлению. Способности к мышлению развиваются у ребенка по мере прохождения им определенных стадий, связанных с приобретением новых навыков познания и обусловленных возрастными особенностями. До 2 лет сенсомоторная стадия (формирование способности к сохраннению в памяти образов предметов окружающего

мира); 2—7 лет предоперациональная стадия (возникновение способностей к различению предметов и символов или их значений); 7—11 лет—стадия конкретных операций (овладение навыками мысленного манипулирования предметами); 12—15 лет — стадия формальных операций (формирование способностей к решению абстрактных задач и осмыслению нравственных проблем своей жизни). К числу универсальных следует отнести концепции Э.

Эриксона и Л. Колберга. Идеи З. Фрейда были пересмотрены и дополнены Э. Эриксоном. Он предложил ввести критерии психического развития Я, связанного с формированием основных ориентиров по отношению к себе и своему окружению. Становление личности не заканчивается, по его мнению, в подростковом периоде, а продолжается весь жизненный цикл. В соответствии с критериями психического развития выделяются восемь стадий человеческого развития,

которые стали сегодня общепризнанными: Доверие — недоверие — грудной возраст; Автономия — сомнение — возраст 1—2 лет; Инициатива — чувство вины — возраст 3—5 лет. Трудолюбие — неполноценность — младший школьный возраст (6—11 лет); Идентификация — диффузия — юность (12—18 лет); Интимность — одиночество — начало взрослого периода; Творческая активность — застой — средний возраст;

Умиротворение — отчаяние — старость. В основу выделения стадий социализации американский ученый Л. Колберг положил критерии нравственного развития детей, в том числе формирование способности к сопереживанию (эмпатии). Однако эти стадии не связаны с определенными возрастными периодами. Две первые стадии направлены на освоение детьми механизмов наказания и поощрения. Третья стадия позволяет различать понятия о хорошем и плохом поведении.

На четвертой стадии люди осознают интересы общества и принимают правила поведения, господствующие в нем. На пятой стадии у человека формируются нравственные убеждения. Он начинает осознавать противоречия между различными нравственными позициями. Шестая стадия нравственного совершенствования определяется способностями к осознанному нравственному выбору, утверждением универсальных ценностей и принципов жизни, в том числе служение обществу, забота

о ближних и Т. д. Эту стадию достигают далеко не все люди, а лишь немногие из них. В отечественной литературе известны попытки выделения основных стадий социализации в зависимости от возраста и отношения к труду. Г. М. Андреева вслед. за другими учеными предлагает различать дотрудовую стадию, включающую в свою очередь раннюю социализацию и этап обучения, трудовую и послетрудовую стадии. Агенты и условия социализации Агентами социализации называются отдельные люди, группы и институты,

которые участвуют в процессе формирования личности. К ним относят, как правило, семью и родственников; группы сверстников и знакомых; школу (вуз); средства массовой информации и пр. Мы не ставим своей целью описание всех этих агентов. На разных стадиях социализации активную роль играют те или иные агенты и институты. На дотрудовой стадии главными являются семья, учебные учреждения и сверстники.

На трудовой стадии значительную роль играют коллектив, профессиональное сообщество, дружеская компания, средства массовой информации. На послетрудовой стадии круг агентов социализации существенно сужается. Вместе с тем социализация осуществляется под влиянием совокупности условий — социально-контролируемых и направленно-организуемых, стихийных и спонтанных (непроизвольно возникающих). Это — экономические, социально- политические, духовно-идеологические условия и факторы, необходимые

или достаточные для обеспечения развития личности. Механизмы социализации В научной литературе выделяют, прежде всего психологические механизмы социализации. Одним из первых это попытался сделать З. Фрейд. Он выделил механизмы подтверждения — исключения, имитации, запрещения, замещение (подстановка), имитация и идентификация. В концепции ролевого поведения Дж. Мида механизмы социализации раскрываются через восприятие ролей.

Осознание «обобщенного другого происходит, по его мнению, через процессы принятия и исполнения роли. Принятие роли — это процесс присвоения роли в другой, непривычной ситуации взаимодействия, а исполнение боли — фактические действия или акты ролевого поведения. К этим процессам необходимо добавить еще обучение ролям. Перейдем теперь к изложению основных моментов, характеризующих содержание концепций социализации: •

социализация определяется обычно как процесс освоения личностью ценностей, норм и ролей, господствующих в дан ном обществе и определяющих степень ее включенности в систему социальных отношений; • социализацию необходимо рассматривать как двусторонний процесс: с одной стороны, как типизацию, принятие правил поведения, типичных для данной общности (типизация); с другой — как активное воздействие личности на свое социальное окружение, создание новых, индивидуально окрашенных форм жизни и опыта (индивидуализация); • процесс

социализации осуществляется в разных формах в зависимости от возраста и социальных условий (первичная и вторичная социализация, социализация взрослых и пожилых людей, ресоциализация и десоциализация); • процесс социализации подразделяется на разные стадии или этапы (например, дотрудовая, трудовая и послетрудовая стадии и т. д.); • агентами социализации могут быть как целые институты и группы, так и отдельные лица, оказывающие влияние на развитие личности на той или иной стадии; • в качестве механизмов социализации

можно рассматривать способы освоения ролей (принятие, исполнение и обучение). Активность и стратегия жизни личности Социальная динамика личности имеет также «внутренне» детерминированную сторону, которая выражается в ее активности и направленности на сознательное конструирование своей жизни. Высшей формой активности личности в современном обществе выступает ее гражданская активность. Активность и жизненная позиция личности. Активность — деятельное познавательное и практическое отношение

личности к условиям жизнедеятельности, делам общества, проявляющееся как в форме общественно полезной, созидательной и творческой деятельности, так и в форме антиобщественной деятельности, отклоняющегося (девиантного) поведения. Характеризуется высокой степенью интенсивности осуществления, динамичностью и способностью производить изменения (преобразования). Одной из наиболее распространенных форм активности личности выступает ее социальная активность.

Это — способ существования и развития личности как субъекта общественной жизни, основанный на ее сознательном или бессознательном стремлении к изменению социальных условий и формированию собственных качеств (способностей, установок, ценностных ориентаций). Предпосылкой сознательной социальной активности выступает осознанный выбор личностью возможностей своего участия в общественной жизни. Каждая личность вначале определяет характер своего участия в общественной жизни, меру (степень) интенсивности

своей деятельности, а уже затем занимает ту или иную социальную позицию. Выбор личностью активной жизненной позиции обусловлен причинами как объективного, так и субъективного характера. Иногда она вынуждена вести себя активно, чтобы сохранить равновесие с окружающей средой. Социальная активность не является единственной формой развития личности как общественного субъекта. Ей противостоит, как известно, социальная пассивность и апатия, по— рождаемые кризисными явлениями

в обществе, ростом отчуждения, экзистенциальным вакуумом. В качестве одной из важных характеристик активности личности выступает активная жизненная позиция, наличие которой свидетельствует об изменении всего образа жизни личности, а не его отдельных сторон. Активная жизненная позиция — устойчивая позиция личности, направленная на изменение и преобразование общественных условий жизни в соответствии с ее убеждениями, взглядами и совестью.

С точки зрения общественной значимости жизненная позиция личности может быть как позитивной, конструктивной, адекватной общественным нормам и идеалам, так и негативной, деструктивной, ориентированной на подрыв существующих в обществе устоев, традиций и правил общежития. Однако критерий правильности (истинности) жизненной позиции лежит не только в общественном признании и одобрении, порождающем иногда настроение конформизма и апатии.

Гораздо более важным для понимания активной жизненной позиции является требование соблюдения автономии, автономных прав и гражданских свобод личности. Активная жизненная позиция становится в гражданском обществе неотъемлемой чертой жизнедеятельности автономных субъектов. Она выражает их стремление к расширению и укреплению своего жизненного пространства, рассматриваемого в контексте Самореализации и свободного творчества.

Активность и жизненная стратегия личности Понятие «стратегия жизни» относится к сознательным проявлениям человека, выступающего в качестве субъекта активности, поведения и деятельности. С этим связана необходимость предварительного уточнения понятий «человек>, «индивидуальность>, «Индивид» и «личность» применительно к контексту планирования будущего. Стратегии жизни являются непосредственно деятельностным состоянием личности.

Жизненные стратегии не являются единственным способом организации жизни личности. Наряду с ними в развитии личности «принимают участие» способы ведения жизни (форма, Уклад и стиль жизни); способы определения жизненных ситуаций (жизненная позиция и линия); способы описания жизни (Жизненная история, биография) и способы символического конструирования жизни (жизненные планы и сценарии). Жизненные стратегии выступают объектом целого комплекса наук о человеке и обществе — социологии,

психологии И Культурной антропологии. Каждая из них изучает свой аспект (Сторону) жизненного мира личности. Психология рассматривает его психическую сторону, а также преимущественно личностный субъективно-значимый аспект и уровень организации социального. Культурная антропология делает предметом своего исследования культурный аспект социального измерения жизненных стратегий, а также взаимоотношения личностного и культурного аспектов (исследовательское направление «культура-и-личность»)

Социология выделяет в качестве предмета своего изучения институциональный аспект (институциональные связи и закономерности) формирования и развития этих стратегий. Жизненные стратегии выступают элементом и уровнем иерархически сложного комплекса активности человека. Они являются в широком плане элементом деятельности (как сознательно регулируемой и адаптивно-адаптирующей активности человека) и непосредственно компонентом одной из под- систем деятельности — системы ориентирования

личности. В системе ориентирования жизненные стратегии тождественны перспективному уровню деятельности человека. Они включают, с одной стороны, перцептивные (образные), смысложизненные, ценностные, нормативные, целевые ориентации и соответствующие им способности, а с другой — разнообразные технологии и механизмы стратегического поведения. В качестве сферы приложения стратегий выступают конкретные жизненные события и ситуации. Приведем определение жизненных стратегий, наиболее полно выражающее их социологическую специфику.

Это — динамическая система перспективного ориентирования личности, направленная на сознательное изменение своей будущей жизни в данном социокультурном контексте. Она направляет и регулирует ее поведение в течение длительного времени. Жизненные стратегии личности различаются между собой по характеру ведущей ориентации или доминирующей форме активности. Они подразделяются нами на несколько типов: индивидуалистические, коллективистские

и персоналистические стратегии, стратегии благополучия, успеха и самореализации. При этом каждому из указанных типов стратегического ориентирования личности соответствует та или иная модель жизненного поведения. Всего можно выделить три таких модели — жизнеобеспечение, жизнестроительство и жизнетворчество. Анализ указанных типов стратегий и моделей их реализации на поведенческом уровне позволяет установить определенные связи зависимости и сформулировать на этой основе рабочие гипотезы.

На разных стадиях формирования жизненных стратегий доминирующее значение приобретает тот или иной аспект их социального содержания: на стадии выбора и построения — социально-личностный и социально-культурный, а на стадии презентации — социально-организационный. Гражданская активность личности. На современном этапе развития российского общества важное значение приобретает гражданская активность — форма самореализации и самодеятельности личности как полноценного

члена и субъекта гражданского общества, выражающаяся в ее осознанном и целенаправленном участии в общественных преобразованиях; в защите и расширении экономических, политических, социальных и иных прав (свобод); в поддержании целостности общества и его институтов. Гражданская активность относится к особому типу социальной активности личности. Это понятие характеризует также исторически определенное качество социальной активности, а именно —

степень интенсивности осуществления родовой деятельности или меру реализации родовых сил человека, а также соответствующую ей форму самодеятельности. Гражданская активность личности противостоит формальной (декларированной) активности, характерной для тех типов обществ, в которых господствует авторитарный или тоталитарный режим. Ее критерием является не внешняя лояльность режиму, как это имеет место в авторитарно-бюрократических системах, а сознательное, заинтересованное и

Рационально-критическое отношение субъектов (индивидов, групп) к делам общества и государства; стремление оказывать влияние на выработку и реализацию решений, затрагивающих как их собственные (особенные), так и общественные интересы. В цивилизованном обществе гражданская активность личности не выходит за рамки, устанавливаемые законом (если последний не противоречит основополагающим правам граждан) и другими способами общественной регламентации (нравственными нормами, правилами, соглашениями и т. д.).

При этом наблюдается следующая тенденция: чем более развито общество в экономическом, политическом и культурном отношении, тем шире и Разнообразнее гражданская активность его членов. Заключение Социализация - начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методам деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно.

Вождь или король воспитывает себе преемника многие годы; исполнителя этой роли воспитывают окружение, практика принятия управленческих решений, которую приходится осваивать, реально став королем или вождем. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями - правами, обязанностями, отношениями - она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации применим термин не "обучение", а "

освоение". Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей. Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь. Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит. Этапы социализации. Принято выделять первичную социализацию, охватывающую период детства, и вторичную

социализацию, занимающую более длительный временной промежуток и включающую в себя также зрелый и преклонный возраст. 1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации. 2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их. 3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество

"оттенков серого цвета". 4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения. Список литературы: 1. Словарь терминов. Солодовников С.Ю гл.науч.ред.и сост изд-во ЛФЦП, 2002. 2. Социология. Учебник для вузов/ Воронцов А.В изд Союз СПб, 2003г.

3. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов/Отв.ред.академик РАН Г.В.Осипов, действительный член РАЕН Л.Н.Москвичев М.:Норма,2005 912с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Взаємодія паблік рилейшнз із засобами масової інформації
Реферат Археология Восточных славян в 6 в
Реферат Активные операции, их роль и место в банковской деятельности
Реферат Правила таможенного контроля и оформления транспортных средств
Реферат Разработка системы рессорного подвешивания пассажирского электровоза
Реферат Показатели экономической эффективности сельскохозяйственного предприятия ЗАО Пахомовский
Реферат Какие же российские реалии вызывают наибольшее «неудовольствие» Щербатова?
Реферат 1899 1951 Самая загадочная и сложная фигура русской литературы 20 в. Начало пути
Реферат Gap Between Rich And Poor Essay Research
Реферат Война в Хорватии
Реферат Фінансово-правова норма її зміст та особливості
Реферат Техногенные опасности и защита от них
Реферат Ритмическая гимнастика в процессе физического воспитания студентов вуза
Реферат 1776 Vs 1789 Essay Research Paper
Реферат Разработка МПУ для сушильной печи