Содержание
Введение
1. Целиконсультирования
2. Христианствои психология. Враги или союзники
Заключение
Библиография
Введение
Когдахристиане начинают испытывать радостное переживание, чувствуя, что ихпо-настоящему принимают, и они начинают вкушать возможности глубокого общения сГосподом и друг с другом, то часто происходит следующее: долго и глубокоскрываемые проблемы начинают выходить на поверхность. Окружающие их верующие,как правило, в этот момент по обыкновению дают какие-то советы, возможноподбадривают, но эффект от этого может быть недолгим. Но мы должны бытьдостаточны в том, чтобы обеспечить альтернативные ресурсы как, справлятьсяэффективно с этими проблемами внутри Тела, где люди могут получить необходимоеисцеление. Консультирование и жизнь в Теле не должны разделяться. Предстоящаяработа заключается в том, чтобы развивать модель библейского консультирования,которая может быть интегрирована в поместную церковь.
Консультирование- это дисциплина, которая не похожа на такие профессии, как стоматология илимедицина, зависящие от растущего количества технических знаний, применяющихсяна практике хорошо подготовленным профессионалом.
Консультированиев самой своей сути скорее является взаимоотношениями между людьми, которые неравнодушны друг к другу и проявляют заботу. Как и в случае с большинствомконцепций, мы можем ошибаться, падать по одну или другую сторону узкойплатформы истины. Некоторые настаивают на том, что консультирование — этотолько взаимоотношения и ничего более. Мы должны быть осторожны с такимподходом к делу. Существуют технические понятия психологической динамики итерапевтических процедур, которые очень сильно увеличивают эффективностьконсультирования. Некоторые «впадают в другую крайность», настаиваяна том, что консультирование — это научное предприятие, применяющее на практикеэкспериментально проверенные лабораторные истины для того, чтобы модифицироватьпроблемное поведение. Но когда мы задумываемся над тем, что человек — этоличностное творение, которое сделано по Божьему образу и подобию, и намерениемБога является общение человека с Богом, тогда мы осознаем, чтоконсультирование, которое смещает акцент с межличностных аспектов доверия, заботыи принятия, не может быть.
1. Цели консультирования
Обычнаяцель, настолько страстно желаемая, в основном заключается в нас самих ивыражается она таким образом: «Мне хочется чувствовать себя хорошо»или «я хочу быть счастлив».
Нужноотметить, что нет ничего плохого или неверного в том, чтобы хотеть бытьсчастливым. Но чрезмерная увлеченность своим личным счастьем может затмить нашепонимание библейского пути к глубокой и пребывающей радости. Бог сказал нам,что «в Его деснице блаженство вовек». Если мы желаем этогоблаженства, мы должны понять, и узнать, что означает «быть в Божьейдеснице». Высший приоритет для многих из нас заключается не в том, чтобыстать похожими на Христа во всех наших проблемах, но этим приоритетомстановится поиск счастья. Чудесная истина заключается в том, что, когда мыпосвящаем всю нашу энергию, все наши силы тому, чтобы становиться такими,какими Христос хочет нас видеть, тогда Он наполняет нас невыразимой радостью имиром, который далеко превосходит все то, что предлагает нам этот мир.
Индивидуальноечеловеческое счастье не является ни целью христианской жизни, ни цельюхристианского консультирования. Попытки найти счастье в чем-то — это какпопытки заснуть. Пока вы своим сознанием и своим стремлением пытаетесь этоухватить, вы никогда не добьетесь этого. Павел сказал, что его стремлением(целью) было не стать счастливым, но в каждый момент угождать Богу. Значит,наша первичная ответственность заключается в том, чтобы угождать Богу! ВПослании к Евреям 13:15-16 сказано, что верующие – священники. Каждый из насявляется священником, и имеют двоякую функцию:
1)приносить жертву поклонения Богу;
2)жертвенно служить другим людям.
Еслия хочу в любой момент моей жизни угождать Богу, то прежде всего мои мыслидолжны быть заняты поклонением и служением.
Личноесчастье должно рассматриваться как производное, но не как цель. Производныесчастья чудесным образом доступны тем людям, чья цель заключается в том, чтобыугодить Богу в каждый момент жизни.
2. Христианство и психология. Враги или союзники
библейский консультирование вера психология
Существуетопределенная проблема интеграции христианства и психологии. Позволительно линам в процессе продвижения развития христианской зрелости черезконсультирование, брать что-либо из мирской психологической теории и процедур?
Возможно,многие из личных проблем, с которыми люди приходят к консультантам, являютсясовершенно не связанными с духовными вопросами; в таких случаях не являются лицели перейти и подняться в какой-то мере не относящимися к делу? Как вы будетеразвивать послушание и рост характера в ком-то, кто жалуется на то, что оченьсильно боится змей, а его вся семья очень любит пикники на природе? Будете ливы обсуждать его библейские обязанности по отношению к семье и призовете ли егоидти на эти пикники, несмотря на страх, уповая на Бога, на Его защиту, на Егомир? Или вы будете использовать технику мирской поведенческой психологии,которая более или менее подтверждена документально? Некоторые считают, чтопроблема подобного рода подобна дырке в вашем зубе, которая требует того, чтобыс ней поработал квалифицированный зубной врач.
Дляхристианского пациента система верований зубного врача относительно Господанамного менее важна, чем его профессиональные навыки. Являются ли различныепроблемы, которые испытывают люди, на самом деле медицинскими илипсихологическими проблемами, с которыми лучше всего справится профессиональныйпсихолог? Или все — таки на каком-то уровне они представляют собой результатнепонимания или неправильного, неадекватного понимания духовной истины?
Этивопросы важны. Если психология предлагает взгляды и положения, которые обострятнаши навыки консультирования и увеличат нашу эффективность, мы хотим знать их.Если все проблемы в своей сути имеют духовное основание, тогда мы не хотимпренебречь необходимыми ресурсами, доступными через Господа, делая неправильноеударение на психологической теории.
Естьнекий объем открытой, явленной истины в форме предложения, этой истиныпридерживаются все евангельские христиане и эта истина являетсябезукоризненным, безошибочным и вдохновленным Божьим Словом.
Естьтакже множество различной литературы, представляющей различные и частопротиворечивые теории и наблюдения, которые можно назвать мирской психологией.Итак, каково взаимоотношение между двумя сторонами?
Четыревида подхода к интеграции:
1. Раздельные,но равные.
Сторонникиэтого подхода считают, что Писание имеет дело с духовными и теологическимипроблемами, которые включают в себя систему христианских верований и действий.Существует мнение, что многие области реальной заботы, такие, как медицинские,зубные и психологические расстройства, выпадают из области христианскойответственности, и с этим должны разбираться квалифицированные профессионалы.Если у человека воспаление легких, отправьте его к врачу, а не к пастору. Еслион хочет построить дом, пусть он идет к архитектору и к производителю работ.Если у него есть деньги, которые он хочет выгодно вложить, тогда порекомендуйтеему финансового консультанта.
Продолжаяподобным образом, если у него психологические проблемы, если он умственно нездоров, тогда поступите мудро и направьте его к подготовленномупрофессиональному консультанту.
2. Салатассорти.
Слабостьпервого подхода исправлена этим подходом. Есть тенденция у христианскихпрофессионалов — психологов. Принять следующий подход к интеграции: совместитьвзгляды и ресурсы Писания с мудростью психологии, и появится воистину эффективнаяи развитая христианская психотерапия. Христианские интеграционисты склонныпоставить на одну доску две дисциплины — теологию и психологию, определить, гдеони пересекаются, а затем смешать взгляды из обеих дисциплин вместе.
Критическаяпроблема с моделью «Салат ассорти» заключается в том, что смещается иубирается акцент с нужды в осторожном и внимательном отборе и отсеивании всякихмирских концепций с точки зрения христианских предпосылок и положений. Так какпсихология основывается на системе предположений, которые резко противоречатПисанию, то модель, которая не уделяет достаточного внимания и не позволяетподвергнуть серьезному рассмотрению мирские концепции, открывает дверь ксинтезу противоречивых идей.
Библияполагает, что существует абсолютная истина. Все, что противоречит истине,является ложью. Писание абсолютно отказывается принимать всяческие концепции,которые каким-либо образом не совпадают друг с другом.
3. Ничего,кроме…
Третийподход к интеграции выглядит как чрезмерная реакция на первые два, правда, сблагими намерениями. Сторонники подхода «Ничего, кроме...» (онивключают и теологов, и психологов) аккуратно справляются с проблемой интеграциипутем того, что полностью убирают с пути психологию. Их основной принциппроявляется так: ничего, кроме благодати; ничего, кроме Христа; ничего, кромеверы; ничего, кроме Слова.
4. ОграблениеЕгиптян.
Существует4 подход к интеграции, которые достигают необходимого баланса междубездумностью подхода «Салат ассорти» и чрезмерной реакцией подхода «Ничего,кроме..,». Подход «Салат ассорти» правильно предполагает, чтомирская психология имеет что-то, что может предложить, но в этом подходе невсегда уделяется достаточное внимание возможным смешениям противоречивыхпредпосылок. Сторонники подхода «Ничего, кроме..,» в свою очередь,требуют, чтобы каждый момент христианского консультирования был полностьюсогласован с библейским откровением, но выбрасывают вон всю психологию, включаяте элементы, которые являются (возможно, случайно) совпадающими с Писанием.
/>
Христианин,который ограбил египтян в области мирской психологии, внимательно отсеиваяэлементы, противоречащие его преданности откровению Писания, будет болееподготовлен к консультированию, чем консультант — сторонник подхода «Салатассорти», который смешивает концепции по мере их поступления. Илисторонник подхода «Ничего, кроме...», который отказывается извлечьпользу из результатов мирских исследований.
Заключение
Таккак эффективное консультирование требует наличия взаимоотношений, заботы ипонимания человеческого функционирования, мы нуждаемся в том, чтобы найти внаших местных церквях зрелых верующих, исполненных любви Христа, которых затемнам необходимо научить и подготовить, развивая в них навыки и подходыконсультирования.
Многиесовременные христиане не могут самостоятельно решить свои психологическиепроблемы, им нужны помощники. Для одних таким помощником может быть пастор, длядругих — родитель, для третьих – близкий друг, но иногда нужна профессиональнаяпомощь именно психолога и регулярная психотерапия в течение долгого времени…Вот в таких случаях необходим христианский психолог. Его отличие от «нехристианского»заключается в том, что он по-другому смотрит на пациента, использует непротиворечащие библейским канонам методы и техники.
Каждыйхристианин призван служить для ободрения и помощи другим, особенно — своим повере.
1. Ободрение- это одна из сторон служения консультирования, которое доступно каждомухристианину.
2. Пасторы,старейшины и другие лидеры церкви имеют особую возможность и ответственностьучить библейским принципам жизни. Это является вторым способомконсультирования.
3. Некоторыенуждаются в том, чтобы их специально готовили для служения консультирования,которое включает в себя более глубокое исследование некоторых сложных проблем.Это — третий вид консультирования.
Знанияо том, как мы «дивно устроены», Слово Божие и действие Духа Святогомогут чудесным образом преобразовать жизнь любого христианина.
Библиография
1. КраббМл. Лоренс Дж. Эффективное библейское консультирование
2. АндерсонН.; Майлендер Ч. Семейная жизнь во Христе. 1999
3. ВестонО. Духовные дары. Richmond,1998
4. ДжорджБ. Классическое христианство. Казань, 1997
5. Мак-ДауэлД. Консультирование молодежи, 2006
6. СейлаХ. Совет за чашкой чая. Кобрин, 1995
7. ХагсС. Друг в нужде. СПб. 1995
8. ЭдвальдсЭ. Душепопечительство и терапия. СПб. 2004