Ёрмунганд
Ёрмунганд(«великанский посох»), в скандинавской мифологии мировой змей, символтьмы и разрушения, чудовище, порожденное великаншей Ангрбодой от бога Локи.
Ёрмунгандпри рождении был заброшен Одином в океан, где вырос и достиг таких размеров, чтосмог своими гигантскими кольцами опоясать Мидгард, землю людей.
Гигантскийзмей, обитавший в мировом океане, был сражен богом-громовником Тором в деньРагнарёк.
Однаждызмей Ёрмунганд попался на крюк Тора, который отправился на рыбалку и в качественаживки использовал голову черного быка. Однако спутник Тора великан Хюмир, испугавшийсяза свою жизнь, обрезал канатную снасть, и Ёрмунганд остался на свободе. Но вдень Рагнарёк бог Тор снес уродливую голову чудовища и, успев отступить отмертвой туши всего на расстояние девяти шагов, утонул в потоке яда, изрыгавшегосяиз разверстой пасти безжизненной твари.
Фенрир
Фенрир,в скандинавской мифологии гигантский волк. Он являлся одним из трех чудовищ, которыхпородила на свет в лесу Ярнвид великанша Ангрбода от Локи.
Втекстах «Младшей Эдды» рассказывается о том, что некоторое времяФенрир жил у богов, но он был так велик и страшен, что только отважный Торосмеливался подходить к нему. Пророки предупреждали небожителей, что Фенриррожден на погибель богам, но даже просто посадить его на цепь не удавалосьникому.
Первуюцепь Лединг, наброшенную ему на шею, Фенрир разорвал, как тонкую нить. Втораяцепь Дроми разлетелась на мелкие части. И только третья, волшебная цепьГлейпнир, скованная по просьбе богов черными карликами-цвергами из шумакошачьих шагов, дыхания рыб, птичьей слюны, корней гор, жил медведя и бородыженщины, смогла удержать страшного зверя. Набросив на шею Фернира цепь, богихотели доказать, что она не причинит ему никакого вреда.
Радиэтого Тор положил свою правую руку в пасть Фернира. Волк откусил кисть Тору, однакобоги успели приковать чудовище к скале. Пророки предсказывали богам, что переднаступлением конца света Фернир разорвет оковы, вырвется на свободу и поглотитсолнечный диск, а в последней битве богов с чудовищами и великанами онпроглотит Одина. Через некоторое время за отца отомстит Видар. Сын Одинаразорвет ненавистному чудовищу пасть и освободит богов от ужаса, который внушалим чудовищный волк.
Вскандинавской мифологии демонический волк Фернир является очень популярнымперсонажем. Кроме того, многие легенды посвящены и другим волкам, напримерспутникам Одина, Гери и Фреки. Аналогом Фернира вполне можно считать Гарма — демоническогопса, сторожащего пещеру Гнипахеллир.
Альвы
Альвы,в скандинавской мифологии низшие природные духи. Изначально альвы олицетворялисобой души умерших, но постепенно их роль в иерархии божественных существпретерпела изменения.
Вранней скандинаво-германской мифологии альвы — нестареющая, обладающая магией, прекраснаяраса, живущая как и люди, либо на Земле, либо в мире альвов (эльфов), которыйтакже описывался существующим вполне реально. Такое представление об альвах, частичносохранившись, дошло до времен средневековья, оставшись навсегда в языках, именах,культуре и генеалогии европейских стран.
Вболее поздних мифах альвы представлены в качестве духов земли и плодородия.Существовал особый ритуал почитания этих духов. Слово «альв» (эльф) в этотпериод стало обобщать по сути совсем разных существ — собственно, альвов идварфов.
Альвыстали иметь некоторые сходные черты как с карликами-цвергами, так и с ванами. В«Старшей Эдде» есть упоминания о чудесном кузнеце Велунде, которого называликнязем альвов. В «Младшей Эдде» упоминается деление на тёмных (живущих подземлей) и светлых альвов (живущих в небесном чертоге). В позднихгермано-скандинавских сагах о создании мира говорится, что альвы были созданыпервыми асами (Одином, Вили и Ве) из червей, которые появились в мясе Имира.
Светлымальвам (эльфам) было отдано царство Альвхейм, тёмным альвам (гномам) — царствоСвартальфахейм, а карликам-цвергам земля Нидавеллир.
Эльфовпредставляли как антропоморфных существ небольшого роста, ловких и проворных, сдлинными руками и короткими ножками. Их занятия определялись прежде всегоместом их обитания. Живущие в горах эльфы считались прекрасными оружейниками икузнецами; а эльфы, селившиеся у воды, были великолепными музыкантами. Вообще, всеэти существа очень любили музыку и танцы.
Попреданию, эльфы представляли собой целый мифический народ, с разделением набогатых и бедных. Они могли быть добрыми и злыми. Как и люди, они былиразнополые и могли рожать детей. Существуют предания о браках, заключенныхмежду эльфами и людьми. Как всякие духи, эльфы считались наделенными немалымисверхъестественными способностями.
Списокальвов в «Младшей Эдде»
Светлыеальвы (эльфы) — искусные кузнецы, волшебники и музыканты.
Вёлунд— повелитель альвов, прекрасный кузнец.
Бейла,Биггвир, Дёккалфар, Сварталфар
Темныеальвы (дварфы) — также искусные кузнецы и колдуны.
Хрейдмар— колдун, которому в качестве выкупа за убийство сына боги-асы передалисокровища Нибелунгов, проклятые цвергом Андвари.
СыновьяХрейдмара — Отр, Регин, Фафнир.
Гэндалф- маг и колдун.
Видфин— гном, отправивший своих сыновей добыть мёд из медового источника мудростиМимира.
СыновьяВидфина — Бил, Хьюки.
Брисинги
Брисинги,Бристлинги, в скандинавской мифологии таинственные владельцы чудесного золотогоожерелья Брисингамен, которое страстно желала иметь богиня плодородия Фрейя.Чтобы заполучить его, она заплатила своей любовью всем четырем карликам —Альфригу, Двалину, Берлингу и Греру, изготовившим украшение. Возмущенный этимпоступком, Один упрекнул ее в унижении божественного достоинства и в наказаниезаставил развязать войну на земле людей, в Мидгарде. Погибших в сражениях ониделили пополам. Однозначное толкование этого мифа затруднено в первую очередьнеясным происхождением Брисингов. Однако более правдоподобной представляетсяверсия, что «плата любовью» символизирует телесную сторону любви, вчастности слепую страсть и похоть. Ничто, даже осуждение Одина, не моглоостановить прекрасную богиню, возжелавшую получить драгоценное украшение.Брисипгамен так тесно соединилось с образом Фрейи, что когда Тор решилпереодеться в ее платье, чтобы отобрать у Трюма свой молот, она одолжила емуожерелье для пущей убедительности.
Брисингамен,изысканное ожерелье, было похоже на жидкий огонь. Богиня Фрейя, охваченнаяжеланием получить драгоценность, заплатила за нее дорогую цену, но изящноеукрашение так усилило ее красоту, что она не снимала его даже ночью. ОжерельеБрисингамен в мифах тесно соединилось с образом Фрейи и являлось одним изнеотъемлемых атрибутов богини. На ее прелестной шее оно выглядело символомплодов земных и небесных, сверкая подобно звездам ночного неба. Слезы самойФрейи, а она много плакала во время поисков пропавшего мужа Одура, превращалисьв золото, а попадая в море, обращались в янтарь.
Валькирии
Валькирии(«выбирающие убитых»), в скандинавской мифологии воинственные девы, участвующиев распределении побед и смертей в битвах, помощницы Одина. Первоначальновалькирии были зловещими духами сражений, ангелами смерти, получавшимиудовольствие от вида кровавых ран. В конном строю проносились они над полем боя,словно стервятники, и именем Одина вершили судьбы воинов. Избранных героев валькирииуносили в Вальхаллу — «чертог убитых», небесный лагерь дружинниковОдина, где те совершенствовали свое военное искусство. В поздних скандинавскихмифах образы валькирий романтизировались, и они превратились в дев-щитоносицОдина, девственниц с золотыми волосами и белоснежной кожей, которые подавалиизбранным героям еду и напитки в пиршественном зале Вальхаллы. Они кружили надполем битвы в облике прелестных дев-лебедей или всадниц, скачущих навеликолепных жемчужных конях-облаках, чьи дождевые гривы орошали землюплодородным инеем и росой.
Согласноангло-саксонским легендам, некоторые из валькирий произошли от эльфов, нобольшинство из них были дочерьми знатных князей, которые сталивалькириями-избранницами богов еще при жизни, и могли превращаться в лебедей.
Современномучеловеку валькирии стали известны благодаря великому памятнику древнейлитературы, оставшемуся в истории под именем «Старшая Эдда». Здесьдевы-воительницы имели имена, соответствующие их сущности — Гёндуль, Гунн, Рота,Скёгуль, Сигрдрива, Сигрун, Свава, Скульд и другие. Многие из них, наиболеедревние, не поддаются переводу. Среди поздних наиболее известны Хлекк(«шум битвы»), Труд («сила»), Крист(«потрясающая»), Мист («туманная»), Хильд(«битва»). Образы исландских мифических дев-воительниц послужилиосновой для создания популярного германского эпоса «Песнь оНибелунгах». В одной из частей поэмы рассказывается о наказании, котороеполучила валькирия Сигрдрива, осмелившаяся проявить непослушание богу Одину.
ФердинандЛееке, 1870 Отдав победу в бою конунгу Агнару, а не мужественномуХьяльму-Гуннару, валькирия лишилась права принимать участие в битвах. Поприказу Одина она погрузилась в долгий сон, по истечении которого бывшаядева-воительница стала обычной земной женщиной.
Другаявалькирия, Брунгильда, после брака со смертным лишилась своей сверхчеловеческойсилы, ее потомки смешались с богинями судьбы норнами, прядущими у колодца нитьжизни.
Скандинавыверили в то, что, оказывая влияние на победу, девы-воительницы держали в рукахсудьбу человечества.
Эйнхерии
Эйнхерии,в скандинавской мифологии «доблестно павшие» воины, постоянно послесвоей героической смерти живущие в небесной Вальхалле и составляющие дружинубога Одина.
Унесенныес поля боя валькириями, они проводили дни в сражениях, а ночи в пирах, причемраны, полученные ими в дневном бою, к вечеру чудесным образом затягивались.
Вдень гибели мира Рагнарёк эйнхерии должны будут принять участие в последнейбитве богов с великанами и чудовищами.
Цверги
Цверги- существа, подобные карликам, природные духи в древнеисландской, германской искандинавской мифологии.
Ихназывали черными альвами, в противоположность белым альвам. Легенды повествуют,что в незапамятные времена цверги были червями в теле огромного великана Имира,из которого был сотворен мир.
В«Старшей Эдде» говорится, что они были созданы из крови и костейбогатыря Бримира, который, вероятно, являлся тем же самым Имиром.
Цвергиобитали в земле и камнях, они боялись солнечного света, превращавшего их вкамень, во владение им была отдана земля Нидавеллир. Эти существа были оченьискусны в разных ремеслах, они создавали волшебные изделия для богов: молотМьёлльнир, копье Гунгнир, золотые волосы Сив, ожерелье Брисингамен, корабльСкидбладнир и др.
Изпчелиного меда и крови поэта и мудреца Квасира эти существа сотворили священныймед поэзии — им боги мазали губы новорожденному, которому предначертано вбудущем слагать стихи.
Цверги— искусные мастера-ювелиры и кузнецы, обладавшие магическими знаниями иволшебством.
Альвис— мудрый цверг, сватавшийся к дочери бога Тора Труд и хитростью Торапревращённый в камень.
Андвари— создатель магического кольца силы и сокровищ Нибелунгов из похищенного имзолота рейнских дев.
Двалин— выковал копьё Гунгнир, корабль Скидбладнир и золотые волосы для богини Сив.
Брокки Эйтри — создатели вепря Гуллинбурсти с золотой щетиной для бога Фрейра.
Альфриг,Двалин, Берлинг, Грер — создатели ожерелья Брисингамен
Галари Фьялар — изготовители «мёда поэзии» из крови убитого ими мудрого человечкаКвасира.
Сидри— выковал молот Мьёллнир и создал кольцо Драупнир.
ЦвергиАустри, Вестри, Нордри, Судри — поддерживают небо по четырем сторонам света(земли).
Источник:fantasy-worlds.ru
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта throneofice.ucoz.net/