Реферат по предмету "Финансовые науки"


Рынок лизинговых услуг на современном этапе развития экономики РФ

КОЛЛЕДЖ управления, права иинформационных технологий МЭСИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Банковские операции
На тему
«Рынок лизинговых услуг
на современном этапе развития экономики РФ»
Выполнила
студенткагруппы ДЛД-301
КраснобрыжеваА.Д.
Проверила
к.э.н.,доцент
УдачинаЕ.Б
Москва 2011г.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава1.Основные понятия и сущность лизинга
§1.1 История и развитие лизинга
§1.2 Понятие и виды лизинга
§1.3 Особенности лизинга
§1.4 Сущность лизинговых контрактов
§1.5 Существенные условия договора лизинга
§1.6 Субъекты и объекты лизинговых отношений
Глава2. Особенности бухгалтерского учёта и налогообложения имущества по договорулизинга
§2.1 Обложение налогом на имущество организаций
§2.2 Учёт предмета лизинга
Глава3. Рынок лизинговых услуг на современном этапе развития экономики РФ
§3.1 Ситуация на рынке лизинга по итогам 2009 года
§3.2 Финансирование лизинговой деятельности
§3.3 Перспективы лизингового рынка
Заключение
Списокиспользованных источников

Введение
Глубокие преобразования, происходящие в мировойэкономике, требования, предъявляемые научно-техническим прогрессом к заменеосновных фондов, а так же необходимость более эффективного использованияфинансовых ресурсов потребовали новых методов обновленияматериально-технической базы. Одним из таких нетрадиционных и достаточноэффективных в последние десятилетия инвестиционных инструментов стал лизинг.
В течение последних трех десятилетий популярностьлизинга резко возросла; вместо того, чтобы занимать деньги для покупкиаэроплана, компьютера, реактора или спутника, компания может взять его влизинг. Авиа- и железнодорожные компании берут в лизинг огромное количествооборудования, многие компании и мотели берут в лизинг свое имущество, аразличные магазины — здания и склады. Даже предприятия коммунальных услугобратились к лизингу, поскольку для них все труднее становится брать деньги вкредит.
Актуальность развития лизинга в России, включаяформирование лизингового рынка в СНГ, обусловлена, прежде всего,неблагоприятным состоянием парка оборудования (значительный удельный весморально устаревшего оборудования, низкая эффективность его использования,необеспеченность запасными частями и т. д.). Одним из вариантов решения этихпроблем может быть лизинг, который объединяет элементы внешнеторговых,кредитных и инвестиционных операций.
Выбор данной темы определили ряд причин. Во-первых,рынок лизинговых услуг в России очень молод и не освоен. Во-вторых, лизинг, какмне кажется, является весьма перспективным направлением для работы. Долголетнийопыт использования лизингового механизма в предпринимательской деятельностимногих стран мира позволяет сделать вывод о его эффективности. Исходя из этогои существующего положения в России в переходный период к рыночным отношениям,со всеми его проблемами и трудностями, необходимо отметить позитивностьлизингового механизма. И, наконец, в-третьих, можно с уверенностью сказать, чтос помощью лизинга реально могут быть привлечены инвестиции, необходимые длянаиболее уязвимых звеньев российской экономики.
Понимание термина «лизинг» предлагается вработах известных авторов. Считается, что термин «лизинг» следуеттрактовать шире, чем понятия «финансирование аренды», «кредит – аренда» или «операциипо финансированию аренды». Такой подход обусловлен точным переводом английскогослова «leasе» как «аренда». Получается, что под термином «лизинг» можетпониматься не только финансовая аренда, но и другие арендные отношения.
Использование лизинга предпочтительно по рядупричин. Он даёт возможность использовать в производстве наиболее передовуютехнику, не оплачивая её полной цены; повышать уровень квалификации работников,работающих на этой технике. В условиях перехода к рыночной экономике в нашейстране резко возрастает необходимость использования лизинга, об этомсвидетельствует интенсивное развитие арендных коллективов.
Целью данной работы является рассмотрение сущностилизинга и выявление его преимуществ по сравнению с традиционными формамифинансирования, а также описание разновидностей лизинговых операций. Оченьважно при этом проследить историю возникновения лизинга, его становление иразвитие в нашей стране, знать практику применения лизинговых операций в другихстранах. Также в данной курсовой работе предпринята попытка проанализироватьроссийский опыт по привлечению инвестиций через лизинг, позитивные, негативныемоменты и направления по улучшению формирующегося рынка лизинговых услуг.
Для того, чтобы изложение данной работы былонаиболее связанным и последовательным, движение в ней осуществляется как бы отобщего к частному, что позволяет привести работу в систему, трансформируяданный процесс на более простые. Работа состоит из двух основных разделов:рассмотрение сущности лизинга, а также рынка лизинга в Российской Федерации.Для лучшего восприятия каждая глава разбивается на отдельные части, которыевключают в себя такие вопросы как понятие и виды лизинга, история его развития,правовые нормы, состояние лизинга в России на современном этапе и перспективыего развития.
В ходе работы изучалась литература отечественных изарубежных авторов, статьи экономических журналов, а также законы и нормативныеакты, регламентирующие деятельность лизинга.

Глава 1. Основные понятия и сущность лизинга
§ 1.1 Историяи развитие лизинга
Идея лизинга не нова. По мнению историков и экономистов,лизинговые сделки заключались еще в древнем государстве Шумер и датируютсяпримерно 2000 годом до н.э.[1]Однако древние документы не ограничивают сферу арендной практики государствомШумер, и не исключено, что аренда существовала и в более древние времена, хотяпока до нас не дошло никаких сведений об этом.
Историки утверждают, что Аристотель коснулся идеилизинга в трактате «Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности»,написанном около 350 г. до н.э. Английский автор Т. Кларк утверждает, чтолизинг был известен задолго до того, как жил Аристотель: он находит несколькоположений о лизинге в законах Хаммурапи, принятых около 1760 г. до н.э. Римскаяимперия также не осталась в стороне от проблем лизинга они нашли своё отражениев институциях Юстиниана.
Введение в экономическийлексикон термина «лизинг» (от англ. to lease – брать исдавать имущество во временное пользование)связывают с операциями телефонной компании «Белл», руководство которой в 1877г. приняло решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать в аренду.Однако первое общество, для которого лизинговые операции стали основой егодеятельности, было создано только в 1952 г. в Сан-Франциско американскойкомпанией «United States Leasing Corporation», и таким образом, США стали родиной нового бизнеса, и в частностибанковского.
В начале 60-х годов американские предприниматели“перевезли” лизинг через океан в Европу, где первая лизинговая компания – «Deutschelising GMbH» появилась в 1962году в Дюссельдорфе.
В настоящий период в странах срыночной экономикой лизинговые операции для хозяйствующего субъекта становятсяпреимущественными при техническом перевооружении производства.
В 80- е гг. в США приобрел распространение лизингавиационной техники.
Позднее лизинговые компанииполучили название «финансово-лизинговых обществ»; они стали обеспечиватьпроизводителям пути сбыта их продукции путем сдачи в аренду, а такжефинансирование сделок и связанных с ними рисков.
В Западной Европе первыефинансово-лизинговые общества появились в конце 50 — начале 60-х годов.В Англии первопроходцем современного лизингового бизнеса стала компания «MercantileLeasing Corporation»,учрежденная в 1960 г. Однако развитие лизинговыхопераций сдерживалось неопределенностью их статуса с позиций гражданского,торгового и налогового законодательства.
С начала 60-х годов лизинговыйбизнес получил свое развитие на Азиатском континенте.
В настоящее время основнаячасть мирового рынка лизинговых услуг сосредоточена в треугольнике «США — Западная Европа — Япония». В Западной Европе лизингодателями выступаютпреимущественно специализированные лизинговые компании, которые в 75-80%случаев контролируются банками или считаются их дочерними обществами.
Для Японии характернымявляется расширение лизинговой операции от финансирования услуг допредоставления «пакета услуг», включающего комбинации купли-продажи, лизинга изаймов. Эти услуги получили название комплексного лизинга.
По мнению специалистов Е.Чекмаревой, В.Перова иК.Сусанян, в России лизинг применялся до начала 90-х гг. в сравнительнонебольших масштабах и лишь в международной торговле. Лизинг рассматривалсясоветскими внешнеторговыми организациями, прежде всего, как одна из форм приобретенияили реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и другиедорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-строительное, кузнечно-прессовое,энергетические оборудование, а также ремонтные мастерские, самолеты, морскиесуда, автомашины, ЭВМ и т.д., с использованием специальной формы кредита.Разновидностью лизинговой операции, активно применявшейся Минморфлотом СССР,являлся наем морского судна без экипажа.
Начало активного развития лизинговых операций наотечественном внутреннем рынке можно определить 1990 г., в связи с переводомпредприятий на арендные формы хозяйствования. Заметным явлением в становленииначальных правил применения лизинга стали Основы законодательства СССР исоюзных республик об аренде от 23 ноября 1989 г. и письмо Госбанка СССР от 16февраля 1990 г. № 270 «О плане счетов бухгалтерского учета», в котором былпредставлен порядок отражения лизинга в бухгалтерском учете. Развитие сетикоммерческих банков способствовало внедрению лизинговых операций в банковскую практику.
В 1994 г. была создана Российская ассоциациялизинговых компаний – «Рослизинг», ставшая членом Европейской федерации ассоциацийлизинговых компаний «LEASEUROPE». Одними из первых лизинговых компаний в Россиибыли зарегистрированы «Росагроснаб» – лизинг отечественной сельскохозяйственнойтехники и «Аэролизинг» – лизинг самолетов. Много лизинговых компаний созданобанками: «Балтлиз» (Промстройбанк), «Лизингбизнес» (Мосбизнеcбанк).
Изменения, которые ускорили развитие лизинга вРоссии, прежде всего, связаны с улучшением макроэкономической и политическойситуации. Инфляция, по официальным оценкам, составила 11-12% за 1997 год, чтовполне приемлемо для развития таких инвестиционных механизмов, как финансовыйлизинг.
С 1994 г. по январь 2001г. число лизинговых компанийвыросло с 20 до 1400; и даже до 1500 – к осени 2001г. А объёмы лизинговых услуг– с 9,18 млн руб. в 1994г. до 10557,37 млн руб. в 1999г., 13320,6 млн в 2000г.и 17,5 млрд в 2001г. Всё это свидетельствует о том, что в Российской Федерацииотмечается огромная потребность в развитии лизинга, имеется широкая сетьлизинговых компаний (в том числе около 90 иностранных), однако до сих порлизинг у нас занимает весьма скромное место в инвестициях.
В качестве вывода, можно сказать, что лизинг (в простыхформах) в мире зародился ещё в далёком прошлом и просуществовал до наших дней.И, раз он появился, значит был необходим, в настоящее же время этанеобходимость особенно прослеживается из-за усложнившихся экономических систем:денежно-кредитных, налогово-бюджетных и др. Понять необходимость лизинга можно,рассмотрев его понятие и значение.
§ 1.2 Понятие и виды лизинга
Лизинг – это видпредпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временносвободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовойаренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести всобственность обусловленное договором имущество у определенного продавца ипредоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временноепользование для предпринимательских целей.
Любое определение лизинга является ограниченным и неможет учесть всех форм проявления этого кредитного инструмента, но все-такиможно привести еще одно определение Европейской федерации национальныхассоциаций по лизингу оборудования: «Лизинг – договор аренды завода,промышленных товаров, оборудования, недвижимости для использования их впроизводственных целях арендатором, в то время как товары покупаютсяарендодателем, и он сохраняет за собой право собственности».
Лизинг представляет собой соглашение междусобственником имущества (арендодателем) и арендатором о передаче имущества впользование на оговоренный период по установленной ренте, выплачиваемойежегодно, ежеквартально или ежемесячно.
Различают оперативный и финансовый лизинг.
Оперативный лизинг подразумеваетпередачу в пользование имущества многоразового использования на срок по временикороче его экономического срока службы. Он характеризуется небольшой продолжительностьюконтракта (до 3-5 лет) и неполной амортизацией оборудования за время аренды.После истечения срока оборудование может стать объектом нового лизинговогоконтракта или возвращается арендодателю. Обычно в оперативный лизинг сдаетсястроительная техника (например, экскаваторы), транспорт, ЭВМ и т. д.
Финансовый лизинг характеризуетсядлительным сроком контракта (от 5 до 10 лет) и амортизацией всей или большейчасти стоимости оборудования. Фактически финансовый лизинг представляет собойформу долгосрочного кредитования покупки. По истечении срока действияфинансового лизингового контракта арендатор может вернуть объект аренды,продлить соглашение или заключить новое, а также купить объект лизинга поостаточной стоимости (обычно она носит чисто символический характер).
По объектам сделок лизинг подразделяется на лизингдвижимого и недвижимого имущества. При лизинге недвижимости арендодатель строитили покупает недвижимость по поручению арендатора и предоставляет емуиспользование в коммерческих и производственных целях. Так же, как и в сделкахс движимым имуществом, контракт заключается обычно на срок меньший или равныйамортизационному периоду объекта; арендатор несет все риски, расходы и налогиво время действия контракта.
По отношению к арендуемому имуществу можно выделитьдоговор чистого лизинга, когда дополнительные расходы по обслуживаниюарендуемого имущества берет на себя арендатор, и договор полного лизинга, покоторому арендодатель берет на себя техническое обслуживание и другие расходы,связанные с использованием объекта сделки.
Исходя из особенностей организации отношений междузаемщиком и сдающим в наем, выделяется прямой лизинг, когда изготовитель иливладелец имущества выступает в качестве лица, сдающего его в аренду, икосвенный, при котором сдача в аренду ведется через третье лицо.
По методу финансирования различается срочный лизинг,при котором осуществляется одноразовая аренда, и возобновляемый (револьверный),при котором договор лизинга продолжается по истечении первого срока контракта.
На практике применяются и другие виды лизинга.
Возвратный лизинг (lease-back).Заключается в продаже промышленным предприятием части его собственногоимущества лизинговой компании с одновременным подписанием договора об егоаренде. В такой операции только два участника: арендатор имущества (бывший владелец)и лизинговая компания (новый владелец). Такая сделка дает возможностьпредприятию получить денежные средства за счет продажи средств производства, непрекращая их эксплуатацию, и использовать их для новых капитальных вложений.Рентабельность данной операции будет тем выше, чем доходы от новых инвестицийбольше суммы арендных платежей. Операции возвратного лизинга вызываютуменьшение баланса предприятия, т. к. они ведут к изменению собственникаимущества.
К такой сделке можно прибегать и тогда, когда упредприятия довольно низкий уровень доходов, и, следовательно, оно не можетполностью воспользоваться льготами по ускоренной амортизации и налогообложениюприбыли. Оно совершает сделку, и лизинговая компания получает его налоговыельготы. В ответ она снижает ставку арендной платы.
Так как часто лизинговой компании не хватаетсобственных средств для осуществления лизинговых операций, то она можетпривлекать их. Такая операция получила название лизинга с дополнительнымпривлечением средств. Подсчитано, что свыше 85% всех лизинговых сделок являютсялизингом с привлечением средств. Арендодатель берет долгосрочную ссуду у одногоили нескольких кредиторов на сумму до 80% стоимости сдаваемых в аренду активов(без права регресса на арендатора), причем арендные платежи и оборудованиеслужит обеспечением ссуды.
Часто лизинг осуществляется не напрямую, а черезпосредника. Основной арендодатель получает преимущественное право на получениеарендных платежей. В договоре обычно обуславливается, что в случае банкротстватретьего звена (посредника) арендная плата будет поступать основномуарендодателю непосредственно. Подобные сделки получили название «сублизинг».
В последнее время получила распространение практиказаключения соглашения между производителями оборудования и лизинговымикомпаниями. В соответствии с этими соглашениями производитель от лицализинговой компании предлагает клиентам финансирование поставок своей продукциис помощью лизинга. Таким образом, лизинговая компания использует торговую сетьпоставщика, а поставщик расширяет границы сбыта продукции. Эти сделки получилиназвание «помощь в продаже» (sales-aid).
При постоянном и тесном сотрудничестве предприятий слизинговыми компаниями возможно заключение соглашений по предоставлению«лизинговой линии» (lease-line). Эти соглашения аналогичны банковским кредитнымлиниям и позволяют арендатору брать дополнительное оборудование в лизинг беззаключения каждый раз нового контракта.
§ 1.3 Особенности лизинга
Причиной широкого распространения лизинга являетсяряд его преимуществ перед обычной ссудой:
а) Лизинг предполагает 100%-ное кредитование и нетребует немедленного начала платежей. При использовании обычного кредита дляпокупки имущества предприятие должно было бы около 15% стоимости покупкиоплачивать за счет собственных средств. При лизинге контракт заключается наполную стоимость имущества. Арендные платежи обычно начинаются после поставкиимущества арендатору, либо позже.
б) Гораздо проще получить контракт по лизингу, чемссуду. Особенно это относится к мелким и средним предприятиям. Некоторыелизинговые компании даже не требуют от арендатора никаких дополнительныхгарантий. Предполагается, что обеспечением сделки служит само оборудование. Приневыполнении арендатором своих обязательств лизинговая компания сразу жезабирает свое имущество.
в) Лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда.Ссуда всегда предлагает ограниченные сроки и размеры погашения. При лизингеарендатор может рассчитывать поступление своих доходов и выработать сарендодателем соответствующую, удобную для него схему финансирования. Платежимогут быть ежемесячными, ежеквартальными и т. д., суммы платежей могутотличаться друг от друга. Иногда погашение может осуществляться после получениявыручки от реализации товаров, произведенных на оборудовании, взятом в лизинг.Ставка может быть фиксированной и плавающей.
г) Риск устаревания оборудования целиком ложится наарендодателя. Арендатор имеет возможность постоянного обновления своего паркаоборудования.
д) В случае лизинга арендатор может использоватьсразу гораздо больше производственных мощностей, чем при покупке. Временновысвобожденные благодаря лизингу деньги он может пустить на какие-либо другиецели.
е) Так как лизинг долгое время служил средствомреализации продукции и развития производства, то государственная политика, какправило, направлена на поощрение и расширение лизинговых операций.
Во многих странах законодательство устанавливает дляпредприятий обязательное соотношение собственного и заемного капитала. Так какимущество по лизинговой сделке будет учитываться по балансу арендодателя, тоарендатор может расширить свои производственные мощности, не затронувсоотношения.
О недостатках лизинга:
1) Если оборудование взято в финансовый лизинг иустарело до окончания действия лизингового договора, то лизингополучатель всёравно продолжает платить арендные платежи до конца контракта.
2) При оперативном лизинге риск устаревшегооборудования ложится на арендодателя, который вынужден брать за это большуюплату с лизингополучателя.
3) Еще одним недостатком финансового лизингаявляется то, что в случае выхода оборудования из строя, платежи производятся вустановленные сроки, независимо от состояния оборудования.
4) Если объектом лизингового договора являетсякрупный и уникальный объект, то в связи с большим разнообразием условийарендных сделок подготовка договоров об их лизинге требует значительноговремени и средств.
§ 1.4 Сущность лизинговых контрактов
Лизинг – это операция, отличающаяся довольно сложнойорганизацией. Во многих сделках имеют место как минимум три контракта:
— между арендатором и арендодателем;
— между поставщиком и арендодателем;
— между арендодателем и его банком.
Обычно перед началом сделки производится тщательныйанализ клиента, в который входит:
— оценка клиента по его способности выплатитьарендные платежи и по его предварительным доходам от использования арендуемогооборудования;
— оценка товаров (спрос на них с точки зрениявозможной перепродажи).
Если это международный лизинг, то особенно важны:
— выбор валюты контракта;
— оценка риска изменения курса валюты;
— таможенный режим арендатора;
— налог на фирму, применяемый к арендодателю;
— наличие соглашений о неприменении двойного налогообложениямежду странами;
— защита права собственности иностранногоарендодателя в стране арендатора.
При лизинге с дополнительным привлечением средствособенно остро встают вопросы залогового права, страхования, различного родагарантий. Важны также вопросы предоставления технических гарантийпроизводителем.
Существуют три варианта приобретения оборудованияпри лизинге:
1) арендодатель платит поставщику и передаетарендатору право пользования;
2) арендатор может договориться о поставкеоборудования и тут же продать его арендодателю (но поставщику платитарендатор);
3) арендодатель назначает арендатора своим агентомпо заказу товара у поставщика.
В первом варианте арендодатели часто не хотят, чтобыпоставщик был поставлен в известность о переуступке, так как они опасаются, чтоэто может сказаться на их взаимоотношениях. Во втором варианте арендодательдолжен быть уверен, что покупка сделана правильно, т. е. что товар нигде незаложен, не обложен комиссиями и т. д. В третьем случае надо учитывать, чтоесли арендатор действует как агент, то он будет отвечать в случае банкротстваарендодателя.
Арендодатель должен быть уверен, что, как толькопоставщик поставит товар, арендатор будет готов принять его, следить за ним иплатить за него аренду. Поэтому лизинговая компания особенно заинтересована втесном сотрудничестве с арендатором и в заключении так называемых «генеральныхсоглашений» с ним. На протяжении всего контракта лизинговая компанияосуществляет контроль правильного использования оборудования.
В лизинге очень важна гарантия того, что к концуконтракта оборудование будет иметь определенную остаточную стоимость. Для этогосуществует система страхования остаточной стоимости.
Погашение лизинговых обязательств может происходитькак в денежной, так и в другой форме. Так, при лизинге в развивающихся странахчасто используются элементы бартерной сделки. В счет арендных платежей идеттовар, производимый арендатором (нефть, алмазы, кожа и т. д.). Но здесь нужнопривлекать третью сторону, которая будет заниматься продажей этих товаров засвободно конвертируемую валюту.
Необходимо отметить, что в области лизинга движимогоимущества за последние годы были выработаны, хотя и с некоторыми нюансами,стандартные типы контрактов, в то время как в области лизинга недвижимогоимущества отдельные пункты контрактов составляются, как правило, виндивидуальном порядке с учетом величины объектов и более продолжительныхсроков действия заключаемых контрактов. Однако практически любой лизинговыйконтракт должен включать в себя следующие элементы.
1. Объект.
2. Срок поставки.
3. Срок аренды.
4. Право собственности арендодателя.
5. Риски, ответственность, технические гарантии.
6. Использование оборудования.
7. Уход, ремонт и модификации.
8. Убытки, несчастные случаи.
9. Страхование.
10. Арендные платежи, комиссии.
11. Пени за просрочку платежей.
12. Возможность покупки.
13. Условия расторжения договора.
14. Возврат оборудования.
15. Налоги, пошлины.
16. Появление новых обстоятельств.
17. Дополнительные права сторон.
18. Улаживание споров и арбитраж.
19. Задерживающие условия (контракт вступает в силулишь по получении гарантий и т. д.).
20. Обязательства предоставить необходимуюинформацию (например, баланс).
21. Подписи сторон и тех, кто впоследствии будетправопреемником.
22. Адрес нахождения сторон.
23. Гарантия остаточной стоимости.
24. Гарантия банка.
§ 1.5 Существенные условия договора лизинга
Основными нормативными правовыми актами, которыесоставляют правовую основу регулирования в Российской Федерации лизинговыхотношений, является Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге(Оттава, 1988 г.), гл. 34 Гражданского кодекса РФ (с изм. от 26 января 2007 г.)и Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ «О финансовой аренде(лизинге)». В ст. 665 ГК РФ и ст. 2 Закона о лизинге договор финансовой аренды(лизинг) определяется как договор, в соответствии с которым арендодатель(лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором(лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставитьарендатору (лизингополучателю) это имущество за плату во временное владение ипользование для предпринимательских целей. Арендодатель (лизингодатель) в этомслучае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца. Договоромфинансовой аренды может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемогоимущества осуществляется арендодателем (лизингодателем).
Договор лизинга заключается в письменной форме (п.1 ст.15Закона о лизинге). Существует несколько способов соблюдения письменной формыдоговора. Стороны могут составить единый документ (договор), подписанныйуполномоченными представителями сторон, или обменяться документами, из которыхвидна воля сторон к заключению договора (п. 2 ст. 434 ГК РФ). Письменная форматакже будет соблюдена, если на письменное предложение одной стороны другаяответит действиями, направленными на выполнение условий, о которых стороныдоговорились (п. 3 ст. 434 ГК РФ).
Однако практичнее составлять единый письменныйдоговор финансового лизинга.
Иногда договор лизинга следует не только составить ввиде единого документа, но и зарегистрировать в установленном порядке,например, договор лизинга недвижимого имущества, заключенный на срок не менеегода (п. 2 ст. 651 ГК РФ). В этом случае договор лизинга в соответствии с п. 3ст. 26 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственнойрегистрации недвижимого имущества и сделок с ним» регистрируется какобременение права собственности лизингодателя. Обременением является праволизингополучателя владеть и пользоваться предметом лизинга, принадлежащимлизингодателю.
Предметом договора лизинга в соответствии со ст. 666ГК РФ и ст. 3 Закона о лизинге могут быть любые непотребляемые вещи(предприятия, другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование,транспортные средства и иное движимое имущество) — индивидуально определенныевещи, которые могут использоваться для предпринимательской цели и в процессе ихиспользования не теряют своих натуральных свойств. Пунктом 3 ст. 607 ГК РФ и п.3 ст. 15 Закона о лизинге установлена императивная норма, которая предписываетсторонам лизинговых отношений указывать в договоре финансового лизинга данные,позволяющие определить имущество, подлежащее передаче арендатору(лизингополучателю). Согласно ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, еслимежду сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существеннымусловиям договора. При отсутствии в договоре финансового лизинга данных обобъекте, подлежащем передаче в аренду, он считается незаключенным.
Обязательным условием действительности заключенногосторонами договора финансовой аренды (лизинга) является указание в договоре илиакте приема-передачи предмета лизинга в лизинг индивидуализирующих признаковпредмета лизинга, которые могли бы отличить переданное в лизинг оборудование,технику и другое из числа остального многообразия (индивидуализирующими признакамикоторых являются заводской номер, год выпуска, номер шасси, номер двигателя).Предметом договора лизинга не могут выступать имущественные права, работы иуслуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальныеблага.
Действующим законодательством предусмотрено, чтоправо собственности на предмет лизинга переходит к лизингополучателю послеполной и своевременной уплаты им лизинговых платежей по договору финансовоголизинга. Если точно определить предмет, переданный в лизинг, невозможно,соответственно, невозможной становится и реализация лизингодателем своегоправа, предусмотренного ч. 1 ст. 11 и ст. 13 Закона о лизинге, — требоватьвозврата предмета лизинга в случае нарушения лизингополучателем договорныхобязательств.
§ 1.6 Субъекты и объекты лизинговых отношений
В лизинговой сделке обычно участвуют несколькосубъектов
— Лизингодатель – физическое или юридическое лицо,которое за счет привлеченных или собственных денежных средств приобретает входе реализации лизинговой сделки в собственность имущество и предоставляет егов качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, наопределенный срок и на определенных условиях во временное владение и впользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственностина предмет лизинга.
— Лизингополучатель – физическое или юридическоелицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предметлизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условияхво временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга.
— Продавец имущества (поставщик) – физическое илиюридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи слизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок производимое(закупаемое) им имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец (поставщик) обязанпередать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии сусловиями договора купли-продажи.
— Банк (или другое кредитное учреждение),предоставляющее средства на приобретение предмета договора.
На рынке лизинговых услуг можно выделить испециальные субъекты, такие как:
— Страховые компании, осуществляющие страхованиевсевозможных рисков, возникающих при лизинговой сделке: страхование имуществализингодателя, кредитов, предоставляемых лизингодателю кредитным учреждением,от возможных рисков неплатежей и многое другое.
— Российская Ассоциация Лизинговых Компаний(“Рослизинг”), некоммерческое объединение лизинговых компаний, банков и иныхпредприятий, занимающихся лизингом, осуществляющая:
а) координацию деятельности организаций, входящих внее, и объединение их средств для осуществления совместных взаимовыгодныхпроектов;
б) разработку, совместно с органами государственногоуправления, стратегических направлений и программы развития лизинга в России;
в) подготовку проектов законодательных актов;
г) участие в работе международных ассоциативныхобщественных организаций.
Любой из субъектов лизинга может быть резидентомРоссийской Федерации, нерезидентом Российской Федерации, а также субъектомпредпринимательской деятельности с участием иностранного инвестора,осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации.
Изучение состояния финансового лизинга в развитыхстранах позволяет выделить основные группы оборудования, сдаваемого в лизинг:
— Транспортное (транспортные самолеты, автомобили,морские суда, железнодорожные вагоны и т. п.)
— Оборудование связи (радиостанции, почтовоеоборудование и т. п.)
— Сельскохозяйственное оборудование.
лизинг контракт имуществоналогообложение

Глава 2. Особенности бухгалтерского учета иналогообложения имущества по договору лизинга
§ 2.1 Обложение налогом на имуществоорганизаций
Согласно п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РоссийскойФедерации (НК РФ) объектом обложения налогом на имущество организаций дляроссийских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включаяимущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение илидоверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое набалансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленнымпорядком ведения бухгалтерского учета.
Таким образом, объектом налогообложения являетсяимущество, признаваемое основными средствами по правилам бухгалтерского учета.
§ 2.2 Учет предмета лизинга
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» объектами бухгалтерского учетаявляются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции,осуществляемые организациями в процессе их деятельности. При этом из ст. 8Закона №129-ФЗ следует, что на балансе организации должно учитываться только тоимущество, которое принадлежит ей на праве собственности, праве оперативногоуправления или хозяйственного ведения. Имущество же, которое находится впользовании организации по иным основаниям, подлежит отражению у организации забалансом, если иное не установлено законодательством.
Разработанным согласно Закону №129-ФЗ, а также воисполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии сМеждународными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением ПравительстваРФ от 06.03.1998 №283, Положением по бухгалтерскому учету «Учет основныхсредств» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 №26н,установлены правила формирования в бухгалтерском учете информации об основныхсредствах организации.
При этом Международные стандарты финансовойотчетности (МСФО 16 «Основные средства») определяют, что основные средства – этоматериальные активы, которые используются организацией для производства илипоставки товаров и услуг, для сдачи в аренду другим организациям или дляадминистративных целей.
Статьей 31 Закона №164-ФЗ установлено, что предметлизинга, переданный лизингополучателю по договору лизинга, учитывается набалансе лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению сторон.
Если по условиям договора лизинговое имуществоучитывается на балансе лизингодателя, то в соответствии с Указаниями оботражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденнымиПриказом Минфина России от 17.02.1997 №15, а также Инструкцией по применениюПлана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельностиорганизаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 №94н, такоеимущество отражается на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности». Вэтом случае лизингополучатель отражает стоимость предметов, приобретенных подоговору лизинга, за балансом.

Глава 3. Рынок лизинговых услуг на современном этаперазвития экономики РФ
§ 3.1 Ситуация на рынке лизинга по итогам 2009 года
Российская ассоциация лизинговых компаний провелаисследование ситуации на рынке лизинга по итогам 2009 года. Результатыисследования основаны на данных анкетирования 73 лизинговых компаний, которыепо оценкам Рослизинга формируют не менее 60% лизингового рынка России. Помимоданных анкетирования в исследовании использовались публикуемые данныеЦентрального банка РФ, аналитических агентств CBonds и «АВТОСТАТ», а такженезависимые экспертные оценки.
В материалах исследования проводится анализ основныхпоказателей рынка лизинга: объема нового бизнеса, величины лизинговогопортфеля, объема полученных платежей, числа заключенных контрактов, числализингополучателей. Также в рамках проекта проведено исследование структурырынка лизинга по основным сегментам, географическому распределению сделок ипроисхождению капитала лизинговых компаний.
Вторая половина 2009 года ознаменовалась«оттаиванием» лизинговой отрасли. Объем нового бизнеса без учета НДС составилболее 270 млрд рублей. За третий и четвертый кварталы года прирост составилпорядка 330%. В целом в 2009 году наблюдалось двукратное падение объемовлизинга.
Совокупный портфель лизинговых компаний, принявшихучастие в исследовании, проведенном Ассоциацией Рослизинг, за 2009 годизменился незначительно, увеличившись на 1% и достигнув 457, 9 млрд рублей.Число заключенных в прошедшем году контрактов сократилось в 2 раза и составило29 333 штук. Лизинговые компании значительно ужесточили процессы отборализингополучателей. На фоне сокращения числа обращений предприятий к лизинговымкомпаниям (на 9,5%), была одобрена лишь треть сделок (33,81%). В 2008 годуконтракты заключались в 50 случаях из 100. Топ-менеджмент лизинговых компанийпризнает проблему поиска «качественных» заемщиков одной из наиболее серьезныхзадач, с которым лизингодателям пришлось столкнуться в истекшем году. Онаостается актуальной и в 2010 году.
Подушкой безопасности, не допустившей еще болееглубокого проседания рынка по итогам года, стал сегмент лизинга авиации. Такжев сравнении с прошлым годом выросли объемы лизинга подвижного состава исельскохозяйственной техники. Автолизинг, как и автопром в целом, сократилсядвукратно. Заметное падение наблюдалось и в большинстве сегментов сделок соборудованием за исключением телекоммуникационного и нефтегазового. Основнойтенденцией 2009 года можно признать рост степени концентрации бизнеса вокругкрупнейших компаний, в большинстве своем имеющих отношение к государственномукапиталу.
В региональном разрезе наблюдалось смещение центратяжести в сторону центральных регионов, Сибирь также демонстрирует ростпривлекательности для лизингодателей.
В 2009 году продолжился рост степени значимостисобственных ресурсов компаний для финансирования лизинговых операций. Доляавансовых платежей практически не менялась, что, по-видимому, указывает наисчерпанность возможностей лизинговых компаний для перекладывания частирасходов на лизингополучателей без угрозы потери привлекательности оказываемыхуслуг.
Еще одна тенденция 2009 года – это постепенноесокращение операционных расходов компаний. Лизингодатели закрывают своирегиональные представительства — филиальная сеть лизинговых компаний в 2009году уменьшилась на 8%, и увольняют персонал – общее сокращение штатовсоставило около 15%.
Середина 2009 года стала переломным моментом длярынка лизинга. После стремительного падения объемов бизнеса, наблюдавшегося напротяжении трех кварталов, рынок начал вновь оживать. В результате к концу годаобъем лизинговых операций составил более 270 млрд рублей без учета НДС.
Возобновление активности лизингового секторапроисходило на фоне общего усиления инвестиционных процессов и ростапромышленного производства. Инвестиции в основной капитал за 2009 год составили7 539,9 млрд рублей (на 17% меньше, чем в 2008 году). Учитывая регрессивнуюдинамику начала года, и резкое ускорение темпов прироста в четвертом квартале(в декабре рост по сравнению с ноябрем составил 66%), можно рассчитывать, что«второй волны» кризиса не будет. Согласно опросу, проведенномуРосстатом в конце 2009 года, почти две трети (62%) руководителей российскихкомпаний хотят в 2010 году увеличить объем инвестиций в основной капитал,сокращение запланировали 19%.
Промышленное производство за год сократилось на 10,8%,демонстрируя в июне-декабре положительную динамику (за исключениемавгустовского проседания). В первом полугодии после резкого падения в началегода промышленность находилась в стагнации, положительные тенденции проявилисьуже во втором полугодии, среднеквартальные темпы прироста составили около 6,4%.
В целом сокращение рынка по сравнению с показателями2008 года составило порядка 330%. Падение объемов нового бизнеса в 2009 годумогло было быть более значительным. Удержать вес получилось во многом благодарякрупным контрактам в сегменте «big ticket» (Авиация, железнодорожный транспорти суда), заключенными тремя крупнейшими компаниями «Ильюшин Финанс Ко»,«Сбербанк Лизинг» и «ВЭБ-Лизинг». Более того именно сделки компании «ИльюшинФинанс Ко» на поставку в течение следующих двух лет 60 новых самолетов Ан-148,Ил-96 и Ту-204 общей стоимостью свыше 50 млрд рублей обеспечили свыше 20%нового бизнеса всей лизинговой отрасли в 2010 году. Также значительная доляпришлась на «Росагролизинг», заключивший в 2009 году сделок на 35,1 млрдрублей.
В целом пятерка крупнейших компаний в 2009 годуобеспечила около 60% объема нового бизнеса, при этом каждая из них в той илииной форме связана с государственным капиталом.
Для независимых частных компаний, в портфеле которыхзначительную долю занимают сегменты автотранспорта и оборудования, годзапомнится продолжением резкого торможения, начавшегося еще в 2008 году.
В структуре лизинга снова увеличилась доляжелезнодорожного транспорта, доля авиации продолжила стремительно расти. Засчет роста их объемов уменьшилась значимость автолизинга в формировании новогобизнеса (18,08%).
Совокупный портфель 73 лизинговых компаний,принявших участие в исследовании, за 2009 год изменился незначительно,увеличившись на 1% и достигнув 457, 9 млрд рублей. Объем полученных платежейпоказал рост на 16% и составил 153,5 млрд рублей. В будущем положительнаядинамика едва ли сохранится из-за сокращения объемов бизнеса и возможного ростдоли просроченной задолженности. В то же время положительный результатсвидетельствует о способности компаний взыскивать платежи и продуманностистратегий риск-менеджмента.
Сократился не только бизнес. Можно констатироватьспад спроса на услуги лизинга. В 2009 году число обращений в лизинговыекомпании сократилось на 9,4%. Число одобренных обращений упало на 38,2%.
Лизингавтотранспорта.
Объем лизинга автотранспорта за истекший годсократился вдвое, на 49,6%, составив 43,15 млрд рублей. Как и в остальныхсегментах, погоду в лизинге автотранспорта делают отдельные крупные компании.Агропромышленная лизинговая компания «Росагролизинг», вложившая в лизинггрузового транспорта, прицепов и полуприцепов, более 10 млрд рублей, оттянулана себя почти четверть объемов рынка.
Значительно сократилось и число контрактов. В истекшемгоду было заключено 20,5 тыс. договоров, что в два раза меньше прошлогоднихзначений. При этом средняя стоимость договора не изменилась и составляетпорядка 2 млн рублей.
Российский автомобильный рынок упал синхронно срынком автолизинга. По данным комитета автопроизводителей Ассоциацииевропейского бизнеса падение составило 49%, было реализовано 1,46 млн новыхавтомобилей. К основным причинам резкого сокращения объемов помимонеблагоприятной экономической конъюнктуры автопроизводители относят рост импортныхпошлин, сокращение банковского финансирования и девальвацию рубля.
При этом быстрого восстановления авторынкапроизводители не ждут, оптимистичный прогноз по их версии – продажа 1,5 млнновых автомобилей в 2010 году.
Лидером рынка автолизинга в 2009 году стал«Росагролизинг», профинансировавший сделки на 10,5 млрд рублей, большая частькоторых пришлась на грузовой транспорт. Вторым по объемам стала компанияEuroplan, специализирующаяся на легковом транспорте. Третью позицию занялакомпания CARCADE Лизинг.
Лизинг легкового транспорта, как и остальныесегменты автолизинга, потерял половину объемов в сравнении с показателямипрошлого года. Однако учитывая высокую ликвидность легковых автомобилей можнобыло бы ожидать более оптимистичных показателей. Однозначно свою роль взначительном уменьшении объемов лизинга сыграли поправки к налоговомузаконодательству, отменившие ускоренную амортизацию для 1-3 групп. Учитываятяжелую экономическую конъюнктуру, а также масштаб государственных мер поподдержке отечественного автопрома было бы целесообразно обратить вниманиезаконодательной власти на возможность пересмотра принятых решений относительнопорядка налогообложения.
Резкое падение в сегментах лизингаспецавтотранспорта, тягачей и автобусов, связано в значительной степени струдностями привлечения средств на длительные сроки под дорогостоящиеконтракты. И снижением платежеспособного спроса на данные виды оборудования.Падение объемов лизинга автобусов стало продолжением еще позапрошлогоднейтенденции. Спецавтотранспорт и тягачи в 2008 году продемонстрировали даженекоторый рост.
В 2010 году едва ли стоит ожидать значительногооживления в лизинге автотранспорта, учитывая прогнозы автопроизводителей.Абсолютные показатели, по-прежнему, будут зависеть от степени активностикрупных компаний. Исходя из общего улучшения экономических показателей можноожидать по крайней мере торможения падения в сегменте спецавтотехники. В то жевремя повлиять на ситуацию на рынке лизинга кардинально могли бы меры «сверху»,такие как изменение тарифной политики, пересмотр правил начисления амортизации,а также субсидирование продаж отечественного автотранспорта.
Лизингжелезнодорожного транспорта, авиатехники и судов.
На фоне падения остальных сегментов лизингдорогостоящих предметов показывает абсолютный прирост. В относительномвыражении он составил 79%. Если полностью элиминировать исключительно большойвклад компании «Ильюшин Финанс Ко», то темпы прироста составят 97%, чтосвидетельствует о резкой активизации других участников рынка.
Тем не менее, основной вклад в данном сегментеприносят компании в той или иной форме, связанные с государственным капиталом.
Лизинг подвижного состава в 2009 увеличился в объемахна 19% (Без учета данных «ВТБ-Лизинг» и «Уралсиб Лизинг»). Однако при этом увеличиласьи концентрация портфеля, на долю крупнейшего лизингодателя компании «СбербанкЛизинг» пришелся 51% от общего объема нового бизнеса в данном сегменте. В целомрост объема сделок можно связать с тем, что в 2008 году данный сегмент ужеуспел сильно обрушиться за счет сворачивания ОАО «РЖД» лизинговых программ. И сучетом наличия неудовлетворенного спроса лизинговые компании начинаютразворачивать свою деятельность с низкой базы.
99% нового бизнеса с судами это контракты,заключенные компанией «ВЭБ-Лизинг». Крайне медленная окупаемостькрупнотоннажных судов еще в прошлом году полностью отпугнула независимыелизинговые компании от работы в данном сегменте. В 2009 году помимо компании«ВЭБ-Лизинг» только три компании заключили контракты на поставку судов общейстоимостью 42,5 млн рублей.
Объем сделок с авиатехникой вырос двукратно. Однакоосновной вклад в этот рост внесли всего две компании «Ильюшин Финанс Ко» и«ВЭБ-Лизинг».
21 компания из 73, принявших участие в анкетировании,работает в сегменте «big ticket». Однако сделки на крупные суммы свыше 1 млрдрублей в 2009 году заключали лишь 8 компаний.
Лизингоборудования.
Объем сделок с оборудованием в 2009 году составил47,01 млрд рублей, уменьшившись вдвое. Число заключенных контрактов такжесократилось почти в два раза. При этом средняя стоимость договора уменьшилась с9,05 млн рублей до 8,5 млн рублей. Сложности с открытием крупных кредитныхлиний сказались на переориентации спроса лизингополучателей в пользу болеедешевых и быстроокупающихся предметов лизинга.
Спад наблюдался практически во всех направленияхсделок с оборудованием. Значительный рост удалось показать только в сегментахтелекоммуникационного оборудования, за счет крупной сделки, осуществленнойкомпанией «Сбербанк Лизинг», и нефтегазодобывающего оборудования, гдеосновной массив контрактов пришелся на компанию «Газтехлизинг».
Также положительную динамику продемонстрировалимедицинское, упаковочное и оборудование для развлекательных центров, однакоздесь рост происходил на фоне крайне небольших показателей 2008 года.
Сильнее всего пострадал лизинг энергетическогооборудования. Объемы двухлетней давности во многом зависели от несколькихкомпаний. В минувшем году крупных сделок было крайне мало, что спровоцировалопадение объемов на 78%. Инфраструктурные проблемы заморозили бизнес в отношениисделок со строительной и дорожно-строительной техникой.
Лизингсельскохозяйственной техники и племенного скота.
Не пострадал от кризиса объем лизингасельскохозяйственной техники. Наращивание объемов бизнеса государственнойкомпанией «Росагролизинг» полностью компенсировало снижение активности состороны остальных участников. В результате объем лизинга сельскохозяйственнойтехники и скота вырос на 22% и составил 25,3 млрд рублей.
Лизингнедвижимости.
Лизинг недвижимости 2009 года потерял в объемах 3млрд рублей и составил 3,9 млрд рублей. 2008 год был безусловно гораздо болееудачным. Благодаря в основном первому полугодию 2008 года лизинговым компаниямудалось передать лизингополучателям недвижимого имущества на 7,01 млрд рублей.Наиболее популярен данный вид лизинга среди региональных лизингополучателей.
В целом данный сегмент по-прежнему остается оченьперспективным ввиду низкой конкуренции и значительных возможностей для роста.Однако и в 2009 году большинство проблем законодательного характераотносительно закрепления прав владения и распоряжения недвижимым имуществомрешено не было.
Структура рынкализинга по договорам.
В 2009 году лизинговыми компаниями было заключено 29178 договоров. Структура рынка изменилась в сторону сокращения среднейпродолжительности договора. По-прежнему подавляющее большинство договоров, 34%или 9 831 контракт, заключается на срок от 25 до 36 месяцев. Также пользуютсяпопулярность договора сроком от 13 до 24 месяцев, на их долю приходится 31% или9 056 контрактов. В связи со значительным падением общего числа контрактов исохранением доли участия государства в финансировании долгосрочных сделок долядоговоров, заключаемых на срок от 49 месяцев и выше, возросла и составила 12%,против 5% в 2008 году.
Уменьшилась средняя стоимость краткосрочныхконтрактов. Для договоров, заключаемых на срок до 12 месяцев, она сократилась с1,39 млн рублей до 1,05 млн рублей. А также для договоров на срок от 3 до 4 лет– с 6,58 до 4,47 млн рублей, что, по-видимому, связано с падением популярностилизинга оборудования и невозможности лизингополучателей демонстрироватьплатежеспособный спрос на дорогостоящее оборудование.
Структурализинговой деятельности по федеральным округам и субъектам.
Продолжается, начавшаяся в конце года, тенденция ксворачиванию бизнеса в регионах. Компании закрывают свои региональныеподразделения. Доля Москвы в объеме нового бизнеса в сравнении с 2008 годомвыросла на 10% и составила 39%, в совокупности с Центральным федеральнымокругом объем приходящегося на центральную часть рынка составляет почти 60%.При этом из регионов уходит не сам бизнес, а его объемы, распределениелизингополучателей практически не изменилось. Промышленное производство врегионах сильнее ощутило на себе влияние кризиса, значительно сократилсяплатежеспособный спрос.
Частичный уход лизингодателей из регионов связан спереоценкой стратегий развития. Помимо необходимости оптимизации структурырасходов и отказа от масштабных вложений в организацию нового бизнеса,компаниями движет ужесточение подходов к оценке рисков. Территориальнаяудаленность повышает уровень имущественных рисков. Лизингодатели закрывают своирегиональные представительства – филиальная сеть лизинговых компаний в 2009году уменьшилась на 8%. Только 38 компаний из опрошенных 73 имеюттерриториальные подразделения в других регионах.
В то же время на всей территории России нет региона,где бы не использовались услуги лизинга.
Тенденция роста объемов лизинга в центральной частистраны происходит на фоне сокращения доли остальных федеральных округов вобъемах бизнеса. Следует отметить продолжающийся рост доли рынка лизинга вСибирском федеральном округе. Крупные проекты в СФО осуществляют «СбербанкЛизинг» (в Иркутской и Кемеровской областях), «Росагролизинг», которыйсосредоточил свою активность в Новосибирске, и «ВЭБ-Лизинг».
Что характерно по материалам прошлогоднегоисследования регионы демонстрировали значительный рост объемов нового бизнеса,особенно Южный и Центральный федеральные округа.
При этом рынок сохраняет структуру по долечисленности лизингополучателей. Доли регионов практически не изменились всравнении с прошлым годом. Что в совокупности с изменившейся структурой пообъему нового бизнеса указывает на миграцию всех крупных сделок из регионов вцентр, и уменьшение объемов бизнеса независимых региональных компаний.
Москва
С лизингополучателями из Москвы работает 60,3%лизинговых компаний, участвовавших в исследовании, ими было заключено сделок наобщую сумму 93 537 млн рублей с 3 431 лизингополучателем. При этом объемзаключенных сделок увеличился на 15,19%, а количество лизингополучателейвыросло на 1,6%. Разрыв в динамике роста этих двух показателей указывает нарост средней стоимости сделки лизинга в Москве, что в многом связано сдеятельностью компании «Ильюшин Финанс Ко», заключившей сделку с однимлизингополучателем на 51 млрд рублей.
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург продолжает терять в объемах, в 2009году падение составило 42%. Новый бизнес по данным 73 компаний, принявших участиев опросе, составил 9 761,58 млн рублей. Число лизингополучателей такжесократилось на 15%. Разрыв в динамике темпов снижения этих двух показателей вданном случае указывает на снижение средней цены контракта в регионе.
Центральныйфедеральный округ
Центральный федеральный округ – один из немногихрегионов продемонстрировавших тенденцию к росту в 2009 году, объем новогобизнеса составил 46,5 млрд рублей, увеличившись на 11%.
Большая доля объемов бизнеса пришлась на Московскуюобласть (34%), где активность проявляли практически все компании, ведущиебизнес в ЦФО. В Воронежской области, сопоставимые с Московской областью, объемылизинга (32%) удалось привлечь благодаря поставкам авиатехники на Воронежскийавиационный завод. В Белгородской и Липецкой областях основной объем контрактовзаключался на поставку сельскохозяйственной техники.
Северо-ЗападныйФедеральный округ
В Северо-Западном регионе объемы лизинга сократилисьболее, чем в два раза. По данным 26 компаний, работающих в регионе, он составил2 573,6 млн рублей. Число лизингополучателей снизилось не столь резко, чтотакже указывает на снижение средней цены договора.
Основной массив сделок приходится на Ленинградскуюобласть (26%), еще четыре региона занимают в среднем около десятой доли рынка каждая.При этом объем приходящийся на каждый из регионов крайне невелик.
Дальневосточныйфедеральный округ
Объем нового бизнеса в дальневосточном регионесократился незначительно в сравнении с остальными территориями – на 10,6%. Этотем более обнадеживающий показатель, если учесть что в 2008 году около трети отобъема пришлось на поставки компании «Ильюшин Финанс Ко», которые в истекшемгоду не осуществлялись.
Абсолютный лидер региона по объему заключенныхсделок – Хабаровский край. На его долю пришлось 64% от общего объема сделок.Следом за ним на второй позиции находится Республика Саха (Якутия) – 18%. ИзПриморского края, в прошлом году оттянувшем на себя 57% от объема сделок,лизинг практически ушел. В 2009 году его доля составила около 5%.
Приволжский федеральныйокруг
В Приволжском федеральном округе активностьлизинговых компаний существенно сократилась. При этом услуги лизинга натерритории региона оказывает 60% компаний, принявших участие в опросе. С учетомроста общего числа лизингополучателей, можно констатировать, что в регионезначительно сократилась средняя стоимость договора.
Лидером округа по объему новых сделок сталаНижегородская область. С лизингополучателями из этого региона было заключеносделок на сумму 6 878 млн рублей. Далее идет Республика Татарстан с объемнового бизнеса 4 472 млн рублей, а затем Саратовская область, РеспубликаБашкортостан и Самарская область с объемом нового бизнеса 2 778, 2 424 и 2 401млн рублей соответственно. Наименьший объем нового бизнеса зафиксирован в ЧувашскойРеспублике – 326 млн рублей. В остальных регионах округа средняя стоимостьнового бизнеса составила 934 млн рублей.
Сибирскийфедеральный округ
Сибирский федеральный округ в 2009 году стал крайнепривлекательным для крупных лизингодателей, в том числе для компаний «СбербанкЛизинг», «ВЭБ-Лизинг» и «Росагролизинг». Приход крупных компаний привел к ростуобъемов нового бизнеса на фоне снижения числа лизингополучателей. В 2009 годулизингополучатели из СФО получили объекты лизинга общей стоимостью 28 049 млнрублей.
Основной массив сделок пришелся на Иркутскую,Кемеровскую и Новосибирскую области и был во многом связан с крупнымиконтрактами на поставку телекоммуникационного оборудования исельскохозяйственной техники. На остальные 9 регионов пришелся 21% от объеманового бизнеса.
Южныйфедеральный округ
2009 год не оправдал блестящих перспектив, которыеожидались в Южном федеральном округе. Объем нового бизнеса сократился на 43% до11,96 млрд рублей при росте числа лизингополучателей в 1,5 раза.
В региональном разрезе объем нового бизнесараспределен между субъектами относительно равномерно с лидирующими областями:Краснодарский край (28%), Ставропольский край (24%), Ростовская область (22%).
Уральскийфедеральный округ
УФО также значительно потерял в объемах (-53%).Сокращение связано, в первую очередь, с ухудшением экономической конъюнктуры испадом промышленного производства. Большинство компаний существенно уменьшилообъемы сделок в сравнении с данными предыдущего года. Однако они покинули рынокполностью, с лизингополучателями из региона сотрудничает 41 лизинговая компанияиз опрошенных.
Лидером региона по объему заключенных сделок сталЯмало-Ненецкий АО, лизингополучатели которого заключили крупные договора скомпанией «Газтехлизинг». Оставшийся объем сделок равномерно распределен средиостальных субъектов.
§ 3.2 Финансированиелизинговой деятельности
Структура финансирования лизинговой деятельности непретерпела за год значительных изменений. Сохраняется тенденция к увеличениюроли собственных средств компаний. Если в конце 2008 года только 7,4%деятельности компании осуществлялось за счет собственного капитала, то в конце2009 этот показатель равнялся уже 13%. При этом доля авансовых платежейпрактически прекратила расти на уровне в 20%, что указывает на исчерпанностьданного ресурса. Сократилась доля кредитов, полученных от российских банков с54,5% до 47%.
В то же время ситуация с финансированием лизинговыхопераций немного изменилась к лучшему. Средневзвешенная ставка привлечениязаемных средств в 2009 году равнялась 15,7%. По данным Центрального Банка всреднем организации из нефинансового сектора привлекали в 2009 году рублевыекредиты на срок свыше 1 года под 15,3%. Сравнительно небольшой разрывсвидетельствует о повышении уровня банковской лояльности к кредитованиюлизинговых сделок в сравнении с серьезным замораживанием операций в этомнаправлении в конце позапрошлого начале прошлого годов.
В целом в отношении процентных ставок налицозначительная дифференциация по условиям финансирования для компаний изразличных категорий. Кэптивные и аффилированные с банками компании имеютвозможности для привлечения средств под проценты в среднем на 3-4 пункта нижесредневзвешенных по рынку. Основной массе небольших и средних независимыхкомпаний приходится привлекать средства под 18-20 процентов годовых.
§ 3.3 Перспективы лизингового рынка
Приход зарубежных гигантов — не только «встряска»состава лидеров лизингового рынка, но и начало принципиально нового этапаразвития российского рынка лизинга.
Дело в том, что до сих пор лизинговые компаниидействовали преимущественно «под банками». Привлекая ресурсы от банков, ониобслуживали отдельные сегменты рынка, по ряду причин труднодоступные для самихбанков. Предоставляя кредит, банки часто оценивали как заемщика не лизинговуюкомпанию, а конечного лизингополучателя. Это ставило лизинговые компании внеприглядное положение агентов при банках.
Однако в течение последних лет постепенносформировалась новая концепция лизингового бизнеса. Ведущие лизинговые компанииуже достигли таких объемов бизнеса, которые позволяют им выйти из подчиненногоположения по отношению к банкам и конкурировать с ними на равных. Важнейшеезначение в этом смысле имеет размер собственного капитала, поскольку онявляется главным ориентиром для инвесторов. По этому показателю многиелизинговые компании уже не уступают банкам. Другие важные показатели, такие какобъем портфеля, региональная сеть, диверсификация источников финансирования уряда ведущих лизингодателей, также уже не хуже, чем у банков. Приходиностранных лизинговых компаний закрепляет эту тенденцию. С одной стороны,потому что эти компании сами — крупные игроки, способные на равныхконкурировать с банками. С другой стороны, потому что их приход стимулируетдальнейшее укрупнение российских лизинговых компаний.
Высокая надежность лизинговых сделок, независимостькомпаний от банков, значительная конкуренция, экономия на масштабе у крупныхлизингодателей уже скоро приведут к тому, что условия лизинга в среднем будутзначительно выгоднее условий кредитов.

Заключение
Лизинг в России — сравнительно новый виддеятельности. Для стимулирования инвестиций в производственную сферу, дляобновления промышленного потенциала, для повышения конкурентоспособностиотечественных производителей нашей стране необходимо развивать лизинговыеотношения. Но для этого нужно создать соответствующие условия. Как показываетопыт других передовых стран мира, этому уделяют самое пристальное внимание:соответствующее законодательство, налоговые льготы и т.д.
Современный российский лизинг достаточно быстроинтегрируется в мировую финансовую систему. Анализ лизинговой деятельности вСША, Японии, Великобритании, Германии показал, что ряд ведущих российскихлизинговых компаний не просто позаимствовали, но и удачно адаптировалиприменительно к нашим условиям опыт стран с развитыми лизинговыми отношениями.Для отечественных лизингодателей открылся доступ к относительно недорогимкредитным ресурсам, к товарным кредитам. На российском рынке стали применятьсяразличные виды лизинга — финансовый, оперативный, возвратный, срочный,сублизинг и др. Появилось разнообразие схем финансирования и предоставлениягарантий участникам лизинговых операций. С ежеквартальной периодичностью вРоссии и за рубежом проводились конференции, посвященные развитию российскоголизинга, резко возросло количество публикаций, посвященных различным аспектамлизинга. Число компаний, получивших лицензии на право осуществления лизинговойдеятельности, превысило 250 тысяч.
Из первой главы можно сделать вывод, что лизинг –это приобретение оборудования с предоставлением его в аренду организации(лизингополучателю) в обмен на лизинговые платежи. Согласно Федеральному законуот 29 января 2002 года, лизинг — совокупность экономических и правовыхотношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числеприобретением предмета лизинга. В общем же смысле лизинг – это видинвестиционной деятельности, это расширение не только функционирующего, но иавансированного капитала страны. Стоит также подчеркнуть, что лизинг неявляется дешевой заменой кредита. Существуют определенные преимуществафинансирования оборудования основных средств, но навыки кредитования и оценкафинансовых потоков оказывается настолько же критичными, как при необеспеченномкредите. Другими словами пропадает основной привлекательный момент длялизингополучателей, заключающийся в том, чтобы начать дело без достаточныхсредств, но с высокоэффективным проектом, так как и при лизинге банки требуютпредоставления залога (объект лизинговой сделки может представлять ценность дляпроекта, но не обладать ликвидностью в той мере, чтобы покрыть издержки банка).Лизинг имеет множество видов, а согласно Федеральному закону «О финансовойаренде (лизинге)» основными формами лизинга являются внутренний лизинг имеждународный лизинг.
Во второй части данной работы рассмотрен российскийрынок лизинга, его состояние и проблемы на современном этапе и перспективыразвития.
Для финансовых и промышленных лизинговых фирм — этоэкономически выгодная форма сдачи машинно-технического оборудования внаем.Лизинг обеспечивает высокий уровень прибылей из-за высокой оплаты эксплуатациитехники пользователем. Ввиду устанавливаемых расчетных повышенных нормамортизации объектов, сдаваемых внаем, вложенный лизинговыми фирмами капитал наих приобретение возвращается к инвестору в первые же годы действия договора. Сдругой стороны государством вводятся налоговые скидки на прибыль, получаемуюлизинговыми фирмами: из налогообложения изымается часть, приходящаяся наамортизационные отчисления.
Для пользователей техники лизинг являетсяинструментом оперативной замены производственных фондов ввиду приобретения дляэксплуатации сложных и дорогих машин без крупных единовременных затрат. Особуюзначимость это имеет для мелких и средних фирм. Кроме того, с помощью лизингапредупреждается моральное устаревание эксплуатационной техники. Все этостановится важным фактором успешной конкурентной деятельности фирм на рынке.
Для государства финансовое поощрение лизинга служитсредством стимулирования продаж новой техники, побуждающим лизинговые фирмы кувеличению капиталовложений в эти операции, а фирму-пользователя — кпостоянному обновлению производственных фондов. Все это делает лизингинструментом интенсивного развития национальной экономики и повышения ееконкурентоспособности на мировом рынке.
Лизинг, как эффективный механизм преодоленияпромышленного спада и активизации инвестиционного процесса в экономике, можеточень сильно повлиять на развитие малого и среднего предпринимательства в РФ, ав особенности на развитие фермерства, т.к. оно неспособно купить современноеоборудование из-за своей низкой покупательской способности. Лизинг можетоказать огромную помощь в дальнейшем развитии частного бизнеса, а такжеповысить эффективность предпринимательской деятельности в сфере производства.
Из рассмотренного материала можно сделать вывод, чтоРоссии необходимо учитывать международный опыт, опыт развитых стран Запада,чтобы не допустить их ошибок и сделать так, чтобы такое явление как фиктивныйлизинг в России себя не проявило. Конечно, это трудная цель — взять от лизинга«все хорошее», при этом оставив негативные моменты лизинга «за бортом». Но цельокупит себя, учитывая тягу российских предпринимателей к поиску лазеекобхождения налоговых законов. И тогда можно с полной уверенностью сказать, чтолизинг в нашей стране постепенно будет набирать обороты и будет играть всеболее весомую роль в экономике России.

Списокиспользованных источников
Нормативныедокументы:
1. Гражданскийкодекс РФ
2. Налоговыйкодекс РФ
3. Федеральныйзакон № 164-ФЗ от 20.10.1998 г. «О финансовой аренде (лизинге)».
4. Федеральныйзакон «О финансовой аренде (лизинге)» (в ред. Федеральных законов от 29 января2002 года №10-ФЗ)
Основнаялитература:
5. Финансово-кредитныйэнциклопедический словарь. Под ред. А.Г. Грязновой. //М.: Финансы и статистика,2002.
6. Международныевалютно-финансовые и кредитные отношения. Под ред. Л.Н. Красавиной. //М.:Финансы и статистика, 2002.
7. БалтусЛ., Майер Б. Школа европейского лизинга //М.: Лизинг-Ревю — 1996.
8. ГазманВ.Д. Лизинг и факторинг: Учебное пособие М.: ГУ ВШЭ, 2008.
9. ГромовС. А. Обеспечительная функция права собственности лизингодателя напредмет лизинга Меры обеспечения и меры ответственности в гражданском праве:Сб. ст. / Рук. авт. кол. и отв. ред. М.А. Рожкова. М.: Статут, 2010
10. СкрынникЕ.Б. Развитие рынка лизинга в России: факторы и тенденции. М.: Деньги и кредит,2006.
11. ЛещенкоМ.И. Основы лизинга. //М.: Финансы и статистика, 2007.
12. МарголинА.М., Голубев В.В. Проблемы государственного регулирования развития лизинга ипути их решения. //М., 2005.
13. НигаматзяновТ.Т. Существенные условия договора лизинга. //М.: Право и экономика, 2007.
14. ЗуйковаЛ., Горшкова И., Крутякова Т. Договор лизинга: правовое регулирование.Экономико-правовой бюллетень, 2006.
15. ТитоваС.И. Учет у лизингополучателя. //М.: Актуальные вопросы бухгалтерского учета иналогообложения, 2007.
16. БезгулаяМ.В. Существенные условия договора лизинга. //М.: Юрист. 2004.
17. ОрловаЮ.С. Правоотношения сторон по договору финансовой аренды. Учет, налоги, право. //М.,2007.
18. ХаритоноваЮ.С. Договор лизинга. //М.: Юрайт-М, 2002.
Интернет-ресурсы:
19. КомпанияРозничного Кредитования: www.cfcleasing.ru
20. Номос-Лизинг:www.nomos-leasing.ru
21. ЛизингФорум: www.leasingforum.ru
22. Первыйлизинговый портал: www.leasinginfo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.