Реферат по предмету "Религия и мифология"


Св.Стефан Пермский-выдающийся миссионер Русской Православной Церкви

План
Предисловие… 2
Замечания о тематике работы… 3
Жизнеописание св. Стефана Пермского… 4
Пермская земля и её святитель… 4
Выход Стефана на проповедь. Успехмиссии в первые годы… 6
Победа св. Стефана надПамом-Сотником… 9
Учреждение Пермской епархии. ОСтефане-епископе… 11
Смерть свт. Стефана… 14
Особенности образа св. Стефана в комифольклоре. 16
Стефан как просветитель зырян.Стефанова азбука. 18
Вхождение пермских земель в составРусского государства   22
Приложение: Зырянская азбука в еёныне известном варианте… 24
Список литературы:… 25
Предисловие
ИсторияПравославного миссионерства знает немало подвигов проповедничества, когда люди,открывшие для себя истину христианской веры, желая её донести до других,обращали в христианство целые народы. Их прославила Церковь в лике святыхособого чина, называя этих людей равноапостольными. Это и св. Нина,просветительница Грузии, и Григор Партев, усилиями которого армяне, бывшие язычники,стали первым в мире христианским народом, и солунские братья – Кирилл и Мефодий– просветители славян, и свт. Николай Японский, принесший евангельскую весть всинтоистскую Японию, и многие другие.
Но особо выделяются вэтом ряду те, кто, проповедуя христианство, смогли дать просвещаемым народамписьменность, тем самым сумев преобразить исторический облик народа.
Отечественная этнография,основанная на советской (кстати, далеко не самой худшей) научной школе,выделяет три основных этапа развития человечества: дикость, варварство ицивилизацию. Средняя ступень – варварство – определяется как этап, начинающийсяс изобретения гончарного дела и заканчивающийся изобретением письменности[1].
Конечно, история иэтнография, как и другие науки, не стоят на месте, и сейчас разрабатываетсяновая периодизация истории. Но нелепо отрицать тот факт, что появлениеписьменности представляет новый этап в историческом развитии любого народа.
С этой точки зренияравноапостольный подвиг свт. Стефана Пермского заслуживает особого внимания:«Таких святых, как Стефан Пермский, на Руси мало. В Древней Руси подобного,пожалуй, и не сыскать: Стефан ввел в Христову Церковь соседний дотолебесписьменный языческий народ. Других чудес он не сотворил, ни при жизни, нипосле смерти; по крайней мере, агиограф о них не пишет…»[2].
Но ведь для прославленияугодника его чудотворения (или отсутствие таковых) не есть непременное условие,тем более, когда речь идёт о миссионерской деятельности. И можно с уверенностьюутверждать, что успех миссии св. Стефана и есть самое важное чудо, явленноеГосподом через пермского святителя. Собственно говоря, рассказ об этом и естьосновная задача данной работы.Замечанияо тематике работы.
Прежде чем приступить кизложению, необходимо сделать некоторые уточнения, касающиеся содержанияреферата. Дело в том, что согласно учебной программе пятого курса по предмету«История миссий» в 2004-2005 гг. студентам предлагается девять тем, причёмтолько одна из них – свободная («Жизнеописание выдающегося миссионера вашегокрая…»).
Честно говоря, даже обидно:например, камчатскому миссионеру свт. Иннокентию (Вениаминову) посвящены целыхдве темы, а если прибавить сюда митрополита Нестора (Анисимова), то получится,что треть предложенных тем – про Камчатку, а для почти всех остальных регионоввыбор невелик – всего одна «универсальная» тема.
Однако в процессенаписания данной работы становится очевидным тот факт, что для рассказа о такомвыдающемся миссионере, каким был свт. Стефан, невозможно удержаться в рамкахбуквальной формулировки вышеупомянутой темы, т.е. ограничиться только егожизнеописанием. Если так поступить, то роль св. Стефана в истории русскогоПравославия окажется не только недооцененной, да и просто непонятной.
Поэтому в данной работеследует подвергнуть рассмотрению несколько тем. Первая из них – собственножизнеописание св. Стефана. Во‑вторых, необходимо проследить судьбуизобретённой святителем зырянской письменности и её значение как неотъемлемойчасти миссионерского подвига святителя. И, в‑третьих, понять роль Стефанав русской колонизации коми земель. Взгляд на эту проблему далеко не однозначени по сей день вызывает немало дискуссий.
Так как данной работебольшая часть источников представляет собой не книги, а статьи в различныхсборниках и периодических изданиях, в числе коих издаваемый в Республики Комимногостраничный историко-культурологический журнал «Арт», то сделать обзор всейлитературы по принципу «где про что» довольно затруднительно –гораздо удобнееупомянуть конкретные персоналии.
В их числе следуетотметить, прежде всего, св. Епифания Премудрого, составителя ряда жизнеописанийсвятых Русской Церкви, в том числе и «Жития Стефана Пермского». Следует учесть,что Епифаний был лично хорошо знаком со Стефаном[3].
Труд св. Епифанияявляется основным источником сведений о жизни и деяниях святителя Стефана.
Кроме того, в 2000 годуиздательством православной газеты «Вера‑Эском» была выпущена книга«Святители Пермские», один из разделов которой представляет собой весьма неплохуюкомпиляцию из написанного св. Епифанием «Жития», а также сведений, в него невошедших, а сохранившихся в церковных преданиях.
В 1995 годуСанкт-Петербургским издательством «Глагол» была выпущена книга «СвятительСтефан Пермский. К 600-летию со дня преставления» под редакцией Г. М Прохорова,содержащая Житие Стефана Пермского в оригинале с параллельным переводом насовременный русский язык, предварённое статьей Прохорова о герое и авторе этогопроизведения.
Из учёных, занимавшихсяисследованиями, посвященным св. Стефану, следует отметить П.Ф.Лимерова, зав.отделом фольклора ИЯЛИ КНЦ УрО РАН, автора более 60 работ по мифологии ифольклору коми народа, а также В.В.Понарядова, занимающегося проблемойвозникновения древнезырянской письменности и имеющего весьма интересный изаслуживающий доверия взгляд на эту проблему.
И, наконец, в даннойработе были использованы научные статьи, опубликованные в сборниках«Христианство и язычество народа коми» и «Христианизация Коми края и её роль вразвитии государственности и культуры», изданные в Сыктывкаре. Выходные данныесм. в прилагаемом списке литературы.
Жизнеописаниесв. Стефана ПермскогоПермская земля и её святитель
К западу от Уральскихгор, в бассейне рек Вычегда, Печора и Кама, издревле жили угорские племена,относящиеся к финно-угорской языковой группе, объединяемые общим названием«коми»: пермяки, зыряне, печора и др. Территория, ими населяемая, носиланазвание «Пермь Великая». По поводу происхождения названия «Пермь» естьнемало гипотез, однако, скорее всего, это слово происходит от слова «парма»,что в переводе с коми языка означает «тайга».
Современные комипредставлены тремя этносами – удмурты, коми-пермяки и собственно коми (или«коми-зыряне» – термин в настоящее время практически вышел из употребления).
В 14 веке зырянаминазывали группу племён, жившее в бассейне реки Вычегды. Лишь позже к числузырян стали относить и другие племена, живущие и к северу от Вычегды – вплотьдо устья Ижмы.
Численность коми-зырян внастоящее время составляет более 300 тыс. человек.
С древних времён зыряне,как и другие коми-племена, занимались охотой, собирательством, скотоводством, иотчасти – земледелием. По вере они были язычниками, которые, однако, имелисмутное представление о Верховном Божестве – Творце всего сущего, которое ониназывали «Ен», которому они не приносили жертв и не устраивали кумирниц,предпочитая покланяться более низшим божествам, принося им жертвы[4].
Так продолжалось до техпор, пока не появился человек, который поставил себе цель обратить зырян кхристианской вере. Это был св. Стефан Пермский, сын соборного устюжскогопричётчика Симеона, по фамилии Храп, родившийся в 1340 году от Р.Х.
Существует точка зрения,что ещё задолго до рождения Стефана было предсказано о нём св. ПрокопиемУстюжским. По преданию, Прокопий Устюжский был богатым немецким купцом,приплывшим в Новгород и принявшим святое крещение от прп. Варлаама Хутынского.Раздав всё своё имущество нищим, он принял «юродственное житие» и был оченьпочитаем нвогородцами, но, не терпя мирской славы, ушёл в Устюг. Скончался блж.Прокопий в 1303 году[5]. Незадолго до своейсмерти он предсказал рождение и будущий миссионерский подвиг Стефана: как обэтом поветсвует архимандрит Макарий «… когда сей Христа ради юродивыйчудотворец встретился в Устюге в выходившей после вечернего пения отроковицейМарией, будущей матерью пермского просветителя, он, поклонившись ей до земли,изрёк о ней слова: «се, грядёт матерь великого мужа, учителя Пермского».»[6].
Св. Епифаний Премудрый,друг и агиограф Св Стефана, пишет, что он «был родом русский, происходя отнарода славянского, от стороны Двинская, от города, называемого Устюг»[7].Однако возможно, что мать Стефана происходила из дома крещёного зырянина поимени Дзебас (Тайник)[8].
Поэтому он, вероятнеевсего, с детства от матери знал зырянский язык.
Епифаний описывает отрокаСтефана как весьма благоразумного, выросшего в девственности, чистоте ицеломудрии. Еще ребёнком Стефан был отдан учиться грамоте, которую освоил менеечем за год.
С малых лет воспылала внём любовь к Богу, и он решил покинуть отчий дом. И еще в юности, в «младыегоды», как пишет Епифаний, Стефан принял постриг в городе Ростове в монастыресв. Григория Богослова, в постриге приняв имя, совпавшее с его мирскимименем. Пострижен он был игуменом монастыря Максимом по прозвищу Калина.
«И плоды спасенияумножив, и в законе Господнем поучаясь день и ночь, был Стефан словно древоплодовитое, посаженное близ исходящих вод и часто напояемое разумомБожественных Писаний, и оттуда прорастала гроздь добродетелей, процветалоблаголепие, которое и плод свой в своё время дало»[9].
В среде братии Стефанотличался иноческим усердием, удивлявшим как монахов, так и простых людей.
Стефан прилежно читалкниги, пытаясь наиболее глубоко понять их смысл. Выучил инок также и греческийязык.
Но был у него в душезамысел – пойти в Пермскую землю и проповедать евангельскую весть у пермян.Стефан много слышал о Пермской земле, и знал, что это – дикийкрай, ещё не тронутый христианской проповедью. Населяли его люди, приносившиежертвы идолам, занимавшиеся волхованиями и колдовством.
И замыслив так, он пришёлк епископу Герасиму Коломенскому, наместнику московского митрополита, ииспросил благословения отправиться в языческую землю.
Епископ Герасим, видя егоблагое дерзновение, исповедал Стефана и благословил его: «…Так ступай же и светилюдям, пребывающим во тьме, живущим в стране во тьме идолослужения, наваждениякумирского, и поведай им: «Образумьтесь, люди бесчувственные, и покоритесь сынучеловеческому! Для чего суетитесь вы? Увидите, как восхитил Господьпреподобнаго своего». Ступай же и будь проповедником веры, исповедником истиныи благовестником Евангелия Христова».[10]
Следует отметить, что,повествуя об этом периоде жизни св. Стефана, св. Епифаний чрезвычайномногословен, и в частности, подробно рассказывает о миссионерствесв. Апостолов, скрупулезно перечисляя те страны, в которых каждый из этихапостолов проповедовал, при этом каждый раз отмечая, что в Пермской земле никтоиз апостолов не был. Из этого факта вытекает со всей очевидностью то, что Епифаний,хоть и не называет напрямую Стефана равноапостольным, но всё же ставит егомиссию в один ряд с миссией апостольской.Выход Стефана на проповедь. Успех миссии в первыегоды.
Миссия св. Стефананачалась с г. Пырас (ныне – г. Котлас), куда он прибыл осенью 1379 года, гдемного проповедовал зырянам о ложности их богов. В те времена главнымибожествами зырян были Войпель («ночное ухо» – повелитель холода и непогоды) иЙомала. Также покланялись они солнцу, огню, воде, деревьям и животным. Зналиони и Великого Духа, называемого Ен, но считали его бесконечно далёким инедоступным для поклонения людей. Особым почётом в среде зырян пользовалисьтуны – волхвы и кудесники. Они и стали главными врагами Стефана[11].Прошло немало времени, пока речи его тронули сердца язычников, но после ужесами жители просили проповедника научить их христианской вере.
Святитель возблагодарилБога за первый успех проповеди, построил часовню во имя св. НиколаяЧудотворца, и, взяв с собою несколько спутников из числа новообращённых,отправился далее, вглубь Перми.
Многие, слышавшиепроповедь Стефана, уверовали и пожелали креститься. Но было и немало тех,которые отвергли его, и от которых пришлось преподобному претерпеть немалоскорбей и поношений. Св. Епифаний рассказывает, как толпа крамольников пыталасьсжечь св. Стефана. Однако Господь по усердным молитвам Стефана защитил Своегоугодника[12].
Из Пыраса св. Стефан сосвоими спутниками добрались до селения Гам. Но гамичи, подстрекаемые жрецами,кинулись на него с неистовыми криками и угрозами, желая убить его. Однако и тутГосподь хранил его: видя кроткий и смиренный вид Стефана, слыша речи его народном для них языке, жители села сменили гнев на милость, и стали вниматьпроповеди стефановой.
Однако, проповедуя вГаме, Стефан понял, насколько местный народ предан идолослужению, и рассудил,что, пока не будут истреблены местные идолы, успеха ждать не придётся. И тогдаСтефан, выбрав время, когда возле кумирницы в заповедной роще не было народа,поджёг её. Гамичи, заметив дым, сбежались всем селом на место сожжения идолов,и смотрели на святителя со страхом и недоумением, не зная, что делать: однипризывали убить его, другие говорили, что убийство «посла московского» чреватоопасными последствиями, и считали, что поруганные боги сами должны за себяотомстить, третьи же говорили: «Беда, что он не начинает первым, вот если бы онхоть однажды начал, мы бы растерзали его»[13]. Здесь имеется в видуто, что Стефан, обращая зырян в христианство, действовал только силой слова, иникогда не прибегал к насилию, и даже при угрозе физической расправы никогда неотвечал ударом на удар, являя собой образец христианской кротости и смирения.
В «Житие Стефана»,составленном св. Епифанием, есть подобное упоминание, но там оно относится кнесколько другому месту и времени, а именно – в разделе «Жития», названном«Поучение», где приводится проповедь Стефана в селе Усть‑Вымь. В нёмговорится: «… Не можем мы состязаться в словах с игуменом тем, что из Москвыпришёл. Если силой и притеснением не прогоним его, … то наполнится вся нашаземля учением его. Но дурной у него обычай: никогда не начинает он расприпервым, чего мы от него ожидаем.… Если бы дерзнул он первым начать распри, томы бы растерзали его, и быстро бы взята была землёю жизнь его, и память о нем с шумом сгинула. Но поскольку долготерпелив он, не знаем мы, как одолеть его»[14].
В основу же указанноговыше источника («Святители Пермские. Жизнеописания, акафисты и чудеса…»)положена обработка церковных преданий о святителе, и в нём событие описано какпроизошедшее в селе Гам.
Это разночтениеобъясняется следующим образом: и в Гаме, и в Усть‑Выми, недалекорасположенных друг от друга, были языческие святыни (в Усть‑Вымипроизрастала «прокудливая берёза» – см. ниже), и обе кумирницы были уничтоженысв. Стефаном, что вызвало гнев местного населения.
Но кроме этого, у коминарода существовал обычай, весьма похвальный с точки зрения христианскойморали: быть инициатором насилия, т.е. нападать первым, считалось аморальным.Более того, этот обычай распространялся и на животных: в коми сказке«Прокудливая берёза» (сказка говорит об уничтожении её св. Стефаном) славныйохотник по имени Кузь, будучи не на охоте, однажды повстречался в лесу смедведем. Не желая нападать первым, Кузь попытался уклониться от схватки, идаже уступил медведю дорогу. Но медведь не оценил благородного поступка и напална Кузя, и только тогда тот убил медведя[15].
Поэтому два отрывкарассказывают не об одном и том же, а о двух похожих случаях, тем более, что обаони произошли в одном и том же году – 1379.
После просвещения ГамаСтефан отправился далее вверх по Вычегде и дошёл до места впадения в неё рекиВымь. Здесь располагалось зырянское поселение, возле которого святитель построилсебе келью. В полукилометре от него находилась прокудливая берёза: «Слово«прокудливая» имеет тот же корень, что и «кудесник», апотому означает, что именно возле нее с особым успехом шаманили главныежрецы-кудесники зырян. То была главная святыня всей Перми Великой. Стефансобственноручно срубил ее и сжег. С воплями гнева и ужаса сбежались зырянеспасать божество. А между тем оно позорнейшим образом превращалось в пепел, нев силах изменить свою горькую участь. И опять, готовый к смерти, Стефан молился,воздев руки, и ничего не отвечал на гневные крики язычников. И опять егоготовность кротко принять любую участь обезоружила врагов»[16].
Эти сведения, безусловно,также следует отнести к разряду преданий, т.к. агиограф берёзу не упоминает. Онлишь рассказывает, что «Стефан, Богу помолясь, молитву сотворив, отправился снекое место, где была главная кумирница пермян, и попытался идолов их разорить,ниспровергнув жертвенники их, и богов их сровнять с землею. И Божию силоюглавную их кумирницу он зажёг и пламенем запалил…»[17].
Но зато Епифаний в своёмпроизведении целую главу поучению, сказанному св. Стефаном в Усть‑Выми,в связи с сокрушением идолов, в которой он призывал зырян оставить языческиезаблуждения. «…Зачем поклоняетесь вы идолам, и почитаете их, и богами называетеих, истуканов идольских? Кумиры ваши – это куски дерева бездушные, дело рукчеловеческих. Они рты имеют – и не говорят, уши имеют – и не слышат, глазаимеют – и не видят… А христиане веруют в Бога, и чтут, и славят Его. И я вамговорю, что Он есть истинный Бог, и нет инаго Бога, кроме Него…»[18]
И многие же уверовали,слыша слова Стефана, а многие же остались в язычестве. и не было мира междуними, как пишет Епифаний.
В Усть‑Выми жесв. Стефан построил первый храм на зырянской земле, названный им в честьПресвятой Богородицы. Как пишет св. Епифаний, Стефан постановил праздноватьпраздник воздвижения церкви 25 марта.
Победа св. Стефана над Памом-Сотником.
Но распространениехристианства не могло не тревожить местных жрецов. Доселе встречавшиесясв. Стефану волхвы не могли противостоять ему. Но выше по реке Выми жилглавный жрец зырян, волхв по имени Пам. Как и многие колдуны зырянские онфактически был одним из местных князей, и имел своей столицей укрепленноеселение Княжпогост. Согласно Вычегодско-Вымской летописи, Пам неоднократноучаствовал в вооружённом походе на Стефана, но при этом трижды терял зрение ипо молитвам святого прозревал[19].
А в самом начале миссииСтефана, противясь распространению новой веры, когда подкупами и подарками, акогда и силой, пытался отвратить от христианства новообращённых зырян, нобольших успехов в этом не достиг, и это приводило его в ярость.
В конце 1380 года, т.е.спустя год с момента появления св. Стефана в Перми, он стал собираться впуть, чтобы лично вступить в борьбу со Стефаном, надеясь уничтожить и посрамитьего.
Св. Епифаний пишет, чтоновообращённые зыряне отнеслись к этому намерению Пама с изрядной долейскепсиса: «Безумный старец, зачем ты похваляешься, надеясь победить истенногораба Божия? Ведь сей Стефана и богов ваших с землёй сравнял, и не сумели ониему повредить, а со знаменитых кумиров снял покрывала и побросал их своемуслужке по имени Матвейка, и тот сделал из них штаны и портянки и износил всёбезо всякой для себя напасти и вреда. Сделал это всё Стефан не прибыли ради, нодля поругания идолов»[20].
«Пойду и посрамлю вашегоучителя», – решил Пам и вступил в спор со св. Стефаном.
Состязанию Пама со св.Стефаном в труде св. Епифания посвящен целый раздел[21],первая часть которого посвящена спору об истинной вере. Этот диспут длился, каксвидетельствует Епифаний, целые сутки («…весь день и всю ночь без пищи и безсна пребывали»).
В основе первогоаргумента Пама лежала типично языческая точка зрения: чем больше богов, тембольше помощников: «… у вас, христиан, один Бог, а у нас множество богов,множество помощников, множество поборников. Дают они нам ловлю: все, что есть вводах и что есть в воздухе, и болотах, и дубравах…». Боги зырянские, по версииПама, помогают в охоте, а также сообщают вести из дальних стран.
Св. Стефан же, возражаяему, говорит: «Можно ли, окаянный, бахвалиться тем, что ты многобожию следуешьи множество богов упоминаешь? Скорее устыдиться сего подобало бы, ибо сказано:да постыдятся все, служащие истуканам, хвалящиеся идолами своими! (Псал.96:7)». Бог – всемогущ, наполняющий небо и землю, и Его проповедовалиапостолы,  в то время как боги языческие есть бесы, а идолы созданы рукамичеловека.
Пам, видя, что егоаргумент опровергнут, выдвинул другой: с его точки зрения, религия зырян естьосвящённая веками и поколениями традиция, отвергать которую недопустимо, еслине предложить взамен гораздо более возвышенное учение: «Ведь отцы наши и деды,и прадеды, и пращуры так жили, – я ли лучше их окажусь? Не быть сему никогда.Поведай же мне, какую истину знаете вы, христиане, что дерзаете так хулить нашуверу?».
В ответ св. Стефанрассказал о творении мира Богом, о сотворении первых людей, о Промысле Божием омире, и о распятии Христа.
Но кудесник, выслушавСтефана, его словам не поверил, и, не сумев победить в споре, решил устрашитьСтефана, вызвавшись пройти через огонь и воду, и предложив тоже самое сделать Стефану,так как был уверен, что Стефан на это не согласится никогда.
Но св. Стефан принял егопредложение, сказав: «я не повелеваю стихиями, но христианский Бог велик, иду стобою»[22]
Были прорублены двепроруби во льду, а на окраине села была подожжена отдельно стоящая хижина.Сотворив молитву, святой, взяв Пама за руку, как и было условлено, чтобы идтивместе с ним, пошёл в огонь. Но тут Пам, увидев, что Стефан готов пройти этоиспытание, стал порываться, не желая идти вместе со Стефаном.
Также Пам отказался и отдругого испытания: войти вместе со Стефаном в одну прорубь, а выйти в другую,ниже по течению реки.
Видевшие это зыряневознегодовали на Пама и спросили: «Старый пес! … Скажи, окаянный, почему невошел ты ни в огонь, ни в воду и тем всячески посрамлен?»
Обратясь к народу, Стефанспросил, кем считать Пама после всего произошедшего и что с ним сделать. Народответил: «Обманщика предать смерти! Если оставить его в живых, он наделает тебепакостей!». Однако св. Стефан отказался это сделать, мотивируя это тем, чтоХристос послал его не убивать людей, а учить их.
В итоге Пам вынужден былуступить Стефану Пермь, а сам вместе со своим родом ушёл в Сибирь и на реке Обьосновал селение Алтым, жители которого вплоть до конца 19 века хранили память онем как о первом поселенце[23].
А благодарный Богу св.Стефан построил храм св. Николаю на реке Вишере.Учреждение Пермской епархии. О Стефане-епископе.
После победы св. Стефананад Памом число желающих принять христианскую веру выросло многократно.Желающих креститься было столь много, что зачастую святитель крестил людей вреках Выми и Вычегде.
Успехи Стефана вобращении зырян к вере были столь велики, что заставили стефановых земляковвспомнить о предсказании блаженного Прокопия. И тогда многие благочестивыеустюжане стали охотно жертвовать на благоустроение пермских храмов, а такжемногие духовные лица, узнав о подвигах Стефана, пошли в Пермь, желая стать егопомощниками.
Таким образом, рослапаства, пополнялся и клир, и Стефан решил идти в Москву, чтобы просить прислатьв Пермь епископа.
Но не толькомногочисленность паствы была тому причиной. Другая же причина была вудалённости пермских земель от Москвы. Как, немного преувеличивая, говорит св.Епифаний, «Прямо скажем, непременно требовала земля та епископа, поскольку домитрополита и до Москвы отсюда далеко; как далеко отстоит Царьград от Москвы,также далека от Москвы отдалённая земля Пермская»[24].
Прибыв в Москву в 1383году, св. Стефан рассказал князю Дмитрию Иоанновичу и митрополиту Пимену освоей проповеди среди зырян, и объяснил необходимость иметь в той землеепископа. Это означало создать восемнадцатую епархию Русской Церкви, иличетвёртую – из числа епархий на русском севере[25].
Стал вопрос окандидатуре. Сам св. Стефан на эту должность не стремился. Но ни князь, нимитрополит не нашли более достойного кандидата, чем Стефан.
И поэтому, как гласитмосковская летопись 6891 г. от Сотворения мира (1383-1384 от Р.Х.), митрополитПимен рукоположил св. Стефана в сан епископа.
Возвращаясь обратно,Стефан прибыл в свой родной город Устюг, где с молитвой припал ко гробу св.Прокопия, который много десятилетий назад предрёк его миссию.
Вернувшись в землюзырянскую, святитель сделал местом нахождения своей кафедры село Усть‑Вымь,а первая на зырянской земле церковь стала называться кафедральным собором.
Став епископом, св. Стефан,как о том пишет св. Епифаний, «… по-прежнему заведённых порядков держался, идело обычное исполнял… И грамоте пермской учил их, и книги писал им, и церквисвятые ставил им, и монастыри приготовлял, и в монахи постригал, иигуменов им назначал, и священников, попов и дьяконов сам поставлял .
И чудо можно было видетьв земле той: где прежде капища идольские и кумирницы жертвенные были,и жертвенники языческие стояли, здесь церкви святые воздвигнулись, и монастыри,и молельни выросли…»[26].
Близ Усть‑Вымиосновал свт. Стефан и первый в Коми крае монастырь, называвшийся Михайло‑Архангельский,просуществовавший до секуляризационных времён Екатерины-2й, а именно до 1764года.
Стефан создавал школы,странноприимные дома и богадельни, основал ряд монастырей: кроме Михаило‑Архангельскогов Усть‑Выми, архангельский в Яренске, а также два – Спасский иСтефановский в районе Усть‑Сысольска (ныне г.Сыктывкар).
Из коми преданийизвестно, что, поднимаясь вверх по Вычегде, св. Стефан дошёл до того места, гденыне находится Ульяновский монастырь, тогда же Стефаном и основанный иназванный им во имя Спаса Нерукотворного.
Также существует преданиео том, что на реке Печора существовал Троицкий  монастырь, основанный такжесвт. Стефаном[27]. В этом месте находитсяныне г. Троицко‑Печорск, центр самого юго‑восточного районаРеспублики Коми.
Также ходил св. Стефан ина север: дойдя по реке Вашка до селения Вендинга (ныне – в Удорском районе),св. Стефан поставил там деревянный крест.
Таким образом, за времясвоего миссионерства свт. Стефан лично сумел охватить своей проповедью не менеетрети нынешней Республики Коми, т.е. территорию, равную, например, Греции в еёнынешних границах.
Но в епископском санеСтефану пришлось заботиться не только о делах духовных. Приходилось такжезащищать епархию от врагов внешних. Пермская земля и до этого неоднократноподвергалась нападению банд вогулов (манси), совершавших из-за Урала своихищнические набеги.
Так было и в 1385 году.
Узнав о нападениивогулов, св. Стефан тотчас же отправил в Устюг гонца с просьбой прислатьратных людей для отпора врагам, велел жителям перенести всё своё имущество надва укреплённых холма – к собору и монастырю, и готовиться к обороне. Сам жеон, помолившись Богу о помощи, совершил крестный ход вокруг владычнего города,и, облачившись в святительскую одежду, с духовенством и некоторыми из зырянпоплыл вверх по Вычегде навстречу неприятелю.
«Вогулы, суеверныеязычники, издали заметили ладью Стефана. Словно огнём горело его никогда невиданное ими святительское облачение, а сам он показался им как бы мечущим вних огненные стрелы. Приняв его за страшного волхва, в ужасе бросились онибежать, оставив всё награбленное. С тех пор во всю жизнь Стефана ни единожды несмели они подойти и напасть на Усть‑Вымь, боясь могущественного«туна-чернеча Стэпэ» и беспокоили только одних отдалённых верхневычегодскихзырян»[28].
Кроме того, страдала Пермскаяземля и от набегов новгородцев. Тем более, что учреждение московскиммитрополитом Пермской епархии было воспринято как посягательство наканоническую территорию Новгорода. И эта проблема была с успехом решена св.Стефаном:  лично прибыв в Новгород, Пермский святитель добился расположения ксебе новгородского архиепископа Алексия, знавших о подвигах проповедника, атакже уважения веча.  Результатом дипломатической миссии стало то, что вечерешило запретить ходить новгородским укшуйникам в Пермские земли.
С пребыванием в Новгородесвязано появление одного исторического документа, называемого «Поучение противстригольников», которое является одним из важных источников сведений об этойереси. Эти еретики не верили в Божественность Иисуса Христа, отрицали загробнуюжизнь, не признавали церковную иерархию и Таинства.
Связь Поучения соСтефаном Пермским основывается на присутствии его имени в заглавии этогопоучения об одном из его списков: «А сие списание от правила святых апостол исвятых отець дал владыце наугородскому Алексею Стефан владыка Перемыский настригольникы»[29].
Когда в зырянской землеслучился неурожай, то Стефан открыл свои житницы, раздавая хлеб безвозмездно.Также он отправил послание великому князю Дмитрию Донскому послание, в котором,рассказав о бедствиях, просил о приостановлении сбора податей с пермян. КнязьДмитрий, тронутый плачевным положением зырян, приказал не только приостановитьсбор податей, но и простить недоимки последних лет. Убытки же, понесённыеепархией, князь возместил щедрыми дарами.
В 1390 году митрополитКиприан вызвал Стефана в Москву на Собор. Проезжая мимо Троицкого монастыря(будущей лавры), основанного прп. Сергием Радонежским, свт. Стефан из занедостатка времени не смог заехать в монастырь, чтобы повидать прп. Сергия.Остановившись на дороге, он лишь прочитал молитву «Достойно есть», поклонился вту сторону, где находилась обитель, мысленно обратившись к прп. Сергию,произнёс: «Мир тебе, духовный брат мой».
В этот момент прп. Сергийсовершал трапезу вместе с братией. Уразумев преподанное ему св. Стефаномблагословение, встал из‑за стола, сотворил молитву и, до землипоклонившись, сказал: «Радуйся и ты, пастырь Христова стада, и мир Божийпребывает с тобою».
На недоумение братиипреподобный ответил: «В этот самый час епископ Стефан, идущий в Москву, сталпротив монастыря нашего и поклонился Св. Троице и нас, смиренных, благословил»[30].Смерть свт. Стефана.
В 1396 году митрополитКиприан снова пригласил св. Стефана в Москву по делам церковным.
Однако Господь открыл св.Стефану, что это будет его последнее путешествие, и что он никогда больше неувидит земли Пермской.
И тогда он призвал к себесвященнослужителей и мирян и обратился к ним с последним поучением, в которомон рассказал о своей близкой кончине, и завещал укрепляться в вере, отвергатьот себя еретиков и раскольников, а также предостерёг от искушения возвращения впрежнее язычество.
Произнеся поучение, он,трижды благословил предстоящих, св. Стефан оставил владычный город, а народ ещёнекоторое время стоял и плакал, глядя в ту сторону, куда поехал святитель.
Прибыв в Москву к Пасхе(2 апреля), св. Стефан вскоре заболел и после немногих дней болезнипочувствовал, что его смерть совсем близка.
«Все поспешили посетитьболящего: иноки и бояре, митрополит и сам великий князь, и всех с радушиемпринимал блаженный, превозмогая себя и стараясь скрыть свое изнеможение. Предсамою кончиною, призвав всех своих спутников, Стефан долго беседовал с ними,убеждал пребывать твёрдыми в вере, завещал им отвезти обратно в Усть‑Вымьего святительские ризы, книги и домашние одежды как последний памятник и залоглюбви его к своей пастве»[31].
Умер свт. Стефан впраздник Преполовения Пятидесятницы, 29 апреля (9 мая н.ст.) 1396 года.
Вот как описываетпохороны святителя его агиограф – св. Епифаний: «И когда преставился Стефан,собралось провожать его великое множество людей: князья, бояре, игумены, попы,и городские люди, и прочие. И проводили тело его с почестями. Сотворив над нимподобающее надгробное пение, предали могиле благородное тело его, похоронив впреславном граде Москве, в монастыре Святаго Спаса, в церкви каменной, у входав нее с левой стороны.
И многие скорбели, тужилио нём, вспоминая добродетельную жизнь его, и душеполезное учение его, иблагонравие его. Но более всего тужили о нём новокрещеные люди пермские»[32].
Такой вот образ святителяСтефана сохранила для нас Святая Церковь – образ ревностного миссионера,мудрого пастыря, да и просто искреннего христианина, не корысти ради, а излюбви к Богу и к людям принесшего спасительную весть в дикие языческие края.
При этом сам святитель несчитал плоды своих трудов собственной заслугой, и во всем полагал свою надеждутолько на Бога.
Распространяяевангельскую весть, апостол зырян никогда не прибегал к насилию, а действоваллишь словом, силой веры своей. И этим он стяжал себе любовь просвещённого имнарода зырянского, в памяти которого он остался не просто как первосвятитель, акак народный герой.
Почитание Церковьюсв. Стефана как местночтимого святого началось практически сразу же послеего кончины. Позже, в 1472 году Пахомий Серб составил службу свт. Стефану.А в 1547 году состоялось причисление свт. Стефана к лику общероссийскийсвятых[33].
Особенностиобраза св. Стефана в коми фольклоре.
И вот настало времясказать несколько слов об образе Стефана уже не в соборной памяти Церкви, а внародном творчестве коми народа. Уже само по себе то, что христианскийсвятитель становится героем фольклора, есть случай уникальный. Можно вспомнить,пожалуй, только свт. Николая Чудотворца, одного из самых почитаемых во всёмхристианском мире святых, которого европейское мифотворческое сознаниепревратило в Санта Клауса, аналога русского Деда Мороза.
Однако это аналогия лишьчастичная: о Санта Клаусе вспоминают лишь раз в году. Стефан же стал одним изосновных персонажей коми фольклора: «Дошедшие до наших дней повествования оСтефане Пермском не имеют чётких жанровых границ. Их можно отнести как кисторическим преданиям, топонимическим легендам, легендам об основаниимонастырей и церквей, так и к рассказам о колдунах… Народные представления оСтефане зачастую облечены в мифопоэтическую форму и лишены реальной основы обусловиях и обстоятельствах жизни этого исторического персонажа. В отношенииего, равно как и других исторических лиц – героев народных преданий, действуютизвестные законы, по которым развивается и бытует народная проза»[34].
Поэтому фольклорный образСтефана отличается от образа, созданного агиографом: «…Епифаний, как никтодругой понимает, что христианство – это религия Св. Писания, поэтому емуважно показать, что именно просветительская деятельность Стефана убеждает язычниковпринять крещение. Переводя книги на пермский язык и обучив пермян грамоте, онсделал доступным для них Слово Божие, и, просвещённые Словом, они принимаютверу»[35].
В то же время в народныхпреданиях акцент делается именно на чудесах. Так, в «повести о СтефанеПермском», составленной в 19 веке на основе устных преданий, рассказывается,что однажды на Стефана со стороны Княжпогоста напали язычники во главе с Памом‑Сотником.Они три раза пытаются убить Стефана и сжечь его келью, но слепнут и молятСтефана вернуть им зрение. Взамен они расчищают в лесу место под строительствоцеркви, и три дня Стефан кормит их, деля на всех всего одну рыбину и одинкаравай хлеба[36].
В народных сказанияхпротивниками Стефана являются туны – могущественные колдуны, которым подвластныи стихия воды, которая, по представлениям зырян есть обиталище злых духов, исвязана с загробным миром, и стихии леса. Туны в этих сказаниях предстают ввиде полудемонических существ. Так, тун с. Туглим имеет заячью губу и медвежьилапы, и умеет превращаться в щуку, у туна с. Корткерос по имени Айки – железноетело.
Все туны – бессмертны, ноих всё же можно убить особым образом: повернувшись спиной, нагнуться, и пуститьстрелу или копьё между ног.
И Стефан, вступающий впротивоборство с тунами, сам предстаёт в образе такого же, но болеемогущественного колдуна, и поэтому схватка Стефана с колдунами – это состязаниев магии.
Так, в состязании с туномсела Тыдор Паляйкой св. Стефан шёл по воде, а колдун плыл под водой. Видя силусвоего противника, Стефан произносит заклятие (не молитву!), и тун начинаетзадыхаться, и выныривает. И в этот момент Стефан бьет его по голове крестом иубивает его.
Крест как орудие борьбыиспользуется и в борьбе Стефана с колдуном Кырт Айкой и печорским туном Кыской,перегородившими реки железными цепями, чтобы никто не мог проплыть по реке, незаплатив им дань. В обоих случаях Стефан бьет по цепям крестом, и они лопаются.
Также крествоспринимается как магический предмет, имеющий огромную силу: в сказке«Прокудливая берёза» один из зырянских воинов рассказывает соплеменникам: «Идётк нам Стефан‑роч[37] со спутниками. Но брони,ни мечей у них нет. Но самое страшное у них знаете что? Амулет: две пластинки –одна длинная, другая короткая, одна на другую положенные, накрепко спаянные.Амулет им и и меч, и бронь».
«Знаю я этот амулет, –говорит другой герой сказки, побывавший на Руси, – Крест его называют.Непреоборима его сила. Не берёт его меч, и стрела не разит, и чары колдовскиеон рассеивает как дым»[38].
Но, тем не менее, внародных преданиях в образе Стефана угадывается иное отношение по сравнению страдиционным образом  колдуна: «В образе Стефана уловимы черты, присущие новомукультурному герою: он появляется извне, приносит с собою новую веру (как новоеблаго), вступает в борьбу с местными, сокрушая их старую веру и мораль.Испытания нового героя происходят в результате преодоления им мифическизначимых для традиционного сознания препятствий»[39].
Такими мифологическизначимыми препятствиями являются щука, в которую превращается колдун Ошлапей, икоторая имеет у народов Севера сакральный смысл.
К Стефану враждебны илесные силы, олицетворяющие нижний мир. Тот же Ошлапей умеет превращаться и вмедведя. Стефан и его побеждает: выпустив в него стрелы особым образом: через«промежность ног» (см. выше), что означало возможность попасть в иной,оборотный мир, где живут предки и духи нижнего мира. Стрелы поражают оборотня‑медведя(с которым связаны представления о тотеме рода) и возвращают колдуна в мирживых[40].
В этом ключе становитсяпонятным то, почему церковное предание об уничтожении св. Стефаном«прокудливой» берёзы нашло своё отражение и в фольклоре коми народа.
С одной стороны, этособытие есть реальный факт – данный экземпляр растения действительносуществовал: пень срубленной берёзы св. Стефан использовал как престол дляим же основанной Архангельской церкви (при её перестройке этот пень былразрублен на кусочки и растащен местным населением)[41].
Но с другой стороны,следует помнить, что дерево в языческой мифологии многих народов имело исакральное значение. Так, например, у древних скандинавов была легенда оМировом Древе – ясене Игграсиле: «Игграсиль, мировое дерево, дерево судьбы,растёт в центре Мидгарда. Ветви его поднимаются выше Асгарда. Вся вселеннаязависит от мирового дерева. Дерево имеет три корня. Один опускается в подземныймир Хель,  другой в мир гигантов мороза, и последний — в мир людей…»[42].
В коми сказке жерассказывается, что Стефан практически без отдыха рубил эту берёзу, и онастонала человеческими голосами, мужскими и женскими, просившими не рубить её, ииз неё текла кровь. А когда Стефану удалось её срубить, то из её ствола полезлавсякая нечисть[43].
Так что в легенде обуничтожении священной берёзы в сказочных образах показана ломка Стефаномязыческой модели мира, которую он произвёл проповедью новой веры.
Также и война с колдунамиесть аллегорическое отражение борьбы двух вер: языческой, выражением которойбыли колдуны, и христианской, которую принёс св. Стефан.
Поэтому народные преданияможно рассматривать как оценку коми народом миссии свт. Стефана, и оценкаэта, хоть и весьма необычна по форме, но, несомненно, высока.Стефанкак просветитель зырян. Стефанова азбука.
Просветительская жедеятельность свт. Стефана имеет в себе две составляющие, неразрывносвязанные между собой. Во-первых, известно, что св. Стефан создалзырянскую письменность, позже вышедшую из употребления. Во‑вторых,перевёл на коми язык несколько книг, в том числе Псалтирь, и перевёл церковныеслужбы на коми язык (в том числе Божественную Литургию). Последнее вызвалонеобходимость создания новых слов для обозначения понятий, которых до того узырян не было.
Св. Епифаний пишет о этомтак: «… не только просветил их крещением святым, но и грамотой их снабдил, иразум книжный даровал, и письму их обучил. Ибо сам он грамоту новую составил,неизвестную ранее азбуку пермскую сочинил и теми письменными словами написал ипередал им новые книги, кои пермяне дотоле никогда не имели. До крещения упермян не было грамоты, не понимали они написанного и вовсе не знали, что такоекниги. Были у них лишь сказители, кои рассказывали о жизни, и о мироздании, иоб Адаме, и о разделении языков и прочее баяли и лгали, а не сообщали истины, итак век свой и все годы свои напрасно они растрачивали»[44].
Более лаконично и ёмкораскрыть суть просветительского подвига свт. Стефана, чем это сделалсв.Епифаний, пожалуй, невозможно.
Однако вопросы всё‑такиостаются:
Почему св. Стефан неиспользовал готовый алфавит (например, не адаптировал русский), а изобрёл новуюписьменность?
Действительно лизырянская письменность настолько уникальна, или в её основу положена какая‑тодругая?
И, наконец, почему онаисчезла и какова же в этом случае её роль в просвещении коми народа?
В этих трёх вопросахможно разобраться, если начать со второго.
Образец зырянскогоалфавита приведён в приложении к данной работе. Данный алфавит содержит 24буквы, однако, св. Епифаний упоминает, что их было 26. Две буквы утраченыбезвозвратно вместе с текстами, где они были. Ведь на сегодняшний день до насдошли лишь скудные остатки этого письма – всего лишь 236 слов связного текста[45].
По поводу генеалогиизырянского письма существовало немало гипотез. Однако наиболее убедительнаверсия В.В. Понарядова, сыктывкарского лингвиста, автора ряда работ посравнительной типологии и истории древнепермской письменности.
Проведённые имисследования показывают, что похожими на греческие или грузинские могут бытьпризнаны не более 3-5 букв, а на скандинавскую рунику не похожа ни одна.
При этом исследователь отмечает,что необходимо учитывать одновременно два критерия: буквы должны иметь нетолько графическое соответствие, но и обозначать звуки, сходные по звучанию.
И в результатепроделанной работы В. Понарядов пришёл к выводу, что древнепермскаяписьменность наиболее тесные связи имеет с древнетюркской руникой: аж 16 из 24пермский букв имеют сходство с древнетюркскими знаками для передачи сходныхзвуков[46]. Он же утверждает, что в13-14 веках именно тюркская руника имела на зырянской земле ограниченноехождение, а некоторые из этих знаков использовались зырянами в качестве «пасов»– знаков рода, которыми зыряне отмечали принадлежность земли к тому или иномуклану.
С этой точкой зренияполностью согласен П. Ф. Лимеров, исследователь коми фольклора и мифологии,который считает, что именно связь стефановского письма с тюркской руникойобъясняет, «… почему в очень сжатые сроки, с 1379 по 1382 год была просвещеназначительная часть Вычегодской Перми, причем были построены школы,переписывались книги, рукополагались священники из местного населения,открывались храмы, так что уже спустя всего три года после начала катехизацииязычников встал вопрос об открытии для них епархиального правления»[47].
И поэтому тот факт, чтосв. Стефан не стал изобретать что-то ранее невиданное, а взял за основууже существовавшую письменность, нисколько не принижает величие егомиссионерского подвига.
Теперь остается вопрос отом, почему погибла стефановская письменность. Сам собою напрашивается ответ:она погибла в результате исчезновения текстов, которые были написаны ею.
Правда, справедливостиради надо отметить, что существует и иная точка зрения: «…причиной забвениястефановского алфавита могла быть и внутренняя языковая ситуация на территорииПерми (вспомним перечисление народов в Житии). Созданная на основе одного издиалектов пермского языка финноугорских народов, расселённых в бассейнеВычегды, письменность не отражала всего многообразия этнолингвистическихособенностей новопросвещенных пермян, и очевидно, не имела желаемого быстрогораспространения»[48].
Эту точку зрения легкооспорить. Дело в том, что разговорные языки многих народов мира имели (иимеют), множество диалектов, но при этом литературный язык, как правило, един,и возникает он на базе одного из этих диалектов. Так, например, итальянскийязык в раннее средневековье имел несколько весьма непохожих друг на другадиалектов, но к концу 13 века центр экономической и культурной жизни Италиипереместился в Тоскану, и тосканский (флорентийский) диалект выдвинулся напервое место, и, потеснив остальные, дал начало литературному итальянскомуязыку[49].
И если лингвистическаяпестрота не мешала творчеству Данте и Петрарки, то как аналогичная ситуациямогла быть препятствием для миссии св. Стефана? И не погиб же, в концеконцов, латинский алфавит вместе с Римской империей!
Так что причинаисчезновения зырянского письма всё-таки связана с исчезновением текстов.
И здесь надо сказать офилологическом (или лингвистическом – как правильно?) творчестве свт. Стефана.Для проповеди на зырянском языке ему пришлось создавать новые слова длявыражения тех понятий, без которых проповедь христианства была бы невозможна. Иэтот аспект деятельности св. Стефана не всеми оценивается удовлетворительно:так, митрополит Евгений (Болховитинов), живший в 19 веке, считал, чтопроизошедшая в последующие столетия после Стефана замена богослужебного языка сзырянского на славянский, и как следствие этого – забвение письменности,произошла из-за того, что «Темнота пермских книг при самом начале переводовдолженствовала быть и для современников потому, что высокое церковных книгкрасноречие и обилие не могло находить соответственных себе выражений нанеобразованном, бедном и диком зырянском языке, оттого св. Стефан дляпереводов своих сам выдумывал многие неупотребительные у зырян слова, производяих из зырянских корней, а некоторые принужден был вводить и русские…»[50].
Ну что тут можновозразить? Известно, что право прецедентов – самое сильное, даже если прецедентимеет место быть позднее. То есть нужно найти хотя бы одну личность в истории,которая решала бы сходную задачу, и посмотреть, как оценивает история результатыэтого решения.
И такая прецедентнаяличность есть. Это – Элиэзер Перельман, известный под именем Бен-Иегуда, жившийна рубеже 19 и 20 вв. Будучи умеренным сионистом, он мечтал не только о том,чтобы его народ вернулся в Землю Обетованную, но и, живя в этой земле, говорилна своём, еврейском, языке. Но вот беда: тогда самым еврейским языком был (да исейчас является) английский, ибо на нём говорит половина евреев мира.Собственно же еврейский язык (иврит) уже около двух тысяч лет был мёртвымязыком, на котором были написаны священные книги, но на нём уже давно никто неговорил. Поэтому Бен-Иегуда стал образовывать новые слова из уже известных посвященным книгам. И его подход оказался столь живуч, что в современном ивритеесть «свои» слова даже для таких понятий, как мотоцикл («офноа») и компьютер(«махшев»)[51].
И св. Стефан за 500лет до Бен-Иегуды действовал аналогичным образом, используя для обозначенияновых понятий слова, образованные из уже известных и понимаемых всеми:«…терминотворчество на материале коми языка имеет давние традиции, восходящиеко временам Стефана Пермского, при котором коми язык стал языком религиознойлитературы и богослужения. Стефаном были изобретены такие термины, как«быдкутысь» – Вседержитель, «вежасны» – освятиться, «видзан» – «спасение» идр.»[52].
Поэтому наиболее вероятнойпричиной гибели книг на зырянском языке, а с ними – и зырянской письменности,стали следующие события:
Царь Иван III, который, сцелью ослабления Новгорода, в 1492 году принял решение передать Вологду и еёокрестности в состав Пермской епархии.
Тем самым царь Иван IIIоказал епархии, что называется, «медвежью услугу»: Пермская земля находитсяслишком далеко от центральной России и в те времена была мало заселена, иепископы всё чаще «наезжали» в Вологду, со временем сделав её своим постояннымместом жительства[53].
Позже, уже при епископеМакарии, в 1571 году, кафедра уже официально была перенесена в Вологду иполучила название Вологодско-Великопермская.
А в 16 веке, царь ИванГрозный, любивший Вологду и всячески способствовавший её возвышению, укреплялзависимость Перми от неё. Для упрочения такой зависимости решено было перевестивсё богослужение коми церквей на славянский язык. Возникло гонение на зырянскуюписьменность, в результате чего были сожжены практически все книги, в том числебогослужебные, написанные на зырянском языке, а те, кто пытался спасти книги отуничтожения, подвергались репрессиям со стороны властей[54].
То есть царь Иван Грозныйтак и не понял того, что этническая самобытность никак не препятствует единствугосударства…
Вхождениепермских земель в состав Русского государства
А вопрос о том, каким жеобразом на эту самую этническую самобытность коми народа повлияла миссия св.Стефана, и по сей день остается спорным.
В среде отдельныхпредставителей современной коми интеллигенции распространена точка зрения, чтомиссионерская деятельность свт. Стефана привела к чуть ли не порабощениюкоми народа со стороны русских. Так, например, один из таких представителейпишет: «Не будет большого преувеличения и натяжки, если скажем, что первыйнаместник московских князей в Коми крае, Стефан Храп, прозванный Пермским, иканонизированный православной церковью как святой, своейагрессивно-насильственной миссионерской деятельностью причинил чудовищный инепоправимый урон самобытной, подлинно национальной языческой культуре коминарода и благополучию Коми края вообще…»[55].
Однако, по мнениюП.Ф.Лимерова, именно благодаря миссионерству св. Стефана коми народ и сохранилсвою самобытность. Дело в том, что даже если и не было бы Стефана, то зыряневсё равно были бы крещены, так как к тому времени их земли оказались в зонеактивного русского влияния. Кроме того, западная часть её (по рекам Юг, Сухонеи Двине) уже была колонизирована русскими поселенцами, и этот колонизационныйпоток неизбежно двигался бы вверх по Вычегде тем путём, которым шёл св. Стефан,так что Пермь была бы крещена всё равно…
«Другой вопрос, какимобразом произошло бы крещение? Как показывает опыт, принятие христианстваинородцами в пределах Руси, как правило, приводило к их ассимиляции… Скореевсего, крещение и ассимиляция пермян прошли бы также незаметно, как этослучилось с мерей, муромью, весью – финно-угорскими народами, территориальноболее южными, чем Пермь»[56].
Но история, благодаря св.Стефану пошла другим путём: «…создание Пермской епархии в 14 веке остановилоколонизационный поток, двигавшийся в северо-восточном направлении «полуночныхстран»… Для русского средневекового менталитета Пермь оказалась включённой всостав «освоенных» территорий, земель, населённых такими же православнымихристианами. Вследствие этого, крестьянская колонизация как бы обтекла пермскиеземли, только захватив с запада ещё «неосвоенные» территории бассейна СевернойДвины, Мезени и Пинеги»[57].
Но миссия св. Стефанабыла важна и для самой России – Пермская епархия стала форпостомраспространения христианства в Сибири: четвертый епископ Пермский, свт. Ионапроповедовал веру Христову и у других народов, родственных зырянам, в числекоторых были остяки (ханты) и вогулы (манси), часть из которых жила на Урале,на территории нынешних Троицко-Печорского района Республики Коми и северо-западнойчасти Свердловской области[58].
Поэтому неизвестно,какими бы окольными путями пошла бы история России и Русской Церкви, если бы вгородке Устюг не появился бы на свет человек, расслышавший в своем сердцепризыв Спасителя: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сынаи Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во вседни до скончания века. Аминь» (Мф,28:19‑20).
Приложение:Зырянская азбука в её ныне известном варианте
Отсканировано по изданию:
св. Епифаний Премудрый.Житие Стефана Пермского. Сы-р, 1993, стр 15
/>

Списоклитературы:
1.        св. ЕпифанийПремудрый. Житие Стефана Пермского. Сы-р, 1993
2.        Святитель СтефанПермский. К 600-летию со дня преставления. Под ред. Г. М. Прохорова. СПб, 1995.
3.        Рогачёв М.Б.Летопись Коми края. М., 1998.
4.        Арсеньев. Ф.А.Ульяновский монастырь у зырян. М., 1889г.
5.        Сказание о святомСтефане. Сы-р, 1992 г.
6.        Родники пармы'93. Сы-р, 1993г.
7.        СвятителиПермские. Жизнеописания, акафисты и чудеса. Сы-р, 2000 г.
8.        Сказание о святомСтефане. Свод разнообразных преданий, историй и сведений о жизни и трудах свт.Стефана… Сы-р, 1992г.
9.        ПравославнаяГазета, г. Екатеринбург, № 8 (31), 19 (32) 1995г. Арт, 1997 г.
10.      Христианство иязычество народа коми. Сост. Н. Д. Конаков. Сы-р, 2001 г
11.      ХристианизацияКоми края и её роль в развитии государственности и культуры. Т.2 Сы-р, 1996г.
12.      Арт, №2, 2003


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.