После водворения на престол энергичной фигуры Петра в России
начинаетсяэнергичная ломка старого строя и обновление его по за-
паднымобразцам. Петр не был религиозным человеком в том смысле,
вкаком был им его отец. Вопросы религии и веры не были для Пет-
ратой «страшной святостью», о которой не дерзал свободно помыс-
литьцарь Алексей.
Еще в молодости Петр высказывал главе русского духовенства
своипожелания о поднятии уровня грамотности и просвещения среди
духовенства,об организации школ. Но патриарх чуждался новшеств и
ничего не предпринимал в указанном царем направлении. Очень
сильныетрения возникли по поводу брадобрития, но Петр твердо
стоялна своем и вел себя по отношению к главе духовенства так,
чтотот счел за лучшее удалиться.
С каждым годом недовольство Петра духовенством все усилива-
лось,так что даже привык большую часть своих неудач и затрудне-
нийво внутренних делах приписывать тайному, но упорному противо-
действиюдуховенства.
В 1700 году после смерти патриарха Адриана блюстителем и упра-
вителемпатриаршего престола был назначен митрополит рязанский и
муромскийЯвроский, сочувствовавший реформам. Ему были поручены
толькодела веры, а все остальные дела, находившиеся в ведении
патриархабыли распределены по приказам. В 1701 году был восста-
новленмонастырский приказ, в ведении которого отошли патриарший
двор,архиерейские дома, монастырские земли и хозяйства.
Вскоре последовал ряд указов, решительно сокращавших самостоя-
тельностьдуховенства. Особой чистке подверглись монастыри. Им
запрещалосьвладеть вотчинами и угодьями. Жить они должны были за
счетсвоего труда. Также был издан указ, запрещающий просить и
подаватьмилостыню, но он встретил очень сильный протест и непос-
лушание.Особым указом 1718 года предписывалось православным обы-
вателямнеприменно посещать церкви и в храмах стоять с благочес-
тиеми в безмолвии, слушая святую службу, иначе грозил штраф,
взимаемыйтут же.
25 января 1721 года Петр подписал манифест об установлении
святейшегосинода и 14 февраля произошло торжественное открытие
новогоуправления церковью. Состав святейшего синода определялся
порегламенту в 12 «правительствующих особ», из которых 3 непри-
меннодолжны были носить сан архиерея. Президентом синода был
назначенмитрополит Стефан. Синодским указом 1722 года были уста-
новленыопределенные штаты духовенства, как бы замкнув этим ду-
ховноесословие в нем самом.
В конце января 1724 года Петр опубликовал знаменитый указ о
званиимонашеском, об определении в монастыри отставных солдат и
обучреждении семинарий и госпиталей. Но через год Петра не ста-
лои этот указ его не успел войти в жизнь со всей полнотой, как
хотелтого преобразователь.
При Петре духовенство стало превращаться в такое же сословие,
имеющеесвои права и обязанности, как шляхетство и горожане. В
результатедуховных реформ Петра святейшему синоду теперь стало не
начто опереться — духовенство разгромлено и поставлено в поло-
жениеслуг правительства, связанных исходящими от него распоряже-
ниями.