Реферат по предмету "Культура и искусство"


Арабо-мусульманская культура

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯКУЛЬТУРА
 
Выполнила:
Проверил: />  

УФА-2009

СодержаниеВведение
1. Возникновение ислама
2. Коран. Основные направления в исламе
3. Ислам как фундамент арабо-мусульманской культуры.Мусульманское вероучение
4. Философия арабо-мусульманского Востока
5. Халифат. Распад халифата
6. Исламская словесность. Художественная культура Востока
7. Новоевозрождение культуры арабо-мусульманского Востока
Заключение
Использованная литература

Введение
Арабо-мусульманскаякультура как единство многообразия обладает своими потенциями и изъянами,составляет культурное своеобразие, занимая соответствующее место в общемировойцивилизации. Арабо-мусульманская культура – культура, определившаяся всвоих характерных чертах в VII – XIII вв. и получившая свое первоначальноеразвитие на Ближнем Востоке на обширной, населенной разными народами Арабскогохалифата и объединенная теократической государственностью, мусульманскойрелигией и арабским языком, основным языком науки, философии и литературы. Самтермин «арабская культура» имеет собирательный, а не буквальный характер, т.куже при династии Аббасидов (750 – 1055) в ее создании участвовали не толькоарабы, но другие подданные Халифата: иранцы, греки, тюрки, евреи, испанцы и т.д.,и тогда происходило глубокое взаимодействие собственно арабской культуры икультурных доисламских традиций других народов. В частности, это проявилось втом, что в среде «восточных иранцев» (таджиков) и «западных иранцев» (персов) вблагоприятных условиях становления независимого от Арабского халифатавосточно-иранского государства Саманидов (887 – 999) со столицей в Бухаресформировалась персидско-таджикская литература на языке фарси, в рамках которойк XII в. будет создана классическаятрадиция восточной поэзии и прозы.
Изучениеарабо-мусульманской культуры как целостного социокультурного феномена со всейсвоей структурой, ядром и периферией — всегда актуальная исследовательскаязадача, вызывающая пристальный интерес как отечественных, так и западныхисториков, политологов, социологов, культурологов, философов.

1. Возникновениеислама
До того как в Аравиипоявились первые мусульмане, там уже были приверженцы монотеистических религий.Наиболее ранней из них был иудаизм, который исповедовали еврейские эмигранты изРимской империи, населявшие города Йемена, оазисы Хиджаса. В Йемене в начале VIв. он даже был объявлен государственной религией, но, как и христианство,распространившееся в Аравии несколько позже, иудаизм не был принят арабами в качествегосподствующей религий. И все же в Аравии были стихийные монотеисты, схожие сдревними пророками Палестины, ханифы. Они не принимали полностью ни иудаизма,ни христианства, хотя и испытали на себе их влияние. В их проповедях звучалипризывы к аскетизму, к отказу от идолопоклонства, к признанию единого Бога, скоторым иногда отождествлялся доисламский Аллах, пророчества о конце света и страшномсуде. Ханифы были близки к идеям мусульманства, но они неясно сознавали, вкакой мере их идеи согласуются с древними обычаями. Вопрос о новизне религииимеет принципиальное значение только для исповедующих ее, а дляученого-исследователя данный вопрос может быть решен лишь в связи с тем влиянием,которое она оказывает на народы.
 
2. Коран. Основныенаправления в исламе
Отличительнойособенностью богатой арабо-мусульманской культуры было то, что ее органическойосновой стали Коран и философия, получившая здесь всестороннее развитие раньше,чем в Западной Европе. Ислам превратился в одну из мировых религий, способствуясозданию общности народов и культуры на обширной территории Халифата. Возникновениеи распространение ислама сопровождалось появлением Корана, священной книгипроповедей пророка Мухаммеда (ок. 570 – 632), и изучение текста Корана сталоосновой образованности, религиозно-этического воспитания, обрядовой иповседневной жизни каждого мусульманина.
Главной особенностьюисламского мировоззрения явилась идея о неразделимости религиозного и светского,священного и земного начал, и ислам не стремился, в отличие от христианства,выработать такие особые институты, как церковь или Вселенские соборы,призванные официально утверждать догматы и руководить жизнью людей наряду сгосударством. Коран имел всеобъемлющее общекультурное значение: онспособствовал формированию и распространению арабского языка, письменности,различных жанров литературы и богословия, оказывал влияние на развитиефилософии, эпизоды из Корана стали основой для сюжетов и образов персоязычной итюркоязычной литературы классической эпохи. Коран явился факторомзападно-восточного культурного взаимодействия, примерами чего может служить«Западно-восточный диван» (1819) немецкого писателя эпохи Просвещения И.В Гете,а также «Подражание Корану» (1824) А.С. Пушкина, перу русского религиозногофилософа XIXв Вл. Соловьева принадлежит очерк«Магомет, его жизнь и религиозное учение» (1896).
Исламская религиозностьсодержала в себе отдельные положения, которые могли иметь различное философскоезначение и толкование. Таким образом, в исламе появились отдельные направления:во 2-й пол. VII в. – шиизм, во 2-й пол. VIII в. – исмаилизм, в X в. – суннизм. Особое место среди нихзанял возникший в конце VIIIв. суфизм, породивший обширную философскую и художественную литературу иоказавший существенное влияние на всю духовную культуру мусульманского Востокавплоть до современности. Суфизм (или исламский мистицизм), определяемыйв самых общих чертах как мистико-аскетическое течение в исламе, представляетсясубкультурным компонентом арабо-мусульманской культуры. Суфийский компонентотражает значительную часть морально-эстетической системы мусульманскойцивилизации. Общественные, моральные идеалы суфизма напрямую связаны ссоциальной справедливостью, всеобщим равенством и братством людей, неприятиемзла, совестливостью, утверждением добра, любви и т.д.
Для многих мусульманскихнародов суфизм – неотъемлемая часть их духовных культур, отражающая внутреннееэзотерическое состояние верующего. Суфизм причастен к освоению культурныхценностей доисламских цивилизаций, в значительной мере воспринятых исламом.Философские, этические и эстетические проблемы, заимствованные мусульманскимимыслители из античной культуры, перерабатывались через призму интеллектуальныхпоисков суфизма, что формировало общемусульманскую мыслительную культуру. Наэтом основании Г.Э. фон Грюнебаум утверждает, что мусульманская цивилизация вкультурном и социальном отношении является одной из ветвей «развития античногои эллинистического наследия», а главной ветвью этого развития он считаетВизантию. Таким образом, суфизм является составной частью арабо-мусульманскойкультуры.
Мусульмане, по меньшеймере, являются обитателями двух культурных сфер. Первая из них позволяет имосознать свою принадлежность к нации или местной этнической группе, а втораяслужит источником религиозно-духовной идентичности. Этнокультурный контекст иислам тесно взаимосвязаны и прошли в своем развитии длительный этапсосуществования и аккультурации.
 
3. Ислам как фундаментарабо-мусульманской культуры
Ислам как тотальнаясистема регуляции составляет фундамент арабо-мусульманской культуры.Основополагающие принципы этой религии формируют новый культурно-историческийтип, придающий ему общечеловеческий характер. Приобретя широкий размах, этоттип культуры охватывает многие народы мира с их многообразными этнокультурнымисистемами, определяя их поведение и образ жизни. Опираясь на исламскиедоктринальные положения и социально-философские концепции, местные ирегиональные этнокультуры вбирали в себя черты универсализма, приобреталицелостное видение мира.
В самом исламе сегоднясуществуют две парадигмы, связанные с реформаторством и определяющие егоразвитие. Первая парадигма ориентирует ислам на возвращение к своим истокам,первоначальному духовно-культурному состоянию. Это реформаторское направлениеназывается салафизмом и его сторонники — противники западных веяний наобщественное и духовное состояние мусульманского социума. Вторая реформаторскаяпарадигма сопряжена с модернизаторскими тенденциями в исламе. В отличие отсалафитов, исламские модернизаторы как сторонники возрождения ислама,социокультурного его расцвета признают необходимость активных контактов сзападной цивилизацией, обосновывая важность заимствования научно-техническихдостижений и образования современного мусульманского общества, построенного нарациональных основаниях.
Ислам, возникший вдоисламской аравийской культуре, взаимодействуя с инокультурными традициями,расширял границы своего культурного поля. На конкретном примере распространенияарабо-мусульманской культуры на Северном Кавказе выявляются особенностипреломления универсальных ценностей ислама. В качестве ядра региональнойарабо-мусульманской культуры на Северном Кавказе оформилась сакрализованнаячасть этнической культуры, более укорененная, чем базовые принципы ислама. Наэту особенность взаимоотношения между ядром и периферией в арабо-мусульманскойкультуре обращается внимание в исследованиях Ф. Ю. Албаковой, Г. Г. Гамзатова,Р. А. Хунаху, В. В. Черноуса, А. Ю. Шадже и др.
Особую ценность варабо-мусульманской культуре имеют такие труды, как «Райхан хакаик ва бустанад-дакаик» («Базилик истин и сад тонкостей»), «Адабуль-Марзия», «Асар»,«Тарджамат макалати… Кунта-шейх» («Речи и высказывания шейха Кунта-Хаджи») и«Халасатул адаб» («Суфийская этика»), «Сокровищница благодатных знаний»,принадлежавших суфийским мыслителям Северного Кавказа: Фараджу ад-Дарбанди,Джамал-Эддину Казикумухскому, Мухаммаду Ярагскому, Кунта-Хаджи Кишиеву, ХасануКахибскому, Сайду Черкейскому. Эти местные культурные памятники, будучи религиозно-философскимипроизведениями, раскрывают мистические и духовно-нравственные аспекты суфийскойкультуры, распространившейся в регионе Северного Кавказа.
 
4. Философияарабо-мусульманского Востока
Важнейшим явлением ифактором духовной жизни, высшим ее выражением в арабо-мусульманской культуре сталафилософия, которая развивалась в обстановке глубокого уважения к книжноймудрости и знаниям. Философия арабо-мусульманского Востока зарождалась наоснове интенсивной переводческой деятельности, одним из знаменитых центровкоторой стал Багдад, где во времена халифа аль-Мамуна (818-833) был создан «Доммудрости», богатейшая библиотека, содержавшая тысячи рукописных книг нагреческом, арабском, персидском, сирийском и других языках. К концу IX в. в арабоязычном мире были известныбольшинство главных философских и научных произведений античности, и вчастности, Аристотеля и Платона. Это привело к тому, что именно через арабскийВосток происходило проникновение античного наследия в Западную Европу, что,начиная с XII в., приобрело систематическийхарактер. Ведущими фигурами арабской философской школы стали Аль-Фараби(870-950), Омар Хайям (1048-1131), Ибн-Сина (980-1037), Ибн-Рушд (1126-1198).Арабо-мусульманская философская мысль основывалась на идее космизма, всеобщейзависимости всех земных дел и явлений от процессов, происходящих в небесныхсферах. Одной из доминирующих стала идея об исходе Множества из Единого,возвращения Множества в Единое и присутствие Единого в Множественном. Все этипринципы применялись также в жизни отдельного человека, изучению его души итела. Недаром термином «философия» объединялся практически весь комплекс знанийо человеке, общественных процессах и устройстве мироздания.
При рассмотрении вопросовкультивирования прекрасного нрава в арабо-мусульманской культуре большоевнимание уделялось определению порочных и прекрасных черт характера. Основаэтой традиции была заложена еще в Никомаховой этике Аристотеля. Аль-Газали, ИбнАди, аль-Амири, Ибн Хазм, Ибн Аби-р-Раби, аль-Мукаффа развили и по-своемупереработали античное наследие.
Добродетель, всоответствии с учением средневековых мыслителей, представлялась как похвальнаясередина между двумя порицаемыми пороками. Так, смелость, являющаясядостоинством, от избытка превращалась в безрассудство, а при недостаткестановилась трусостью. Философы приводят примеры таких добродетелей, зажатых сдвух сторон пороками: щедрость – в противоположность крайностям – жадности ирасточительности, скромность – заносчивости и самоуничижению, целомудрие – невоздержанностии бессилию, ум – глупости и изощренно-порочной хитрости и т.п. Каждый изфилософов выделял свой перечень основных добродетелей человека. Аль-Газали,например, считал главными мудрость, храбрость, воздержанность и справедливость.А Ибн аль-Мукаффа вкладывает в уста героя, достигшего состояния «спокойнойдуши», следующие слова: «Я обладаю пятью свойствами, которые пригодятся всюду,скрашивают одиночество на чужбине, делают невозможное доступным, помогаютприобрести друзей и богатство. Первое из этих свойств – миролюбие идоброжелательность, второе – вежливость и воспитанность, третье – прямота идоверчивость, четвертое – благородство нрава и пятое – честность во всехпоступках». Философы средневековья полагали, что нравы могут исправляться иулучшаться двумя основными способами: воспитанием и обучением. Первый –воспитание – означает наделение человека этическими добродетелями ипрактическими навыками, основанными на знании. Это достигается, в свою очередь,двояким образом. Во-первых, путем тренировки. Например, если человек частоиспытывает жадность, нежелание делиться своим добром, то для истребления этогопорока ему необходимо чаще давать милостыню и таким способом культивироватьщедрость. Аль-Газали советует человеку, а в особенности правителю, если онслишком гневлив, чаще прощать провинившегося. Подобной тренировкой должны былидостигаться свойства души, стремящейся к совершенству.
В арабской философиираспространялась вера в преобразующую силу просвещения, развивалось уважение копытному знанию и человеческому разуму. Все это нашло воплощение в большихдостижениях математики, медицины, астрономии, географии, эстетики, этики,литературы, музыки и свидетельствовало об энциклопедичности арабо-мусульманскойнаучно-философской мысли. В области математики важнейшими достижениями,повлиявшими на западную науку, стали разработки позиционной системы счисления(«арабские числа») и алгебры (Мохаммед аль-Хорезми, IXв.), формулировка основ тригонометрии. Наряду с этим вобласти физики большое значение имели труды по оптике, а в географии был введенметод определения долготы (аль-Бируни, 973-1048). Развитие астрономии былосвязано с работой обсерваторий, что, в частности, привело к реформе календаря(Омар Хайям). Большие успехи были достигнуты в медицине, которая была одним изосновных занятий философов: в практической медицине применялись различныеинструменты, лекарственные травы, развивался интерес к анатомии человека иживотных. Вершиной развития медицины стала деятельность Ибн-Сины, известного вЕвропе как Авиценна и получившего там звание «Князя лекарей». Дляинтеллектуальной культуры арабо-мусульманского Востока характерным былоувлечение шахматами, которые стали характерным знаком индийских культурныхвлияний.
 

5. Халифат. Распадхалифата
Следует отметить, чтовозникновение ислама в начале VII в. положило начало длительной и богатойсобытиями истории арабского халифата. Государственные образования,зарождавшиеся, распадавшиеся и переживавшие реставрацию, включили в свою орбитумногочисленные этносы, в том числе и имевшие богатую культурную традицию. Ввозникшей на основе ислама цивилизации сложилась и система моральныхустановлений. Среди неарабов наиболее значительный вклад в развитиемусульманской цивилизации принадлежит персам; память об этом сохранилась варабском языке, где одно слово (аджам) обозначает и персов и неарабов в целом.В процессе развития культуры, в том числе и этики, на территории арабскогохалифата заметную роль сыграли мыслители, не исповедовавшие ислам. Немалоезначение имело и античное наследие.
Как было указано, разнообразноеразвитие культуры Востока было связано с существованием империи – арабскогоХалифата (VII – XIIIвв.), главным городом которого стал Багдад, основанныйв VIIIв. И имевший официальное название«Город благоденствия». Политическая культура этого государства выражалась вглавенстве принципа государственности, основанной на власти халифа. Халифсчитался преемником пророка Мухаммеда и сочетал в себе эмира, обладателя высшейсветской власти, и имама, имеющего высший духовный авторитет. Халиф осуществлялправление на основании особого договора с общиной. Таким образом, основойполитической жизни стал принцип синкретизма, т.е слиянияобщественно-политической, светской и религиозной жизни с идеалом духовнойобщности людей. Средоточием арабо-мусульманской социальной и политическойкультуры стал город. Города были крепостями, центрами государственной власти,производства, торговли, науки, искусства, образования и воспитания, только вгородах строились соборные мечети, в них находились объекты ритуальногопоклонения, что послужило основой считать ислам «городской религией». Такимивыдающимися центрами культуры в разные периоды были Дамаск, Басра, Багдад,Мекка, Медина, Бухара, Каир, Гранада. В связи с этим в философской культуреарабо-мусульманского Востока сложился идеал города как единого социальногомира, основанного на сходстве и единстве человеческого тела и космосавселенской жизни. С этой точки зрения, город – это упорядоченное архитектурноепространство и строгая справедливая социальная структура, где обеспечиваетсясотрудничество людей во всех сферах деятельности и достигается духовнаягармония граждан на основе общего стремления к добродетели, овладению книжноймудростью, науками, искусствами и ремеслами, что и должно составлять истинноечеловеческое счастье. Разработка арабо-мусульманской философией этого комплексасоциально-гуманистических и этических проблем стало ее оригинальным вкладом вмировую духовную культуру.
Однако основы безмерногогосударства сотрясали следовавшие одно за другим восстания, в которыхучаствовали мусульмане различных толков — сунниты, шииты, хариджи-ты, а также инемусульманское население. Восстание в Харасане в 747 г., возглавляемое бывшим рабом Абу Муслимом, вылилось в гражданскую войну, охватившую Иран иИрак. Повстанцы разбили войска Омейядов, в результате к власти пришли Аббасиды— потомки Аббаса, дяди Мухаммеда. Утвердившись на престоле, они расправились свосставшими. Абу Муслим был казнен.
Аббасиды перенесли столицув Ирак, где в 762 г. был основан город Багдад. Багдадский период известен вистории сказочной роскошью халифов. «Золотым веком» арабской культуры называютвремя правления Харун ар-Рашида (763 или 766—809), современника Карла Великого.Двор знаменитого халифа был средоточием восточной роскоши (сказки «Тысяча иодна ночь»), поэзии и учености, неизмеримы были доходы его казны, а империяпростиралась от Гибралтарского пролива до Инда. Власть Харун ар-Рашида быланеограниченной, часто его сопровождал палач, который по одному кивку халифаисполнял свои обязанности. Но халифат был уже обречен. Такова общаязакономерность развития культуры, которая, подобно маятнику, движется от взлетак падению, а от падения к взлету. Вспомним Соломона, последнего царяобъединенного Израиля, который вел сказочный образ жизни, но тем самымподтолкнул государство к распаду. Преемник Харун ар-Рашида в свою гвардиюнабрал главным образом турок, которые постепенно низвели халифа до положениямарионетки. Схожая ситуация сложилась в далекой от Аравии средневековой Японии,где начиная с XII в. власть в стране перешла к бывшим дружинникам, из которыхобразовался слой Мелкопоместного дворянства — самураев. И на Руси у властиоказались варяги, призванные сла-вянами защищать свои города от набеговкочевников. К началу Х в. в руках Аббасидов оставались только арабский Ирак иЗападный Иран. В 945 г. и эти области захватила иранская династия Буидов, ахалифу была оставлена лишь духовная власть над всеми мусульманами. Последнийхалиф из династии Аббасидов был убит монголами во время взятия Багдада в 1258 г.
6. Исламская словесность.Художественная культура
В связи с ограничениями,которые накладывал ислам на изобразительные искусства, развитиеарабо-мусульманской и арабоязычной художественной культуры было связано сархитектурой, орнаментальной живописью, книжной иллюстрацией, каллиграфией,музыкой, но особенно высокого уровня достигла словесность. Однако поистиневершиной арабо-мусульманского словесного искусства стала поэзия, получившаяхарактер самобытности классической традиции в мировой литературе и духовнойкультуре. Основными жанрами арабской и персидско-таджикской поэзии были касыды– небольшие поэмы канонизированной формы и разнообразного содержания, рубаи –четверостишия, ставшие образцами философской лирики, связанной с суфизмом, адля лирической поэзии были характерны газели – небольшие стихотворения,состоящие из нескольких двустиший. В литературе арабо-мусульманского Востокаполучили распространение поэтические эпические поэмы и прозаический эпос,основанный на восточных, главным образом, индийских фольклорных традициях. Напочве городской культуры формируется жанр макамы – плутовской новеллы. Арабо-мусульманскаянаучная, философская проза и классическая поэзия внесли свой выдающийся вклад встановление западно-европейской духовной и художественной культуры Среднихвеков.
В исламе существуетзапрет на изображение людей и животных, чтобы у правоверных не возникалособлазна поклоняться делам рук человеческих — кумирам. Поэтому изобразительноеискусство в арабо-мусульманской художественной культуре не получило широкогоразвития. Проза чередуется со стихами.
Музыкальное искусство варабо-мусульманской культуре получило свое развитие главным образом в видепения. В поисках религиозно-культовой самобытности, подчеркивая свое отличие, вчастности, от христианства, ислам не допускал инструментальную музыку в сферукульта. Уже сам Пророк учредил — азен — призыв к молитве, исполненныйгармоничным человеческим голосом. Позже он завещал «украшать чтение Коранаблагозвучным голосом», что положило начало искусству таджвида – мелодическойрецитации Корана.
Мусульманская религиознаятрадиция развивала и другие виды духовной музыки. В период Рамадана (месяцапоста) ночами исполнялись специальные мелодии — фаззайзист, а по случаю днярождения Пророка (мавлед) — гимны и песнопения, повествующие о его рождении ижизни. Музыкой сопровождались торжества, посвященные знаменитым святым.
 
7. Новое возрождениекультуры арабо-мусульманского Востока
В дальнейшем историческиесудьбы народов и государств, населявших громадную территорию Ближнего иСреднего Востока, Средней Азии, оказались связаны с войнами, завоеваниями,распадом империй, бурными процессами ломки традиционного уклада жизни поднапором западной цивилизации, неуклонно осуществляющий колонизацию восточныхрегионов. С точки зрения развития культуры, эту эпоху принято называть«постклассической», в частности, временем «духовного бесплодия» (Х. Джебран). Вэтих условиях важным оказалось наличие самобытной основы – историко-культурнойобщности, единой арабо-мусульманской традиции. Начало процессов новоговозрождения культуры арабо-мусульманского Востока принято относить ко 2-й пол. XIX-XXвв. Этот период характеризовался все более последовательнымии углубляющимся взаимодействием между западной и восточной типами цивилизаций,что проявилось в общественной, экономической, политической и идеологическойобластях и способствовало поступательному развитию светской культуры. С конца XIX в. на фоне все возрастающегопротиводействия народов Востока колониальной политике западных держав наступаетпериод просветительства, связанный со стремлением приобщиться к высшим духовнымдостижениям западной цивилизации. Идеология просветительства считалась с идеяминеобходимости мусульманской реформации. Просветительские ирелигиозно-реформатские идеалы находили свое выражение в философских сочиненияхи литературе. Большой вклад в духовную культуру и литературу ираноязычныхнародов внес Мухаммад Икбал (1877-1938), выдающийся индийский поэт, мыслитель,религиозный реформатор. Имея в среде мусульманской интеллигенции громадныйавторитет духовного наставника и поэта, Икбал преобразовал традиционный суфизмв философию, утверждающую идеи совершенствования человека и миротворчества воимя всех людей. Свидетельством возрождения арабской культуры было творчество Х.Джебрана (1833-1931) – писателя, философа, художника, эмигрировавшего из Сириив США. Выдающийся представитель литературно-философского арабского романтизмаДжебран утверждал идеал человека, который сочетает в себе приобщение кдуховному наследию арабо-мусульманской традиции с постижением окружающего мираи самопознанием в духе суфизма. Опираясь на умозаключение «самопознание – матьвсякого познания», Джебран призывал к духовному диалогу с великимипредставителями западной и русской культуры (У. Шекспир, Вольтер, Сервантес, О.Бальзак, Л.Н.Толстой). в 1977 г. в Мекке состоялась 1-я Всемирная конференцияпо мусульманскому образовании., на которой указывалось на необходимость вусловиях XX в. дальнейшего развития исламскойкультуры, воспитания молодежи путем освоения духовных богатств и достижениямировой цивилизации. В 70-е годы XX в.укореняется идея о вызове Запада исламскому миру, которую, в частности,обосновал С.Х. Наср, автор книг по истории мусульманской философии, бывшийректор Тегеранского университета. Он утверждал, что на фоне господствующих наЗападе атеизма, нигилизма и психоанализа исламский мир должен обратиться кценностям суфизма и Корана, который должен стать источником рассмотренияактуальных социологических, исторических и гуманитарных проблем.
 

Заключение
Известно, что французскийписатель и мыслитель Р. Генон, родившийся в 1886 т., происходивший изкатолической семьи, в 1912 г. перешел в ислам, а в 1930 г. навсегда оставил Европу и уехал в Каир. Он хорошо знал и европейскую, и арабо-мусульманскуюкультуры, мог объективно судить об их взаимном влиянии. Р. Генон изложил своемнение о влиянии исламской цивилизации на европейскую в небольшой статье саналогичным названием, в которой указывает на бесспорные факты этого влияния вистории обеих культур.
Европейская философия икультура в целом испытывали сильное влияние творчества арабских мыслителей,художников, поэтов. Все это говорит о необходимости изучения богатого наследияарабо-мусульманской культуры, значение которой в сегодняшнем мире далековыходит за границы «исламского мира».

Использованнаялитература
 
1 Батунский М.А. Ислам как тотальнаясистема регуляции // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. — М.,1999. – 579с.
2 Грюнебаум Г.Э. фон. Основные чертыарабо-мусульманской культуры. — М., 1981.
3. Фехретдин Р. Ислам дине нинди дин/ Р. Фехретдин // Мирас. – 1994. – № 2. – Б.57-60.
4. Федоров А.А. Введение в теорию иисторию культуры: Словарь / А.А. Федоров. – Уфа: Гилем, 2003. – 320с.
5. Степанянц М.Т. Философиязарубежного Востока ХХ века // История Восточной философии. – М.: ИФРАН, 1999.
6. Степанянц М.Т. Философские аспектысуфизма. — М.: Наука, 1987. — 190 с.
7. Юзеев А.Н. Татарская философскаямысль конца XVIII – XIX веков. – Кн.2. – Казань: Иман, 1998. – 123 с.
8. Микульский Д.В. Арабо — мусульманская культура в сочинении ал — Мас‘уди «Золотые копи и россыписамоцветов» («Мурадж аз — захаб ва ма‘адин ал — джаухар»): X век. – Изд-во«Восточная литература», 2006. – 175 с.
9. Галаганова С.Г. Восток: традиции исовременность // Запад и Восток: традиции и современность. – М.: Знание, 1993.– С.47 — 53.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.