Министерствообразования и науки
РоссийскойФедерации
Федеральноеагентство по образованию
Санкт-ПетербургскийГосударственный
институт сервисаи экономики
Кафедра «Историии культуры»
Культурология
Реферат
на тему
Религиозныепредставления первобытных людей: фетишизм, анимизм
Выполнила: студентка
1 курса заочногоотделения
специальность 0608у
Татарчук Анна Сергеевна
Санкт-Петербург
2010 г.
Содержание
Ι. Введение
1. Понятие и хронология доисторической иисторической религии
2.Первобытные люди и понятие племеннойрелигии
3. Формирования первобытной религии:фетишизм, анимизм
ΙΙ. Заключение
ΙΙΙ. Список используемойлитературы
Ι. Введение
Многие поколенияисследователей и философов пытались понять,что же такое религия, предлагая разныеварианты ответа. Самый простой из них определяет религию как «веру всверхъестественные существа». Другое определение называет религией специфическоепреломление в сознании человека бытия, в основе которого лежит сокровеннаяБожественная Сущность. Одновременно предпринимались попытки дать болееосновательные определения в плане представлений верующих или же исполняемых имидействий.
Религия помогает достичьопределенного единства во взглядах на мир. Историки описывают религию с точкизрения событий, вытекающих из верований, указывая на связь политических,социальных и культурных процессов с возникновением религиозных представлений.
Само слово «религия»большинство исследователей связывают с латинским religio– «благочестие, набожность»; другие ученые производят его от латинского жеreligo – «связываю» или «объединяю». Феномен появления религии люди пыталисьобъяснить с древних времен. Уже в античную эпоху мыслители Древней Греции, апозднее Древнего Рима высказывали интересные – подчас, очень точные – сужденияо различных аспектах возникновения религиозных верований. Так, афинский философV в. до н. э. Критий считал, что боги выдуманы людьми, чтобы внушать страх ипринудить исполнять законы. Один из основоположников античного материализмаДемокрит (около 470 – 380 гг. до н. э.) высказал предположение о том, что воснове религии лежал страх первобытных людей перед неведомыми и грозными силамиприроды. Религия же – это такая сфера человеческой деятельности, где, говоря обогах, подразумевают социальную действительность.
Если говорить оструктуре религии, то она представляется достаточно сложным образованием,состоящим из многих элементов. Среди них, прежде всего, следует упомянутьрелигиозные представление. Это совокупность идей и образов порожденных верой всверхъестественное: понимание сверхъестественного и его взаимоотношений сматериальным миром, представления о возникновении мира и человека, о потустороннейжизни и т. д. Следующей структурной составляющей являются религиозныенастроения – совокупность чувств и эмоциональных состояний, возникающих всознании человека вследствие его веры в сверхъестественное. Это обычныечеловеческие эмоции, с той только разницей, что их источником выступают несобытия реальной жизни, а та высшая реальность, которой для человека являетсяидея Бога.
Важнейшим элементомрелигиозной структуры выступают религиозные действа. Ими называют совокупностьстрого регламентированных (ритуальных) действий и поступков, которыеосновываются на вере в сверхъестественное и направлены на достижение контакта сним с определенной целью. Эти действия еще носят название культа – процессапоклонения божеству, — или обрядов. Практически для всех известных религиозныхсистем характерны культовые действа. Общими для всех религий являются молитвы,принесения жертв, соблюдения поста и т. д. В то же время каждой религии присущисвои собственные обряды и культы. Наконец, еще одной необходимой составляющейрелигиозной структуры являются религиозные организации – организованныеобъединения приверженцев одной религии, возглавляемые специальными служителямикульта, в среде которых существует своя система подчинения, или иерархия. Какправило, для обозначения религиозной организации используется слово церковь,которое в данном значении следует отличать от названия культового сооружения(храма).
Одной из важнейшейфункций религии является мировоззренческая. Религия предлагает верующим общуюкартину мира и места человека в нем. Эта картина базируется на идее Бога и егопервичности относительно мира и человечества, способности непосредственновмешиваться во все происходящие события и процессы. Благодаря такой целостнойкартине религия способствует формированию основных направлений деятельностичеловека, его системы ценностей и ориентиров.
1.Понятиеи хронология доисторической и исторической религии
Некоторыеисследователи, изучающее религию, считают, что возникновение религиозногосознания стало возможно только с появлением человечества, отрицая наличие его уживотных. В тоже время другие ученые отмечают следы «религиозного поведения»уже в животном царстве. Несмотря на маловероятность последнего мнения,полностью исключать такую возможность, по-видимому, нельзя. И хотя в изученииповедения животных (этнология), как и в изучении раннего человека(палеоантропология), достигнуты заметные успехи, все же полностью прояснитьвопрос не удается. Можно лишь утверждать, что некоторые ранние культуры,вероятно, имели какие-то религиозные ориентации.
Напротяжении многотысячелетней человеческой истории религия преодолела большойпуть. Что представляла собой древнейшая религия человечества? Ответы на этотвопрос различны и зависят прежде всего от позиции, которую занимают авторы ввопросе о происхождении человека. Те из них, которые придерживаются точкизрения, изложенной в первых главах Библии, считают, что религия не являетсясозданием человека и не была результатом процесса эволюции. С момента своегосоздания мужчина и женщина знали единого Бога-творца, который их создал, и современ грехопадения они поклонялись этому Богу, принося ему жертвы. Согласнотакой точки зрения, почитание единого Бога (монотеизм) и принесение в жертвуживотных, как это показано в Библии, являются характерными особенностямирелигии в ее первоначальной форме.
Вподтверждение этой концепции часто приводятся примеры из древнейших памятниковлитературы Индии, Китая, Египта или Греции, которые свидетельствуют о том, чтоиздавна у людей существовал обычай принесения в жертву вместо себя животных.Это подтверждают и традиции многих народов. Вполне естественно, что следуетсамым серьезным образом относитьсяк свидетельствам о древнейшей религиичеловечества, содержащимся в таком ценном историческом источнике, каковымявляется Библия.
Темне менее существует и другая точка зрения, отрицающая все. О чем было сказановыше. Согласно ей, люди произошли от обезьяноподобного предка в результатедлительного процесса эволюции. Эту точку зрения разделяют многие ученые со временвозникновения теории Ч. Дарвина. Поскольку теория эволюции считаласьдоказанной, казалосьвесьма привлекательным вывести из нее эволюцию религии.
Сторонникитеории Дарвина считают, что понадобилось очень много времени, чтобы перейти отстадии нечленораздельного обезьяньего лепета и страха перед мракомнеизвестности к «аниматической» стадии, для которой была характерна вера всмутную, могучую и непостижимую силу. Далее аниматическая стадия сменяется«анимической», которая представляет собой религию племен, которая базируется начувстве страха перед духами. Затем наступает стадия политеизма (многобожия),которая нашла свое отражение в мифологии древних греков, в том числе и в поэмах«Илиада» и «Одиссея», приписываемых великому поэту Гомеру. Наконец, в Израилевозникла монотеистическая религия, основанная на почитании Яхве – одного изплеменных богов древних евреев.
Однаконе все исследователи соглашаются с точкой зрения, что религия эволюционировалаиз аниматической стадии. Некоторые антропологи считают, что монотеистическиесистемы сложились еще в глубокой древности, гораздо раньше, чем возниклианимистические представления.
Каки в других науках, в религиоведении существует несколько способовклассификации, в основу которых положены различные критерии. Например, с точкизрения хронологии различают доисторические и исторические религии. Посколькубольшинство религии известны нам благодаря письменным источникам,доисторическими считают религии того времени, когда не существовало никакихписьменных свидетельств. Доисторическая эпоха религии началась, по-видимому,около 2 миллионов лет назад и закончилась приблизительно за 3 тыс. лет до н.э., когда возникла письменность в цивилизациях Ближнего Востока, Китая иЦентральной Америки. Более поздние религии считаются историческими.
Основныеразличия между доисторическими и историческими религиями заключаются в том, чтопервые возникают в тех обществах, где главными занятиями являются охота,рыболовство и собирательство, в то время как исторические религии представляютсобой мировоззрениеразвитых земледельческих цивилизаций, возникших вМесопотамии, Египте и Китае. Говоря иначе, доисторические религии были уместныв мелкомасштабных племенных обществах, в которых семья или родственные группызначилибольше, чем любая другая общественная организация.
2.Первобытные люди ипонятие племенной религии
Современная наука неимеет возможности полностью изучить религию первобытных людей, на данный вопросвряд ли когда – либо будет исчерпывающий ответ. Но, пожалуй, наиболее часто встречаетсяклассификация которая выделяет такие формы религии как: племенные, национальныеи мировые. Само использование термина «племенные религии» встречаетопределенные проблемы, так как слово «племенной» в некоторых частях светасчитается неприличным. В связи с этим некоторые ученые пользуются термином«первобытные». Такие религии не имеют миссионерской направленности, характернойдля мировых религий. Это религии одного племени или народности, которымизвестно, что другие народы поклоняются собственным богам и имеют своирелигиозные системы. Как правило, племенные верования имеют такие же основныечерты, что и все остальные религии.
Племенные религиихарактерны для первобытных людей. Они живут в тесном контакте с природой иощущают рядом с собой присутствие неких таинственных и могущественных сил. Как древнейшиеохотники и собиратели, так и современные аборигены Австралии и Океании,южноамериканские индейцы бассейна Амазонки и многие племена Тропической и ЮжнойАфрики зависят от природных катаклизмов, наводнений, штормов, пожаров иземлетрясений, которые в их глазах представляют собою силы зла. Смерть всегданаходится рядом и часто приходит слишком рано.
Именно поэтомупервобытные племена чувствуют себя слабыми, окруженными злыми силами,беззащитными и неспособными справится с трудностями жизни и обрести счастье.Они с легкостью убеждают себя в существовании вокруг них невидимойсверхъестественной силы и создают собственные религиозные системы, чтобыпопытаться наладить с ней контакт. Таким образом, первобытные племенныеверования связываются с реальными потребностями людей и приобретают всеотличительные признаки настоящей религии. Для них характерны реальный взгляд нажизнь, скромная оценка человеческих возможностей и чувство всестороннейглубокой зависимости от окружающего людей мира духов.
Многие люди, особенноэто относится к представителям христианства, смотрят на племенные религиисвысока или попросту презирают. Подобное отношение основано на том, чтопервобытные религиозные обычаи заметно отличаются от их собственных – там несооружаются храмы, нет церковных служб, священных книг и символов веры.Некоторые исследователи, среди которых был, например, такой признанныйавторитет, как Ч. Дарвин, вообще отрицали наличие религии у первобытныхнародов. Однако в действительности многие первобытные племена не менее, аподчас и более религиозны, чем развитые народы Европы и Америки.
Как ни удивительно этопрозвучит, но первобытные религии находятся достаточно близко к христианству посвоей форме и структуре. Интересно, что довольно большое количествоновыхрелигиозных движений на всех контингентах возникло в результате смешенияхристианства с племенными религиозными воззрениями. Можно отметить несколькоконцепций, являющихся общими для первобытных религий и христианского учения.Среди них близость к природе и любовь к земле, глубокое понимание слабостичеловека и признание необходимости в поддержке его со стороны высших сил дляобеспечения благополучной жизни. Для других мировых религий такая степеньвзаимодействия с первобытными верованиями не столь характерна.
Несмотря на то, чтомногие первобытные религии отмерли, не выдержав испытания временем и врезультате соприкосновения с современными верованиями, некоторые из них смоглизамечательным образом выжить и приспособиться к переменам. Племенные религии нив коем случае не стоит рассматривать как предрассудки, примитивные верованияпервобытных племен или как безумные пережитки дикарей, которыми манипулируют«колдуны». Племенные религии представляют собой серьезные попытки создать исохранить систему духовных мировоззрений, которая поддержала бы человека как вжизни, так и перед лицом смерти.
3. Формированияпервобытной религии: фетишизм, анимизм
Длятого чтобы правильно понять условия формирования первобытной религии,необходимо учитывать, что в идеологии древнейших людей было оченьраспространено одушевление природы, или аниматизм (от латинского animates– одушевленный). Это было связано с тем, что первобытные люди еще не виделисущественной разницы между одушевленными и неодушевленными предметами, считаявсю окружающую природу живой. Природа подавляла первобытного человека своеймощью и таинственными силами, представлявшимися ему сверхъестественными.
Какизвестно, древнейшие люди жили коллективами. Организация охоты и другаяорганизованная и систематическая трудовая деятельность была невозможна водиночку. Именно в рамках первобытного стада, коллектива в 20 – 50 человек, втрудовой деятельности (охота, добывание пищи, выделка орудий, оборудованиежилища, поддержание огня), в постоянном социальном общении, в процессесемейно-родовых контактов и событий (обмен женщинами и брачные связи, рождениеи смерть) складывались и укреплялись примитивные первичные представленияосверхъестественных силах, повелевающих миром, о духах-покровителях данногоколлектива, о магических связях между различными явлениями окружающей действительности.Анимизм – это вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных,растений и неодушевленных предметов, приписывание им разума, дееспособности исверхъестественного могущества. Зачатки анимистических представлений возникли вглубокой древности, возможно еще до появления тотемистических воззрений, доформирования родовых коллективов, в эпоху первобытного стада. Однако каксистема достаточно осознанных и устойчивых взглядов религиозного характераанимизм формировался позже. Анимистические представления имели более широкий ивсеобщий характер, были понятны всем и каждому, причем воспринимались довольнооднозначно. Это и естественно: первобытные люди обожествляли и одухотворяли нетолько грозные силы природы (небо и землю, солнце и луну, дождь и ветер, гром имолнию), от которых зависело их существование, но и отдельные заметные деталирельефа (горы и реки, холмы и леса), где, как они считали, тоже водились духи,которых следовало задобрить и привлечь на свою сторону. Даже отдельное заметноедерево, крупный камень-валун, небольшой пруд – все это в представлениипервобытного дикаря имело душу, разум, могло чувствовать и действовать,приносить пользу или вред. А раз так, то ко всем этим явлениям природыследовало относится со вниманием, то есть приносить определенные жертвы,совершать в их честь молитвенные обряды, культовые церемонии. Первобытномучеловеку души и духи первоначально представлялись не как некие абстрактныепонятия, лишенные определенных форм. Напротив, они воплощались в видеантропоморфных, то есть напоминающих по форме человека, или зооморфных –напоминающих по форме животное – образов. Представления об этих образах былизачастую очень туманными. По мнению древних людей, души существовали в видемаленьких человечков, зверей, птиц, иногда даже в виде крови или воздуха. Отобычных материальных субстанций они отличались особой сверхъестественной силой.Считалось что души могут оставить тело временно (во сне) или навсегда (в случаесмерти). Пребывая вне тела, душа могла вести себя, как живое существо –питаться, развлекаться, охотиться и тому подобное. Поэтому первобытные людисчитали своим долгом заботиться о душах умерших, чтобы они не разгневались и нестали вредить живым. Воздавая должное душам покойных предков, первобытные людитем самым надеялись на защиту и покровительство покойников в гигантском мирепотусторонних сил.
Анимистическая вера вто, что души могут жить не только в живых существах, но ив различных вещах,способствовала возникновению фетишизма (от португальского fetico– волшебство). Его суть сводится к приписыванию отдельным предметам магическойсилы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата. Возниклопредставление о фетише как вредоносном (таковым считался труп, чем и быливызваны заботы о захоронении, табуирование трупа, обряд очищения после обрядапохорон и т. п.), так и полезном.
Фетишизм появился всоздании идолов – предметов из дерева, глины и иных материалов и различногорода амулетов, талисманов. В идолах и амулетах видели опредмеченных носителейчастицы того сверхъестественного могущества, которое приписывалось миру духов,предков и тотемов. С фетишами такого рода нередко имели дело колдуны-шаманы,когда они воздействовали на подобие объекта согласно приемам контактной иимитативной магии.
Фетишизм явился как бызавершающей стадией процесса формирования всего комплексаранних религиозныхпредставлений первобытного человека. В самом деле, анимизм с его одухотворениемприроды и предков и тотеизм с его культом тех же мертвых предков и тотемовозначали, что в сознании первобытных людей появилось представление осуществовании наряду с миром реальных вещей мира иллюзорного,сверхъестественного, причем в рамках этого второго мира, при всей бесплотностиего обитателей, ум первобытного человека видел ту же бесспорную реальность, чтои в первом. Практически это означало, что ответственность за действия исобытия, не обусловленные очевидными причинно-следственными связами изависевшие от воли случая, первобытный коллектив возлагал на потусторонние силысверхъестественного мира. Для общения с этим миром, привлечения его сил на своюсторону первобытные люди обращались к помощи магии, опора на которую сильноукрепила в их сознании сектор пралогического, магического мышления. И, наконец,появление фетишей показало, что магическая сила не только имеет свойствоперемещаться во времени и пространстве, но и может оказатьсяв предметахреального мира.
Таким образом, всознании первобытных людей в процессе становления родового общества выработалсядовольно четкий, стройный и обширный комплекс ранних религиозных представлений.Суть его сводилась к тому, что мир сверхъестественного с его огромнымивозможностями, свободной волей и магической силой является неотъемлемой и чутьли не основной частью реального бытия человека. Именно силы этого мирарегулируют законы природы и общества, и поэтому должное уважение к ним –первейшая обязанность коллектива, если он хочет нормально существовать, бытьобеспеченным пищей, находится под чьей-то защитой. Это представление о мирестало со временем само собой разумеющимся, естественным, в его русле долгиедесятки тысяч лет протекала вся духовная жизнь общества – по крайней мере до эпохинеолита, а для более остальных народов и много позже, в отдельных случаяхвплоть до наших дней.
ΙΙ.Заключение
В современном миререлигии принадлежит очень важная роль. Религия в любой исторический периодвремени выступала носителем духовности, сохраняя и приумножая человеческиеопределения добра, любови и милосердия. Те ценности которые принято считатьобщечеловеческими, формировалась и развивалась, как правило, в рамках различныхрелигиозных систем. Истинна религии заключена не в знаниях, аргументах идоказательствах. Она богаче, поскольку допускает возможность необыкновенныхвещей, чудес. Здесь люди находят утешение и надежду в вере, в открытиичеловеческой сущности через ее связь с чем-то высшим, понимаем какБожественное. Верующие находят и признают Бога как собственного судью,олицетворение вечного бытия, в котором люди могут ощутить свою значимость исопричастность к чему-то высшему, исполненному глубокого смысла. Это истина,которую человек осознает как личную, глубоко интимную связь с БожественнымАбсолютом, как средоточие духовного, отделенного от привычной суетыповседневной жизни. Религия предлагает человеку картину мира, наполненнуюпрежде всего морально-ценностным смыслом, способствует мировоззренческимпоискам.
религияплеменная фетишизм анимизм
ΙΙΙ.Список используемой литературы
1. ТайлорЭ.В. Первобытная культуру. –М., 1989.
2. СоколовЭ.В. Культура и личность. –М., 1972.
3. МеньА. История религии. В 7-и тт. М., 1992.
4. МеньА. История религии. В 7-и тт. М., 1993. Т. VI: На пороге Нового Завета:
5. ВсеобщаяИстория религии мира. Шеф-редактор проекта В. Людвинская. В подготовке изданияиспользованы материалы книги професора П.Д. Шантепи де ля Соссея. Подготовкасовременной версии Леояковлева, И.Дубровского, А. Овсянникова.