Реферат по предмету "Религия и мифология"


Религиозный культ

Содержание
 
Введение
1.Христианский культ
2.Мусульманский культ
3.Иудейский культ
4.Культ в буддизме
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
Значительное место в любой религиозной системе занимаетрелигиозный культ. Само слово «культ» (от лат. — поклонение,почитание) говорит о том, что составляет содержание этого понятия. Под культомпонимается религиозное почитание различных предметов, сверхъестественныхсуществ, в форме обрядов, таинств, праздников, жертвоприношений и т.п. С ихпомощью, как полагают верующие, можно «вступить в контакт» с богом,«святыми» или иными сверху естественными силами, умилостивить их,заручиться их поддержкой в земных делах.
Все церкви придают большое значение обрядовой стороне. Дажепорой выступая за упрощение обрядности (как, например, протестантские церкви),они не отказываются от нее, а продолжают использовать в качестве одного изэффективных средств влияния на верующих. Действительно, складывавшиеся втечение многих столетий ритуалы богослужений, обряды, таинства, сопровождаемыецерковной музыкой, песнопениями, носят торжественный характер, оказываютсильное эмоциональное воздействие на людей. Именно поэтому церковь сопровождаетразличными обрядами всю жизнь человека от рождения его до смерти.

1. Христианский культГоворя о христианском богослужебном каноне, необходимоиметь в виду, что единого такого канона не существует. В разных церквах имеютсясвои установления относительно проведения тех или иных обрядов. Различнысложившиеся ритуалы: более сложные — у католиков и православных, упрощенные — вбольшинстве протестантских церквей. И все-таки правомерно вести речь охристианском богослужебном каноне в целом, исходя из богослужебной практикипрежде всего православной церкви, наиболее распространенного течения в нашейстране,, а также католицизма, оговариваясь об особенностях такого рода практикив протестантских направлениях. Ведь культ во всех христианских церквах играетодну и ту же роль.
Культ в христианстве, по мере становления христианскойцеркви, постепенно усложнялся, заимствуя многие элементы из древних культов,перерабатывая их, приспосабливая к христианскому вероучению. Так, в христианствовошли элементы иудейского культа, обрядовых действий греко-римских религий,получившие новое содержание, новое осмысление.
Впоследствии на протяжении всей истории христианства культвидоизменялся, выступая в разной форме в различных христианских направлениях.
В католическом и православном культах значительную рольиграют богато украшенные храмы, вся обстановка которых должна оказыватьэмоциональное воздействие на верующих, длительные богослужения, религиозныетаинства, обряды, посты, праздники, культ креста, «святых» и мощей.Каждый из этих элементов имеет свое особое назначение, выполняет свою служебнуюроль.
Церковь делает все возможное для того, чтобы оказыватьпостоянное влияние на свою паству. Для этой цели установлены круг годовогобогослужения, круг седмичного богослужения и круг суточного богослужения.«Каждое число каждого месяца, каждый День года посвящается иливоспоминанию особых событий, или памяти различных святых, — говорится в»Учении о богослужении православной церкви". — В честь этого событияили лица установлены особые песнопения, молитвы и обряды, которые вводят ещеновые особенности, изменяющиеся с каждым днем года. От этого образуется круггодового богослужения".
Каждый день недели (или седмицы) посвящен «особымвоспоминаниям». Так, в воскресенье вспоминается воскресение Христа, впонедельник — ангелы божьи, во вторник — пророки, в среду — предательствоХриста Иудой, в четверг — святители христианства, в пятницу — распятие Христана кресте, в субботу — все святые христианской церкви и «умершие в надеждена жизнь вечную». На каждый из дней недели предназначены особые молитвы ипеснопения. В субботние и воскресные дни богослужения проводятся торжественно,в праздничной обстановке. В среды же и пятницы службы носят печальный характер.В эти дни верующим предписывается поститься и каяться в своих грехах. Только 6раз в году, во время так называемых «сплошных» недель, связанных сособыми событиями церковной истории, этот порядок меняется. Так образуется кругседмичного богослужения в церкви.
Культ играет большую роль в духовном одурманивании масс. Каксправедливо замечал А.М. Горький, «церковность действовала на людейподобно туману и угару. Праздники, крестные ходы, „чудотворные“иконы, крестины, свадьбы, похороны и все, чем влияла церковь на воображениелюдей, чем она опьяняла разум, — все это играло гораздо более значительную рольв процессе „угашения разума“, в деле борьбы с критической мыслью, — играло большую роль, чем принято думать».
2. Мусульманский культ
В исламе вся жизнь человека рассматривается как служба богу.Мусульманин должен, по Корану, рассматривать себя в качестве раба аллаха,которому земная жизнь дана для приготовления себя к загробной жизни путемпрохождения испытаний, предпосланных свыше. «Все то, что имеется на свете- говорится в одной современной мусульманской книге, — создано всевышнималлахом для людей. Всем этим мы пользуемся… За все эти дары, созданныеаллахом для нас, мы должны выражать нашу благодарность. Богослужение считаетсявыражением благодарности и проявлением покорности велениям аллаха».
Верующий на своем жизненном пути все обязан совершать именемаллаха и для аллаха. Этим объясняется сложная обрядность, столь характерная дляислама. За многовековую историю ислама сложилась определенная система богопочитания,отправления религиозных обязанностей в соответствии с учением Корана,указаниями, содержащимися в изустных и письменных преданиях, освященныхтрадицией и духовенством.
3. Иудейский культ
Совокупность действий, направленных на умилостивление богаЯхве и исполнение «его» повелений, составляет культ иудаизма. Важнуюроль в иудейском культе играют обряды и праздники.
Наиболее распространенным обрядом в иудаизме являетсямолитва. Сила молитвы, по представлению верующих, так велика, что с ее помощьюможно совершать любое чудо. В представлении верующих евреев молитвенное слово ипеснопение достигают неба и влияют на решение небожителей.
Раввины предписывают верующим ежедневно во время утреннеймолитвы (кроме субботы и праздников) надевать на лоб и левую руку тефиллин, илифилактерии. Тефиллин представляет собой два плотно закрытых ящика кубическойформы с прикрепленными к их основаниям ремнями. Кубики заполнены пергаментом,исписанным ветхозаветным текстом. Обряд ношения тефиллин связан с древнимобычаем ношения амулетов, играющих якобы роль сверхъестественных защитниковчеловека. В древности, по свидетельству Талмуда, верующие носили тефиллины впродолжение всего дня. Впоследствии их стали носить только мужчины во времямолитвы. Как молитва, так и филактерии призваны воспитывать у верующих«сокрушенность духа» и отвлекать их от насущных жизненных задач.
Обряды иудаизма составлены таким образом, чтобы они опутываливсю жизнь верующего. Поэтому раввины, пытавшиеся поставить под свой идейныйконтроль евреев, предписали им трижды на день молиться «бецибур», т.с.совершать богослужение при наличии молитвенного десятка, миньяна (общинногокворума) и, кроме того, любое действие (прием пищи, отправление естественныхпотребностей и т.п.) сопровождать славословием в адрес бога Яхве.
Молитвы в иудаизме пронизаны чуждой трудовым массамидеологией. Наиболее четко это нашло свое выражение в раввинистическомпредписании верующему ежедневно благодарить всевышнего за то, что бог несотворил его язычником, женщиной и амхаарцем.
Служители иудаизма, требуя от верующих исполнять всерелигиозные обычаи, предписывают в обязательном порядке развешивать мезузу иносить цицит.
Мезуза — кусок пергамента, на котором написаны стихи изВторозакония (6, 4-9 и 11, 13-21). Свернутый свиток помещается в деревянный илиметаллический футляр и прикрепляется к косяку дверей. Мезуза — магическоесредство, способное, как полагают верующие, уберечь их от нежелательныхдействий злых духов.
Цицит — кисти из шерстяных ниток, прикрепленные к краямарба-канфота, т. е. к четырехугольному куску материи, одеваемому религиознымиевреями под верхнюю одежду. Как и мезуза, цицит «оберегает от всякогозла». Талмудисты сравнивают цицит с веревкой, которая брошена утопающему,ибо, твердят они, цицит символизирует заповеди Яхве, исполнение которыхобеспечивает человеку вечную жизнь в будущем мире. Сравнение цицита с веревкойсимволично: заповеди Яхве действительно напоминают канат, которым крепкоопутана вся жизнь верующего еврея. 4.Культ в буддизме
Формы культа в буддизме очень разнообразны. Это вызвано тем,что, распространяясь в различных странах, буддизм широко ассимилировал местныекульты и включал в свою обрядовую практику укоренившиеся у данного народаобычаи. Буддийское духовенство давало этим обрядам новое толкование, связываяих с догматами буддизма и с мифическими событиями из жизни Будды, его ученикови видных деятелей буддийской церкви. Мы остановимся лишь на тех обрядах ипраздниках, которые сохранились у буддистов, живущих на территории бывшегоСССР, т.е. у исповедующих ламаизм бурят, калмыков и тувинцев. Дзул-хурал
Так называется «святильный обряд», совершающийсяпоздней осенью. Дацанские храмы освещаются снаружи и внутри множеством свечей,при свете которых верующие перед изображением богов каются во всех случаяхплохого обращения с домашними животными. Плохой корм, побои, непосильнаяработа, которые заставляют животных страдать, — тяжелые грехи, вызывающие якобыдурное перерождение. Ведь в каждом домашнем животном, по ламаистским представлениям,может жить перевоплотившийся умерший родственник верующего. Покаяние должноизбавить верующего от вины перед умершими. Возможно, что в своих истокахдзул-хурал восходит к индийскому культу «священных» животных. Найдани-хурал
Обряд, посвященный отшельникам (найданам), возведенным в рангбожеств. Совершается также осенью Вывешивая изображения найданов,подчеркивающие их дряхлость, безразличие ко всему окружающему, ламырассказывают верующим, что найдены бы ли когда-то мирскими людьми, но уйдя в отшельничество,заслужили «спасение». Найдани-хурал подчеркивает опасность всякойпривязанности к жизни, ибо эта привязанность ведет к дурным перерождениям. Обо
Обо — обряд, перенятый ламаизмом у шаманизма. Обычно вБурятии он совершается летом, перед началом сенокоса. Около кучи камней,сложенной на вершине холма, склоне горы, на перевале, ламы и верующие читаютмолитвы, в которых выпрашивают помощь у духов — «хозяев местности».На камнях оставляют жертву — пищу, монеты, шелковые платки (хадаки) Особенно усиленномолятся около обо во время засухи, так как ламы уверяют, что дождь посылается«хозяевами местности». Во время проведения обо нередко забивают скот.
Есть также обо, посвященные божествам ламаистского пантеона. Усу тяялгн
В Калмыцкой АССР изредка наблюдается проведение близкого кобо обряда усу тяялгн, т.е. жертвоприношения духу — «хозяину воды».Для увеличения лова рыбы при большом стечении членов рыболовецкой артели наспециально сооруженном отогнанном в море плоту закалывается козленок, кровькоторого под чтение заклинаний стекает в котел со свежесваренной ухой. Поклонение «святым» местам
В ряде мест Бурятии, Калмыкии и Тувы имеются места,объявленные ламами «священными». К ним верующие совершаютпаломничества. Особенно славятся гора Алханай в Агинском автономномнациональном округе Читинской области и Аршан в Тункинском аймаке БАССР. Обычносчитается, что магическую целебную помощь оказывают источники (арша-ны), атакже скалы и камни необычной формы. Так, на склоне Алханая есть скала снебольшим отверстием, через которое пролезают беременные женщины, считая, чтоэто принесет им благополучные роды. Часто у «святых» мест ищут помощиот бесплодия, хронических болезней и т.д. Семейный алтарь
В каждом жилище верующего бурята, калмыка, тувинца на почетномместе помещается невысокий шкафчик с полочкой перед ним. Внутри стоятметаллические, глиняные, деревянные скульптурные изображения божествбуддийского пантеона (бурханы), висят небольшие писанные на полотне, шелку илидереве иконы, лежат различные «священные» предметы. На полочке стоятбронзовые чашечки для жертвоприношений, курильные свечи, цветы. Изготовлениеикон и статуэток божеств было монополизировано ламами и приносило им большиедоходы. Молитва
Молитвы, обращенные к бодисат-вам, обычно просто механическизаучивались верующими, так как язык их (тибетский) оставался непонятным. Кромемолитв верующим приходилось заучивать множество заклинаний (тарни) для того,чтобы уберечь себя от действия злых духов и всевозможных несчастий. Желающиемогли вести «учет» произнесенным молитвам и заклинаниям с помощьюспециальных четок. Некоторые особо благочестивые верующие собирали эти четки вмешок и отдавали едущему на поклонение святыням Тибета, чтобы боги точнееузнали о его — верующего — благочестии.

Заключение
В заключении отметим то, что между обрядами разных религийсуществует немало различий.
Но как бы ни отличался христианский культ от иудейского, абуддийский от мусульманского, обрядность в конечном счете служит одной цели — закреплениюв сошании верующих религиозных представлений, укреплению веры во всемогуществосверхъестественных сил, облегчению восприятия людьми тех идей, которые внушаютим религиозные проповедники.
В этом основной смысл религиозного культа, который в немалойстепени способствует сохранению религиозных пережитков в наши дни.

Список использованнойлитературы
1.   Алмазов С.,Питерский П. Праздники православной церкви. — М., 1962.
2.   Белов А. Правда оправославных «святых». — М., 1968.
3.   Гольдциер И.Культ святых в исламе. — М., 1938.
4.   Климович Л.Обряды, праздники и культ святых в исламе. Грозный, 1958.
5.   Гараджа В.И.Социология религии. — М., 2006.
6.   Джеймс У.Многообразие религиозного опыта. — М., 2002.
7.   Угринович Д.М.Введение в религиоведение. — М., 2005.
8.   Белик А.А. Культурология.Антропологические теории культур. – М., 2003.
9.   Садохин А.П.,Грушевицкая Т.Г. Этнология. – М., 2000.
10.  Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В.Антропология. – М., 2002.
11.  Хомутов А.Е. Антропология. –Ростов-на-Дону, 2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Государственное управление физической культуры и спорта
Реферат Формирование Познавательной Мотивации Студентов
Реферат Анализ органинизационной структуры и разработки мероприятий по ее совершенствованию
Реферат Бронхиальная астма: этиология, патологическая анатомия и патогенез
Реферат Литература - Отоларингология хронические гнойные отиты и их осложнения
Реферат Технологія особистісно-орієнтованого навчання в дошкільному навчальному закладі
Реферат Урок українського народознавства
Реферат Заключение сделок в сфере жилищных правоотношений в РФ
Реферат урок как основная форма организации в школе
Реферат Акция как инструмент рынка ценных бумаг. Российский рынок акций
Реферат Формування комунікативної компетенції у дітей
Реферат Топонимы Владимирской области как отражение истории края
Реферат Формирование нравственной культуры старшеклассников
Реферат Эвристическое обучение учащихся математике
Реферат Педагогическая поддержка личностного саморазвития одаренных старшеклассников