Реферат по предмету "Педагогика"


урок как основная форма организации в школе

План Введение Глава 1. Организационные формы обучения. 1.Понятие о формах организации обучения. 2.Классно-урочная система в истории школы. Ее при­знаки. Выводы по 1 главе Глава 2. Урок в современной школе 1.Урок — основная форма организации обучения и его особенности. 2.Типология и структура уроков. Нестандартные уроки в школе. 3.Современный урок, его особенности и эффективность.

4.Другие формы обучения. Выводы Литература Введение Урок – это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения. Урок многогранен и многопланов. Решая конкретные задачи в каждом отдельно взятом временном отрезке

учебного предмета и соответственно занимает свое место в системе учебного предмета, темы программы и решает свойственные ему на данный момент дидактические цели, соотнесенные с учебно-воспитательными задачами курса. Урок – это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Это и обеспечивает управление познавательной деятельностью учащихся.

Для педагога знать сущность и компоненты урока – это его «таблица умножения». Без этих знаний не будет урок эффективен, он не достигнет поставленной цели, в целом время для учащихся пропадет даром. Поэтому мы считаем выбранную тему актуальной. Нами выдвигается гипотеза: рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего учитель хочет добиться; затем установления средства – что поможет учителю в

достижении цели, а уж затем определения способа – как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. Цель работы: доказать эффективность урока как наилучшей формы передачи детям знаний, умений, навыков. Задачи: изучить научно-методическую литературу по теме исследования; рассмотреть возможные формы организации учебного процесса; рассмотреть типологию и структуру урока; раскрыть особенности современного урока; рассмотреть другие формы обучения; сформулировать выводы.

Глава 1. Организационные формы обучения. 1. Понятие о формах организации обучения. Любое обучение, где бы оно ни было, спонтанно обре­тает организационную форму. Формы организации обуче­ния (организационные формы) конструируются и использу­ются для того, чтобы создать наилучшие условия передачи детям знаний, умений, навыков, развития их дарований, практических способностей и мировоззрения. Организа­ционные формы влияют на ход обучения, обуславливают возможность

проявления индивидуального темпа учеб­ной работы, влияют на результат учебного процесса и содействуют его успешности. Они имеют социальную обус­ловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Ученые-педагоги считают, что в педагогике есть необ­ходимость указать на различие двух терминов, включаю­щих слово «форма»: форма обучения и форма организа­ции обучения. В первом случае различают — коллективные, фронтальные и индивидуальные формы.

Они отличаются по степени организации детей в обучении. Во втором слу­чае речь идет о каком-либо виде занятия — урок, предмет­ный кружок, факультатив, которые отличаются составом учащихся, местом и временем проведения занятия, харак­тером деятельности учащихся и учителя. Эти формы обу­чения осуществляются в рамках той или иной педагоги­ческой системы. 2. Классно-урочная форма обучения. Ее сущность.

История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации обучения. Еще в первобыт­ном обществе сложилась система индивидуального обу­чения, как передача опыта от одного человека к другому. В процессе повседневного общения старшие учили млад­ших. А первоначально накопленные знания в обществе жрец передавал каждому ученику отдельно. По мере раз­вития общества и научного знания (земледелия, ското­водства, астрономии, мореплавания и

др.) возникала по­требность в некотором количестве образованных людей, и тогда система индивидуального обучения трансформи­ровалась в индивидуально-групповую (школы средневе­ковья). Работая в группе (10-15 человек), учитель крат­ко излагал материал одному ученику, давал ему задания для самостоятельной работы и переходил к другому, тре­тьему и т. д. Завершив работу с последним, учитель воз­вращался к первому ученику.

Содержание обучения было строго индивидуально, и в группы собирались дети раз­ного возраста и степени подготовки. Большая часть вре­мени в обучении тратилась на заучивание священных писаний. С увеличением количества обучающихся по­степенно группа комплектовалась из учащихся более-менее однородных по знаниям и возрасту. Многие учи­теля собирали такие группы, в которых они могли одновременно работать со всеми детьми. Индивидуально-групповая система обучения постепен­но была заменена классно-урочной

как одним из видов групповой системы обучения. Свое окончательное офор­мление она нашла в описаниях Я.А. Коменского, в его книге «Великая дидактика». Классно-урочная система обучения — высшая форма группового обучения. Я.А. Коменский, обобщив опыт пе­редовых школ, обосновал целесообразность создания по­стоянных групп учащихся — классов. Вместе с тем он разработал признаки классно-урочной системы и ее прин­ципы. В число признаков, характеризующих особенности классно-урочной системы, входят: • постоянный состав

учащихся примерно одного возра­ста и уровня подготовленности (класс); • учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаи­мосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков); • каждый урок посвящен только одному предмету; • постоянное место и продолжительность занятий; • стабильное расписание занятий. Основной формой организации занятий в рамках классно-урочной системы Я.А. Коменский признал урок. Основной его задачей было объяснение учебного материа­ла учителем.

Он должен понятно излагать материал, за­интересовывать учащихся, следить за работой всего клас­са и отдельных учащихся, проводить опрос. Классно-урочная система обучения имеет свои пре­имущества: • усвоение материала идет небольшими порциями, пла­номерно и последовательно; • возможно чередование различных видов умственной и физической деятельности; • облегчается планирование учебного предмета в масш­табах страны; • присутствует строгая организационная структура; • экономия средств государства, поскольку

один учи­тель работает одновременно с большой группой уча­щихся; • создаются благоприятные предпосылки взаимообуче­ния учащихся, коллективной познавательной деятель­ности; • воспитывается чувство коллективизма, так как про­исходит сочетание работы всего класса и индивиду­ально с отдельным учащимся. Вместе с тем данная форма не лишена и серьезных недостатков, снижающих ее эффективность: • необходимость оставления отстающих детей на по­вторный курс (в силу комплектования в класс уча­щихся одинаковых по

уровню подготовки); • ориентация на «среднего» ученика; • невозможность для учащегося пройти программу быс­трее, если это позволяют его умственные способности; • затруднения в индивидуальном подходе к учащимся, так как работа ведется в общем темпе по усвоению одного материала. При всех достоинствах и недостатках классно-уроч­ной системы следует сказать, что попытки отказаться от нее и заменить другими формами оказались безуспешны­ми.

До сих пор в школе урок выступает основной формой организации обучения. Вместе с тем следует отметить, что, будучи одной из самых передовых, классно-урочная система содержит в себе и целый ряд недостатков, кото­рые необходимо изжить. Об этом свидетельствуют мно­гочисленные высказывания ученых, учителей-практиков, педагогов-новаторов. При этом указывается, что основ­ная причина — недостаточная разработанность теории организационных

форм обучения, особенно урока как ос­новной формы организации учебного процесса в классно-урочной системе. Подводя итог, приходим к основному выводу: класс­но-урочная форма обучения появилась не сразу, а прошла длительный путь, начиная от индивидуальной формы обу­чения. Не случайно она появилась в XVII веке. Это было обусловлено бурным развитием капиталистического спо­соба производства в Европе. Потребность в грамотности рабочих, распространение элементарных знаний привели

к необходимости такой формы обучения, которая позво­ляла бы при одном учителе обучать одновременно боль­шое количество учеников (50-60 человек); писал Я.А. Коменский. Это требовало минимальных затрат от госу­дарства и было выгодно капиталу. Как показывает исто­рический опыт, изменение форм организации обучения связано с задачами и целями обучения, этот процесс на­ходится в прямой зависимости от уровня развития само­го общества, которое

предъявляет социальное требования к образованию. Выводы по 1 главе. Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения – это урок. Что такое урок? Ответ на этот вопрос весьма затруднителен на сегодняшний день. До настоящего времени в педагогической науке преобладающим является мнение, согласно которому урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации

деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится таким образом к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя.

Таким образом урок, с одной стороны, выступает как форма организации обучения, в целом, с другой – как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организационному построению урока учителем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения. Глава 2. Урок в современной школе. 2.1. Урок — основная форма организации обучения и его особенности Ключевым элементом классно-урочной системы обу­чения является урок.

Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоян­ного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения (П.И. Пидкасистый. Пе­дагогика. — М 1995). Урок рассматривается как основная форма организации педагогического процесса, так как здесь возможна не только организация учебно-познава­тельной деятельности, но и интеллектуальное развитие личности ребенка, управление развитием способностей, фор­мирование мировоззрения учащихся,

потребности к зна­ниям, а также его воспитание. Цель урока — усвоение нового материала как части более обширного содержа­ния, осознанное восприятие информации, запоминание ее и закрепление, использование в практической деятельно­сти. На уроке создаются благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной ра­боты детей. Урок всегда многопланов, так как в нем вза­имодействуют все компоненты процесса обучения — пе­дагогические цели, дидактические задачи, содержание, методы, техническое

оснащение и др. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса. На основании предложенного материала возможно выделить особеннос­ти урока, отличающие его от других форм обучения: • дидактические цели (соответствуют функциям обуче­ния); • определенный объем учебного материала; • постоянный состав учащихся, одинаковый по воз­расту; • руководство со стороны учителя деятельностью уча­щихся; • последовательность различных видов деятельности учи­теля и учащихся в зависимости от структуры

урока; • ограниченность во времени; • четкое время проведения по расписанию; • обязательность посещения урока;' • реализация в оптимальном соотношении всех дидак­тических принципов; • опора на достигнутый уровень знаний. С учетом этих общих требований к уроку конкрети­зируются дидактические требования. Они соответствуют образовательным воспитывающим и организационным требованиям к уроку: • четкое определение образовательных задач; • определение содержания урока в соответствии с про­граммой, целями урока, уровнем

подготовки уча­щихся; • выбор методов обучения (активные методы); • наличие межпредметных связей; • использование новейших достижений науки; • развитие всех сфер личности; • формирование общепедагогических умений; • усвоение знаний, развитие умений и навыков; • четкая постановка воспитательных задач; • развитие научного мировоззрения; • формирование познавательных интересов, мотивов уче­ния; • учет психологических особенностей обучения; • соблюдение педагогического такта, воспитание нрав­ственных качеств личности;

• четкое планирование урока; • соблюдение структуры урока; • использование разнообразных средств обучения; • соблюдение принципов обучения. 2.2. Типология и структура уроков. Нестандартные уроки в школе. Рассмотрим типы уроков и их структуру. Уроки бывают довольно разнообразные, что зависит от дидактических целей, его содержания, методики проведения и т.д. Чтобы выявить то общее, что есть во всем многообра­зии уроков, и оптимально их использовать на

практике, необходима их классификация. В современной дидакти­ке существуют различные подходы к классификации уро­ков в зависимости от того, какие признаки берутся за основу. Типологии уроков посвящено много научных ра­бот. И тем не менее эта проблема остается спорной в современной дидактике. Имеется несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отличается определенным признаком. Классифицируют уроки, исходя из дидактической цели (И.

Т. Огородников, И.Н. Казанцев): урок усвоения новых знаний, урок усвоения навыков и умений, урок комплексного применения знаний, умений и навы­ков, урок обобщения и систематизации знаний, урок про­верки, комбинированный урок; по цели организации за­нятий и способов проведения уроков (М.И. Махмутов): урок-лекция, киноурок, урок-беседа, урок практических занятий, урок-экскурсия, урок самостоятельной работы; по основным этапам учебного процесса (СВ. Иванов): вводный урок, урок первичного ознакомления

с матери­алом, урок усвоения новых знаний, урок применения знаний на практике, урок навыков, урок закрепления и повторения, контрольный урок, комбинированный урок; на основе дидактических задач, которые решаются на уроке (Н.М. Яковлев, A.M. Coxop); методов обучения (И.Н. Борисов); способов организации учебной деятель­ности учащихся (Ф.М. Кирюшкин). Эти классифика­ции не исчерпывают себя, есть и другие, но ни одна из них не может быть

признана универсальной, так как на практике не всегда удается наблюдать один из ти­пов урока в чистом виде. Кроме того, приведенные клас­сификации совершенно не учитывают воспитательных задач урока. Для практической цели чаще всего в шко­ле используется классификация уроков по дидактичес­ким целям (Б.П. Есипов, Г.И. Щукина, Н.И. Болдырев, В.А. Онищук): • урок изучения новых знаний; • урок усвоения умений и навыков; • урок обобщения и систематизации изученного; • урок проверки и контроля знаний; •

урок практического применения знаний; • комбинированный урок. Эта классификация рациональна тем, что она позво­ляет более четко определить цели и структуру каждого урока. Наиболее распространенный — комбинированный урок. Он объединяет несколько дидактических задач и включает в себя: организационный момент, проверку до­машнего задания и опрос учащихся, изложение нового материала, закрепление и задание на дом.

Наряду с типологией уроков большое внимание уде­ляется его структуре. Под структурой урока понимается его внутреннее строение. Это составные части урока, ко­торые находятся в тесной взаимосвязи и осуществляют­ся в определенной последовательности. Структура урока состоит из совокупности элементов, обеспечивающих его целостность. Целесообразность типа урока и его структу­ры оценивается эффективностью учебного процесса.

Струк­тура урока зависит от типа урока, его целей, содержания изучаемого материала, принципов, методов, приемов и средств обучения, используемых на уроке, уровня подго­товки и развития учащихся, места урока в общей системе уроков по теме (разделу) программы. Например, структура урока усвоения новых знаний состоит из элементов: первичное восприятие — представ­ление об изучаемом материале, восприятие и понимание учебного материала, осмысление в нем связей и отноше­ний,

закрепление знаний (обобщение и систематизация). Исключение хотя бы одного из элементов снижает каче­ство усвоения знаний. Представим типологию уроков в авторской школе Н.П. Гузика. Весь учебный материал разбивается на учеб­ные блоки, которые прорабатываются на шести типах уро­ков: • разбор материала учебного блока; • фронтальная его проработка; • индивидуальная работа над учебным материалом; • межпредметное обобщение и систематизация знаний.

Такая структура уроков представляет собой завершен­ный цикл усвоения знаний. Несколько иную структуру уроков предлагает «Шко­ла будущего» (Тульский вариант // Учительская газета. 18 ноября 1989). Урок химии содержит четыре элемента по 30 минут каждый: • урок-лекция (дается новый материал крупным бло­ком); • на втором уроке проводится лабораторно-практическая работа; • третий урок — решение задач; • четвертый урок — контрольный срез.

Эти примеры подтверждают тот факт, что на структу­ру урока, логическую цепочку его элементов, направлен­ных на достижение цели обучения, большое влияние ока­зывают творческий характер работы учителя, его мастерство. 2.3. Современный урок, его особенности и эффективность. В середине 70-х годов в отечественной школе обнару­жилась тенденция к снижению интереса школьников к занятиям. На обострение проблемы практика отреагиро­вала нестандартными уроками.

Это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Се­годня насчитывается несколько десятков типов нестан­дартных уроков: урок «погружения», урок деловых игр, ролевых игр, урок пресс-конференция, урок соревнования, урок-КВН, театрализованный урок, урок компьютерный, урок с групповыми формами обучения, урок взаимообуче­ния учащихся, урок творчества, урок-аукцион, урок-зачет, урок творческих отчетов, урок-конкурс, урок-фантазия,

урок-лекция — «парадоксы», урок-концерт, урок-диалог, урок — «следствие ведут знатоки», урок-конференция, урок — заочное путешествие, урок — игра «Поле чудес», урок-суд и др. В нестандартных уроках решаются многие дидакти­ческие проблемы: мотивация учения; выделение и усвое­ние главного, существенного в материале; максимальная реализация воспитательного и развивающего потенциа­лов предмета; сотрудничество учителя и ученика, между учащимися; преодоление перегрузки школьников.

В не­стандартном уроке активны все учащиеся, каждый имеет возможность проявить себя, а весь класс становится твор­ческим коллективом. Главные направления творческого поиска учителей — интенсификация учебного процесса, усовершенствование системы контроля, широкое исполь­зование элементов занимательности, усиление воспиты­вающей функции урока. При всем многообразии суще­ствующих типов, а значит, и структур уроков в них есть и общее. Это общее представляет собой три части любого типа урока: организация работы (1-3 мин); главная часть

урока — усвоение, закрепление, применение знаний, конт­роль и др. (35-40 мин); подведение итогов и домашнее задание (2-5 мин). Долгое время существовала устойчивая тенденция к закреплению за каждым типом урока жесткой структу­ры. Трафаретный урок вызывал справедливую критику дидактов и передовых учителей. Внутри урока любого типа структурные элементы можно менять местами, ког­да речь идет об их последовательности. Однако терять его основные элементы — нельзя. В условиях развивающего характера обучения, когда решается

задача повышения качества усвоения знаний, раз­вития мышления, самостоятельности и творчества учащих­ся, их активности, инициативности, практической деятель­ности по применению знаний в нестандартной ситуации, возникает необходимость так организовать обучение, что­бы оно не было рассчитано только на простое воспроизве­дение знаний. Структура урока и форма его организации имеют в этом случае принципиальное значение в теории и практике современного урока, поскольку они в значитель­ной мере определяют эффективность

учебной работы школьника. Сегодня в теории и практике обучения представлены характерные особенности современного урока, которые ре­шают проблему повышения его эффективности: • взаимосвязь таких элементов урока, как усвоение, син­тезирование, повторение, закрепление и контроль ра­нее изученных знаний в связи с качественным, овла­дением новым учебным материалом и его практи­ческим применением; • повышение самостоятельности и творческой активно­сти учащихся в обучении, в ходе которой развиваются самостоятельность мысли, суждений

и выводов уча­щихся; • организация различных видов самостоятельной дея­тельности учащихся в применении знаний, выработки умений и навыков; • связь с жизнью, практической деятельностью учащихся его субъективным опытом; • включение элементов поисковой деятельности учащих­ся на всех типах уроков; • вооружение школьников способами познавательной дея­тельности, общедидактическими умениями (учиться ви­деть главное, работать с книгой, слушать и воспринимать информацию и др.), что повышает результаты обучения; • в зависимости

от дидактических задач отходить от шаблонных, трафаретных уроков, которые препятствуют развитию творческих способностей школьников; • создание на уроке благоприятной эмоциональной ат­мосферы, которая обеспечивает сотрудничество учите­ля и учеников, а также учащихся; • тщательная диагностика индивидуальных особеннос­тей учащихся, их возможностей, интересов, уровня раз­вития, что позволит осуществить гуманное обучение; • совершенствование технологии обучения, которая не­минуемо приводит к достижению поставленной цели

урока относительно каждого ученика в классе. Эффективность всего учебного процесса зависит еще и от того, насколько удачно учитель сочетает урок с други­ми формами обучения, которые приобретают конкретную структуру, специфические черты и особенности в зависи­мости от цели обучения, содержания учебной работы и возраста учащихся. Перечислим их: • домашняя работа (закрепляет знания, полученные на уроке, развивает самостоятельность учебного труда, фор­мирует потребность к самообразованию); • факультативы и предметные

кружки (дифференциа­ция обучения с учетом интересов и склонностей уча­щихся); • дополнительные занятия (индивидуальные и группо­вые) с целью предупреждения неуспеваемости, ликви­дации пробелов в знаниях учащихся; • практикумы в лабораториях, мастерских, учебно-опыт­ном участке, способствующие практическому исполь­зованию знаний; • семинарские занятия, дающие простор для самостоя­тельной деятельности учеников; экскурсии на природу, производство, в музей, обогащающие наглядность обучения; консультации, зачеты,

экзамены, собеседования. Довольно разнообразны в школе формы организации трудового обучения уроки труда, факультативные задания, индивидуальная и бригадная работа учащихся в школьных мастерских, колхозах, на фермах, учебно-опытных пришкольных участках, школьных участках, школьных кооперативах и т.д. 2.4. Другие формы организации урока. Система уроков, описанная выше, в реальной педагогической практике дополняется целым рядом других форм организации обучения.

К сопутствующим ей формам обучение можно отнести: экскурсии, исследовательские группы, лаборатории, экспедиции, кружки, клубы, олимпиады, конкурсы, выставки, трудовые неформальные объединения, секции рационализаторов, юннатов, конструкторские бюро, цеха по изготовлению моделей, объединения по интересам и др. Экскурсия-это такая форма организации обучения, которая объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями

в их естественном окружении. В системе уроков экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций: -реализует принцип наглядности обучения; -повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой; -расширяется технологический кругозор учащихся; им предоставляется возможность наблюдать реальное производство и знакомить с применениями научных знаний в промышленном и сельскохозяйственном производстве; -играют значительную роль в профориентационной работе школы.

В зависимости от дидактической цели экскурсии бывают: вводные при изучении нового материала, сопровождающие его изучение; итоговые при закреплении изученного. По своему предметному содержанию они разделяются на производственные, естественнонаучные, историко-литературные, краеведческие и др. В методике проведения экскурсии выделяют три блока. а) подготовку экскурсии б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение(закрепление) учебного материала по теме занятия

в) обработка материалов экскурсии и подведение ее итогов. Успех любой экскурсии зависит от тщательности ее подготовки входит тщательное изучение учителем или учителями (если экскурсия является комплексной). В содержание подготовки входит тщательное изучение учителем объекта экскурсии, место ее проведения. В подготовку входит определенные цели, задач и содержание экскурсии, доведение их до учащихся, продумывание методики, показа и рассмотрения объекта экскурсии,

способов вовлечения учащихся в активное восприятие, привлечение к показу и рассказу специалистов и пр. Особое внимание следует уделить подготовке специалистов. Заранее дать им соответствующие инструкции и рекомендации, в частности, на какие стороны объекта экскурсии обратить особое внимание учащихся. Большое значение при подготовке проведения экскурсий имеет готовность самих учащихся. Она заключается в четкой постановке перед учащимися целей, которые должны быть достигнуты

ими в ходе экскурсии и в последующей обработке собранного материала: формулирование общих и индивидуальных заданий, информирование учащихся о способах ведения записей, зарисовок, фотографирования, звукозаписей с экскурсоводом во время экскурсий, об использовании знаний по тем или другим характеристикам объекта экскурсий на уроках по смежным предметам. План экскурсии разрабатывается, как правило, учителем, но с привлечением к этой работе и самих учащихся. В ходе работы над планом распределяются обязанности между

учащимися по наблюдению, выбор необходимого снаряжения для успешного сбора материалов экскурсии. Перед выходом на экскурсию проводится вступительная беседа, уточняются задания, определяются формы, порядок, сроки проведения экскурсии, время, отводимое на экскурсию, и материалы, документы отчетности, оговариваются порядок, вопросы дисциплины во время экскурсии. Особое внимание в ходе этой беседы уделяется правилам проведения и техники безопасности.

Время отводимое для проведения экскурсии, колеблется от 40-45 минут до 2-2,5 часов. Оно определяется характером объекта экскурсии, ее целью и содержанием и, конечно, возрастом учащихся. Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой учитель совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, включает его в общую систему изученного по теме, разделу, выделяет самое существенное из увиденного, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся, намечает творческие задания для

них: написать сочинение, подготовить доклады, составить альбомы, сделать спец выпуски газет, составить гербарии и коллекции и т.д. В целях упорядочивания проводимых экскурсий в школе составляется план экскурсий. В него включаются как учебные, так и внеучебные экскурсии, проводимые по плану классного руководителя. Обычно к сопутствующим формам организации учебно-познавательной деятельности учащихся относят также и консультации, дополнительные, групповые и индивидуальные занятия с учащимися вне расписания уроков,

факультативы, репетиторство, группы выравнивания. Сопутствующие формы организации обучения позволяют школьникам глубоко познавать жизнь, развивать творческие способности, духовно обогащаться, приобретать дополнительную информацию, воспитывать в себе деловые черты характера. Вывод Исходя из выше изложенного можно сделать вывод о том, что урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности

постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. Индивидуально-групповая система обучения постепен­но была заменена классно-урочной как одним из видов групповой системы обучения. Свое окончательное офор­мление она нашла в описаниях Я.А. Коменского, в его книге «Великая дидактика». Функция урока как организационной формы обучения заключается в достижении завершенной, но завершенной, но частичной цели, которая состоит в усвоении нового, целостного

содержания. От знаний структуры, основных элементов урока зависит в целом весь успех педагогической деятельности. Урок – это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий. Литература 1.Андреев В.И. Педагогика. Казань 2000. 2.Зотов Ю.Б. Организация современного урока. М 1980. 3.Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М. 1986. 4.Лихачев Б.Т.

Воспитательные аспекты обучения. М 1982. 5.Махмутов М.И. Современный урок. М 1985. 6.Онищук В.А. Урок в современной школе. М 1985. 7.Педагогика: Уч. пос. / под ред. Сластенина В.А. М 1999. 8.Подласый И.П. Педагогика. М 1995. 9.Пидкасистый П.И. Педагогика. М 1995. 10.Сластенин В.А. Педагогика:

Уч.пос. – М. 1998. 11.Скаткин м.н. Проблемы современной дидактики. М 1988. 12.Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. М 1988.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.