С.А.Мозговой, кандидат исторических наук
Главнымуправлением воспитательной работы Вооружённых Сил Российской Федерациисовместно с Социологическим центром ВС РФ в апреле 2003 г. было проведеновоенно-социологическое исследование в целях изучения и оценки религиознойситуации в воинских коллективах. По всеармейской выборке было опрошено 870военнослужащих различных категорий в частях и соединениях МВО, ЛенВО, СКВО,ПурВО, СибВО, ДВО, СФ и ТОФ. Результаты исследований позволили выявитьнекоторые тенденции её развития, определить место и роль религии в жизнивоинов, влияние религиозного фактора на жизнедеятельность воинских коллективов,сформулировать в общем виде проблемы военно-религиозных отношений и сделатьнекоторые практические выводы.
Анализрелигиозной ситуации показал, что в целом уровень религиозности военнослужащихза предыдущие пять лет не претерпел существенных изменений. Однако за последнийгод в очередной раз наметилась тенденция к увеличению числа военнослужащих,считающих себя верующими (43,4%). Причём точно такая же цифра былазафиксирована по всероссийской выборке в 2000 г. Исследовательским центром«Религия в современном обществе» Независимого института социальных инациональных проблем.
Всплескрелигиозности среди военнослужащих (48%) был зафиксирован также в 1997 г. Тогдаповышенное внимание к религиозным вопросам было связано с развернувшейся вобществе острой дискуссией в связи с принятием нового Федерального закона «Освободе совести и о религиозных объединениях», что сказалось на религиознойсамоидентификации военнослужащих, так как многие политики и средства массовойинформации религиозность стали отождествлять с высокой духовностью ипатриотизмом. В немалой степени этому способствовало усиление пропагандыорганов воспитательной работы, подписание Соглашения о сотрудничестве междуВооружёнными Силами Российской Федерации и Русской Православной Церковью от 4апреля 1997 г. и направление в войска соответствующих рекомендаций органамвоспитательной работы по организации взаимодействия с религиознымиобъединениями.
Нынешняятенденция увеличения числа военнослужащих, считающих себя верующими, связанатакже с усилением внимания к религии и церкви со стороны различных политическихсил и масс-медиа в предвыборный период, когда патриотический пафос сталисвязывать с религий. Тем не менее, почти половина опрошенных военнослужащих(46%) ответили, что верят, прежде всего, в себя, а 32% — в судьбу. Более 17%респондентов допускают, что Бог существует, но не вполне уверены в этом, т.е.фактически колеблются между верой и неверием. Остальные 39,5% являютсяневерующими, из них, 7,7% открыто сказали, что не верят в Бога, а 4,6% заявили,что являются атеистами. Кроме того, среди немалой части военнослужащихраспространена вера в различные приметы и суеверия (21,4%), астрологическиепрогнозы (8,6%), колдовство и магию (3,7%).
Средиосновных причин, побудивших обратиться к религии, опрошенные военнослужащиевыделяют: национальную традицию (16,3%), посещение церкви (мечети, дацана,синагоги, молитвенного дома) (13,7%), уклад жизни в семье (12,3%), общение сверующими людьми (12,2%), поиск смысла жизни (10,6%), личное несчастье (6,2%),смерть родных и близких (4,7%), болезнь (3,9%), чтение религиозной литературы(3,6%).
Анализсоциологических опросов показывает, что в период 1992-1997 гг. общая доляверующих среди военнослужащих возрастала, а затем эта тенденция пошла на спад сотдельными всплесками.
Представляютинтересен данные о причинах и времени обращения к вере военнослужащих. Поутверждению 28,6% опрошенных верующих военнослужащих, в религии они находятподдержку в трудные минуты; 24,1% — черпают в ней духовную помощь; 14,5% — находят в ней надёжную защиту в жизни; 13,7% — получают новые знания, учитдобру и любви; 9,4% — находят пищу для духовного развития исамосовершенствования.
Навопрос «Когда Вы поверили в Бога?», 43,2% из числа верующих ответили, что сделалисвой выбор ещё до военной службы, 6% — на службе, из них в ходе боевых действий– 2%. Остальные затруднились назвать точное время своего религиозного выбора.
Значительноеувеличение числа верующих военнослужащих в сравнении с данными исследованийконца 80-х – начала 90-х гг. (в 1988 г. верующими себя считали 6-8%) инекоторое ослабление атеистических позиций (количество убеждённых атеистовснизилось с 10% в 1992 г. до 4,6% в 2003 г.) побудили ряд авторов выступить споспешными выводами о религиозном ренессансе как победившем явлении идоминирующей тенденции. Между тем анализ качественных характеристикрелигиозности военнослужащих свидетельствует о том, что, несмотря нанаблюдаемое в 90-х годах религиозное возрождение, подавляющее большинствовоеннослужащих остаются неверующими и колеблющимися (в общей сложности около60-65%).
Еслиже говорить о степени религиозности, т.е. глубине веры, интенсивностирелигиозных переживаний и культовых действий), то она не высока. Так, только2,5% молятся по нескольку раз в день, 4% — один раз в день и лишь 2,4% — когдапридёт священник. 34,5% отметили, что молятся только по необходимости или втрудную минуту. При этом 3,8% верят в загробную жизнь и лишь 3,3% — в пророкови святых. В причастии нуждается менее 3% опрошенных, во встрече с духовныминаставниками (священником, пастором, муллой и др.) – 4%, в Священных текстах –3% (в Библии – 1,4%, в Коране – 1,5 процента, в других Священных текстах –0,1%).
Такимобразом, несмотря на относительно высокий уровень военнослужащих,идентифицирующих себя верующими, число практикующих верующих в армии остаётсянезначительным, как и в целом в обществе.
Показательно,что из предпочтений в сфере духовной жизни, которые нужно было назвать в ходеопроса, респонденты выбрали: «молитву» (3%) и «чтение религиозной литературы»(3.9%). В то же время современные российские фильмы любят смотреть околополовины из всех опрошенных, рок-музыку предпочитают 22%, просмотр старогосоветского кино – 40%, зарубежное кино – 29,2%, чтение русской классическойлитературы — 16,6%, современной российской литературы – 17,5%, современнойзарубежной литературы – 4,8%, детективов и фантастики – 26%.
Подобныепредпочтения военнослужащих полностью соотносятся с общественными настроениями,как населения России и с религиозной практикой многих развитых стран, чтосвидетельствует о сложности и неоднозначности протекающих процессов. Некоторыероссийские и зарубежные эксперты считают, что в новом столетии вопросысобственно веры и неверия будут всё в большей степени решаться индивидуально,не по велению моды или под действием политического давления, а естественнымпутём, т.е. станут делом свободного и осознанного выбора граждан. Это крайневажно для России, где существует около 60 конфессий, а более половины граждан –неверующие, безразлично относящиеся к вере и неверию или не определившиеся всвоих мировоззренческих исканиях. В ходе последнего исследования к этимкатегориям себя отнесли 57% опрошенных военнослужащих.
Такимобразом, анализ степени религиозности опрошенных военнослужащих позволяетсделать вывод о том, что регулярно практикующих среди них и тех, кем постояннодвижут религиозные мотивы, насчитывается не более 3-4%. Однако в целом вопрос остепени и глубине религиозности, предполагающей единство убеждений и поведения,остаётся открытым ввиду изменчивости поведения и мировоззренческих установокотносительно большой группы военнослужащих.
Исследованияпоказывают, что некоторые верующие в Бога молятся лишь иногда (34,5%), посещаютбогослужения от случая к случаю (24%) или по большим праздникам (13,3%). Анализглубины веры позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на всплескрелигиозности, наблюдаемый в последнее десятилетие, процессы секуляризацииобщественного сознания продолжаются. И это согласуется с общемировойтенденцией.
Важнойхарактеристикой религиозной ситуации является распределение военнослужащих поконфессиям, т.е. их конфессиональная идентификация. Анализ полученных данныхпоказал, что лишь 60% военнослужащих, считающих себя верующими, ответили на вопросо своей конфессиональной принадлежности, т.е. остальные 40% надо полагать, неидентифицируют себя ни с каким вероисповеданием.
Многиеотвергают «организованную» религию, которая имеет церковно-бюрократическуюорганизационную структуру (например, церковь) так как религиозные институты, поих мнению, не способны улучшить мир. Тем не менее, 40% военнослужащих, из числауказавших свою конфессию, назвали себя православными, а носят крестик 38,6%;5,4% — мусульманами; 1,5% — буддистами; 0,6% — католиками; 0,8% –старообрядцами; 0,3% – иудеями; 1,4% — исповедуют другие религии. Кроме того,10% верующих идентифицируют себя как «просто христиане». В их число входятвоеннослужащие-протестанты (не менее 1,5%).
Такимобразом, каждый второй верующий военнослужащий исповедует христианство.Свидетельством тому является и общее число ответивших, что отмечаютхристианские праздники (Рождество, Пасху и др.).
Такоепонижение доли православных среди военнослужащих свидетельствует, с однойстороны, о том, что мода на веру проходит, а с другой — показывает, что попыткиадминистративного введения православной веры и превращени её в идеологиювызывают в массе военнослужащих обратную реакцию. Особенно потрудились на этойниве политические партии и государственно-церковная бюрократия, которые,спекулируя на духовно-нравственных традициях России, навязывают мифы о симфониицеркви и государства.
Данныесвидетельствуют о некотором снижении уровня общественного доверия к религии ицеркви. Существует более чем десятикратная разница между количествомвоеннослужащих, назвавших себя верующими, и их религиозной практикой. Это незначит, что все они верят в Бога и придерживаются одной из религиозныхтрадиций, а свидетельствует о том, что они происходят из одной этнокультурнойсреды и относят себя к православной, или мусульманской, или иной вере.
Всвязи с усилением влияния религиозного фактора на общественно-политическуюжизнь страны в ходе исследований был изучен вопрос об отношении военнослужащихк сослуживцам — представителям иного вероисповедания. В ходе опросов выявляласьрелигиозная веротерпимость. Более 9% опрошенных военнослужащих обеспокоеныдеятельностью других конфессий, а 8% считают, что иное вероисповеданиесослуживца оказывает на него негативное влияние (мешает службе, снижает боевуюготовность, ухудшает моральный климат); правда, большинство исходит из того,что на отношение к другому человеку иное вероисповедание никакого влияния неоказывает (63,3%).
Значительноболее высокий уровень нетерпимости в военной среде, относительнообщероссийского показателя объясняется тем, что военнослужащие в большейстепени, чем гражданское население, вовлечены в военно-политические конфликты,которые стали носить ярко выраженную религиозную окраску. Религия используетсяразличными политическими силами как знамя для легитимизации тех или иныхполитических (экономических, территориальных) притязаний, а также дляоправдания террористической деятельности.
Восновном отмечается неприязненное отношение к мусульманам (3,2%) и новымрелигиозным движениям (так называемым, «сектантам») (3,2%). Однако в большейстепени нетерпимость проявляется по национальному признаку. Так, наибольшаянеприязнь высказана в адрес чеченцев (34,3%), дагестанцев (около 30%),азербайджанцев (21,3%), «кавказцам» в целом (24,3%). Несколько меньшаяантипатия существует в отношении американцев и грузин (17,5%); евреев, турок иарабов (11%); татар (7,2%); японцев (6,1%); немцев (5,5%).
Такимобразом, отношение к военнослужащим — представителям других национальностей — резко контрастирует с отношением к военнослужащим иного вероисповедания.Учитывая историческую взаимообусловленность национальной и религиознойпринадлежности, уместно говорить о влиянии, которое оказываетэтноконфессиональный фактор в целом на боевую и повседневную деятельностьвоеннослужащих. Так, половина всех опрошенных из числа верующих ответили, чтопри знакомстве, выборе друзей, места в казарме (кубрике), при обслуживаниитехники, выполнении боевой задачи национальная и религиозная принадлежностьдругого военнослужащего оказывает влияние на отношение к нему, в то время какчисло неверующих, обращающих на это внимание, составляет не более 7-9%.
Исследованияпоказали, что подавляющее большинство военнослужащих признаёт наличиеконфликтов в своём подразделении. Однако конфликтов на религиозной почвезначительно меньше, чем на основе национальной принадлежности и междувоеннослужащими разных сроков службы. К примеру, на наличие конфликтов междувоеннослужащими различного вероисповедания указали 21,6% опрошенных, в то времякак конфликты на национальной почве отметили 35,8%, а между военнослужащимиразных периодов службы — 48,6%.
Примечательно,что конфликты между военнослужащими, принимавшими участие в боевых действиях, итеми, кто не имеет такого опыта, случаются значительно реже – только 17%опрошенных отметили их существование.
Однакоущемление прав военнослужащих на свободу совести и свободу вероисповеданияпроявляется не только в неуставных взаимоотношениях между военнослужащими. Так,1,6% опрошенных отметили, что им запрещалось молиться; 2,4% считают, что ихправо на свободу совести ущемляется навязыванием им другой веры илиобязательным участием в исполнении чуждого им религиозного ритуала (обряда);2,5% участников опроса лично испытали на себе ущемление права на свободусовести; 3,6% были свидетелями, когда срывались нательные крестики; 6,8%испытывали словесные оскорбления; у 7% военнослужащих религиозное чувствооскорблялось проведением ритуала другого вероисповедания. Свидетелями такихнарушений были 8,3% военнослужащих. Причём, 5% респондентов вину запосягательство на свободу совести возлагают на командный состав; 3,3% — настаршинский состав и командиров отделений и 3% — на военнослужащих старшихсроков призыва.
Темне менее, как утверждает большинство военнослужащих (60%) за помощью в труднуюминуту они обратятся к начальствующему составу: к командиру части – 11,7%,заместителю командира по воспитательной работе – 9,4%, командиру батальона,роты, боевой части, дивизиона — 12,9%, старшине команды – 2,4%, командируотделения – 5,1%. И только 3,9% готовы обратиться к священнику (другомудуховному лицу) и 1,4% — в комитет солдатских матерей (рис.4.). В то же время кдругу, родителям и любимой женщине готовы обратиться 50, 36 и 22 %соответственно.
Изучениедокументов, относящихся к реальной практике взаимодействия армии и церкви,показывает, что ряд органов военного управления допускает нарушение статьи 8Федерального закона «О статусе военнослужащих» (1998), в соответствии с которойсоздание религиозных объединений в воинской части не допускается.
Впоследнее время на территории ряда частей и соединений возводятся храмы,которые без общины существовать не могут, а любая религиозная община являетсярелигиозным объединением. Кроме того, на территории воинских частей проводятсяколлективные богослужения и религиозные церемонии, а командование отдельныхчастей и соединений использует своё служебное положение для пропаганды того илииного отношения к религии, предметов культа. В этой связи около 45%военнослужащих считают, что в Вооружённых Силах ещё не созданы необходимыеусловия для свободы совести и свободы вероисповедания, и лишь 22% ответили, чтоэти условия есть. И хотя критического мнения придерживается менее половинывоеннослужащих, всё же эта цифра даёт основание для специального изученияпроблем, связанных с реализацией права на свободу совести в условиях воинскойдеятельности, сопряжённой с рядом ограничений служебного характера.
Критическиезамечания по данному вопросу высказывались в адрес Министерства обороныРоссийской Федерации, других министерств и ведомств (по итогам заслушивания) назаседании Комиссии по вопросам религиозных объединений при ПравительствеРоссийской Федерации в 1996, 1999 гг. и на заседании Совета по взаимодействию срелигиозными объединениями при Президенте Российской Федерации в 1998 г. Вчастности, представители Русской православной старообрядческой церкви иДуховного управления мусульман Центрально-Европейского региона Россиивысказались против массового освящения оружия и военных объектов, расцениваяего как осквернение, как акт, лишённый нравственного потенциала.
Анализрезультатов исследований позволил выделить следующие характерные наблюдения поизменению религиозной ситуации в войсках (силах).
Первое.Изменилась оценка исторической и современной роли религии и религиозныхорганизаций, в том числе Русской православной церкви, в общественном сознанииколеблются престиж и индекс доверия к религиозным организациям в глазахобщественного мнения. Рост престижа религии и церкви породил в своё времяопределённые общественные ожидания со стороны командования, органов военногоуправления, что способствовало подписанию совместных заявлений (соглашений) нафедеральном и региональном (окружном) уровнях. Однако эти ожидания в отношениитого, что церковь и религиозные организаций способны содействовать преодолениюкризиса общества, оказались во многом преувеличенными. Десятилетний периодактивного и организованного сотрудничества с церковью не оказал ощутимоговлияния на укрепление воинской дисциплины и преодоления пороков общества.
Второе.Возрос интерес общества к религии и церкви. Это нашло своё отражение вобращении к религии и приняти веры немалым количеством населения, чтонезамедлительно сказалось и на Вооружённых Силах. В результате, как в Русскойправославной церкви, так и в других церквях и конфессиях произошёл наплывновообращённых (неофитов). Их число значительно превосходит число давних ипостоянных членов церкви, более или менее знающих основы вероучения своейрелигии и нормы её культовой практики. Неофиты порой бывают очень активны, дажеагрессивны по отношению к последователям других конфессий и неверующим, но приэтом могут иметь весьма смутное представление об основах вероучения, обрядовойпрактике, нормах поведения, предписываемых той религией, к которой они недавнообратились. Нередко в их сознании отрывочно схваченные элементы вероученияпереплетаются с верой в приметы и гадания, предсказания астрологов; снерелигиозными взглядами на многие явления действительности.
Третье.Характерной особенностью современного периода военно-религиозных отношений исвязанной с ними религиозной ситуации в войсках (силах) является тообстоятельство, что большинство военнослужащих стесняются говорить о своихатеистических убеждениях (около 5%) или признавать факт своего неверия (около8%), так как это стало считаться признаком дурного тона и расцениваетсянекоторыми начальниками как проявление антирусских, т.е. непатриотичных,настроений («русский — значит православный»). Тем не менее общее количество неверующихвоеннослужащих составляет 40%, что соответствует общероссийским показателям(данные ВЦИОМ и кафедры религиоведения РАГС при Президенте РФ).
Необходимоотметить, что данную категорию военнослужащих характеризует растущаятолерантность в отношении религии. Если учесть, что в годы государственногоатеизма нетерпимость неверующих по отношению к религии, к религиознымценностям, а часто и к верующим, была весьма высока, культивироваласьсредствами пропаганды, то это изменение в сознании нерелигиозной частивоеннослужащих и населения в целом надо признать очень существенным.
Четвёртое.У части военнослужащих сохраняется определённая напряжённость в отношениипредставителей религиозных меньшинств и в несколько меньшей степени в отношенииатеистов. Причина этого заключается в том, что воинские коллективы, как и всёроссийское общество, стали ареной столкновения интересов различных конфессий,ведущих постоянную борьбу за пополнение своей паствы и конкуренцию в целяхполучения государственных ресурсов.
Несмотряна то, что сегодняшняя религиозная ситуация отличается фактическойисчерпанностью резерва для дальнейшего роста уровня религиозности населения вотличие от в 90-х гг. ХХ в., сужение резерва для пополнения религиозныхорганизаций за счёт нерелигиозной части общества вызывает обострениеконкурентной борьбы за паству и рост взаимной нетерпимости со стороны различныхрелигиозных объединений. Это в полной мере сказывается и на воинскихколлективах.
Армияне должна выступать ареной соперничества различных религиозных организациймежду собой, а религиозная вера или безверие должно быть частным делом каждоговоеннослужащего. В соответствии с Федеральным законом «О статусевоеннослужащих» (1998), «военнослужащие в свободное от военной службы времявправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица(ст. 8 п.1.), и «… не вправе… использовать свои служебные полномочия дляпропаганды того или иного отношения к религии». В аналитической запискесотрудников администрации Президента Российской Федерации «О взаимодействииВооружённых Сил России и религиозных объединений на современном этапе»,подготовленной по результатам заслушивания 10 марта 1998 г. сообщенийпредставителей Минобороны, МВД и ФПС, указывалось, что не должно существоватьмонопольного права Русской православной церкви на взаимоотношения с армией вущерб правам других конфессий .
Религияявляется нравственным ориентиром для верующих в неё людей. Учитывая, что ихменьшинство (только 3% практикующих верующих), в воспитательной работе командирови органов военного управления должны использоваться формы и методы армиисветского государства, не допускающие оскорбления религиозных чувств воинов иущемления их прав. Это особенно актуально, так как каждая конфессия считаетдругую не истинной, еретической и безблагодатной. Вот почему так важнонеукоснительно соблюдать конституционные принципы свободы совести и сохранятьсветский характер государства и армии как его важнейшего института.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.religiovedenie.ru