Религия как явление,присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающеедо настоящего времени подавляющую часть населения земного шара, оказывается,тем не менее, областью, мало понятной для очень многих людей. Одной из причинэтого, казалось бы, странного факта служит то обстоятельство, что религию, какправило, оценивают по ее внешним признакам, по тому, как она практикуется еепоследователями в культе, в личной и общественной жизни. Отсюда проистекаетмасса различных трактовок религии, усматривающих ее существо либо в элементах,являющихся в ней второстепенными, незначительными, либо даже в ее искажениях,которых не избежала ни одна религия.
Поэтому вопрос о том,что составляет существо религии, какие признаки являются в ней определяющими, акакие — несущественными, требует особого рассмотрения.
Религия имеет двестороны: внешнюю — как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю,которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными инравственными принципами данной религии.
С внешней сторонырелигия представляет собой прежде всего мировоззрение, включающее в себя рядположений (истин), без которых (хотя бы без одного из них) она теряет самоесебя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозныеформы, являющиеся лишь продуктами ее распада, извращения, или врелигиозно-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизньчеловека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер ивыражает себя в более или менее развитой организации (Церкви) с определеннойструктурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т. д.
С внутренней стороны,религия — это непосредственное переживание Бога.Предварительное пониманиерелигии дает и этимология данного слова.
О ЧЕМ ГОВОРИТ СЛОВО «РЕЛИГИЯ»?
Существует несколькоточек зрения на происхождение слова «религия» (от лат. religio —совестливость, благочестие, благоговение, религия, святость, богослужение...).Так, знаменитый римский оратор, писатель и политический деятель I в. до н. э.Цицерон считал, что оно является производным от латинского глагола relegere («вновьсобирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление»),что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться кчему-либо с особым вниманием, почтением». Отсюда и самое существо религииЦицерон видит в благоговении перед высшими силами, Божеством. Эта мысльЦицерона верно указывает на то, что благоговение является одним из важнейшихэлементов в религии, без которого религиозность превращается в ханжество,лицемерие и пустое обрядоисполнение, а вера в Бога — в холодную безжизненнуюдоктрину. В то же время нельзя согласиться с тем, что благоговение перед чем-тотаинственным и даже перед Богом составляет сущность религии. Сколь ни велико инеобходимо благоговение в религии, тем не менее оно представляет собой лишьодно из чувств, присутствующих в религиозном отношении человека к Богу, и невыражает его сущности.
Известный западныйхристианский писатель и оратор Лактанций ( 330 г.) считает, что термин «религия»происходит от латинского глагола religare, означающего «связывать», «соединять».Поэтому и религию он определяет как союз благочестия человека с Богом. «Стем условием, —говорит он, — мы и рождаемся, чтобы оказывать справедливое идолжное повиновение порождающему нас Господу, Его одного знать, Ему следовать.Будучи связанными сим союзом благочестия, мы находимся в соединении с Богом, отчего получила название и самая религия… Так имя „религия“ произошлоот союза благочестия, которым Бог соединил с Собою человека...»
Это определениеЛактанция раскрывает самое существенное в религии — то живое единение духачеловека с Богом, которое совершается в тайниках сердца человеческого.
Подобным же образомпонимает существо религии и блаженный Августин (430), хотя он считает, чтослово «религия» произошло от глагола religere, т. е. «воссоединять»,и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союзамежду человеком и Богом. «Его-то ища, — пишет он, — или лучше, вновьотыскивая (от чего, кажется, получила название и религия), мы стремимся к Немулюбовью, чтобы, когда достигнем, нам успокоиться»2.
Таким образом, происхождениеслова «религия» указывает на два основных его значения: соединение иблагоговение, — которые говорят о религии как о таинственном духовном союзе,живом, благоговейном единении человека с Богом.
ОСНОВНЫЕ ИСТИНЫ РЕЛИГИИ
Что относится кобщеобязательным истинам религии? Первой из них является исповедание духовного,совершенного, разумного, личного Начала — Бога, являющегося Источником(Причиной) бытия всего существующего, в том числе человека, и всегда активноприсутствующего в мире. Эта идея Бога может иметь очень разнообразные по форме,содержанию и степени ясности выражения в различных религиях: монотеистических(вера в единого Бога), политеистических (вера во многих богов), дуалистических(вера в два божественных начала: доброе и злое), анимистических (вера водухотворенность всего существующего, в наличие души у всех сил и явленийприродного мира).
По христианскому учению«Бог есть Любовь» (1 Ин. 4, 8), Он — наш Отец (Мф. 6, 8-9), «мыИм живем и движемся и существуем» (Деян. 17,28). Бог есть то изначальноеБытие и Сознание, благодаря Которому существуют все формы материального идуховного бытия и сознания во всем их многообразии, познанные и не познанныечеловеком. Бог есть реально существующий и неизменный, личностный идеал добра,истины и красоты и конечная цель духовных устремлений человека. Этим, вчастности, христианство, как и другие религии, принципиально отличается от иныхмировоззрений, для которых высший идеал реально не существует, а является лишьплодом человеческих мечтаний, рациональных построений и надежд.
Второй важнейшейистиной религии является убеждение в том, что человек принципиально отличаетсяот всех других видов и форм жизни, что он есть не просто существо биологическивысшее, но в первую очередь духовное, обладающее не только телом, но и душой,носительницей ума, сердца (органа чувств), воли, самой личности, способнойвступать в общение, единение с Богом, с духовным миром. По христианскому учениючеловек есть образ Божий.
Возможность инеобходимость духовного единения человека с Богом предполагает в религии веру вОткровение Бога и необходимость для человека праведной жизни, соответствующейдогматам и заповедям религии. В христианстве такая жизнь называется верой, подкоторой подразумевается не просто убежденность в существовании Бога, но особыйдуховно-нравственный характер всего строя жизни верующего.
Эта истина религиинеразрывно связана с более или менее развитым в отдельных религиях учением опосмертном существовании человека. В христианском Откровении находим большее —учение о всеобщем воскресении и вечной жизни человека (а не одной лишь души),благодаря чему его земная жизнь и деятельность приобретает особенноответственный характер и полноценный смысл. «Человек, ты живешь один раз,и тебя ожидает вечность. Поэтому избери сейчас, свободно и сознательно, совестьи правду нормой твоей жизни!» — этим утверждением христианское учениеособенно резко контрастирует с атеистическим: «Человек, ты живешь одинраз, и тебя ожидает вечная смерть!»
Именно в решениивопроса о душе и вечности с наибольшей очевидностью обнаруживается подлинноелицо религии и атеизма, обнаруживается и скрытый лик каждого человека, егодуховная ориентация: стремится ли он к бессмертной красоте духовногосовершенства и вечной жизни, или же предпочитает веру в окончательный иабсолютный закон смерти, перед которым одинаково бессмысленны не только всеидеалы и все противоборство между добром и злом, истиной и ложью, красотой ибезобразием, но и сама жизнь. Выбором веры человек свидетельствует о себе, ктоон есть и кем хочет стать. Ибо, как справедливо писал один из замечательныхрусских мыслителей XIX в. И.В. Киреевский, «человек — это его вера».И хотя веры — две, истина — одна, и об этом не может забыть ни один мыслящийчеловек.
К существеннымпризнакам религии относится также вера в бытие мира сверхъестественного,ангелов и демонов (бесов), вступая в духовный контакт с которыми (своимичестными или, напротив, безнравственными поступками), человек в большой степениопределяет свою жизнь. Все религии признают реальность влияния мира духовногона деятельность и судьбу человека. Поэтому в высшей степени опасно оказатьсяединодуховным с силами зла. Последствия этого, временные и вечные, страшны длячеловека.
Очевидным элементомлюбой религии является культ, т. е. совокупность всех ее внешнихбогослужебно-обрядовых форм, действий и правил.
Есть еще целый рядэлементов, присущих каждой религии (ее догматическое и нравственное учение,аскетические принципы, правила жизни и др.); все они органически и логическисвязаны с указанными основными.