cвященник Сергий Свешников
Вопросо роли женщины в Церкви поднимался многократно на протяжении всей историихристианства, начиная с самых первых десятилетий существования Церкви. Поэтомукогда ставится вопрос о роли женщины в Церкви, то чаще всего имеется ввидусобственно не роль—об этом проповедовал Сам Христос, и писал ещё АпостолПавел—но продолжающаяся проблема взаимоотношения полов в семье, в обществе и вЦеркви. В церковном сознании эта проблема обычно выражена в том, что бородатыемужчины в чёрном обладают административной властью, которую женщине не дают, дажеесли она приклеит себе бороду и оденет чёрный халат.[1] С точки зрениясовременной Западной светской культуры, к которой принадлежат не только жителиСоединённых Штатов, но в довольно значительной степени и жители европейскойчасти России, – налицо дискриминация Церкви против женщины, только за то, чтоона родилась женщиной. Поэтому кажется немного странным, что указывать женщинамна их место в Церкви пригласили меня—бородатого мужчину в чёрном, наделённогонекоторой административной властью в своём приходе, то есть в малой частиЦеркви.
Что-ж,поделюсь с вами своим мнением: место женщины в церкви—с левой стороны, то естьс той стороны, с которой на иконостасе помещена икона Божией Матери. Впрочем, нужнозаметить, что такое положение делает большую честь женщинам, чем мужчинам. Делов том, что когда предстоятель возносит молитву Богу как один из нас, то естьлицом на восток, то по его правую руку оказываются мужчины. Когда же из царскихврат в благословении или через Святые Дары к нам исходит Сам Христос, то по Егоправую сторону стоят именно женщины. Таким образом, если мы представим себеХриста, стоящего в царских вратах и отделяющего овец от козлищ (Мф. 25:32), тоименно женщины стоят одесную, а мужчины—ошуюю (33).
Конечно,всё это сказано в полушутку, и вопрос о взаимоотношении полов в Церкви оченьсложный, то есть сложенный из многих частей. Постараемся рассмотреть некоторыеиз них.
Введение: Несколько замечаний о Церкви и обществе
Несекрет, что общество—его философия, идеология, культура—оказывает огромноевлияние на христианскую мысль. Проповедуя христианство в эллинистическом мире, Церковьпользовалась терминологией и методикой понятной эллинистическому обществу;существуя в рамках Римской Империи, Церковь богословствовала образамиполитическими и юридическими; столкнувшись с советским богоборчеством, Церковьискала пути противостояния; а живя в условиях современного материализма, Церковьполемизирует с ним, изобличая его духовную нищету.
Сдругой стороны, Церковь—это не только наши небесные покровители, но и мы—вполнеземные человеки, подверженные влиянию идеологии, пропаганды, духа времени, воспитания,различных заблуждений и модных философий. Мы не только выносим что-то из Церкви,но и вносим в неё, в её житие и в её мировоззрение. Это не всегда плохо.Представьте, что вам в трёхлетнем возрасте сказали бы, что ваш жизненный опытисчерпан, что учиться теперь нужно только на примерах из жизни предыдущихпоколений, и что к своим мыслям, переживаниям и личному опыту нужно относитьсялибо с недоверием, либо начисто их отвергать. Как это было бы абсурдно по отношениюк отдельному христианину, также абсурдно было бы консервировать Церковьчетвёртым или пятым веком, как банку солёных огурцов.
Однако,нужно помнить, что наши личные переживания не всегда могут быть мерилом всехвещей, и что велосипед стоит изобретать только после того, как мы познакомимсяс уже существующими моделями, но не раньше того. Кажется, у диакона (нынепротодиакона) Андрея Кураева где-то есть очень поучительный пример. Он пишет, чтомы никогда бы не подумали указывать нейрохирургу как именно оперировать наголовном мозгу или пилоту современного реактивного самолёта какие именно кнопкиему нажимать. Но почему-то многие обыватели считают себя авторитетами в делеуправления церковным кораблём и подвергают сомнению тот путь святости, которымвот уже два тысячелетия его ведут те люди, которых Господь поставил кормчими.
Нетруднопонять, что некоторые из современных претензий к Православной Церкви исходят изнепонимания той задачи, которую Христос поставил перед Своей Невестой. Например,в задачи Церкви не входит установление всеобщего равенства полов, наций илисословий в рамках земной истории. Это вовсе не означает, что Церковь не можетзанять ту или иную позицию в отношении дискриминации, бесправия или рабства.Однако искоренение рабства земного не входит в прямые задачи Церкви, провозглашающейХристову победу над рабством греха, к которой одинаково может приобщиться имужеский пол, и женский, и раб, и свободь (Гал. 3:28), и белокожий, ичернокожий христианин.
Церковьвсегда совершенно и неукоснительно провозглашала благую весть, услышанную отСамого Господа—«исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленнымосвобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Лк. 4:18). Ноэто не значит, что каждый член Церкви, даже из высокопоставленных, всегда былверен духу и букве Евангелия. Наша привязанность к земле слишком часто даёт осебе знать в нашем отношении к вещам небесным. Желая себе земных благ, мы иХриста представляем себе земным царём, забывая, что царство Его есть не от мирасего (Ин. 18:36). Добиваясь земного авторитета, мы и из Христа делаем какого-тотирана, забывая, что Он пришёл послужить, а не для того, чтобы Ему служили (Мк.10:45). Наконец, стараясь подчинить себе жену, «воздвигшую глас» (Лк. 11:27), мыслишком часто цитируем слова «жена да боится своего мужа» (Еф. 5:33) и слишкомредко «мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя занее» (25). В таком извращённом «богословии» вовсе не вина Церкви, но вина нашейпадшей природы. Хотя и есть такие произведения неких священнослужителей, как«Домострой», но они не отражают собственно христианского понимания проблемыполов, а лишь указывают на современное автору положение вещей в обществе, причёмавтор «Домостроя» сознательно старался смягчить существующие нравы, указываяварварам на принципы евангельской любви. То есть, такие творения, как«Домострой», представляют скорее социально-исторический интерес, нежелиявляются эталонами взаимоотношений между христианскими супругами.
Носамое поразительное, пожалуй, не в том, что отпечаток нашей греховности лежитна околоцерковной литературе, а в том, что даже Священное Писание вынужденопринимать во внимание наше жестокосердие. Удивительный пример этому находим вдиалоге Христа с законниками: «…как же Моисей заповедовал..?—…Моисей пожестокосердию вашему позволил вам.., а сначала не было так… но Я говорю вам…»(Мф. 19:7-9). То есть, мы должны быть предельно осторожными, когда цитируемПисание, чтобы смотреть на Божественное откровение не через призму нашего эгоизмаи жестокосердия, а глазами Самого человеколюбивого Источника этого откровения.
Женщинав Церкви
Вправославном вероучении проблемы полов просто нет, как не стоит в православии ивопрос о роли женщины в Церкви. Такого рода проблемы и вопросы привносятся вЦерковь из общества и семьи людьми, живущими в обществе и семье. Повздорив сженой, например, мужчина может бросить в неё цитатой из послания Апостола Павла,что несомненно отразится на церковном самосознании как мужа, так и жены. Ауслышав по телевизору феминистические предупреждения о дискриминации противженщин, человек сознательно или бессознательно несёт их в Церковь, и начинаетсравнивать Церковную жизнь—по крайней мере, такую, какую он видит—сгуманистическими, в том числе и с феминистическими, принципами. Кроме того, проблемачасто усугубляется самими служителями алтаря, которые—кто в шутку, а кто ивсерьёз—цитируют из Святых Отцов что-то вроде «Держись подальше от женщин иархиереев», забывая при этом упомянуть, что совет был дан вполне конкретнымстарцем-монахом вполне конкретному молодому послушнику и не является каким-тообобщающим принципом православного сознания.
Конечно,можно долго спорить о том, существует ли «отвлечённое» или «абстрактное»православие. Скорее всего, мы будем вынуждены сказать, что такового несуществует, как не может обладать бытием невоипостазированный, отвлечённо-абстрактныйчеловек. Как однажды сказал наш до-боли известный соотечественник ВладимирИльич Ленин: «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна».[2] Однако, этововсе не означает, что мы не можем рассматривать основополагающиевероучительные принципы православной веры, которые верны всегда, везде и длявсех. И вот в православном вероучении мы не находим полемики полов. В отличиеот некоторых других вероучений—таких, например, как индуизм[3] или некоторыесекты в исламе[4]—православие учит об абсолютном равенстве людей в их отношениик Богу, спасению и вечной жизни независимо от их пола, национальности, социальногоположения и т.п.
«Нетуже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ниженского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). Это, конечно неозначает, что Павел себя самого уже не считал ни иудеем, ни свободным, нимужчиной—каким-то транснациональным, бесполым, неопределённым существом. Совсемнаоборот—Апостол понимал и принимал реалии земного бытия. Но бытие христианина,как и бытие Самого Христа, есть соединение несоединимого: земного и небесного, временногои вечного, праха и дыхания жизни (Быт. 2:7)—именно соединение, а не отвержениеодного в пользу другого. Цель христианской жизни в православии есть обожение, тоесть обожение всего нашего существа: «Содетелю мой; паче же пройди во уды моя, вовся составы, во утробу, в сердце… Душу очисти, освяти помышления. Составы утвердис костьми вкупе» (из Благодарственных молитв по Святом Причащении; молитва3-я). Христос пришёл всего человека исцелить (см. Ин. 7:23), а не убить тело, чтобыосвободить душу, как-бы из клетки. И воскресение есть не воскресение душ только,но воскресение телес. Наконец, именно наше земное бытие задаёт нам уходящую ввечность траекторию, как именно земная жизнь Христа—с Его воплощением, служением,распятием и воскресением—принесла спасение миру.
Именнопоэтому в церковном отношении к каждому человеку мы находим два элемента—земнойи небесный. Небесный, равноангельный элемент выражается в том, что все в храмеравно предстоят Богу, все равно участвуют в совершении Божественной Литургии, молитвенныеправила для всех равны, [5] все равно причащаются Телу и Крови Спасителя, постыдля всех одни и вообще в вопросах спасения и обожения православие не знаетразличий между мужчинами и женщинами.
Однако,и земной элемент в Церкви тоже присутствует. Церковь, например, венчает бракитолько между мужчиной и женщиной, то есть признавая это существенное различиемежду людьми. Заметим, что венчание на брак—это не дань нашей падшей природе, некоенасильственное внедрение социально-биологического элемента в жизнь Церкви, асовсем наоборот—освящение и восстановление Церковью того института, который былсоздан Творцом ещё до грехопадения первых людей (Быт. 1:27-28; 2:22).
Такимобразом, утверждая равенство людей, Церковь одновременно утверждает ихуникальность. Помня, что каждый человек есть воипостазированная природа, единствоприроды и уникальность ипостасей можно показать на примере Святой Троицы.Каждое Лицо Святой Троицы обладает единой Божественной природой, но различно иуникально в Своей ипостаси: Отец рождает, Сын рождается, Дух исходит; Отец неесть Сын или Дух, Сын не есть Отец или Дух, Дух не есть Отец или Сын. Причёмустановление иерархии внутри Троицы осуществляется через отношения Лиц внутриСамой Троицы, то есть через любовь, а не через некое превосходство природы илиипостаси Отца над природой или ипостасью Сына или Духа. Взгляните, например, наикону св. Андрея Рублёва «Троица»: хотя Отец и изображён во главе стола, [6] впредвечном совете принимают участие все три Лица Святой Троицы, а решениепринимает Сын.
Такжеи в отношении Церкви к мужчинам и женщинам иногда можно наблюдать некоторое«первенство чести» мужчин при абсолютном равенстве мужских и женских ипостасейи абсолютном единстве природы. Однако, честнейшая не только всех мужчин, но ихерувимов, всё же женщина—Пресвятая Богородица, которую православие, в отличиеот католицизма, почитает вполне и во всём подобной нам, кроме личного греха. Спервенством чести мужчин иногда связывают невозможность в православии женскогосвященства. Однако, считать, что священником в Церкви может быть только мужчина,было бы глубоко неверно.
Делов том, что священство, согласно Апостолу Петру, принадлежит всем без исключенияхристианам: «Но вы–род избранный, царственное священство(ιερατευμα), народ святой, люди, взятыев удел…» (1 Пет. 2:9) То есть, иерей, стоящий у Святого Престола, не обладает ине может обладать тем, чем уже не обладает вся Церковь. Вне Церкви нет и неможет быть священства, потому что священство—это неотъемлемое качество именнонарода Божия. Это качество, вернее сказать, благодать, направляется и как-быфокусируется на личности архиерея, а через него и на личности священника, ноона не есть какое-то уникальное качество именно этой личности, она—уникальноекачество Христа и Его Тела-Церкви.
Священствоприсуще Церкви, как Телу Архиерея-Христа. В определённом смысле можно сказать, чтосвященство есть отношение Христа и Церкви. Вспомним что делает священник—онприносит и принимат жертву: «Пожри, владыко!—Жрется Агнец Божий, вземляй грехмира…»[7] Но жертва Христа принесена за всех нас, и все христиане принимают этужертву, и самих себя отдают Христу, т.е. приносят себя в жертву своему Богу.Апостол Павел пишет: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мнеХристос» (Гал. 2:19-20). Таким образом, священство не есть что-то недоступноедля женщин, но их неотъемлемое христианское призвание. Вспомним, что Литургия(гр.—«общее дело») совершается именно Церковью, а не одним священником, которыйв одиночку даже не может служить Литургии.[8] В отличие, например, от синагоги,где для общественного служения нужен кворум именно из мужчин, [9] вхристианстве это двое или трое, собранные во имя Христа—независино от половойпринадлежности молящихся.
Чтоже касается собственно епитрахили, то мы не знаем почему Христос воплотился вмужском теле, [10] но было именно так, и все апостолы были мужчинами, и спервых дней христианства послушание священства даётся именно мужчинам, и притом, не всем. Это случилось вовсе не по каким-то социально-историческимпричинам—христиане сломали довольное количество социальных норм древнего мира, ине потому, что в древнем мире не было женщин-жриц—их тоже было достаточно.Видимо, так изволися Святому Духу и апостолам, что они установили в Церквиинститут именно мужского священства. Должен признаться, что кроме того, что ужебыло сказано, у меня нет более точного ответа на вопрос «почему?» Но существуютнекоторые богословские домыслы, которые могут показаться интересными.
Таккак глубокое богословское осмысление тайны творения не входит в цели данногодоклада, ограничимся лишь самыми общими чертами. Может быть для кого-то этобудет новостью, но первый богоустановленный порядок взаимоотношений междумужчиной и женщиной можно назвать матриархатом. «…[О]ставит человек отца своегои мать свою и прилепится к жене своей» (Быт. 2:24). Помня, что у человека ещёне было матери и отца, а только сотворивший его Бог, можно понять, что этислова Творца суть родовое установление для будущих поколений. То есть, еслиВася Петров и Маша Иванова решили стать одной плотью (ibid.), то Вася долженоставить свой род (отца и мать) и прилепиться к жене, к её роду, т.е. статьВасей Ивановым. Но всё же, динамика отношений между мужчиной и женщиной недолжна была включать в себя элементы господства или какого-то превосходства.
Наделе же получилось иначе. Ева не только нарушила Божию заповедь, не только безобоюдного согласия с Адамом решила вознестись над ним и стать «как боги» (Быт.3:5), но и «причастила»[11] после себя мужа, утвердив тем самым своёпревосходство над ним.
Размышляяо наказании, последовавшем за грехопадением, нужно помнить, что Бог—немстительный и злопамятный мучитель, но любвеобильный Врач, Который Сам взошёлна крест для нашего исцеление и спасения. Поэтому и наказание нужно понимать некак заслуженное мучение, а как лекарство. Каково лекарство—такова и болезнь.«Жене [Бог] сказал: … к мужу твоему влечение твое, и он будет господствоватьнад тобою» (Быт. 3:16). То есть, в самом грехе Евы, видимо, был какой-тоэлемент, который исцеляется послушанием мужу; и может быть поэтому Церковьтрадиционно возлагает бремя пастырства и священства не на женщину, а намужчину. Впрочем, возможны и другие толкования этих мест из Священного Писания.
Однако,ещё раз повторимся: никакое толкование книги Бытия не меняет того факта, чтороль женщины в Церкви—та же, что и роль мужчины—обожение. Почему же в алтарьпускают только мужчин? Это не совсем так. В алтарь вообще положено входитьтолько священнослужителям. 69-е правило Шестого Вселенского Собора запрещаетвсем мирянам—мужчинам и женщинам—входить в алтарь. То, что сейчас на приходах кслужению в алтаре привлекают нерукоположенных мальчиков, говорит не опривилегированном положении мужчин, а о нехватке священнослужителей. Точнотакже к службе в алтаре привлекают и девочек до двенадцатилетнего возраста, тоесть до начала их полового созревания и связанных с этим месячныхкровоистечений. Женщины старшего возраста тоже могут получить благословениевходить в алтарь. Хотя такая практика и редка на приходах, но она существует.
Наконец,ещё одной темой, которую хотелось бы затронуть, является роль женщины в семье.Апостол Павел говорит о таинстве брака, как о таинстве Христа и Церкви. Поэтому,исследование православного понимания брака может нам помочь глубже понять рольженщины в Церкви.
Женщинав семье
Самоераспространённое мнение о взаимоотношениях мужчины и женщины базируется—и небез основания—на текстах из Священного Писания, читаемых во всеуслышание вовремя Таинства Венчания. Как уже отмечалось выше, упрощённое понимание того, чтожёны должны повиноваться своим мужьям (Еф. 5:22), часто вызывает аплодисментысо стороны мужчин, но попробуем разобраться о чём именно пишет Апостол. Неокажется ли, что Апостол Павел духовнее нас, и что в своём понимании великойтайны Христа и Церкви мы ничем не искуснее древних иудеев, которые кивалиголовами своими, не понимая великой тайны нашего спасения (Мф. 27:39-43).
Говоряо повиновении женщин мужьям, Апостол Павел основывает этот принцип на том, чтомуж есть глава жены, как Христос есть глава Церкви (Еф. 5:23). Но какое это главенство?Такое ли, какое мы видим у некоторых «ревнителей» благочестия? Давайтерассмотрим соответствующие места из Священного Писания:
«…младенецродился нам—Сын дан нам; владычество на раменах Его…» (Иса. 9:6) Что такое«владычество на раменах Его»?—В переводе с церковнославянского это означает «наплечах», но не нужно думать, что это погоны или эполеты—привычные нам знакиначальства. Вспомним что было на плечах Христа?—Он «нес крест Свой» (Ин.19:17),«Он понес на Себе грех многих» (Иса. 53:12). Это ли вид генералиссимуса впогонах?—«…нет в Нем ни вида, ни величия… Он был презрен и умален пред людьми, мужскорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он былпрезираем, и мы ни во что ставили Его…» (Иса. 53:2-3).
Мирскойначальник действует по принципу: «Придите ко мне все, кому я ещё ничего неприказал, и я дам вам обязанности». Христос же говорит: «Придите ко Мне всетруждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28).
Ктобольший в царстве мирском?—Тот, у кого погоны поблестящее, шапка повыше и свитапомногочисленнее. Но, когда спросили Христа: «Кто больше в Царстве Небесном?Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них…» (Мф. 18:1-2)
«И,сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всехпоследним и всем слугою» (Мк. 9:35).
«Итак,если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги другдругу» (Ин. 13:14).
Подобныхцитат—множество; и все они указывают на очень существенное качество Христоваглавенства—оно вовсе не такое, к какому привыкли мирские начальники и вельможи.Поэтому и главенство мужа в семье может быть двоякое: главенство земное иглавенство небесное. Эти два главенства вовсе не исключают друг друга и могутсосуществовать в одном и том же браке. Но необходимо помнить, что без Христовакенозиса, без истощания себя не может быть христианского брака—Таинства Христаи Его Церкви, а остаются лишь социально-финансовые отношения.
Конечноже, крестоношение не относится к одним лишь мужчинам, как оно и не относится кодному лишь Христу. Путь Церкви, как и путь каждого из супругов, тоже лежитчерез отвержение себя: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьмикрест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Посмотрим, как Апостол Павелнамекает на то, кто главнее в супружеских отношениях: «Не уклоняйтесь друг отдруга, разве по согласию» (1 Кор. 7:5). То есть, не по «хотению мужа» (Ин.1:13), не по желанию «жены сварливой и сердитой» (Притчи 21:19), но пообоюдному согласию (συμφωνου).
Хотямы и называем себя рабами Христовыми, но Он называет нас друзьями (Ин. 15:15) иполагает душу Свою за нас (13). Это означает, что рабство наше не есть рабствопленника, которого закабалил насильник, но рабство любящего сердца, котороеХристос уловил Своей любовью. То есть, послушание жены, по-библейски говорящейсвоему мужу «господин» должно быть добровольным послушанием любви. Конечно, всёэто может показаться недосягаемыми идеалами, но не нам ли сказано: «…будьтесовершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48)?
Заключение
Итак,роль женщины в Церкви есть та же, что и роль каждого христианина, независимо отпола, нацоинальности, социального положения, состояния здоровья ит.д.—соработничество Христу в деле нашего спасения. В силу своих индивидуальныхдарований женщина может выбрать административное служение в Церкви, бытьбогословом, иконописцем или начальником хора, стяжать равноангельное житие вмонашеском звании или святость в высоком звании матери—но всё это лишь внешниевыражения некоторых аспектов жизни христианина. Главное же—это «сокровенныйсердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценнопред Богом» (1 Петра 3:4). Потому что Тело Христово состоит не изадминистраторов, богословов или иконописцев, даже не из священнослужителей, ноиз христиан. И роль каждого христианина—мужчины или женщины—по слову преп.Серафима Саровского, «стяжание Духа Святаго Божия».
Список литературы
[1]См., напр., Hopko, Thomas. Women in the Priesthood. Crestwood:Saint Vladimir’s Seminary Press, 1999.
[2]Из работы «Что делать?» (1902). Перефраза цитаты из Георга Вильгельма ФридрихаГегеля «Лекции по истории философии» («Введение», 1816): «Если истина —абстрактна, то она — не истина». Ср. Н. Г. Чернышевский, «Очерки гоголевскогопериода русской литературы» (гл. VI): «Отвлеченной истины нет; истинаконкретна».
[3]В индуизме женщины стоят ниже на лестнице воплощений, чем мужчины.
[4]Необходимо отметить, что, несмотря на очевидную дискриминацию против женщин висламском мире, Коран всё-же утверждает равное предстояние мужчин и женщинперед Аллахом, и закон шариата предписывает равные наказания за преступлениямужчинам и женщинам.
[5]Хотя и существуют особые околоцерковные сборники молитв «Молитвослов воина», «Молитвословженщины», но они ни как не выражают какого-то церковного выделения воинов илиженщин из общей среды верующих. Церковные молитвенные правила и те пути, которыеЦерковь предписывает нам для нашей духовной пользы, –одни.
[6]Не путать с центром композиции.
[7]Из диалога диакона и священника во время проскомидии или чина БожественнойЛитургии св. Иоанна Златоустого.
[8]Кроме отдельных случаев, когда в силу особых обстоятельств архиерейблагословляет служить священнику одному.
[9]Миньян: в традиционном иудаизме—кворум из десяти мужчин, необходимый для совершенияобщественного богослужения.
[10]Хотя на эту тему существует множество богословских (и не очень) мнений.
[11]Конечно, мы должны иметь ввиду таинственно-религиозный аспект грехопадения, авовсе не то, что Ева подала Адаму на обед ворованные яблоки.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru