Реферат по предмету "Религия и мифология"


Историческое развитие древней Литургии

Одесская Духовная Семинария
Реферат
По Литургике
на тему:
Историческоеразвитие древней Литургии
Воспитанника 2-б класса
Соболевского Николая
Одесса 2010г
Происхождение и история Литургии
Божественная Литургия, как и всякоецерковное тайнодействие, имеет свое обоснование в Священном Писании. ТаинствоТела и Крови установлено Самим Господом на Его прощальной Вечере с учениками.По Его заповеди апостолы и их преемники продолжали совершать то жетайнодействие и передали это последующим поколениям, как воспоминание оГосподе, о Его искуплении.
Все, совершавшееся в церковной ихрамовой жизни христиан, концентрировалось около Литургии, связывалось с ней,включалось в ее состав. Действительно, уже во времена седой древности христианствакрещение катихуменов совершалось во время Литургии во дни, особо для тогопредназначенные, как то Пасха, Рождество, Богоявление и некоторые другие. Отаких «крещальных Литургиях» говорят писатели II и последующих веков (святоймученик Иустин Философ, Сильвия Аквитанка и др.). Брак и елеосвящение такжевключались в состав Литургии; венчание совершалось до евхаристического канона;вероятно, во время литургии оглашенных, приблизительно около времени чтенияАпостола и Евангелия, и после молодые причащались Святых Тайн; елеосвящение,претерпевшее столь сложную эволюцию своего чина, также было вставлено в рамкиЛитургии: освящение елея совершалось во время проскомидии, а помазание — послезаамвонной молитвы. Миро и теперь освящается во время Литургии сразу же послеосвящения Даров в Великий Четверг. Священство неотделимо от Литургии. Крометого, все то, что схоластическая наука почему-то не называет таинством, но чтов сознании отцов и писателей Церкви было и есть таинство, как то: освящениехрама, освящение антиминса, богоявленское освящение воды, пострижение вмонашество, — так или иначе приурочивается ко времени Литургии или даже введенов ее состав. Даже и отпевание покойных обычно предваряется заупокойнойЛитургией. Только впоследствии, под влиянием процесса обмирщения жизни и еерасцерковления, эта органическая связь прервалась, и все таинства в сознанииверующего народа превратились в требы, а некоторые из них стали почитатьсяпросто обрядами, и сама Евхаристия перестала быть духовным насущным хлебом./> Евхаристия Апостольского времени
Скудость сведений не позволяетсовершенно реконструировать порядка апостольских евхаристических собраний. Надоиметь в виду следующее:
1.        Проявившийсясразу после сошествия Святого Духа харизматический порыв в первохристианскойобщине придал всему строю и быту апостольскому характер экстатичности,расплавленности и исключительной подвижности. Сами молитвы, имевшие своимобразцом молитвы, произнесенные Спасителем во время Вечери, не былиотступлением от привычных благодарений евреев.
2.        Эта еврейскаятрадиция определила характер христианского богослужения. Надо помнить, что сХрамом не было порвано сразу же после основания новозаветной Церкви. Традиции,и храмовая, и синагогальная, поддерживалась. Наряду с этим вошло в обычай«преломление хлеба по домам.
Ясно, что прототипом для апостольскойЕвхаристии была Вечеря Господня, которая сама была построена по типу еврейскойвечери. Следовательно, на апостольскую анафору влияет прежде всего еврейскийритуал. Но из повествования апостола Павла совершенно правильный вывод делаетепископ Фрир: апостол имел дело не с одним только иудейским влияниемИерусалимской общины, но и с обычаями и идеями языческими. Язычники принесли ссобой свой опыт, свои привычки и взгляды. И тут важны два момента:
1.        Церковноежертвоприношение– противовес жертвоприношениям языческим.
2.        Преломление хлебарассматривалось, как регулярное богослужение Господнего дня. Благословлялся хлеб, и всепричащались. После вечери благословлялась Чаша, и опять-таки все причащались.Слова Спасителя об установлении таинства. вошли в состав всех анафор. Вечеряесть воспоминание смерти Господней. Потому-то и молитва воспоминания,»анамнезис", так же составляет существенную часть евхаристическогоканона.
Евхаристия первых веков соединяет всебе элементы еврейского пасхального или субботнего ритуала с чертами античногокульта. В первохристианскомбыту Евхаристия есть больше действие, чем слова.
Судя по Деяниям Апостольским,верующие «постоянно пребывали в учении апостолов, в общении, преломлении хлеба и в молитвах».Несколько ниже Дееписатель дополняет свой рассказ: «единодушно пребывали вхраме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простотесердца». Характерно именно это сопоставление, а может быть, даже ипротивоположение храму – домов, в которых совершалось христианское преломлениехлеба, для иудеев неприемлемое.
Если с этим богослужением первых днейпервого года жизни христианской Церкви сопоставить одно свидетельство из временлет на 25 позже, т.е. именно факт пребывания апостола Павла в Троаде, навозвратном пути из его третьего путешествия, то картина получится такая. В «первый день недели», т.е.в день воскресный, в день Господень, собираются христиане вкупе «дляпреломления хлеба». Павел ведёт беседу, слово его затягивается за полночь.После падения юноши Евтиха из окна третьего этажа и его исцеления апостоломПавлом этот последний преломляет хлеб, вкушает и продолжает беседу до рассвета(Деян.20:7-11).
Скудость источников этого периода непозволяет сказать ничего больше о чине и структуре апостольской Евхаристии. />Евхаристия послеапостольского времени
Евхаристическое богослужение первыхвремен христианства обозначалось самыми различными именами, как, например: ГосподняВечеря, преломление хлеба, приношение, Вечеря Господня, агапа (от греч.«любовь»), синаксис (от греч. «собрание») и др.
Впрочем, наиболее часто встречаетсяназвание «Евхаристия». В ветхозаветном словоупотреблении этим именемобозначалось у Семидесяти благодарение. Как Евхаристия апостолов, так и анафораследующего века есть развитие того же чина еврейской вечери. «Вечеря Господня»во II веке усложняется под влиянием сторонних факторов, но остается в основееврейской застольной молитвой. Древнейшие памятники эпохи не дают ничегонового. Указаны лишь 3 молитвы:
1.        над Чашей:«Благодарим Тебя, Отче наш, за святую лозу Давида, отрока Твоего, которую Ты явил нам чрез СвоегоОтрока Иисуса. Тебе слава во веки;»
2.        над Хлебом:«Благодарим Тебя, Отче наш, за жизнь и ведение, которые Ты явил нам через Своего Отрока Иисуса. Тебеслава во веки. Как этот хлеб был рассеян по холмам и, будучи собран, сталединым, так да будет собрана Церковь Твоя от концов земли в Твое Царство. ИбоТвоя слава и сила чрез Иисуса Христа во веки» и
3.        по насыщении:«Благодарим Тебя, Отче Святый, за Святое Твое Имя, которое Ты вселил всердцах наших …».
По-видимому, первая молитвасоответствует молитве над ветхозаветной чашей; вторая молитва читалась надпреломленным хлебом и только третья молитва характера евхаристического.
Третья молитва была харизматической,она произносилась «пророком» по вдохновению Святого Духа, вэкстатическом порыве религиозного творчества. Но тем не менее следует заметить,что:
4.     благодарили зато, что Бог всемогущ, т.е. что Он Творец и Промыслитель;
5.     благодарили зато, что «чрез Отрока Своего Бог дал духовную пищу и питие;»
6.     молились заЦерковь.
B этом уже можно найти основные чертыанафоры последующего времени, евхаристической молитвы, зафиксированной вопределенных формах.
Наконец, еще одно замечаниекасательно этого краткого евхаристического чина. По Евангелию, Христос преподалсначала Хлеб и потом Чашу. Это же подтверждает и апостол Павел (1Кор. 11:23-25), с указанием, что он этопринял от Господа. «Дидахи» же сначала излагает молитву над чашей,потом над хлебом, что вполне соответствует началу еврейской вечери.
По сравнению с «Учением 12-тиапостолов», святой мученик Иустин Философ дает нам значительно большесведений о евхаристических собраниях своего времени. Он описывает Литургию,совершающуюся сразу после крещения катихуменов, так называемую КрещальнуюЛитургию и евхаристические собрания, бывающие в «День Солнца», т.е. вобычный воскресный день.
Как ни скудны сведения, сообщаемыеИустином Философом, но из них мы можем сделать для себя ряд ценных выводов:
1.        Христианство тоговремени смотрело на свое евхаристическое богослужение как на тайнодействиеЖертвоприношения.
2.        Произнесениеустановительных слов Спасителя указывает на то, что Евхаристия естьвоспоминание Вечери Господней.
3.        Евхаристия естьистинное Тело и Кровь воплотившегося Господа.
4.        Важно, что уИустина уже нет «Вечери Господней;» вместо нее выступает Литургия.
При попытках реконструироватьсхему всей литургии у Иустина Философа находим:
/>         I.      Преанафоральнаячасть
а) Чтение апостольских и евангельскихотрывков и проповедь.
б) Уход оглашенных.
в) Общие молитвы.
г) Лобзание мира.
/>       II.      Анафора
д) Приношение хлеба и вина с водой.
е) Канон, в который входятблагодарения за творение мира и искупление, установительные слова, воспоминаниестраданий.
ж) Преложение через «молитвуСлова».
з) Причащение.
На Востоке Евхаристию по-прежнемусовершали в домовых триклиниях. Это были парадные столовые для гостей — большиеобщие залы в дальних частях домусов. Единственным новшеством здесь был особыйпрестол, который греки называли «трапеза», а римляне — «алтария».Участники божественной трапезы уже не возлежали (т.к. их было слишком много), асидели на скамьях, за их спинами теснились оглашаемые, а потом выходили вовнутренний дворик — перистиль. Т.о. самое большое, что мы можем найти во IIвеке — это молитвенные дома, которые, однако, принадлежали частным владельцам иничем не выделялись среди остальных.
В конце II века Тертуллиан пишет кженщине, состоящей в браке с язычником: «Неужели муж не заметит, что тытайком съедаешь перед каждым приемом пищи? А когда он узнает, что это всеголишь хлеб, что он в своем невежестве подумает о тебе?». Значит, уносилиевхаристический хлеб домой и на буднях причащали себя сами даже по несколькураз в день.
/>Евхаристия и агапы
Из историко-литургических тем вопросагап и их взаимоотношений с евхаристическим богослужением раннего христианствавозбудил немалую полемику. Литература этого вопроса достаточно обширна, и в нейбыли высказаны взгляды полярно противоположные. На основании беспристрастногоизучения первоисточников, сравнения разных исторических данных и благодарябогатому археологическому материалу, Leclercq, не разделяя фантазий протестантских ученых,признает древность «агап» и дает им надлежащее место в бытупервохристианской общины.
B сущности, связь Евхаристии с«Вечерей Господней» явствует из слов самого апостола Павла. Онобличает непорядки, имевшие место у коринфских христиан (1Кор. 11:17-34) вовремя совершения «вечери». Апостол укоряет коринфян за небрежноеотношение к Евхаристии. Это выражалось в том, что богатые презирали бедных, неожидали их прихода на вечерю; часто вечеря превращалась в объядение и участникив неподобающем, нетрезвом виде приступали к Евхаристии, «не различая ТелаГосподня». Евхаристия совершалась уже после вечери. Святой Иустин знаетуже Литургию, отделенную, по-видимому, от вечери. Произошло ли это повсеместно,сказать невозможно.
Надо заметить, что апостол Павел неназывает эти первохристианские вечери именно «вечерями любви», но«Вечерей Господней». Агапами они названы в послании Иуды, ст. 12:«Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви».
В начале нашей эры существовали ибыли в почете у греков и римлян «братства», или содружества,объединённые особой целью. Их руководители назывались «избранные по жребию» идолжны были отличаться благочестием, чистотой, святостью. Содружествасобирались по большим праздникам, устраивая братские трапезы, которыепользовались большой любовью у неимущих и бездомных. Богатые граждане были малоэтим заинтересованы и мало принимали в них участия. Законодательство римскихимператоров, в частности, Августа, регламентировало эти собрания и давало импокровительство закона. Обыкновенно участники таких содружеств] приносили ссобой хлеб, вино, вообще еду, иногда посуду и даже ложа для возлежания.Запрещались разговоры, которые могли бы быть неприятны, и все вообще, что моглонарушить братский и дружеский характер этих трапез. Все сказанное оченьнапоминает обстановку коринфских собраний, о которых с такой горечью говоритапостол Павел.
Памятники раннего христианства даютнам следующий материал. В послании святого Игнатия слово «агапа» (вразных формах) встречается 28 раз. И если в известных текстах это следуетпонимать скорее в смысле благотворительной деятельности, то это не являетсяисключительным значением этого слова. То, что «агапы» поставлены в связь с крещением иЕвхаристией и что их нельзя совершать без участия епископа, показывает, что ониимели значение богослужебное, а не только благотворительное.
Соборы позднейшего времени регулируютвопрос об агапах, говорятоб участии клириков в них и запрещают совершать агапы в базиликах.
Тертуллиан описывал агапы следующим образом: возжигание светильников, пениепсалмов или песней своего сочинения, вкушение от трапезы.
Вот что на основании историческогоисследования богослужения можно сказать о взаимоотношении «вечерейлюбви» и евхаристического богослужения. Евхаристия и агапы вовсе несинонимы в первохристианском быту. Евхаристия часто присоединяли к концу «Вечери Господней»или «вечери любви», но могли и не присоединять. Скоро и такой порядокбыл заменен уже вполне отделившейся Литургией. Впоследствии «агапы»стали благотворительными установлениями в некоторых частях христианского мира(Африка, Рим и др.)./>III век
Первые два века христианства не знаютзаписанного чина анафоры. Более или менее подробные повествования о чинеевхаристического богослужения мы можем найти в произведениях отцов и учителейЦеркви конца IV века(святого Кирилла Иерусалимского, святого Василия Великого и святого ИоаннаЗлатоуста). К тому же времени надо отнести и первые записи литургийных молитв.Начиная с этого отрезка времени можно уже говорить о разделении и классификацииевхаристических молитв на группы и типы. Иными словами, с ІV-V века уже можноначать научно обоснованное исследование литургического материала и егосистематизации по характерным поместным и историческим признакам. Но до этоговремени исследователь остается почти безоружным перед рядом неясностей испорных вопросов.
Впрочем, стоит отметить, что к III веку относится недавно открытыйпамятник, представляющий особенный интерес для литургиста – одно изпроизведений святого Ипполита Римского в связи с памятниками так называемогоапостольского предания и некоторые другие.
Открытие Hauler'ом в 1900 г. произведения Ипполита Римского, перевернуло почти все выводы, построенные трудами ученыхлитургистов и историков. Самое главное в том, что «Апостольскоепредание» святого Ипполита содержит полный чин евхаристической молитвы,древнейшей из доселе нам известных, помещенной после хиротонии нового епископа,лобзания мира и умовения рук.
Практика Причащения: Если во 2 веке,по свидетельству св. Иустина, и хлеб и вино раздавались диаконами, то в 3 векехлеб подавал персонально только епископ у престола. Верующие подходили прямо кпрестолу и получали Св. Дары в руки. А после этого отпивали из чаши, подносимойпресвитером или диаконом.
Свт. Дионисий еп. Александрийскийпишет папе Римскому Ксисту, что в его Церкви не допускается женщинам во времямесячного очищения подходить к престолу для принятия Св. Тайн. Следовательно, вдругие дни они (как и мужчины) причащались на самом престоле.
Появление специальных христианскиххрамов привело к быстрому развитию богослужения и, прежде всего Литургии. Этомуспособствовало ещё одно обстоятельство: на Западе в 3 веке отделённая от агапыЛитургия повсеместно переносится с вечера на раннее утро, о чём свидетельствуетуже Тертуллиан: «Таинство Евхаристии мы принимаем в предрассветныхсобраниях». О том же говорит его преемник Киприан Карфагенский, как бы ещёоправдываясь: «Правда Господь не утром, а после вечери предложил смешаннуючашу… по Христу надлежало принести жертву вечером. А мы празднуем воскресениеГосподне утром».
На более традиционном ВостокеЛитургии ещё служили по ночам, а в Египте эта ночная Литургия задержалась дажедо 5 века/>ІV век
Для историка-литургиста обстановкарезко улучшается с середины следующего, IV, века. Это обстоятельствообъясняется очень ценными и авторитетными свидетельствами таких крупныхцерковных писателей, как святой Кирилл Иерусалимский и святой Иоанн Златоуст;кроме того, в путевом дневнике Сильвии Аквитанки, мы имеем ряд интересныхописаний иерусалимского богослужебного обихода. К тому же IV веку надо отнести и литургию СА VIII. Ноэто уже литургический памятник в настоящем смысле слова; в Апостольскихпостановлениях мы имеем полный чин литургии, тогда как произведения и святогоКирилла Иерусалимского, и святого Иоанна Златоуста дают нам описаниябогослужения, а не самый его чин. Из разных произведений этих писателей, т.е.из Огласительных поучений святого Кирилла, особенно из так называемыхтайноводственных, и из произведений святого Иоанна Златоуста в антиохийскийпериод его жизни можно составить себе вполне удовлетворительное представление оевхаристическом чинопоследовании того времени. />ТипыЛитургий
В течение исторического процесса севхаристической молитвой произошло, немало изменений. Единая по существу изамыслу анафора знает в своем прошлом немало дополнений и сокращений; онаподвергалась всевозможным влияниям и изменениям. Причин этому немало.
Прежде всего, расширение христианствапо лицу вселенной. Затем влияние поместных обычаев и привычек, скоропревратившихся в традиционные канонизированные нормы, наложило свой отпечатокна совершение евхаристического богослужения. Вместе с этим появлялисьвыдающиеся авторитеты, учителя Церкви, и они своими трудами в областибогослужебного чина устанавливали новые формы, которые скоро узаконивались иполучали общее признание, как наилучшие в данной церковной области или общине.Все это привело к чрезвычайнойдифференциации евхаристических молитв. Число отдельных анафор в ПоместныхЦерквах так разрослось, что потребовались усилия Церкви для внесения порядка истройности в них.
На Западе эта работа Церкви сводиласьк постепенномуограничению поместных особенностей, а потом и к совершенному их упразднению. Ит.к. там изменения никогда не доходили до той меры, как на Востоке, то и работапо объединению и упрощению евхаристического богослужения оказалась легче. ПослеТридентского собора(16 в.) Запад официально знает одну Римскую мессу.
На Востоке процесс изменения прошелсильнее. Отделившиеся от Церкви общества верующих сохранили свои формы литургиии даже создали новые, надписав их для большей авторитетности именами разныхапостолов или святых отцов Церкви. У абиссинцев есть даже «литургия БожиейМатери». В связи сэтим и процесс объдинения не произошел решительно и беспрекословно до конца.Восток, вообще, терпимее Запада в отношении национальных черт, языка, обычаев ит.д. Поэтому в границах отдельных исповеданий Восток сохранил большую разнообразностьлитургических типов. Несколько разных евхаристических молитв уживаются рядомдруг с другом, и их место в церковном году урегулировано богослужебным уставом.Так в Православной Церкви вошло в обычай совершать две литургии (святого ИоаннаЗлатоуста и святого Василия Великого). Кроме того, совершается, хотя и неповсеместно, литургия апостола Иакова. Коптская церковь знает несколько формлитургии; Эфиопская их насчитывает до 16 и т.д./>Общий обзор
Несмотря на кажущуюся с первоговзгляда пестроту, во всех схемах есть много общего; так, например, существуетосновное деление на Западные и Восточные литургии; затем более или менеепрочное место во всех системах занимает литургия александрийского типа, какочень самостоятельная; также и своеобразность Римской мессы не позволяет ее невыделить в особую группу, хотя в последнее время и слышатся все чаще голоса,говорящие о сродности римского и александрийского типов; наконец, иантиохийско-византийская фамилия почти у всех исследователей занимает своеспециальное положение. Надлежит теперь разобраться во всех этих тонкостях иизучить характерные черты каждой литургической группы.
Прежде всего, деление очень общее, назападные и восточные. На первый взгляд, оно бесспорно и принято всемилитургистами. Но сами ученые признают, что различие между этими двумя группами скорее кажущееся, чемреальное Что же, однако, отличает эти две основные группы? О. Каброль видит впервую очередь особую многочисленность восточных анафор при сравнительнойединообразности западных канонов мессы. Но это единство анафор на Западе скореекажущееся. Западный канон сам по себе допускает большое количество вариантов всвоих, казалось бы, неподвижных рамках". Это можно пояснить так. В ПравославнойЦеркви, например, положено служить всегда литургию святого Иоанна Златоуста итолько 10 раз в году литургию святого Василия Великого. В те дни, когдаслужится та или иная литургия, она почти ни в чем не меняется, кроме чтенияАпостола и Евангелия и пения некоторых песнопений (антифонов, тропарей икондаков). Разнообразные заамвонные молитвы в Порфириевом Евхологии являются,пожалуй, единственным исключением. Точно так же и в александрийском типелитургий; Вариантов в составе евхаристического канона нет. И это общее правилона Востоке.
Совсем другое дело на Западе. Там прикажущемся единообразии литургического типа (например, римский канон мессы)допускается очень часто в году, в зависимости от праздника или временицерковного года, изменение то той, то иной молитвы евхаристического канона.Иными словами, если принять, что при совершении Литургии активно участвуют трилица: 1. иерей, служащий Литургию и читающий молитвы, 2. диакон, читающийСвященное Писание и произносящий ектении, и 3. хор или певец, исполняющийположенные песнопения, — то в восточных типах евхаристических молитв все, чтоположено читать священнику, не подвергается изменению в рамках одной и той желитургии, будь то святого Иоанна Златоуста, апостола Марка, апостола Иакова. А что касается диаконской илипевческой части, то она варьируется гораздо больше, в зависимости от праздникаили времени года, т.е. читается всегда разное зачало Апостола или Евангелия, ипоется то тот, то другой тропарь или антифон. На Западе как раз обратнаякартина, т.е. в одной и той же мессе — Римской, Мозарабской или Миланской —сами молитвы евхаристического канона меняются.
Второе основное отличие восточныхлитургий от западных заключается в том, что во всех восточных анафорах отмолитвы Воистину свят (по западной терминологии) или Свят еси (литургияапостола Иакова) или С сими блаженными Силами (литургия святого ВасилияВеликого) и т.п., от молитвы ангельского славословия к описанию Тайной Вечери иустановительным словам обычным переходом служит выражение: «в ту ночь, вкоторую Он был предан», тогда как западные каноны вместо выражения «вночь» содержат: Накануне дня и вместо.
Можно было указать на то, что наВостоке участие диакона в Литургии значительнее, чем на Западе, но этонесущественно для самого Таинства.
Кроме того, с течением времени взападных канонах замечается решительное упрощение, тогда как на Востокенаблюдается очевидное усложнение многих деталей, в частности, например,проскомидии в Византийских литургиях./>Литургия Иерусалимского и Византийского типа
А. Иерусалимская группа.
1.     ЛитургияАпостольских постановлений, содержащаяся во II и VIII книгах их (так называемые СА II и СА VIII).
2.     Греческаялитургия апостола Иакова.
3.     Сирийскаялитургия апостола Иакова.
Б. Византийская группа.
4.     Литургия святогоВасилия Великого.
5.     Литургия святогоИоанна Златоуста.
6.     Литургия святогоГригория Армянского.
Из этих шести самостоятельныхлитургических типов три (литургии святых Василия Великого, Иоанна Златоуста иапостола Иакова) и по сие время находятся в богослужебном употреблении вПравославной Церкви; литургия святого Григория тоже служится теперь в церквиАрмяно-григорианской (не униатской); Сирийская литургия апостола Иаковасохранилась у сирийских яковитов, и только литургия СА VIII представляет собой памятникдревности, о литургическом употреблении которого сейчас нет и помина.

Использованная литература
1.   Архимандрит Киприан (Керн)Евхаристия. Православие и современность. Электронная библиотека.
2.   А. Петровский. «Апостольские литургииВосточной Церкви». 1897
3.   Виктор Алымов/>/>Лекции по ИсторическойЛитургике Православие и современность. Электронная библиотека.
4.   Киприан Карфагенский «Творения»ч. 2.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.